У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Г. Овчинников Принятие христианства открыло яовую страницу в истории Киевской Руси

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В. Г. Овчинников

Принятие христианства открыло яовую страницу в истории Киевской Руси. Христианство вводилось в качестве государственной религии со всеми вытекающими из союза церкви и государства позитивными и негативными последствиями. С конца Х в. зависевшая от духовной юрисдикции Константинополя Русская православная церковь начала выстраивать свои структуры и занимать место, отведенное ей княжеской властью, неразрывно связав свою судьбу с судьбой Русского государства.

Вместе с тем были заложены основы оригинальной восточноевропейской культуры, обогащенной высшими ценностями греческой цивилизации. В европейском христианском мире формировался новый элементзагадочная, манящая и пугающая Русь.

При введении христианства церковь принялась укреплять общую для всех подчиненных Киеву славянских племен связь связь через центральную власть. Эта функция православия со временем становилась определяющей. Феодальные междоусобицы, вторжения вражеских орд, изменения территориальных границ в течение столетий перемешивали славянские племена с финно-угорскими и тюркскими. В феодальном мире беспорядков, насилия и войн православная церковь пыталась противостоять не только хаосу и неустойчивости, но и сохранять русскую культурную традицию.

В Византии христианский культ имел пышную и торжественную литургию, развитую богословскую и каноническую книжность, совершенные формы храмового зодчества и живописи. В княжение Владимира и ого сына Ярослава, когда двери в Византию для Киевской Руси широко открылись, молодое государство переживало бурный подъем культуры. В XI в. зародилась древнерусская литература, патриотичная и гражданственная, тесно связанная с устным народным творчеством и по преимуществу религиозная; началось строительство каменных храмов, расписываемых по греческим канонам. Церковь взяла на себя регулирование семейно-брачных отношений, стала по сути монополистом в сфере образования, способствовала этнической консолидации общества на основе православия. Христианизация влекла за собой и отрицательные последствия для развития русской культуры: те народные языческие элементы культуры, которые церковь не могла приспособить к христианству, она вытесняла, преследовала, пыталась уничтожить, опираясь на вооруженную силу и авторитет великокняжеской власти.

С укреплением церкви, превращением ее в часть государственной системы активизировалась колонизационная политика (строительство монастырей), у монастырей и кафедральных церквей появилась земель-

ОВЧИННИКОВ Валерий Григорьевич кандидат исторических наук, учений секретарь по координации Отделения истории ЛИ СССР.

т

ная собственность. Укрепление экономических позиций церкви в XIII в. привело к более активному вмешательству ее в политическую жизнь. Великокняжеской властью церкви была дарована десятина, в церковное право вошли нормы древнерусского права. В соответствии с государственно-политической структурой Руси в XIII в. было образовано 16 епи-скопий, формировался национальный пантеон святых,

В XIV—XV вв. при ордынском иге отмечался рост религиозности населения, формировались национально-специфические черты русского православия; этот процесс особенно усилился после взятия турками в 1453 г. центра греко-православного христианства Константинополя. Изолированное положение России в сочетании с претензией на роль единственной хранительницы православной веры породило бурную активность церкви. Взлет монастырского строительства был обусловлен экономическим развитием удельных княжеств и появлением нового типа монастырей, прямо не зависящих от местной феодальной власти.

В середине XIV в. около Радонежа Варфоломей, сын осевших здесь ростовских бояр, принял постриг и, нарекшись Сергием, основал на холме Маковец, в 72 км от удела московского князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского, Троицкий монастырь. С самого начала Сергий Радонежский поддерживал московского князя Дмитрия, с семьей которого был связан, поручения которого выполнял, политике которого помогал подчинить действия соседних князей. Отдельные представители высшего духовенства, в том числе Сергий) сыграли позитивную роль в консолидации сил для борьбы за независимость, в свержении ордынского ига и организации централизованного Русского государства.

В XV в. церковь превращается в одного из крупнейших земельных собственников, в основном за счет великокняжеских пожалований, вкладов бояр и знати, захвата опустевших общинных земель, колонизации отдаленных районов. Появление еретических движений в определенной степени было связано с реформацией, которая в Западной Европе уже завершилась. Многолетняя ожесточенная полемика среди черного духовенства привела к разделению русского монашества на две партиинестяжателей и иосифлян. По мере укрепления Русского государства возрастала зависимость церкви, отраничядались ее привилегии. Иван IV па Стоглавом соборе 1551 г. настоял на законодательном ограничении расширения монастырского землевладения.

В русском православии никогда не было активного миссионерства: проповеднической деятельностью (так православное духовенство называет миссионерство) церковь занималась лишь в районах, уже покоренных и включенных в состав Российского государства. Но среди духовенства, приобщавшего нерусские народы к православию, была плеяда настоящих просветителей, которые много сделали для развития культуры народов Северо-Востока, Поволжья, Зауралья и Сибири.

Объединение земель под властью великого князя усиливало московскую митрополит. С середины XV в. избранные' поместным собором московские митрополиты перестают ездить для «поставления» в Константинополь, поскольку константинопольский патриарх стал турецким подданным. Практически русская церковь стала автокефальной. После возведения константинопольским патриархом па киевскую кафедру митрополита в 1458 г. Русская митрополия разделилась на Московскую и Киевско-Литовскуто.

Позиции Московской митрополии укреплялись: цари и Боярская дума пользовались советами высшего духовенства при принятии политических решений, духовные лица ставили подписи под различными государственными документами. Увеличивалось число архиепископий и епископий, в XVI—XVII вв. часто проводились церковные соборы, реавшие вопросы управления церковью, внутрицерковпой жизни и цер-

ковного суда. В 1589 г. бы.то учреждено Московское патриаршество. Московский патриарх Иов окружил себя пышным двором, наподобие царского, при патриархе были учреждены специальные приказы по делам церковного управления.

После смутного времени в 161:9 г. патриархом был поставлен Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Новый патриарх руководил государственными делами своего сына. Слияние царской и патриаршей власти усилило роль церкви и ее влияние, в том числе на развитие культуры и просвещения. В XVII в. церковь выступает основным заказчиком архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства и живописи. Переживает подъем русская иконописная школа, создается основа для перехода от иконописи к живописи, проводятся реформы правописания, появляются светские печатные книги.

Во второй половине XVII в. в состав Московской патриархии были включены Киевская митрополия и юго-западные епархии. Значительные изменения в судьбе Русской православной церкви были связаны с Уложением 1649 г., которое ограничило рост церковных вотчин и сделало попытку подчинить церковное судебное ведомство государственному суду- учреждение с этой целью Монастырского приказа вызвало протесты духовенства, в частности новгородского митрополита Никола, который в 1652 г. стал патриархом. Круто и авторитарно провел он ряд церковных реформ. Такие нововведения Никона, как исправление богослужебных книг и обрядов, носили прогрессивный характер и были одобрены сначала рядом московских соборов, а затем собором 1666— 1667 годов. Тем не менее протест среди духовенства и широких слоев верующих разросся до опасных размеров и вылился в раскол. Староверы шли на дыбу и на костер, отстаивая «простоту и невежество». После указа 1685 г. о полном запрещении раскола началось массовое бегство раскольников за границу, в леса и в глухие, отдаленные районы; староверы начали дробиться на секты.

Патриаршество Никона закончилось отречением его от патриаршества, лишением на соборе 1666—1667 гг. сана и священства и ссылкой в монастырь. Но церковные реформы, развитие светского образования стали уже объективной необходимостью. На московских соборах говорилось о невежество духовных лиц, их злоупотреблениях, традициях наследственной передачи церковных мест. Были приняты меры против роста монашествующего духовенства, запрещены бродяжничество монахов и оформление вкладов в монастыри за пострижение. Церковь переживала период, так сказать, прогресса консерватизма. Был поставлен вопрос об улучшении религиозпого образования, усилилась просветительская деятельность церкви. В ттесколт.ких московских соборах были созданы школы, в Заикопоспасском монастыре братья Лихуды открыли первое в России высшее учебное заведение Славяно-гроко-латипскую академию.

В период утверждения абсолютизма в России в XVIII в. место и роль православпой церкви в жизни общества качественно меняются. Петр 1 последовательно ограничивает политическую и экономическую самостоятельность церкви, ставит ее в полную зависимость от государства. С 1700 г., после смерти патриарха Адриапа, патриаршая кафедра остается вакантной. В 1701 г. молодой царь воссоздал Монастырский приказ, возложив на него и управление земельными владениями церкви. К 1720 г. один иа сподвижников Петра, архиепископ Феофан Прокопопич, подготовил «Духовный регламент», радикально видоизменивший высшее цер-. ковное управление. В 1721 г. был издан манифест о ликвидации патриаршества и создании органа коллегиального управления православой церковью Святейшего правительствующего Синода, которому были передапы как духовные, так к хозяйственные функции управло-ния; доходы с крупных церковных вотчин стали поступать в казну.

В 1764 г. Екатерина 11 провела секуляризацию церковных владений, передав все церковные земли вместе с почти 2 млн. крестьян в ведение Коллегии экономии. Более чем вдвое было сокращено число монастырей, две трети денежного оброка с духовных крестьян стала поступать в казну. Однако к концу XVIII в. государственные средства на содержание православной высшей иерархии вновь увеличились почти вдвое, значительно возросли и выделяемые им земельные угодья. Полное подчинение церкви самодержавию сверх всякой меры усилило ее участие в защите интересов правящих классов, породило развитие клерикальных тенденций. Это наглядно проявилось в ходе Крестьянских войн под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева. Синод в специальном воззвании к верующим объявил Пугачева «врагом Отечества и церкви», анафемат-ствовал всех участников восстания.

В условиях развития капитализма в России, становления новых форм общественной и экономической жизни церковь постепенно оттеснялась с авансцены, но оставалась еще серьезной политической силой. По сравнению же с другими исповеданиями православие занимало все более привилегированное положение. Переход из «господствующей и первенствующей» веры в другие исповедания законодательно запрещался вплоть до 1905 г., а из других исповеданий в православие всячески поощрялся. Церковь и самодержавие связывали тесные экономические, политические и идеологические интересы.

Социальная проповедь патриархальной православной церкви в такой огромной крестьянской стране, как Россия, была направлена прежде всего ка сохранение традиционной российской неподвижности, на сглаживание и примирение обострявшихся классовых противоречий. Проповедь смирения и повиновения самодержавию имела и другую сторону добродетели смирения противопоставлялся грех неповиновения, гордыни, т. в, сознательной борьбы за освобождение. Традиционно архаичная доктрина православной церкви была приспособлена к отношениям, лишенным динамичности и остроты классовых противоречий. Захолустный быт русской деревни и города был той средой, на которой вырос и укрепился социальный идеал православия. Этот идеал был неразрывно связан с идеей монархизма, на которой воспитывалось и которую отстаивало ду-хавенство,

Развитие промышленности и рост рабочего движения, расслоение крестьянства и разрушение многовекового патриархального уклада жизни звгачительно увеличивали динамизм и массовость выступлений трудящихся. Стремясь сохранить свои привилегии, духовенство утрачивало способность объективно видеть масштабы и необратимость процессов развития революционно-освободительного движения в России. Кризис самодержавия стал кризисом и православной церкви; все более утрачивая собственно религиозные очертания, деятельность церкви политизиро-вазгась, обслуживая интересы государства. В течение XIX в. значение Синода неуклонно падало, зато повышалась роль обер-прокурора и сте-цень его вмешательства во все стороны церковной жизни. Деспотизм, авторитарность действий обер-прокуроров Синода приводили к конфликтам, порождали недовольство высшего духовенства. Во время революции t905—1907 гг. православное духовенство выступило с требованиями восстановить патриаршество и предоставить церкви большую свободу.

Однако в ходе борьбы против революционного движения возобладала тенденция дальнейшего сплочения церкви и самодержавия. Церковь предавала анафеме любые выступления против государственной власти. Во время стачек священники веди агитационную работу, убеждая рабочих отказаться от революционных выступлений, извращали содержание и цели программ социал-демократов, шельмовали и очерняли лидеров и активистов РСДРП. Православное духовенство долгое время придерживалось представления, что революционеры—это узкий круг молодых

Ш

людей, начитавшихся «вродои-осиых» иностранных квиг, что российекое революционное движение не имеет широкой опоры в массах. Повышевне роли религии в жизни общества, ее клерикалиаация, отказ от «тлетворых иностранных заимствовании» в политике, философии и морали -" такими в представлении церковной иерархии были вернейшие способы .борьбы с освободительным движением.

Первая российская революция развеяла подобные представления. На борьбу против революционного пролетариата и крестьянства церковвики направили все свои силы. Контрреволюционные проповеди печатались в церковных периодических изданиях, распространялись среди прихожан и солдат в виде листовок; широко развернулась устная пропаганда, особенно в церквах. Деятельность духовенства, в свою очередь, возбуждала антиклерикальные настроения и тенденции. Наиболее последовательную борьбу с клерикализмом вела РСДРП. Большевики выдвигали лозунг отделения церкви от государства и школы от церкви, выступали за конфискацию церковных и монастырских земель. Антицерковные тенденции начали проявляться даже среди крестьянства, которое во время революционных выступлений захватывало церковные и монастырские земли и угодья, отказывалось платить священникам за требы, изгоняло наиболее реакционных из них из приходов.

Эти события заставили некоторых представителей официальной церкви начать поиск новых путей воздействия на массы, обновления устаревшего идеологического арсенала православия. В 1905 г. в Петербурге был создан первый кружок сторонников обновления жизни Русской православной церкви, позднее преобразованный в «Союз ревнителей церковного обновления». Обновленческое движение в определенной степени отражало возросшие противоречия между православным епископатом и основной массой рядового духовенства, вынужденного в той или иной мере учитывать положение, надежды и стремления верующих для того, чтобы полностью не утратить среди них свой престиж. Обновленцы стремились ограничить произвол иерархии, повысить роль белого духовенства и мирян в управлении делами церкви. В политическом плане обновленцы смыкались с партией октябристов.

Отдельные священники-демократы принимали участие в крестьянских выступлениях, мотивируя свои действия библейскими идеями. Несколько священников, выбранных в Государственную думу от крестьян, входили во фракцию трудовиков, которая в целом выражала интересы трудового народа. Большинство священников, выступавших на стороне трудящихся масс, впоследствии были лишены сана. Идеями христианского социализма прониклись как представители православной буржуазной интеллигенции, так и отдельные деятели православной церкви. В годы реакции, претерпев определенную эволюцию, эти идеи получили новую жизнь в движении веховства, богостроительстве и богоискательстве. Появился ряд оригинальных русских религиозных мыслителей, теологов и философов.

Февральская буржуазно-демократическая революция лишила Русскую православную церковь материальной и идейной опоры самодержавия. Но церковь не была отделена от государства и фактически продолжала сохранять господствующее положение и получать государственные субсидии. Б августе 1917 г. было создано Министерство исповеданий. Тогда же, одновременно с VI съездом РСДРП (б), взявшим курс на вооруженное восстание, в обстановке наступления контрреволюции, о санкции Временного правительства открылся Поместный собор, продолжавшийся до октября 1918 года. Ведущую роль в нем играла высшая иерархия, состоявшая из черного духовенства, ее поддерживали представители дворянства, чиновничества, реакционная часть белого духовенства. На соборе было принято решение о восстановлении патриаршества. Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Московский Тихон

;(Белавин), выступивший с призывами к борьбе против Советской власти.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец почти тысячелетнему существованию православия в качестве господствующей государственной религии, а двухсоттысячная армия духовенства в большинстве своем встала на сторону контрреволюции. Советская власть с первых шагов решительно разорвала союз государства с церковью. Декретом «О земле», изданным 8 ноября 1917 г., все церковные и монастырские земли передавались в ведение крестьян и местных органов власти. «Декларация прав народов России» и обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» отменяли все национальные и религиозные привилегии, провозглашали суверенность и равноправие всех вероисповеданий. Дело народного образования было изъято из духовного ведомства и передано Народному комиссариату просвещения, должности «учителей закона божьего» в учебных заведениях были упразднены. Советская власть ввела гражданские браки, упразднила государственные ведомства и управления, ведавшие делами церкви, прекратила выдачу государственных средств на нужды религиозных объединений.

В ответ на эти действия, направленные на отделение государства и школы от церкви, II ноября 1917 г. Поместный собор обратился к духовенству и верующим с посланием, объявившим Октябрьскую революцию «нашествием антихриста». 19 января 1918 г. патриарх Тихон в специальном послании предал анафеме политический курс большевиков. Духовенство развернуло антисоветскую агитацию, начало организацию крестных ходов против революционной власти, предписало проводить во всех церквах молебны по «невинно убиенным за православную веру мученикам».

Первым опытом регулирования отношений государства и церкви на новых принципах свободы совести был декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданный 23 января 1918 г. Декретом отменялись всякие праволишепия, связанные с исповеданием или неисповеданием какой-либо веры, религиозные клятвы и присяги. Регистрация актов гражданского состояния и дело образования были переданы государственным органам. Декрет создавал новые основания, органическую структуру для полной реализации марксистско-ленинского понимания принципа свободы совести. Это понимание должно было постоянно обновляться, совершенствоваться на основе практики социалистического строительства.

Претворение этого декрета в жизнь повлекло за собой разработку и принятие серии законодательных актов и постановлений о положении и деятельности религиозных организаций, священнослужителей и верующих. В Наркомате юстиции был организован отдел по проведению в жизнь законоположений о религии и церкви, аналогичные отделы были созданы в губернских комиссариатах юстиции. С 1919 по 1924 г. Наркомат юстиции издавал журнал «Революция и церковь». Вопросы отнонк-ния к религии и церкви, научно-атеистической пропаганды рассматривались на X, XII и XIII съездах партии.

Советская власть предоставила религиозным организациям возможность сосредоточить усилия на удовлетворении собственно религиозных потребностей верующих. Однако в условиях гражданской войны православное духовенство продолжало контрреволюционную политическую деятельность. оказывая идейную, политическую и материальную помощь внутренним и внешним врагам Советской власти. Тысячи священнослужителей действовали в белогвардейских армиях Юденича, Деникина, Колчака, Врангеля. Церковь поощряла выступления против власти Советов. В 1921 г. она открыто поддержала Кронштадтский мятеж. Конечно, многие верующие и часть приходского духовенства, лучше других знавшая народные чаяния и интересы, в годы разрухи, голода и эпидемий

оказывали помощь голодающим и беженцам, шли в холерные и тифозные бараки, участвовали в рошеппи острых социальных пробдем. Однако в целом разрыв между православным духовенством и основной массой верующих разрастался.

Отношения между государством и православной иерархией обострились во время постигших страну в начале 20-х годов засухи и голода. Для экстренной закупки за границей хлеба понадобилась валюта. Отдельные группы верующих и духовенства, ретив оказать помощь в сборе средств, предложили отдать для закупки хлеба имеющиеся в церквах нбкультовые золотые и серебряные изделия. Патриарх Тихон выступил с воззванием о пожертвованиях, однако никаких конкретных шагов предпринято не было. 23 февраля 1922 г. было опубликовано постановление ВЦИК о передаче ценных предметов, находящихся в церквах, синагогах, мечетях, для помощи голодающим. В ответ патриарх опубликовал послание, в котором объявил, что изъятие драгоценных церковных вещей и богослужебных предметов является актом святотатства. Епископат, в свою очередь, объявил изъятие «тяжким грехом», за участие в котором миряне подлежат отлучению от церкви, а священники лишению сана. Церковь всячески попыталась воспрепятствовать изъятию местными органами власти ценностей. Советам пришлось принять решительные меры пресечения. За антигосударственные действия к суду были привлечены организаторы сопротивления изъятию церковных ценностей в Шуе, Москве, Петрограде, Симферополе, Смоленске и других городах.

Вместе с остатками разгромленных белых армий значительная часть реакционного духовенства эмигрировала и на своем съезде в г. Сремские Карловцы в Югославии в 1921 г. провозгласила создание «Русской православной церкви за границей», во главе которой встал митрополит Лнто-ний (Храповицкий), один из трех кандидатов па патриарший престол в 1917 году. Съезд высказался за восстановление в России власти династии Романовых, призвал к организации крестового похода против Советской республики, обратился к участникам Генуэзской конференции с требованием не признавать Советское правительство. Главным в деятельности белоэмигрантского духовенства карловацкой церкви была и остается клерикальная антисоветская деятельность.

Расхождения массы верующих с иерархией православной церкви порождали драматические коллизии в их сознании, создававшие предпосылки для преодоления религиозности. Первые успехи новой экономической политики наглядно показали, что на путь сознательного участия в социалистическом строительстве становится все большее число верующих, тогда как духовенство никак не могло расстаться с ностальгией по самодержавию. Вместе с тем в среде духовенства активизировались обновленцы, из которых одни хотели примирить революцию и церковь в духе богостроительства, другие стремились к чисто религиозному обновлению русского православия, третьи преследовали личные честолюбивые цели. Для широких масс верующих обновленчество открывало более или менее реальный выход из психологического кризиса, поскольку обновленцы прежде всего выступали против контрреволюционной деятельности духовенства. осуждали ее и призывали верующих поддерживать новую власть рабочих и крестьян. В Русской православной церкви начался обновленческий раскол, быстро укреплялись позиции «Живой церкви», «Свободной народной церкви», «Союза общин древлеапостольской церкви» и других обновленческих объединений и групп. Патриаршая церковь теряла свои приходы.

В мае 1922 г. по обвинению в антисоветской деятельности к суду был привлечен патриарх Тихон. Средства массовой информации широко освещали ход гражданского суда над Тихоном, признавшим свою вину и осужденным за антисоветскую деятельность. Именно в этот момент лидеры обновленцев решили завоевать управление церковью. Делегация об-

иовлевщев (протоиерей А. Введеаский и др.) посетила Тихона, находившегося под домашним арестом, потребовала его отречения от патриаршего сана и созыва Поместного собора. Обновленцы создали свой орган по управлению церковью  Высшее церковное управление, а 14 мая поместили в «Известиях ВЦИК» письмо, осуждавшее борьбу православной церкви против Советского правительства, в частности послание Тихона о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обновленцы требовали от иерархии прекратить войну против государства и созвать собор «для суда над виновниками церковной разрухи», урегулирования отношений между церковью и государством и решения вопроса о новом руководстве церковью.

Поискам выхода из кризиса была посвящена работа обновленческого собора 1923 года. На соборе были предложены и рассмотрены разнообразные предложения по реформе православной церкви, однако почтя все они были отвергнуты, духовенство высказалось за соблюдение верности духу, а главное форме и букве традиционного русского православия. Участники собора были единодушны лишь в принятии новой политической ориентации церкви на признание Советской власти как власти народной. На соборе было объявлено также о лишении Тихона сана патриарха. К этому времени почти две трети православных приходов уже перешли на позиции обновленчества. Однако неприятие собором предложенной программы реформ приостановило усиление позиций обновленцев и в значительной мере способствовало усилению патриаршей церкви. Да и Тихон не собирался сдавать позиции без борьбы, он ие признавал обновленческих церквей, отрицал правомочность решений обновленческого собора.

После собора начался полный драматизма путь перехода православного духовенства на позиции лояльности по отношению к Советской власти, медленный и извилистый путь, на котором ни одной из стороп не удалось избежать ошибок. Нельзя отказать в мудрости и решительвости первого, несомненно, крайне болезненного шага патриарха Тихона к разрыву с почти тысячелетней практикой поддержки самодержавия. В 1923 г. он обратился в Верховный Суд РСФСР с заявлением об отказе от антисоветской деятельности, о переходе на позиции лояльности к новой власти и просил освободить его из-под ареста. Судебное дело против Тихона было приостановлено, и сторонники патриаршей церкви получили возможность начать атаку на терявших позиции обновленцев,

Озабоченный спасением патриаршей церкви и желая вывести ее из кризиса, Тихон в последние годы жизни сделал еще один шаг к нормализации отношений между Советским государством и Русской православной церковью. В апреле 1925 г., за несколько дней до смерти, он опубликовал послание, ставшее как бы его завещанием, в котором говорилось, что «принцип свободы совести, провозглашенный Конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу, и в том числе нашей православной церкви, права и возможности жить и вести свои религиозные дела согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает порядка и прав других граждан». Осуждалось «всякое противление» Советской власти, деятельность которой верующим рекомендовалось поддерживать ^

Обновленцы, в свою очередь, провели в 1925 г. второй собор, на котором . фактически отказались почти от всех ранее провозглашенных церковных реформ и попытались выработать новую тактику борьбы с патриаршей церковью. Однако после официального отказа последней от активного противодействия Советской власти все большее число приходов порывало с обновленчеством. Обновленческие церкви, выступив в роли стимулятора перехода духовенства Русской православной церкви на

^ Известия ВЦИК, 15J-V^925. fiЈ8

позиции лояльности по отношению к власти рабочих и крестьян, после этого перехода быстро теряли свои позиции.

В этот важный для судеб церкви период главенствующее положение среди духовенства удалось занять митрополиту Нижегородскому Сертяго (Страгородскому). Стремясь отмежевать иерархию от антисоветских акций, он вступил в сложную борьбу и с обновленческими священниками) и с консервативным духовенством, и с иерархией карловацкой церкви. 29 июля 1927 г. от имени Московской Патриархии Сергии с шестью членами Синода сделал декларацию о лояльности и поддержке Советской власти. «Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства,—говорилось в декларации,—и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством» ^

На дальнейшем развитии отношений церкви с государством отразилось влияние упрощенных и отчасти извращенных представлений о путях и темпах социалистического строительства. В силу ряда объективных и субъективных причин сложилась административно-командная система управления не только экономикой, но и другими сферами жизни советского общества. Часть партийных и советских работников, руководствуясь оторванными от реальности планами, старалась реализовать их любой ценой. Таковым был и план сразу и навсегда покончить с «религиозными пережитками прошлого» с помощью радикальных ограничительно-запретительных и репрессивных мер. Вульгарно-атеистические методы пропаганды, соединенные с административным рвением представителей власти, привели к искажению ленинских принципов свободы совести. Необоснованным репрессиям были подвергнуты многие священнослужители и верующие активисты, был нанесен ощутимый ущерб и культурному наследию нашего народа.

Важное значение для нормализации отношений между церковью и государством имело постановление ВЦИК и GHK РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», в котором определялись формы организации различных религиозных объединений, правила их учреждения, порядок управления церковным имуществом и денежными средствами, а также условия, при которых могло быть произведено закрытие церквей и молитвенных зданий в каждом конкретном случае. Для улучшения научно-атеистической пропаганды в 1932 г. было организовано Государственное антирелпгиозноб издательство, в работу по формированию материалистического мировоззрения были вовлечены деятели науки и культуры.

В 30-е годы православное духовенство так или иначе перешло на позиции лояльного отношения к Советской власти, поэтому объективно необходимость в дальнейшем применении к нему жестких ограничений уменьшилась. Однако в условиях культа личности Сталина, прежде всего в годы коллективизации и проведения курса на ликвидацию кулачества как класса, священников практически без разбора причисляли к противникам Советской власти, лишили гражданских прав, допускались нарушения конституционных принципов свободы совести и законодательства о культах. Статья 124 Конституции СССР, принятой в 1936 г., отменяла допущенные злоупотребления: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести,—гласила она,—церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». По Конституции (ст. 135) служителям культа были предоставлены полные избирательные права.

В межвоенный период Русская православная церковь пыталась сохранить свои позиции, приспособиться к новым реальностям, пересмотреть свою роль и место в социалистическом обществе. Модернизировались

' Там же, 19.VIII. 1927.

m

отдеъяые стороны вероучения применительно к изменявшемуся социально-политическому облику верующих, число которых падало.

В 1941—1945 гг. советский народ с оружием в руках и на трудовом фронте боролся против фашистских оккупантов. Церковь заняла в этот период патриотическую позицию. Однако были и исключения. Иерархия униатской церкви, например, вступила на путь сотрудничества с оккупационными властями. Потпли на сотрудничество с фашистами и некоторые православные священники.

Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий в первый же день войны обратился к верующим с посланием, содержавшим призыв встать на защиту Родины: «Нам, пастырям церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге...» \ Многократно с патриотическими призывами к верующим обращался митрополит Алексий, перенесший вместе с ленинградцами тяготы блокады. В октябре 1941 г. церковь призвала верующих вносить пожертвования на нужды обороны. На ее средства были созданы боевая авиационная эскадрилья им. Александра Невского и танковая колонна им. Дмитрия Донского. К 1944 г. вклад православной церкви на нужды обороны превысил 150 млн. рублей.

8 сентября 1943 г. собор епископов православной церкви избрал первого патриарха, вступившего на престол в условиях социалистического общества. Им стал митрополит Московский Сергий. Для регулирования отношений государства и церкви был создан Совет по делам русской православной церкви, позднее преобразованный в Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. В 1944 г. религиозным организациям было предоставлено право строить, арендовать или покупать помещения, содержать духовные школы для подготовки священнослужителей, мастерские для изготовления предметов культа, издавать религиозную литературу. После кончины патриарха Сергия Поместный собор в начале 1945 г. избрал патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Симанский). В марте 1946 г. во Львове состоялся собор, который упразднил Брестскую унию 1596 г. с Ватиканом и объявил о воссоединении греко-католиков (униатов) Западной Украины с Русской православной церковью. В августе 1949 г. в Мукачеве было проведено воссоединение с нею греко-католиков (униатов) Закарпатья.

После войны продолжалась стабилизация отношений государства с православной церковью, были отменены некоторые из ограничительных санкций, касавшихся учебных заведений, издательской и хозяйственной деятельности церкви. Развивались международные связи Московской патриархии, православное духовенство стало принимать участие в деятельности таких международных религиозных организаций, как Христианское движение в защиту мира, Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей. Расширилось участие в экуменическом движении, прежде всего в рамках Экуменического совета церквей. Православная церковь вступила на путь миротворческой деятельности на международной арене,

После смерти патриарха Алексия поместный собор Русской православной церкви в июне 1971 г. избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (С. М. Извеков). Собор принял специальное «Обращение» в защиту мира и призвал всех христиан содействовать всеобщему разоружению, «умножить свои миротворческие усилия и объединить их с усилиями всех людей доброй воли» \

^ См. Правда о религии в России. М. 1942, с. 17.

* Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая- 2 июня 1971 г Документы, материалы, хроника. М, 1972, с. 138.

Изменение (хщиальдого облика верующих, эволюционные процессы в православии способствовали тому, что по мере развития и совершенствования социалистического общества заложенная еще в первые годы Советской власти структура отношений государства и церкви, основанная на принципе свободы совести, начала очищаться от завалов прошлого) наполняясь новым содержанием.

Расширились направления и формы мирозащитнои деятельности Русской православной церкви на международной арене; проводились крупные международные конференции религиозных деятелей различных вероисповеданий, выступающих за мир на Земле.

В современных условиях, когда социальный облик, мировоззрение, уровень культуры и образования советских людей претерпели качественные изменения, религиозные социальные связи, приверженность тому или иному вероисповеданию уже отступили на задний план, не детерминируют социально-политическое поведение и активность граждан нашего общества. Поэтому религиозные организации, в том числе и Русская православная церковь, не могут не приспосабливать вероучение, культ и свою социальную активность к реальностям социалистического общества, проявляют готовность к сотрудничеству с государственными и общественными организациями.

Однако в условиях перестройки и демократизации жизни советского общества во второй половине 80-х годов в заявлениях ряда религиозных деятелей прозвучали преувеличенные оценки позитивной роли Русской православной церкви в истории нашей страны. Представители православия без должных оснований выдают церковь за единственную хранительницу государственности, культурных, нравственных и патриотических традиций русского, украинского и белорусского народов. К сожалению, подобные субъективные оценки воспринимаются на веру и получают распространение среди молодежи и в некоторых кругах интеллигенции. Отчасти в этом сказывается нехватка доброкачественных научно-популярных работ по истории Русской православной церкви.

Принципиальное понимание свободы совести, заложенное в ленинском декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», полностью соответствует нынешнему периоду перехода советского общества на качественно новый уровень развития. Современным задачам в этой области отвечают укрепление материалистического мировоззрения и сотрудничество верующих и атеистов в социалистическом созидании. Важная роль принадлежит при этом научному изучению и объективному освещению роли и места Русской православной церкви в жизни нашей страны в различные исторические периоды.




1. Изучение Конституции РФ
2. Лабораторная работа- Creating graphic editor.html
3. Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики
4. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА По Информационные системы в бухгалтерском учете Студентки 5 курса в
5. Ведь все люди стремятся к Закону говорит поселянин как же случилось что за все эти долгие годы никто кр
6. Компьютеризация психологической диагностики
7. Этика в связях с общественностью 2013 Билет 11
8. Ихтиология рыб
9. 00 11.html
10. норма и аномалия в психическом и личностном развитии ребенка Возрастные и индивидуальные особенности
11. Управление оборотным капиталом организации
12. Теория коллективного воспитания в историческом контексте
13. тематики в 7 классе по теме Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю Подг
14. какойто антибиотик по совету тещи отвары трав
15. Схема вызова всех служб города Кургана
16. Реферат- К истории становления функции мягкого знака у еря
17. вариантов ответов каждый из которых соответствует определенному количеству баллов
18. Введение Что такое грипп Происхождение гриппа II Основная часть Свойства и структура Виды вирусов
19. 1975 повествует об одном дне из жизни трех приятелей живущих в самом сердце Хельсинки районе Каллио
20. Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в г