Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
1.История создания театра комедии Дель Арте
.Составляющие элементы комедии Дель Арте
2.1 Маски
.2Устройство труппы и канон спектакля
.3Сценарий и импровизация
.4Диалекты
3.Знаменитые актеры и труппы
.Распространение комедии Дель Арте в другие страны
Список используемой литературы
1.История создания театра комедии Дель Арте
Судьба импровизированной комедии в средние века мало известна. Известно только, что она воскресла в эпоху Возрождения и во второй половине XVI века сделалась излюбленным итальянским зрелищем. Увлечение этой забавой охватило всю Италию, от Альп до Калабрии. И вслед за тем оно распространилось по всей Европе. Труппы итальянских комедиантов появляются в Германии, в Англии, в Испании.
Комедия Дель Арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок - вид итальянского народного (площадного) театра ,сочетавший в себе черты веселого карнавала, народного фарса и «ученой комедии», сыгранной на буффонный лад. Разыгрывали спектакли бродячие лицедеи. Это спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia allimprovviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).
В основе представления комедии Дель Арте была не пьеса, а краткий сценарий, текст же и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Герой и героиня говорили на литературном итальянском языке, лица их лишь частично были закрыты черной полумаской. Остальные персонажи общались на различных диалектах Италии, были одеты каждый в традиционный для этого образа костюм и маску, потому и назывались «масками».
Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII вв., оказав при этом ключевое воздействие на дальнейшее развитие всего западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капоко́мико, итал. capocomico).
К XIX веку комедия Дель Арте изживает себя, уступив место театру с писаным сценарием, но находит своё продолжение в пантомиме и мелодраме. В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре.
Сейчас элементы приемов комедии Дель Арте используются на телевидении :принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных телесериалов, а искусство импровизации - в stand-up comedy.
2.Состовляющие элементы комедии Дель Арте
2.1Маски
Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр как правило играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценарии, но маска - значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры, и играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно - знать сценарий - сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.
Число масок, появлявшихся в комедии Дель Арте чрезвычайно велико - более сотни. Однако большинство из них было скорее вариантами нескольких основных масок.
У комедии Дель Арте было два основных центра - Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок.
Северный (венецианский) квартет масок:
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), - второй дзанни, глупый слуга;
Бригелла (Скапино, Буффетто) - первый дзанни, умный слуга;
Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано)- псевдо-учёный доктор права; старик;
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто)- венецианский купец, скупой старик;
Южный (неаполитанский) квартет масок:
Тарталья,- судья-заика;
Скарамучча- хвастливый вояка, трус;
Ковьелло- первый дзанни, умный слуга;
Пульчинелла (Полишинель)-второй дзанни, глупый слуга;
Капитан - хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;
Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.)- юный влюблённый;
забелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.- юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;
Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., - служанки.
2.2Устройство труппы и канон спектакля
Система сценического искусства комедии Дель Арте сформировалась к концу XVI в. и совершенствовалась в течение следующего столетия. В 1699 г. в Неаполе был издан наиболее полный кодекс комедии, «Dellarte representiva, premediata e allimproviso», составленный Андреа Перуччи.
Спектакль начинается и заканчивается парадом с участием всех актёров, с музыкой, танцем, с лацци (буффонными трюками) и дурачествами, состоит из трёх актов. В перерывах между актами исполнялись короткие интермедии. Действие должно быть ограничено во времени (двадцатичетырехчасовой канон).
Труппа в количестве актеров, минимально необходимых для правильного ее функционирования, сложилась раньше всего на севере, на венецианской территории и примыкающих к ней ломбардских областях. Этот строго необходимый состав включал в себя Влюбленных, развитие отношений между которыми создавало сюжетную интригу, стариков, роль которых сводилась к тому, чтобы не дать интриге развернуться слишком быстро, создавать в ней дразнящие зрителя задержки, и дзани, которые должны были в борьбе со стариками приводить интригу к благополучному концу. В интересах углубления сатиры и усложнения сюжета было придумано дублирование и пары Влюбленных, и пары стариков, и пары дзани. В таком составе труппа могла функционировать. Но опять-таки для углубления сатиры и усложнения сюжета в состав труппы постепенно вводились новые маски. Рядом с дамой из пары Влюбленных появилась Фантеска; вслед за дзани вышла на подмостки пожилая женщина; тут же, вызывающе закручивая ус и высовывая из-под плаща конец своей длинной, но неопасной шпаги, зашагал по сцене Капитан. И, в сущности, актерский состав труппы был готов. Музыкальная, вокальная и танцевальная часть состава масок не менялась.
Южные маски несколько опоздали по сравнению с северными, и ритм их появления на сцене был иной. Была и существенная разница в выборе характеров для масок и в их фиксации в сценариях. Если на севере маски строились с тем, чтобы сценарии сохранял какой-то драматургический канон, то на юге больше заботились о том, чтобы сценарий санкционировал бурное веселье. Поэтому романтическая сторона сюжета разрабатывалась там не так внимательно. Пафос южных сценариев был иной. Он определялся непрерывным фейерверком лацци, и маски должны были служить этой цели. Поэтому хотя на юге, как и на севере, присутствовали первый и второй дзани, их функции отличались тем, что буффонный элемент в них подчеркнут больше. И старики на юге играли не столь значительную роль, что, в свою очередь, приводило к убыстрению темпа представления.
Типичных стариков в южных сценариях в сущности не было. Ибо Тарталья, единственная маска пожилого человека, не обладал необходимыми для этого чертами. Поэтому в тех сценариях, авторы которых старались держаться ближе к драматическому канону, стариков приходилось заимствовать из состава северных масок или придумывать новые, не сообщая им постоянных «стариковских» функций. Южным маскам в одном отношении повезло несравненно больше, чем северным. Они нашли конгениального художника в лице Жака Калло. Путешествуя по Италии, отмечая в своих зарисовках все, что казалось ему типичным, французский рисовальщик нашел и оставил потомству великолепную галерею масок, фигурировавших в оценках, которые он назвал «Фесценийскими плясками». Тут нашли место все наиболее типичные южные маски, показанные иногда даже на фоне той обстановки, в которой они действовали.
В труппе(северного и южного квартета масок ) должен быть капокомико, который разбирает с актёрами сценарий, расшифровывает лацци и заботится о необходимом реквизите. Сценарий подбирается строго в соответствии с теми масками, которые есть в труппе. Это минимум один квартет масок и пара влюблённых. Также хорошая труппа должна иметь в своём составе ещё двух актрис, певицу (итал. la cantatrice) и танцовщицу (итал. la ballarina). Количество актёров в труппе редко было меньше девяти, но обычно и не превышало двенадцати. Для декораций требовалось обозначить улицу, площадь, два дома в глубине, справа и слева, между которыми натягивался задник.
.3Сценарий и импровизация
театр комедия дель арте джезоли
Основой спектакля в комедии Дель Арте является сценарий (или канва)- это очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц, порядка выхода на сцену, действий актёров, основных лацци и предметов реквизита. Большинство сценариев представляют собой переделку существующих комедий, рассказов и новелл для нужд отдельно взятой труппы (со своим набором масок), наскоро набросанный текст, вывешиваемый за кулисами на время спектакля. Сценарий, как правило, комедийного характера, но это может быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль (в сборнике сценариев Фламинио Скала, которые играла на сцене труппа «Джелози» присутствуют трагедии; известно также, что странствующая по французской провинции труппа Мольера-Дюфрена иногда играла трагедии, впрочем, без особого успеха).
Здесь вступало в силу искусство импровизации итальянских комедиантов. Импровизация позволяет адаптировать пьесу к новой публике, к новостям города, импровизационный спектакль труднее подвергнуть предварительной цензуре. Искусство импровизации заключалось в находчивой подаче реплик в сочетании с уместной жестикуляцией и умение свести всю импровизацию к исходному сценарию. Для успешной импровизации требовались темперамент, чёткая дикция, владение декламацией, голосом, дыханием, нужна была хорошая память, внимание и находчивость, требующие мгновенной реакции, и богатая фантазия, требовалось превосходное владение телом, акробатическая ловкость, умение прыгать и кувыркаться через голову, - пантомима, как язык телодвижений, выступала наравне со словом. Кроме того, актёры, играющие одну и ту же маску в течение всей жизни, набирали солидный багаж сценических приёмов, трюков, песен, поговорок и афоризмов, монологов и могли свободно пользоваться этим в самых разных сочетаниях. Лишь в XVIII в. драматург Карло Гольдони увёл итальянскую драматургию от сценария к фиксированному тексту; он похоронил находящуюся в упадке комедию дель арте, а на её могиле воздвиг бессмертный памятник в виде пьесы «Слуга двух господ».
2.4Диалекты
Диалект был одним из необходимых элементов, характеризующих маску. В первую очередь, это касается масок комических и буффонных, так как благородные маски, дамы, кавалеры и влюблённые, говорят на литературном языке Италии, т.е. на тосканском диалекте в его римском произношении. Диалект дополняет характеристику персонажа, указывая на его происхождение, а также даёт свой комический эффект.
Венецианский диалект - Панталоне;
Диалект Бергамо - Бригелла, Арлекин;
Болонский диалект - Доктор;
Неаполитанский диалект - Пульчинелла, Ковьелло;
Капитан разговаривает на ломаном итальянском с испанским акцентом
Кроме того, в каждой области Италии создавалась своя маска со своим местным диалектом (например, флорентийская маска Стентерелло). Такие маски, как правило, пользовались популярностью на небольших территориях, где был распространен тот или иной диалект, и их известность не выходила за эти границы.
3. Знаменитые актеры и труппы
Труппы нового театра появились одновременно в нескольких местах в сер. XVI в., однако точных данных о первых труппах не сохранилось, но известно, что в 1559 г. во Флоренции выступала труппа, в составе которой были несколько дзанни, Панталоне (ещё именуемый тогда мессир Бенедетти) и другие маски, затем появляются сведения о выступлениях в Ферраре в 1565 г., в Мантуе в 1566, а в 1568 г. о выступлениях сразу в нескольких областях Италии. Тогда же упоминается первое имя, актёра Альберто Назелли, выступавшего в Мантуе под псевдонимом Дзан Ганассы, и первой труппы, выступавшей в Милане под названием «Джелози» (итал. Compagnia dei Gelosi) и ставшей одной из самых значительных во второй половине XVI в. Также были известны труппы «Дезиози», «Конфиденти», «Унити» (труппа светлейшего герцога Мантуанского), «Аччези» (выступавшей во Франции на празднике в честь бракосочетания Генриха IV с Марией Медичи), «Феделе». В XVII-XVIII вв. под королевским покровительством существовал Театр итальянской комедии в Париже.
«Джелози». Название труппы впервые прозвучало в 1568 г., когда труппа выступала в Милане, и определялось их девизом: "Их доблести, славе и чести все позавидуют[2]» (итал. Virtù, fama ed honor ne fèr gelosi). Главной резиденцией труппы был Милан, выступления были зафиксированиы в Венеции, Флоренции, Генуе, Мантуе, в Турине. Труппа дважды гастролировала во Франции, в первый раз в 1577 г. по приглашению короля Генриха III, видевшего их спектакли в Венеции. Многие актёры труппы относились к творческой и дворянской элите Италии, и после распада труппы (после 1603 г.) сохранился сборник сценариев, составленный Фламинио Скала. В труппе играли Джулио Паскуати (Панталоне), Симоне де Болонья (Дзанни), Габриэле да Болонья (Франкатриппа), Франческо Андреини (Капитан), Влюблённых дам играли Изабелла Андреини и Виттория Пииссими, а Влюблённых кавалеров - Орацио ди Падуа и Адриано Валерини, вместе с Франческо Андреини исполнявший функции капокомико. Предполагается, что именно «Джелози» заложили игровой канон комедии Дель Артеи определили характер основных масок.
«Конфиденти» (итал. Confidenti, Уверенные). Самые ранние сведения о труппе относятся к 1574 г. Известно о её выступлениях в Кремоне, Павии, Милане, Падуе, Ферраре, Болонье, а также о гастролях во Франции и Испании. Труппа находилась под покровительством дона Джованни Медичи, хорошо понимавшего театральное дело. Лучшие актёры труппы, это Фламинио Скала (Флавио), Оттавио Онорати (Меццетино), Франческо Габрителли (Скапино). В разные годы в труппе также играли Виттория Пииссими и Изабелла Андреини, Джованни Пеллезини (Педролино), Тристано Мартинелли (Арлекин), Маркантонио Романьези (Панталоне).
4.Распространение комедии Дель Арте в другие страны
С самого начала существования комедии итальянские труппы наряду со странствиям по областям Италии, выступали и в соседних странах. В первую очередь, это была Франция и Испания, как государства, близкие к Италии географически и родственные по языку. Но не только, труппы актёров добирались и до Австрии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F> и Германии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, до Англии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, а в XVIII в. <http://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> выступали и в России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>. Актёров и персонажей упоминают в своих произведениях Лопе де Вега <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B5_%D0%B4%D0%B5_%D0%92%D0%B5%D0%B3%D0%B0>, Брантом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC,_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80_%D0%B4%D0%B5_%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D1%8C>, Бен Джонсон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%91%D0%B5%D0%BD_%28%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B3%29> и многие другие крупные драматурги и поэты XVI-XVII вв. В одной из своих пьес Уильям Шекспир <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC_%D0%A8%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80> описывает маску Панталоне:
Первые известные гастроли во Франции были отмечены в 1571 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1571> г., когда труппа актёра Джан Ганассы в течение полугода давала представления при дворе короля Карла IX <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_IX_%28%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8%29>.[4] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>. И больше, как во Франции, нигде влияние комедии не было столь велико. Во Франции, где традиции фарса очень сильны, где уже был написан «Гаргантюа и Пантагрюэль <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8E%D0%B0_%D0%B8_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%8E%D1%8D%D0%BB%D1%8C>», где элита свободно говорила по-итальянски, а крестьянство и горожане без труда его понимали, комедия, или как её стали здесь называть, импровизированная комедия (фр. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> comédie à l'impromptu[5] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>) была принята и получила свое развитие в виде ярмарочного театра (фр. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> théâtre de la foire). Французские актёры часто не носили маски, а только белили лицо муко́й (это были так называемые барбулье́), и даже игравшие классических персонажей актёры парижского Театра итальянской комедии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8_%28%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%29> предпочитали иногда играть без масок, как например, прославленный Арлекин, Анджело Константини (Меццетино). Некоторые персонажи итальянской комедии были изменены; так, Пульчинелла превратился в Полишинеля <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C>, а Педролино - в Пьеро <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BE>. Сюжет ярмарочных спектаклей был примитивней итальянских и часто нёс исключительно служебную функцию - подготавливал и связывал многочисленные выходы акробатов, эквилибристов и танцоров[6] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>, в них было меньше импровизации.
Итальянские труппы странствовали по Франции, и эти спектакли видел молодой Мольер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80>, вместе с труппой Дюфрена <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BD,_%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C> выступавший во французской провинции. Многие из увиденных им масок и комических ситуаций перекочевали в его пьесы, в том числе в фарсы и комедии «Плутни Скапена <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%28%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0%29>», «Ревность Барбулье <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B5_%28%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0%29>», «Мнимый больной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%28%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0%29>».
В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 г. <http://ru.wikipedia.org/wiki/1733_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> [7] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII в. в московских и петербургских домах периодически устраивались венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. С приходом к власти императора Павла <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_I> эти карнавалы ушли из жизни горожан, что совпало по времени с упадком комедии Дель Артев самой Италии.
Новая волна интереса к наследию комедии Дель Артеначалась уже в нач. XX в.[8] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>, когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников. В 1906 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1906> г. Блок написал драму «Балаганчик», где в трагическом ключе переосмыслил маски комедии[9] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>. Эту пьесу впервые ставит на сцене В. Э. Мейерхольд <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%AD%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> в 1906 г. в театре В. Ф. Комиссаржевской <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B8%D0%BC._%D0%92._%D0%A4._%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9>, где сам же играет роль Пьеро. Он увлекается театром масок и начинает игру в доктора Дапертутто, представив в 1910 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1910> г. свой знаменитый спекталь-пантомиму «Шарф Коломбины». На основе своих экспериментов и глубокого изучения техники игры актёров комедии Дель АртеМейерхольд предлагает практику биомеханики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F>, на сегодняшний день являющуюся одной из основ физического театра. Эстафету подхватил режиссёр А.Таиров <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> (спектакль «Покрывало Пьеретты», 1916 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1916> г.) Кульминацией стал спектакль «Принцесса Турандот <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0_%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D1%82_%28%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%92%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%29>» по пьесе К.Гоцци <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%86%D1%86%D0%B8>, поставленный режиссёром Евгением Вахтанговым <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> в 1922 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1922> г. в Третьей Студии МХТ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%A5%D0%A2> и сохранявшийся в репертуаре театра более 80 лет.
В живописи того времени к образам комедии масок обращаются А. Е. Яковлев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, К. А. Сомов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, С. Ю. Судейкин и др.
Список используемой литературы
1. Бояджиев Г.Н. «История зарубежного театра».-М.:«Просвещение» 1971
. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978
. М. Давыдова «Комедия Дель Арте». http://www.ashtray.ru/main/texts/del_arte.htm
. Маски театра Дель Арте. http://www.livemaster.ru/topic/80540-maski-teatra-del-arte-1-chast
. Культурно - образовательный портал .Маски комедии дель арте. http://orpheusmusic.ru/publ/teatr_ehpokhi_renessansa/maski_komedii_dde_arte_pantalone_doktor_dzani/530-1-0-842
. Википедия. Комедия Дель Арте. http://ru.wikipedia.org/wiki/commedia dell'arte/678-09-8909
. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.