Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Натурфилософия. Исследование природы бесполезное занятие, т.к. человек не в силах изменить законов природы, какие-либо явления, в ней происходящие. Науки о человеке полезнее наук о природе, т.к. через них мы познаем самих себя.
Предмет философии познание естества человека. «Познай самого себя».
Новое в понятиях «философия» и «философ».Важнейшая проблема философии человек и его поведение. В первую очередь Сократ исследовал этические проблемы, вопросы благочестия, справедливости. Это было связано с кризисом полисной системы и всей культурной жизни греков. Единство знания и добродетели. Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» ценность знания. Истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Философ должен осуществлять свою философию (знания) на деле, испытывать себя и других. Основное средства испытания диалог живая беседа, вопросно-ответный метод исследования проблем.
Диалог предполагает совместный поиск истины в ходе бесед и споров. Жизнь вне диалогов бессмысленна. Смерть Сократ воспринимал как ожидаемую возможность вести диалог с бессмертными философами, поэтами и героями. Диалог как способ философствования был причиной отказа Сократа от письменных сочинений письменные сочинения создают иллюзия власти над памятью, прививают забывчивость,они не могут заменить живого Слова.
Оба участника диалога равны. Совершенно другое понимание понятий «ученик» и «учитель»: знания и истина не просто переливаются из одной головы в другую, а раскрываются в сознании участников диалога. «Обличение» собеседника умерить самоуверенность собеседника, мнящего себя знающим, и доказать ему, что он не только ничего не знает. Майевтика ориентировать собеседника на самопознание, способствовать «рождению» истины в голове собеседника. Это вопросто-ответное (диалектическое) искусство. Сократ сравнивал его с повивальным искусством своей матери Фенареты (maieyomai помогать при родах). Чаще всего собеседник попадал в затруднительное положение, противоречил самому себе, поэтому многие не любили Сократа. Цель диалога найти истину. «…я ничего не знаю… И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать».
Далектика искусство ведения диалога, искусство спора и аргументации. Ее главное отличие от эристики (у софистов эристика, цель которой в показании возможности принять оба противоположны тезиса, доводя дело до абсурда) в нахождении всего одной истины. Диалектика метод исследования понятий, способ установления точных определений.
Индукция, или индуктивные рассуждения это метод определения, метод отбора тех существенных черт, которые являются общими для поступков, получивших одну и ту же этическую оценку. Своеобразная черта метода и всего учения Сократа безуспешность попыток определения этических понятий, которая сочетается с уверенностью в принципиальной возможности нахождения «всеобщего» в нравственности, постижимости всеобщей нравственной основы отдельных, частных добродетелей. Свою задачу Сократ видел в том, чтобы «навести» собеседника на путь раскрытия содержания тех понятий, которыми владеет определяющий, но настолько смутно, что он не в состоянии дать им точное и всеохватывающее определение. Сделать это оказывается, впрочем, не под силу и Сократу. Это «наведение» или «приведение» и есть «индукция». Сократовская индукция есть определение добродетелей путем установления в единичных и частных поступках сходства и различий.
Умелый отбор черт сходства и различия в разнообразии конкретных случаев позволял Сократу при индуктивных построениях искусно использовать в качестве аргумента аналогию.
Индукция Сократа, в отличие от индукции Ф. Бэкона и Дж.С. Милля, не выясняет причинные связи явлений, не отыскивает их закономерностей; она направлена на раскрытие содержания этических понятий, на «испытание» людей, на «обличение» их готовых нравственных представлений, их этических ценностей и норм. Для установления содержания этических понятий и норм Сократ широко использовал не только аналогии и сопоставления, но также гипотетические определения. Гипотеза это предварительное определение. Гипотетические (предположительные) теории использовали в своих натурфилософских учениях досократики, хотя еще не использовали слово «гипотеза». Критерием истинности выдвигаемого гипотетического положения Сократ считал последовательность в суждениях, отсутствие противоречий при поиске общих определений, а не проверку гипотезы соответствующими фактами и экспериментом, как это принято в современной науке.
Ирония и «скептицизм» Сократа. Ирония отличительная черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога и поиска общих определений. Платоновский Сократ то и дело принижает себя и превозносит других, делая вид, что ничего не смыслит в предмете обсуждения, и просит своего собеседника («мудрость» которого несомненна!) вразумить его, Сократа, наставить на путь истины. Ирония Сократа это скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающим». Прикидываясь простаком и задавая вопросы, Сократ лишал самонадеянности «многознающего» собеседника, обнаруживая противоречия в его суждениях, несоответствия между исходными посылками и конечными выводами. Сократовскую иронию, его манеру постоянно задавать вопросы и не обнаруживать при этом собственного суждения можно назвать вслед за французским исследователем Ж. Бреном (см. 35, 97) эротиматической (вопрошающей) иронией. Она нередко вызывала раздражение тех, кто был далек от умонастроения Сократа.
Ирония Сократа была направлена также против духа псевдосерьезности, против слепого преклонения перед традицией и разного рода ложными авторитетами, почитание которых не обосновано убедительными доказательствами. Это не означало отказа от значительного и серьезного, но, напротив, являлось призывом к подлинно значительному и серьезному, к постоянному «испытанию» серьезного, призывом к правдивости, искренности. Ирония Сократа нечто большее, чем обычная ирония: ее цель не только в том, чтобы разоблачить и уничтожить, но и в том, чтобы помочь человеку стать свободным, открытым для истины и для приведения в движение своих духовных сил.
Философский смысл сократовской иронии состоит в том, что она не признает ничего окончательного, раз навсегда данного и неизменного. И если Сократ сомневался в своей мудрости и в мудрости других, то лишь потому, что был уверен: нет такой человеческой мудрости, которая могла бы стать окончательной. Ирония Сократа исключает всякий догматизм, она направлена против претензии на «всезнайство», непогрешимость и непререкаемость. Сократовская ирония проистекает из любви к мудрости и обращена на возбуждение этой любви.
Сократовская ирония вообще «амбивалентна», двуедина: с одной стороны, она связана с его «скептицизмом», с тезисом о знании им своего незнания, с другой с его майевтикой, основанной на уверенности, что человек скрыто обладает правильным знанием (знанием «всеобщего»), и задача заключается в том, чтобы с помощью искусных вопросов и ответов извлечь из него это знание. Сократ, иронизируя, утверждает возбуждает в собеседнике потребность в самопознании и самосовершенствовании.