ТЕМА 15. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Теоретический минимум
1. Формальная логика наука о правильном мышлении.
Определение логической формы мысли.
2. Базовые формы мышления:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение.
3. Закон тождества.
4. Закон противоречия.
5. Закон исключенного третьего.
6. Закон достаточного основания.
7. Враги логичного мышления: эклектика, софистика, схоластика.
Литература
Лекция 15.
Гетманова А.Д. Учебник логики. Со сборником задач. Изд.7-е, стереотипное. М., 2008.
Свинцов В.И. Логика. Учебник для факультетов журналистики университетов. М., 1987.
Логика. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995.
Королёв Б.Н. Логика. Начальный курс для старшеклассников. 2-е изд. Курск, 1995.
Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.
Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971.
Ивин А.А. По законам логики. М., 1983.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
Делёз Ж. Логика смысла. М., 2011 (Философские технологии).
Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. Пролегомены к чистой логике / Пер. с нем. М., 2011 (Философские технологии).
Текстологический практикум
Льюис Кэррол: поэзия нонсенса
1. Ч. Л. Доджсон (18321898) преподаватель Оксфорда и его alter ego Л. Кэррол писатель-сказочник.
2. Приключения Алисы в Стране чудес и в Зазеркалье.
3. Охота на Снарка.
Литература
Кэррол Л. Приключения Алисы в стране чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1990.
Кэррол Л. Охота на Снарка. Пер. Г. Кружкова. М., 1991.
Лир Э., Кэррол Л. Целый том чепухи (Английский классический абсурд XIX века). Пер. Е. Клюева. М., 1992.
Падни Д. Льюис Кэррол и его мир. М., 1982.
Демурова Н.М. Льюис Кэррол. Очерк жизни и творчества. М., 1979.
КОНСПЕКТ
Студент составляет самостоятельно, выписывая из любого учебника или справочника по формальной логике (десятки изданий за последние годы) определения указанных в плане понятий (“формальная логика”, “форма мышления”; “понятие”, “суждение”, умозаключение”; затем каждого из четырех законов логики; наконец, “софистика”, “эклектика”, “схоластика”); наконец, подбирает из жизни или литературы примеры соблюдения или нарушения основных законов логики.
Без соблюдения законов логики мышление быстро пришло бы в тупик. Однако одной логики для жизни, особенно для получения нового знания и выхода из действительно проблемных ситуаций недостаточно. Логика отражает спокойную, вечную сторону человеческого бытия. В иных ситуациях от мышления и поведения требуется парадоксальность, временная нелогичность. На эту сторону жизни и мысли обращает внимание, в частности, Люис Кэррол в своих прозаических и стихотворных сказках.
Вернёмся ещё раз к поучительной кинокомедии «Мама не горюй». Бандит Зубек, майор милиции и следователь прокуратуры общаются за бутылкой. Их общая задача поймать сбежавшего члена банды Морячка.
Зубек. Давай (поднимает стакан). За братву прямую. Которая по-мужски стоит, реально. За твоих, за моих, за всяких.
… Следователь … Хорошо, ты такой по жизни спокойный так что же ты Порячка не повязал, не придержал? Такую кашу заварил…
… Майор (снисходительно) Так от того и не повязал, что спокойный…
Следователь. Ясное дело, спокойный Морячок Папу подставил, Папа Моряка, Папа уехал, Морячок слинял (он (указывает на Зубека) вроде как и ни при чём. И все спокойные, никто ни в чём не виноват.
Зубек. Почему не виноват? У кого есть вина тот и виноват. А кто держит себя, тот знает кому ответ держать, а кто ему по жизни должен.
Следователь (совсем расклеился под его взглядом и говорит козлиным несколько голосом с резонёрской гримасой). Ну ты мне ещё начни Ницше цитировать. Логика-то у тебя, Зубек, готов доказать, фашистская, не к свободе она ведёт, а…
Зубек пытается встать.
Майор. Коля, ты-то хоть с катушек не слетай (Тоже встаёт, усаживает Зубека, оборачивается к Следователю) Ну хватит тут, милый, базаров учёных. Мы тебя не проповедовать звали. Пургой корефанов своих будешь заметать прокурорских.
Следователь. Это для тебя пурга, а во все времена…
Зубек (встаёт снова). Ну, ты только мне норы-то тут не рой, хорёк.
Следователь (валится со стула по собственной инициативе). … Логика!..»
Подумаем, какова логика поведения живописанных сценаристом К. Мурзенко персонажей. Какую логику гнёт каждый из них?