Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1. Место культурологии в системе вузовского образования

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  24

Тема 1. Место культурологии в  системе вузовского образования.

В 90-е годы  в программы среднего и высшего образования России был введен курс культурологии. Во всех вузах, независимо от профиля, на начальных курсах осваивалась эта новая для российской гуманитаристики дисциплина.  

Научное знание можно представить себе в виде трех ветвей:

                                                                

                                         наука

знание о природе -                                                                          знание о человеке,

естествознание         знание о способах овладения природой-     обществе -

                (физика, ботаника,                   техническое знание                          гуманитарное

                  анатомия и пр)                 (комплекс политехнических дисциплин,   знание

                                                               например, сопротивление материалов)  (философия,            

                                                                                                                    социология,

                                                                                                                 история и пр)                 

Культурология, таким образом, это гуманитарная область знания и учебная дисциплина.

                 Каково место этой дисциплины в общегуманитарной подготовке студентов?

1.Развитие, реорганизация системы высшего образования, обретение многими вузами статуса университетов требует усиления гуманитарного компонента в программе образования. Выпускник университета – специалист, обладающий широким кругозором, способный активно участвовать в процессах межкультурных коммуникаций, наделенный  гуманистически организованным строем сознания, должен владеть сведениями об истории культуры, знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры, закономерности их развития, ориентироваться в мире культурных ценностей. Достойная гражданская позиция предполагает знание собственной культурной истории и понимание ее места в системе мировой цивилизации. Она же требует формирования позитивной  установки на усвоение, хранение и трансляцию базисных ценностей культуры.

                  2.Усвоение этого знания имеет важный мировоззренческий смысл. В условиях социально-экономической, культурной нестабильности современной ситуации обращение к культурному опыту, наследию, корням – тот источник, который дает силы жить. По словам П. Сорокина, культурный кризис – это не просто время, когда слышен погребальный звон уходящего мира. Это время, предполагающее состояние особого раскрепощения всех сил, творчества, инициативы; время, зовущее новых апостолов Павлов и Августинов. И здесь обращенность к культуре, любовь к культуре, когда в сознании формируется установка: не могу без Моцарта. Рафаэля. Баха – важное созидательное и укрепляющее начало во внутреннем опыте личности. Устами своего героя, теряющего интерес к жизни, слабеющего духом в нечеловеческих условиях, Глеб Успенский выразил впечатление от созерцания статуи Венеры Милосской словом: «ВЫПРЯМИЛА»: «Я был как скомканная перчатка. Но воспоминание о Венере наполнило ее воздухом и объемом». Лауреат Нобелевской премии И. Бродский писал о своем поколении как о «единственном поколении русских, которое нашло себя, для которого Джотто и Мандельштам были насущнее собственных судеб».

                   3.Культурология – особая дисциплина в ряду гуманитарных дисциплин, которая требует не простой репродукции, воспроизведения предлагаемых знаний, но инициирует развитие творческих способностей.  Историко-культурное знание облекается в мифо-символическую форму (мы говорим, например,  об аполлоновском  и дионисийском началах в европейской культуре, погружаясь в область мифо-символических ассоциаций), обращается к воображению, к тем слоям опыта, в которых коренится творчество.

       4.Знание истории культуры расширяет горизонты сознания, помещает всякое специальное знание в широкий культурно-исторический контекст, придавая ему новые смысловые оттенки, способствуя углублению профессионального самосознания. Приведем два примера. Первый – из области математики.  Математика – весьма специализированная дисциплина. Но, по словам О. Шпенглера, немецкого исследователя(1880-1936), «чуткой душе число может сказать столько же, сколько душе верующего может сообщить созерцание внутреннего пространства собора». Сам профессиональный математик, Шпенглер показал в своей, ставшей классикой в гуманитаристике ХХ века работе «Закат Европы» зависимость математического знания от культурного контекста.     

                  Древние греки обитали в культуре чувственного типа, культуре телесной, ориентированной на осязаемый внешний мир. Мир запредельный потусторонний вызывал у них  страх. Душа грека была счастлива под голубым небом солнечной Эллады, где раздавались звуки прибоя, а мир украшал белоснежный или разноцветный мрамор. Царство мертвых для эллина было миром непривлекательным. В этой культуре, выражая ее дух, родилась математика целых натуральных чисел. Греки с ужасом отвернулись бы от чисел отрицательных или иррациональных, выражающих иные аспекты реальности.   А еще эта культура, с выраженным эстетическим началом, любила перебирать числа, любуясь их эстетическими свойствами: греческие математики приходили в экстаз от свойств 1, первоэлемента всех вещей, неделимой и неизменной, никогда не расстающейся со своей природой путем умножения (1х1=1). Они рассуждали о совершенстве числа 3, первого, состоящего из начала, середины и конца, причем каждый из этих элементов представлен 1. Они радовались гармонической структуре и могуществе четверки: 1+3=2х2, их поражало, что сумма 1+2+3+4=10 порождает десятку. Греческая математика знает тонкие спекуляции, иногда обезоруживающие своей наивностью

Большие числа греки обозначать не могли (больше 100 000) и не любили. (В отличие  от индийских математиков, любивших спекуляции с большими числами, вроде1 577 917 – здесь грек испытывал дрожь, как перед ужасной бесконечностью, перед апейроном).  

Математики Индии обогатила эту область знания многими приобретениями. (Вспомним, что арабские числа на самом деле появились в Индии). Но для нас сейчас важно то, что отметил Шпенглер: Индия – подлинное царство религий, и это напряженное чувство бесконечности нашло отражение в формах культуры, в частности,   также запечатлело себя в индийской математике. В мифологии индуизма есть построение о боге Брахме, который выдыхает – творится мир, затем наступает время вдоха – и мир разрушается. В этом ритмичном дыхании пульсирует вселенная. А теперь вспомните свойства такого математического символа, который родился в Индии, как 0. Ноль – это ничто, пустота. Но присоединенный к любому числу, он дает его кратное увеличение.

Математика арабского мира также позволяет увидеть связи с типом культуры ее породившим. Алгебра – само слово это арабского происхождения. В этом разделе матеиатики внимание фокусируется на исследовании отношений между величинами, что выражает сам дух арабо-мусульманской культуры: таинственное перетекание тайного в явное, сокровенного в откровенное, эзотерического в экзотерическое. Эта связь двух миров, внутреннего и внешнего запечатлена в облике арабской женщины, лицо которой закрыто покрывалом; оно проявляется в особенностях архитектуры, где внешняя стена строения скрывает внутренний двор – оазис.

Наконец, математика новоевропейской культуры также отразила  специфику соответствующего культурного контекста. Существо европейской культуры, по Шпенглеру,  - открытие чувства дали, бесконечности. Оно обнаруживает себя в технике линейной перспективы в живописи, в изобретении артиллерийского оружия,  в сооружении сети железных дорог. В математике это выразилось в открытии дифференциального исчисления, бесконечно малых величин.

Так способность увидеть математическое знание в определенном культурном контексте насыщает его новыми смысловыми оттенками.

Второй пример касается истории медицины. Культурно-исторический фон развития научного знания накладывает на него совершенно определенный отпечаток. 17-18 века в европейской истории – время господства стиля классицизм, в основе которого лежит культ разума. Разум любит порядок, красота есть порядок – эти максимы господствуют в культурной и эстетической парадигме эпохи. В медицине это время классификаторов и великих нозографов. Вслед за шведом К. Линнеем, предложившим систему классификации живой природы, в медицине целый ряд ученых выстраивают величественные нозографические системы, упорядочивающие все известные болезни. В качестве примера можно называть системы Пинеля, включавшую около 4 тыс болезней, или де Соважа.  

Но в конце 18 века происходят изменения в культурной атмосфере: наступает время другого великого культурного стиля. В Европе воцаряется романтизм с его туманами, далями, бесконечными горизонтами и размытостью контуров в живописи, камерностью и эмоциональностью в поэзии («Романтизм пробудил дремавшие в нас чувства» - Ортега-и-Гассет), высочайшим лиризмом и мелодизмом в музыке. Романтизм – это уход, бегство от этого несовершенного мира, романтик пребывает в  вечном движении, отправляясь в дальние страны, уходя в религию, мистику, в фольклор. Романтик прекрасен, одинок и печален («И скучно, и грустно…»), ибо неприятие его этого несовершенного мира абсолютно и безнадежно. Его стихия воздушна.

В 19 веке появится то, что специалисты назовут романтической медициной. Две особенности романтической медицины можно выделить: человек мыслится как психосоматическая целостность (вспомним название диссертации романтика-врача Фридриха Шиллера: «Опыт исследования вопроса о связи между животной и духовной природой человека»), корни современной психосоматики уходят в романтическую медицину. Кроме того, в практике исцеления важную роль играют внерациональные механизмы. Колоритная фигура здесь – Франц Месмер. Его идеи о животном магнетизме вызвали резкое неприятие со стороны академической науки (так же как практика современных экстрасенсов – у современной научной медицины), но способствовали узаконению в медицине той древней техники, которая в 19 веке получит название гипноз. Своим экстравагантным видом, совершая пассы, Месмер погружал пациентов в состояние, напоминающее физиологический сон, но не тождественное ему, добиваясь нередко целительного эффекта. Таким образом, медицина  также чутко реагирует на контекст культуры, вбирая в себя ее важнейшие характеристики. И носитель медицинского знания, обремененный опытом историко-культурных трансформаций, также точнее и глубже поймет специфику специально-научных конструкций в медицине.

5.Для врача традиционен интерес к культуре, искусству. Можно назвать целый ряд имен выдающихся медиков, которые оставили свой след и в культурном творчестве: французский писатель и врач Франсуа Рабле, немецкий поэт и врач Фридрих Шиллер, русский композитор и ученый-химик, врач А.П. Бородин … У С.С. Юдина холл его больницы украшали картины старых мастеров – по убеждению великого хирурга созерцание их способствовало более эффективному лечению. Можно было бы вспомнить  пришедший из античности символ: Аполлон и Асклепий – отец и сын, один врачует души, а другой тело, но они связаны неразрывными родственными узами. Так глубинно родственны медицина и искусство.

Вопросы по теме:

1.Вопрос о связи науки и соответствующего типа культуры в современной научной литературе дискуссионен. Убеждают ли Вас приведенные Шпенглером аргументы, доказывающие связь научного мышления и культурного сознания? Каковы они?

2.Какие, на Ваш взгляд,  функции способна выполнить культурология в системе высшего образования?

Иллюстративный материал: гуманистически ориентированное сознание, сознание культурного человека ориентируется в культурном наследии человечества, чутко реагирует на красоту. Чайковский П.И.Времена года.  Баркарола. Исп. М. Плетнев.

Тема 2. Специфика культурологии.

Культурология – гуманитарная дисциплина, возникающая в одном ряду с  философией, социологией, психологией, историей и пр.

Культурология включает в себя две ветви знания:

                                                ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

                                                

                                                 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ                      

Сам термин КУЛЬТУРОЛОГИЯ, дословно означающий учение о культуре, был введен в научный обиход американским исследователем ЛЕСЛИ УАЙТОМ. Стоит несколько подробнее остановиться на этой личности: с полным основанием Л.Уайта можно назвать одним из основоположников этой научной дисциплины. ЛЕСЛИ ЭЛВИН УАЙТ  (1900 – 19750 – американский антрополог и культуролог. Широко образованный человек, он изучал в трех университетах историю, политологию, психологию, социологию, антропологию; проводил полевые исследования среди индейцев пуэбло; создал одну из самых сильных кафедр культурной антропологии (с 1930 г.) в Мичиганском университете.

К числу важнейших научных заслуг Уайта следует отнести:

-развитие понятия культуры, он представил ее как специфический класс явлений, имеющих символическое значение;

-выделение культурологии в качестве самостоятельной дисциплины в комплексе общественных наук;

-введение самого термина культурология.

При жизни идеи Уайта не получили признания, и только в 90-ые годы пришло понимание значимости его работ.

Круг важнейших идей Уайта сводится к следующему.

1.В широком смысле культура есть вся полнота общественной жизни. Мир культуры можно разделить на три слоя, три подсистемы.

-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   состоит из материальных, механических, физических, химических орудий труда вместе с технологией их использования

-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ  состоит из межличностных отношений, выраженных в коллективных или индивидуальных схемах (паттернах) поведения. Внутри этой системы в свою очередь можно выделить экономическую, этическую, военную, религиозную системы, системы семьи и т.д.

-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ  включает в себя верования, знания, выраженные посредством членораздельной речи или в иной символической форме. Сюда следует отнести мифологию, теологию, науку,  народную мудрость, знания, восходящие к здравому смыслу.

Эти три слоя составляют культурную систему как целое.

2.На более тонком уровне существо культурных феноменов определяется Уайтом следующим образом.

Общество – это самоорганизующаяся система, призванная выполнить три основных функции: питание, защиту и воспроизводство.

Но эти три функции в реальной жизни реализуются по-разному: по-разному в разных культурных мирах едят, пьют, вступают в брак, учатся.

Причина заключается в том, что в каждой культуре существуют исторически накапливаемые значения, которые как некая идеальная паутина обволакивают человеческое сообщество, задавая определенную ориентацию поведения. Эти значения присутствуют в вещах, предметах, явлениях, действиях, отношениях, возникающих в мире человека. Носителями их могут быть предметы, жесты, запахи, звуки, цвета… Значения накапливаются исторически, ветвятся, взаимодействуют с другими системами значений, закрепляются в традиции и являются сутью культуры. Культура – это явления, имеющие символическое значение.

Любой предмет может быть рассмотрен с физической, химической, психологической или символической точки зрения. Символический аспект и выражает существо культурологического подхода к миру.  Вода в аспекте физических реакций – холодная, прозрачная, психически она может восприниматься как вкусная, свежая. Но когда мы говорим: вода – источник духовного очищения,  этого нельзя почувствовать.. Это установка, существующая в культуре.. Молоко может быть питательным, белым, кислым, козьим. Но видеть Млечный путь как капли молока Геры – установка культуры. В Китае молоко никогда не пили (возможно, оно символизирует пищу богов), но готовили из него продукты. Для древнееврейской культуры молоко символ изобилия: в земле Ханаанской текут молоко и мед.

Культурология обращена, таким образом, к символическим характеристикам мира. Исходный элемент культуры,  по Уайту, способность людей к символизму. «Символ, - пишет он, - можно определить как вещь или явление, действие или предмет, значение которого навязано человеком: святая вода, фетиш ( предмет, обладающий сверхъестественными свойствами), ритуал, слово. Символ есть, таким образом, совокупность физической формы и значения». Колокольный звон для младенца есть лишь звуковые вибрации, для христианского сознания это важный религиозный символ.

Специфика символа, как отмечает Уайт, проявляется трояко:

-значение символа навязано человеку в процессе социальной коммуникации;

-мир символов – это особая для человека область, обретающая свойством подлинности: «При помощи слов человек создает себе новый мир – мир идей и философии. И в этом мире человек живет столь же истинно, как и в физическом мире ощущений. В самом деле, человек ощущает, что настоящая ценность его существования сводится к пребыванию в этом мире символов и идей или, как он еще формулирует, в духовном мире»;

-символ в культуре обладает свойством устойчивости: «Этот мир идей в отличие от внешнего мира чувственных ощущений обладает свойствами постоянства и непрерывности. Он включает в себя не только настоящий момент, но также прошлое и будущее. С временной точки зрения он является не совокупностью дискретных (прерывных) эпизодов, а континуумом, открытым в обоих направлениях, в каждом из которых лежит вечность».

Таким образом, специфика культурологии, как показывает американский исследователь, заключается в том, что она открывает особое измерение культурной жизни, созданное искусственно, в процессе истории, зафиксированное в символическом языке и решительно определяющее поведение человека.

Уайт определял специфику культурологии в зависимости от особенностей исследовательской области.

Если обратить внимание на способ оформления историко-культурного знания, то можно продолжить  ряд особенностей культурологического знания:

1.Это знание носит междисциплинарный характер. Историк культуры опирается на  сведения, почерпнутые из смежных дисциплин.

Он собирает в своей руке нити из разных областей знания, чтобы соткать целостную картину прошлого. История искусства, история религии, философия, социология в равной мере используются историком культуры для осмысления и реконструкции прошлого.

В качестве примера обратимся к творчеству М.М. Бахтина (1895-1975), которого по праву называют одним из основателей отечественной культурологии. Одна из работ ученого посвящена исследованию частного эпизода из истории французской литературы 16 века  - творчеству Ф. Рабле. Работа называется «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Но, отталкиваясь от конкретного эмпирического материала из истории французской литературы, Бахтин приходит к обобщениям, позволяющим понять закономерности развития всей новоевропейской истории культуры. Основные выводы Бахтина сводятся к следующему.

-Существо художественного опыта Рабле выражает понятие СМЕХОВОЕ НАЧАЛО -  смеющийся, ироничный, жизнеутверждающий взгляд на мир. Герои Рабле – веселые и неунывающие чудаки, совершающие невообразимые поступки, поражающие и веселящие окружающих.

-Но в ряду европейской литературы 16 века Рабле не одинок. То же смеховое начало присутствует в творчестве испанца Лопе де Вега, немца Эразма Роттердамского.

-Смеховое начало не ограничивается сферой европейской литературы 16 века, оно пронизывает ВСЮ культурную жизнь Европы того времени, проявляясь в обрядовых формах. На исходе средневековья Европа увлекалась карнавалами, которые в городах длились 2-3 месяца. Это было особое состояние жизни, когда все выворачивалось наизнанку, смеялись над тем, что священно, серьезно, высоколобые учителя, школяры смеялись до упаду, имитируя церковные действия… Другая область проявления смехового начала – снижение речевой нормы, в ней усиливается площадно-фамильярное начало, возрастает роль ненормативной лексики. (Усиление карнавального начала, снижение языковой нормы – не присутствует ли смеховое начало в сознании современной культуры?)

-Завершающий вывод Бахтина: присутствие смехового начала в культуре – знак того, что общество пришло в движение. Смех – это особая форма правды о мире. С периферии  он возвращается в центральную область культурной жизни, ломает и разрушает старые формы, расчищает поле для нового культурного творчества.

Таким образом, обратившись к частному эпизоду из истории европейской литературы, М. Бахтин приходит к пониманию глубинных закономерностей развития европейской культуры. Этот пример подтверждает мысль об интегративной природе культурологического знания.

2.Предметом исследования культуролога выступает многообразие форм исторической жизни человека: предметное и духовное, повседневное и исторически существенное – все в поле зрения историка культуры. Например, то, как одеваются люди, может интересовать не только историка костюма, здесь открывается богатейший материал для культуролога. К нему обратилась, например,  ленинградская исследовательница Р.Кирсанова в работе «Нагота и одежда: к проблеме телесности в европейской культуре».  В разные культурные эпохи человеческое тело являет себя по-разному: оно победоносно, без тени смущения манифестирует себя, открывается миру, или оно прячется под складками одежды, стремясь к максимальной дематериализации. Как характеризуют культуру те или иные визуальные образы телесности?

Два тезиса обосновывает автор в своей работе. Во-первых, демонстрация наготы в образах культуры – это знак гармоничных отношений человека с миром. Человек с доверием открывается миру, царит некое равновесие: обнажение радостно, а одежда – это плен.

Во-вторых, акцент на телесном начале – знак того, что в культуре царит человек природный и родовой. Дело в том, что в своей телесности люди природно повторимы, их индивидуальность не выявлена, скрыта. Телесный человек еще не выявил свою неповторимость, непохожесть. «Все голые одинаковы, как новорожденные или покойники. Человек ощущает свое тело как лицо…». Когда вместо тела  акцентируются лицо и руки, - то, что в наибольшей степени выражает человеческую индивидуальность,- наступает другая культурная эпоха. «Лицо человека – центр его духовной и культурной жизни, но оно продукт развитой цивилизации. Одухотворенность лица достигается утратой развитой пластики тела…». Таким образом, одежда – вполне оправданный и весьма содержательный объект культурологического исследования

Кроме предметных элементов в поле зрения историка культуры находится духовная жизнь общества. Для ее исследования в культурологии используется термин МЕНТАЛЬНОСТЬ. В научный оборот он был введен французскими историками, среди которых М.Блок, Ле Февр.

Ментальность в первом приближении определяется как особый способ восприятия мира, существующий в данной культуре. Следует иметь ввиду три дополнительных характеристики ментальности.

1.Она носит неосознанный или полуосознанный характер, задавая тот способ восприятия мира, который является доминантным в данной культуре.

2.Ментальность принадлежит социальной общности (говорят о национальной ментальности, ментальности социальной группы), это характеристика коллективного мышления.

3.Ментальность реально существует в виде неких установок сознания, таковы представления о свободе, любви, справедливости, счастье, богатстве и пр., существующие в данной культуре.

Пример исследования ментальных установок сознания в культурологической литературе – работа современного французского исследователя Филиппа Ариеса «Человек перед лицом смерти».

Автор исследует разное отношение к смерти, складывающееся в разные культурные эпохи европейской истории.

Можно сравнить, по мнению исследователя,  два типа отношения к смерти, характерные для традиционной и современной культуры.

В первом случае отношение к смерти находит выражение в формуле «ПРИРУЧЕННАЯ СМЕРТЬ». Ее содержание: человек не боится смерти, смерть для него естественна, как естественна смена природных циклов, он готовится к смерти; само умирание носит общественный характер в том смысле, что община в соответствующем ритуале выражает с ним свою солидарность; умерший не отделен от живых:   места захоронений находятся в черте поселений, поминовение предков – обязательный ритуал в жизни живых.

Для современной культуры отношение к смерти находит выражение в формуле ЗАПРЕТНАЯ СМЕРТЬ, что означает следующее: умирание окружено молчанием. Умирающего окружают люди, профессионально обслуживающие смерть, общество же делает вид, что смерти не существует. «Каждый умирает в одиночку».

Сделаем вывод: история культуры – гуманитарная дисциплина, специфика которой проявляется в ее междисциплинарном характере, в широте предметного поля исследования.  Существенная особенность этой области знания заключена в том, что она обращена к исследованию символических аспектов реальности, невидимых и не осязаемых, но с неотвратимой необходимостью воздействующих на поведение людей.

Вопросы для повторения:

1.Назовите имена отечественных и зарубежных исследователей, сыгравших важную роль в становлении культурологии как науки.

2.В чем специфика культурологии как гуманитарной дисциплины?

3.Дайте определение понятию  ментальность.

Иллюстративный материал – портретная живопись Эль Греко. Одухотворенные, тонкие лица, акцентированное изображение рук, спрятанное под складками одежды тело – все это выразительно характеризует культуру католической Испании 16 века

Тема 3. Понятие культуры.

Время человеческой истории в масштабах вселенной поразительно быстротечно. Если принять все время жизни на Земле за 100 %, то время человеческой истории составит всего 1,6%. Другая иллюстрация: если время земной жизни принять за 24 часа. То на человеческую историю приходится всего 30 секунд. За этот ничтожный промежуток на Земле расцвел хрупкий цветок – культура. Что это такое, как постичь этот феномен?

В современной литературе насчитывают сотни определений понятия КУЛЬТУРА. Приведем примеры.

В современном словаре иностранных слов ( а это слово пришло из греко-римского мира, дословно переводится как возделывание) культура определяется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Г Шпет: «Культура – это культ разумения».

Б.Пастернак; «Культура – это производительное существование».

И.Ильин: главное в культуре – это начало сердечности. «Культура без сердца есть не культура. А дурная цивилизация, создающая гибельную технику и унизительную, мучительную жизнь».

М.Бахтин: культура – это пограничное существование. «Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значимость; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает».

        Можно было бы добавить афористические замечания мудрецов разных стран и народов, отмечающие важные свойства культуры:

Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны.

Лорд Раглан

Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто.

Эдуард Эррио

Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.

Фридрих Ницше

В культуре основанием служит вершина.

Григорий Ландау

Процент неграмотных (людей, лишенных культуры) — величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать.

Альберто Моравиа

Культура начинается с запретов.

Юрий Лотман

Культура родилась из культа.

Николай Бердяев

Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру.

Антоний Кэмпиньский

Умирая, культура превращается в цивилизацию.

Освальд Шпенглер

Несмотря на то, что сказано много, проблема определения культуры остается.

Видимо, нужно признать, что единственной и компактной формулы культуры не существует. Мы имеем дело со сложным феноменом, а само понятие культуры полисемантично, то есть несет в себе множество смысловых оттенков.

Эта многозначность понятия культуры запечатлена в культурном сознании ХХ века.В 60-е годы во время молодежных движений на Западе выдвигались лозунги «Культуру на фонарь! Культура мертва, Да здравствует жизнь!». Известно высказывание фашистского драматурга Иоста: «Когда я слышу слово «культура», я спускаю предохранитель браунинга».. А в нашем современном отечестве – огромный интерес к культуре, потребность  поднять уровень культуры, нарастить культурный гумус. Издание серии литературных текстов под грифом «Лики культуры», журнального издания «Наше наследие», создание телеканала «Культура» - вот некоторые приметы отношения к культуре, существующего в современном обществе.

Отказавшись от попытки определить сущность культуры в одном определении, обозначим основные подходы к решению этой проблемы, существующие в современной научной литературе.

Самый простой и бесспорный способ описать феномен культуры задан в т.н. суммативном подходе. Спросите ребенка: что такое культура, - и услышите: культура – это картины художников, это наука, это храмы, это школа…

Суммативное определение культуры можно выразить с помощью формулы:

Культура= искусство+наука+религия+образование+…

Такой подход оправдан, но не достаточен. Во-первых предложенный ряд не завершен. Что должно быть еще включено в эту последовательность? Здесь возникает предмет для дискуссии. Является ли политика элементом культуры? Еще древние греки различали Афину – богиню справедливой войны, ведущейся по правилам, и Ареса – бога стихийной и неупорядоченной войны. Политика может служить разным целям, в том числе и откровенно антикультурным. Во-вторых, данный подход сугубо описателен, существенные черты культуры остаются за его пределами.

Приняв к сведению суммативный подход к определению культуры, выделим три основные стратегии осмысления данного феномена.

1.Культура может рассматриваться предельно широко, как синоним понятия общества. Культура есть вся полнота общественной жизни, это мир общественного бытия во всей его целостности и своеобразии. Все то, к существованию чего причастны руки или дух человека, есть мир культуры. Этот предельно широкий горизонт рассмотрения требует сопоставления мира культуры,  социальности с миром природы. Человек вышел из недр природы, но создал специфическую сферу обитания со своими ритмами и закономерностями.  Человек есть животное особого рода. Его биологические приспособительные механизмы слабы и ограниченны.  По словам М. Шелера, человек  «есть тупик природы, но вместе с тем он есть светлый и великолепный выход из этого тупика». Он наделен сознанием, духом. Он способен испытать сострадание, восторг перед небом и землей. Он способен пересоздать природу, создать другую природу, Так рождается культура. Специфика культуры здесь раскрывается через определение характера отношения с природной реальностью

Отношение НАТУРА (природа) – КУЛЬТУРА  исследователями разворачивается по-разному.

Во-первых, может акцентироваться несовпадение НАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ.

Тогда в определениях культуры подчеркивается, что культура – это неприродное бытие. Культуры нет в природе. Она появляется с развитием общества, по мере овладения природным хаосом. Культура – продукт подчинения  человеком природной стихии. Эта установка совершенно отчетливо просматривается в следующих определениях культуры:

Й. Хейзинга: «Культура начинается в ту самую минуту, когда человек узнает, что его рука, вооружась грубым каменным долотом, способна делать вещи, ранее ему недоступные. Он подчинил себе на благо частицу природы».

Е.В.Смирницкая: «Культура – это специфический для человека способ организации жизни, отличающий его от других живых существ». Это же радикальное противопоставление природы и культуры характерно для теоретической мысли эпохи Просвещения

            Во-вторых, в отношении природа – культура акцент может смещаться в противоположную сторону; тогда подчеркивается идея глубинной связи природы и культуры, отмечается, что корни культуры, исходные импульсы культурного творчества находятся в природной реальности. Социальные нормы, институты – это лишь омертвевшее тело культуры, а ее исток, ее живая сила находится в природной глубине. Пример подобного подхода – методология психоанализа (идеи З.Фрейда). Последний в ряде работ («Недовольство культурой», «Леонардо до Винчи. Воспоминание детства», «Современная культура и сексуальность?») исследовал роль бессознательных импульсов в культурном творчестве и в конце концов пришел к выводу о всеопределяющей роли бессознательных (преимущественно сексуальных) влечений в возникновении культурных феноменов.

Предельно широкое понимание культуры как всей полноты общественной жизни важная, но не единственная установка в опытах исследования этого феномена. Зададимся вопросом: когда в 1784 году сэр Генри Шрапнель, младший лейтенант британской королевской артиллерии, предложил начинить тонкую металлическую гильзу мушкетными пулями, добавляя порох, и в результате поражающая сила этого резко возросла: гильза взрывалась в полете, рассеивая шарики эти смертоносные шарики, - то изобретение шрапнели  Генри Шрапнелем можно отнести к культурным приобретениям? Здесь возможны разные мнения. Вообще жизнь культуры разнокачественна: можно строить концентрационные лагеря и производить средства самоуничтожения, а можно  писать великую музыку и картины. Существует потребность сузить объем понятия культура.

Обозначим вторую фундаментальную стратегию в определении феномена культура: культура – это грань, качество, сторона, уровень, измерение общественной жизни. Не все в социальной реальности можно охватить этим понятием. Понятие культура призвано выразить лишь некоторые стороны общественной жизни.

Иллюстрацией подобного подхода к определению феномена культуры может служить построение Й. Хейзинги ( 1872 – 1945). Голландский историк культуры в своей знаменитой работе « Homo ludens») предложил игровую концепцию культуры.  Сущность культуры есть игра. «Все народы играют, и играют удивительно похоже».

Понятие игры выступает аналогом понятия творчество:

В игру дитя уходит с головой,

Притихши, бережно в тростинку дует,

И вот пузырь – как бы псалом святой,

Взлетает, славословит  и ликует.

И так творятся, в смене дней и лет

Из той же древней пены на мгновенье

Все те же сны, и нет у них значенья,

Но в них себя узнает – и в ответ

Приветнее заблещет вечный свет

                                                 Г.Гессе (пер С.М.Аверинцева).

Понятие игры как теоретического инструмента исследования социальной реальности разрабатывалось в наследии Шиллера, Ницше. ХХ век вновь востребовал это понятие, оно появляется в работах Ортеги-и-Гассета, Шпенглера и в особенности Хейзинги.   Реалии культуры ХХ века лишены живого творческого начала: это время праздничности спортивных игр и развлечений, но современный спорт не  заслуживает высокого названия игры. Это совершенно бесплодное занятие, которое не обогащает душу.

В сущности понятие игра обладает универсальными возможностями описания мира: играют блики на воде, играют животные, играют дети, известны игры взрослых людей. Можно предложить классификацию игр в зависимости от интервала, разделяющего участников игрового действия.

Максимальное расстояние между играющими сторонами возникает в ситуации смысложизненного (экзистенциального) выбора: человек обращается к вечности. Эта ситуация может быть также описана в терминах игры. У Паскаля мы находим соответствующее рассуждение: есть ли Бог? Поставьте на то, что он есть. Ибо если его нет, Вы ничего не потеряете, а если он есть. Вы приобретете все.

Другой уровень игровой ситуации: спортивная игра. Партнеры находятся равных условиях, действие оговорено определенными правилами.

Третий уровень – социальные роли, которые выполняет человек в жизни: роль ученика, сына, дочери, отца, пассажира в автобусе и пр. предписывает определенные правила поведения, закрепленные в опыте общественной жизни.

Четвертый уровень игрового поведения – игра актера на сцене. Роль актера – это маска, но эта маска может прилипнуть к коже лица.

Еще один возможный уровень игровой ситуации – человек в точке высшего напряжения своих сил, в точке игры, в состоянии максимального развертывания своих  возможностей.

Признаки игры:

-игра немыслима без свободы, она не может возникнуть по принуждению, не допускает насилия;

-игра бескорыстна и бесполезна с житейской точки зрения, она свободна от духа прагматизма;

-игра легка, она возвращает человеку утраченную эмоционально-интеллектуальную целостность, дарит ему удовольствие ( ср выражение «работать играючи»)

-игра ведется по определенным правилам, которые нельзя нарушать. Играющая культура стабильна.

Неигровое состояние общества характеризуется иными характеристиками: здесь царит массовая ложь и демагогия,  все исполнено фальшивой серьезности,  человек не свободен, властвует дух корысти, нет сдерживающих начал.

Игровая концепция культуры Й.Хейзинги осмысливает культуру. Таким образом. как определенное качество общественного развития.

В рамках второй стратегии осмысления феномена культуры уместно сопоставить два понятия: культура и цивилизация. Первоначально понятие CULTURA  возникает в смысловом пространстве, полюса которого суть ПРИРОДА и ОБЩЕСТВО, и означает  возделывание, целенаправленное воздействие на природу.

В позднеримскую эпоху происходит смысловое смешение понятия культуры: культурны – связанный с городским укладом,  живущий в городе. Смысл понятия культура переливается в термин цивилизация. Цивилизация ( от civilis) – гражданский, государственный.

Понятия КУЛЬТУРА и ЦИВИЛИЗАЦИЯ в гуманитарном сознании сопрягаются по разному. Они могут восприниматься как синонимы, и в этом случае они означают определенный – высокий – уровень социального или личностного развития. Тогда понятие  КУЛЬТУРЫ (цивилизации) можно определить как исторически определенный уровень развития общества, противостоящий первобытности, архаике, варварству.

Здесь возникает проблема критерия, на основании которого можно проводить грань между цивилизованностью и варварством. Критерий может касаться материальных характеристик общественного развития (историки выделяют  триаду  признаков цивилизованности: появление городов, монументальной архитектуры и письменности). Некоторые авторы подчеркивают идеальные критерии цивилизованности. Англичанин Коллингвуд  отмечал, что быть цивилизованным означает значительное сокращение применения силы, и сем больше мы цивилизованны, тем больше это сокращение. Й Хейзинга подчеркивал, что критерии культуры не эстетические или интеллектуальные, а этические и духовные. «Культура может называться высокой, если она не создала техники или скульптуры, но она милосердна».

Но понятия КУЛЬТУРА  и ЦИВИЛИЗАЦИЯ могут восприниматься и как антонимы, как понятия, характеризующие разные состояния общественной жизни. Еще Августин Блаженный (4-5 в.) ввел принципиальную дихотомию: град земной как не подлинное, временное бытие, погруженность в удовольствие и град Божий – духовный мир истинного бытия, лишенный плотского состава, но связанный с высшей реальностью.

Классическое противопоставление разных состояний общественного развития в гуманитарном мышлении ХХ века закрепил Освальд Шпенглер (1880 – 1836) в знаменитой работе «Закат Европы»).  Основные идеи Шпенглера сводятся к ледующему.

Всякое общество – подоюно любому природному феномену -  в своем развитии проходит две стадии – восходящую и нисходящую. Первую следует назвать стадией КУЛЬТУРЫ. Это время пробуждения первоначальных дремлющих сил, расцвета всех  способностей, раскрепощения творческого состояния, время весны и лета Вторая стадия – стадия ЦИВИЛИЗАЦИИ, когда творческие силы замирают, происходит лишь  репродукция уже найденных форм, время осени и зимы, заката. В человеческой истории всего восемь социальных организмов прошли полный цикл развития: индийская и китайская, вавилонская и египетская, арабская культура и культура народов майя, аполлоновская и фаустовская культуры.

Признаки цивилизации по Шпенглеру:

-это мир больших городов. В цивилизации утверждается противостояние провинции и 2-3 мегаполисов. Провинция тихо вянет, питая город человеческим материалом.

-возникает народ-кочевник, народ – перикати-поле, забывший традиции, религию, династии, историю.

-умирает метафизическое начало в культуре. Это время людей практичных – спортсменов, инженеров, политиков, военных. В цивилизации нет места высокому искусству, высокой религии, высокой философии.

Стоит отметить, что  противопоставление культуры и цивилизации, четко обозначенное у Шпенглера, было усвоено современной гуманитарной мыслью. У И.Ильина  мир культуры с началом сердечности противостоит «дурной цивилизации» с  ее гипертрофированным техницизмом. У Л. Новиковой цивилизация – система общественных отношений,  обеспечивающих стабильность общественной жизни. Культура же – способ реализации индивидуумов, область индивидуального творчества.

Третья стратегия осмысления феномена культуры может быть названа ценностно-смысловой. Культура есть мир высших смыслов, идеалов, ценностей. Пример определения культуры в рамках данной стратегии: У В.Н. Сагатовского цивилизация – технико-технологическая сторона жизни общества, а культура – область реализации системы ценностей и жизненных смыслов. У М. Вебера предложена  метафора ценностно-смыслового понимания культуры:  ценности подобны звездам, освещающим путь людям в ночи. Если же звезды погаснут, люди окажутся в кромешной ночи, и их жизнь окажется невозможной. Ту же идею формулирует и Й. Хейзинга: культура должа быть метафизически ориентирована. Идеалы  у общества могут быть различны: обретение богатства, материального процветания, поиски бога, красоты, истины, но без этих высших идеалов культура существовать не может.

Вопросы для повторения:

1.Можно ли дать одно исчерпывающее определение феномена культуры. Аргументируйт Ваш ответ.

2. Выделите важнейшие подходы к определению феномена культуры в современном гуманитарном сознании.

3. Назовите имена виднейших  исследователей, предложивших свои построения в области теории культуры.

4.Как соотносятся понятия культура и цивилизация?

Иллюстративный материал: поиски высшего идеала, национальной идеи в современной России как опыт обретения культурной идентичности.

Тема 4. Восток-запад: два типа культуры, два типа мышления.

Восток и запад – понятия, используемы в культурологии для описания культурных миров с большой периферией распространения. Понятия эти размыты географически. Тем не менее некоторые определения можно предложить.

Понятие запад относится к группе высокоразвитых обществ с культурой модернистского и постмодернистского типа и высокими технологиями. Для культур этого типа характерны индустриальные технологии в экономике, динамичные темпы развития, ориентация на новизну, идеал прогресса, развитый индивидуализм, рационализм. Географически  к области западной культуры принадлежат западноевропейские страны, страны Северной Америки. Сюда тяготеет и Япония, хотя там сохраняется самобытность. На западный путь встали некоторые страны Юго-Восточной Азии, так называемые «четыре малых дракона»: Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур.

Понятие восток относится к групп обществ. Воспроизводящих черты традиционных культур. Территориально восточный культурный мир распадается на несколько областей:

  1.  Дальневосточный или конфуцианский культурный мир, в его основе лежат две великие духовные традиции:  конфуцианство и даосизм. Культурный центр этого региона – Китай.
  2.  Южно-азиатский культурный мир с центром в Индии. Ведущие духовные традиции – индуизм и буддизм.
  3.  Мусульманский культурный мир – обширная область, простирающаяся от севера Африки до юго-восточной Азии. Духовное основание культуры – религия ислама.
  4.  Район центральной Африки.
  5.  Регионы латинской Америки.

Таким образом, понятием восток охватываются большая часть азиатских государств, а также регионы Африки и Латинской Америки.

В первом приближении важнейшие характеристики восточных и западных культур открываются как полярно противоположные: деятельный Запад и созерцательный Восток;. Направленный во вне, на освоение природы Запад и ориентированный на внутреннее духовное совершенствование Восток; рациональный Запад и духовный Восток, светский Запад и рациональный и мистический Восток.

Выделим основные черты восточной модели цивилизационного развития.

  1.  Здесь господствует государственная форма собственности. Восток знает, конечно же, корпоративное владение землей, водой; собственность на личное имущество, например, дом. Но все важнейшие средства производства на востоке контролирует государство.
  2.  Восточное общество построено на принципах коллективизма. Община – важнейший элемент общественного устройства. В разных странах общины объединяются по разному принципу ( существовали семейная, территориальная, кастовая, корпоративная общины). Коллективистское начало проявляет себя в разных формах культуры. Пример: краткие имена на Западе: они подобны автономной и самодостаточной сущности человека подобно тому, как его понимает западная культура. По европейскому образцу мы называем наших политиков кратко: Борис Ельцин. На востоке можно найти примеры весьма пространных наименований, в которых упоминаются самые разнообразные социальные связи. Предположим, жил человек по имени АХМЕТ. У него родился САДЫК.  Имя Садыка будет звучать так:

абу Садык Ахмет.

                            Предположим, он долгое время жил в Термезе. В знак этого имя                                                                            

           приобретает дополнительную приставку

абу Садык Ахмет Термези.

           Предположим, он совершил хадж в Мекку. Имя получит новую,

           Почетную приставку.                                                                         

Хаджи абу Садык Ахмет Термези.

            Видимо, это еще не самый продолжительный вариант наименования на                          

             арабском востоке.

3.Восточное общество построено на вертикальном типе связей, замыкающихся на властных структурах ( государство и его подданные). Горизонтальные,независимые от власти связи ( экономические. Политические, духовные) между общинами отсутстууют.

4.Колоссальная власть государства. Такие общества называются этатистскими. При ослаблении власти государства эти общества разваливаются. Доминирующий тип государства – деспотия: ничем не ограниченная бесконтрольная власть, нестесненная никакими формальными правилами или законами и опирающаяся непосредственно на силу. Абсолютное преобладание государства над обществом – один из характерных признаков восточного деспотизма. Государство – самодовлеющая сила, стоящая над человеком и регулирующая все многообразие отношений в обществе. Здесь страх перед властью сочетается с безграничной верой в ее носителей, обожествление их. Проимер из истории нашего Отечества, тяготеющего к восточной модели развития: 21 декабря 1879 года родился Иосиф Сталин. Во времена культа личности люди, родившиеся 21 декабря, получали в метрике иную дату: 21 декабря никто не мог появиться на свет, это день оказался занят. В государстве восточного типа огромна роль бюрократии, управляющей от имени единоличного правителя. Отсюда неизбежный произвол чиновников, коррупция, злоупотребление властью.

5.Слабое развитие личностного начала на Востоке. В соответствии с восточными представлениями, человек – песчинка на берегу океана вечности. Один из устойчивых символов восточной культуры: человек в лодке без весел.

6.Замедленные теипы развития и колоссальная роль традиций.. Несколько поколений на Востоке пользовались одним и тем же опытом, сохраняя устойчивые стереотипы сознания. Традиция здесь канонизировалась как высшая общественная ценность. Потому на Востоке, нет проблемы отцов и детей в той острой форме, как ее знает Запад; не наблюдается разрыва между поколениями.

7.При замедленном темпе развития на Востоке издавна существовала богатейшая духовная жизнь: высокоразвитая культура. Философия, тончайшее искусство. Не забудем, что все три мировые религии ( буддизм, христианство, ислам) родились на Востоке

Выделим основные черты западной модели развития:

  1.  Это высокоразвитые общества с высокоразвитыми технологиями
  2.  Здесь сформировалось гражданское общество, существующее независимо от государства. Гражданское общество образовано системой развитых, независимых от власти горизонтальных связей ( экономических, социальных, культурных, духовных), между индивидами и социальными группами.
  3.  Здесь сформировалось правовое демократическое государство, которое не является самодостаточной ценностью, как на Востоке, но выступает лишь ИНСТРУМЕНТОМ для разрешения социальных конфликтов.
  4.  На Западе утвердился безусловный приоритет личности, ее интересов, ярко выраженный индивидуализм.
  5.  Для западного сознания характерно линейное восприятие времени ( в отличие от восточного движения по кругу – циклизма, повторяющего ритм жизни природы); время для западной культуры устремлено из прошлого в будущее и необратимо. Здесь утвердилось убеждение в необходимости постоянного развития, ПРОГРЕССА.  Западное общество пронизано страстью к обновлению.

Выделив основные черты восточной и западной модели культурного развития, продолжим сравнительный анализ двух типов культур, сравнивая два типа мышления. В научной литературе утвердился ряд понятий, выражающих специфику восточной и западной ментальности.

  1.  Для западного мышления характерен моноцентризм мышления. В картине мира западного человека утверждается идея единого центра. Любая теоретическая конструкция имеет некую центральную точку, организующую окружающее пространство; таковой может выступать человек( антропоцентризм) Земля или солнце ( гелиоцентризм – геоцентризм). Историческое мышление западной культуры характеризуется европоцентризмом ( история Европы – нормативный стандарт исторической жизни) и т.д. Графической моделью этого мышления может быть круг с точкой в центре.

                                                                                                   

                                                                                 

 

В противоположность этому для Востока характерна немоноцентрическая модель мышления. Целое – это сложная субстанция, не конструирующаяся, не складывающаяся по частям. Здесь отсутствует философское понятие части: часть – это тоже целое, только меньшего размера. Тогда «одно во всем, а все в одном». Отдельная частица не только содержит в себе все другие, но и сама приближена к высшему началу. Графически этот строй сознания можно выразить с помощью круга, внутри которого множество точек: любая часть круга обладает такой же ценность, что и ее центр.

В качестве примера можно привести легенду из японской истории. В 16 веке в Японии жил мастер икебаны Сенно Рикю. Он славился так же тем, что в саду его росли цветы необыкновенной красоты. Однажды японский сёгун решил удостовериться: так ли это. Каково было его изумление, когда, войдя в сад, он обнаружил, что все цветы срезаны. Мастер пригласил его в дом, где комната была украшена цветочной композицией, состоящей из одного цветка, и сказал: «Много цветов рассеяли бы Ваше внимание, а одна призвана выразить красоту всего сада». Все в одном, а одно во всем.

  1.  Восток – культура традиций, а запад культура новаций. Эта особенность задана тем образом мира, который господствует в восточном и западном сознании. Для восточного человека мир изначала гармоничен. Отсюда установка на неактивизм, ненарушение естественного ритма природы. Все уже существует в мире, не нужно творить ничего нового. Нужно илшь не мешать выявиться невыявленному.. Неуместное творчество на Востоке воспринимается как нарушение Пути, Дао. Даже Конфуций не признавал за собой этого права: «Излагаю, но не творю». Это не значит, что нет вообще созидания, но на Востоке к нему относились как к священнодействию. Принцип недеяния в культуре Востока проявляется многообразно. В даосской эстетике он трансформируется в принцип пустоты, что проявляется в большой роли пауз в музыке, в незаполненности значительной части живописной поверхности у художника, в лексическом минимализме в поэтическом творчестве Это отчетливо проявляется в таких формах японской поэзии, как хокку (трехстишие) и танка  (пятистишие), где малое количество слов пробуждает бесконечной глубины подтекст:

Не знаю отчего,

Я так мечтал

На поезде поехать.

Вот - с поезда сошел,

И некуда идти.

       Такубоку

                  Для западного сознания характерна идея изначального несовершенства мира. Он хаотичен в своей основе, нуждается переделывании, участии из вне. Гармония творится при участии разума, извлекающего мир из хаоса. Так как мир нужно усовершенствовать, то естественна установка на творение, творчество, творческую силу человека. Человек призван преобразовать мир.

  1.  Для западного мышления характерно дуальное, бинарное, полярное восприятие мира. Эта особенность  возникает   как следствие моноцентризма западного сознания.  Если в нем укоренена идея центра, лежащего в основе мира как самотождественной сущности, перводвигателя, то ему противостоит реальность противоположного свойства; тогда непрерывное противопоставляется прерывному, совершенное – несовершенному; активное, благое, разумное начало – пассивному, лишенному начала блага, иррациональному. Мир распадается на противоположные, взаимоисключающие начала. В такой логической схеме мыслил Аристотель: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле», Третьего не дано, да или нет – так можно формализовать эту установку сознания.

В восточной картине мира при всем многообразии школ  акцент делается на недвойственности сущего. В основе мира нет ни многого, ни единого. Это мир абсолютного тождества. Все различия относительны. Иллюстрацией этого свойства восточного мышления является пример из Чжуань Цзы. Одному мудрец приснилось, что он бабочка. Когда мудрец проснулся, он не может понять, кто он: бабочка, которой снится, что оно мудрец, или мудрец, которому снилось, что он бабочка. Тема яви и сновидения, перетекающих друг в друга, характерна и для ближневосточной литературы: вспомним о вещих снах в библейских текстах об Иосифе и его братьях.

  1.  Еще одна особенность западной культуры заключается в том, что в основе ее лежит идея бытия, видимой внешней реальности, утверждается приоритет внешнего мира, активное стремление его преобразовать. Для Востока характерна идея небытия, пустоты, значимость некоего сверхбытийственного аспекта сущего. Пустота, небытие – это условие существования всех вещей, то, откуда все появляется и куда все возвращается для нового возникновения. Вещный мир – это доминирующая интенция философской культуры Индии – не субстанциален. Вещь не реальна не существует, в том смысле, что каждый миг она приближается к своему исчезновению. Вещь временна, процесс ее изменения постоянен, акцент, таким образом, делается не на том, что есть, а на том, чего нет, не на вещном, явленном, а на не явленном. Мир вещей иллюзорен, мир невидимый, небытие и есть подлинная реальность, источник всего сущего.
  2.  Западная культура – культура слова, утверждающая вербальное постижение мира, опирающаяся на дискретные (прерывные) формы жизни сознания. Цельная, непрерывная жизнь духа дробится и схематизируется в словесном и логическом ряду. Иное освоение мира в восточной культуре. Здесь традиционно доверие к внерациональным способам освоения мира. Восток – культура молчания: «Кто говорит, тот не знает, кто знает, тот не говорит».

Завершим характеристику двух типов культур сравнительным описание повседневных ценностей восточного и западного человека. Будем иметь ввиду, что все построения в этой области весьма приблизительны: так же как пестр мир востока и индус отличается от мусульманина, также существуют культурные различия у европейцев и северных американцев. И тем не менее попытаемся выделить ряд ценностей восточного и западного человека в обыденной жизни.

Для западного сознания приоритетны такие ценности как

-индивидуальность: мое мнения, моя позиция, моя аргументация всегда важна для лектора западного типа. В восточной аудитории лектор говорит о всем известных вещах, подтверждая свои идеи ссылками на тексты священных книг.

-первенство: быть первым важно, так как это связано с такими ценностями, как деньги, индивидуальность. Американцы очень гордятся тем, что первыми высадились на Луну, первыми сделали автомобиль.

-агрессивность: западные люди допускают нарушение некоторых моральных норм, если это препятствует достижению цели; детей учат не сдаваться перед трудностями. На Западе развиты такие агрессивные виды спорта, как хоккей и бокс.

-человеческое достоинство: богатый человек обычно стремится обслуживать себя сам, не нанимает для этого людей из свой культуры. Американец уважает право человека получить ответ на свой запрос, отвечает на письма незнакомых людей. В Японии если адресат неизвестен или низок по социальному статусу, ответа не будет.

-деньги: первичная ценность в западном мире. Судебные процессы по разделу имущества между членами семьи– обычная вещь в западном мире и невозможная на традиционном Востоке.

-пунктуальность: ритм жизни на основе техники делает точность обязательным элементом образа жизни западного человека, в то время на востоке ритм задается жизнью природы. Кроме того на Западе время – деньги.

-уважение к молодости: молодость – основа предпринимательства, требующего инициативы, скорости. На западе господствует молодежный стиль в одежде, популярно занятие спортом. Старики здесь обречены на одиночество: дома престарелых – изобретение западной цивилизации.

-эффективность, то есть наилучший способ выполнения работы. Пример элементов эффективности на западе – широкое использование компьютерной техники для улучшения качества и точности работы.

-непосредственность в отношении с людьми и друг к другу.  Американец не колеблясь критикует там, где японец предусмотрительно промолчит.

-равенство женщин.

Для восточного человека в повседневной жизни значимы следующие ценности:

-культ материнства: «рай под ногами матерей» сказал Мухаммад. В восточной семье положение матери, имеющей к тому же сыновей, несопоставимо с положением жены. Лучший способ затеять ссору с азиатом – это неуважительно высказаться о его матери.

-мир: жить с соседями в мире, даже если права ущемляются – принцип  жизни азиата. Индус перед приемом пищи возносит молитву за мир.

-скромность: «издает звук лишь не полный сосуд, полный сосуд беззвучен» гласит восточная поговорка. На востоке не принято хвалиться своими заслугами, тогда как западный человек спешить сообщить всем о своей благотворительности.

-коллективная ответственность: на востоке сильно чувство ответственности перед группой, к которой человек принадлежит. Родители могут жить неважно, но сохранять семью ради ребенка.

-уважение к старшим: молодой азиат всегда очень вежлив в присутствии старших. Жить вместе одной семьей нескольким поколениям – норма жизни на Востоке. Человек, не заботящийся о своих родителей, имеет совершенно ничтожную репутацию на Востоке.

-гостеприимство: на Востоке гость – это Бог. Гостю предложат лучшую пищу, даже если собственные дети не доедают. Нарушающий законы гостеприимства порицается на Востоке.

-преданность: тому, кто помог в трудную минуту,  азиат благодарен всю жизнь.

-авторитаризм, то есть приписыванию авторитета центральной власти. Подчиняться властному лицу – об этом говорит и Библия, и Коран, и Бхагаватгита.

-закон кармы, то есть воздаяния за предшествующие поступки. На востоке не спешат помочь страждущему: почему ему нужно помогать и как ему можно помочь?

-святость окружающей среды.

Таковы основные ценности, существенные для людей западной и восточной культуры в опыте повседневной жизни.

В заключении стоило бы  сказать несколько слов о  перспективе культурного развития современного мира. Западная и восточная модели культурной жизни существенно различаются между собой. В современной литературе высказана точка зрения, что Запад должен измениться, чтобы вернуть часть традиционных ценностей. Востоку также предстоит модифицироваться, чтобы традиционная культура обогатилась современными приобретениями, но не была разрушена. В современном мире должен быть регион, где произошла встреча Востока и Запада. Географически он может быть назван евраазийским. В современном мире это Россия, Турция, Латинская Америка. Нельзя утверждать, что здесь возникнет новый тип культуры, который буд6т укоренен и спасет человечество. И тем не менее реально развитие в мире культур, сближающих традиционные и модернистские типы развития.

Вопросы для повторения:

  1.  Выделите основные черты западной и восточной модели исторического развития.
  2.  В чем заключается специфика восточного и западного мышления?
  3.  Выделите повседневные ценности восточной и западной культуры.
  4.  Ваше отношение к словам Р.Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Аргументируйте Ваш ответ.

Иллюстративный материал: Борободур – памятник индо-буддистской культуры.

Тема 5. Европейский культурный мир

1.Особенности европейской культуры.

2.Два периода европейской истории культуры.

От мира восточной культуры перейдем к характеристике западной цивилизации. Ее колыбелью является Европа. Происхождение слова ЕВРОПА объясняется разными версиями.

1.Мифологическая. Существует древнегреческий миф о финикийском царе Агеноре и его дочери Европе. Она пленила своей красотой самого Зевса, который принял облик прекрасного быка с серебряной шкурой и золотыми рогами и явился перед Европой, гулявшей со своими подругами по берегу моря. Бык преклонил колени перед Европой, девушка села ему на спину, бык погрузился в воды океана и уплыл далеко на запад, на остров Крит. Европа стала женой Зевса, подарив ему трех сыновей, а ее имя стало названием западного мира.

2.Европа – название древнего города, располагавшегося в Малой Азии в области Кария.

3.Слово Европа происходит из семитских языков. ЭРЕБ – означает темный, Европа – страна, где исчезает солнце. Противоположное название происходит от корня АСИ, что означает светлый. Азия – страна, где появляется солнце.

Название Европа употребляется в современном сознании в  трех смыслах:

-в географическом. Исторически география Европы определялась как область Средиземноморья. Лишь к 18 веку контуры ее приблизились к современным.

-в политическом. Ныне Европа – это политическая общность, со своими политическими институтами, принципами жизни и т.д.

-в историко-культурном: Европа – это культурный регион, обладающий специфическими особенностями. Выделим их.

1.Материальной основой возникновения европейской культуры явилась торговля. Торговали древние греки, осваивая мир Средиземноморья. Торговые города-республики Италии – Венеция, Флоренция, Генуя – были крупнейшими культурными центрами ренессансной Европы.  Доминирующий тип хозяйственной деятельности во многом определял тип культуры: интенсивное земледелие в древнем Египте. Индии, Китае, сопряженное со строительством ирригационных систем и привлечением для этого больших масс людей, потребовал создания сильного централизованного деспотического государства в этих регионах. В Европе торговля как важнейший вид хозяйственной деятельности формировала тип свободолюбивой, инициативной личности, не поддающейся жесткой регламентации.

2.Европа – общительная культура, перекресток культур. Европа издавна была открыта разнообразным влияниям, она формировала свою идентичность, осваивая иной культурный опыт. Примеры: родина греческой философии – Азия: первый греческий философ Фалес жил в Ионии, в  Малой Азии, а Пифагор, по легенде, учился мудрости в Египте. Авиценна, арабский врач, - величайший авторитет для средневековой медицины Европы. Гуманисты эпохи возрождения со страстью изучали восточные языки, чтобы читать древние тексты в подлиннике. В позднейшей Европе смешались языки и культурные традиции, что отразилось на судьбах великих людей: певец польской души Шопен имел французских предков, у немца Ницше были  славянские корни, Бетховен по отцу был голландцем.

3.В европейском сознании традиционно важнейшей была ценность индивидуальной свободы. Это культура с выраженным личностным началом. Примеры мы найдем уже в античности. Пленную спартанку спросили: «Что ты умеешь делать?» - «Я умею быть свободной»,-отвтила она. «Будешь ли ты честен, если я тебя куплю», - спросил пленного спартанца богатый человек. «Даже если ты меня не купишь»,- последовал ответ.  Личностное начало в древнегреческой культуре присутствует в мифологии. У греков боги – как люди (в отличие от древнеегипетской или индуистской мифологии).

          Ту же черту обнаруживает христианская религия: Бог христиан вочеловечился, принял облик человека, уподобился людям так, что он не отличим от окружающих; Иуда должен был целованием выделить Иисуса. По-иному обнаруживает себя абсолют в исламе, где он всеведущ, всесилен, но представить его невозможно; или в даосизме: дао везде, но его нельзя увидеть, услышать или осязать.

4.Европейская культура утвердила активистскую модель поведения. В отличие от созерцающего Востока («Сиди смирно, и мимо тебя пронесут труп твоего врага», - гласит мусульманская пословица) европейский человек стремится активно освоить и подчинить себе мир. Пример из истории религии: европеец – богоборец. Он подобен библейскому Иакову, вступившему в схватку с ангелом и почти одолевшему его. Европейская история знает рецидивы атеизма. «Бог умер» - диагноз европейской культуре, сделанный Ф.Ницше.

История культуры Европы длится около 40  веков. Два важнейших качественных периода выделил в ней О. Шпенглер: это период античности и период христианской Европы.

История Европы начинается с истории античности.Antiquus – означает древний. Античный мир – это греко-римский мир. Его история началась во 2 тыс. до н.э. и закончилась в 5 в. н.э., когда императорский Рим пал под натиском варваров. 25 веков.

                  Греция и Рим – два различных культурных организма, которых можно уподобить Дон Кихоту и Санчо Пансе. Греки – народ философов и поэтов, римляне – народ чиновников и завоевателей.

Но есть общие черты, присущие античной, аполлоновской, по определению Шпенглера,  культуре. Во-первых, это культура чувственная, телесная, культура переднего плана, ярко освещенного полдня. Греков не интересует и не привлекает иная, скрытая реальность. Осязаемый, телесный мир, освещенный солнцем, где до горизонта простирается морская лазурь и слышится шум прибоя – вот мир, в котором пребывает грек. «Греция, - по словам Н. Бердяева, - родина красоты во веки веков».

Во-вторых, это гедонистическая (гедонизм – в этике установка на наслаждение), оптимистическая культура. Гомерический хохот – хохот богов, пирующих на вершине Олимпа – вот формула. Выражающая эмоциональный строй аполлоновской. Солнечной, жизнеутверждающей культуры.

Назовем имена крупнейших представителей этой культуры. Высший подъем пришелся здесь на 5-4 века до н.э. Это эпоха классической Греции. В это время жили и творили Перикл – афинский политик, выдающийся оратор и покровитель искусств. Греция – родина театра. Вот имена трех великих драматургов древности: Эсхил, Софокл, Еврипид. Великие историки: Геродот и Фукидид. Отец географии Страбон. Отец медицины Гиппократ (запомним эти даты: родился в 460 умер ок. 370 гг. до н.э.). Великие скульпторы периода классики: Фидий, Пракситель, Поликлет. Философы: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Ораторы: Демосфен, Исократ. Культурным символом античной цивилизации является Парфенон: храм в городе Афины, построенный в 5 в. до н.э. как символ победы поднимающегося европейского мира над огромной восточной деспотической Персидской державой. Творцы Парфенона: скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат.

Второй период европейской истории начался в 5 век, с падения Римской империи. Это эпоха христианской Европы. Шпенглер назвал сложившуюся в это время культуру фаустовской. Доктор Фауст – персонаж европейской истории 16 века, полулегендарная личность, талантливая, разносторонне образованная. Но Фауст слыл авантюристом. магом, целителем. Интерес к этой личности в европейской культуре не ослабевал никогда: в 16 в К. Марло создал трагедию «Трагическая история доктора Фауста». В 17 в. Рембрант написал «Портрет Фауста». В18 веке свою великую поэму создал Гете. В 19 в. «Сцены и Фауста» написал Пушкин. В 20 веке наш соотечественник композитор А. Шнитке создал кантату «История доктора Иоганна Фауста» (1983). Фауст выступил для европейского сознания неким глубинным, архетипическим образом, воплотившим важнейшие ценности европейского человека: активизм, опору на разум, веру в свои силы, стремление превзойти все сущее, дойти до предела возможностей в познании и деятельности, известный авантюризм, предприимчивость,  неизбежную трагическую составляющую жизни и судьбы. Вслед за Шпенглером выдели важнейшие особенности фаустовской культуры: Во-первых, это культура, открывшая глубину мира и глубину человеческого Я. Устав от полуденной ясности, сознание европейцев устремилось к иной, потаенной реальности, ею овладела тоска по бесконечности. Готическая архитектура в своей устремленности к небесам выразила эту тайную мечту европейцев ином мире. На смену внешнему человеку античной культуры с его прекрасным телом и эффектным жестом пришел внутренний человек христианской культуры. Шпенглер предлагает еще одну формулу для этого этапа европейской истории: «культура исповеди». Жизнь человеческой души, внутренний опыт – вот точка концентрации культурной жизни. Три великие исповеди знает европейская культура: «Исповедь» Августина Блаженного (5 в. н.э.), «Исповедь» Жан Жака Руссо и «Исповедь» Л.Н. Толстого.

Во-вторых,  фаустовская культура – это культура драматического, даже трагического пафоса. Человек осознал свое одиночество в мире, раздвоенность собственного бытия. Здесь рождается великая философия, великая религия, великое искусство.

Вопросы для повторения:

1.Назовите важнейшие особенности нвропейской культуры.

2.Дайте характеристику аполлоновского и фаустовского типов культуры.

3.Какими персоналиями может быть представлена античная культура?

4.Что такое Парфенон?

Иллюстративный материал: Парфенон. Готическая архитектура..

Тема 6. Большие стили европейской культуры.

1.Определние понятия стиль.

2.Аполлоновское и дионисийское начала в культуре.

3.Большие стили европейской культуры.

Слово стиль пришло из греко-римского мира: stylos  в исходном значении – это стержень, палочка для письма. В античности стилем называли инструмент для письма (писали здесь либо на деревянных дощечках с восковым покрытием острым стержнем, который для стирания имел тупой конец; либо на дощечках для чернил с помощью специально разрезанного и отточенного тростника, либо на глиняных черепках).

В современной культуре различают художественный стиль и стиль культуры. Первое понятие имеет отношение к теории искусства и обозначает творческий метод, художественное направление, школу, особенности художественного мышления (стиль Пушкина, стиль модерн)

Понятие стиль культуры означает определенный способ видения мира, символическое выражение мирочувствования, выделяющее людей одной культуры из общей человеческой среды.

Представим себе историю европейской культуры как последовательную смену типов сознания, больших стилей.

Назовем большие стили европейской культуры: стиль античности, готика, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм.

Выявим логику смены больших стилей. Исследователи давно обратили внимание на родственность некоторых стилей: античность близка по духу Возрождению и классицизму, романтики всегда тяготели к христианскому средневековью. В результате в научной литературе сложилось представление о своеобразной ритмической пульсации культурного сознания европейского человека. Стили сменяют друг друга ритмически. В основе этого ритма лежат два типа мирочувствования, два полюса духовного опыта. которые получили название аполлонизм и дионисизм. Остановимся на этих понятиях.

Эта пара понятий в культурном сознании европейцев утвердилась во многом благодаря Ф. Ницше. Немецкий философ, обращаясь к исследованию античной культуры, использовал их для характеристики этого культурного мира.  Подробно развернуты эти понятия в работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

Аполлонизм – понятие происходит от имени греческого бога Аполлона. Это бог солнца, покровитель искусств, целитель, основатель городов, прорицатель. Эти функции божества помогают проникнуть в исходный смысл  данного понятия. Аполлонизм – тип сознания для которого характерны оптимизм («око Аполлона солнечно»), начало меры, опора на разум; аполлонизм подобен сновидению, грезе, ибо здесь открывается мир идеальной красоты. Это сознание соответствует детству человеческой истории, это порог, начало культуры: ребенок еще не знает трагических сторон жизни, мир открывается ему своими идеальными свойствами. Аполлонизм способствует утверждению границ индивидуальности.

Динисизм – это понятие происходит от имени другого Олимпийского божества – бога Диниса. Это бог плодородных сил земли, вина, веселья. Только, согласно греческой мифологии, это веселье сопряжено с трагическими переживаниями и темой безумия. Умирает в муках мать Диониса, Семела, не увидев сына. Погибают от безумного помрачения сознания, насланного ревнивой Герой, приемные родители Диониса. Гибнут страшной смертью (их тела разрывают на части пребывающие в экстазе менады) те из людей, кто отказывается воздать почести богу Дионису. Учитывая этот мифологический подтекст, можно обозначить важнейшие черты дионисийского типа сознания. Ему присуще нарушение меры, чрезмерность. Это пессимистическое сознание: когда царь Мидас пленил кентавра Хирона, то  спросил его: «Что главное в жизни?» Долго молчал мудрый кентавр, а затем ответил с ужасающим хохотом: «Первое главное то, что ты скоро умрешь. А второе главное то, что лучше бы ты не родился». Это сознание уподобляется состоянию опьянения, это стадия зрелости культуры,  здесь происходит растворение личности в стихии рода.

Понятия аполлонизм и дионисизм, предложенные Ницше для исследования античной культуры, оказались настолько содержательными, что последующие авторы использовали их для характеристики все европейской культуры в целом. Сами понятия были насыщены дополнительным рядом характеристик:

АПОЛЛОНИЗМ                                                        ДИОНИСИЗМ       

рационализм иррационализм

упорядоченность хаотичность

аналитичность                                                                   целостность    

гармоничность                                                                   противоречивость

объективность                                                                    субъективность      

приоритет общественного                                                приоритет личного                            

аскетизм                                                                              гедонизм

монументальность                                                             камерность

уравновешенность                                                             динамизм  

оптимизм                                                                            пессимизм   

вера в прогресс                                                                   идея абсурдности мира     

ясность                                                                                 аллегоричность, метафоричность

тяготение к идеологизированности                                  тяготение к аполитичности                                        

искусство-средство познания, воспитания                       самоценность искусства, идея

                                                                                 синтеза искусств

Выделим теперь аполлоновсикие и дионисийсикие стили, отметив на графике ритм их смены:          

АПОЛЛОНИЗМ                                               ДИОНИСИЗМ

Античность

                                                                             Готика

Возрождение

                                                                              Барокко

Классицизм

                                                                              Романтизм

Реализм

                                                                            Модернизм

Постмодернизм      

В данной схеме слева собраны аполлоновские стили со всеми вытекающими отсюда особенностями, справа – дионисийские. Таким образом, историческое развитие европейской культуры – это последовательная смена двух контрастных типов сознания с соответствующим их стилистическим.

Дадим краткую характеристику каждого из больших стилей европейской культуры.

Античность: временные рамки – 2 тыс. до н.э – 5 в. н.э. Греко-римский мир. Основные черты – рациональность, гармония и мера, оптимизм, популярность искусства, ясность. Персоналии и памятники культуры названы в предыдущей лекции.

Готика: 10 веков европейской истории: примерно 5-15 века . Жизнь средневековой Европы. Основные черты: выраженный вертикализм, вычурность, утонченность, декоративность, синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Вытеснение рационального расчета, свободный полет творческой мысли, интуиции.  Родина – Франция. Важнейшие памятники культуры: Собор Парижской Богоматери (12-13 вв), собор св. Петра в Кёльне (13 в). Персоналии: Боэций (философ раннего средневековья, 8 в), Фома Аквинский, христианский философ и теолог 13 в. Франциск Ассизский – средневековый мистик, основатель католического ордена, поэт, проповедник 12-13 вв, Абеляр – философ, теолог и поэт 11-12 вв.

Возрождение: временные рамки – 14-16 вв. Родина – Италия. Основные черты – обращенность к античности, вера в разум, оптимизм, ясность, высокий статус искусства в обществе, вера в воспитательную силу искусства. Персоналии: Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

Барокко: временные рамки – от Гамлета (пьеса Шекспира «Гамлет» была написана в 1601 г.) до смерти Баха (умер в 1750 г.), таким образом, 17 – 1-я пол. 18 вв. Родина – Италия. Основные черты: экспрессивность, пышность, динамизм, театральность,  контрастность, тяга к метафорам гиперболам,  рождение оперы и балета как синтеза искусств, гедонизм. Персоналии: Рубенс и Рембрандт в живописи; Паскаль в философии; Бах, Вивальди в музыке.

Классицизм: временные рамки – 17-18 века. Родина – Франция. Основные черты – обращенность к античности как к образцу, рационализм. Закрепленность форм, тенденция к типизации, культ порядка, системы, творчество – сознательно организованный процесс, дидактизм искусства. Персоналии: Пуссен в живописи, Декарт в философии («мыслю, следовательно, существую»); Мольер в литературе.

Романтизм: родился в Германии в конце 18, определял культуру Европы до сер 19 века. Основные черты: мотив одиночества, пессимизм, неверие в прогресс, эмоциональность, неприятие существующего мира, симпатии к революции («Революционный этюд» Шопена, «Свобода на баррикадах, ведущая народ» Делакруа), тема ухода в мир идеальных смыслов, мистику, фольклор, дальние экзотические страны, психологизация творчества, идея синтеза искусств. Персоналии: в музыке Шопен, Шуман, Шуберт, Штраус, Чайковский; в философии Шлегель, Шеллиннг; в литературе Байрон, Лермонтов; в живописи Делакруа, Жерико.

Реализм: общеевропейский стиль 2-ой пол. 19 века. Основные черты: объективность, типизация, вера в прогресс, , рассмотрение действительности в развитии, увлечение наукой, искусство – средство познания, преобразования мира («Иди в огонь за честь Отчизны!…», «Ты не поэт, а гражданин…»Некрасов). Персоналии назовем из  российской культуры 19 века. Товарищество художников-передвижников( образовано в 1870 г.): Крамской, Репин, Суриков, Перов, Шишкин… Объединение композиторов «Могучая кучка» (1850-е – 1870-е гг.): Балакирев, Бородин, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, критик Стасов.

Модернизм: определял жизнь европейской культуры в первые две трети 20 века. Основные черты: пессимизм, недоверие к разуму, идея абсурдности мира, приоритет личного над общественным, активный поиск новых форм в искусстве, связь между художественной и объективной реальностью минимальна, самоценность искусства, синтез искусств. В истории искусства модернизм – это важнейшие направления европейского искусства 20 века. К таковым следует отнести: кубизм ( Пикассо), сюрреализм (Дали, Мангритт, Бунюэль), абстракционизм (Кандинский, Малевич), экспрессионизм (Кафка, Вине), футуризм (Бурлюк, Маяковский).

Постмодернизм: стиль европейской культуры последней трети 20 века (будем иметь ввиду, что все характеристики здесь гипотетичны). Основные черты: рациональность, упорядоченность, принцип цитирования: создание новой, например, художественной реальности, посредством заимствования и сочетания уже найденных форм культуры (так возрождение и классицизм цитировали античность). Интонация иронии. Персоналии: в философии – Деррида, в литературе – Фаулз, Эко, Гринуэй.

Вопросы для повторения:

1.Раскройте понятия стиль культуры, аполлонизм, дионисизм.

           2.Воспроизведите график смены больших стилей европейской культуры.

           3.Назовите представителей, хронологические рамки, основные черты больших стилей европейской культуры.        

           Иллюстративный материал: Коллекция античности в Эрмитаже, готический квартал в Лиссабоне, высокое Возрождение в Эрмитаже, Версаль – соединение стилей барокко и классицизма, музыка Шопена, фрагмент фильма Вине «Кабинет доктора Калигари».




1. Исследование юридической сущности правосубъектности граждан в налоговых отношениях и проблемы ее правового регулирования
2. Из Средней Азии Да
3. это принятые на постоянную и временную работу связанную с основной и неосновной деятельностью на срок один
4. Феноменология сопряжений
5. політологія походить від двох грецьких слів- politike державні і суспільні справи і logos вчення наука тобто по
6. Алексеева Подходы к организации педагогической деятельности аксиологический компетентностный лично
7. Гражданско-правовые отношения в сфере психического здоровья исторический аспект
8. Виды и функции юридических конструкций.html
9. На какие классы делятся микропроцессоры Универсальные микропроцессоры однокристальные микро
10. Введение. Технологический процесс работы агентства Клещиха определяет систему организации централизо
11. функции и ее свойства
12. тема систем; функции и особенности строения нервной системы и мозга Психологические и психофизиологическ
13. Театр для людей
14. Внутреннее энергообеспечение Предприятие полностью обеспечивает себя энергией из собственных энергорес
15. 11 Экзамен семинар Русский язык и Культура речи темы на почте
16. и Фёдора 1598 правящая династия пресеклась на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды Юрьевы Го
17. Приємний зовнішній вигляд обладнання правильний вибір кольору фарбування стін стель підлоги красивий т
18. N 107н Корреспонденция субсчетов по основным бухгалтерским операциям с изменениями от 10 июля 2000 г
19. Налог на добавленную стоимость НДС
20. Курсовая работа- Троянская война