Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Введение. Предмет специфика содержание курса

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.11.2024

Краткие тексты лекций.


Тема: Введение. Предмет, специфика, содержание курса.


Основные вопросы лекции:

1.Предмет и содержание курса «Детская литература».

2.Детская литература - своеобразная область искусства.

3.Специфика детской литературы.

4.Понятия «память детства», «детское чтение», «детская литература».


Детская литература - неотъемлемая часть общей литературы. Она развивается по тем же законам, что и общая литература ( единство общего и индивидуального, эмоциональный, чувственный образ как средство художественного отражения и познания действительности ит.д.), но имеет при этом свою специфику. До сих пор нет однозначного мнения об объективных критериях выделения детской литературы из общих рамок литературы. Долгое время на детскую литературу смотрели как на «служанку» педагогики. Дискуссии о специфике данного предмета велись на протяжении всего 20 в.Так в 70-ые годы на страницах газет и журналов развернулась дискуссия на данную тему. Некоторые литературоведы и сегодня предлагают не выделять детскую литературу из общих рамок литературы. Одним из объективных критериев вычленения детской литературы из общей является категория читателя-ребенка. Свои произведения писатель создает с учетом психологических особенностей ребенка, для которого создается книга. Эти особенности оказывают влияние на выбор темы, характер ее освещения, определяют требования к сюжету, эмоциональной стороне, работе над словом, постановку воспитательных задач, познавательное начало и т.д. Специфика детской литературы связана не только с характером изображения действительности, но и с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой детской книги – ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Единство эстетического и педагогического начал также выражает специфику детской литературы. Главное отличие, на наш взгляд, детской литературы от литературы взрослой, как это ни странно прозвучит, ее дидактическое целеполагание, так называемый психолого-педагогический компонент. Текст детской литературы, прежде всего, имеет педагогическую стратегию. Так или иначе, но дидактизм детской литературы факт реальный, как реально то, что есть определенный адресат: читатели-дети. 

Детская литература – вид искусства, часть общей литературы, подчиняющаяся всем законам искусства и являющаяся отражением реальной действительности, особой формой познания. Под особой формой познания понимается способность писателя видеть мир сразу в двух измерениях: детском и взрослом. Эта способность (категория) исследователями названа «памятью детства».

В.Г.Белинский замечал, что детским писателем нельзя сделаться- им нужно родиться:»Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гений…».

Необходимо различать понятия »детская книга» и «детское чтение». Детская книга – произведения, специально написанные для детей. Это сказки К.Чуковского, С.Маршака, поэзия А. Барто и т.д. Детское чтение – вся литература, читаемая детьми. Ко второй категории можно отнести произведения А.Пушкина, басни И.Крылова, рассказы А.Чехова и т.д.

Литература для детей проходит те же этапы развития, что и общая литература: средневековье, эпоха Просвещения, литература 19 в.(романтизм и реализм),литература рубежа веков 19и 20, детская литература 20 в., современная детская литература (80-е-нач.21в.).Вместе с тем это был свой путь развития, цель которого – создание литературы для детей, подростков и юношества.

Научный интерес к детской литературе впервые проявился в 1820-1830-хгг. Он рождался из потребностей воспитателей и книгопродавцев. Начиная с этого времени, шло накопление каталого - библиографических данных и образование специального раздела критики, в котором главной проблемой долго оставалось выявление специфики детской литературы. Остановимся на этой проблеме. В.Белинский настаивал на том, что «детским писателем надобно родиться», Д.Писарев категорически отрицал специфику творчества для детей. После отмены крепостного права, по мере распространения воскресных и земских школ, интерес к народному и детскому чтению резко вырос. Земские учителя остро нуждались в современных изданиях, подходящих для учеников из низших сословий. Они стали собирать школьные библиотеки. Они распределяли литературу по оценочным ярусам - классика, низкосортная литература, руководствовались при этом своим вкусом. В 1860-1890-х гг. распространением народной и детской книги занялись Петербургский и Московский комитеты грамотности. Проводились конкурсы, создавались рекомендательные библиографические списки, обзоры детской литературы и т.д. В целом история русской детской литературы и ее научного освещения, начиная с 1870-хгг.,точно повторяет линию нашей политической истории. Вопросы детской литературы нередко решались с политических позиций. В 1900-х гг. обозначился очередной этап исследований - вычленение и изучение собственно детской художественной литературы» в ее историческом развитии и современном состоянии-с одной стороны, как отрасли общей литературы, с нею тесно связанной, с другой -как известного орудия педагогического воздействия».Так сформулировал свои задачи Н.В. Чехов. Он рассматривал литературу как вид искусства. Задачи, стоящие перед детской книгой: обогащать словарный запас ребенка; знакомить с окружающим миром; прививать художественный вкус и т.д.

Литература:

1.Детский Сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства/Сост.Е.В.Кулешов,И.А.Антипова.-М,2003.

2.Петровская М.Книги нашего детства.-М.,1986.

3.Чтение детей и подростков в конце ХХв.:Сб.науч.трудов.-М.,1999.

Тема: Детская литература 15-18 вв.


Тема 2: Возникновение и развитие детской литературы в 15-17вв.


Основные вопросы лекции:

1.Становление и развитие детской литературы в 15-16 вв. Основные типы книг для детей этих лет: азбуки, азбуковники, потешные листы.

2.Детская литература 17 в. «Лицевой букварь» К.Истомина.

3.Педагогическая и издательская деятельность Н.И.Новикова.


Детская литература возникла примерно во второй половине 15 в., в то время, когда русский народ освободился от татаро-монгольского ига. В это время появляется интерес к прошлому своего народа, о котором хотелось узнать не только из старинных легенд, преданий, но и из книг. Обучали тогда взрослых грамоте по грамматическим статьям. Для обучения детей чтению стали использовать переделанные грамматические статьи. Меняли их композицию: статья принимала вид беседы между ребенком и взрослым, делалась более простой по содержанию. Самая популярная статья этих лет «О осьми частех слова». Грамматические статьи подготовили почву для появления первой книги для детей - «Донатуса». Это был учебник латинского языка, созданный Д.Герасимовым в 1491г. Название - по учебнику латинского языка, написанному еще в 4 в. Элием Донатом. Это была пока рукописная книга. Затем стали появляться первые азбуки и азбуковники. Самая известная азбука 16 в.- Ивана Федорова. Издана в городе Львове в 1574 году. Композиционно она делилась на 3 части: собственно азбука, грамматика, материалы для чтения. 

В 30-40-ые гг.17в. зарождается поэзия для детей. Первым детским поэтом стал справщик Московского печатного двора Савватий. Для детей он написал около 20 стихотворений. Одно из них было напечатано в « Букваре» Василия Федоровича Бурцева ( 1634): 

Сия зримая малая книжица,

По реченному алфавитица,

Напечатана бысть по царскому велению

Вам младым детям к научению…

Ты же благоразумное отроча, сему внимай

И от нижния степени на высшую ступай,

И не леностне и не нерадивее учися

И дидаскала (учителя) своего всегда блюдися…

После стихотворения ( выше приведен лишь небольшой отрывок) в букваре Бурцева помещены буквы, склады, числа до 10 тысяч, знаки препинания, образцы спряжений, эатем нравоучительные изречения, изложенные в алфавитном порядке, притчи, наставления и т.п.

Большой популярностью пользовался «Лицевой букварь» Кариона Истомина (1694). Все страницы букваря построены одинаково: в левом верхнем углу – большая заглавная буква, составленная из человеческих фигур, например, буква «А»- воин с трубой и копьем и т.д.; рядом – буквы славянского, греческого, латинского, польского алфавитов, внизу –картинки, на которых изображены предметы, начинающиеся на названную букву; под картинкой – стихи. В целом это была прекрасно оформленная книга, с роскошными иллюстрациями, прогрессивными текстами, предназначалась книга не только для мальчиков, но и для девочек, которых тогда грамоте не учили. Своеобразным явлением 17 в. были азбуковники – это анонимные рукописные сборники типа справочника. До наших дней дошло около 200 книг такого типа.

Обучали детей грамоте и по потешным книгам (фряжские или немецкие листы) – это оттиски из меди или эстампы с гравюр в начале иностранного, а затем русского происхождения. По таким листа дьяк Иван Зотов учил грамоте будущего царя Петра 1.

Вывод: детская литература 15-17 вв. – это в основном учебная литература: азбуки, азбуковники и т.п .Помимо несомненных достоинств они имели и недостатки :слабо учитывали детскую психологию, были излишне дидактичны, в них почти отсутствовали иллюстрации .Исключением является лишь»Лицевой букварь» Кариона Истомина.


Тема: Литература 18 века.


Основные вопросы лекции:

1.Реформы Петра 1 в области культуры и образования.

2.Учебно-прикладные, научные, публицистические книги первой четверти 18в.

3. «Юности честное зерцало»(1717)-букварь с нравоучениями. Основные разделы, содержание, значение.

4. «Письмовник» Н.Курганова и «Сказки» Екатерины 2.

5.Педагогическая и издательская деятельность Н.И.Новикова. Его журнал «Детское чтение для сердца и разума» - первый русский детский журнал.


Начало 18 века связано с реформами Петра 1.Проводится реформа алфавита: сложная графика кириллицы упрощается, церковнославянскую азбуку сменяет гражданская, вводится гражданский шрифт для светской печати. В Москве открывается публичный театр, где разыгрывались светские пьесы, появляются музеи, становится больше светских праздников, развлечений. Впервые развитие школы, образование молодых людей становится государственной политикой. Петр призывает дворянскую молодежь учиться, обещая большие чины тем, кто выкажет лучшие знания. В 1701 году Московское славяно-греко-латинское училище преобразовалось в Академию, где готовились переводчиков, учителей, »справщиков» для типографии. Одновременно в Москве была основана «Школа математических и навигационных наук», были открыты и другие профессиональные школы: артиллерийское, инженерное, горное, медицинское. С 1714 года во всех губерниях создавались светские «цифирные школы», в которых обучали грамоте, арифметике, отчасти геометрии дети всех сословий, кроме крестьянских детей. Широко издаются учебники, словари, различные руководства, пособия. В 1717 году вышло «Юности честное зерцало». Оно включало в себя азбуку, краткие поучения из Священного Писания, приведенные в алфавитном порядке. Основную часть руководства занимало «Показание к житейскому обхождению», то есть советы и наставления юношам и девушкам - свод правил поведения. Молодой дворянин должен был быть хорошо образован, не похожим быть «на деревенского мужика», быть благовоспитанным, деятельным. Идеальная девица должна была обладать 20-ю добродетелями: смирением, трудолюбием, бережливостью и т.д.Для своего времени это пособие было очень ценным многократно переиздавалось. В эти годы была распространена лубочная литература, потешные листы, печаталась и переводная литература. Детские «потешные листы» и лубочные издания сказок были предшественниками детской русской книги. Четкой дифференциации литературы для взрослых и детей в то время еще не существовало.

Во второй половине 18 века появляются новые учебные заведения. В 1755 году был открыт Московский университет. В это время появляются первые отечественные литературно-художественные журналы, расширяется книгоиздательская деятельность.

В это время оформляется новая русская литература. Она развивалась в русле 2-х направлений: классицизма и сентиментализма. Многие известные ученые и государственные деятели обращаются к созданию книг для детей. Известный ученый, преподаватель математики и навигации Морской академии, автор многих пособий Николай Курганов публикует «Письмовник»(1769 г.). По структуре эта книга похожа на учебную литературу, изданную ранее. В ней представлена история, грамматика, своеобразная краткая энциклопедия, включающая в себя сведения по физике, географии, медицине и т.д. Новизна этого издания в том, что впервые широко была представлена словесность и устное народное творчество. Книга была демократична по содержанию и языку, по стилю.

Со второй половины века распространенным жанром становится сказка. Первые сказки для детей принадлежали императрице Екатерине 2.Она писала драмы, комедии, мемуары и т.д. Большое внимание она проявляла к литературе для детей. Для детей ею написаны «Разговоры и рассказы», «Китайские мысли о совести»,»Выбранные российские пословицы» и др. Интересны 2 сказки, написанные ею для своих внуков Александра и Константина:»Сказка о царевиче Хлоре» и «Сказка о царевиче Февее». Эти сказки в аллегорической форме воплощают ее взгляды на воспитание честного, справедливого, добропорядочного человека. «Сказка о царевиче Февее» рассказывает о разумном поведении будущей матери-Царицы. Чтобы родить здорового наследника Лесной Врач советует ей «не лежать, окромя ночи», «не укрываться в теплой горнице одеялом лисьим», советует запретить Царице «спать днем, кушать и пить не в обед, а в ужин и т.д. «Сказка о Царевиче Хлоре» более живая и динамичная. Экспозиция вполне сказочная: «До времени Кия жил да был в России Царь - добрый человек, который любил правду и желал всем людям добра». В городе на высокой горе родился у него сын Февей - «Сколь был красив, столь же и умен». Его похитили злые люди по приказу Хана Киргизского, а вернуться домой он сможет только когда найдет розу без шипов. Сказка-аллегория: роза без шипов - добродетель, которую должен был обрести Царевич, прежде чем он станет мудрым правителем; проводник на пути Добродетели – Рассудок (Разум). Только с его помощью можно уберечься от искушений, соблазнов. Действующие лица сказки: мудрая Фелица, Рассудок, Брюзга, Лентяг Мурза. Сын вернулся уже взрослым человеком и царь «Позабыл всю тоску и печаль». «Здесь сказка кончится, а кто больше знает, тот другую скажет». Екатерина 2 положили начало авторской отечественной литературной сказке для детей.Большую роль в становлении детской литературы 18 века сыграл Николай Иванович Новиков (1744-1818).Педагог, журналист, открыл первую в Москве публичную библиотеку. В конце 70-х гг.18в. он взял в аренду типографию Московского университета. Тем самым организовал массовое издание книг разнообразного содержания, издавал он и книги для детей. С его именем связано и издание первого журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». Выходил он как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости»с 1785 по 1789 год. Всего вышло 260 номеров, объединенных потом в 20 книжек. Задачи и программа журнала были изложены в предисловии, открывающем первый номер. Свою цель издатели видели в том, чтобы «всем молодым охотникам до чтения доставить упражнения на природном нашем языке». Установка журнала – на нравственное воспитание, умственное развитие. В журнале печатались статьи из физики, географии и др. наук. Печатались также стихи, повести, комедии, драмы и т.д. Журнал Новикова оказал большое влияние на дальнейшее развитие отечественной детской литературы.


Литература:


1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А.Детская литература.-М.,1997.-С.40-41.

2. Детская литература: Хрестоматия//сост. :Чернявская Я.А., Регушевская Г.В.-М.,1987.-С.19-27.

3.Сетин Ф.И.История русской детской литературы.-М.,1990.-С.122-124.


Тема: Детская литература первой половины 19 века.


Основные вопросы лекции:

1.Общая характеристика детской литературы первой половины 19в. проза, поэзия.

2.Журналы для детей.

3.Творчество В.Ф.Одоевского для детей. Сказка «Городок в табакерке» - первая русская научно-познавательная сказка для детей.

4.Сказка А.Погорельского «Черная курица». История создания, сюжет, образ мальчика Алеши.

5.Белинский В.Г.О литературе для детей.


Начало 19в.- время правления Александра 1.Им было проведено много реформ в области народного образования: открыты университеты в Казани, Харькове, Петербурге, лицей в Царском Селе, гимназии, училища.

В начале 19в. сложилась система высшего, среднего и начального образования, существовавшая до 1917 г. В 1802г. Было создано Министерство народного просвещения. Систематическое образование было доступно не всем детям. Большинство учились читать и писать вне учебных заведений, у «мастеров грамоты» с помощью Псалтыря, Часослова.

Были популярны журналы, альманахи. Быстро увеличивается спрос на книги, газеты, журналы. Стал появляться интерес к собиранию книг, формировались первые домашние библиотеки.

На рубеже 18-19вв. стали появляться разные читательские вкусы, появляются понятия «классическая литература», »легкое чтение, «беллетристика».В 30-е гг.19в. появляются новые авторы, профессиональные детские писатели, развиваются новые жанры, разновидности детских книг. 

В детской литературе нач.19в. сосуществуют 4 литературных направления :классицизм, который дал детской литературе такие жанры, как «поучения».»разговоры»,»беседы»; сентиментализм( рассказ, повесть-путешествие);романтизм ( сказка, баллада, исторический роман); реализм ( басня, роман, повесть).

Во второй четверти19в. Большой популярностью пользуются сказки: прозаические (Одоевский, Погорельский),стихотворные (Жуковский, Пушкин, Ершов).

Для детей в первой пол.19в. издаются разнообразные хрестоматии, альманахи, сборники, в которых публикуются произведения Крылова, Рылеева, стихи, поэмы Лермонтова, Пушкина, романы В.Скотта, Дж.Купера и др.

Среди детских писателей, работавших в жанре познавательной литературы, следует выделить имя Александры Осиповны Ишимовой (1804-1881).В 1834г. она начала работу над исторической книгой для детей. По замыслу автора, история должна была предстать перед детьми не в виде скучных цифр, перечисления имен, а живо, интересно, ярко. За основу она берет «Историю государства Российского» Карамзина. В январе 1837г. вышла первая часть «Истории России в рассказах для детей». Книги Ишимовой знакомят детей со всеми периодами русской истории - от первых славянских поселений и крещения Руси до событий 1825года. Значительный вклад внесла Ишимова и в развитие детской периодики. Она издавала журналы: «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (1850-1860). Это были первые журналы на Руси для девочек. К участию в «Звездочке» были привлечены многие известные писатели: Плетнев, Одоевский, Шевырев и др. Достоинства этих журналов в том, что в условиях, когда девочкам давали ограниченное образование и готовили их только к замужеству, Ишимова знакомила своих читательниц с современными открытиями в физике, географии и т.д., то есть своим содержанием они расширяли кругозор воспитанниц институтов благородных девиц. При этом журналы страдали при этом излишней сентиментальностью, дидактизмом, религиозностью. 

Для детей в первой половине 19 века выходят и другие журналы: «Новое детское чтение» С.Глинки; «Новая библиотека для воспитания» П. Редкина и др. В круг детского чтения стали входить басни И.А.Крылова. В них осмеиваются человеческие пороки: лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), легкомыслие(«Стрекоза и Муравей») и т.д. Басни похожи на сказку: есть сюжет, мораль, действующие лица – животные, поэтому многие басни в начале 19 в. Крылова стали печататься в детских журналах, их стали включать в альманахи. Во второй четверти19в. Большой популярностью пользуются сказки: прозаические (Одоевский, Погорельский),стихотворные (Жуковский, Пушкин, Ершов).

Для детей в первой пол.19в. издаются разнообразные хрестоматии, альманахи, сборники, в которых публикуются произведения Крылова, Рылеева, стихи, поэмы Лермонтова, Пушкина, романы В.Скотта, Дж.Купера и др.Под влиянием В.Жуковского романтические элементы стали проникать в детскую литературу. Часто романтические элементы в его сказках соединяются с фольклорными. В круг детского чтения входят его «Сказка о царе Берендее», »Спящая царевна» и др., переводы сказок зарубежных авторов, стихи. В круг детского чтения вошли сказки А.Пушкина и сказка П.Ершова «Конек-Горбунок». Особо остановимся на прозаических сказках Одоевского и Погорельского.

Творчество В.Ф.Одоевского для детей.

Он был педагогом, музыкальным критиком, писателем, философом. Очень серьезно он интересовался проблемами воспитания детей. Вслед за Белинским В.Одоевский призывал воспитывать нравственного гуманного человека. Он делил детей на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся» - это такие дети, которые не думают, не сочувствуют другим. Разбудить таких детей можно с помощью книги. Творчество Одоевского как писателя принадлежит романтической прозе 30-хгг.19 века. Много он сделал для развития детской литературы. Известны 2 его сборника: »Детские песни дедушки Иринея»(1847) и « Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея»(1840).В жанровом отношении его произведения разнообразны: рассказы, сказки, очерки, стихи, пьесы. Одно из самых известных сегодня его произведений - «Городок в табакерке»(1834).Это первая в русской литературе научно-познавательная сказка для детей. Предмет изображения в этой сказке - устройство музыкальной шкатулки. Главный герой истории - мальчик Миша, которому была подарена музыкальная шкатулка. Его заинтересовало, почему играет в ней музыка, а отец предложил ему самому подумать. Помогает мальчику колокольчик, появившийся из городка Динь-динь, который предлагает мальчику прогуляться по их городку. В ходе этой небольшой экскурсии Миша наглядно было показано, отчего играет музыка, кто издает эти красивые звуки. Научная информация дается завуалировано - в ходе бесед Миши с колокольчиками, которые ведут себя как маленькие мальчики, по которым постоянно бьют сердитые дядьки - молоточки, а их толкает старый лежебока - валик. Главная в этом придуманном Одоевским городке – принцесса - пружинка, капризная, взбалмошная.

Одоевский использует прием очеловечивания, а переход из реальности в сказку совершается с помощью приема сна. Научный материал «ловко приноровлен к детской фантазии» (Белинский).

В других сказках писатель использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой «Морозко». Кроме сказок, большой популярностью у читателей пользовались его рассказы: «Бедный Гнедко», «Столяр», «Шарманщик» и др.

В произведениях Одоевского успешно сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.


Антоний Погорельский(1787-1836).


Это псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, побочного сына графа Разумовского А.К.Погорельский писал стихи, прозу, статьи о литературе. Для детей им была написана одна сказка - «Черная курица, или Подземные жители»(1828). Известно, что повесть была написана им для своего племянника-10-летнего мальчика Алеши. Алешей назвал он и главного героя книги, но образ главного героя - собирательный. В нем много и от самого писателя, которому, как известно, пришлось прожить какое-то время в пансионате. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с частым обращением к читателю - слушателю. Начало книги реалистично, а затем появляется сказочное «жил-был»: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии, жил-был содержатель пансиона…»Подробно дан наряд мальчика Алеши, рассказано о его характере, привычках. Сказочное начало появляется, когда к мальчику ночью пришла его любимица0курица-чернушка, которую он спас от кухарки. Мальчик с ее помощью оказался в подземном царстве. Ему подарено зернышко, которое помогает ему всегда знать все уроки и отвечать всегда хорошо. Почти все события сказочного плана можно объяснить необычным характером Алеши -мечтательностью, чувствительностью, но автор не рассеивает сказочность своей книги и не дает нам определенного ответа на все вопросы читателя. В сказке поставлены трудные вопросы: надо ли всегда выполнять данные обещания? Делает ли удача нас хуже, чем мы были? Надо ли помогать слабым? Нравственные уроки этой книги очевидны, книга дидактична, но Погорельский сумел их подать в занимательной форме, через конкретные жизненные ситуации. Образ мальчика Алеши дан в развитии. Впервые в детской литературе появился такой герой - сомневающийся, изменяющийся, в нем сочетаются достоинства и недостатки. Эта книга интересна поэтому и современному читателю-ребенку. В 30-40-е годы появляются критические работы в области детской литературы, первый среди них - В. Г. Белинский. Им написано около 200 работ по проблемам детской литературы. В его статьях поставлены теоретические вопросы, связанные со спецификой детской литературы, с определением круга детского чтения, с ролью литературы в воспитании детей. Он тесно связывал педагогические задачи с созданием детской литературы. Белинский резко критиковал ограниченность консервативных детских писателей: Б.Федорова, В.Бурьянова, А.Зонтаг и др.


Литература:

1.Арзамасцева И.Н., Мещерякова С.А.Детская литература.-М.,1997.-С.79-82.

2.Детская литература. Хрестоматия//сост. :Дановский А.В.-М.,1978.-С.57-84.

3.Сетин Ф.И.История русской детской литературы.-М.,1990.-С.204-209;230-240.


Тема: Детская литература второй половины 19 века.


Тема № : Детская литература второй половины 19 в.


Вопросы лекции:

1.Поэзия, проза, периодика втор.пол.19в.

2.Добролюбов Н.А., Чернышевский Н.Г. о проблемах развития детской литературы.

3. Художественные произведения В.М.Гаршина для детей. Сказка «Лягушка-путешественница» и «Сказка о Жабе и Розе».

4.Д.Н.Мамин - Сибиряк – детям.

5А.П.Чехов и детская литература.


Во второй половине 19 века детская литература для большинства писателей становится ответственным и серьезным делом. Эпоха требовала от детских книг актуальности и современной художественной формы. Ведущее направление этих лет - реализм, окажет главное влияние на содержание и форму детских произведений. Революционно-демократическое направление возглавили критики и литераторы: Добролюбов Н.А., Чернышевский Н.Г., поэт Некрасов Н.А.Развитие поэзии этих лет идет в противоборстве двух тенденций : народно-демократической поэзии («некрасовской школы») и «поэзии чистого искусства». Они во многом различались: по общественной позиции, по взглядам на поэзию, ее роль и назначение.


«некрасовская школа»


«поэзия чистого искусства».


Основные представители


Никитин И., Плещеев А., Суриков И.


Фет А., Майков А., Толстой А., Тютчев Ф.


художественный 

Ближе традиции реализма 


темы 

социальная проблематика: жизнь крестьян, городской бедноты, тема природы


метод

развивали романтические традиции

поэзии

философская проблематика,

тема природы; тема труда освещалась редко, чаще праздничные стороны жизни крестьян


Ведущие 

Поэмы, сатирические и лирические стихотворения

Главные 


Жанры

Не признавали деление лирики на жанры; поэмы и сатиру писали редко 

Герои поэзии


Крестьяне, крестьянские дети, рабочие


мифологические персонажи, образы природы


Язык

Разговорная лексика


произведений 

возвышенная лексика, устаревшие слова, много имен взято из античной литературы



Н.А.Некрасов и детская литература.


По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову. Поэт придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864по 1873 год он написал 7 стихотворений для детей. В 1870г. появилось популярное и в наши дни стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»(1870).В произведении 2 рассказчика: первый – герой - повествователь, который рассказывает детям о своем знакомом охотнике - Мазае и сам старый дедушка Мазай. Он «любит до страсти свой низменный край», спасает зайцев в весеннее половодье, не стреляет в них, когда они попадают в беду. В стихотворении «Дядюшка Яков»(1867) главным героем становится коробейник, веселый старик. Он торгует всякой всячиной, но интересен Яков, прежде всего тем, что его главный товар – книга. Коробейник призывает крестьян покупать книги: «Букварь не сайка, а как раскусишь, слаще ореха!». Дядюшка Яков, видя, что сироте Феклуше очень хочется иметь книгу, подарил ей букварь: «Сжалился, дал ей букварь старина: Коли бедна ты, так будь ты умна!».Дидактический элемент присутствует не только в этом стихотворении, но и в «Соловьях»,в «Пчелах»,которые также входят в круг детского чтения. В «Генерале Топтыгине»(1867) Некрасов использовал анекдотический случай - медведя принимают за генерала. Медведь, сидящий в санях, рычит, не разговаривает с простыми людьми, имеет красивую шубу - значит смотритель и другие решают, что перед ними - генерал. В поэме «Крестьянские дети» (1861) Некрасов рассказывает о прелестях и трудностях жизни крестьянских детей. Наглядно это видно в одном из лучших эпизодов поэмы-встречи рассказчика с шестилетним Власом, помогающим своему отцу.

Много стихов поэта рассказывают о природе: «Зеленый Шум», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» и др. В 60-80-ые годы 19 века выходит много журналов для детей: «Детский отдых», «Игрушечка», «Подснежник», «Рассвет» и др. Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода: они пропагандировали новые имена, новые произведения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении.В прозе для детей усиливаются реалистические тенденции. В литературу органично вошла тема детства. Л.Толстой пишет свое первое произведение – «Детство»(1852),Аксаков С.публикует «Детские годы Багрова - внука». Эти писатели ввели в литературу нового героя-ребенка. Показали его чувства, мысли, взросление. Тема детства серьезно волновала и Ф.Достоевского. Известно, что он читал маленькой дочери и ее приятелям отрывки из своих произведений и намеревался составить из них специальный сборник, но не успел это сделать. К концу века к теме детства обращаются уже многие писатели: А.Чехов, Д.Григорович, К.Станюкович, Д. Мамин - Сибиряк и др.

Во второй половине 19 века усиливается интерес к сказке. А.Афанасьев отбирает из общего собрания сказок те, что были доступны детям, и выпускает в 1870 году сборник «Русские детские сказки». К.Ушинский, Л.Толстой пишут для своих учебных книг много ныне известных сказок. Символико-романтические сказки пишет В.Гаршин: «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница» и др. Аллегорические сказки Гаршина высмеивают пороки людей: хвастовство, ограниченность, зависть. Пропагандируют сострадание, способность жертвовать собой. Весомый вклад в развитие детской литературы внес Д.Н. Мамин-Сибиряк, создававшие для детей сказки и рассказы. Рассказы условно можно разделить на 2 группы: о человеке и природе ( «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной» и др.) и на рассказы о детях, вынужденных работать ( «Вертел», «Кормилец» и др.). Особым лиризмом отличаются сказки Мамина - Сибиряка, посвященные его дочери- «Аленушкины сказки».Взгляды А.Чехова на детскую литературу. Рассказы писателя о детях, вошедшие в круг детского чтения: »Ванька», «Спать хочется»,»Мальчики» и др.Рассказы Чехова о животных: »Каштанка» и «Белолобый». 


Литература:


1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А.Детская литература.-М.,1997.-С.153-161.

2.Русская литература для детей/ под ред. Полозовой Т.Д.-М.,1997.-С.254-271.

3.Чуковский К.И. О Чехове.-М.,1967.


Тема: Творчество Л.Н.Толстого для детей (1828-1910).


Тема № : Творчество Л.Н.Толстого для детей.

Вопросы лекции:

1.Педагогическая деятельность Толстого Л.Н. Журнал «Ясная Поляна».

2.Учебные книги писателя: «Азбука», «Новая азбука».Структура, содержание учебников.

3.Произведения Толстого для детей:

1).Научно-познавательные рассказы: «Тепло», «Как волки учат своих детей»,»Какая бывает роса на траве» и др.

2).Рассказы о животных: «Лев и собачка», «Котенок», «Булька» и др.

3).Рассказы о детях: «Акула», «Прыжок», «Филиппок» и др.

4).Типы сказок Толстого для детей:

познавательные сказки ( «Волга и Вазуза», «Шат и Дон»,»Золотоволосая царевна» и др. );

обработки русских народных сказок («Липунюшка», «Лиса и Тетерев», «Как мужик гусей делил» и др.);

переработки сказок зарубежных писателей ( «Новое царское платье»,»Еж и заяц»,»Три медведя» и др.);

сказки по мотивам восточных сказок («Два брата»,»Визирь Абдул» и др.).

5).Басни («Ученый сын»,»Муравей и Голубка»,»Отец и сыновья» и др.).

6).Повесть «Кавказский пленник».История создания, образы Жилина и Костылина, язык книги.

4.Автобиографическая трилогия :»Детство»,»Отрочество»,»Юность».История создания, образ Николеньки Иртеньева (самостоятельно).

5.Значение творчества.

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский писатель, философ, педагог. Начало его педагогической деятельности относится к 1849 году, когда он начал заниматься с крестьянскими детьми. В 1859г. он открыл школу в Ясной Поляне, а затем еще несколько в своем посредническом участке. В ходе довольно продолжительной работы с детьми Толстой выработал ряд принципов, которые затем легли в основу его учебных книг - «Азбука» и «Новая азбука». «Азбука»(1872)состояла из собственно азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил в состав книги рассказы, написанные крестьянскими детьми, произведения русского фольклора, отечественных и зарубежных авторов. После публикации возникли споры по поводу методики обучения детей чтению, предложенную Толстым. Министерство не рекомендовало «Азбуку» Толстого для народных школ России. Писатель берется за доработку и к 1875 году заканчивает «Новую азбуку». Он учел сделанные критиками, учителями замечания. Изменил структуру учебника, содержание - учел принцип постепенного усложнения материала и т.д. Новый вариант азбуки был одобрен Министерством. При жизни писателя книга выходила 28 раз. Всего для детей Толстой написал более 600 произведений самых разных жанров. Рассказы о детях вызывают особый интерес. Их главные герои в основном крестьянские дети. Они сообразительны, настойчивы, добры. Как, например, герой рассказа «Филиппок», который очень хотел пойти в школу вместе со старшими братьями. В рассказе «Прыжок» показана другая ситуация и другой тип ребенка. Главный герой-сын капитана корабля. Он очень гордый и смелый. Когда обезьяна взяла его бескозырку и повесила на мачту, матросы стали смеяться. Мальчик решает, во что бы то ни стало, достать свой головной убор. Этот опрометчивый поступок едва не стоил ему жизни. Сказки писателя разнообразны по форме и содержанию : обработка русских народных сказок («Липунюшка», «Вершки и Корешки»); обработка сказок писателей других стран («Еж и заяц», «Новое платье короля»);собственные оригинальные научно -познавательные сказки («Шат и Дон», «Волга и Вазуза»).Разрабатывает Толстой и жанр прозаической басни. За основу берет басни Эзопа, Лафонтена, индийского писателя Бидпая и др. Доля басен характерен динамичный сюжет, обилие диалогов, дидактизм. Мораль вытекает из действия - «Лгун», содержится в словах одного из персонажей- «Белка и Волк».Лучшим своим произведением для детей толстой считал повесть «Кавказский пленник» (1872).Тема Кавказа, сложных отношений между русским и татарами - в центре книги. Прием контраста - основной. В книге два главных героя - офицеры Жилин и Костылин. Жилин - коренастый, сильный, смелый офицер. Смог бежать из плена. Костылин был полный, трусоватый, ленивый. Его выкупили родители у татар за очень большие деньги. Очень точно описал Толстой и Татр. Объяснил, почему некоторые из них так ненавидят русских, показал, кто сочувствует пленным. Удался писателю образ девочки-татарки Дины, которая помогла Жилину бежать из плена. Все написанное Толстым для детей и о детях заслуживает самых высоких оценок. Тема детства получила философски глубокое звучание. Писатель ввел в детскую литературу новые темы, новых героев, обогатил нравственную проблематику книг для детей. Его учебные книги не раз переиздавались.


Литература:

1.Бегак Б.Классики в стране детства.-М.,1983.

2. Детская литератур :.Хрестоматия.//сост. :Чернявская Я.А., Регушевская Г.В._М.,1987.-С.94-98.

3. Русская литература для детей/ под ред.: Полозовой Т.Д.-М.,1997.-С.189-200.

Тема: Детская литература конца 19 – начала 20 века.

^ Вопросы лекции:

1.Конец 19-нач.20вв.- сложный и интересный период русской истории и культуры.

2.Проза для детей этих лет.

3.Произведения В.Г.Короленко о детях и для детей: повести «Слепой музыкант» и «Дети подземелья».

4.Произведения А.И.Куприна, вошедшие в круг детского чтения:

рассказы о животных («Ю-Ю», »Белый пудель»,»Сапсан» и др.);

рассказы о детях («В недрах земли», »Чудесный доктор», »Детский сад» и др.).

5. Поэзия и периодика этих лет.


Литература:

1.Афанасьев Б.Н. Александр Иванович Куприн.- М.,1972.

2.Киселев Б.Как Куприн А.И. писал рассказы о животных//В кн.: Куприн А.И. «Ю-Ю».-М.,1975.

3.Короленко В.Г.Дети подземелья. Слепой музыкант. Школьникам для подготовки к урокам литературы. - М.,2001.

4. Светов Ф.Короленко-детям// В сб.: Детская литература. - М.,1975.

5. Путилова Е.А.А. И.Куприн о детстве// сб.: О литературе для детей. Вып 10-Л.,1965.

Это период больших исторически значимых событий в развитии России: рост российской буржуазии, первая мировая война, активность революционного движения. Возникают новые учебные заведения, наблюдается подъем в сфере образования, расширяется издательская деятельность. Литература для детей развивается как составная часть общей национальной культуры. Период между 1892 и 1917 годами называют Серебряным веком. В создании литературных произведений принимают участие представители различных направлений и течений: реалисты, символисты, акмеисты, футуристы и т.д.Детство становится ведущей темой литературы. Реалисты М.Горький, Л.Андреев показывали, как «свинцовые мерзости жизни» закаляют детский характер (повесть «Детство» Горького) или губят детскую душу несбыточностью надежд (рассказы Л.Андреева «Ангелочек», «Петька на даче»).В.Короленко специально для детей не писал. В круг чтения детей и подростков входят повести: «Дети подземелья» и «Солепой музыкант». В первой повести рассказывается о детях судьи - Васе и Соне и «детях подземелья» - Валеке и Марусе. Прием контраста помогает читателю увидеть разницу в условиях жизни и воспитания детей, но есть между ними и общее. Дети обделены вниманием взрослых. Только вмешательство бродяги пана Тыбурция Драба помогло отцу Васи лучше узнать сына, полюбить его. А.Куприн написал несколько рассказов о детях, которые и сегодня входят в круг чтения детей: «Детский сад», «Чудесный доктор», «В недрах земли» и др. Самый известный рассказ этого ряда - «Белый пудель»(1904).Главные герои - старый шарманщик, мальчик Сережа и их верный друг-пудель Арто. Они - уличные артисты. Живут подаяниями. У них нет дома, но они знают, что такое дружба, друзей не предают. Избалованный мальчик Трилли потребовал у матери пуделя Арто. Бродячим артистам предлагают любые деньги, но они не согласились. Ночью собаку украли, а уже утром Сергей смог найти пса и освободить его. Симпатии автора на стороне храброго и верного Сергея и его деда. Литература «серебряного века» внесла свой вклад в развитие поэзии для детей. Многие поэты-символисты писали стихи для детей. Например, А.Блок издал 2 сборника стихов для детей: «Круглый год»- для читателей младшего возраста, «Сказки» - для среднего возраста. Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря: открывает сборник стихотворение «Вербочки», закрывает – «Рождество». Каждое стихотворение книги характеризует определенное время года, христианские праздники. Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Сын и мать», »Колыбельная песня». Стихи и других поэтов-символистов вошли в круг детского чтения: В.Брюсова, К.Бальмонта.Многие поэты-акмеисты обращались к теме детства:О.Мандельштам, Н.Гумилев, С.Городецкий. Н.Гумилев в стихотворении «Детство» стирает границы между растительным, животным и человеческим царствами. Ребенок для Гумилева - соединительное звено от царства растений к царству людей. Образ детства, традиционно связанный в русской литературе с образом родины, дополнен в его творчестве идеями и мотивами интернационального единства человечества. В детских журналах были опубликованы его стихи: «Маркиз де Карабас», »Лесной пожар», »Капитаны». Для детей Н.Гумилев написал пьесу в стихах «Дерево превращается»(1918).В «индийской» истории о том, как звери съели чудесные плоды и превратились в людей, иронически переосмысливается ведическая философия перерождений, а также мысли героя Ницше- мудреца Заратустры - о превращении человеческого духа в верблюда, верблюда- во льва, а льва- в ребенка. Драматургический опыт Гумилева был достаточно смелым: в детскую пьесы были введены актуальные философские учения, показаны их связь и борьба. Автор предельно упростил условия постановки и стиховую форму, так что пьесу с ее сложным подтекстом могли сыграть и дети. В конце 19 века журналы становятся более демократичными по содержанию. Каждые 2 недели выходит журнал «Светлячок» (1902-1920).Он предназначался для читателей младшего возраста. Для среднего возраста - журнал «Тропинка» (1906-1912).На его страницах публиковались народные сказки, былины, легенды в обработке известных литераторов. Для детей старшего и среднего возраста выходил журнал «Маяк» (1909-1918).В ней печатался Л.Толстой, Демьян Бедный и др. 

Литература:

1.Афанасьев Б.Н. Александр Иванович Куприн.-М.,1972.

2.Киселев Б.Как Куприн А.И. писал рассказы о животных//В кн.: Куприн А.И. «Ю-Ю».-М.,1975.

3.Короленко В.Г.Дети подземелья. Слепой музыкант. Школьникам для подготовки к урокам литературы. -М.,2001.

4. Светов Ф.Короленко-детям// В сб.: Детская литература. - М.,1975.

5. Путилова Е.А.А. И.Куприн о детстве// В сб.: О литературе для детей. Вып 10-Л.,1965.


Тема: Детская литература периода Октябрьской революции и гражданской войны.


Вопросы лекции:

1.Детская литература в первые годы Советской власти. Декреты, докладные записки, дискуссии по проблемам развития русской детской литературы.

2.О вкладе Горького А.М. в развитие детской литературы после 1917 г.

3.Журнал «Северное сияние» - первый советский детский журнал. Его содержание, авторы, задачи.

В этот период в детской литературе, как и в общей, ведется работа по критическому освоению литературного наследства, за создание новой литературы для детей. Создаются всевозможные педагогические комиссии, задачей которых был отбор книг, пригодных для чтения детей в послереволюционное время. Вопрос о классиках был решен в общем плане январским декретом «О Государственном издательстве» 1918 года. Применительно к нуждам школы он был конкретизирован и уточнен докладной запиской А.Горького «Об издании русской художественной литературы», составленной им в декабре 1919 года. В этой записке говорилось: «Для нужд должны быть изданы с самом спешном порядке те произведения, которые указаны в примерной программе Комиссариата народного просвещения Союза коммун Северной области. И в этой серии нужно выйти за пределы 18 и 19 веков и, издать произведения более ранних эпох, в частности, ряд сборников устной поэзии ,которые, конечно, могут быть использованы и для нужд внешкольного чтения».В полной мере указания Горького не были выполнены и отбор книг для издания носил случайный характер. Так произведения А. Герцена, М. Салтыкова-Щедрина, Г.Успенского были включены в школьную программу 1919 года, но совсем не издавались в это время. Не издавались и произведения А.Чехова, Тургенева, Грибоедова, Островского, а книги Мамина - Сибиряка в 1918 году составили около 45% всех изданий классиков. То есть издательства тогда мало считались с нуждами школы. Большие разногласия в эти годы вызвал жанр сказки. Реакционные педагоги отстаивали сказку, мотивируя это тем, что «сказка уводит детей от действительности, спасает их от ужасов революции». «Ультрадикальные новаторы» в педагогике, напротив, отрицали старую сказку, утверждая, что народная сказка, также как и вся дореволюционная литература является носительницей чуждой идеологии, и старые сказки детям давать не следует, надо создавать новые, революционные. Настоятельно в эти годы возникает необходимость создать книги, рассказывающие детям о современности, о прошлом, но по-новому. Одним словом, надо было создавать современную детскую литературу, называли ее тогда советская литература. Первые попытки создать новые по содержанию и форме произведения были предприняты в первые годы Советской власти. Например, С.Полтавский пишет книгу «Новому ребенку - новая сказка». Это нечто вроде рецепта по изготовлению «новых сказок». В этих сказках образы заменялись абстрактными аллегориями ,в качестве положительных героев присутствует кто-нибудь из ребят, слушающих сказку. Беспомощными оказались и попытки некоторых поэтов создать стихи для детей, посвященные актуальной революционной тематике. Вот, например, какими словами в одном из стихотворений, напечатанном в журнале «Красные зори» в 1919 году, говорилось о мировой революции:

Идет она великая,

Идет она прекрасная.

Трагичен грозный лик ее 

И воля буревластная. 

В своем движенье твердая,

Могучая, мятежная,

Идет по миру гордая,

Стихийно-неизбежная.

Нет в этом стихотворении ни одного образа, ни оригинальных рифм, ничего, кроме громких фраз и красивых слов. Большую роль в создании новой детской литературы, как и в развитии всей литературы того времени, играли Горький А. и Маяковский. В.Маяковский в эти годы не писал специально для детей. Он произвел для них отбор стихов из всего того, что было им написано для взрослых. В 1918 году он предложил литературно-издательскому отделу Комиссариата просвещения издать сборник стихов для детей. В нем намечался «Политический отдел», в который он собирался включить сатирические стихи, посвященные актуальным политическим темам. Он отобрал следующие стихотворения: «Интернациональная басня», «Тучкины штучки», «Сказка про Красную Шапочку». Сборник издан не был. Значение этого замысла в том, что впервые детям были предложены стихи с актуальной политической тематикой. Большую роль в становлении детской периодической печати после 1917 года сыграл журнал «Северное сияние». Он был основан М.Горьким в 1919 году. Журнал предназначался для детей 9-12 лет. В нем печатались - А. Чапыгин, В.Шишков, М. Горький и др. Жанры были представлены самые разные: сказки, очерки, научно-популярные статьи, рассказы, стихи. Был специальный отдел «Клуб любознательных». К сожалению, журнал просуществовал всего 2 года – не хватало бумаги, мало было интересных материалов для публикации и т.п. Это был первый советский журнал для детей.Данный период можно рассматривать как подготовительный этап, когда формировались новые идеологические, педагогические, эстетические требования, но полноценных художественных произведений для детей создано не было.

Литература:


1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.-М.,1997.-С.96-124.

2.Горький М о детской литературе: Статьи и высказывния.-М.:1958. С-365-366.

2.Детская литература. Хрестоматия// сост.: Дановский А.В.-М.,1978.-С.161-

3.Полозова Т.Д. и др. Русская литература для детей. - М.,1997


Тема: Детская литература 20-х годов 20 века.


Вопросы лекции:

1.Определение воспитательной роли детской литературы и ее задач.

2.Проза 20-х гг.20в.Творчество А.Неверова, Б. Житкова, М.Ильина и др.

3.Поэзия 20-х гг.- эпоха «бурного Ренессанса» (Чуковский) в истории детской литературы.

4.ОБЕРИУТы и детская литература. Творчество Д.Хармса.

Именно к этому времени относится становление принципиально новой литературы для детей. Качественно новые произведения появляются именно в этот период. Для создания детской литературы предпринимаются энергичные меры: по вопросам детской книги созываются широкие совещания, конференции; проблемы литературы для детей обсуждаются на страницах газет и журналов; в 1921 году при Наркомпроссе создается первое в Советском Союзе учреждение для изучения вопросов детского чтения – Институт детского чтения. Он просуществовал 10 лет. 20-ые годы ознаменовались приходом в детскую литературу большой группы писателей. Созданием литературы для детей занимаются Бианки В., Толстой А., Неверов А., Гайдар А., Пришвин М., Ильин М. и др. Отличительной чертой литературы этого времени является ее обращение к читателю-ребенку из среды рабочих и крестьян. Основные темы: тема революции и гражданской войны, тема воспитания детей в семье и школе, интернациональная тема. Популярные жанры этих лет: научно-познавательная книга (Бианки, Пришвин, Паустовский и др.); историческая книга – Ю. Тынянов; жанр сказки- Бианки, Маршак, Олеша; поэзия.

Проза 20-х годов.

В начале 20-х годов, в самые голодные годы, писатель А.Неверов предпринял поездку в Ташкент, чтобы достать для голодающих близких хлеба. Это путешествие легло в основу его знаменитой книги «Ташкент-город хлебный». Главный герой Мишка Додонов вместе со своим приятелем Сережкой Карпухиным отправляются в Ташкент, чтобы привести хлеб для своих младших братьев и сестер. У Мишки жива только мать, но она сильно болеет, надеяться ему не на кого. Путешествие для него закончилось благополучно, но несчастий во время путешествия он пережил много: Сережка заболел тифом и умер, украли мешок с вещами, отстал от поезда. Помогли добрые люди, которые встречались на его пути. Например, тринадцатилетний Трофим, с которым они ехали на крыше вагона» маленьким двухголовым комочком». «Был короткий миг, когда в сердце у обоих родилась испытанная радость от согревавшей дружбы, не высказывалась она словами, ехали молча, но оба чувствовали ее в том, как хорошо, не страшно двоим»,- этот сдержанный авторский комментарий - один из ключевых, он дает возможность ощутить гуманистическую направленность повести. А.Неверов последовательно, жизненно выверенными эпизодами показывает, как отогревается сердцем Мишка Додонов, рано испытавший много недетского горя.


Олеша Ю.К. (1899-1960).

В 20-х годах он был известен во всей стране как лучший фельетонист газеты «Гудок». Свой знаменитый роман «Три толстяка» он написал в тесной комнатке редакции этой газеты на рулоне бумаги. В 1928 году она вышла в свет. Оформил книгу художник М. Добужинский. Позже Олеша напишет пьесу с таким же названием. Особенность романа в том, что он написан как большой фельетон. В целом эта книга является выдающимся памятником литературного авангарда 20-х годов 20 века. Каждая глава представляет собой законченный сюжет и все новых героев. Внимание читателя постоянно переключается: с героического эпизода - на комический, с праздничного – на драматический. Много в романе вставных эпизодов: история тетушки Ганимед и мышки, история продавца воздушных шаров. Используются символы, метафоры, гиперболы, гротеск. Текст состоит из фрагментов разного стиля- кубизма (описание площади Звезды), импрессионизма (ночная набережная), реализма (площадь после разгрома восставших). Тема революции в романе неожиданно воплощена в празднично - цирковое представление. Шуты и герои подхвачены бурными событиями. Революция изображена не только как праздник восставшего народа, но и как великая драма (доктор Гаспар Арнери видит кровь, убитых). Для Олеши революция сродни искусству, сказке, цирку, поскольку она совершенно преображает мир, делает обычных людей героями. Недаром он подчеркивает: у Просперо, вождя восставших, рыжие волосы, т.е. он «рыжий» клоун, главный персонаж в цирке. В сущности, «Три толстяка»- это произведение об искусстве нового века, которая не имеет ничего общего со старым искусством механизмов (школа танцев Раздватриса, кукла точь-в-точь похожая на девочку, фонарь - звезда). Новое искусство живо и служит людям.Популярные жанры этих лет: научно-познавательная книга (Бианки, Пришвин, Паустовский и др.). историческая книга – Ю. Тынянов, жанр сказки- Бианки, Маршак, Олеша.


Творчество С.Я.Маршака.

Краткие биографические сведения о поэте. Тематическое и жанровое разнообразие творчества Маршака. Своеобразное поэтическое видение мира, отражение действительности в поэзии Маршака. Развитие представлений о романтике и героизме свободного труда на благо людей («Пожар», «Почта», «Война с Днепром»). Тема любви к природе («Лесная книга», «Откуда стол пришел», «Круглый год»). Сочетание познавательного материала с поэтичностью видения мира. Юмор и детская сатира в стихотворении «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Кот и лодыри». Сказки С.Маршака, их неразрывная связь произведениями фольклора. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Пьесы-сказки «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев». Близость их к народному творчеству, оптимизм, особенность композиции. Своеобразие поэтики произведений Маршака для детей: реализм и конкретность поэтического образа, четкость ритма, разнообразие рифм, юмор и т.д. Статьи Маршака о проблемах детской литературы.


Поэзия 20-х годов.

В это время детская поэзия переживает период невиданного обновления. Чуковский назвал это время «эпохой бурного Ренессанса». В создании стихов для детей принимает участие представители различных литературных групп, кружков: пролеткультовцы, новокрестьянские поэты, футуристы, группа ОБЭРИУ. Совершенно разные по направлению и творческой манере поэты видели перед собой общую цель - найти общую формулу искусства ХХ века.

В.Маяковский в 20-ые годы 20 века написал около 20 стихов для детей. Самая первая его книга – «Сказка о Пете - толстом ребенке и о Симе, который тонкий». Она состоит из отдельных глав, в каждой из которых рассказывается о двух мальчиках: сыне рабочего – Симе и о сыне буржуа – Пете. По принципу контраста построены и главы, повествующие об их родителях. Петя - толстый, злой, обижает маленького щенка. Наказание Пети достаточно жестоко – объевшись, он лопается, и все содержимое его желудка буквально на голову падает Симе и другим октябрятам, живущим скромно и достойно. Эта сказка была строго встречена критикой и педагогами, поэт переделывал ее, но больше сказок не писал. В круг детского чтения входят такие стихи поэта, как «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Майская песенка», «Конь-огонь» и др.


Группа ОБЕРИУ и детская поэзия.

Расшифровывается аббревиатура как «объединение реального искусства». Так назвали свою группу молодые ленинградские литературы Даниил Хармс, Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболотский и др. На вопрос, почему есть буква «у»,они отвечали, что по поговорке:»Потому что потому, что кончается на «У».

История этого поэтического течения еще до конца не исследована. Долгое время их стихи не печатали, не исследовали творчество. Примерно с конца 80-х годов 20 века ситуация изменилась. Программа «Обериутов» была объявлена 24 января 1928 года в Ленинградском Доме Печати: пытались очистить слово от старого значения и придать ему новый смысл за счет звукового аналога, алогизма и т.д., т.е. они смело экспериментировали с речью, с поэтическими формами; ведущий принцип творчества - балагурство, скоморошничество, детскость; классические жанры лирики были отвергнуты. Сонеты, элегии ОБЭРИУТЫ не писали. Признавали такие жанры, как считалки, загадки, перевертыши, игровые припевки, т.е. жанры детского фольклора; житейской логике противопоставлялась логика искусства; исходной точкой программы провозгласили «детское», непредвзятое видение мира, проявляющееся в живом чувстве ритма и слога: «Ребенок мудр, потому что он не знает условных, привнесенных в жизнь порядков, он первый сказал, что король гол, и тем самым открыл всем глаза».

Группа просуществовала недолго: с 1927 до начала 30-х годов. В начале 30-х гг. началась неофициальная борьба с поэзией игры и шутки. В 1931г. - первый арест Хармса и Введенского по ложному доносу. Их сослали в Курск. В 1931 году ушел из жизни Юрий Владимиров (1908-1931) – самый молодой из обэриутов. Резко падают тиражи книг поэтов, входивших в группу. Новые аресты – в 1937 году, а в 1941-м году в 3-й раз арестовали Хармса и Введенского. Обстоятельства гибели Введенского до сих пор не выяснены. Хармс умер в больнице новосибирской тюрьмы в феврале 1942 года. Они оставили заметный след в истории русской поэзии. Основываясь на фольклорных и классических традициях, на лучших достижениях поэзии, обэриуты утвердили необходимость веселой поэзии для детей, построенной на игровой основе, создавали подлинные произведения поэтического искусства для детей. Творчество Хармса и Введенского положило начало целому направлению в мировом искусстве-литературе абсурда. Их творчество пережило свое время. Их талант все чаще находит своих почитателей в лице современных потов - метафористов- А.Еременко, А. Парщикова, В. Дрка, И. Иртеньева и др. Среди детских поэтов их последователями были: Б.Заходер, Э.Успенский.

Даниил Хармс (1905-1942).

Настоящая фамилия-Даниил Ювачев. Для детей он написал такие известные сегодня стихи, как «Бульдог и таксик», «Удивительная кошка», «Что это было?» и др. Его стихам присуща игра, добрый юмор, детское непредвзятое видение мира, использование фольклорных жанров и т.д. 

Литература:

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А.Детская литература.-М..2001.-С.273-283.

2.Кузнецова Н.И. и др.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей.-М..1995.-С.80-85.


Тема: Детская литература 30-х годов 20 века.

Основные вопросы:

1.Проза, поэзия, драматургия 30-хгг.

2.Сказки-«ремейки»:А.Толстой «Золотой ключик»и сказка «Приключения Пиноккио» К.Коллоди; сказки А.Волкова и «Озовский« цикл Ф.Баума. Сравнительный анализ.

3.Творчесьво А.Гайдара для детей.

1).Рассказы : «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Р.В.С.».

2).Повести: «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Военная тайна».

3).Место сказка «Горячий камень» в творчестве писателя.


В 30-е годы в жанре сказки работали многие писатели. Особо хотелось бы сказать о творчестве А.Толстого и А.Волкова. А.Н.Толстой начал печататься в детских журналах с 1903 года. Он создавал сказки для маленьких на разные сюжеты и в различной творческой манере. Некоторые из них пронизаны романтическими мотивами; там действуют русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек. Многие сказки создавались им на реалистической основе: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Снежный дом» и др. Интерес к работе над сказкой не ослабевал у А.Н Толстого на протяжении всей его творческой деятельности. В сборнике «Елка» (1918) была напечатана сказка «Фофка». Фофкой прозвали маленькие брат и сестра желтого цыпленка с пампушкой на хвосте, нарисованного на обоях, которыми оклеили детскую. Шалостям Фофки они приписывали писк, царапанье, которые каждый вечер начинались где-то вверху. Чтобы отделаться от Фофки дети прикололи рисунок кнопками к стене. В этой сказке фантастическое переплетается с реальностью, хорошо изображена психология ребенка. Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была издана в 1936 г. В основе - сказка К.Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Она вышла еще в 1883 году. Толстой по мотивам этой книги создает свой вариант. Интересно сравнить сюжеты, героев, идеи этих двух сказок. 


К.Коллоди «Приключения Пиноккио, или История одной марионетки» (1883)


А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936)


Главный

Деревянная кукла Пиноккио, превратившаяся в живого мальчика с помощью волшебницы


Герой

Деревянная кукла Буратино, так и оставшийся куклой в конце сказки, но характер его меняется под влиянием обстоятельств


Другие 

Сапожник Джепетто

Мастер Вишня

Волшебница с голубыми волосами


-

Пес Аледоро

Лиса

Кот

Манджофоко 

-

Различия


Пиноккио, попав в страну дураков, превращается в осла, попадает в пасть к акуле и там встречается с отцом Джепетто. Их чудесное спасение. Теперь Пиноккио заботится об отце, и волшебница сделала его живым мальчиком.


Персонажи

Папа Карло, 

столяр Джузеппе, 

Мальвина –

девочка с голубыми волосами, 

Пьеро, 

пудель Арто, 

лиса Алиса,

кот Базилио

Карабас - Барабас

Дуремар - продавец пиявок

В сюжете


Нет этого. Буратино остается деревянным, но живым.


Основная


Перевоспитывается Пиноккио после того, как испытал нужду, голод, лишения. Произведение насыщенно морализаторское. Воспитывают героя все: автор, сверчок, белочка, волшебница и др. Их мораль достопочтенна и скучна.


Мораль


Герой перевоспитывается в борьбе с врагами, в обществе кукольных сотоварищей. Никто специально не морализаторствует.


Отношение автора


Наставничество


К герою


Любовь к герою


Описание


Подробные пейзажи: вой ветра, гром, молнии и т.д.


Природы


Лаконичное описание природы: «Деревья шумели, ставни хлопали».


Пародийный


Никого не пародирует


Пласт


Пародируются стихи поэтов-символистов. Например, А.Блока, его любимые «болотные мотивы»: «Вот сидим с тобой на мху, Посреди болот» А.Блок. У Толстого: Мы сидим на кочке, где растут цветочки, Желтые, приятные, Очень ароматные». В стихах Пьеро присутствуют те же образы, что и у Блока: Коломбина, Арлекин.

Пародируются законы, существовавшие тогда в СССР. Есть аллюзии из «Алисы в стране чудес» Л.Кэрролла. Театр Карабаса – Барабаса - театр Мейерхольда, а театр, где Буратино будет играть самого себя, -театр Станиславского


Есть разные точки зрения по поводу книги Толстого и книги Коллоди: это 2 самостоятельных произведения; книга Толстого - «римейк» книги Коллоди; сказка Толстого-перевод книги Коллоди. Нам представляется правильной вторая точка зрения. А.Волков и Ф. Баум. Волков был преподавателем, доцентом математики. Становление его как детского писателя произошло случайно: Маршак обратился к бывалым людям и людям науки с просьбой-призывом – писать для детей. Волков в начале пишет исторические повести - о Руси 11 века, о битвах славян с кочевниками. В 1938 году, чтобы поупражняться в английском, он решает перевести книгу Ф. Баума «Мудрец из страны Оз» на русский язык. Он напишет книгу под названием «Волшебник Изумрудного города». Во многом он переделал оригинал. Как говорил сам Волков, он «выжал из американской сказки воду и вытравил из нее мещанскую мораль. Взамен морали в приключениях героев возобладала тема дружбы, верности, активного добра». В дальнейшем Волков переработает и другие книги Ф. Баума: «Желтый туман», «Семь подземных королей» им т.д. Всего их будет 14. Это не переводы. Скорее это римейки американских сказок
. В произведениях А.Гайдара главные действующие лица – дети. В центре его внимания дети-подростки. Их психологию, привычки, манеру говорить писатель передавал очень точно. Так было, например, в его повести «РВС». 

Главные ее герои подростки Димка и беспризорник Жиган. В «Дальних странах» все события Гайдар пропускает через восприятие своих героев Васьки и Петьки. Часто повествование ведется от имени подростка или ребенка. В своих книгах Гайдар поднимает очень серьезные проблемы: любовь и ревность ( «Голубая чашка»), одиночество ребенка, агрессивность взрослых ( «Судьба барабанщика». Теме счастья посвящены многие произведения писателя: рассказ «Чук и Гек», сказка «Горячий камень», «Военная тайна». Повесть «Тимур и его команда» дала начало целому движению - тимуровскому. В этой книге не только рассказано, как можно помочь людям, оставшимся без поддержки близких, но и как организовать серьезную игру. В 30-е годы произведения Гайдара были очень популярны. Сегодня многие его книги читаются детьми с интересом, но в 90-е годы появились сомнения в пользе книг писателя, в их искренности. Проходили целые дискуссии. В современной литературе тему активного добра, разработанную Гайдаром, подхватил В.Крапивин. 


Литература:

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А.Детская литература.-М.,2001.-С.296-303.

2. Лупанова И.Полвека. Советская детская литература1917-1967.Очерки.-М.,1969.

3.Русская литература для детей/под ред.Полозовой Т.Д.-М.,1997.-С.331-352.


Тема: Детская литература периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия.


Основные вопросы:

1.Героическая тематика в детской литературе этих лет:»Гвардии рядовой» Л.Пантелеева,»Сын полка» В.Катаева,»Дорогие мои мальчишки»» Л.Кассиля и др.Образы подростков-участников Великой Отечественной войны.

2. Основные темы, жанры, детской литературы первых послевоенных лет.

3. Научно-фантастическая литература этих лет: рассказы И.Ефремова, романы Г.Адамова.

4. Развитие жанра приключений: произведения А. Рыбакова, В.Каверина, Р. Фраермана.

5. Произведения С.Маршака, С.Михалкова, А. Барто 40-50-х гг.20в. Новые имена в детской поэзии :Я. Аким, В. Берестов, Н. Кончаловская и др.


В годы войны детские книги продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика: очерки, фельетоны, агитационные стихи. В начале войны Михалков С. Написал «Быль для детей», в которой он объяснил детям смысл войны, создал образ русского человека, воюющего за правое дело. Маршак С. Пишет «почту военную». Многие поэты создавали в стихах образы детей-сирот. Часто появляется образ ребенка-мстителя. Например, в стихотворении Александровой З. «Партизан» (1944) мальчик, потерявший мать, остается в отряде, чтобы отомстить за нее. Много для детей пишет в годы войны Л.Кассиль: «Сын полка»(1944), «Дорогие мои мальчишки» (1944).В рассказе А.Платонова «Маленький солдат» мальчик-сирота становится разведчиком. В 1943 году Т. Габбе пишет пьесу-сказку «Город - мастеров», а С.Маршак – «Двенадцать месяцев». Впервые в 1944 году была проведена Неделя детской книги. С тех пор она долгие годы проводилась в школах, библиотеках, клубах. В литературе первого послевоенного десятилетия выделяется несколько тематических линий: военно - героическая; труд и участие в нем детей; историко - революционна; интернационализм. В 40-50-ые году в детскую литературу пришли – М. Прилежаева, Н.Носов, Ю.Сотник, Н.Дубов, А.Алексин и многие другие. Интенсивно развивается в послевоенные годы природоведческая книга (Пришвин, Бианки, Скребицкий, Шим). Формируется жанр юмористического рассказа для детей (Л.Кассиль, Н.Носов, Ю.Сотник). Талантливая поэтическая молодежь приходит в сатирическую поэзию: Б. Заходер, Я.Аким, В.Лифшиц. Итак, в 40-ые и первые послевоенные годы появилось немало произведений детской литературы. Наметились новые темы и имена. 

Литература 50-х годов могла бы быть богаче, не сдерживай ее рост получившая в те годы распространение «теории бесконфликтности», согласно которой в обществе победившего социализма нет почвы для психологического противоречия и социального конфликта, а есть только борьба «хорошего с лучшим». Были книги далекие от жизни, лакирующие существующие трудности. Это связано с тем, что партийные постановления часто запрещали говорить о трудностях и допущенных в ходе войны и послевоенного строительства ошибках. В 1954 году «Правда» напечатала заметки С.Маршака «О большой литературе для маленьких», в которых заново был поставлен вопрос о качестве детской литературы.


Литература:

1.Арзамасцева И., Николаева С.Н.Детская литература.-М.,1997.-С.297-306.

2.Журавлева А. Писатели – прозаики в годы Великой Отечественной войны-М.,1978.

3. Ивич А. Воспитание поколений. - М.,1964

4.ЛяпуновБ.В мире мечты: Обзор научно-фантастической литературы.-М.,1970.

5. Николаева С.А.Дети и война.- М.,1991.


Тема №:Детская литература 60-80-х гг.20 в.


Основные вопросы:

1.Литературный процесс в 60-80-ые гг. 20в.

2.Ведущие темы в детской литературе этих лет: человек и история (С.Алексеев, В.Катаев, Л.Пантелеев),человек и общество (А.Алексин, Н.Дубов, А. Лиханов), человек и природа (Н.Сладков, С. Сахарнов, Ю.Дмитриев и др.).

3.Переводы на русский язык произведений зарубежных авторов : С.Лагерлеф, А .А. Милна, Л.Кэрролла, А.Линдгрен, Дж. Родари.


Литература:

1.Александров В.П. Сквозь призму детства:Очерки.-М.,1988.

2.Акимова А.Н., Акимов В.М. Семидесятые, восьмидесятые…М,1989.

3. Мотяшов И.Сергей Алексеев :Очерк творчества.-М..1976.

4. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам.-М.,1990.

5. Русская литература для детей// под ред.Полозовой Т.Д. – М.,1997.-С.425-445.


В годы войны детские книги продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика: очерки, фельетоны, агитационные стихи. В начале войны Михалков С. Написал «Быль для детей», в которой он объяснил детям смысл войны, создал образ русского человека, воюющего за правое дело. Маршак С. Пишет «почту военную». Многие поэты создавали в стихах образы детей-сирот. Часто появляется образ ребенка-мстителя. Например, в стихотворении Александровой З. «Партизан» (1944) мальчик, потерявший мать, остается в отряде, чтобы отомстить за нее.Много для детей пишет в годы войны Л.Кассиль: «Сын полка»(1944), «Дорогие мои мальчишки» (1944).В рассказе А.Платонова «Маленький солдат» мальчик-сирота становится разведчиком. В 1943 году Т. Габбе пишет пьесу-сказку «Город - мастеров», а С.Маршак – «Двенадцать месяцев». Впервые в 1944 году была проведена Неделя детской книги. С тех пор она долгие годы проводилась в школах, библиотеках, клубах. В литературе первого послевоенного десятилетия выделяется несколько тематических линий: военно - героическая; труд и участие в нем детей; историко - революционна; интернационализм. В 40-50-ые году в детскую литературу пришли – М. Прилежаева, Н.Носов, Ю.Сотник, Н.Дубов, А.Алексин и многие другие. Интенсивно развивается в послевоенные годы природоведческая книга (Пришвин, Бианки, Скребицкий, Шим). Формируется жанр юмористического рассказа для детей (Л.Кассиль, Н.Носов, Ю.Сотник). Талантливая поэтическая молодежь приходит в сатирическую поэзию: Б. Заходер, Я.Аким, В.Лифшиц.

Итак, в 40-ые и первые послевоенные годы появилось немало произведений детской литературы. Наметились новые темы и имена. Литература 50-х годов могла бы быть богаче, не сдерживай ее рост получившая в те годы распространение «теории бесконфликтности», согласно которой в обществе победившего социализма нет почвы для психологического противоречия и социального конфликта, а есть только борьба «хорошего с лучшим». Были книги далекие от жизни, лакирующие существующие трудности. Это связано с тем, что партийные постановления часто запрещали говорить о трудностях и допущенных в ходе войны и послевоенного строительства ошибках. В 1954 году «Правда» напечатала заметки С.Маршака «О большой литературе для маленьких», в которых заново был поставлен вопрос о качестве детской литературы.




1. Статья 1 Утвердить республиканский бюджет на 2011 2013 годы согласно приложениям 1 2 и 3 соответственно в том чис
2. Изучение устройства погрузочноразгрузочных машин
3. Правоведение 2011 ~ 2012 уч
4. большая часть современного этического мышления состоит из необоснованных утверждений беспринципной казуи
5. Лика Ученик2 Ксюша
6. Классическая психофизиология Дж
7. отсутствие какоголибо подтверждающего доказательства этому человеку предъявлено обвинение которое вле
8. Тема 1 Понятие сущность цели и задачи стратегического планирования как элемента интегрированной системы уп
9. тематичний факультет ІІІ курс Лектор ~ Кметь І1
10. ЗАДАНИЕ В8 Начало формы 1
11. Загальне креслення деталі Креслення деталі що оброблюється на верстаті моделі 1В340Ф30- Рис
12. Что такое линейный гармонический осциллятор ЛГО 1 Линейный гармонический осциллятор или осциллирующ.html
13. 25 мм с градацией 3 мм; 32 от 40 до 45 мм с градацией 5 мм; бруски толщиной 5060 70 75 в 00 мм брусья 130150 180 200220 и 250 мм.
14. практикуму по курсу БЖД Цель работы- закрепление знаний полученных по курсу БЖД на примере оценки конкре
15. Задание по звукорежиссуре 2 часть 2
16. Тема- Приборный метод контроля сплошности полимерных эпоксидных и битумных изоляционных покрытий газопр
17. Отражение безвозмездной передачи основных средств в налоговом учете
18. тема- сплошного непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности; сплошного и документа
19. Облік грошових коштів
20. Я Свами Садчитананда Эту игру в Индии называютЛила Leel а играет в нее наше Высшее Я создающее