Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Социально-историческое и общечеловеческое в героях Гоголя

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это  время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных  для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время  беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного,  живущего под гнетом крепостного права.  Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской  литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов  и хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости  других.

 Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения  взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это  поэма "Мертвые души", в которой писатель высмеял общество  помещиков-крепостников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор",  повести "Нос" и "Шинель", показывающие глупость людей,  управляющих государством.

 Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя.  Существовавшая социальная действительность наложила глубокий  отпечаток на характеры и взгляды людей того времени. Это можно  показать на примере любого произведения Гоголя. Возьмем, например,  "Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея  моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь  последовательно изображает помещиков, чиновников и главного героя  поэмы дельца Чичикова. Остановимся подробнее на типах помещиков.  Все они эксплуататоры, высасывающие кровь из крепостных крестьян.  Но пять портретов, выведенных в произведении, все-таки отличаются  друг от друга. Всем им присущи не только социально-исторические, но  и общечеловеческие черты и пороки. Например, Манилов. Он не  просто глупый мечтатель, ничего не делающий, не желающий  трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок  на подоконник или в беспочвенных прожектах моста через пруд да  купеческих лавок, в которых будет продаваться всякая снедь для  крестьян. Образ Манилова - находка Гоголя. В русской литературе он  найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, как образ  Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным.

 В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка, но этот образ  не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Настасья  Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадает к  ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, как  принято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она  боится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее  морочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется  предложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости.  Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту,  порожденную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая  расчетливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это  человек, бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков  понял, зачем Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув  в списки умерших крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое  он написал через "ер" (твердый знак). Но жажда накопительства  приводит к своей абсолютной противоположности - к нищете. Мы это  видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин превратился в  животное, утратил даже пол (Чичиков даже принимает его за  женщину), стал "прорехой на человечестве".

 Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России  дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам  других, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями.  Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он  "надул" своего учителя, потом повытчика, затем своего товарищатаможенника. Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в  человеке все человеческое, растлевает его, омертвляет его душу. В  комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость,  непорядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение  душевной пустоты, фанфаронства, тупости. Он похож на пустой сосуд,  который можно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники  уездного города Н принимают его за важную персону. Они хотят видеть  в нем ревизора, и он ведет себя так, как по их понятиям должен вести  себя ревизор-взяточник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает  душевную пустоту, хвастовство, стремление выдать желаемое за  действительное.

 В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только  социально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки:  пустота, глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя  бессмертны, потому что бессмертны человеческие пороки.




1. Верховые чистокровные породы лошадей
2. старению Согласно данным ООН в 1950 году в мире проживали 214 млн
3. тема координат основные круги и линии на небесной сфере
4. Запрет дискриминации в трудовых отношениях
5. Фиксация препарата- 11
6. вариант реальной поставки валюты стандартно на второй рабочий день после заключения сделки так и вариант
7. Тема 1. Цель и содержание курса ОБЖ.html
8. процессуального закона проводить неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов п
9.  СРОКИ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Инвентаризация один из основных приемов бухгалтерского учета
10. Прагматика культуры www
11. Гражданское право в системе права соотношение частного и публичного
12. второй столицы
13. молекулярный; 2
14. Задание к контрольной работе и методические указания по ее выполнению по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ПР
15. Курсовой проект-Проект капитального ремонта автомобильной дорогиrdquo; по дисциплине Эксплуатация автомоб.html
16. Академия 2007320с
17. Части речи в китайском языке
18. вісімдесят крім сорок кільканадцять кількадесят однина мн
19. по теме ~~Зима~ по звуку С
20. Никлаус Вир