Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Семья и брак на сломе эпох

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.5.2024

Индия. Семья и брак на сломе эпох. 11                                                                                                                                                                                                          

В Индии почти повсеместное распространение получил обычай давать приданое за невестой. Он зародился первоначально в высших кастах брахманов и постепенно вошел в брачную практику всех каст, в том числе и бывших неприкасаемых, а также других групп, включая мусульманскую общину и даже племена, которые ранее платили выкуп за невесту.

В соответствии с индусской традицией по случаю бракосочетания родители невесты дарили ей золотые украшения, которые считались ее личной собственностью. Они не присваивались семьей мужа, а передавались затем по наследству ее дочери. В случае ранней смерти бездетной жены украшения возвращались в семью ее родителей.

Сегодня ситуация с приданым выглядит иначе. Часто, даже не познакомившись с невестой, родители потенциального жениха выставляют список вещей или называют сумму денег, которые они намерены получить за сына. Без согласования этого списка ни о каком замужестве не может быть и речи.

ПРИДАНОЕ -ЦЕНА ЖЕНИХА

Обычай приданого как важной части традиционного института семейно-брачныя отношений оказался не только весьма живучим, но и приспособился к изменившимся условиям. Так, после принятия парламентом Закона о порядке  наследования   индусов (1956 год) дочь и сын были приравнены в праве наследования недвижимости. Но поскольку преимущественное право осталось за завещанием и в соответствии с ним отец в большинстве случаев передавал землю или дом сыну, дочь не могла оспорить в суде решение родителя. Именно поэтому семья же-

0 к о н ч а н и е. Начало см. "Азия и Африка сегодня", 1998, № 4.

ниха стала требовать в виде приданого компенсацию доли невесты в недвижимости. В результате размеры приданого возросли настолько, что многие семьи вынуждены выплачивать его в рассрочку в виде бесконечных подношений и подарков семье зятя и самому зятю. И это стало нормой поведения.

Невыплата приданого в срок пагубно отражается на отношении мужа и его родственников к молодой жене. Она становится объектом постоянных упреков и даже издевательств. На этой почве происходят дикие случаи самосожжения молодых женщин, что было названо индийскими журналистами "новым видом сати" или "смертью из-за приданого".

Принятый парламентом Закон о запрете приданого (1961 год) имел ограниченное действие. Поскольку все законодательные акты, касающиеся семейно-брачных отношений, - удел совместных полномочий центра и штатов, этот закон подлежал одобрению законодательным собранием каждого штата. А это произошло в разных штатах лишь через 15—25 лет.

В соответствии с правительственной инструкцией, чиновники "не должны давать или брать приданое, или содействовать его выдаче или получению, либо требовать его прямо или косвенно от родителей или опекуна невесты...". Однако на деле нередко все обстоит иначе.

Практика выдачи приданого за невестой приобрела поистине грандиозные масштабы, особенно в средних и богатых социальных группах. Наглядно это проявляется в среде высшей бюрократии, которая вроде бы должна претворять в жизнь все эти законы.

По данным на середину 90-х годов, практика получения приданого в крупных размерах процветала среди чиновников административной, полицейской и других государственных служб. Его размеры варьировались от штата к штату, в зависимости от рода службы, касты, общественного статуса семей, достоинств невесты и других факторов. На севере

страны и в штате Андхра-Прадеш стоимость приданого в этих социальных группах колеблется от 400 тысяч до 10 миллионов рупий (то есть от 10 тысяч до 300 тысяч долларов).

По большому счету размеры приданого, или, как открыто говорят договаривающиеся стороны, "цена жениха" (случается, что родители дочери сами просят назвать эту цену) определяется спросом и предложением женихов и невест на брачном рынке, его колебаниями в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Так, выпускнику Академии государственной налоговой службы из касты брахманов было предложено 12 миллионов рупий в качестве приданого от дочери министра в правительстве штата Бихар. При этом специально оговаривалось: 10 миллионов рупий за то, что он получает диплом этой академии, и два миллиона рупий за его принадлежность к касте брахманов. Член парламента из средней земледельческой касты камма в штате Андхра-Прадеш искал для своей дочери жениха из среды служащих Индийской административной службы. Он прямо заявлял, что это важно для повышения престижа его семьи и что жених мог бы рассчитывать на получение 10 миллионов рупий в виде приданого.

ЧЕМ ОБРАЗОВАННЕЕ НЕВЕСТА, ТЕМ МЕНЬШЕ ПРИДАНОЕ

В некоторых случаях речь может идти и о придании социальной легитимности семьям, разбогатевшим не всегда законным путем. Повысить социальный статус за счет выдачи дочери из такой семьи с большим приданым замуж за человека, принадлежащего к семье с приличной репутацией, - один из проторенных путей движения вверх по социальной лестнице. Как не вспомнить здесь о некоторых "новых русских", готовых заплатить большие деньги, чтобы купить благородный титул барона или герцога в Англии или Испании!

64

Нередко требования к приданому более завуалированны и утонченны. Существует, к примеру, такое понятие, как "приличная свадьба". Для богатых это означает, что наличные деньги заменяются выдачей приданого в виде товаров долговременного пользования: автомобиля, мебели, кондиционера, холодильника, телевизора, видеомагнитофона и т.п.

При выборе невесты семья жениха учитывает ее происхождение, привлекательность, образование. Более высокие достоинства невесты ведут к уменьшению размеров приданого. Поэтому, например, слишком "ученая" невеста при всех прочих равных условиях может оказаться менее конкурентоспособной на брачном рынке. Высокий образовательный уровень невесты предполагает хотя бы такой же или более высокий уровень образования жениха. А высокообразованный жених, тем более занимающий доходную должность, стоит весьма дорого. Это означает, что семья, в которой растет дочь, должна не раз подумать и оценить свои возможности, в том числе финансовые, перед тем как решить, какое образование давать дочери. А не приведет ли это к тому, что ее вовсе нельзя будет выдать замуж?

А как же быть семье, экономическое положение которой не позволяет собрать приличное приданое для дочери? Если она принадлежит к высшей касте, то может или поступиться своим социальным статусом и породниться с семьей более низкого общественного положения, но состоятельной, или отказаться от замужества дочери, уделом которой станет забота о родителях, особенно если у них нет сына.

Об изменениях, произошедших за последние полвека, свидетельствуют межкастовые или смешанные браки. Их число пока еще не очень велико. Но они есть, в том числе даже между брахманками из обедневших семей и выходцами из зарегистрированных каст. Это чаще бывает в тех штатах, где в свое время происходили крупные антибрахманские движения. В 1983 году во время встречи в Бомбейском университете с представителями далитской общественности, исследователями и журналистами автору этой статьи сообщили о 500 таких браков, зарегистрированных в городе. А еще через шесть лет в беседе с образованной незамужней брахманкой из бедной семьи выяснилось, что многие из ее бомбей-

ских подруг - также брахманок, находившихся в подобном же положении, предпочли выйти замуж за высоко образованных далитов, получивших по системе квот хорошее трудоустройство, а также пользовавшихся другими льготами, предоставляемыми правительством штата Махараштра.

В другом штате - Тамилпаду -Мадрасская ассоциация брахманов приняла резолюцию, которая разрешала девушкам из брахманских семей выходить замуж за хариджа-нов, если они получили хорошее образование и занимают высокие должности на государственной службе. Все это свидетельствует о постепенном изменении понятий кастового статуса, более прагматичном подходе к вопросам брака и семьи.

ИНСТИТУТ ПОЛИГАМИИ ПРЕТЕРПЕВАЕТ ИЗМЕНЕНИЯ

Имеющиеся различия в семейно-брачных отношениях связаны прежде всего с традицией в той или иной конфессии, касте или племенной группе, с тем, что брак, наследование и развод в основном до сих пор совершаются на основе частного или обычного права. Отсюда и разные подходы ко многим проблемам семьи и брака. Одна из них - традиционный институт полигамии.

В Индии встречаются оба ее варианта: многоженство - полигиния и многомужество - полиандрия. Последняя имеет очень ограниченное распространение, в основном среди части зарегистрированных племен пригималайского района (в штатах Уттар-Прадеш и Химачал-Прадеш). В этих племенных группах, которые являются патрилинейными и патрилокаль-ными, у женщин абсолютно нет никаких прав распоряжаться своими детьми и собственностью.

Практика многоженства была довольно широко распространена среди большинства общин на всей территории страны и особенно в княжествах. Однако в последние 50-60 лет она постепенно вытесняется моногамным браком. Первыми встали на путь моногамии парсы. По Закону о браке и разводе (1865 год), среди парсов любой новый брак при жизни одного из супругов считался недействительным. Закон о браке христиан (1872 год) запрещал женитьбу людей, уже состоящих в браке. И, наконец. Закон об индусском браке (1955 год) утверждал принци-

пы моногамии в семейно-брачных отношениях индусов. Единственным частным правом в Индии, не подвергавшимся изменениям в этой сфере, осталось мусульманское.

Практика многоженства как у индусов, так и у мусульман, а также у других групп имеет свои глубокие корни. Она теснейшим образом переплетается с традиционным укладом жизни этих общин. Однако миф об исключительной и массовой практике многоженства индийских мусульман был развенчан еще в начале 60-х годов. Как оказалось на деле, полигамия среди мусульман распространена даже меньше, чем среди индусов и тем более среди племен. Обследование, проведенное по этому вопросу среди разных религиозных групп, показало, что в целом по стране многоженство практиковалось в 5,9 процента семей. Из них среди племен - 15,3 процента, буддистов - 8, джайнов - 6,7, индусов - 5,8, мусульман - 5,7 процента'. В настоящее время этот показатель снизился у всех групп, кроме племен.

Индусы, сикхи, буддисты, джай-ны, христиане и парсы получили право на развод через гражданский суд. Мусульмане же расторгают брак на основе частного права. Мусульманка считается разведенной по желанию мужа, которому достаточно произнести трижды слово "талак" (развод).

По индусскому праву переход в другое вероисповедание не приводит к расторжению брака, хотя позволяет супругу, оставшемуся в прежней вере, подать заявление о разводе. Такое положение существует и в частном праве парсов. У христиан принятие другой религии также не отражается на браке. Но если перешедший в иное вероисповедание муж снова женится, жена-христианка имеет право на развод. Мусульманское право при переходе мужа в иную веру автоматически аннулирует его брак. В то же время жена-мусульманка, принявшая иное вероисповедание, не освобояодается от брачных уз.

Индусский закон об усыновлении, содержании и иждивении 1956 года устанавливает ответственность за материальное положение разведенного супруга. Вспомоществование выплачивается до тех пор, пока его получатель не вступит в новый брак. Частным правом христиан и парсов также предусмотрено содержание разведенной жены.

В Индии разведенная мусульманка получает средства от бывшего мужа только в течение трех месяцев. Дальнейшая забота о ней ложится на плечи ее отца или род-стпснника-мужчины, а если тако-пых нет, предполагается, что ее должна обеспечивать всем необходимым мусульманская община (в Египте закон предусматривает обязательное содержание разведенной жены в течение не менее двух лет. в Сирии - больше трех месяцев).

ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ

Самым сложным и неунифицированным остается вопрос о наследовании в разных общинах. Закон о порядке наследования 1925 года упорядочил и консолидировал имевшиеся установления, но не унифицировал их. Его действие распространяется на индийских христиан, парсов, евреев, а после его пересмотра в 1956 году -и на тех, кто заключил брак по Специальному закону о браке 1954 года - так называемый "брак по любви" (между представителями разных каст или конфессий). По этому закону, вдова наследовала одну треть собственности, дети -независимо от пола - оставшиеся равные доли. Однако преимущественное право осталось за завещанием.

Мусульманское частное право ущемляет дочь. которая наследует половину доли. положенной сыну. Если даже нет других наследников, кроме дочери, она все равно может получить не все имущество. а только половину его. Вторая половина перейдет родственнику по мужской линии. Доля вдовы (или вдов) равна одной восьмой части имущества, а если нет детей, то одной четверти. В отличие от преимущественного права завещания в других общинах мусульманин не может завещать более 1/3 своей собственности.

Закон о порядке наследования индусов (1956 год) признал равные права брата и сестры, сына и дочери наследовать отцу. Наследниками первой очереди покойного являются вдова, мать, сын, дочь, а также вдова ранее скончавшегося сына, сыновья и дочери ранее умерших сыновей и дочерей. Все они получают собственность в равных долях и как абсолютные владельцы. Однако и этот закон не унифицировал право наследования женщины-индуски на всей территории Индии. Кроме того, привилегиро-

ванное право по-прежнему остается за завещанием.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К ЕДИНОМУ ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ

Разнообразие обычаев и норм семейно-брачных отношений, базирующихся на частном праве отдельных религиозных общин, не означает, что государство отстранилось от законотворческой деятельности в этой области. Принятые им законы о браке и семье, имеющие общеиндийское применение, свидетельствуют о движении в этом направлении. Осторожность, с которой правительство действует в вопросе о легитимно-сти мусульманского частного права, во многом объясняется непростыми отношениями между мусульманской и индусской общинами, которые сложились еще в период борьбы за независимость Индии и пережили с тех пор не один кризис.

К моменту принятия конституции в стране действовали единые для всех граждан законы, охватывавшие практически все аспекты правовых отношений, кроме тех, которые касались семьи, брака и наследования. В 1949 году при обсуждении проекта конституции в Учредительном собрании был поднят вопрос о принятии единого для всех граждан кодекса и в области семейно-брачных отношений. Однако члены собрания от мусульман выступили против этого. Они сослались на то, что начиная с 20-х годов Индийский национальный конгресс неоднократно принимал резолюции, гарантировавшие невмешательство государства в мусульманское частное право после достижения страной независимости. Тогда премьер-министр Индии Дж. Неру уговорил членов Учредительного собрания не настаивать на едином гражданском кодексе.

В виде компромисса в раздел конституции "Руководящие принципы политики государства" была включена статья 44, в которой говорится: "Государство будет стремиться обеспечить принятие для граждан единого гражданского кодекса. действующего на всей территории Индии'^.

Попытки создания единого уголовного и гражданского кодексов предпринимались еще колониальными властями. В Индии до английского завоевания действовали многочисленные законы, основанные на индусском и мусульман-

ском праве. Колониальные власти осуществили их упорядочение и приняли в 1861 году Индийский уголовный кодекс, который с определенными изменениями и дополнениями сохранил силу до настоящего времени. Тот факт, что этот кодекс вобрал в себя положения частного права разных религиозных общин, свидетельствовал и о том, что такое право подвержено изменениям. Как отмечал директор бомбейского Научно-исследовательского института по изучению ислама Асгхар Али Енд-жинер, мусульманское уголовное право является такой же неотъемлемой частью шариата, как и мусульманское частное право, а поэтому "аргумент мусульманских богословов в пользу того, что шариат неизменен... не выглядит очень убедительным"^.

В конце 60-х - начале 70-х годов правительство провело большую работу по внесению изменений в Индийский уголовный кодекс. Одно из них затрагивало вопрос о содержании женщины после развода, что неизбежно было связано с отходом от установлений как индусского, так и мусульманского частного права. В пересмотренном Индийском уголовном кодексе (1973 год) определенный интерес для нас представляет та его часть, которая связана с обязанностью содержать родителей, детей и жену, в том числе и после развода. Вне зависимости от конфессии, новый кодекс обязывал женатого мужчину содержать родителей, свою семью и жену после развода.

Мусульманские богословы, сославшись на то, что такое положение отсутствует в мусульманском частном праве, настояли на внесении в уже измененный кодекс пункта, в соответствии с которым разведенная мусульманка не имела права получать содержание, если ее интересы защищены обычным или частным правом. Разведенные мусульманки в обход частного права начали обращаться в гражданские суды, которые с конца 70-х годов неоднократно принимали решение в их пользу, что вступало в противоречие с установлениями шариата по этому вопросу.

Вскоре среди мусульманской общественности развернулась дискуссия о необходимости и целесообразности реформирования частного права. Она достигла высшей точки в 1985 году во время судебного разбирательства, в котором истцом выступала разведенная мусульманка Шах Бано. Верховный суд Индии признал ее право на по-

лучение содержания от бывшего мужа. Как и в аналогичных случаях с другими женщинами, мусульманское частное право в очередной раз было обойдено. При этом главный судья Индии Чандра Чад в своей речи сослался на солидное издание - Антологию Корана (1843 года издания, автор - английский востоковед Э.У. Лейн), приведя из нее следующую авторскую ремарку: "Фатальным достоинством ислама является деградация женщины". Он заявил о назревшей необходимости принять единый гражданский кодекс^. Мусульманские религиозные деятели восприняли подобные высказывания как оскорбительные для всей общины в целом.

ПРОТИВОБОРСТВО ИНДУССКОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИН

Отношения между мусульманской общиной и правительством Индийского национального конгресса резко обострились. В свою очередь, это отразилось на результатах дополнительных выборов в парламент в 1985 году, когда ИНК лишился многих голосов избирателей-мусульман. Таким образом, дискуссии о семейном праве обрели такую политическую остроту, что правительство Раджива Ганди вынуждено было пойти на уступки мусульманским   традиционалистам. Весной 1986 года был принят Закон о защите права мусульманских женщин на развод, который полностью исключил из поля действия Индийского уголовного кодекса разведенную мусульманку и передал решение ее судьбы на усмотрение мусульманского частного права.

Этот шаг вызвал резкие протесты в обществе. Ассоциации юристов, женские организации, большая часть прессы, все, кто придерживался современных взгляяов на женское равноправие, выступили с осуждением нового закона.

Вскоре после этого Верховный суд Индии принял решение, отменяющее практику обращения в ислам женатого мужчины с целью вступления в новый брак (чтобы обойти закон о моногамном браке). Затем последовало обращение того же суда к правительству с просьбой ввести единый гражданский кодекс, предусмотренный конституцией. Все это вызвало обостренную реакцию в разных общественно-политических кругах страны. Мусульманские тради-

ционалисты заговорили о том, что их религия в опасности. А индусские деятели религиозно-общинной ориентации обвиняли мусульман в отсталости и консерватизме.

В сложившихся условиях конституционное требование о едином гражданском кодексе не удалось осуществить по многим причинам. Этому в значительной мере препятствовало сопротивление мусульманских богословов проведению реформы шариата, который объявлен ими незыблемым. Но, видимо, еще большую ответственность за создавшуюся ситуацию несут индусские религиозно-общинные политики, которые своими настойчивыми лозунгами о создании "хинду раштра" ("государства индусов") и антимусульманскими действиями, высшей точкой которых стало разрушение мечети Бабура в Айодхье в штате Уттар-Прадеш в декабре 1992 года, вызывали отчуждение по крайней мере части мусульманской общины от индусов, приводили к кровавым индусско-мусульманским столкновениям. Ответной реакцией на такое поведение индусских религиозно-общинных политиков стало нарастание в стране фундаменталистских настроений в среде не только мусульман, но и других групп населения (сикхов, христиан и даже отдельных племен), которые стали заявлять о незыблемости их частного или обычного права.

С середины 90-х годов вопрос о подготовке и введении единого гражданского кодекса вновь стал предметом острой политической борьбы. Однако на этот раз ситуация была иной. С одной стороны, не ослабело, а, возможно, даже усилилось противоборство консерваторов из двух основных конфессий - индусской и мусульманской. Но произошедшие за годы независимости изменения в обществе, с другой стороны, стали способствовать тому, что дискуссия о едином общенациональном гражданском кодексе начала приобретать менее конфронтационный характер.

Сторонники подготовки и введения в действие этого кодекса заявляют, что частное право разных религиозных общин способствует сохранению дискриминации по признаку касты, пола и верований, а также развитию религиозной обособленности, что противоречит духу секуляризма и препятствует формированию единой национальной идентичности. Женские организации Индии

исходят из того, что во всех общинах частное право удерживает женщину в зависимом положении, и поэтому вопрос унификации прав женщины в разных общинах с целью достижения правового равенства с мужчиной это проблема гендерного конфликта, а не проявление плохого отношения к какой-либо из общин. Они рассматривают этот кодекс как важный инструмент для создания более благоприятных условий для женщин в вопросах семейно-брачных отношений и наделения их равными правами.

Индусские религиозно-общинные политики, активно выступавшие в 50-х годах против изменения положения женщины в индусской семье, теперь оказались в первых рядах борцов за принятие единого гражданского кодекса под предлогом защиты прав мусульманки. При этом они подчеркивают, что в то время как традиционное индусское право подверглось секуляризации, отказ от реформирования мусульманского частного права дает этой общине исключительное преимущество. Полигамность мусульман, заявляют эти деятели, приведет к более быстрому росту мусульманской общины, и в конечном счете к потере индусами статуса общины большинства^.

С другой стороны, против единого кодекса выступают прежде всего мусульманские богословы-традиционалисты, а также те из немусульман, кто настаивает на сохранении идентичности меньшинств, которую они связывают главным образом с религией. Сторонников у тех и других немало.

Похоже, что решение этой проблемы, как и других острых вопросов семейно-брачных отношений, займет еще немало времени. Но уже сейчас мы являемся свидетелями важных принципиальных перемен в индийской семье, которые во многом предопределяют характер ее развития в будущем.

' Towards Equality. Report of the Committee on the Status of Women in India. New Delhi, 1974. p. 67.

^ The Constitution of India (As Amended Uptodate). New Delhi, 1965, p. 36.

^ Asghar Ali Engineer. "Should There Be a Common Civil Code?", Mainstream, New Delhi, April 13, 1991, p. 13.

* M.W. Khan. Woman between Islam and Western Society. New Delhi, 1995, p. 13.

^ В середине 90-х годов население Индии насчитывало 930 миллионов человек. Индусская община составляла 82,6, мусульманская - 11,4 процента населения ("The Econornik Times", Bombay, November 25,1995).

67




1. Сладкие фрукты прекрасно сочетаются с любыми блинами- тонкими или пышными с пшеничными или овсяными.
2. URU А
3. В. 375447218075 velcom.html
4. Реферат на тему- Этические аспекты электронных изданий Выполнила студентка 412 Д групп
5. Организация документооборот
6. лекція тварин Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата
7. На якій стадії життєвого циклу галузі згідно теоретичних постулатів інвестування підприємствами галузі д
8. Реферат- Почтовые программы.html
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук Київ ~ 2008
10.  ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ И МИНЕРАЛЬНОСЫРЬЕВОМ КОМПЛЕКСЕ Россия игр
11. Авторское право и смежные права в Республике Беларусь
12. ru Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений
13. не бегал по стенамрешили направить мою энергию в мирное русло ~ спорт
14. Сравнение характеристик внешних устройств памяти
15. д. 3 г.Киров Кировская область 610004 Исх.
16. Праздники, обряды и традиции Чувашии.html
17. 15 жастан 7 жас~а дейін арнал~ан с~згіш противогаздарD ПДФД 30кПа арты~ ~ысыммен ~ор~айтын ~имарат
18. Христианская этика
19. . 12 л бульона 1 cm
20. Лекция 5 Основы экологической физиологии человека Физиологические механизмы природных адаптаций