Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

психиатр Зигмунд Фрейд 1856 1939

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

50.Философия психоанализа. Зигмунд Фрейд.
Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

"Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:

бессознательного - "Оно";• внешнего мира;• норм, запретов - "Сверх-Я";и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"

желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.

4. Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит "либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше.

7. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

52.Онтология. Проблематика бытия в философии.
ОНТОЛОГИЯ ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Онтология – учение о происхождении и строении окружающего мира... бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Впервые понятие бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 – 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.  По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. В современной науке понятие бытиё рассматривается в 2-ух основных значениях : 1. В широком смысле – мир в целом , всё существующее

При это выделяются следующие формы человеческого бытия :

– бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии материальное бытие, созданное человеком;

– материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

– духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.
2.в узком смысле – бытие- первооснова исходное основание мира и конкретизируется понятиями материя и субстанция.

54.Материя и субстанция.
1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

2. Элементами структура материи являются:

• неживая природа;(Мегамир- звёзды ,планеты ,галактики ;Макромир-кристаллы ,миниралы ,объекты земли;Микромир – мир элементарных частиц( электроны,протоны и т.д)

• живая природа;(клетка, микроорганизмы ,организм ,популяция ,биосфера ,ноосфера-область освоения мира с помощью разума человека)

• социум (индивид ,семья, группы ,коллективы ,нации ,гос-ва.).

3. Характерными чертами материи являются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

4. Движение - неотъемлемое свойство материи. Смотри билет 55.

5. Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.

6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

• субстанциональный;

• реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает:• физическим;• химическим; механическим.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Идея субстанции в философии
Создателем понятия субстанции является Аристотель,согласно которому «Субстанция-это  самобытное бытие ,существующие в самом себе , а не в чём либо ином »,т.е первооснова всего.В современной философии сформировалось 3 основных подхода в понимании субстанции:1. Материалистический –согласно которому основой мира выступает естественное начало ,а сознание ,мышление ,дух являются его свойством.2.Идеалистический –согласно которому  основой мира выступает идеальное начало, а материя ,природа не самостоятельны ,зависят от него..3.дуалистический- согласно которому существуют су 2 самостоятельные, независимые друг от друга первоосновы мира.

55.Движение как основной атрибут материи. Виды движения. Механицизм и ментализм.
Движение - неотъемлемое свойство материи.Понятие движение в науке охватывает различные изменения,от простейших форм пространственного перемещения и заканчивая сложнейшими мыслительными процессами . Выделяются:• механическое движение; физическое движение; химическое движение;биологическое движение; социальное движение.

Движение материи:• возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов • постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:• количественным - перенос материи и энергии в пространстве;• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых .
Особым видом движения выступает развитие – это вид движения ,который охватывает последовательные ,необратимые ,качественные изменения.При это выделяются характеристики которые определяют характер и направление развития : Прогресс – это развитие ,сопровождающееся повышением уровня организации материи,переходом от менее совершенного уровня материи к более совершенному ,от простого к сложному ; регресс-развитие, характеризующееся понижением уровня организации материи,переходом от более совершенного уровня организации материи к менее совершенному ,от сложного к простому .

Механицизм

— способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. Другая историческая форма М. связана с употреблением понятия движения в одном узком смысле: как пространственного перемещения тел (механическое движение). Даже тогда, когда в философии были выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи (Толанд, Гольбах, Дидро), то, строго говоря, в виду имелось движение как перемещение, а не движение как изменение и взаимодействие вообще. Третья историческая форма М., которая существует и в настоящее время, связана с крайностями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движения. Для М. в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации.

56. Пространство и время как основные атрибуты материи.

Пространоство  определяется как форма сущестования материальных объектов ,характеризующая их местоположение,протяженность и упорядоченность элементов в материальных системах .Время- это философское понятие для обозначения формы существования материальных объектов,характеризующая длительность и последовательность смены состояний элементов в материальных системах.Для характеристики пространства и времени выделяют общие и специфические признаки.Общими признаками являются : объективность и всеобщность пространства и времени, т.е пространство и время существуют в неразрывной связи с материальным бытиём. Специфические свойства пространства : трехмерность (многомерность),обратимость,неоднородность .Специфические свойства времени: одномерность и однонаправленность ,необратимость,однородность. В современной науке сложились 2 теории раскрывающие сущность пространства  и времени : субстанциальная  и реляционная. Создателем субстациальной теории является древнегреческий философ Демокрит,который наряду с атомами выделял понятие пустота.Под пустотой он понимал пространство. В 17 веке эту теорию развивал И.Ньютон .Согласно этой теории- пространство и время существуют объективно ,независимо от материи как самостоятельные сущности.Возникает закономерный вопрос при таком понимании ,что же они собой представляют ,если не являются материальными ?Создателем реляционной теории является Аристотель, современным представителем этой теории был А.Эйнштейн .Они считали что пространство и время существуют не как самостоятельные сущности, а как свойства материальных объектов  и неотделимы от них .Аристотель доказывал ,что чистого пространства и времени ,вне материальных объектов не существует. В специальной теории относительности Эйнштейн доказал,что геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс: время замедляется , а свойства пространства отклоняются от эвклидовых.В современной науке выделяются следующие уровни пространства и времени: 1.в неживой природе –физическое пространство и время 2 .В живой природе – биологическое пространство и время(цикличность процессов,ритмичность,биологическое время,психологическое время ) 3 .В развитии общества-социальное время ,которое протекает неравномерно,что связано с развитием научно-технического прогресса ,который ускоряясь ,ускоряет и социальное время.

57. Иерархизация бытия.

Человек развивается в определённых социальных условиях ,но согласно законам природы .Исходя из такого понимания ,выделяются следующие культуры бытия ,отличающие человека от животного : 1. Телесная организация 2.Социальные потребности 3.Социальное поведение .4.Сознание .5.Способности .Телесная организация характеризуется следующими свойствами: объём мозга (=1500 см3 , прямхождение , рука ,как уникальный орган деятельности, отсутствующий у животного,речевой аппарат.Потребности разделяются на 3 вида : 1.витальные(жизненно необходимые) 2.Социальные(общение,семейные отношения,трудовая деятельность и д.р) 3.Духовные( нравственные ,эстетические,религиозные ) Сознание, способностью которого является то,что природной основой выступает мозг ,но содержание идей определяется социальными факторами.Только  в социальной среде развиваются язык и речь.Способности-это биопсихосоциальная характеристика человека,так как вначале способности существуют в виде задатков,а затем в процессе воспитания,культуры проявляется в том или ином виде деятельности.Таким образом ,человек-это единство всех структурных уровней бытия,биологического и социального.

В истории философии и науке сформировались 2 основных подхода к пониманию сущности человека:1.Биологизаторский подход,представители которого преувеличивали роль биологической природы человека.К ним относятся  Ламери,Фейрбах ,Фрейд и д.р .на современном этапе –социобиологи,которые считаю,что между человеком и животным нет качетсвенных отличий.2.Социологизаторский подход,представители которого абсолютизируют социальную сущность человека.Ярким представителем является К.Маркс,согласно которому : «человек есть мир человека,государство,общество».

58.Гносеология. Проблема познания в философии

Познание – это процесс духовного освоения мира человеком, целью которого выступает достижение истины. Результатом познание я-я знание. Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. В истории науки сложились следующие главные подходы к решению вопросов познания

а) гносеологический оптимизм исходит из принципиальной веры в способность людей, опираясь на предметную сущность ощущений, постепенно продвигаться по пути постижения объективного мира и самопознания;

б) для «теоретико-познавательных» пессимистов (скептиков) характерны сомнения в отношении указанной выше способности. Они основаны на констатации неодинакового понимания различными субъектами познания самого источника ощущений (внешний мир – для материализма, сознание субъекта – для идеализма субъективного, Бог – для религии). Из этого скептики делали вывод о «патовой» ситуации в сфере познания;

в) агностицизм – предельное выражение скептицизма, основанное на преувеличении противоречий процесса познания и недооценке роли практики в нем.

основные проблемы теории познания: Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса

Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Субъект познания — это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке.Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина и каковы её критерии?

59.Теория познания. Структуры и виды познания. Гносеология, или теория познания, - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология (учение о бытии как таковом) и диалектика (учение о всеобщих законах развития бытия и познания), а также с логикой и методологией.

При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины.

Большой и разнообразный материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, синергетика, естественные и гуманитарные науки и др.

Гносеология вооружает исследователя знанием общих закономерностей познавательного процесса, чем специально не занимается ни одна частная наука. Она дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного отношения в целом, о его формах, уровнях, исходных предпосылках, о социально-историческом контексте познания, о единстве когнитивного и ценностного и т.д.

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизмехристианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как СубъектЛичность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания  и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении иэксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезахзаконах и теориях[6].

60.Роль практики в познании. Проблема истины в философии. Критерии истины.
Практика – это целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Роль практики в отношении познания: базисная, детерминирующая (практика – основа познания), критериальная (практика – критерий истины), целеполагающая (практика – цель познания).

1. Практика является основой познания. Весь процесс познания основывается на взаимодействии человека с внешним миром, а это взаимодействие осуществляется, прежде всего, в практике. В практике развиваются как чувственные, так и логические формы отраженияПрактика – основа познания. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство теории и практики.

2. Практика выступает как цель познания. Деятельность человека ставит перед ним такие задачи, решение которых необходимо для его дальнейшего существования и развития - новое знание воплощается в новой деятельности, организует ее и управляет ею.

3 . Практика – единственный проверенный тысячелетиями истории критерий истинности знания, воплощенного в суждении. Еще древнекитайский философ Мо-Цзы учил, что только высказывания, которые претворяются в деятельности человека, становятся постоянным знанием.

 Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Существует две традиции в понимании истины в философии:

1) Онтологическая (от Платона).

2) Гносеологическая (от Аристотеля).

Платон: истина - нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель: истинность и ложность не свойства самого бытия, а характеристика знания.  Аристотель сформулировал классическое опрделение истины: суждение истинно, когда оно утверждает то, что есть или отрицает то, чего нет; суждение ложно, когда оно отрицает то, что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом виде это определение предполагает:

1)    Внешняя действительностьк как объект познания существует до познания и не зависит от наличия или отсутствия знания.

2)    Понятие истины не совпадает с понятием о бытии и относится не к бытию, а к суждению.

3)    Истинность / ложность суждения выявляются в его соотнесенности с предметом.

Мур назвал эту теорию истины корреспондентской (соответствие). Существуют также так называемые Прагматическая теория истины: истинная идея - та, которая выполняет свою функцию и когерентная теория истины - истинное положение, которое можно вывести из аксиом данной системы. Кант: трансцендентальная теория истины критерий иситны только формален - истина состоит в согласии знания с самим собой. Прагматизм: критерий истины - субъективная уверенность.

Проблема критерия истины–до конца не разрешена.

Критерии истины делятся на внешние и внутренние.

    Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на

истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не

достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто

нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно

меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев

недостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях.

    Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости( изучив

логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея

знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4.

Симметричности. 5. Научной рациональности.

61.Уровни познания. Чувственное (эмпирическое) и рациональное познание.

В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств2.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. По сравнению с восприятием оно является более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности. Но не следует представлять дело так, что чувственное познание — это пассивный этап передачи информации от объекта к субъекту. Чувственное отражение активно, во-первых, а во-вторых, социально обусловлено (речь идет о человеческом чувственном отражении).

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления2. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания1.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

62.Законы логики и мышления.

Закон логики и мышления.
Логика – наука, изучающая формы и законы мышления. (греч. "logos" - мысль, разум).

ее задача состоит в том, чтобы научить человека

сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее

мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более

«грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому

мнение, будто изучение логики не имеет практического значения,

несостоятельно.

Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать

противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности.


1.Закон тождества - это логический закон, согласно которому мысль (будь то понятие, суждение или умозаключение), введенная однажды в рассуждение, должна оставаться неизменной, однозначно понимаемой на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось. То есть, сколько бы раз ни повторялась одна и та же (!) мысль, она должна пониматься одним и тем же способом. 
Закон тождества требует только одного, а именно: он запрещает непроизвольное, неконтролируемое, скрытое изменение содержания наших мыслей.

2. Закон непротиворечия говорит о том, что в рассуждении, доказательстве, теории не должно быть противоречивых мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Этот закон формулируется следующим образом: высказывание и его отрицание (два противоречивых высказывания) не могут быть одновременно истинными', по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Выражается закон непротиворечия формулой: «неверно, чтор и не- р», т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает


3.  Закон исключенного третьего гласит: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно - необходимо истинно, а другое -ложно, третьего не дано


4.
Закон достаточного основания утверждает следующее: всякая истинная мысль должна быть обоснована (иметь достаточные основания) другими мыслями, истинность которых, доказана.  Он стал применяться только благодаря Лейбницу, то есть только с ХVIII века. В то время как три предыдущих были отчетливо сформулированы еще Аристотелем, то есть в IV веке до н.э. Любая точка  зрения, независимо от авторитета её автора, должна быть доказана аргументами, достоверность и достаточность которых очевидна.

Для доказательства (обоснования тезиса) используются только факты и истины (достоверные суждения

Только соблюдение всех основных законов логики одновременно может гарантировать правильность наших рассуждений.

63. Проблема техники в философии. Инженерная деятельность и философия техники.

Техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Техника и техническая деятельность уже в древности стали предметом философского анализа. Философия техники как новая область философского знания появилась как результат научно-технической революции во второй половине ХХ века. Словосочетание «философия техники» впервые появилось в работе Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения», кт. вышла в свет в 1877 г..

            К этому времени техника совместно с наукой заняла определяющее место, как в общественной, так и духовной жизни практически всех народов мира. Они фактически изменили облик земного шара. Стали ясны многие фундаментальные характеристики техники. Техника сегодня оказывает определяющее влияние на важнейшие экономические, экологические, социальные, научные и политические решения. Техника стала широким полем междисциплинарных исследований Техника является уникальным средством преобразования природы, человеческой деятельности. В этом её культурное и цивилизационное призвание.

            Философы отмечают, что для современного европейца техника стала не только физической, но и ментальной (духовной) основой.

            ФТ предполагает глубокий онтологический анализ феномена техники с помощью таких категорий: природа, культура, человек, мир.

            В связи с этим принято рассматривать четыре сферы развертывания проблематики этой дисциплины:

            1) методология технических наук, технические науки и естествознание;

            2) проблема соотношения техники и культуры;

            3) техника и общество: истоки прогресса и его последствия;

            4) этические аспекты инженерной деятельности.

            ФТ  исследует феномен техники в целом, ее имманентное (базовое) развитие и место в общ. развитии в целом, а также принимает во внимание историческую перспективу. 

Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:

- Техника представляет собой искусственное образование. Другими словами, техническое устройство есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой – в нем реализуются определенные природные процессы.

- Техника является «инструментом», т.е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность ( в силе, движении, энергии, защите».

- Техника – это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время – и судьба цивилизации.

- Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы

Два направления ФТ: 1) инженерная ФТ, 2) гуманитарная ФТ. 1 - анализирует природу тех. творчества, сущность техники, тенденции развития, Инженерная философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического бытия человека в прагматическом мире. Вникая во различные детали техники и технические процессы инженерная философия техники вольно или невольно отодвигает на второй план изучение связей техники с другими аспектами человеческого бытия.2е направление – анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние её на состояние общества, чел-ка, культуры. Современная ФТ рассматривает развитие тех. познания как социокультурный феномен, исследует исторически меняющиеся способы формирования нового тех. познания и механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс

64. Периоды развития в философии техники.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

В античности понятие «тэхнэ» обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о «тэхнэ». Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте – например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения.

В эпоху Возрождения ситуация меняется. Именно инженеры, художники и практические математики Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего – в самых различных областях науки и техники.

В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники.

В Новое время научное мышление перестает выполнять служебную функцию по отношению к религии. Но зато тут же попадает в еще более тесные объятия: научное мышление начинает обслуживать инженерию. Именно в конце Средних веков, начале Возрождения формируется новое понятие природы как бесконечного источника сил и энергий (сначала божественных, потом естественных), а также замысел использования этих сил и энергий на основе научного познания устройства и законов природы.

Настоящими пионерами в области инженерии были Галилео Галилей (1564-1642) и Христиан Гюйгенс (1629-1695).

Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания. Еестественнонаучная теория должна описывать (моделировать) поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определенные реальные объекты.

Какая же идеализация интересовала Галилея? Та, которая обеспечивала овладение природными процессами, то есть: во-первых, хорошо их описывала (в научной теории) и, во-вторых, позволяла ими управлять. Последнее предполагает способность предсказывать характер описываемых явлений, создавать необходимые условия, запускать практически.

На творчество Галилея целиком опирается Гюйгенс, но интересует его другая задача – как научные знания использовать при решении технических задач. Фактически он сформировал образец принципиально новой деятельности – инженерной, опирающейся, с одной стороны, на специально построенные научные знания, а с другой – на отношения параметров реального объекта, рассчитанных с помощью этих знаний. Если Галилей показал, как приводить реальный объект в соответствие с идеальным, то Гюйгенс продемонстрировал, каким образом полученное в теории и эксперименте соответствие идеального и реального объектов использовать в технических целях.

Новоевропейское понятие существования неотделимо от естественнонаучного идеала познания и задает реальность, получившую название физической. Начиная с работ Галилея, Х. Гюйгенса, Ф. Бэкона устанавливается взгляд на существование как на то, что «существует в природе» и, с одной стороны, может быть изучено в естественной науке, с другой – создано человеком в соответствии с законами природы.

Таким образом, новое понимание существования неотделимо от творческой, инженерной деятельности человека, точнее, оно расположено на границе двух сфер – естественнонаучного познания и инженерной деятельности. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе.

Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX-XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

 

Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику.

65. Основные тенденции в развитии философии техники.
В современной философии техники можно  выделить четыре крупных направления:
сциентистское. социологическое, антропологическое и религиозное. Они  анализируют  взаимосвязь техники с наукой, обществом. человеком и верой.

Первое направление - сциентистское ( от англ. science - наука) возникает еще в 70-х годах Х1Х века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы " наука-техника", проводится гносеологическое исследование  проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

Второе направление - социологическое. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на две ветви. Первая - техницизм утверждает всемогущество "научно-технической рациональности", совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая- антитехницизм, возникший еще в 20-х годах  ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед.

Третье направление - антропологическое ( от гр.anthropos- человек). Свою проблематику это направление сформулировало еще в 30-е годы нашего столетия. Техническая среда рассматривается как способ существования человекаИсточник всякого технического творчества оно видит  исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе. Человек таким образом техникой восполняет свою биологическую недостаточность.

Четвертое направление - религиозная философия техники. Оно является попыткой найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма. Религиозные интерпретации техники возникли в начале ХХ века и с большей активностью стали реагировать на противоречивые тенденции научно-технического развития и его амбивалентные последствия. Стремяcь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, это направление рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности - бога.

66. Научно-техническая революция как синтез науки и техники.
Техника гораздо старше науки: первые технические устройства основывались на практическом опыте, а не научных знаниях. Но с возникновением и развитием науки её связь с техникой постепенно укреплялась и изменялась. В развитых странах мира ныне научно - технический прогресс принял революционную форму. Два потока - техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции. Одним из наиболее спорных вопросов при обсуждении проблем научно-технической революции является вопрос о ее сущности. можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.

Формирование естественнонаучных предпосылок НТР относится к концу 19 - началу 20 веков, когда классическая механическая ньютоновская картина мира работами Герца, Рентгена, Лебедева, Лоренца, Томсона, Розерфорда, Бора, Пуанкаре, Планка, Эйнштейна была заменена релятивистской механикой, а по существу - новой естественно-научной картиной мира

В 30-х годах нашего века проявляются первые ростки научно-технической революции - новая квантовая теория, волновая механика, начало комплексной механизации производственных процессов, появление первых автоматов, радиолокации, осуществлены деление ядра и цепная реакция. Научные открытия получают быстрое применение. С середины 50-х годов в полной мере развертывается революционная форма научно-техничвеского прогресса как преобладающая форма развития науки и техники.

Все большую значимость приобретают фундаментальные научные исследования как теоретическая основа революционных сдвигов в технологии. Быстрыми темпами начинают развиваться биологические науки, возникает бионика как особая наука о свойствах живых организмов и использовании этих свойств в технике и технологии.

Автоматизация производственных процессов, как следствие передачи нетворческих сторон трудовых функций человека техническим устройствам, выдвигается постепенно в число лидеров технического прогресса. Впитывая в себя новейшие достижения науки и техники, автоматизация качественно меняет место и роль человека в непосредственном технологическом процессе.

С середины 70-х годов 20 века начался новый, современный этап научно-технической революции, плоды которого получили широкое практическое применение. Теперь уже революционные научно-технические изменения охватили все отрасли производства и отрасли науки.

Сущность современного этапа научно-технической революции состоит в качественном повышении наукоемкости техники и технологии, в переходе от материало-, энерго- и трудоемких процессов к материало-, энерго_ и теплосберегающим.

Новый этап научно-технической революции включает в себе не только революционные изменения в науке, но и приоритетные направления современного научно-технического прогресса - электронизацию народного хозяйства, комплексную автоматизацию, компьютеризацию и роботизацию производства, развитие атомной энергетики, новую технологию получения и обработки материалов, биотехнологию. взаимосвязь науки с техникой можно сравнить с двумя поездами - пассажирским (техника) и скорым (наука). Первый из них отправился в путь раньше второго, но второй имеет большую скорость движения. В процессе движения этих поездов вначале техника шла впереди науки, затем они двигались как бы параллельно, а ныне наука идет впереди техники. Но пути движение этих поездов пролегли через широкие социальные просторы.

67. Диалектика социального процесса. Техника и культура. Техника и природа.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА

Культура есть способ деятельности общественного человека и результат этой деятельности, характеризующие качественное состояние определенной ступени общественного прогресса.

Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностьюКроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Технический уровень непроизводственной сферы, материальных основ духовной культуры (медицина, быт, печать, связь, искусство, образование, наука и т.д.) существенно характеризует уровень развития культуры общества.

каждому уровню развития культуры соответствует определенный уровень технического развития общества. Техника воздействует на все другие элементы культуры и через систему общественных связей и отношений является решающей доминантой культурного прогресса, материальным основанием всей культуры.

Как важнейшая культурная ценность, материальное основание всей культуры техника интегрирует все культурные ценности той или иной эпохи в определенную систему. Она раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания. В этом смысле можно говорить о технической культуре как характеристике культурного потенциала общества. Техническая культура в каждый исторический период того или иного общества является неотемлимым компонентом культуры.

Следует указать еще на одну функцию техники в составе культурыДвижущей силой цивилизации являются люди, которые приводят в движение разнообразные средства деятельности и главные из них - средства труда, технику. Следовательно техника (в соединении с человеком) имеет первостепенное значение в преобразовании факторов культуры в факторы цивилизации.

история человеческого общества есть процесс, где прошлое, настоящее и будущее находятся между собой в органической связи, где новые поколения воспринимают опыт прошлых и закладывают фундамент для культуры будущего. И в этом своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением. Именно техника "цементирует" связь между поколениями людей. " Технике принадлежит решающая роль в осуществлении и передаче традиций. столетий почти без изменений.

 Человек должен производить себя во всей своей ценности на базе усвоения достижений всех культурных ценностей. С этой точки зрения культура - это производство особого рода, главным результатом которого является сам человек во всей своей целостности, всесторонности своего общественного существования. В этом процессе "производства человека" первостепенное значение принадлежит техникеНаправленная на развитие человека, техника приобретает гуманистический смысл.

ТЕХНИКА И ПРИРОДА

Человек связан с природой посредством техники как орудием его деятельности. Он создает технику как форму и средство деятельности на основе познанных природных закономерностей. Наконец, техника выступает социальным средством творчески преобразующей деятельности общества..

Развитие общества и человека органически связаны с природой.

Человек связан с природой не только генетически, но и функционально, он в процессе своей деятельности использует силы и вещества природы посредством создаваемых для этого технических устройств. Именно при помощи техники человек создал искусственную и нужную ему среду обитания, производит материальные и духовные блага, весь массив культурных ценностей. Все эти факторы жизнедеятельности человека сплелись в один клубок. Поэтому "мы должны считаться с тем, что техника, человек, природа и культура являются узловым пунктом в тесном cплетении связей, определяемыми только в их отношении друг к другу" (6, 245).

Соотношение человеческой деятельности с существующими политическими режимами, культурой и природой породило целый ряд глобальных (от фр. global - всеобщий) проблем, т.е. проблем, которые в той или иной степени касаются всего человечества и могут быть решены совместными усилиями всеобщего сообщества наций независимо от характера социальных систем в которых существуют эти нации. Сердцевиной одной из главнейших глобальных проблем современности, так называемой экологической проблемы - является результат воздействия технического развития человечества на естественную среду его обитания - природу.

человек противостоит природе: он использует силы и вещества природы, преобразовывая их, приспосабливая к удовлетворению своих потребностей и тем самым нарушая естественные природные процессы, воздействуя на определенные природные явления. В результате этой активно преобразовательной деятельности человека и общество в целом окружает не только естественная (гео- и биосфера), но и искусственная природа - созданные человеком неодушевленные предметы и искусственные живые организмы. Эту искусственную природу называют по разному - ноосферой (В.И.Вернадский), техносферой (Станислав Лем), второй формой объективной реальности (Ю.А.Жданов) и т.д. Важно одно: создание этой "второй природы" есть результат творческой деятельности человечества при помощи техники.

Действительно, диалектически противоречивое единство во взаимодействии общества и природы обеспечивается материальным производством людей при помощи техники. Именно в ходе технико- производственной деятельности людей разрешается противоречие между природой и обществом. Именно эта деятельность обеспечивает освобождение людей от влияния могучих стихийных сил природы.

Применяя силы природы против сил природы человек, по словам К.Ясперса, господствует над природой посредством самой природы.

в процессе эволюции взаимоотношения человека и природы происходили качественные изменения в технических средствах воздействия человека на природу, которые выразились в ряде технических революций: переход от каменных орудий к бронзовым и дальше к железным, от собирательства к земледелию, от ветряных машин к паровым, от использование энергии паровой машине к использованию электрической, а потом и атомной энергии и т.д. Все эти и подобные им технические, а позже научно-технические революции являлись поворотными пунктами на длительном пути утверждения господства человека над природой. На протяжении этого длительного исторического пути человек постоянно вступал в диалог с природой посредством техники. В этом случае техника выступает как фактор противоположный природе, как ее антипод. Воздействуя на природу техника выполняет свою основную функцию - "преобразовать природу в мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний" (6,393).




1. Классификатора таможен и таможенных постов
2. Обсяг земляних робіт при влаштуванні перетину
3. часть общества и в ней как в капле воды отражаются те же проблемы что и во всей стране
4. Verkehrsgemeinschft geprдgt Fьr die Menschen die drin leben ist
5. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук13
6. Основные принципы и методы применения технических регламентов.html
7. Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка
8. Семь чудес света
9. Лабораторная работа 3
10. Реферат- О поверке приборов учета энергоресурсов
11. педагогiчна характеристика колективу 2 класу У 2 класi навчається 14 учнiв з них- 8 дiвчаток i 6 хлопчикiв
12. Я могу предложить тебе вот какую игру
13. Твори українського народного мистецтва як чинник формування національно-культурної свідомості молодших школярів
14. тематическая статистика раздел математики в которой изучаются методы сбора систематизации и обработки ре
15. королева Франции которая научила французов мыться Анна Ярославна королева Франции она осущест
16. Тема выпускной квалификационной работы- Роль ценностных ориентаций в обеспе
17. Задание- 1. Выделите строку таблицы строку щелкнув на левом поле строки
18.  ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА Земельное право ~ это совокупность правовых норм регулирующих отношения по пов
19. ВВЕДЕНИЕ В настоящее время несмотря на повышение компьютеризации общества в сфере образования до сих по
20. Программа coDec