Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет 2.
1. Религия раннеклассового общества политеизм.
Политеизм
(от Поли... и греч. theós бог)
многобожие, почитание многих богов. П. возник в раннеклассовом обществе; он развился из полидемонизма почитания разрозненных духов родоплеменных религий, как отражение в идеологии социального расслоения, а также как усложнение религиозных фантазии. В П. сверхъестественный мир представляется как иерархия богов, обладающих большей или меньшей властью, имеющих каждый своё индивидуальное имя, свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Во главе пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от Монотеизма. П. не исключает признания богов других народов. В ритуале П. главную роль играет жречество, группирующееся вокруг храмов. Таковы были религии древних египтян, греков, римлян и др. народов древности, а также современной Индии, Японии и тропической Африки. Многие представления и ритуалы П. сохраняются во всех «единобожных» религиях вера в «святую троицу» (бог-отец, бог-сын и святой дух), почитание пророков, культ богоматери и святых.
Развитие самобытной и зрелой русской философской мысли началось в XIX веке, когда усвоившие достижения западной философии, думающие и европейски образованные русские люди представители дворянства, оторванного в результате петровких реформ от основной массы населения и народной культуры, - с особенной остротой и силой восставили вопрос о месте России в истории мировой цивилизации, об ее культурном своеобразии и историческом предназначении. Преподавание философии в Русском государстве началось лишь в конце ХVII века в первом высшем учебном заведении страны Славяно-греко-латинской академии. ХVIII век, начавшийся с реформ Петра I, часто именуют «веком ученичества» русской философии. Русская философия обладает некоторыми общими чертами.
1. В первую очередь бросается в глаза публицистичность, острая полемичность сочинений русских мыслителей, их нелюбовь к чистой теории и отвлеченным, оторванным от жизни проблемам. Известный философ А.Ф. Лосев говорил: «Русская философия остро недолюбливает… логические построения как таковые, причем эта нелюбовь очень часто превращается в прямую и острейшую ненависть ко всякому отвлеченному построению и к самой тентенции отвлеченно мыслить…» Все и всегда в России предпочитают теории практику, и если можно, то революционную. Вопрос «Что делать?» основной.
2. С первой особенностью русской философии тесно связана и вторая ее повышенное внимание к моральным, историческим , социальным вопросам, связанным с живым и конкретным человеком и смыслом его жизни.
3. Функции философии в России часто брала на себя художественная литература. Это очень точно обозначил Евгений Евтушетко, сказав, что «поэт в России больше, чем поэт» и не только поэт.
4. Писарев: «ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм» - религиозный материализм.
^ 5. Еще одной особенностью русской философии является идея соборности. Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. [«Народность»!] <…>
6. Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма. … русские философствующие писатели испытывали жгучую потребность очищения, чистоты перед народом, острое чувство не только честного, справедливого, человеческого отношения к народу, но именно внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищенной совести. <…> В передовой русской интеллигенции честным считалось вести революционную борьбу или, по крайней мере, быть в оппозиции к правительству, и бесчестным, подлым уклоняться от борьбы и оппозиции.
Русская философия не была совершенно независимым, отдельным, специфическим видом духовной деятельности, но, напротив являясь не просто тесно связанной с другими ее видами искусством, религией, наукой, была как бы в них растворена.
Основными тенденциями русской философии являются:
в учении о бытии материализм,
в учении о человеке социализм,
в учении цели жизни подвижничество и героизм ради будущих благ,
в учении о познании единство теории с практикой и практика (в широком смысле) как критерий истины.
^