Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 17. Развитие социальной этики в России.
В Туле в первой половине XVIII века, наблюдались многочисленные династии среди торговцев и промышленников, жертвовавших средства на милосердие и благотворительность. Богатейшие предприниматели Строговы, торговая династия Босовых. Отсюда вышли знаменитые Демидовы., для которых широкая благотворительность, на определенной стадии развития династии, стала сознательно культивируемой фамильной чертой. Источником, отражающем почти столетний период демидовской благотворительности, является «Перечень пожертвований, сделанных родом Демидовых государству и общественным учреждениям», подготовленный около 1841 г. по распоряжению Анатолия Демидова.
Профессиональным благотворителем в начале века был принц П.Г.Ольденбургский: 42 года жизни он отдал служению обездоленным людям.
До революции было много благотворительных обществ, и все они были упразднены. Одно лишь Ведомство учреждения Императрицы Марии к началу нынешнего века насчитывало 683 благотворительных общества и заведения. Всего в Российской империи к 1902 г. Функционировало 11040 благотворительных учреждений, 19108 приходских попечительских советов.
В благотворительности сохранялась древнерусская традиция, которая всегда определяла качество благотворительности не практической целесообразностью, а мерой вложенной в нее души, где сочетались тактичность формы и разумность содержания. Необходимость благотворения становилась одним из ценностных и поведенческих стереотипов, постепенно закреплявшихся в пореформенные десятилетия в сознании российской буржуазии.
Та роль, которую купечество играло в общественной жизни и главнм образом в благотворении, уже давно отмечалось выдающимися русским людьми. Благотворительность тесно связана с предпринимательством еще и потому, что при переходе России к капиталистическому способу производства происходит важный сдвиг в структуре народонаселения: крестьянство, переселявшееся в города, порождало как богатейших капиталистов-фабрикантов, банкиров, домовладельцев, так и наиболее обездоленных людей, часть которых неизбежно пополняла ряды воров, проституток и бродяг.
На этом этапе исторического развития благотворительность стала приобретать характер частных и общественных добровольных пожертвований, известных нам сейчас. Именно при капитализме, который свободу предпринимательства должен был сочетать со свободой идей, благотворительность стала значительным общественным явлением.
Состоявшийся в марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению отметил, что лишь «…25% всего бюджета этой системы исходило из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% из средств частной благотворительности, добровольных пожертвований».[4]
Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев своим размахом.
С конца XVIII века открываются другие проявления благотворительности в виде меценатства покровительства искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д. Меценатство на Западе это явление, которое наряду с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой , более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в не какие-то другие отношения. Можно привести много примеров всякого рода культурных начинаний: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, собрании е икон С.П.Рябушинского, Частная опера С.И.Мамонтова. На деньги московского золотопромышленника А.Л.Шанявского был основан в Москве народный университет, а на деньги, собранные от частных жертвователей В.М.Бехтеревым в Петербурге был создан Психоневрологический институт.
В 1864 году учрежден первый в Москве и второй в Российской империи Московский Купеческий банк. Среди его учредителей был Павел Михайлович Третьяков, подаривший Москве художественную галерею.
В 1869 году Федор Василевич Чижов основал Московское Общество взаимного кредита. В его устав он включил пункт об отчислении 10% прибыли в помощь образовательным учреждениям, прежде всего Московской практической академии.
В 1870 учрежден Московский Торговый банк. Его председателем стал Николай Александрович Найденов, который одновременно возглавлял Московский Биржевой комитет. Он был не только банкиром, но и видным общественным деятелем, писателем, москвоведом и щедрым жертвователем.
На формирование российской деловой культуры большое влияние оказало отношение русского общества к богатству вообще и к зажиточному человеку в частности. На Западе состояние считалось результатом деятельности человека, его предприимчивости, энергии, деловитости, трудолюбия. Обычно состояния создавались трудом поколений и переходили по наследству от отца к сыну. В России же богатых людей никогда не любили, они воспринимались как нечестные, нажившиеся за счет других. Отечественное предпринимательство конца XIX начала XX столетия полностью находились под контролем государства и развивались неравномерно, так как оно было ориентировано, в основном, на решение стратегических задач страны. Широко распространенной была практика, когда финансовые привилегии предоставлялись в обмен на пожертвования в казну на благотворительные цели. В результате благотворительность часто представляла возможность предпринимателям получить звания, чины и прочие привилегии и отличия, которых иными путями, даже за счет своей профессиональной деятельности, получить было очень трудно. Почетным и престижным считалось получить генеральский чин через Академию наук, пожертвовав свои коллекции или целые музей государству.
В XIX начале XX веков ответственность промышленников и предпринимателей перед обществом России рассматривались главным образом как ответственность перед своими работниками и иными лицами, которым был нанесен ущерб (физический или материальный) со стороны конкретной предпринимательской структуры.
В дореволюционной России специальный закон об ответственности предпринимателей существовал только для железнодорожных и пароходных предприятий. По отношению к другим промышленным предприятиям применялись общие правила гражданских законов о вознаграждении за вред и убытки, причиненные преступлением или проступком. Причем презумпция виновности ответчика допускалась только в железнодорожных делах.
Тем не менее в этих непростых условиях уже к концу XIX века сложился и в целом успешно себя зарекомендовал кодекс деловой этики, нормы которого, безусловно, оказывали существенное влияние и на отношения предпринимателя с наемными работниками, и на его отношения к наиболее острым социальным проблемам. Основными элементами кодекса явились честность, верность данному слову, надежность и компетентность. Нравственные принципы дополнялись набором профессиональных качеств, в число которых входили трезвость расчета, решительность, знание рынка, способность организовать работу, установить связи, привлечь инвестиции и т.д.
Главным источником благотворительности и меценатства оставались внутренние побуждения российских жертвователей, развитие национального духа и самосознания в их среде, постепенно приводившие наиболее просвещенных и мыслящих из них к осознанию личной ответственности перед обществом.
В начале 90-х годов вектор развития России радикально изменился. Отличительной чертой переходного периода стало избавление хозяйствующих субъектов от всякой социальной ”нагрузки”. Криминальный капитализм, господствовавший в стране, характеризовался полным отсутствием социальных обязательств бизнеса. Пока предприятия не встали на ноги и не добились первых успехов, о применимости концепции КСО вопрос даже не стоял. Заработная плата не выплачивалась месяцами, а сотрудники могли быть уволены после прохождения испытательного срока, в течение которого выплачивалась только половина предполагаемой в дальнейшем зарплаты. Однако по мере стабилизации экономики социальная ответственность бизнеса постепенно стала превращаться в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности.
За последние годы интерес к КСО значительно вырос; прежде всего это относится к крупным нефтегазовым и металлургическим компаниям. Важнейшим тормозом на пути утверждения КСО является ориентированность компаний на краткосрочную прибыль, а также отсутствие стабильной институциональной среды, что не позволяет предприятиям инвестировать в долгосрочные проекты (медицинское страхование работников, отчисления на улучшение условий труда и т.д.).
Тем не менее к нынешнему моменту КСО закрепилась в повестке дня многих организаций, которые осознают, что социально ориентированная деятельность способна принести экономический эффект. ”Хорошим тоном” в любой компании становится указание на соответствие условий труда Трудовому кодексу РФ. Более прогрессивная часть делового сообщества уже трактует КСО как систему управления рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса и роста его стоимости на мировых финансовых рынках.
Общие для предпринимателей правила поведения, основанные на европейском опыте, начали разрабатываться в российских деловых кругах примерно с середины 90-х годов. Принят ряд профессиональных этических кодексов - ”Кодекс чести банкира” (1992 г.), ”Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка” (1994 г.), ”Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов” (1994 г.), ”Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков” (1994 г.).
Особо следует выделить инициативу РСПП, в соответствии с которой в ноябре 1995 г. была принята ”Хартия бизнеса в России”, в которой декларировались принципы, исключающие обман, фальсификацию качества, возможность получения незаконных доходов и т.д. Члены РСПП подчеркивали, что в российской деловой среде созрело ”понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономики как системы цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией”.
В 2004 г. была принята ”Социальная хартия российского бизнеса”, разработанная РСПП. В ней сформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративного сектора. Принципы, изложенные в Хартии, касаются вопросов экономической и финансовой устойчивости, прав человека, качества продукции, взаимоотношений с потребителями, участия в развитии местного сообщества и экологической безопасности. ”Социальная хартия” подтвердила приверженность российских предпринимателей принятому в мировой практике пониманию корпоративной ответственности. На начало 2007 г. к этому документу присоединилось более 190 компаний и организаций, объединяющих 5 млн. работников.
В 2004 г. был опубликован Доклад о социальных инвестициях в России, подготовленный Ассоциацией менеджеров совместно с Программой развития ООН, в котором анализировалась роль бизнеса в общественном развитии.
За последние три-четыре года процесс освоения российским бизнесом принципов КСО принял необратимый характер. На данный момент основной задачей многих компании является поддержание практики составления нефинансовых отчетов, позволяющих получить представление о деятельности компании, а также о проводимых ею социальных мероприятиях.