У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Методика преподавания литературы как наука предмет задачи методы исследования

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

1.Методика преподавания литературы как наука (предмет, задачи, методы исследования). Современный этап развития методики преподавания литературы.

Методика преподавания литературы по праву считается самостоятельной наукой, т.к. имеется обширная информация об этом предмете, собственный понятийный аппарат, описаны закономерности преподавания литературы в школе. Особенностями данной науки является то, что она совмещает в себе и методическую теорию, и школьную практику, т.е. это и теоретическая дисциплина, и прикладная.

Предметом изучения методики преподавания литературы является процесс преподавания литературы в школе.

Задачи данной дисциплины:

  •  вскрыть закономерности процесса преподавания литературы в школе,
  •  оптимизировать данный процесс,
  •  найти оптимальные приемы и способы преподавания литературы в школе.

 Методы исследования:

1 Метод целенаправленного наблюдения (изучается процесс обучения в связи с поставленной проблемой).

2 Метод срезов или метод массового одновременного опроса. (1й и 2й методы часто используются вместе)

3 Метод экспериментального обучения (определяется объем материала, и в его рамках ряд тем, заданий, письменных и устных работ).

М.А. Рыбникова (1885-1942)-талантливый педагог, методист, работала в Петербургском университете и экспериментальных школах, автор ряда трудов по МПЛ: «Работа словесника в школе»,1925, «русская литература в вопросах, темах и заданиях»,1927, «Методика преподавания литературы», 1930 - учебник для студентов университета, «Очерки по методике литературного чтения», 1941. В своих работах формулирует узловые моменты своей системы:

1)огромное значение имеет эмоциональное восприятие текста (очень важно, чтобы учитель выразительно прочитал);

2)анализ литературного произведения (постижение авторской идеи, мысли); 3)изучение литературного произведения на основе жанровой и родовой специфики.

2. Разв-е МПЛ в  XIX- перв. половине ХХ в. Труды Рыбниковой.

1-ая треть 19 в.: отмечен целый ряд образований в деле народного просвещения. Учреждаетсяся министерство народного просвещения. Открываются гимназии: приготовление к университету (учебный план- риторика). Санкт-Петербургская гимназия- появляется русская словесность как отдельный предмет. В младших классах - гражданиские и церковные чтения, упражнения в грамматике и в слоге. В старших классах- риторика, логика,словесность, история словесности, упражнения в слоге. Новые учебные заведения - лицеи (Царскосельский -1811). 20-гг. разрабатываюеся новый устав и единый учебный план для гимназий: 1-4 классы: сведения из грамматики, этимологии, синтаксиса. 5-7 классы: логика, риторика, переводы. Основные методы обучения – лекции (диктуры). 40-50 гг. – среди педагогов дискуссия о том, какой быть гимназия: классическая гимназия, реальная, смешанная. В 60-е гг. - только классические гимназии (филологические дисциплины) и реальные училища. В 1852 г. И.И.Срезневский «Наставления преподавателям русского языка и словесности». Задача - научить каждого воспитанника выражаться по-русски, но до некоторой степени с изяществом. Запрещалась современная литература. В 1844 Ф.И.Буслаев «О преподавании отечественного языка».В центре преподавания – слово, язык. Методы Буслаева: гейристический (эвристический) – мыслить самому; историко-догматический (репродуктивный)-предмет преподавания даётся готовым; чтение литературных произведений должно быть основой для теоретического знания и пр. упр. (прочитав пр-е делать грам. и стилист. рзборы). 1864 – устав, по кот. утвержд-ся 2 типа гимн.: реальн., классич. 1871- класс. гимн.и реальн. уч-ща. В мл. кл.-изуч-е яз. и объяснит. чтению образцов рус.лит-ры; в ст.кл.-теория и история рус.лит-ры. Осн. принцип преп-я лит-ры – практич. Складыв. 2 напр-я мет-ки: академическое (Буслаев, Поливанов, Батистов); воспитат. (Водовозов,Островский,Стоюнин). Академич: умствен. разв-е уч-ся и изуч-е основ науки о яз. и лит-ре. Основа изуч-я – филолог. изуч-е, разрабатыв.мет-ку логико-стилист. ан-за текста. Осн. приёмы- лекция, устн.выступл-я уч-ся, письм.работы уч-ся, были против беседы. Воспит.: лит-ра – ср-во нравств.и эстетич. воспит-я уч-ся.. В ХХ в. была задумана серьёзная реформа шк.образов-я, но из-за неспок. времени не получилось. В 1912 была опубликована программа по рус.яз. и словесности: для каждого класса перечислен список лит.пр-ий. Мария Александровна Рыбникова (1885-1942).Учёный-филолог, фольклорист, автор многочисл. методич. и учебн.пособий. Преподавала в Санкт-Петерб. пед.универ-те, работала в эксперимент.школе. 1922 «Работа словесника в школе»- раскрывает мет-ку медленного чт-я и дительной ост-ки на одной творч.индивидуальности. 1924 «Голос словесника» в защиту живого прочтения пр-ия. 1927 «Рус.лит-ра в вопр., темах и заданиях»- отраж-е неудовлетворённости школьными программами и учебниками. 1930 1-ый учебник «Мет-ка преп-я лит-ры» для пед.универ-тов.1941 «Очерки по мет-ке лит.чтения» - излагается целостная система препод-я лит-ры в средних классах, содержится богатейший практический материал. Практич.разделы сидетельствуют о верности методиста лучшим традициям академического преподавания лит-ры, проявившейся в серьёзном отношении к теории лит-ры, в преимущественном интересе к ан-зу формы лит.пр-ия, изучению его языка и композиции. Она формулирует узловые моменты её методич. системы: огромное значение придавать эмоц.восприятию текста;анализ лит.пр-я должен представл.собой постижение авторск.мысли, идеи; изучение лит.пр-я должно строится с учётом родовой и жанр. специфики.

З.Литература как учебный предмет в школе. Цели и содержание литературного образования.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Функции литературы как вида искусства в обществе:

1)познавательная;

2)эстетическая;

3)воспитательная;

4)коммуникативная;

5)гедонистическая (функция наслаждения).

Целью литературы как учебной дисциплины (сформулирована в программе): «... является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций».

Содержание литературного образования слагается из 4х компонентов:

1. Знания.

2. Умения.

3. Опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности.

4.Система норм отношения к миру, к людям, к самому себе.

4. Этапы лит. обр-я в совр. шк. (пр-пы постр-я и задачи). Прогр. по л-ре.
Стр-ра шк. прогр. по л-ре:
 Объяснит. записка
-- гуманизация содерж-я лит. образ-я;
-- вариативность в обуч. лит-ры, предст. право чит-лю опред-ть послед-ть излож-я тем, широту и глубину освоения того или иного произв-я, взаимозаменять в некот. случ. произв-я из списка для доп. чт. и для чт. и обсужд-я;
-- дифф. подход к уч-ся в процессе излож-я лит-ры;
-- созд-е усл. для самопозн-я и разв-я творч. сп-тей уч-ся.
Цель - приобщение уч-ся к иск-ву слова в контексте движ-я дух. и соц.-истор. жизни народа и разв-я на этой основе у них худ. мышл-я, эст. чувств, творч. сп-тей, формир-е нравственно эстетич. ориентаций.
Переч. компоненты содерж. лит. образ-я: зн-я, умен. и навыки, опыт творч. деят-ти, сист. норм отнош. к лицу, к людям, к себе.
В шк. с 11-м сроком обуч-я выд-ся след. этапы лит. образ.:
0 эт. - нач. шк., 1 эт. - 5-7 кл., 2 эт. - 8-9 кл., 3 эт. - 10-11кл.
Всего в соврем. шк. выдел. 3 ступени обуч-я: 1) нач. шк. (1-4 кл.), 2) баз. шк. (7-9 кл.), 3) средн. шк. (10-11 кл.). Обязат. явл-ся базов.
5-7 кл. Принципы постр-я курсов: тематич., хронологич., жанровый. Задачи лит. образ-я в этих кл.:
-- привить любовь к чт. худ. лит-ры;
-- ракрыть особ-ть л-ры как слов. ис-ва;
-- развить сп-ть видеть худ. своеобразие произв., восприним. поэтич. сл.;
-- учить различать роды и жанры произв., опред. структ. комп, их ф-цию.
В курсах л-ры 5-9 кл. предусм. 3 списка произв.: для чт. и изуч. (изуч-ся текст-но, подробно, с выполн. ряда устн. и пис. зад. разн. хар-ра), для чт. и обсужд.(предост-ся для чт, осмысл-я, обсужд. в кл. для пис. или устн. отзыва о них), для доп. чт.(рекоменд., расшир. круг чт.).
8-9 кл. Принципы постр-я изуч-я - концентрически-хронологич.: от античн., др. л-ры до наших дн. Задачи:
-- залож. основы поним-я общ. закономерн. и осн. этапов рус. и мир. лит. разв-я;
-- дать нач. предст-я об особен. класс-зма, ром-зма, реал-зма (9 кл.);
-- обощ. системат-ть все получ. за предыд. годы зн-я.
10-11 кл. Принцип построения - строго историко-лит. Задачи:
-- углубить предст-я уч-ся о лит. процессе и хар-ке его внутр. закономерн., об осн. творч. методах и худ. направл.(10 кл.)
-- дать предст-е об особ. лит. теч. и стилей 20 в. (11 кл.), выяв-ть традиции и нов-во в лит. 20 в.
Стр-ра прогр. по л-ре для кажд. класса. Осн. темы и подтемы (анатиров.), список л-ры (для зауч. наиз., осн. виды устн. и пис. раб., осн. треб-я к зн. и умен.

5. Возр. ос-ти и этапы лит. развития уч-ся. Критерии лит. развития.

Литературное развитие –это процесс,в ходе которого происходят положительные изменения уровня восприятия учащимися худ. произведений,умений анализировать и оценивать их,функционально использовать историю и теоретико-литературные знания,выполнять творческие задания в письменной и устной форме.

        Критерии  лит. развития:

1.широта круга чтения ,потребность в чтении,направленность чит.интересов.

2.объем историко- и теоретико-литературных знаний,умение применять их в процессе постижения худ. текста.

3.уровень читательского восприятия.

4.потребность учеников в самостоятельной лит.-творческой  д-ти и умениесоздавать сочинения в различных жанрах.

Уровень чит. Восприятия—самый существенный критерий.Уровни бывают :констатирующий,аналитический и идейно-художественный.

1.констатирующий—хар-ся крайне низкой взаимосвязью отдельных элементов произведения в единое целое.Восприятие на таком уровне носит фрагментарный х-р.,идеи понимаются упрощенно.

2.аналитический—шк-ки пытаются анализировать опред.элементы произвед-я с  т. зр. Своего субъективного мироощущения и жизненного опыта.на этом уровне часто происходит логическая подстановка понятийного значения под конкретный худ. образ.Обобщение не вырастает из конкретных образов и их единства,а привносится читателем извне.

3.идейно-худож. Х-ся эстетически адекватным пониманием произведения,непосредственностью переживаний и интеллектуальным осмыслением прочитанного, учащиеся воспринимают элементы произвед. в их единстве, понимают их идейно-худ. значение, проявляют внимание к ос-тям стиля.

Известно, на разных этапах своего возрастного развития, ученик в силу психических ос-тей по-разному способен воспринимать лит. произвед-е.

Исследователи выделяют различные стадии психологического развития чел-ка:

Младший подросток—10-12лет

Старший подросток—13-14лет

Ранняя юность—15-17лет.

        Младший подросток как читатель.

Ученик 10-12 лет склонен воспринимать литературное произведение, как и наше бытие жизни –наивно реалистически. Поэтому  ученики в этом возрасте , если им не нравится герой или конец произведения, пытаются исправить писателя. Учитывая данную возрастную особенность восприятия надо использовать также приемы обучения, которые бы помогли учащимся воспринимать  лит. Произведение как явление ис-ва. Еще  одной ос-стью является фрагментарность восприятия, ученики останавливаются на 1-2  поступках героя ,которые произвели на них большее впечатление . В оценке героев они прямолинейны и беспощадны, отвергают сложный и противоречивый  хар-р.

      Старший подросток

Этот период принято называть периодом нравственного эгоцентризма. У них  расширяется круг произведений, кот. их интересуют. В круг произведений  начинают входить те, в которых отражены взаимоотношения между людьми , их  интересуют  мотивы поступков, привлекают книги, где авторы внимательны к переживаниям  героев, их чувствам.

В процессе чтения наблюдается развитие интереса к худ. деталям. Ученики поднимаются от репродуктивного  к аналитическому уровню осмысления содержания. Усиленно работает творческое воображение , но оно чаще носит произвольный характер и не корректируется авторской  концепцией произведения. В этом возрасте формируются основные мыслительные типы личности: логико-аналитич. и худож.

           Период ранней юности

Это эпоха  связей. Происходят качественные изменение в умственной и эмоц. Сфере учащихся.Мыслительная деятельность хар-ся все более высшим  уровнем обобщения и абстрагирования. У шк-ков возрастает тенденция к причинному объяснению явлений  , аргументации и док-ву , делать обоснованные выводы , связывать изучаемые явления и факты в систему. Этот период хар-ся развитием эмоц. сферы. Потребность в идеалах ,  любви , общении, формируется волевая сфера ,способность к самоанализу. Старшеклассники способны обобщить образы на уровне мировоззрения автора.

6. МЕТОДЫ  И  ПРИЕМЫ  ПРЕПОДАВАНИЯ  Л-РЫ  В  ШКОЛЕ

      Многообразие  содержания  литературы  как  учебный   предмет  в  школе  требует  и  многообразие  м-дов и  приемов  обучения. Они  д. обеспечивать  сознательн., глубокое  и  прочное  усвоение   знаний,  овладение  умениями  и  навыками. Они  д.  способствовать  эстетич., нравствен.  и  умствен.  развитию   школьника.

    В  мет-ке   препод-ния   л-ры  нет  единства  в  кл-ции  методов  обучения. Разногласия  связаны  с  тем, что  есть  разное  понимание   м-дов   обуч-я.

    Метод  обуч-я, по  мнению  В.В.Голубкова , -- « это  такой  способ  обуч-я, который  применяется  систем-ски  и  оказывает  большое  влияние  на  общее  направление  пед.   работы ».

    Кл- ция  Голубкова В.В.( 30-40-е гг.).  Он  выделяет   3 основных   м-да: 1) лекционный  м-д,  понимаемый   как  сообщение  нов.   материала, как  выразительн.  чтение  и  как  рассказ  учителя;  2) м-д   литературной  беседы  и  3) м-д  самостоятельной  работы  учащихся, включающий  устные  доклады  и  письмен.  сочинения. В  основу  кл-ции   Голубкова В.В. положен  источник  знаний.

     Прием, по  его  мнению, имеет  по  сравнению  с  м-дом  более  ограниченное  применение  и  «обычно  входит  в  м-д  как  его  составная  часть».

     Каждый  м-д «располагает» соответствующими  приемами. В  лекции – элементы  беседы, риторич.  вопросы, работа  над  планом  и  записью  лекции, использование  различных  видов  наглядности. М-д  беседы – умелая  постановка  вопросов.   Вводное  и  заключительн.   слово  учителя. Для  выполнения  докладов  и  письменных  работ  необходима  предварительн.   работа  над  планом, помощь  учителя, обсуждение  и  оценка   самостоятельной  деятельности  ученика.

      Кл-ция   Никольского В.А.(50-е гг.). Выд-т  2 группы  м-дов: 1)методы  и  приемы  эмоционально- образного  постижения  произведений  искусства (выразительн.  чтение   уч-ля  и  уч-хся, заучивание  наизусть,  пересказывание   и   худ.   рассказывание, досказывание  произв-ния); 2)м-ды  и  приемы  истолкования  этих  произв-ний (лекции, комментирование  уч-ля  по  ходу  чтения, беседы, сочинения).

     Кл-ция    Качурина М.Г.(80-е гг.). Выд-т   3 м-да: 1)чтение; 2)анализ; 3)худ.  интерпретация   лит.  произв-ния.

       Кл-ция   Ионина Г.Н. ( 1986 г.). Выд-т  3 метода: 1)м-д  худ.   интерпретации (уч-к – чтец- интерпретатор,  уч-ль – своеобразный   режиссер. Это  творч.  м-д.); 2)м-д  критико - публицистический ( предлагает  соответствующий  характер  освоения   л-ры. Формируется  определен.  тип  читателя читателя- критика, владеющего  мотивирован.  оценками. Необходим  и  критик-редактор,  которым  становится  уч-ль.); 3)м-д  лит.  поиска (предполагает  разв-е  школьного  литературоведения, определен.  исследовательских  возможностей). 

      Кл-ция   Маранцмана В.Г.( начало 90-х гг.). Выд-т  4 м-да: 1)м-д  чтения ( индивидуальн.   комментирование  «про  себя», «вслух», слушание, выразительн.  чтение); 2)метод-анализ  худ.  произв-ния; 3)м-д  комментирования  худ.  произв-я  с  помощью  текстовых  материалов ( писем, мемуаров, критич.  статей ); 4)м-д  лит.  творчества ( пересказ  с  изменением  лица  героя, сочинения  и  т.д. ).

    ( По Кудряшеву ) МЕТОД  -- способ  целенаправлен.,  совместн. деятельности   педагога  и   учащихся   в  ходе  учебн.  процесса. ПРИЕМ – конкретн. шаг  реализации  метода.    

           ГЛАВНОЙ  ЯВЛЯЕТСЯ  КЛ-ЦИЯ  Н.И.КУДРЯШЕВА( КОНЕЦ  70-Х—НАЧАЛО 80-Х ГГ.). Выд-т  следующие  м-ды  и  приемы:

    1. М-Д   ТВОРЧ.   ЧТЕНИЯ.  Целью  его  явл-ся   активизация  худ.  восприятия  и   в  начале  изуч-я   произв-я,  и   после  анализа.  Задача   уч-ля — науч-ть  школьника   слушать   и   слышать,  чувств-ть,  переживать, владеть  лит.  языком . Методич. приемы,  обеспечивающие   реализацию   м-да    творческ.  чтения: выразительн.  чтение,  комментир. чтение, беседа,  творческ. задания  по  личн.  впечатлениям, постановка  на  уроке  учебн.  проблемы. Виды  учебн.  деят-сти   школьников:  чтение, заучивание,  слушание, составление  планов,  рассказывание,  создание   отзывов,  рассматривание   иллюстраций.  В  целом  речь  идет  о  первой  ступени  в  логике  познания   л-ры.   

   2. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ   МЕТОД. Более   углубленный  анализ  текста     

неизбежно   связывается  с  изучением  элементов  науки  о  л-ре.  Расширяется  содержание  изучаемого  материала,  идет  поиск  разрешения  проблем. Данный   м-д   чаще  всего  осуществляется  в  эвристической  беседе.  Приемы:  построение  логически  четкой  системы  вопросов, что  поможет  осуществить  самостоятельное  добывание  знаний,  построение  системы  заданий  по  тексту,  постановка  проблем.  Виды  деятельности:  подбор  материала  из  худ.   произведения,  пересказ с  элементами  анализа  текста,  анализ  эпизода,  анализ  образа-персонажа,  составление  плана  к  выступлению,  к  сочинению,  постановка  проблемы.

    3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  МЕТОД. Заключается  в  развитии  умения  самостоятельного  анализа  литературного  произведения. Приемы: постановка  проблемных  вопросов, исследовательских  заданий.  Исследовательский  метод  имеет  много  общего  с  эвристическим. Виды  деятельности: самостоятельный  анализ  части  и  целого  худ.   произведения, сопоставление, оценка  спектакля  или  кинофильма.

  4. РЕПРОДУКТИВНЫЙ  МЕТОД. Учащиеся  получают  знания  как  бы  в  готовом  виде, но  не  догматически. Развитию  мысли  учащихся  способствует  проблемное  изложение  материала. Важно  не  само  по  себе  репродуцирование  готового  материала, но  и  обобщение, суммирование  знаний. Виды  деятельности: запись  плана  или  конспекта  лекции  учителя, работа  по  учебнику, подготовка  доклада  по  готовым  материалам.                                                                                                                        

  В  основу  классификации  положен  характер  познавательной  и  творческой  деятельности  учащихся. Выбор  м-дов  и  приемов  зависит  от  возраста   учащихся   от   рода  и  жанра  произведения, учитывается  общий  уровень   развития   учащихся.

7.Урок литературы и основные требования к нему. Классификация уроков литературы по типам и видам, их актуальность и целесообразность.

Урок  - основная форма обучения. Подготовка и проведение требует много труда: необходимо прочитать лит. произведение, необходимо продумать литературоведческую концепцию, отобрать материал, осмыслить связь данного урока с другими, определить целесообразные методы и приёмы работы как с классом, так и с отдельным учеником. «Современный урок литературы должен быть интересным для учащихся, таким, на который они шли бы с радостью, таким, на котором они учились думать, спорить, учились жизни» (Е. Ильин).

Что делает урок таким?

  1.  Высокий профессиональный уровень учителя, его личностные качества.
  2.  Концептуальность урока, когда в центре – проблемы или идея, которая разрешается в конце.
  3.  Чёткие целевые установки, которые учитель формулирует и для себя, и для учащихся в начале урока.
  4.  Разнообразие методов и приёмов, соответствующих возрастным особенностям учащихся, уровню их общего развития, специфике изучаемого произведения.
  5.  Тщательный отбор учебного материала его организационная продуманность, построение урока в целом и каждого его этапа в отдельности.
  6.  Включенность в систему уроков, объединённых одной темой, и в процесс всего обучения.

 Типологическая классификация уроков – один из вопросов педагогике и её раздела дидактики. У дидактов нет единого подхода к данной классификации, и существует не одна классификация. В методике литературы было сделано несколько попыток классифицировать уроки. Еще в 1930 годы В. В. Голубков предложил классификацию в соответствии этапам изучения литературного произведения: вступительные занятия, чтение произведения, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительного материала, подведение итогов, учет.

В своей книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (1981 г.)  Н. И. Кудряшов мотивировал недостатки этой типологии и выдвинул свою. Недостатки классификации, по его мнению, заключаются в следующим:

1. В данной классификации имеется в виду лишь процесс длительного изучения художественного произведения, между тем как в практике не мало уроков, полностью посвященных изучению одного произведения (лирика, рассказ), и указанные этапы его изучения сливаются в один урок.

2. Из предложенной классификации выпадают бытующие в практике уроки теории и истории литературы, а также уроки развития речи.

Кудряшов выделяет три основных типа уроков литературы и в каждом типе – виды.

  1.  Уроки изучения художественных произведений:

  а) Уроки художественного восприятия произведения;

  б) Уроки углубленной работы над текстом;

  в) Уроки, обобщающие работу над произведением.

          2. Уроки изучения основ теории и истории литературы:

             а) уроки формирования теоретико-литературных понятий;

             б) уроки усвоения литературно-критических статей;

             в) уроки по биографии писателя;

             г) уроки по историко-литературным материалам;

             д) уроки обобщения, повторения, опроса.

З. Уроки развития речи:

а) уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям  и по произведениям литературы (не программным) и искусства;

б) уроки обучения устным рассказам, ‚устным ответам и устным докладам;

в) уроки обучения сочинениям;

г) уроки анализа сочинений.

К классификации Кудряшёва можно предъявить те же претензии, что и к классификации Голубкова. Кроме того, новые программы внесли коррективы в современный учебный процесс: уроков развития речи как таковых сегодня нет, т.к. развивать речь учащихся необходимо в процессе всего обучения, а не только на отдельных уроках, которых было немного за уч. год. Впрочем, как нет сегодня и так называемых уроков внеклассного чтения. Учителю сегодня не столь важно определить тип и вид урока, сколько важно осмыслить его содержательные моменты, связанные с литературоведческой концепцией урока, использованием методов и приёмов в построении урока.

8.Структура урока литературы в условиях развивающегося обучения. Учитель литературы и профессиональные требования к нему.

Построению урока всегда уделялось большое внимание в методических пособиях. Однако в последнее время ясность в теоретическом решении данной проблемы была  утеряна. За последние годы резко изменился характер преподавания: от сообщающего обучения школа перешла к развивающему обучению. Соответственно изменился и урок. В 40-50 годы утвердилась четырёхэтапная  структура урока: опрос, изучение нов. материала, закрепление, д/з. Такой урок был назван классическим для всех учебных дисциплин в школе. Относительно урока лит-ры эта структура давно перестала отвечать практике. В условиях разв. обучения стр-ра урока лит-ры – система взаимосвязанных видов деятельности учителя и учащихся, объединённых темой и целями урока, т. е. структурной единицей урока, его этапом явл-ся вид деятельности (опрос – это цель, а не вид деятельности). Приведём пример плана первого урока по рассказу Л. Толстого               «После бала» в 7- м классе.(Рыбникова)

  1.  Беседа о ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведениях Л.Н.Толстого.
  2.  Слово учителя о Толстом.
  3.  Чтение учащихся вслух статьи учебника «Жизненные источники рассказа».
  4.  Чтение рассказа учителем.
  5.  Беседа на первоначальное восприятие.
  6.  Д/з. Составить план рассказа в тетради.

Так выглядит план урока, план-конспект в отличие от него представляет подробное содержание работы на каждом этапе урока.

Построить урок в целом значит установить последовательность его этапов и так связать их между собой, чтобы поставленные цели оказались реализованы. Необходимо продумать каждый этап: прояснить его цель, отобрать материал, продумать задания и вопросы. Принято выделять статические и динамические элементы урока. Статические: орг. момент, объяснение цели и темы, объявление и мотивация оценок, д/з. Динамические связаны с использованием того или иного вида деятельности.

Формулировка темы и определение целей урока оказывается самым сложным делом для начинающего учителя.

Тема урока отражает его содержание, может объединять объём работы (3-е действие, рассказ в целом, часть романа). Тему можно формулировать как проблему или так, чтобы она отражала центральную мысль («Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?», «Символика и подтекст в комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад»).

Недопустимо, чтобы тема по всем урокам (например, А.Пушкин «Евгений Онегин») была сформулирована единообразно.

При формулировке целей необходимо исходить из процесса обучения и развития. Образовательные цели связаны с изучением нового материала: новые понятия, знания…  Формулировка обр. целей часто начинается словами показать, выявить, раскрыть, заинтересовать, дать определение… Развивающие цели  - словом развивать. Выбор целей зависит как от уровня развития учащихся, так и от материала. Примеры формулировок нескольких вариантов обуч. целей:

- Показать широту проблематики.

- Раскрыть художественное новаторство произведения.

- Выявить приёмы создания художественных образов.

- Показать идейное и худ. своеобразие произведения…

Домашнее задание – важный этап литературы. Оно не может задаваться после звонка, должно носить инструктивный и дифференцированный характер. Может быть: фронтальное, индивидуальное, парное, групповое.

Оценивание работы учащихся. Выставленная оценка должна быть прокомментирована.

Учитель литературы и профессиональные требования к нему.

Полезно всегда помнить слова одного мальчика, когда-то опубликованные в газете: «Пушкина убил не Дантес, а Марья Ивановна». Интересна мысль и Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет». Требования:

  1.  Умение взволновать школьников произведением искусства, заставить их переживать.
  2.  Обеспечить литературное развитие учащихся, развитие читательских и литературно-творческих умений.
  3.  Высокий уровень теоретической подготовленности (знание основ теории и истории литературы, широкий историко-культурный кругозор).
  4.  Умение анализировать произведение.
  5.  Культура речи.
  6.  Способность к творчеству в широком смысле этого слова.
  7.  Психолого-педагогические знания и умения.
  8.  Личностные качества, нравственный облик.

9. Наглядность на уроках литературы, ее классификация и методика использования. Учебник лит-ры на разных этапах лит. образования.

Используя наглядные пособия, учитель воздействует на зрит. и слух. органы, что способствует лучшему запоминанию. Причина неиспользования наглядности зависит от стремления учителя сделать урок интересным, заинтересовать учеников. Наглядные средства делятся на 3 группы: 1) зрительные (портреты, репродукции, иллюстрации, таблицы, схемы); 2) слуховые (магнетоф. записи,  грамзаписи); 3) зрительно-слуховые (кино, диафильмы). Требования к наглядным средствам:

  1.  д/б высококачественными по исполнению
  2.  употребляться в таком кол-ве, чтобы не отвлекать внимание учащихся;
  3.  д/б уместны;
  4.  д/ не демонстрироваться, а использоваться;
  5.  д/ соотноситься с этапами обучения;

Этапы лит.образования в 11-летней школе: IIV (нач.шк), VVII(принципы построения курса литературы – хронологический и тематичесий), VIIIIX (концентрическо-хронологический принцип) , XXI (историко-литературный принцип). Этапы лит.образования в 12-летней школе: IV, VVIII, IXX, XIXII.

Авторы учебников 5, 6, 7, 8 классов – Перевозная, Каратай, Ушинская, 9 класса - Перевозная, Каратай, Ковалёва, 10 класса – Усольцева, Суслова, 11 класса – Ушинская, Мещенчук.

10.Этапы изучения лит. пр-я в школе. Этап первонач. воспр-я: задачи и методика

Пр-с постижения лит. пр-я – сложн. творч. процесс, в нем принимают участие воображение, чувства, интеллект. В МПЛ процесс познания лит. пр-я рассматривается в связи с движением читателя-школьника и его восприятием. Естественные науки направляют внимание читателя на познание фактов объективных и законов окружающего мира. Само содержание этих законов неличностно, другое дело с худ. пр-ем, т. к. они хранят духовный облик человечества, который читатель постигает через собственный личный опыт. В худ. творчестве объективное и личное неразделимы. Работа над изучением худ. пр-я должна начинаться с выявления первоначального восприятия.

    В совр. методике выделяют 3 этапа:

1.Этап первоначального восприятия

2.Этап анализа

3.Этап обобщения

1.Этап первонач. воспр-я должен быть построен т. о., чтобы обеспечивать:

    1)подготовку к первонач. воспр-ю;

    2)было организовано первонач. чтение;

    3)осуществлялась проверка первонач. воспр-я.

1)подготовка первонач. воспр-я – важный этап, интеллектуально и эмоционально подготавливающий уч-ся к 1-МУ ЗНАКОМСТВУ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. Задача данного этапа зависит от этапа лит. образования, от жанрово-родовой специфики пр-я и общего развития школьников.

    5-7 класс-когда изуч-ся отдельные пр-я отдельных авторов. когда основная цель- вызвать интерес к л-ре, сформировать о них представление как об искусстве, развивать чит. умения. На этом этапе, изучая пр-е, необходимо создать определенную атмосферу встречи с необычными героями, судьбой писателя. Осн. мет. прием- эмоциональное яркое слово уч-ля, рассказ писателя .

    Если эпич. пр-е, то лучше использовать те факты из жизни писателя, которые имели непосредственное отношение к пр-ю, а также случаи из детства.На этом этапе мы не знакомим уч-ся с биографией пис-ля в целом, а также с этапами его твор-ва, поэтому нет необходимости перечислять его жизн. этапы, давать сообщения  уч-ся о жизни и ТВ-ве писателя.

     Если лирич пр-е, которому посвящается отдельный урок, то этап тем более важен и необходим, который эмоционально настраивает уч-ся на восприятие поэзии. Хорошо использовать смежные виды искусства: муз. фрагменты, репродукции картин, пейзажную лирику.

    Если драматическое пр-е, то подготовка к восприятию драмы будет носить скорее теоретико-лит. характер. Важно освоить такое понятие, как жанр, афиша,сцен-сть. реплики, ремарки, конфликт и т. п.

     8-…класс-из-ся историко-лит. курс и задача этапа подготовки первонач. воспр-я связана с формированием представлений уч-ся об ист.-лит. процессе, об особенностях мировоззрения писателей, об этапах их творческой биографии. Чтобы воспринимать романтич. поэзию, надо знать теорию романтизма и т. д. Чаще этот этап занимает целый уч. час(лекция. рассказ, заочная экскурсия, путешествие и т. д.).

    2)организация певонач. чтения имеет свои специфич. особенности в зависмости от возраста школьников.

    5-7 класс-пр-е обычно звучит в классе. Лирич. пр-я необходимо читать уч-лю выразительно наизусть. Нельзя перепоручать чтение уч-ся. Выразит. чтение-результат осмысления, а его еще нет. Эпич. пр-я(сказки, басни. рассказы) уч-ль тоже читает сам. Если из-ся повесть и т. п. ,то уч-ль читает только начало.

    8-…класс-уч-ся читают пр-я дома. Важно продумать организацию и контроль чтения. Уч-ль должен очень жестко предъявить требования! Надо читать лит. пр-я, давать задания на знание содержания текста, всевозможные разноуровневые задания.

    3)проверка первонач. восприятия-это проверка 1-х чит. реакций, личного восприятия.. Психолого-пед. обусловленность этого этапа заключается и в том, что уч-ль создает установку на углубление личностного восприятия. Всегда должен звучать вопрос: «Понравилось ли вам пр-е?». Надо прицчать школьников мотивировать любое свое высказывание.

11. Задачи и принципы шк.анализа лит.произведения. Пути анализа.

Цель этапа анализа произведения- осмыслить проблемы, попытаться объективно взглянуть на произведение, выявить авторскую идею, так, чтобы субъективное и объективное в восприятии произведения стало единым. Необходимо помнить, что это этап углубления первоначального восприятия и что основа этого этапа- работа с текстом.

В методике преподавания лит-ры школьному анализу посвящено много методических пособий и монографий.Среди имен авторов необходимо назвать Е.А. Маймина,Т.Г. Браже, В.Г. Маранцмана, Н.О.Корста,Рез, Мадер.Методисты предлагают, с их точки зрения,эффективные пути и приемы анализа лит. произведений. Важно также помнить, что на уроке лит-ры мы соблюдаем принципы анализа, исходя из  специфики лит-ры как вида искусства и задач,решаемых в процессе изучения литературы как учебного предмета. Это такие принципы,как 1. целенаправленность анализа или его концептуальность 2.проблемность 3.опора на текст 4.опора на читательское восприятие 5.принцип целостности.

Пути анализа литературного произведения – вопрос,который активно разрабатывался в 1970-е – 1980-е годы.Путь анализа – это последовательность изучения литературного произведения на этапе его анализа.В зависимости от родовой, художественной специфики литературного произведения можно использовать следующие пути анализа: по ходу сюжета, пообразный  и проблемно-тематический.

Сегодня можно рассматривать путь анализа литературного произведения и с точки зрения полноты этого анализа.Выбор анализа по степени его полноты зависит от количества часов,предоставленных программой на изучение произведения.Так , при небольшом количестве часов мы используем выборочно-направленный анализ; при более или менее достаточном – сочетание выборочно-направленного и текстуального анализа,активизируем литературно-творческую деятельность; на углубленном уровне анализа при достаточном количестве часов(напр: в профильном классе) работа над произведением носит углубленный характер – на уровне поэтики и историко-культурного контекста, расширяются теоретико-литературные понятия, литературно-творческая деятельность учащихся носит систематический характер.

12. Приёмы анализа литературных произведений.

Наиболее важным для учителя оказывается  отобрать проблемы анализа, которые приведут учащихся к адекватному пониманию прочитанного. Выбор зависит от жанрово- родовых и художественных особенностей произведения.

Наиболее известные приемы:

  1.  комментированное чтение( позволяет углубляться в текст)
  2.  повторное чтение некоторых частей с целью выявления особенностей сюжета, авторской позиции и т.д. Используется лингвистический, исторический комментарий на ряду с литературоведческим
  3.  осмысление композиции произведения

а) композиция сюжета   (экспозиция – эпилог)

б) анализ композиционных приемов ( антитеза, кольцевая композиция, повторимость отдельных элементов)

  1.  устное словесное рисование, которое делает образ зримым
  2.  характеристика литературного героя (индивидуальная, сравнительная, групповая)
  3.  пересказ с элементами анализа и пересказ с изменением лица рассказчика
  4.                анализ
  5.  сопоставление разных редакций, вариантов произведения (помогает осознать развитие авторской мысли в процессе создания произведения)

  1.  сопоставление произведения с его реальной основой, героя с прототипом (обнаружить авторское намерение)

анализ пейзажа и выявление его художественных функций

13. Задачи этапа обобщения при изучении лит. пр-й. Приемы обобщения в 5-7 и 8-11 классах

    На этапе обобщения уч-ль с уч-ками вместе выходит на уровень целостного осознания изучаемого пр-я. Цель- воссоздать целостность пр-я, обеспечить единство осмысления и эмоционально-образного восприятия.

    5-7 класс- обобщение всех обсуждаемых проблем. осмысление характера на уровне обобщения, осмысливается авторская позиция. Ответ уч-ков на обобщающий вопрос является показателем уровня осмысления пр-я. Если уч-ся самостоятельно отвечают на обобщающий вопрос, то изучение пр-я пришло к логич. концу.

    8-11 класс- обобщение предполагает еще и включение пр-я в ист.-лит. контекст.

    Одно из основных направлений обобщения-сопоставление пр-я с др-ми пр-ями, др-ми видами искусства, с чит. опытом. Формы обобщения гораздо богаче: семинарские занятия, чит. конференции, редакции. круглые столы и т. д.

Осн. приемы обобщения:

1.Осмысление названия пр-я.

2.осмысление жанра и жанр. своеобразия .

3.Осмысление эпиграфа.

4.Осмысление композиции пр-я на новом целостном уровне.

5.Сопоставление с др-ми пр-ями данного писателя.

6.Сопоставление с пр-ями др-х писателей.

7.Сопоставление персонажей данного пр-я с персонажами др-х пр-й др-х писателей.

8.Сопоставление пр-я с др-ми видами искусства.

9.с деятельностью, с чит. опытом уч-ков.

14. Изучение эпических произведений.

Эпические произведения занимают значительное место в школьной программе.Учащиеся изучают сказку, басню, былину,рассказ, повесть, роман. Литературоведение раскрывает основные черты эпических жанров:воспроизводится внешняя по отношению к автору действительность в объективном ходе событий.Главным в эпосе является повествование о событиях.   В центре изучения на уроках по эпическим произведениям оказываются события,герои, авторская идея.Ученики средних классов легче воспринимают сюжет и характеры, труднее – авторскую позицию.Кроме того,активно воспринимают композиционную структуру произведения. Восприятие авторской идеи оказывается затруднительным и для многих старшеклассников. Перечислим приемы работы над эпическим произведением,помогающие осмыслить авторскую позицию.

  1.  Осмысление характеров литературных героев посредством анализа поступков и взаимоотношений с другими персонажами,речевой характеристики, анализа портрета, пейзажа и их места в произведении,эволюции характера, осмысление слов автора,оценивающих события и героев,наличие художественных деталей, подтекста.
  2.  Осмысление жанра произведения и имеющихся жанровых своеобразий.
  3.  Осмысление сюжета,расстановки событий как авторской концепции произведения.

При изучении эпических произведений мы чаще всего используем следующие виды деятельности в зависимости от возраста учащихся и этапа литературного образования.

5-6 кл.

  •  чтение учащимися вслух (правильное, беглое, выразительное) - не более 10-15 минут урока;
  •  пересказы различных видов;
  •  беседы на первоначальное восприятие, аналитические, обобщающие;
  •  составление простых сюжетных планов;
  •  различные виды характеристик лит. Героев;
  •  творческие задания( устные словесные рисования, домысливание сюжета, иллюстрирование, и т. п.)

7-8 кл.

  •  пересказы с элементами анализа;
  •  составление сложных планов;
  •  различные виды бесед;
  •  развернутые аргументированные ответы на вопросы;
  •  развернутые виды характеристик лит. Героев;
  •  отзывы на прочитанные книги;

9-11 кл.(добавляются к предшествующим)

  •  рассказ о писателе;
  •  самостоятельный анализ эпизодов, сцен, характеров.

15. Специфика и методика драматических произведений (ДП) в школе.

5 кл. Сцена из народн. театра «Петрушка». Маршак «12 месяцев»;6 кл. Нет; 7 кл. Гоголь «Ревизор»;8 кл. Эсхил «Прометей Прикованный»,Шекспир «Ромео и Дж.», Фонвизин «Недорсль»; 9 кл. Мольер «Мещанин …»,Грибоедов «Горе …»; Островск. « Гроза»/ « Бесприданница»,Шекспир « Гамлет»

Специфика Д как лит. рода: драматург в отличие от эпич. автора не повествует о жизни героя, а показывает их действия. Отсутствие авторских характеристик, описаний событий, портретов героев. Шк-к это д. представлять. Путь в изучении ДП – всегда за автором. ( По одному действию в урок, как правило, чтобы проследить развитие драм. конфликта).

Приемы: 1) знакомства с понятиями, составл. сценич. словарь (пр.: афиша- перечень действ. лиц, соц. принадлежность, родовая ;ремарки- замечания после реплик курсивом в скобках; структура: действия, явления, сцены, стр-ра драм. конфликта) . О понятии конфликта, назвать осн. драм. жанры ( все в 7 кл. дать) , и как вести словарь.2) необх. изучить афишу- 1-ое знакомство с героями;  устное словесное рисование (иллюстрация, представление); 3) мезансценирование- описание места действия. Иллюстрирование поможет восполнить отсутствие худ. пространства. Анализ авт. ремарок раскр. глубже хар-р героя, помогает выявить отн-е автора; 4) характ-ки героев при анализе одной сцены ( в процессе развития конфликта); 5) выявление стр-ры конфликта ( экспоз., развязка); 6) составление графич. схем (см. пример в конспекте); 7) чтение по ролям с целью выявить конфликт и хар-р героя, а также анализ сцен на этапе обобщения; 8) необх. помнить, что хар-р героя связан с конфликтом; конфликт в ДП почти всегда имеет определ. исор. содержание; 9) анализ сцен; 10) анализ названия, жанра.

16. Изучение лир. пр-ния ( ЛП) в школе

Кажд. стих. требует своего подхода, своей интонации, логики изучения.

Этапы: 1) к подготовке первонач. восприятия: рассказ о поэте д.б. эмоц-м; 2) первонач. чтение.При чтении ученики д.б. закрыты (Рыбникова). Перечитать стих. (1-2 мин.); 3) проверка первонач. воспр.Важна  1-ая фраза и 1-й вопрос;4) этап анализа. Само стих. диктует логику анализа.

М-ка изучения л-ки д.б. направлена на выявл.особенностей конкр. ЛП и на преодоление односторонности его восприятия.

Две группы осн. м-дов, приемов:1.Приемы.Развив-ие эмпатию,лично- эмоц. восприятие поэта и его тв-ва: а) определ. осн. лейтмотива стих; б) наблюдение за сменой чув-в; в) идентификация состояния, кот. переживает автор.  2.Приемы. Направл. на умение оптимизировать поэт. текст: а) наблюд-е за развитием образа переживания; б)выявл. осн. образн. компанентов; в) составл. психол. портрета; г) выявл. особ-стей композиции; д) показать роль худ. приемов в развитии мыслей и чув-в; е)создание поэтич. образности; ж) нахождение историко-лит. и ист.-культурн. ассоциаций ( в стар. классах)

  На этапе обобщения важны приемы воссоздания ( в стар. классах): 1) рассказ, каким раскрывается поэт в этом стих; 2) проследить движение авт. интонации от 1-ой до последней сторофы; 3) доказать, что стих.,содержащее событийный ряд, лирическое; 4) сопоставление разных редакций стих; 5) определение жанровых особенностей и осмысление его названия и др.

 В средн. классах необх. планировать этап обучения выраз. чт-ю.Приемы: на интонацию, повышение голоса, темп чт-я, расстановка логич. пауз. Тренировка выраз. чт-я. и чув-в; е)создание поэтич. образности; ж) нахождение историко-лит. и

  1.  Место и роль выразительного чтения на уроках лит. Приемы обучения выразительного чтения.

Место выразительному чтению имеет большое значение. Выразительное чтение приводится на уроке. Место: 1) сам учитель читает, как образец; 2) на этапе проверки восприятия выявляем, какая интонация; 3) на этапе анализа, этапе обобщения обращаемся к смене интонации, к общему тону; 4) тренировка выразительного чтения, можно проводить конкурсы на выразительное чтение.

Роль: для лучшего осмысления текста, для развития речи.

Задача учителя: корректировать, обучать.

Цель выраз. чтения (по мнению Рыбниковой): произнести текст с максимальной передачей произведения и его идейного замысла.

Приемы (по мнению Рыбниковой):

1) Начинать с тренировки правил, звуков; 2) научить выделять логическое ударение, паузы, кот. не всегда соответствуют знакам препинания; 3) правильное выделение абзаца; его выразительн. чтение, исполнение чтения хором (с 5-7 кл.). Чтение должно быть простым, натуральным. Рыбникова, отвергает чтение по ролям и инсценировки. Самое главное в обучении – это система.

18. Ос-ти изучения историко-литературного курса в школе. Специфика, метода подготовки и проведения школьной лекции.

Историко-литерат. (И-Л) курс нач-т изучать с 9 кл. , это т. н.системный курс. Он имеет след. пропедевтические (подготовит) задачи: 1) дать уч-ся первоначальн. представление о движении лит. эпох: от античности до современности; 2) расширить, углубить знания, поднять на более высокий теоретический уровень.

Ос-ти И-Л курса:

  1.  специфическое построение: чередование обзорных и монографических тем.

Обзоры представляют лит. отд. периода, они обозначены в программе, запланированы. Монографические темы – это углубление в творчество отдельных писателей, кот. явл. представителями определенной эпохи, изучают их жизнь, творчество, анализ отд. произвед.;

     2) специфические для старшей школы формы изучения лит.: - лекции; - семинарии; - зачеты;  - деловые, соревновательные игры.    

Большую роль играет самостоятельная , исследовательская деятельность уч-ся (напис. сочинений в литер.- критических и научных жанрах);

  1.  изменение способа организации чтения. В 5-7 кл. тексты лит. произв. помещены  в

хрестоматии. Ученики 10-11 кл. не имеют текстов в хрестоматии. В связи с И-Л курсом основными теоретико-литер. понятиями явл. : лит. процесс; творческий метод; традиции, новаторство, нац. своеобразие лит. и т.д. ;

  1.  на основе знаний в ст. классах формируются и более сложные интегрированные понятия: анализировать произв. с учетом худ. метода жанровой и родовой специфики, обнаруживать в произвед. и творчестве писателя особенности индивид. стиля и т.д.

ЛЕКЦИЯ – одна из основных форм изучения лит. в старших классах, это одно из основных и эффективных форм изучения лит. К лекции учитель обращается при изучении обзорных тем (обзорные лекции), при изучении монографических тем (лекции о жизни и творчестве писателей)

СПЕЦИФИКА:

  1.  временные рамки школьной лекции, кот. может быть от 20-25 минут (мини-лекция), до 45 мин. учебного времени; на 2 ч. (2 по 45 мин (спаренные уроки));
  2.  Деятельность учителя на школьной лекции неотделима от деятельности учащихся.

Для школьника слушание лекции – сложный психологический процесс, работают эмоции, воображение, память, мышления.

Способ изложения материала должен быть:

а) проблемным; б) эмоциональное изложение материала (использование смежных видов искусства: музыки);  г) интересный фактический материал, в т. числе наглядный.

Как активизировать восприятие: включение различных видов деятельности самих учащихся; использование таблиц, схем, стараться не использовать лекции-монологи, включать эл-ты  беседы, заочной экскурсии, выразительного, комментированного чтения.

Обучения конспектированию: записать тему, главную мысль выделять и повторять для записи, контролировать записывание.

19. ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ,ИХ РОЛЬ В ЛИТ.ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

Раскрываются в ходе лекций.цель-объединить весь материал,и наглядный,придав тематич.завершённость.Сложность-много информации,кот.нужно систематизировать,дать возможность записать,ведь большинство произведений только упоминается.ОТ начин. с 8кл. и представляют мини обзоры на 20-30 мин.Это понятие об античности.о древнерусс.лит-ре.о возрождении и просвещении.Есть в 8кл.полноцен.ОТ –лит-ра 2-й  полов.19в,1-й полов.20в,ВОВ.С 9 по 11кл. ОТ на 1-2 часа уч. времени.В программе есть аннотация ОТ.Опираясь на аннотацию,учитель составляет план лекций.Трудности-много фактов,событий,мало уч.времени.Нужно адаптировать материал для школь.восприятия.Схема изучения ОТ:1)наименование темы.Определить хронологию(запись на доске) 2)общеполит.события,кот.обуслов. тематику и идейную проблематику лит-ры(межпредметные связи по истории) 3)общая хар-ка лит-ры той эпохи:глав.лит.течения,лит.журналы;осн.писательские темы и проблемы;новые герои;крупные писатели,их произв-я;новые явления в обл.литер.языка 4)подробно об отд.писателях 5)итоги,значение периода для лит-ры,для нашего времени

20. Основные задачи и этапы изучения монографич. темы

В центре монографич.темы писатель и его пр-я, одно или несколько произведений изучаются текстуально. Аналитич.работа опирается на непосредств.восприятие худ.текста. Выбор анализа по степени его полноты зависит от кол-ва часов. Если часов мало – выборочно направленный ан-з, если времени достаточно – что-то контекстуально, что-то выборочно. Если программа позволяет глубоко изучить пр-е – углубленный ан-з. При таком ан-зе можно расширять ист.-лит. понятия, давать творч. работы. В ряде случаев при изучении моногр.тем программа предлагает изуч-е пр-ий по выбору уч-ля и уч-ся. Подходить надо дифференцированно, учитывать интересы. В работе над моногр.темой можно выделить: 1. изуч-е жизни и тв-ва пис-ля. 2. изуч-е лит. произведений пис-ля. 3. обобщение по изученной теме.  В средних классах мы не знакомим учащихся целиком с жизнью и тв-вом пис-ля. В старших – познакомить вцелом – взгляды, как они менялись, творч. и личные перепетии судьбы, вписываем  тв-во пис-ля в ист.-лит. процесс, используем мемуары, ист.-лит. сведения. В шк. Практике сложились след. виды изуч-я жизни и тв-ва пис-ля в моногр.теме (они определены в программе): 8 кл.: слово о пис-ле (6-10 мин.); кратк. сведения о пис-ле, о каком-либо олном периоде тв-ва (10-15 мин.). 9 кл.: слово о пис-ле; кратк. сведения о жизни и тв-ве; очерк жизни и тв-ва. 10 кл.: кратк. очерк жизни и тв-ва; очерк жизни и тв-ва; жизнен. и творч. путь. 11 кл.: кратк. очерк жизни и тв-ва; очерк жизни и тв-ва; жизнен. и творч. путь.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ – внимание лишь на некоторые существенные стороны тв-ва. Творч. биография рассматривается обобщённо, без выделения её этапов.

КРАТКИЙ ОЧЕРК – 1) меньшая, чем в жанре жизнен. и творч. пути подробность освещения материала ( 45 мин. полный, 20-25 краткий); 2) характ-ет необязательность равномерного освещения всех этапов жизни и тв-ва пис-ля в их динамике. Вполне допустимы в очерке фрагментарность изложения, пропуск одних событий и этапов и более подробное изложение других. Важно, чтобы уч-ся могли судить о пис-ле в единстве его жизни и тв-ва, поэтому очерк призван объяснить связь судьбы и личности пис-ля с его тв-вом и возбудить интерес к нему.

ЖИЗНЕНН. И ТВОРЧ. ПУТЬ – проследить эволюции личности пис-ля и его тв-ва, показать смену этапов его жизни и лит. деятельности. В программе предлагается 2 варианта изложения материала: 1) рассредоточенное по урокам; 2) целостное, рассчитанное на 2,3 и более часов учебного времени.

23. ЭТАПЫ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВ-Я ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕР.ПОНЯТИЙ В ШКОЛЕ

ТЛпонятия составляют такой содержат.компонент как знание.Система понятий представлена в программах по лит-ре.В каждом классе при аннотировании темы есть понятия,кот.должны освоить,в «знать и уметь»От простого к сложному. «Лит-ра как вид искусства», «лит.роды и жанры», «миф», «сказка».Знание нужно,чтоб анализировать произв-е.Этапы формиров-я ТЛонятий:1)накопление фактов,хар-ка лит.явлений в процессе чтения,общее представление о признаках явления 2)Опред-е понятий(слово учителя,запись опред-я,чтение статьи учебника,приём созд-я поэт.образа) 3)Закрепление сущ.признаков понятия в процессе работы над новым фрагментом текста или новым произвед-м 4)умение самостоятельно найти понятие в тексте,объяснить худ.функцию 5)Применение понятия при анализе произв-я,умение аппелировать им 6)Дальнейшее развитие понятия,обогащение его новыми признаками

24. Осн. умения уч-ся по литературе

Целью изучения лит-ры является приобщения уч-ся к искусству слова. К искусству слова и к развитию на этой основе у них худ. мышления и эстет. чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравств.-эстет. ориентаций. Основные умения уч-ся должны состоять из следующих компонентов:

  1.  (Знания) учебного предмета литература формируется освоения разнообразного историко-лит. Теоретического материала, т. Е. произведения русского фольклора, лучших достижений словесного исскуства др. народов мира, критико-биграфических сведений о творчестве писателей, основных литературных понятий.

Элементы содержания предмета представлены в программах комплексно с соблюдением принципов преемственности и доступности. К примеру, в средн. классах фольклор представлен не только как феномен творчества, но и как один из  источников худ. литературы. Изучения литературы того или иного периода предусматривается с сопоставлением проблем, сюжетов, образов разных литератур, выявление у них общего и неповторимого. Объем знания о писателе, его эволюции опред. в зависимости от возраста уч-ся, кол-ва часов на тему и ее места в лит-ре.

  1.  Это система чит. умений, формируется на основе знания теории, понимания специфики худ. произв-ния. Учитель развивает след. чит. умения: худ. Восприятие произведения (сопоставлять, представлять, эмоционально воспринимать), аналитические умения (анализ композиции), синтезирующие (сопоставлять, делать выводы), умение оценивать худ. Произведения.
  2.  Литературно-тврческая деятельность, приобретается прочие условии первичного восприятия текста на эмоц.-образном уровне, самостоятельного его интерпретация, проявлении личного отношения у ученика, умения творчески пересоздавать текст (иллюстрация, инсценировка).!

Речевые умения формируются на основе представлений о специфики речи, Деятельности, порядок подготовки к выступлению, уч-ся должны определить тему высказывания, разработать стратегию сбора и разработки материала, организовать информ. Поиск, грамотно работать с лит-рой, работать с текстом.

Технико-речевые умения: уч-ся должны следить за своей и чужой речи, следовать диктационным нормам, в итоге должны быть сформированы умения техничной речи и контроля за технической стороной своей и чужой речью.Соблюдать нормы русского языка, строить свою речь в соответствии с ее основными коммуникативными качествами, пользоваться словарями, уметь анализировать речь.

25. Развитие устн. речи на уроках лит-ры

Речь учащихся , мышление будут лишь тогда хорошо развиты, когда учитель  в своей работе систематически использует виды работ, непосредственно развивающие устную речь, т.е. практически на каждом уроке прослеживая рост ученика и класса в целом.

Устная речь на уроках развивается в процессе 3-х  видов д-ти:

-говорение

-слушание

-чтение

Чтение – неотъемлемая  часть уроков в 5-6кл.Процесс говорения – наиболее сложный. Виды работ в процессе говорения:

-навыки диалогич. речи

-навыки монологич. высказывания

-выразительность речи

-образность мышления, воображение, память.

1.Разные виды бесед—один из самых распространенных видов работ.3 группы бесед:

     1) на первоначальное восприятие

      2)эвристические

      3)репродуктивные(ответ на вопрос, кот. должны предварительно выучить).

Более полезно для развития речи—беседы на первоначальное  восприятие.

 

2.Пересказы разных видов:

      1)подробный

      2)сжатый—5,6,7кл.

      3)выборочный

      4)с изменением лица повествования

      5)художественный(с сохранением стиля)

      6)свободный(с введением авторских описаний)

      7)с элементами анализа

3.Тренировка выразит-го чтения:

-по ролям

-конкурс на лучшего чтеца

4.Виды работ, направленных на  развитие творческого мышления (творческие задания)

       -устное словесное рисование(детализация своего видения образов произведения в картинах, которые уч-ся словесно  воспроизводят .

      -устное иллюстрирование –описание иллюстраций в учебнике или репродукций картин.

      - мезансценирование (представить и описать устно декорации сцены, расстановку действующих лиц)

      - инсценирование эпизода или сцены.

      - домысливание сюжета

      -составление кадроплана—план развития сюжета + устное рисование

26. СОЧИНЕНИЯ   ПО   Л-РЕ ,  ИХ   КЛ-ЦИЯ..  ОБУЧ-Е    ПУБЛИЦИСТИЧ.   ЖАНРАМ   СОЧИНЕНИЙ

     Сочинение    представляет  собой  собственные  размышления  пишущего по  поводу прочитанного  и  разобранного  худ.   произв-я  или его  отрывка  в  различн.  письмен.- речевых   жанрах.  В изложении   пишущий   воспроизводит   готовый   текст   произведения   или  отрывка  из   него,  в  сочинении   создается  собственный   текст. ного худ.енные размышления пишущего по поводу прочитанного и разобдение об общей проблематике или одной из ведущих тем,обобща   

      В  учебниках  по  л-ре   при   изуч-и    каждой   темы   есть   раздел  ”Наше творчество ”,  который   должен   обучать   учащихся   писать   сочинение. В   старших  классах — 1 контрольн.  сочинение   в  четверть  и   обучающее  сочинение   обязательно.  5-8  классах —  возраст,  когда  надо учить  писать сочинение,  т.к. это  сложный  вид  работы.  Чтобы  ребенок  стал  писать,  надо   расширять  его  жизнен.   опыт.  Выготский:  чем   больше  он  знает  и   усвоил,  тем   значительнее   и   продуктивнее  будет  его  воображение.  Для  написания   сочинения   должны   быть  предложены   варианты тем ,  т.к. ограничить   творчество   нельзя.  Надо   включить   фантазию   ребенка. Творчество   заставляет   работать  эмоции.  Тонкое,  сложное   орудие   передачи  человеческой   мысли,  чел-го   чувства,  внутреннего   мира —  это  творчество.

       Кл-ции   сочинений   по  л-ре. 1. ПО  ЦЕЛЯМ  ОБУЧЕНИЯ:  обучающие   и  контрольные

      Обучающие  сочинения — сочинения,  в  процессе  которых   учитель   учит  писать  сочинение  на  уроке  или практике,  ученик  уже  на  уроке  отрабатывает   какие-то  элементы,  дописывает  сочинение  дома.  За  сочинения   не   выставляются   отрицательные  оценки,  если  умение  еще  формируется.

      Контр. сочинения --  ребенок   демонстрирует   знание  по  правописанию  и  умение  писать  сочинение (всегда  подготовка  к  нему ).  Контрольное  сочинение — ответственность не  только  ученика, но  и  учителя.  2.ПО  МЕСТУ  ВЫПОЛНЕНИЯ: классные,  домашние, классно - домашние.

3.ПО  ФОРМЕ  ИЗЛОЖЕНИЯ  МАТ-ЛА:  письменные   и  устные.   Устные сочинения  могут  быть  подготовкой  к  письменным  сочинениям.

4.ПО  ЖАНРАМ   ЛИТ.   ТВОРЧЕСТВА  ( 4 ГРУППЫ  СОЧ-НИЙ ):

  1) жанры   художественной   литературы:  сказки (5-6кл);  рассказ (5-11кл);  басня (6кл);  стихотворение (5-11кл);  письмо  литературных  героев (5-11кл);  дневник  литературного  героя (6-11кл);  художественная  зарисовка (6-11кл);  драматические  сценки (9кл);  сценарий (7-9кл);  легенда (8кл).

2) литературно- критические   жанры: литературно-критическая   статья (6-11кл)— а) характеристика   героев; б) сравнительная   хар-ка  героев; в) групповая   хар-ка  героев; г) рассуждение  на  исторически-  или  теоретически- лит. тему;  д) рассуждение  об  общей   проблематике  или одной  из  ведущих  тем;  е) обобщающее  рассуждение  по  нескольким   произведениям;  отзыв (6кл—устный,  7-11кл— письменный );  лит. раздумье (8-11кл); критический   эпизод (эссе --8-9кл);  предисловие  к  сборнику  стихов (8-11);  жанр  литературный   портрет (9-10кл);  режиссерское  комментирование (7-10кл).

3) научно- исследовательские  жанры:  рецензия (9-11кл);  реферат (9-11кл); доклад (9-11кл);  аннотация (11кл).

4) публицистические   жанры:  письмо (5-11кл);  дневниковые  записи (6-11кл); публицистическая   статья (11кл); очерк (5-11кл)— а) портретный   очерк; б) путевой очерк;  в) проблемный  очерк; г) эссе; репортаж ( 11кл);  интервью(11кл).   

   ОЧЕРК — в  нем  изображаются  и   разъясняются   интересные   явления  действительности.  Очерк  решает  общественно - значимую  проблему.  Если  проблема   связана  с  картинами  быта,  дороги — путевой  очерк.  5кл —“    Уголок   сада ”, “ Яблоки  в  саду”,  “ По  дороге  на  речку ”.

9кл — “ Дорожные   картинки “, ” Я  путешествую  по  всей  земле “.

Если  автор  рассуждает  о  важных   и   острых   идейно - политических,   экономических,   эстетических   или   нравственных   проблемах — проблемный   очерк. 9кл — “ Молчалины  блаженствуют   на  свете “ (после  изучения  “ Горе  от  ума “),  “Дружба как  источник   душевного  переворота “(  после  изучения  “Юности “  Толстого ).

Портретный   очерк — очерк   решает  общественно- значимую   проблему,  но   в   центре очерка — реальная,  значимая   личность.  Задача — представить  эту  личность. 5кл — описание   любимого  животного.  9кл — портретный  очерк  о  сценической  судьбе  любимого   киноактера, “ Я  в  своей  семье ”, “ Мой характер “.

     ЭССЕ — разновидность  очерка.  Прозаич.   соч-е   небольшого  объема  и  свободной   композиции,  выражающее   индивидуальн.   впечатление  и  соображение по  конкретному  поводу  или   вопросу  и  претендующее  на  определяющую  или  исчерпывающую  трактовку  предмета.  Цель — высказать нов.,  субъективно - окрашенное  слово  о  чем - либо.  Главная  роль — не  воспроизведение фактов,  а  передача   впечатлений  о  событиях,  о  чел.   раздумьях,  передача    ассоциаций.  Характерна  свободная   форма   изложения,  отсутствие  систе-сти  и  фрагментность.  Эссе  может  носить  философск.,  историко-биографическ,  литературно-критический,  научно-популярн.  или   беллетристическ.  хар-р.  Стиль  эссе  отличается  образностью,   афористичностью,  установкой  на  разговорную  интуицию  и  лексику.  6кл — ( после  изуч-я  лирики  Блока) – “ Звуки  и  краски поля “, ( после  изуч-я  “ Кому  на  Руси  жить  хорошо “) — “ Мой  ответ  на вопрос  некрасовских  странников “, ( после  “ Преступление  и  наказание “) — “ Спешите  делать  добро “,  “ Мое   отношение   к   Р. Раскольникову “. 10кл —  “ Пушкин — автор  незаменимых  слов “.   Примеры  лит.  эссе — “ Путешествие  из  Петербурга  в  Москву “ ( Пушкин ), “ Дневник  писателя “ (Достоевский ),  “ Эпос  и  лирика  современной   России “ ( Цветаева ).

    РЕПОРТАЖ — широко  распространен   в  печати,  на  радио  и  ТВ. Это — сообщение  очевидца  о  событии.  Задача  репортажа  сделать  читателя  свидетелем   и   помочь  увидеть,  услышать  и  почувствовать  событие.  Репортер   отбирает    самое   важное.

27. Методика обучения литературно-критическим жанрам

школьных сочинений.

Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте- Спб., 1997.

Необходимо расширять опыт ребенка для создания основ его творческой деятельности. Толчок  воображению дает действительность.

Письменная речь более отвлечена и условна, чем устная. У ребенка отсутствует внутреннюю мотивация. Если ребенок пишет на заданные темы и темы остаются чуждыми ученику, то они получают отторжение, т.к не занимают чувств ученика.

Литературное творчество углубляет, расширяет эмоциональную жизнь ребенка. Творчество позволяет овладеть человеческой речью, этим самым сложным и тонким орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческих чувств и человеческого внутреннего мира.

Классификация сочинений по литературе.

  1.  по целям обучения

а) обучающие- те сочинения в процессе которого школьники учатся писать сочинения. Сочинения дописываются дома. За обучающее сочинение не выставляются плохие оценки           

б) контрольные – оцениваются все без исключения. Учащиеся должны продемонстрировать свои знания и умения. Сочинению предшествует обучение, уроки, мини-сочинения.

  1.  по месту выполнения

а) классные          б) домашние       в) классно-домашние

  1.  по форме изложения

а) письменные            б) устные

  1.  по жанрам литературного творчества

     а)сочинения в жанрах художественной литературы

     б)сочинения в литературно-критических жанрах

     в) сочинения в научно-исследовательских жанрах

     г) сочинения в публицистических жанрах

литературно – критические жанры

  1.  литературно критическая статья:

а) характеристика героя

б) сравнительная характеристика героя

в) групповая характеристика героев

г)

д) рассуждения об общей проблематике или одной из ведущих тем

е) обобщенное рассуждение по нескольким произведениям

  1.  отзыв
  2.  литературные раздумья (эссе)
  3.  критический этюд (эссе)
  4.  предисловие к сборнику стихов
  5.  литературный портрет
  6.  режиссерский комментарий

научно- исследовательский жанр

  1.  рецензия
  2.  реферат
  3.  доклад
  4.  аннотация

публицистические жанры

  1.  письмо
  2.  дневниковые записи
  3.  публицистическая статья
  4.  очерк

а) портретный

б) путевой

в) проблемный

г) эссе

  1.  репортаж

интервью

28. Отзыв, рецензия, реферат, доклад

Отзывы пишут с 6 по 11 класс. Отзыв могут быть по иллюстрации, о кинофильме или спектакле, стихотворениях. Отзыв- особое высказ-е, содержащие суждение, мнение о книге, о фильме, о спектакле. Отзыв-такое сочин-е, где выск-ся личное суждение читателя о тех произведениях, кот. обратили на себя внимание читателя + оценка. Этапы р-ты над написанием отзыва: 1. чтение и анализ образца отзыва с целью последующего вывода о содержательной специфике жанра отзыва;. 2. запись определения жанра под диктовку;. 3. рассмотрение плана написания отзыва:

- о чём ваша любимая книга, кто её написал (где и когда издана, иллюстрирована). – когда, в какой обстановке вы её прочитали. – что больше всего понравилось, что привлекло именно в этой книге.- что же в х-ре героя (ев) привлекло ваше внимание; - какие эпизоды запомнились больше всего, почему; - чему научила вас книга; - почему вы советуете её прочитать. 4. анализ примера текста отзывов с т. зр. реализации предложенного плана; 5. самостоятельное написание отзыва.

Рецензия содержит не только оценку, но и анализ, дел-ся обобщ. и выводы. Например, рецензия на сочинение одноклассника: I. вступительная часть (общ. впечатления от работы); II. Главная часть: 1) отвечает ли содер-е сочин-я выбранной теме, жанру, не вышла ли за их пределы или отступила от них и т. д.2) композиция сочин-я: логика движения мысли, послед-ть передачи мат-ла. 3) все ли суждения агументир. 4) какие мысли пропущены, если фактические ошибки. 5) как выражено отношение самого автора соч-я к тому, о чём он пишет. 6) имеются стилистич. ошибки? Какие? Х-р орфографич. и пунктац. ошибок. 7) внешние оформление р-ты. III. Заключение: обобщ-е сказанного, выводы, оценка. Оформление: в правом верхнем или левом углу даётся библиографич-е статьи или книги (фамилия автора,назв-е книги, год издания и место). Рецензент даёт краткую информацию о книге, её разделах, стиле, проблематике. Затем крит-я оценка книги, композиц-е особ-ти и их роль в содержании, особ-ти таланта писателя, мастерство. Дел-ся обобщ-е, выводы, оценки. Автор может выделить те или иные особо важные вопросы. В правом нижнем углу указ-ся Ф.И. и должность.

Реферат- краткое сжатое письменное изложение уже имеющейся научн. информации по теме исслед-я, в кот. выр-ся отношение автора реф. к этой инф-ции и даётся её оценка. Реферат излогается своими словами, при необходимости вводятся цитаты и точные определения. Реферат может быть монографичным или обзорным. Источники: статьи, главы из книг. Реферат- основа для доклада, т. к.. содержит реферативную часть. Докладчику необх. вначале описать сост-е проблемы в науке, обобщив и оценив предыдущий опыт.

Доклад готовится публич. выступления (семинары, конференции). Способ изложения мысли- рассуждение. Докладчик формулирует тему сам, фор-ет проблему и старается её решить. Автор пыт-ся предл. пути реш-я проблемы.

29. Сочинение

Необходимо расширять опыт ребёнка для создания основ его твор. деятельности. Толчок воображению даёт действительность. Письм. речь более отвлечённа и условна, чем устная. У ребёнка отсутствует внутр. мотивация. Если ребёнок пишет на заданные темы и темы остаются чуждыми ученику, то они получают отторжение т. к. Не занимают чувств ученика. Лит. тв-во углубляет,  расширяет, эмоц. жизнь ребёнка. Тв-во позволяет овладеть челов-й речью, этим самым сложным и тонким орудием формирования и передачи чел. мысли, чел. чувства и чел. внутр. мира.

Классфикации сочинений по лит-ре.

  1.  по целям обучения

    а) обучающие; те сочин. в проц. кот. шк-ки учатся писать сочинения. Сочинение допис-ся дома за обуч. сочин-е не выставл-ся плохие оценки.

б) контрольные; оцениваются все без исключений. Уч-ся должны продемонстрировать свои знания и учения. Сочин-ю предшествует обучающие уроки, мини-сочинения.

2) по месту выполнения

а) классные; б) домашние; в) классно-домашние;

3) по форме изложения:

а) письменные; б) устные;

4) по жанрам лит. творче-ва:

а) сочинения в жанрах худ. лит-ры; б) сочинения в лит-критич. жанрах; в) сочинения в научно-исслед. жанрах; г) сочинения в публицистич. жанрах;  

Сочинения в жанрах худ. литературы:

1) сказка (5-6 кл.); 2) рассказ (5-11 кл.); 2) басня (6 кл.);

3) стихотворение (5-11 кл.); 4) письмо лит. героя (5-11 кл.); 5) дневник лит. героя (6-11 кл.); 7) худ. зарисовки (6, 10-11); 8) драматич. сценки (9 кл.); 9) сценарии (7-9 кл.); 10) легенда (8 кл.).

30. Виды и формы внеклассной работы по литературе в школе. Факультативные занятия, их специфика и методика проведения.

                  Формы внеклассной работы по литературе

I. Художественно-познавательные:

1) дискуссионно-аналитические формы (беседа, составление аннотаций, картотеки книг. Обсуждение фильмов, книг, выставок, вечер вопросов и ответов, диспут, семинар, лекция); 2) наглядно-практические ( выставки в классе (книг, репродукций), встречи с интересными людьми, альманах (устный журнал), создание школьных музеев, оформление кабинетов); 3) игровые (викторина, литературный КВН, народные игры (игры литерат.героев), «Что? Где? Когда?», конкурсы проектов, воображаемые путешествия).

II. Художественно-творческие : 1) словесные: а) устные (конкурс чтецов, литературно-музык. композиции по готовому сценарию, вечер поэзии, литер. гостиная); б) письменные (сочинение сказок, рассказов, кино-, мультсценариев, сочинение стихов, эссе, газеты, альбомы, репортажи, написание рецензий, сценариев литер. вечеров);  2) изобразительные (конкурс рисунков, иллюстраций, выставка рисунков, конкурс костюмеров, декораций, оформление литер. журналов); драматические (инсценировки, литературно-драматические композиции); 3) комплексные (литер. кружки).

  Внешкольная работа: лит.экскурсия, олимпиады, конференции, лит.фестиваль, неделя рус. Лит-ры, городские и республик. Лит.праздники.

  Факультативные занятия ведутся, как правило в старших классах, но успешно их проведение и в средних классах.

 Характер факультативных занятий требует иных средств анализа, нежели литературный разбор в условиях урока: большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий, простор для самостоятельной работы учеников.

Каждый факультатив полезно начинать с лекции общего, эстетического характера.




1. вариант с частицей НЕ- H
2. тематическое понятие множества элементов принимается в качестве интуитивного
3. Курсовая работа- Нормы административного права
4. важный и чиновничий князь Василий
5. Генетические алгоритмы
6. Ночь засветила звёзд лампадыИ на луга без береговНебесный Месяц выгнал стадоКудрявых белых облако
7. . Целью экономической системы является- а Максимальное удовлетворение производителей б Максимальное у
8. Работай головой
9.  0 создание файла Холгер Янович Пукк Юри Дорогие ребята В городе Таллине живёт человек по имени Холг
10. Осевой компрессор.html
11. маше по примеру лукутинских изделий
12. Влияние способности к рефлексии на успеваемость в учебной деятельности подростк
13. Контрольная работа- Дослідницький метод опитування та методологічна основа його проведення
14. а или к воздержанию от какогото действия например от действий загрязняющих соседний участок; признани
15. Исследование употребления сильных глаголов
16. Характеристика проектируемого предприятия 4 2
17. и мун. служащих- Знание законов и др.html
18. на тему- Разработка маршрутной технологии изготовления зуб.html
19. тематических наук профессор Институт физических проблем РАН
20. При рассмотрении споров и решении вопроса о правомерности формирования себестоимости арбитражный суд исхо