Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

кынаменде или урын келу

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАХОВ

 

Кынаменде

Кынаменде, урын келу - визит жениха. После сватовства, уплаты калыма жених первый раз едет навещать свою невесту; это торжественное посещение называется "кынаменде" или "урын келу". Первый официальный визит жениха в аул к засватанной невесте. В восточноказахстанских областях нашего народа "кынаменде" отмечают после того, как становится очевидным, что честь девушки не запятнана. На следующий день устраивается всеобщее веселье с песнями, танцами. "Кынаменде" называют в разных местах по-разному - "урын келу", "калындык ойнау". "Кынаменде" для молодежи и женге - той. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках со своей свитой торжественно прибывает в аул невесты. Называется этот обычай "есик кору" (букв. есик - дверь; кору - смотреть) или "урын келу" (смысл - тайный приход). Чтобы навестить невесту, сторона жениха выполняет положенные обычаи. К примеру, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, просят "этокпе", при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты - "балдыз коримдик". После "урын той" жениха и его друзей торжественно провожают, вручая положенные подарки. До "кынаменде" после сватовства жених не имеет права раньше посещать дом или аул девушки. В противном случае братья девушки за нарушение традиции, за невоспитанность наказывали. Традиции и обычаи всегда требуют соблюдения приличия и установленных законов последовательности. По отношению к жениху также существуют свои обряды: "урын келу" - тайный приезд жениха к невесте; "есик ашар" - первый официальный визит жениха; "куйеу табак" - чашка с мясом для зятя; "сут акы" - подарок для матери девушки; "атбайлау" - презент за привязь коня сватов, "шашу" - осыпание; "кыз кашар" - за похищение девушки, "кол устатар", "шаш сипатар" - букв, прикасаться к рукам, к волосам девушки и т.д.


Кыз кашар

Кыз кашар - первая встреча невесты с женихом. Первая встреча жениха с невестой называется "урын келу", а первая встреча с женихом для невесты - "кыз кашар". Происходит в один и тот же день, что и "урын той", однако относительно девушки обряд называется "кыз кашар". Для молодежи этот день радостный, веселый той, где оживленно снуют молодые женге. С жениха берут "кол устатар", "шаш сипатар", "кыз кушактатар", "арка жатар" и пр. презенты. Это день встречи двух молодых. Девушка дарит джигиту свой платок - знак девственности и дает различные подарки для братьев и сестер. Если уговор сватов нарушается после "урын", то это имеет очень серьезные последствия. Если жених без причины отказывается от девушки, то уплаченный калым не возвращается, и он платит штраф. Если же договор нарушается со стороны невесты, то калым возвращается полностью и также платят штраф.


Саукеле кигизу

"Саукеле кигизу" (букв. Саукеле - головной убор невесты, кигизу - одевать). У казахского народа есть множество традиций и обычаев. Традиция "саукеле кигизу" занимает особое место. "Саукеле" не только самый дорогой головной убор среди женской одежды, оно также служит символом начала новой жизни. Это память между беззаботной жизнью девушки и наступлением новой семейной жизни. Если так, то "саукеле кигизу" для невесты особо торжественный обряд. На обряд приглашают сватов и свах. Осыпают шашу. Дают бата (благопожелания). "Байгазы" за "соукеле" бывает значительным. В "саукеле" невеста смотрится особенно народной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть "саукеле" на невесте. За что дают соответствующий "коримдик". Создание нового очага, невеста в "саукеле", игра, смех - все это предзнаменование новой жизни. Несколько слов о "саукеле". "Саукеле" - убор невесты. Оно не только головной убор, но и наглядный пример обычаев и традиций, культуры и искусства. Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство "саукеле". Шьют из дорогого бархата, велюра и т.д. Края "саукеле" украшают пушниной - норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями. Верх "саукеле" неизменно украшает "уки" (пушистый пучок из перьев филина). Красота такого убора пленяет взор и является не только украшением невесты, но и возвышает авторитет сватов. По обычаю не засватанной девушке "саукеле" не надевают.


Кыз танысу

Прощальный визит. Девушка перед замужеством со своей женге (жена старшего брата) обходит своих родственников и близких для прощания. По традиции это называется "кыз танысу"(прощальный визит). Родственники и близкие оказывают почести, одаривают дорогими подарками, напутствуют, желая при этом всего наилучшего, счастья, радости. Это одна из древних традиций, один из методов воспитания, этика поведения.


Сынсу

Так называлась традиционная песня, исполняемая девушкой во время "кыз танысу", когда она посещает вместе с женге дома своих родственников. В песне поется о незаметно пролетевших счастливых годах, проведенных в родном доме, о своих любимых родителях, о том, как ее лелеяли, берегли, о сожалении, что пришло время покинуть родной дом. Также высказывают песней просьбу, чтобы ее навещали, не забывали. Это красивое, трогательное зрелище. К сожалению, в наше время такой обычай стал забываться.


Кыз узату

Проводы девушки. Выдавать замуж дочь - большой той. В этот день каждый родитель и грустит, и радуется. Радуется - вырастили красивую, умную, достойную дочь, за которую не будешь краснеть, грустит - жаль выдавать дочь замуж, когда каждому кажется, что она еще ребенок.
За девушкой сваты приезжают в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше. Среди них "бас куда" (главный сват), "кудалар" (сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинается той: игры, песни, увеселения, положенные по традиции "каде" (подарки, презенты). Близкие родственники девушки официально приглашают сватов в тот день в гости.
Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами утром рано, с восходом солнца. Восход солнца - символ нового дня; новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (Коштасу жыры) с провожающими родственниками. Молодежь поет "жар-жар", "аушадияр". Сватам вручается положенный по обычаю "куда аттандырар" (куда - сват, аттандырар/ру - отправлять, провожать).


К?йеу ки?м?

Одежда жениха. Жених, отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки, молодухи могли безошибочно определить его. Поэтому по обычаю жених одевается совершенно по-иному, чем другие джигиты, которые сопровождают его. На головной убор (борик) цепляет "уки" (перья филина), сапоги на высоких каблуках, и на плечи накидывает красный чапан. Жених надвигает "борик" на глаза и ведет себя очень скромно, всем своим внешним видом показывая свое почтение, а в противном случае должен платить штраф или его поднимают на смех. Оказавшись среди женщин в таком виде, жених переносит всякие насмешки, колкости. Конь жениха, на котором он приехал, превращается в объект забавы для детей - ведь вдоволь можно накататься. Это традиция аула.


Неке кияр

Обряд бракосочетания. Брак - святое понятие, знак верности и любви в жизни любого человека. Для совершения обряда призывали муллу, ставили перед ним чашку с водой, покрытую платком. Собирались родные и близкие невесты, а также со стороны жениха. Мулла читал молитвы, затем через свидетелей, следуя специальной формуле, спрашивал о согласии юноши и девушки вступить в брак. По шариату, если невеста беременная, обряд бракосочетания не проводится. Обряд проводится только после рождения ребенка. Также данный обряд не проводится между молодыми людьми, не перешедшими грань "жети ата"(семь поколений), так как казахи до седьмого колена считаются родственниками.


Жар-жар

Традиционная песня, исполняемая молодежью во время прошального вечера, на проводах девушки. "Жар-жар" исполняется в виде айтыса между девушками и джигитами. Джигиты поют о том, чтобы девушка, не сожалела, что оставляет отца, ведь хороший свекор заменит его. Девушки отвечают, что свекор вряд ли заменит любимого отца. В "жар-жар" поется о хороших сторонах будущей жизни.
Джигит:

Не грусти, красавица,
Жизнь прекрасна, погляди.
Не взыхай и не плачь,
Счастья желаем всласть,
Не скучай по отцу,
Будет свекор у тебя.
Девушка:

Разве свекор, жар-жар,
Заменит мне отца?
Как не плакать, жар-жар,
Ухожу ведь навсегда...
и т.д.


Аушадияр

Свадебная песня-жыр. Традиционная свадебная песня-жыр с определенным мотивом и с особым национальным, воспитательным значением. "Аушадияр" исполняется художественно и является украшением, особо торжественным моментом тоя, который носит в себе образец искусства. К сожалению, в наше время в Казахстане "аушадияр" вовсе забыт и не применяется.
"Аушадияр" исполняется во время свадебного тоя и посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. "Аушадияр" носит в себе чистые, богатые, национальные традиции совета, примера, воспитания путем перечисления раз..., два... и т.д. К примеру:

Аушадияр - скажем раз,
Нечестивец не радует нас.
Уважающего предков,
Ждет почет потомков.
Аушадияр - скажем два,
У возлюбленных воля своя,
У красавицы такой, Стройный стан, коса длиной...
Аушадияр - четыре,
Молодежь красива в паре,
Быть им верным данной клятве.

Ант

"Ант" - присяга, клятва. Знак ручательства, выражение доверия. "Ант" дается только в исключительных случаях: месть, верность, обещание. "Ант" - слово честности, чести. Нарушившего "ант" ненавидели как проклятого - "ант аткан".


Ак алып шыгу

Молочные изделия - молоко, кумыс, шубат, айран и т.п. казахи называют "ак" - белый. Считается, что в них есть священная сила. Также и сам белый цвет олицетворяет чистоту, преданность. По обычаю казахи новых сосеидей встречали угощением и обязательно белого цвета - "ак алып шыгу". Это как бы говорило, что их отношения должны быть чистыми, приятными. В свою очередь новые жители приглашают соседей к себе в гости. Перед этим старожилы зовут их на "ерулик". Не встречать новых соседей и не приглашать их на "ерулик" считалось нарушением обычая и нерадивостью.


Ак куйып шыгару

В народе "ак" (белые молочные продукты) не выбрасывают без надобности. Однако есть и такие моменты, когда их выливают. Например, при большом пожаре или чтобы вывести змею из дома. Это зародилось по причине того, что казахи с почетом относились не только к друзьям, но и к своим недругам, пришедшим к ним домой.


Ак жол

"Ак жол" - испытание верности женщины. Верная женщина, ни разу не изменившая своему мужу, должна по примете перешагнуть через раненого, после чего тот исцеляется. В противном случае раненый или больной немедленно умирает. Примета "ак жол" испытывает верность женщины.


Ат мингизин шапан жабу

"Ат мингизип шапан жабу" - самый высокий почет. У казахского народа есть прекрасный обычай: дорогому гостю, акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарить коня и накидывать на плечи чапан. Этот обычай продолжает жить и в наши дни. Он - яркий показатель многогранной традиции, культуры казахского народа.


Ат тергеу

В традициях и обычаях нашего народа есть множество путей и способов воспитания молодежи в оказании почета, в уважении к старшим.
По национальному обычаю женщины (снохи) не называли поименно своего свекра (ата), деверя (каины), золовок (кайынсинили), а подбирали им подходящие имена: "мырза кайнага", "байатам", "биатам", "еркем" и т.д. "Ат тергеу"
- высокий показатель уважения к старшим, учтивости, обходительности.


Айтыс

"Айтыс" считается литературным жанром, однако издревле он формировался как народный обычай. Ведь игры, проводы, той не обходились без байги, без борцов и без айтыса акынов. "Айтыс" способствовал развитию талантов и их проявлению. В прошлом веке были удивительные акыны, такие, как Данак, Сабырбай, Шоже и др. В наше время традицию "айтыса" продолжают современные талантливые акыны - Асия, Асельхан, Альфия, Конысбай, Баянгали и другие.


Айып

"Айып, айып толеу" - вина, виновность; платить штраф. За любое преступление, кражу, "барымту" (угон скота), за нарушение обычая, традиции преступнику или нарушителю полагалось нести ответственность за содеянное. К примеру, скандалисту в общественных местах приходилось платить штраф, то есть "айып". Виновный должен был выполнить вынесенный приговор немедленно. Виды айыпа очень разнообразны, в зависимости от преступления. За любое нарушение приходилось расставаться с конем или чапаном. За тяжелые преступления платили "тогыз" (девятка), то есть, начиная с верблюда, - 9 голов скота (3 верблюда, 3 лошади, 3 коровы) или, начиная с лошади (жылкы бастаган отыз) - 3 лошади, 3 коровы, 3 барана и т.д. Кража (урлык) каралась сурово, штраф платили в тройном и более размере. Были и другие виды наказания, штрафов. Воспитательное, общественное, правовое значение айыпа было весьма значительным.


Айрылысар коже

"Айрылысар коже" - прощальное угощение. Мирно прожившие соседи (на зимовке, на джайлау) перед тем, как один из них собирался на новое место, приглашали друг друга на "айрылысар коже", "Коже"(похлебка) -название условное. На самом деле "айрылысар коже" -щедрое угощение. Соседи, выражая знак любезности, желают друг другу встречи при полном здравии и благополучии. Знак уважения и сожаления о расставании с соседями.


Ауызбастырык

Просьба о молчании. Сказанное в адрес кого-либо меткое слово, сложенные сатирические стихи или чья-либо необдуманная глупая выходка над кем-то всегда быстро становятся известны. Не желающий стать всеобщим посмешищем дает "ауызбастырык" - залог о нераспространении услышанного или увиденного. "Ауызбастырык" - своебразная просьба или извинение. Люди, принявшие "ауызбастырык" (ценный подарок, украшение и т.д.), не имеют права на разглашение. Это разновидность клятвы.


Ауыз тию

"Ауыз тию" - пригубить. Перед дальней дорогой на отдых, лечение, перед путешествием или поступлением в вуз и т.д. Уезжающий приходит к почитаемому человеку и только после угощения в его доме уезжает. По примете добрые пожелания таких людей приносят удачу. А если вы подоспели к дастархану, то обязаны выполнить обряд "ауыз тию", то есть выпить утренний чай или разделить завтрак. При отказе шутили, что женщину муж оставит, а мужчину жена бросит. По обычаю казахского народа пришедшего в дом не отпускали без угощения, что является доказательством щедрости, гостеприимства казахов.


Абысын асы

"Абысын асы" (абысын - жены родственников по отношению друг другу, ас - угощение). Без разрешения старших и мужей снохи не могли позволить себе развлечения. Когда старшие отправлялись на той или праздник, в ауле оставались одни женщины. В таких случаях "абысыны" устраивали для себя пир. Варили вкусное мясо, в самоварах ставили чай, пели, шутили, секретничали, советовались. "Абысын асы" объединяло, сближало, сплачивало женщин.


Араша

Разнимание дерущихся, спорящих. Увидев дерущихся или ругающихся, присутствующие должны были разнять их, успокоить, образумить. Услышав "Араша! Араша!", драчуны должны были немедленно прекратить скандал. Ослушание наказывалось штрафом (айып).


Акгык

Плата за определенную услугу. За шпионаж, за необходимую человеку информацию положен своего рода подарок. Это и называется "актык". Однако такие услуги народом презирались, за это наказывали, а виновные платили айып. "Актык" - это и плата хозяину жеребца за выгул кобылы (покрытие) или хозяину верблюда за верблюдицу.


Ат куйрыгын кесу

Знак непримиримости. По разным причинам рассорившиеся люди, становясь непримиримыми врагами, отрекаются от родины и родственников. В знак непримиримости человек остригает хвост своему коню и, скрестив руки на макушке, уходит из родных краев. Это знак о невозврате к родственникам, отречение и безвозвратный уход, равный погибели, смерти вдали от родных. Запрет "не стриги хвост коня и не скрещивай руки на макушке" сложился из этих понятий, как знак плохой приметы.


Ат майын сурау

Традициями казахского народа учтены все моменты жизни людей, каждого члена общества. Особенно обращали внимание на социально незащищенные слои. К примеру, сиротам, вдовам, малообеспеченным оказывали постоянно ту или иную помощь. Одна из них называется "ат майы". Человек, который не имеет собственной лошади, может нанять лошадь у состоятельных людей или у соседей, родственников, то есть "ат майын сурайды". Это означает, что человек просит лошадь на время. "Ат" - лошадь, "май" - жир. Просящий намекает, что лошадь после использования теряет упитанность, но, несмотря на намек, просьбу всегда удовлетворяли. Это еше один показатель благотворительности, благородства казахского народа.


Аменгерлик

Акт наследственного права казахов, согласно которому по отношению к вдове родственники мужа, то есть брат, считался "аменгером" - наследником. Вдова выходила замуж по собственному выбору за одного из родственников умершего мужа. В этом древнем обычае выражалось отношение казахов к браку, как явлению незыблемому, охраняемому. Развод считался недопустимым. Брак оберегался; во-первых, для того, чтобы не прервался род, во-вторых, уход вдовы считался позором. В случае выхода вдовы не за "аменгера", а за другого, она не имела права на владение имуществом покойного мужа и уходила только с имуществом из своего приданого. Это называлось "иргеден шыгару", то есть выселение.


Адеп

Приличие. Соблюдение приличий как старшими по возрасту, так и младшими, всегда считалось и считается высшей этикой. Примеров национальной этики поведения взрослых перед младшими и наоборот, мужчин перед женщинами, женщин перед мужчинами великое множество. К примеру, младший по возрасту не пересекает дорогу старшему; свекор должен быть всегда вежливым в разговоре с "келин" (невестка); "келин" в свою очередь, обязана быть учтивой, вежливой, соблюдать приличия в мечети и в других общественных местах, в общении с другими людьми. Учтивость - пример человеческого достоинства, проявляемого в деликатности.


Бата

"Бата"(словесное благословение) - ценное духовное пожелание. Это особый вид поэтического творчества, когда произносящий испрашивает присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы; виды "бата" разнообразны:
1. Благословение перед дальней дорогой, перед большими испытаниями. В свое время Кошкарыулы Жанибека благославлял Каракерей Сокыр Абыз.
В Торгайской области (ныне Костанайской) в Амангельдинском районе, в селе Кабырга, в семье Айнагуль и Сактапбергена Кенжеахметовых родился мальчик, которому дали имя Сеит. В 1994 году, когда он пошел в 1-й класс, на той пригласили писателя Сеита Кенжеахметова (автора этих строк) и попросили "бата".
2. "Дастархан бата" - проявление благодарности за угощение, за гостеприимство.
3. "Алгыс бата" дается за благотворительность, за доброту. "Бата", как метод воспитания, служит во имя доброты, милосердия, гуманности. Для него специально слагали стихи, песни. Слова назидания говорят, держа раскрытыми ладони, а затем проводят ими по лицу. "Бата" всегда дают уважаемые, почтенные аксакалы.
4. "Жана айдын батасы" - благословение новому месяцу. Это не слепая религиозная вера, это преклонение перед природой. Наши предки могли по расположению звезд, луны предугадать погоду.

Терис бата

Проклятие. Хотя оно и носит название "бата", это один из видов наказания. "Терис бата" давали отцы своим детям, не оправдавшим их доверия или опозорившим своих родителей, что считалось недопустимым: руки держали тыльной стороной перед лицом и произносили страшные слова проклятия. Это не смывалось и оставалось пятном на следующих поколениях. Таких людей сторонились, не любили.


Байлау

"Байлау" (от слова "байла"-привязать что-либо), на ходку или добычу нужно уступить, подарить своему попутчику, другу. Этот обычай казахи называют "байлау". Человека, нарушившего данный обычай, считали нарушителем дисциплины. "Байлау"- проявление щедрости, знак уважения, как обычая, так и рядом находившегося человека. Однако по примете первая добыча первенца охоты никому не уступается.


Баутагар

Как было указано выше, охотники свою добычу дарят, то есть "байлайды". Охотнику вместе с благодарностью в знак признательности вручаются деньги или другая какая-либо вещь. Это называется "баутагар". Если принимающий "байлау" не дает "баутагар", второй раз такому человеку "байлау" не положен. Существует примета: не дав "баутагар", можно потерять скот.


Бармагын жалау

Разделить трапезу гостя. Приближенные или друзья приглашенного в гости уважаемого человека объявляют хозяину дома: мы пришли разделить трапезу того-то. В этом нет ничего предосудительного, а наоборот, почет возвышает гостя, и хозяин искренне радуется. Иногда хозяин очага приглашает молодых людей: к нам пожалует такой-то аксакал, приходите "бармагын жалауга" (разделите трапезу). Это хоть и не специальное приглашение, однако оно является знаком уважения молодых по возрасту. Путей общения и взаимоуважения в национальных обычаях очень много, "бармагын жалау" - один из этих обычаев.


Барымта

Насильственный угон лошадей вооруженной силой между враждующими родами. В былые времена при спорах сторона, не сумевшая доказать свою правоту, в отместку угоняла лошадей. "Барымта" не считалась кражей. Однако последствия могли быть очень серьезными. "Барымту" применяли, если противоположная сторона долго тянула с выплатой "айып" (штраф). "Барымту" также использовали как месть. В эпопее М.Ауэзова описывается "барымта" между враждующими Базаралы и Такежаном. В прошлых веках "барымта" в казахских степях встречалось часто.


Бал басы

Преподношение гадальщику/це/. Раньше очень часто можно было встретить гадальщиков, ворожей, гадающих на косточках (кумалак), на лопаточном масле барана (жауырын). И в наше время можно увидеть таких людей, обладающим особым природным даром. Гадают на утерянный скот, вещь; гадальщики могли предугадать радости и печали и многие из них сбывались. Труд гадальщика, ворожеи по книге или на косточках должны оплатить. Его называют "бал басы". Установленной суммы, объема платы "бал басы" не бывает. Каждый может отблагодарить как может. Беднякам и т.п. людям гадатели гадали "кудай ушин", т.е. бесплатно. В свою очередь те выражали благодарность в виде бата (благопожелание). Если гадальщик устанавливал и просил определенную сумму денег или скот, к таким людям народ не обращался, не уважал и не верил их гаданиям.


Байге

Приз, премия. У многих эта традиция ассоциируется со скачками, однако, это одностороннее понятие. Той, ас, праздники не проходили без единоборств, без айтыса акынов, без скачек. "Байге"-премию получали в первую очередь чемпион по борьбе и скакун. Особенно большой приз получал скакун. Победителю в виде "байге" давали 100 и более лошадей. Получивший "байге" не угоняет весь скот в свой аул. "Байге" борцам - верблюд, покрытый ковром; акынам - накидывали чапаны и дарили хорошего коня. "Байге" - приз одержавшему победу. Высокочтимая традиция нашего народа, которая служит подъему духовности, культуры.


Белкотерер

Угощение для пожилых. Так называется специальное угощение для пожилых, которые нуждаются в особом уходе. Для них готовится вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовят и приносят дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой окружающих, пожилые выражают свою признательность в "бата" (благопожелание). Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях. "Белкотерер" готовится и для выздоравливающих после тяжелой болезни.


Бес жаксы

Пять ценных вещей. Как звучит и в названии данной традиции, "бес жаксы" дарили самым уважаемым баям и мырзам, батырам, биям, почитаемым людям в знак почета, уважения, дружбы. Между сватами "бес жаксы" дарили вместо калыма, киита. "Бес жаксы" - знак самого высокого почитания, уважения. К "бес жаксы" относятся: I. Верблюд - "кара нар". 2. Быстроногий скакун - "жуйрик ат". 3. Дорогой ковер (персидский) - "калы килем". 4. Алмазная сабля - "алмас кылыш". 5. Соболья шуба - "булгын ишик". Между сватами одна из вещей заменяется "саукеле", вышитым драгоценными камнями и украшениями (головной убор невесты). Эта традиция определяет такие качества, как богатство, а также и возвышает честь двух сторон. Одна вещь "бес жаксы" оценивается в 4-5 лошадей.


Бетке тукиру

Оскорбление. Не оскорбляя словами, не рукоприкладствуя, свое презрение, злобу выражали плевком в лицо - "бетке тукиру". Бессильный, униженный от обиды вынужден на подобный поступок. Это могло привести к тяжелым последствиям, так как "бетке тукиру" - самое тяжелое оскорбление для человека.


Босага майлау

Перед тем, как молодая невестка переступит порог правой ногой, близкие родственницы (женщины) обмазывают порог, косяки маслом. Примета, чтобы все шло у молодых как по маслу. Человеку, выполнившему обряд, положен "каде" (презент).


Дау

"Дау" - спор. У казахов вызывали большие споры штрафы, споры о земле и споры, связанные с вдовой. Спорящие стороны обращались для разрешения к биям. Проводились собрания. Обе стороны красноречиво высказывали свои доказательства (претензии). Просящие слова бросали свою камчу на середину. При таких спорах верховный би (тобе би) решал спор, заключал перемирие. Вынесенное решение аксакалов, биев - закон, и он обсуждению не подлежит. За решение споров обычно высчитывалась одна десятая часть скота.


Дауыс

"Дауыс"-плач. Пережившие сильное потрясение, перенесшие горе, страдание, удары судьбы, горько оплакивали свою жизнь. "Дауыс" исполняется с определенным мотивом, стихами и в основном только женщинами. Услышав плач, старшие по возрасту соседи приходят и успокаивают. "Дауыс кылу" часто можно было слышать в 1928-м (год конфискации), 1934(голод), 1937(репрессии), 1941-1945 годах (Великая Отечественная война). Ныне, к счастью, этот обряд почти полностью забыт. Есть в нашей традиции тождественные понятия: "дауыс кылу" и "жоктау", однако путать их ни в коем случае нельзя. "Жоктау" - плач по усопшему, "дауыс кылу"- выражение внутреннего состояния.


Дерт коширу

"Дерт коширу" (букв, дерт - болезнь, коширу - удалить). Заболевшего человека или скот лечили путем "дерт коширу". Аулчане и молодежь, собравшись, вслух произносят название болезни и вслух говорят "кош! кош!", что означает "уйди, удались!". Произносится четверостишие, сложенное специально для обряда. "Дерт коширу" применяется и при кожных заболеваниях. Ныне эта примета совершенно забыта.


Денгене

Один из забытых обычаев, когда 3 или 4 молодых джигита являются к состоятельному хозяину и объявляют, что пришли на "денгене". Условия обычая таковы: хозяин, узнав цель прихода, режет жирного барана, варит все мясо. Напросившиеся джигиты должны съесть все мясо, запить сорпой. И, если они не смогут осилить все мясо и сорпу, то считаются проигравшими пари и должны возместить ущерб в двойном размере. "Денгене" называют еще "сирне". В южных областях Казахстана "денгене" называется обычай, когда 4-5 семей в складчину режут скот и делят мясо на всех. По окончании мяса режут в складчину еще один скот и так далее. Это скорее всего из-за теплых климатических условий региона, чтобы не испортилось мясо.


Дуре

"Дуре" -наказание. Тяжелое, позорное, телесное наказание - "дуре салу" (бить розгами). Камчой наносили 25, 50, 75,100 ударов, в зависимости от провинности. Такое наказание несли воры, предатели - все, совершившие тяжкие преступления. Процесс наказания проходил перед всем народом. Это имело огромное воспитательное значение. Не многие решались пойти на преступления после увиденного зрелища. За умерших во время наказания "кун" не платили.


Ен

"Ен" (белги)- знак, метка на животных. Основой хозяйственной жизни казахов было скотоводство. У каждой семьи, аула, ру (рода) были свои метки (ен) на животных, по которым безошибочно можно было определить хозяина. Метка ставилась в основном на ухе животного или на рогах. "Ен" невозможно было стереть или переделать. Там, где стоит метка, никакого спора не должно было быть. Метка может быть в виде прямого, косого надреза, вдетой серьги и т.п. Раньше метки ставили и на рабах.


Ерулик

Угощение вновь прибывшим соседям (новоселам). Новоселов аулчане звали на "ерулик", то есть приглашали к себе в гости, чтобы они быстро адаптировались в новой среде. Эта традиция имеет как социальную, так и общественную значимость. У новоселов первое время не бывает, к примеру, дров или питьевой воды. В это время и приходят на выручку соседи. Еще одна грань многогранной традиции казахского народа.


Емге сурау

<Емге сурау> (смысл. просить для излечения). У казахов необходимую вещь или продукт питания при нужде просят на излечение (емге сурау). К примеру, казы, майское сливочное масло и т.д. По установленному казахскому обычаю, если просили на "емге", просящему в просьбе не отказывали. У народа нет обычая перешагивать установленные порядки.


Емшегин кокке сауу

За гнусное отношение к родителям, за занятие рукоприкладством, к оскорбившим или за поступок, противоречащий человеческому, моральному облику, существовали тяжкие виды наказания, как проклятие отца (терис бата), проклятие матери -"емшегин кокке сауу" - вздаивание грудного молока с проклятиями. Подобное проклятие - самое тяжелое и снятию не подлежит. Таких детей люди презирали и заботу о них не проявляли.


Есекке терис мингизу"
Есекке терис мингизу" - сажать на осла задом наперед. Преступника, позорника/цу/, женщин, мужчин легкого поведения по степным законам судили и наказывали строго. Виновного сажали на черного осла (или на черную корову) задом наперед, ноги привязывали к животу животного, на шею накидывали черную старую кошму и в таком виде водили по всему аулу, от дома к дому. Люди презрительно плевали провинившемуся в лицо. Детей и молодежь такое жестокое наглядное зрелище заставляло задумываться.


Жаза

"Жаза"-наказание. После совета биев по вынесенному решению обвиняемый должен нести "жаза"-наказание. Это либо "дуре салу" (бить розгами), о котором рассказывали выше, либо провинившегося сажали на ишака и возили по всему аулу. Умершему от алкоголя тоже есть "жаза": его не хоронят вместе со всеми, а погребают в ста шагах от других. Если "жаза" несет женщина (неверность), то ее лицо мажется сажей ("карабет" - букв. - кара - черный, бет - лицо), или обрезают косы, или муж объявляет "талак" (развод). По обычаю, если человек изменил своей вере, то все его имущество подлежит конфискации и раздается людям.


Жекпе-жек
Военная традиция, поединок. Раньше войны начинались с "жекпе-жек" батыров двух сторон. На таких турнирах один из них неизменно погибал. Несмотря на это, батыры никогда не отказывались от "жекпе-жек". Национальные батыры Кабанбай, Богенбай, Олжабай, Малай-сары, Наурызбай и другие не раз выходили победителями в подобных турнирах. Цель - победа. У поверженного же забирали коня и оружие. В стихах, поэмах, жырах про батыров "жекпе-жек" описывается особенно подробно, красноречиво.


Жиенкурык

Подарок ребенку дочери. Дети, рождаемые дочерью, называются "жиен". По традиции нашего народа ребенку дочери, то есть "жиену", положен традиционный "жиенкурык" (подарок). "Нагашы" (родственники со стороны матери) не должны отказывать "жиену" и выполняют его просьбы 3 раза. "Жиена" никогда не обижают и обходятся с ним всегда почтительно.

Жолаяк

Угощение перед дорогой. Перед дальней дорогой уезжающие, зарезав барана, приглашают к себе на "жолаяк". Цель такого приглашения - пожелание благополучного возврата, достижение цели в поездке. "Жолаяк" заканчивается традиционным "бата" (благословение).


Жылу

"Жылу" - материальная помощь. Людям, пережившим стихийные бедствия, несчастья (пожар, наводнение и пр.), оказывали материальную, моральную, финансовую поддержку. Для этого не обязательно быть родственником или близким. Для возмещения ущерба пострадавшим выделяли скот, жилье, одежду и пищу. "Жылу" (от слова жылы - тепло) - проявление человечности, доброты, сочувствия.


Жыртыс

"Жыртыс" (каде - презент)- обычай, выполняемый женщинами. На свадьбе среди прочих "каде" со стороны невесты в сундук специально кладется кусок ткани для "жыртыс". При "сандык ашар"(сандык - сундук, ашар - открывать) эту ткань поровну делят и раздают всем присутствующим женщинам. Это и называется "жыртыс". "Жыртыс" раздают и в других случаях, когда приглашают на "кудайы" или при намазе об умершем, если он прожил достойную и долгую жизнь.


Каде

"Каде" (презент). На тоях, больших праздниках и во время игр победителям, приглашенным гостям раздают подарки. В народе это называют "каде". А на свадьбах, при сватовстве "каде" - неотъемлемая обязательная часть торжества. Каждый имеет право требовать себе "каде". Отсутствие же "каде" - неуважение, пренебрежение традицией, нарушение обычая. В казахской национальной культуре видов "каде" очень много: "той каделери", "тойбастар"(начинающему той песней), "айттык" (каде во время айта), "коримдик" (подарок за увиденную только что невестку, новорожденного и т.п.), "жыртыс". При сватовстве: каргыбау, шаге-шапан, калын мал, бата аяк, оли-тири, куйрык-бауыр, сандык ашар, куда тартар и т.д. Есть "каде", связанные с зятем -куйеу каделер?: есик кору, этокпе, балдыз коримдик, куйеу табак, сут акы, атбайлар и т.д. "Балага арналган каделер" (детям): ат кою, киндик кесер, бес?кке салу, кыркыдан шыгару, тусау кесер, кер?мд?к и т.д. При ритуалах: садака, жыртыс, арулау, киим беру, дуга окыту и т.д.


Кек а?у

Месть. В прошлом нашего народа частыми явлениями были "барымта" (угон скота), "жауласу" (вражда), что приводило к кровопролитию. Когда при этом погибали люди, следовала "кек алу" (месть). Мужчины, с чьей стороны погибал человек, придерживаясь принципа "канга-кан, жанга-жан" (кровь за кровь), в отместку тоже убивали, производили набеги на аул. Батыры убивали своего заклятого врага, и это означало полную победу. "Кек алу" считалось геройством. В противном случае мужчина выглядел трусом, как человек без чести. Один из основоположников степных законов Каз-дауысты Казыбек "канга-ган"(кровь за кровь) заменил выплатой "кун" - это плата за убийство или увечье.


Коримдик

Подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Коримдик" - от слова "кору" - смотреть, видеть. Значение же обычая не в том, чтобы взять или дать подарок. "Коримдик" служит для выражения добрых намерений родственников, близких. "Байгазы" и "коримдик" - разные понятия. "Коримдик" дается за людей или животных; "байгазы" - за обновку или какие-либо другие вещи, предметы.


Кор?су

Плач. Есть 3 вида "кор?су":
1. По старинному обычаю замужняя женщина в первый год замужества не имеет права появляться дома, где выросла. Это делалось для того, чтобы она привыкла к новым родственникам. Однако братья и сестры навещали ее. И тогда девушка встречала родственников плачем-песней, в котором высказывала свои радости, обиды, просьбы.
2. Женщины, живущие далеко от своих родных, тоже встречали их плачем-песней.
3. При кончике близкого человека родственники с горьким плачем встречают приезжающих. Мужчины при "кор?су" не причитают.


Коз тию
"Коз тию" (порча, сглаз). По поверью на хорошего человека, на младенца, на быстроногого скакуна, на красивую девушку может быть наведена порча, сглаз. Победителей на состязаниях, скакуна, выигравшего на "байге", на тоях стараются не показывать, боясь сглаза. Лицо малыша, по этой же причине мажут сажей (пальцем наносят на лоб или на щеку). Если на молодую сноху, на малыша смотрят с завистью, то такого человека заставляют сплюнуть. В подобных случаях говорят "сук-сук", или "тфа-тфа", при восхвалении кого-либо "тил аузым таска", чтобы не навести порчу. Обычно после сглаза, порчи человек или скот неминуемо заболевают.


Кокпар

Козлодрание (игра). Национальная спортивная игра, где испытываются ловкость, сила, смелость, удаль участников "кокпара". В народе "кокпар" называют "кок бор?" (смысл, сравнение с волкодавом). В "кокпар" состязаются во время торжественных мероприятий, на праздниках, как айт, той, ас. На "кокпар" выходят при полной упряжке лошади и в скаковых доспехах. Участникам для игры выделяется козленок, а то и теленок. Такой вид "кокпар" называется "такым тартыс" - испытание на усидчивость в седле, управление лошадью, а главное - силы. В "кокпар" также участвуют 10-15 джигитов. Это называется "дода" - групповое состязание. По правилам игры на полном скаку кокпар поднимают с земли и стараются отвезти к порогу почтенного аксакала или многоуважаемого человека. Соперники стремятся перехватить и отвезти к своим почитаемым людям. В победители выходят ловкий, сильный джигит - наездник и крепкий, хороший скакун. "Байге" для степных казахов является эмоциональным состоянием, а "кокпар" - высшим душевным удовлетворением, как для участников, так и для зрителей. Иногда бывают и смертельные исходы, и спорные моменты, однако гордость и азарт заставляют забыть об опасности. В Старину были сильные кокпарщики, которые утаскивали соперника вместе с лошадью. В этих играх принимают участие прошедшие подготовку скакуны и наездники. Поэтому призеры, победители "кокпара" премируются значительно и богато.


Конил сурау

Узнавание о здоровье. "Исцеление больного - доброе приветствие здорового"-говорится в народе. Справиться о здоровье заболевшего, оказать ему помощь - знак благородства и человечности. Человек, пришедший справиться о здоровье больного, говорит ему обнадеживающие слова ("да покинет вас ваш недуг вскоре"), внушает ему надежду, вселяет веру в исцеление, в выздоровление. "Конил сурау" - узнавание о здоровье - знак уважения, почета. В неурочное время, то есть в вечернее, ночью, поздно вечером не приходят справляться о здоровье. Тяжелобольным людям, лежачим, прикованным к постели не говорят про неприятные новости, касающиеся их родных или гибели близких. В хадисах Мухамбет Пайгамбара упоминается один из шести заветов-узнавание о здоровье знакомых и близких.


Кун санау

Дни исчисления. Следуя восточному научному методу, казахский народ отчисление дней начинает с субботнего дня. "Кун санау" в недельном распределении включает в себя 7 (семь) дней. В народном понятии каждый день недели несет в себе определенный смысл и имеет свои воспитательные особенности. К примеру, для начинаний каких-либо дел или для поездок удачной считается среда (сарсенби). Бейсенби (четверг), жума (пятница) - дни вероисповедания. В эти дни каждый человек обязан быть чисто одетым, вежливым, почтить память усопших и прочитать поминальную молитву. В системе исчисления дней каждый день имеет свои названия: сенби - суббота, жексенби - воскресенье, дуйсенби - понедельник, сейсенби - вторник, сарсенби - среда, бейсенби - четверг, жума - пятница.


Ай санау

Месяцеисчисление. Год делится на 12 месяцев, что и называется "ай санау". "Ай санау" - издавна установленный общепринятый обычай. Название каждого месяца соответствует временам года, явлениями природы, также народному понятию. Степные знатолько учли хозяйственные, экономические, астрологические значения. По древнему астрологическому направлению каждому месяцу есть соответствующие названия звезд. Это называется "жулдыз ай" - "звезда месяца". В южных регионах Казахстана нынешние наименования месяцев носят названия звезд - "жулдыз ай". В каждом месяце есть своеобразные климатические условия, изменения. Эти изменения народ называет "ай амалдары" или "амал" - причуды природы, особенно в холодные месяцы года. В народе были люди, которые могли исчислять перемены погоды по месяцам. В казахском народе годоисчисление начинается с месяца наурыз (март).


Жыл санау

Годоисчисление. Мудрость народа можно увидеть в точности учета годоисчисления. Нужно отметить, что годоисчисление, основываясь на науке Востока, как и месяцеисчисление, определялось числом 12. В году 12 месяцев. Начало года - год мыши. Каждому дню, месяцу, году давалось четкое определение. К примеру, год зайца (коян), мешин (год обезьяны) всегда были тяжелыми для народа; год мыши (тышкан), кой (год барана), свиньи (доныз) - благодатными. Тяжелым годом (особенно для хозяйства) считался год коян (зайца). В памяти народа запечатлелись самые тяжелые годы и они совпадают с годом коян (год зайца). В прошлых веках бывали народные бедствия именно в год зайца: "Ак коян"-голый год, "такыр коян", "жалпак коян"-долгий год. Год зайца совпадал с неурожаем, падежом скота, голодом народа. Дни, месяцы, годоисчисление -показатель народной мудрости, почерпнутой из жизненной практики.


Жыл кайыру
Летоисчисление. Самый выгодный и удобный вариант в исчислении возраста человека. По старинному летоисчислению, чтобы вычислить свой "мушел" (один мушел составляет 13 лет), необходимо свой возраст разделить на 12. Если возраст делится без остатка - вы рождены в год обезьяны (мешин), если остаток 1 год, то год курицы (тауык), остаток 2 года - год собаки (ит), 3 -год свиньи, 4 -год мысли (тышкан), 5 - год коровы (сиыр), 6- год барана (кой) и т.д. Начало года - месяц наурыз. Следует помнить, что летоисчисление, как и годоисчисление, начинается с месяца наурыз. Начало года - Год мыши: 1) Тышкан (мышь), 2) Сиыр (корова), 3) Барс, 4) Коян (заяц), 5) Улу (улитка), 6) Жылан (змея), 7) Жылкы (лошадь), Кой (баран), 9)Меш?н (обезьяна), 10) Тауык (курица), 11) Ит (собака), 12) Доныз (свинья).


Калау

"Калау" (смысл - получить, взять приглянувшуюся вещь). Понравившуюся хорошую лошадь или какую-либо вещь можно приобрести путем "калау". Придя в дом, нужно сказать о своем "калау" (желании), но при этом следует сделать хороший подарок хозяину или его детям.


Казан шегелеу

"Казан шегелеу" (буквально: казан - казан, шегелеу- клепать). Хорошие знакомые, близкие люди, собравшись, идут к кому-либо из своих друзей и говорят, шутя, что пришли на "казан шегелеу". Хозяин, принимая шутку, отвечает этим же: <Хорошо, что догадались сами, а то мы собрались искать мастера, который починил бы наш казан". И готовит для них угощение. "Казан шегелеу" значит "пришли в гости". Этот обычай показывает гостеприимство и щедрость казахского народа.


Каргыс
"Каргыс" - проклятие. Самые тяжелые проклятия - это проклятия предков. "Терис бата" отца и матери, когда она сцеживает грудное молоко в небо (ак сутин кокке сауу). Необузданных, распущенных детей родители проклинали именно таким образом, и это становилось несмываемым позором. В обиходе проклинают не только людей, но и скот, и любую вещь. "Каргыс" высказывается при гневе, мести, злости. Но есть еще понятие "каргану" - клятвенное заверение в невиновности.


Каргану

Клятвенное заверение в невиновности. У казахов есть "каргыс"(проклятие) и "каргану". Когда человека обвиняют в несовершенных преступлениях, он в доказательство своей невиновности клянется (карганады). К примеру, "клянусь Кораном", "да буду я проклят", "клянусь Аллахом" и пр. Такие слова может говорить действительно честный и чистый человек. Слова "каргану" тяжело говорить, ибо они произносятся в свой адрес. Поэтому "каргану" применяется в крайнем случае.

 

 

Карашанырак

"Карашанырак"-юрта или дом. Дом - наследие, переходящее потомству. Он считается священным, почтенным. К нему всегда относятся с уважением и почитанием. Наследник - по обычаю самый младший сын. Старшие сыновья отлепляются от отцовского очага, а младший сын остается при "карашанырак". Блюсти все обычаи и традиции входит в обязанность наследника, то есть младшего сына, как при живых родителях, так и после их кончины. Если "карашанырак" принадлежит батыру, бию, мулле или другому почитаемому человеку, то люди перед дальними поездками, походами, паломничеством или приехавшие издалека специально заходят в этот почитаемый дом, чтобы получить напутственное благословение или отдать свои почести, поздороваться или попрощаться. "Карашанырак" знаменитых людей не забывают в течение столетия.
--------------------------------------------------------

Кап кагар

К концу зимы, в начале весны мясо "согым" кончается. Оставшееся мясо складывают в мешок и в этот же день варят мясо и приглашают небольшое количество людей в гости. Это называется "ет кайтар", что означает "мяса осталось мало". На самое последнее мясо, находящееся в мешке, приглашают соседей и вместе угощаются, что и называется "кап кагар" - "встряхивать мешок".
-------------------------------------------------------------------------

Конакасы

"Конакасы" (конак - гость, ас - угощение). Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его - знак щедрости. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. "Арнайы конак" - специально приглашенный или приехавший, "кудайы конак" - случайный путник, "кыдырма конак" - специально ждавший и пришедший на угощение. Человека, не давшего "конакасы", штрафовали (штраф - лошадь, верблюд и т.д).
-----------------------------------------------------------------

Конаккаде

"Конаккаде" (конак - гость; каде - презент). Хозяин дома имеет право попросить своего гостя выполнить "конаккаде", то есть спеть песню и т.д. По традиции казахи с ранних лет учили своих детей красноречию, играть на музыкальных инструментах, петь, слагать стихи. "Конаккаде" - испытание гостя в искусстве, а также залог веселого застолья.
----------------------------------------------------------

Корыктык кую

"Корыктык кую" (букв. - вливание ртути). Сильно перепугавшегося человека лечили путем "Корыктык кую". В небольшой посуде расплавляли свинец, другую посуду, обмазав жиром, держали наготове. Больного сажали, подходили к нему сзади и переливали свинец из посуды в посуду над его головой. В народном поверье в остывшем свинце оставалось изображение того, что напугало больного, после чего человек выздоравливал.
--------------------------------------------------------------------------

Кыз алар

"Кыз алар"- букв. берущий девушку. На торжествах, тоях молодому джигиту, собравшемуся жениться, преподносили чашу (табак) с мясом -"кыз алар". Это примета. Подававшей "кыз алар" женщине положен подарок. Этот обряд встречается на юге, реже или полностью отсутствует в центральных и северных областях Казахстана.

--------------------------------------------------------
Кумалак салу

Гадание на косточках. Количество косточек должно быть равно 41. Использовали косточки хурмы, абрикосов или овечьи катышки. Но для косточек не годятся, к примеру, козлиные катышки. Секреты гадания на косточках разнообразны, здесь имеются свои термины, названия. В народе немало опытных гадальщиков, которые постигли эту тайну. К примеру, в Торгайской области (ныне Костанайской) в Амангельдинском районе - Гульмайра, в городе Аркалыке - Майра, в Кийминском районе - Шерхан, имена которых широко известны в регионе.
-----------------------------------------------------

Кун

"Кун" - стоимость. При ссорах, барымте дело иногда доходило до убийства. Виновный или его сторона обязаны в таком случае выплатить "кун". Аксакалы и бии обеих сторон, обсудив, выносят решение, в каком размере должен выплачиваться штраф (кун). Если потерпевшая сторона согласится, отказавшись от мести (канга кан - кровь за кровь), то обговариваются условия и срок выплаты. По закону Аз Тауке "Жети жаргы" за погибшего мужчину платили 100 лошадей, 50 верблюдов, 1000 овец, а за женщину - половину вышеназванного штрафа. При выкидыше у женщины виновный должен был выплатить "кун"- 1 лошадь или 1 верблюда. При переломе большого пальца - 100 овец. Мужеубийство приговаривалось к смертной казни. Без прощения родственников мужа провинившаяся женщина не может отделаться выплатой штрафа.
-------------------------------------------------------

Кутты болсын айту

"Кутты болсын айту" - поздравлять. Это древний обычай - говорить "кутты болсын!" при рождении ребенка, женитьбе сына и т.д. Широко употребляемое традиционное пожелание достатка и благополучия, пожелание гостей, знак доброго расположения, умение вместе радоваться.

"Кус Жолы".

 “Каждую весну во время перелёта птицы, сбиваясь с пути, погибали от жажды.
Тогда Кызыл-Кан - повелитель гусей обратился к Тенгри с просьбой проложить
небесный путь. Тогда Тенгри снял свой пояс и бросил его на небо.
Так Тенгри открыл небесную дорогу, которая указывала птицам их путь.
С тех пор на небе виден Кyс Жолы - Путь Птиц (казахское название Млечного Пути).

Салт

"Салт"- традиция. У каждого народа традиции складывались веками, исходя из религии, веры, быта, национальных особенностей. Любая нация живет традициями. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. Для казахов традиции и обычаи являлись законом. Невыполнение требований и правил, пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями. К примеру, той, наурыз коже, конакасы, шашу, ерулик - наши традиции предков, а применение их в жизни мы называем "гурып". Традиции, применяемые в жизни, традиции искусства, истории, культуры - это великое наследие нашего народа. Роль традиций и обычаев в воспитании поколений огромна.


Сал-серилик

"Сал-серилик" - яркий показатель культуры и искусства казахского народа. Это умение слагать стихи, исполнять их в сопровождении мелодии, умение быть певцом, чтецом. А еще почетное звание "Сал" или "Сери" дается человеку, который обладает такими качествами, как щедрость, честность. Эти звания несколько отличаются друг от друга. Особо талантливый человек, который один может заменить целую театральную труппу, это "Сал". Он роскошно одет, его походка, стан, поведение выделяют его из обычных людей. "Сери" - тоже певец, импровизатор, акын. Но ко всему прочему он прекрасный охотник. Он умеет тренировать ловчих птиц так же хорошо, как и быстроногого скакуна. "Сери" - меткий стрелок, борец, мастер, прекрасный и красноречивый оратор. Не каждый может стать "Сал" и "Сери". Эти люди должны быть богатыми, любить и ценить искусство, быть мастерами на все руки. Их присутствие обычно превращается в той, праздник, веселье, смех, песни. Народ всегда относился к ним с большой любовью и уважением. Они являются национальной гордостью.


Сауга

"Сауга" (смысл. - освобождение на поруки, залог). Для приговоренного к смертной казни или наказанию просили "сауга", то есть помиловать или облегчить меру наказания. "Сауга" просили авторитетные люди, и их просьбу не оставляли без внимания. Просящий "сауга" платил "кун", возмещал ущерб и призывал обе стороны, истца и ответчика, к перемирию.


Саумалык

Пожелание. По весне, когда возрождается матушка-земля и наступает Наурыз, каждый человек излагает свои пожелания, благословения -"бата" - стихами.


Сауын айту

Официальное извещение о проведении большого тоя или аса. Об этом заранее оповещают (за несколько месяцев или год) аулы, ру, жузы. Это не просто приглашение, а оповещение о том, чтобы приглашенные прибыли в назначенный срок, придерживаясь своих традиций и обычаев, то есть явились со своими батырами, борцами, быстроногими скакунами, акынами, певцами-импровизаторами, с заготовками (мясо, кумыс и т,д.).


Саркыт

"Саркыт" - остатки. После айта, тоя, праздников женщины, бабушки брали остатки конфет, баурсаков с праздничного дастархана для детей и внуков. Остатки мяса в чаше (табак) тоже называют "саркыт". Воспитательное значение - чтобы не было кощунственного отношения к пище, еде.


Салем беру

"Салем беру", "салем ету" - приветствовать, приветствие. По национальной традиции путник с дальней дороги или житель аула специально приходил к аксакалам или уважаемым людям для приветствия. Относительно мужчин говорится "салем берди". Есть несколько видов приветствий:

1. Путник, прибывший издалека, или аулчанин специально идут поздороваться (по возвращении) с аксакалами, уважаемыми людьми аула.
2. В знак уважения к свекру (ата), свекрови (ене) и другим родственникам мужа невестка, согнув колени, делает "салем" (салем ету). "Салем ету" невестки -приличие, знак почета и уважения к родителям мужа.
3. Есть такое народное поверье: при шейном остеохондрозе, когда человек не может повернуть голову, больной, чтобы исцелиться, должен сделать <салем> (легкий поклон головы) за спиной высокочтимого человека. Такой вид "салем ету" всегда сопровождается веселым смехом, острыми шутками.


Салемдеме

Гостинец. Соответствующая казахскому характеру традиция - "салемдеме". Это знак взаимоуважения. Давно не встречавшиеся люди дарили в виде "салемдеме" драгоценности, дорогие сувениры, угощения, зачастую мясо "согым". Вовсе необязательно, чтобы "салемдеме" была дорогой вещью. Здесь дорого внимание. Получивший <салемдеме> несказанно рад, он дает "бата" (благословение), говорит добрые слова, на радостях делится гостинцами с соседями и друзьями.


Согым басы

Приглашение на "согым"(мясо, заготовляемое на зиму). Резать "согым" на зиму - древний обычай народа. Состоятельные люди резали на "согым" несколько голов скота. А приглашать на <согым басы> - обязательная традиция. Зовут аксакалов, соседей, друзей отведать молодое, сочное мясо "согыма", за дастарханом ведутся поучительные разговоры, беседы. Уходя, хозяину "согыма" желают всего наилучшего и дают "бата".


Суйек жангырту

В традициях казахского народа часто встречаются понятия "суйек жангырту", "суйек шатыс". Это связано с созданием новой семьи и сватовства. Люди, ставшие однажды сватами, продолжают свою традицию сватовства, что и называется "суйек жангырту". Это означает, что сватовство продолжается (к примеру, первый сын, женившийся на старшей дочери, а второй - на младшей и т.д.). Вообще казахи раньше не нарушали традицию сватовства. Представители ру (родов) следили за этой традицией и иногда напоминали при надобности. Двум соседствующим жителям аула, ру, жузов оно способствовало взаимоуважению, единению, регулированию социального положения людей.


Суйинши

"Суйинши" - оповещение радостной вести. При радостной вести оповещающий с возгласом "Суйинши!" просит его отблагодарить. В итоге хозяин говорит "бери чего пожелаешь" или дарит хороший подарок. При словах "Суйинши", сразу понимают, что человек пришел с добрым известием.

Сыбага

"Сыбага" - доля. Для почетных гостей или близких и родных всегда хранится часть (муше) мяса. К примеру, аксакалам, сватам преподносится бас, жая, жамбас, белдеме, омыртка, то есть самое вкусное мясо. Для свах, девушек, зятьев, детей также хранится причитающаяся им часть (муше). По казахской традиции, каждому человеку, приезжему, останавливающемуся на ночлег у кого-либо, положен "сыбага". В противном случае он имеет право осудить хозяина, обидеться на него.


Оли сыбага

"Оли сыбага" - благотворительность рыбаков. У казахского народа есть прекрасный обычай не забывать семьи покойных, проявлять постоянную заботу о них. Одиноким, вдовам, которые остались без кормильцев, рыбаки преподносят долю улова. На это никто не имеет права обижаться или противиться такой заботе. Этот обычай - установленный закон. В казахских степях всегда проявляли благотворительность. К примеру, после уборки урожая, охоты, в виде скота, в форме имущественного надела. Так и "оли сыбага" - благотворительность рыбаков, которые жили на побережьях рек, озер. Каждый считал своим посильным долгом проявлять подобные акции гуманности, высокой гражданственности.


Табак тарту

Угощение национальным блюдом. Во время тоя, аса, праздника преподнесение гостям национального блюда - искусство, которое требует умения, знания. Каждый "табак" (плоская чаша для мяса) должен соответствовать возрасту, положению гостя. Это подразделяется: "бас табак" - главный табак, "сый табак" - почетный табак, "куйеу табак" - табак для зятя, "келин табак" - для снохи, "жастар табагы" - для молодежи и т.д. "Бас табак" преподносится уважаемым, почетным гостям, сватам и он сервируется: бас - голова, жамбас - бедренный мосол, белдеме - позвонковый мосол, казы, карта и т.д. "Сый табак" - аналогичен "бас табак". Для молодежи, для невесток - иным образом: позвонковый мосол, грудинка и т.д. "Табак тарту" не только традиция, но и показатель умения, соблюдения приличия, гостеприимства и культуры почитания старших, гостей. Считается невежеством незнание, несоблюдение сервировки "табак" каждому гостю по его заслугам и почитаемое. Гостям любого ранга и возраста не преподносится середина бедренного мосла крупного скот.


Танба

Тавро, метка. "Танба" служило для определения жуза, рода. "Танба" отражалось на надгробных памятниках, на флагах ру, батыров (иногда и на доспехах), на камнях. Аз Тауке хан в "Жет? жаргы" издал закон, что каждый род должен иметь свою различительную метку, тавро. Соответственно этому закону каждый род создал свою метку.
Улы жуз (Старший жуз): Канлы - метка кочерга, уздечка, Шанышкылы - метка роспись, Жалайыр-расческа, Шакщам - стрела, Шапырашты - луна, тумар, Албан, Дулат, Суан - метка круг, Ысты - кочерга, уздечка.
Орта жуз (Средний жуз): Аргын - метка глаз, Кыпшак- метка первая буква арабского алфавита (кос алип), Найман - шест, черпак, Конырат - порог, Уак - шест, Керей - двугорбая метка.
Киши жуз (Младший жуз): Шеркеш, Алаша-шест, Тама - кочерга, первая буква арабского алфавита, таз - камшы, Адай - лук со стрелой, Есентемир - шест, Толеу - молоток, уздечка. Рамадан - черпак, Тама - кочерга, расческа, Керейит-уздечка, сабля, Табын - расческа, кочерга, черпак, Жагал-байлы - молоток.


Табарик

Подарок. У получившего, выигравшего на "байге" приз или у свата, возвратившегося с презентом (кеде) могут просить "табарик". Удачник делится своим призом или презентом. По обычаю он не должен отказывать в такой просьбе. Нарушение традиции считалось нерадивостью, за что могли наказать или высмеивать, осудить.


Мушел

Учет возраста. Возраст человека высчитывается с каждого "мушел". Один мушел составляет 13 лет и через каждые 12 лет прибавляется один мушел: 25 лет - 2 м?шел, 37 - 3 мушел, 49 лет - 4 мушел и т.д. Такой способ удобен для вычисления как возраста человека, так и минувших лет. В старину люди говорили о своем возрасте: <Мой возраст миновал 5 мушел и 2 года (63 года)", 7 мушел 85 лет. Исчисление "мушел" через каждые 12 лет совпадает со значительными изменениями физически, анатомически: 1 мушел(13 лет) детство, 2 мушел (25 лет) молодость,3 мушел (37 лет) зрелость, 4-5 мушел (49, 61) мудрость и далее наступает старческий возраст. В народном понятии каждый мушел (через каждые 12 лет на 13-ый) считается опасным периодом. Человек должен в этом возрасте подарить, следуя примете, свою новую одежду, у Всевышнего просить здравия, приглашать на "кудайы". Также он должен быть осторожным, он не должен выезжать в дальние, опасные поездки. И эти предосторожности не случайны. Ведь в организме человека через каждые 12 лет происходят большие изменения. Это было доказано древними учеными Востока.


Мушелтой

Юбилейный той. Иногда называют "мерейтой", то есть юбилей. Юбилеи заслуженных деятелей культуры и искусства, общественно-политических деятелей, знаменитых писателей отмечаются на государственном уровне. Они имеют огромное социально-политическое, воспитательное, культурное значение. У казахского народа не было обычая праздновать дни рождения, "мушел". Только в начале XX века стали отмечаться юбилеи 50, 60, 70-летия заслуженных деятелей. Из представителей казахского народа первый 50-летний юбилей праздновался в честь Ахмета Байтурсынова - видного деятеля своего народа, просветителя, ученого, одного из основоположников Алаш Орды(в 1923 году).


Тойбастар

ойбастар"Тойбастар"-дословно: начало свадьбы. Той всегда начинается с песни, которую исполняет акын. Его песня называется "тойбастар" и открывает свадьбу. А. Байтурсынов говорил: "Той начинается с песни, которая называется тойбастар". Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына, исполнившего первую песню, преподнести ему подарок. Свадьбу султана Баймаганбета с красавицей Акылканыкей открыл прекрасной песней великий акын Шернияз. В нашей литературе есть замечательные образцы "тойбастар".


Тойтаркар

Послесвадебное угощение. Той у казахов начинается с "тойбастар" и оканчивается "той таркар". По завершении веселой свадьбы хозяева приглашают весь обслуживающий персонал для специального угощения. За дастарханом выражают свою благодарность. На "тойтаркар" приглашаются и стар, и млад, кто принимал участие в подготовке к тою. Без подмоги аулчан, родственников, соседей на тоях, на больших мероприятиях не обойтись, здесь испытываются организованность, сплоченность, умение и сноровка.


Токымкагар

Еще один обряд. Когда молодой человек идет в дальнюю дорогу, он выполняет определенный обряд. Обряд заключается в том, что нужно принести жертвоприношение - зарезать барана, приготовить еду и накрыть большой и широкий дастархан, во время которого поются песни и обязательно говорится пожелание в адрес отъезжающего.


Топырак шашу

Злобных негодяев, преступников, предателей, прокля тых, а также обвинявших народ в своих злодеяниях и уходящих "ат куйрыгын кесип", люди осуждали, бросая им вслед придорожный песок. Это и наказание, и проклятие-"сгинь с глаз долой!". Народ в дальнейшем не упоминал имен таких людей и даже не вспоминал о них.


Торкиндеу

"Торкиндеу" - от слова "торкин" (родственники невесты). После того, как девушка выйдет замуж, она через определенное время отправится в гости к своим родичам. Это и называется "торкиндеу". Родственники невесты принимают ее как почетную гостью, готовят праздничное угощение, дарят ей подарки. "Торкиндеу" -неотъемлемое право жены посещать своих родственников после замужества, но только через год после свадьбы. По традиции казахского народа замужняя женщина - "торкиндейди"(идет к своим родственникам), зять - "кайындап"(к родственникам жены), "жиен"(дети дочерей) - "нагашылап барады" (к родственникам со стороны матери).


Тил кестиру

Снятие сглаза, лечение. Если человека или скот все-таки сглазили или навели порчу, лечат путем "тил кестиру". Условия лечения таковы: больного человека на несколько дней, а то и на несколько месяцев, укладывают отдельно и лечат знахари. За время лечения больной ни с кем не разговаривает, не общается. Он посвящает "куран" Всевышнему об исцелении. После лечения дается "кудайы" (специальное угощение аулчанам). До и после этого еще некоторое время выздоровевший не разговаривает ни с кем.


Тизе бугу

Преклонить колено, присесть. Посетивший дом кого-либо, пришедший обязательно должен присесть или хотя бы преклонить колено (тизе бугу). Примета <тизе бугу> - знак почета тому дому. Если пришедший стоя изложит цель посещения и собирается уходить, хозяин может высказать обиду "тигизинди неге букпейсин, биздин уйдин сиыры турегеп турыпп бузауласын дейсин бе?"- "Почему не присядешь, или ты хочешь, чтобы моя корова отелилась стоя?" Среди народа есть поверье, если гость не преклонит колено или не присядет, то корова отелится стоя.


Туган жерге аунату

Человека, живущего вдали от родных мест, по приезде обваливали на своей родимой земле, обычно мужчину. В этом обряде есть огромное значение, во-первых, "не забывай, что ты родился на этой земле, выполняй свой сыновний долг"; во-вторых, "родная земля она и мать с отцом, и Родина, так пусть все прекрасные черты и особенности будут и в тебе". Как бы там ни было, в этой традиции лежит великое понятие, что мы все являемся детьми своей родной земли.


Туырлыгын тилу

"Туырлыгын тилу" (туырлыгын - кошма юрты, тилу -резать). Враждующие, непримиримые враги выражали свою ненависть друг к другу, исполосовав кошму юрты. "Туырлыгын тилу" неминуемо приводило к большим скандалам, к вражде. "Туырлыгын тилу"-означало также победу над врагом.


Тус жору

"О, Аллах, сделай так, чтобы мой сон сбылся ",- говорят казахи, когда увидят сон, предвещающий нечто хорошее. В толковании сна участвовали люди, умеющие разгадывать его значение. Бывают сны хорошие и не предвещающие ничего хорошего. Однако предсказатели снов предугадывали к лучшему. Благодаря снам предсказывали события, гадали на будущее.


Отка май кую

Вливание в огонь масла. Когда молодая сноха перешагивает порог своего нового дома или при рождении ребенка, или когда поднимается "шанырак" молодой семьи, обязательно выполняется примета - в огонь вливают масло - "отка май тамызу", что означает "пусть в очаге не гаснет огонь". Огонь в народном понимании священен.


Отпен аластау

"Отпен аластау" (от - огонь, аластау - очистить). Издревле существует у казахов примета - перед тем, как укладывать малыша в "бесик" (колыбель), или при заселении молодоженов в новый дом - старшие очищают огнем, изгоняют злых духов. "Отпен аластау" - добрые намерения народа в хорошем начинании.


От басын сабау

Среди населения случается всякое: и насилие, и посягательство. Всесильный мог отобрать скот у бессильного или у вдовы. В таком случае вместо физической расправы, униженный приходит в дом или в аул насильника и бьет палкой его юрту, очаг, пепел разносит по дому и вокруг. У человека появляется ощущение удовлетворения, отмщения. Раньше "от басын сабау" применялось часто, ныне, к сожалению, мстят совершенно иначе.




1. тема Управление пополнением запасов PDS PondDrining System SIC ~ Sttisticl Inventory Control В данной системе основной акцен
2. Реферат на тему- Логистика в туризме Выполнила- Саакян А
3.  Политический режим
4. Курсовая работа- Місце правової системи України серед правових систем світу
5. О туризме Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999 г
6. тематика контрольных работ РЕФЕРАТЫ по учебной дисциплине Административное право Для гр1
7. по теме Планирование процессов создания и освоения новой техники с применением методов сетевого планирован
8. Оборона Порт-Артура
9. Розрахунок і конструювання сталевої стропильної ферми покриття промислового будинку
10. Тема- Деньги и их функцииФактором спроса на деньги является
11. Тема АТР показалась мне интересной по своему содержанию но особый интерес в этом регионе для представили стр
12. R 076 c ЧСС 78 уд
13. Характерисика антропогенних ландшафтів України
14. Управление эксплуатационной де
15. Маржинальная экономическая теория
16. Валютний ризик в діяльності банківської системи
17. Поэты серебряного века
18. Лабораторная работа Каскадные таблицы стилей CSS Текст С помощью CSS можно определять стиль и вид текста
19. Повестка дня XXI века 1992 г
20. ОЛетягин О важности специальных экономических зон свободных или как их иногда называют экспортных обр