Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Глава 2
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА
МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Контуры будущего общества и менеджмента
2.2. Современная культурная среда
2.3. Культурологические теории
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Контуры будущего
Общепланетарное сознание
Человеческое счастье
Сценарии развития
Мировые игроки
Культурная среда
Типы культур
Национальные кластеры
Кросс-культурный анализ
Культурология
2.1. Контуры будущего общества
и менеджмента
Научная мысль постоянно возвращается к проблемам истоков и перспектив Цивилизации. Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Человечество пока не в состоянии ответить на эти вопросы.
Однако размышления о контурах будущего в близкой перспективе могут быть достаточно конструктивными. Многие современные исследователи считают, что наша цивилизация находится в переломной точке своего развития. То ли мы пойдем по пути консенсуса и прогресса, то ли - неприятие друг друга и регресса. Это во многом будет зависеть от изменений в сознании людей.
Уинстон Черчилль сказал: "мы меняем мир быстрее, чем успеваем измениться СА ми, применяем к настоящему критерии и привычки прошлого".
В научный оборот введено понятие общепланетарное сознание [см.8, с.116]. Оно означает формирование у цивилизации некоторых общих взглядов и принципов, основ единого мировоззрения.
От направленности и успешности выработки общепланетарного сознания зависит судьба нашей цивилизации. Будущее общества закладывается в наших сегодняшних ценностях и делах.
Так, Жорж Берано отмечает: "Будущее это не то, что с вами происходит, а то, что вы делаете, чтобы это произошло".
Особую роль приобретает духовное развитие народов Земли. Нарастание различий, межрелигиозных и межнациональных противоречий и нетерпимости серьезно беспокоят мировую научную общественность и прогрессивных политиков.
Рассматривая цели и пути развития и прогресса, некоторые исследователи оперируют таким понятием, как человеческое счастье [9, с.116]. Это означает предоставление человеку возможностей для самореализации природного творческого потенциала. Именно человеческое счастье выдвигается в качестве цели развития и прогресса.
Средством достижения указанной цели должны выступать экономика как мировая, так и национальные. Экономика может и должна создать базу и материальные возможности для реализации человеческого счастья.
Так, Роберт Салмон пишет: "Возможно, нам предоставляется шанс построить но вый, более гармоничный мир, который будет в большей степени полагаться на консенсус, чем раньше, установить новые правила, которые будут защищать некоторые базовые цен- ности и принципы. Однако важно помнить, что обязательной предпосылкой для такой "ре конструкции" миропорядка будет понимание того, что экономика не является самоцелью, главное развивать факторы "человеческого счастья" [9, с.116].
На что будет похож завтрашний день? Пока будущее отделено от нас плотной завесой. Однако некоторые западные исследователи [см., например, 8, с.117] выделяют три возможных сценария развития цивилизации. Образно эти сценарии можно назвать так: "хаос", "крепости" и "мозаика".
Хаос означает межгосударственное навязывание экономических схем, не считаясь с культурой и традициями разных стран. При этом будет развиваться национализм, между странами и народами будут постоянно вспыхивать конфликты. Внутри стран враждебные отношения будут складываться между различными социальными слоями и группами.
Сценарий крепости связан с национально-государственной изоляцией. Каждая страна замыкается, самоизолируется внутри своей территории. На границах воздвигаются жесткие таможенные барьеры. Происходит все более углубляющееся разделение стран и людей на богатых и бедных.
Самым предпочтительным является третий сценарий мозаика. Тенденция к единообразию к концу 20 века достигла своего потолка. Нации и государства возвращаются к культивированию своей самобытности, неповторимости, уникальности. Культурное многообразие (мозаика) мира поддерживается великими странами. Малые нации и народности получают должную защиту. Международные экономические отношения позволяют перераспределить ресурсы и технологии. Мировая экономика возвращается к подъему и росту (более 3%) и относительному благополучию. Социальная стабильность достигается за счет создания новых, более сбалансированных общественных структур, строящихся на принципах справедливости и уважения прав меньшинств.
Три приведенных сценария базируются на концепции о том, что общемировое экономическое развитие определяется тремя основными игроками. Первый Северная Америка, то есть США и Канада. Второй Европейский Союз выросший с 2007 года до ЕС-27. Третий Азия, в лице прежде всего Япония, хотя и со значительной ролью Китая, Кореи и Индии.
Северная Америка обладает высоким потенциалом. Она занимает место мирового экономического лидера. К ее сильным сторонам относят ориентированность на рынок, изобретательность и активность на грани агрессивности.
К слабым сторонам Северной Америки следует отнести политику грубого давления, которое часто вызывает отторжение не только у оппонентов, но даже партнеров.
Европейский Союз стремительно расширяется. За несколько лет ЕС 15 превратился в ЕС 27. Правда, пока идет наращивание количества. Вопросы экономического равенства и политического сплочения решаются значительно медленнее. Однако с охватом практически всех европейских государств, ЕС серьезно усилил свои позиции на мировой арене.
Разный уровень развития стран выдвигает перед ними разные задачи. Круг национальных интересов сильно разбросан, что часто мешает согласовать позиции. Актуальна для объединенной Европы и проблема количества.
Азия пока проигрывает в сплоченности. Если лидеру этого центра Японии удастся распространить свое влияние на китайского дракона, они могут занять очень сильную позицию на мировой арене. Помощь Японии Китаю может стать наиболее существенной в технологической сфере. Кроме того, в этом региональном центре логично было бы видеть и Индию. Уже сейчас на долю азиатских стран приходится 42% резервов Мирового банка.
Но даже при невысокой сплоченности одна Япония имеет важный политический вес. Ее экономика соответствует двум третям экономики США и вдвое превышает экономику Германии. Япония находится на экономическом подъеме, уровень технологий и качество японских товаров самые высокие в мире.
Япония активно работает в долгосрочной перспективе, рассматривает проблемы в глобальном масштабе, предпочитает максимилизации прибыли рост капитализации компаний. Экономическая кооперация азиатским странам удается лучше, чем Западу. Являясь мировым лидером по ряду многообещающих технологий, Япония уверенно наращивает свой вес на мировой экономической и политической арене.
В позиции мировых игроков существенный вклад может внести и Россия. Удачная для нее конъюнктура на мировом рынке нефти и газа позволили за последнее десятилетие выйти из экономической ямы. Являясь страной двух континентов, Россия может значительно изменить конфигурацию мировых игроков, присоединившись либо к Европе, либо к Азии.
Специалисты выражают надежду, что мировые игроки не вступят между собой в бескомпромиссную борьбу за глобальное лидерство, а смогут выработать новые механизмы сотрудничества и взаимного влияния. При этом не будут потеряны те качества, которые определяют их индивидуальность.
На фоне мирового экономического развития, изобилия товаров и услуг, важную роль в определении контуров будущего станут играть общественные ориентиры. Вторая половина 20 века вошла в историю созданием общества потребления. Обладание постоянно возрастающим количеством вещей десятилетиями считалось символом преуспевания.
Однако со временем оказалось, что даже в самых процветающих странах люди не ощущают себя счастливее. Часто даже наоборот. Произошел удивительный парадокс: цивилизация искусственно создала бесчисленные новые потребности и тем самым воздвигла почву для ощущения неполноты жизни.
Удивительно, но эту проблему подметил древнегреческий философ Сократ еще 2400 лет назад. Проходя по базару и разглядывая многочисленные товары он восклицал: "Как же много на свете вещей, без которых можно обойтись!"
Современное общество меняет ориентиры вместо погони за новыми потреблениями люди все больше сосредотачиваются на творчестве, самореализации, духовности. Эта тенденция в большей степени повлияет на формирование контуров будущего, чем экономические и технологические достижения цивилизации.
2.2. Современная культурная среда
Все то, что окружает нас в современном мире, является либо природным, либо культурным.
Культура в широком философском смысле это все то, что создано руками и умом человека. И в этом состоит отличие продуктов культуры от явлений Природы.
Культура в более узком смысле это образ жизни народа.
Культурная среда это совокупность продуктов интеллектуальной и материальной деятельности народа.
Культуру любой страны можно представить в виде трех следующих элементов:
1) Исторически сложившиеся обычаи, традиции, менталитет. На протяжении веков у каждого народа все это формировалось под влиянием внешних и внутренних обстоятельств;
2) Передаваемые из поколения в поколение знания и опыт. Накопление знаний и социального опыта у каждой нации происходит неповторимо через собственное познание и заимствованные сведения. Затем все это передается от старших поколений к младшим;
3) Система интеллектуальных и моральных ценностей и художественных произведений. Каждый народ вырабатывал свой набор ценностей. Каждая нация выдвигала своих деятелей литературы и искусства;
4) Определенный уклад жизни людей. Быт и жизненные привычки каждого народ также формировались веками. Они отражают свою неповторимую систему выживания и удовлетворения жизненных потребностей.
Культура выступает как многослойный динамический феномен. Развитие жизни и науки дополняет, обновляет и замещает явления и продукты культуры. Этот процесс никогда не прерывается, пока жива нация носитель той или иной культуры.
Несомненным свойством культуры как образа жизни является способность людей видеть явления и вещи в целом, не акцентируя внимание второстепенных частностях. Однако каждая нация и отдельная личность подходит даже к универсальному со своей маркой, своей системой ценностей, набором подходов, рядом принципов.
Развитие культуры каждого народа происходило на основе определенных факторов влияния. Основные из них: географическое положение, природно-климатические условия, отношения с соседями, политические религиозные и экономические процессы.
Географическое положение страны влияло на формирование экономической жизни народа. Государства, расположенные на морском побережье, культивировали рыболовство и морскую торговлю. Страны, оказавшиеся на сухопутных торговых путях, использовали это преимущество в развитии национальных экономик и т.д.
Природно-климатические условия страны во многом определяли уклад жизни народа. В северных странах люди должны были постоянно заботиться о том, как пережить зиму. Для этого строили теплые дома, шили меховые одежды, создавали запасы продовольствия и топлива. Все это было совершенно неактуально в южных странах.
Так, в известной басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" выведена разница в пси- хологии. Трудолюбивый Муравей все лето работает, готовясь к зиме. Легкомысленная Стрекоза провела лето в забавах и удовольствиях. Но вот наступает зима, и ей придется поплатиться за свою недальновидность:
" Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела;
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза".
Отношения с соседями у многих народов складывались непросто. Стремление присвоить чужие продукты труда, забрать чужие охотничьи, рыбные, лесные и иные угодья, захватить территорию часто приводили к конфликтам и войнам. Противоречия и вражда существовали столетиями. Государства вынуждены были постоянно заботиться об обороне. На военные нужды направлялись большие физические и интеллектуальные усилия. Это создавало особый рисунок национальной культуры. Некоторые народы сделали войну своей профессией и образом жизни на целые столетия. Военное искусство развивалось взамен земледелия, скотоводства, ремесел.
Политические процессы и модели государственного устройства определяли обычаи, традиции и менталитет народов.
Так, в Античности существовали демократические государственные устройства в Греции и Риме. Позднее в Европе появились и исчезли несколько Империй. Восток тради- ционно тяготел к монархии.
Религиозные процессы влияли на судьбы целых народов. Мировые религии оказывали огромное влияние на пути развития государств.
Так, Христианские крестовые походы под лозунгом "освобождения гроба Господня" в 11 и 12 столетиях потрясали Европу.
Возникновение протестантизма в 15 веке и выделение английской церкви вслед за расколом христианства привели к ряду межгосударственных конфликтов и войн.
Экономические процессы определяли производственно-трудовой уклад народов. Одни страны тяготели к земледелию и сельскому хозяйству, другие развивали скотоводство, третьи ремесленное производство, четвертые рыболовство и т.д. Многие регионы и даже целые государства специализировались на отдельных сельскохозяйственных культурах или промышленных товарах.
Любая культура это постоянно развивающееся, изменяющееся явление. В мире не существует неизменных, застывших культур. Однако несмотря на динамику в разных регионах планеты сложились определенные типы культур. На естественную динамику культур накладывались разнообразные формы межнационального взаимодействия, происходило своего рода взаимопроникновение. Последнее наиболее ярко проявлялось среди наций, проживающих в одном регионе.
Так на разных материках складывались различные типы культур. Наиболее крупные из них западная, восточная, исламская и африканская.
Западная культура сложилась в Европе. Ей соответствуют практически все западноевропейские страны: Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Финляндия. К западной культуре относится и ряд центральноевропейских стран: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Словения и др. Современную Северную Америку 200 лет назад заселили выходцы из Западной и Центральной Европы. Поэтому США и Канада также относятся к западной культуре. Латинская Америка заселялась испанцами и португальцами, которые тоже являются носителями западной культуры.
Иными словами, массовые переселения и различного рода колониальные завоевания активно способствовали распространению элементов культуры из стран-метрополий в их колонии. Это происходило даже при большой территориальной удаленности их друг от друга. Высокое культурное влияние метрополий сохранялось и после провозглашения независимости бывших колоний.
Так, Англия внесла немало своих элементов в культуру Индии. Испания до сих пор сохраняет свое влияние на страны Латинской Америки. Франция, несмотря на колониаль- ную войну имеет высокий авторитет в ряде африканских стран.
Внутри западной культуры к концу 20 века сложились достаточно устойчивые культурные виды. Они получили названия национальные кластеры. Их всего четыре: англоязычный, германский, романский и скандинавский. Между ними есть достаточно значимые различия.
Тем не менее, ведя дела в Европе или Северной Америке, Австралии или Новой Зеландии, белорусский или российский бизнесмен может без особого ущерба ориентироваться на деловую этику западной культуры. Однако для более эффективного бизнеса в любой стране жизненно необходимо знание особенностей и даже тонкостей национальной культуры.
Восточная культура сформировалась на Ближнем Востоке и в Азии. Как и западная, она складывалась на протяжении столетий под влиянием различных факторов. В рамках этой культуры ценится неторопливость, дружелюбие, поэтичность, уважение к старшим по возрасту и социальному положению, скрытая сила и внутренняя гордость. Представители этой культуры всячески стремятся избежать конфронтации. Они не только сами боятся "потерять лицо", но не допускают это даже для своих конкурентов.
Славянские народы оказались на стыке западной и восточной культур. Определенным образом это связано с их географическим положением и историческим путем. Тем не менее, они все таки ближе к западной культуре.
Исламская культура сложилась в мусульманских странах, прежде всего Ближнего Востока. Можно сказать, что она представляет собой крупное явление внутри восточной культуры.
В странах исламской культуры наиболее характерной особенностью является определяющее влияние духовных законов и традиций над светскими и государственными. Фактически эти страны живут по законам шариата. Духовная власть является главенствующей.
Африканская культура получила свое название по имени материка. В Африке проживают сотни наций и народностей, тысячи племен. Это создает огромную культурную пестроту. Однако есть и заметные общие черты: доверчивость, простодушие, благожелательность, легкость, единение с природой, простота быта и нравов и многое другое.
Некоторые исследователи упрекают представителей африканской культуры в определенный лености и легкомысленности. Однако следует учитывать географические и исторические условия, в которых развивались африканские народы. Природа была к ним добра и не требовала напряженного труда и борьбы за выживание. Даже характер войн был здесь не столь кровопролитным, как в Европе или Азии.
Процессы глобализации оказали и продолжают оказывать значительное влияние на мировую и национальные культуры. Наиболее сильно культурное влияние глобализации выражается в следующем:
Дискуссии об оценке культурного влияния глобализации выдвинули две диаметральных концепции конвергенцию и дивергенцию.
Конвергенция это стирание граней между странами и народами. Идет формирование единой мировой культуры. В этом есть прогрессивный смысл.
Дивергенция это обострение противоречий и возрастание напряжения в международных отношениях. Поглощение малых культур большими обедняют палитру мировой культуры. Это регрессивный процесс.
Международный менеджер должен понимать особенности и динамику основных типов культур. Особенно это относится к странам местопребывания бизнеса. Культурное образование международного менеджера можно заключить в три ступени:
Для открытия бизнеса в другой стране необходимо предварительное изучение культурной среды для выбора путей конструктивных коммуникаций и выработки программы деятельности. Это изучение носит название кросс-культурный анализ. Он включает три фактора, каждый из которых, в свою очередь, состоит из трех элементов. Факторами анализа являются: деловое общение, культурные традиции и деловая национальная этика.
Деловое общение анализируется по трем элементам: языковые барьеры, отношения с потенциальными партнерами и властью, невербальное общение.
Языковые барьеры в деловом общении связаны с незнанием языка страны-партнера. Решать эту проблему можно четырьмя путями. Первый изучение языка. Путь этот долгий, но зато по завершению дает огромные преимущества в организации и ведении бизнеса.
Второй путь изучение и использование международного делового языка английского. Хорошим решением будет и следующее: вначале пользоваться английским, а параллельно активно изучать местный язык.
Третий путь преодоления языковых барьеров пользоваться услугами переводчика. Это, безусловно, не лучший вариант. Однако на начальной стадии бизнеса кросс-культурном анализе этот способ коммуникаций вполне приемлем. На переговорах он даже может иметь некоторое преимущество: беседа течет неспешно, и есть время для обдумывания.
Четвертый путь активное использование и опора на местных специалистов и менеджеров. Они, несомненно, знают свою страну, ее культурные традиции и особенности, и при должной заинтересованности могут быть весьма полезны.
Отношения с потенциальными партнерами и властью имеют очень важное значение для успешного ведения бизнеса в стране. Проблемы в любой из этих составляющих могут свести на нет все деловые усилия.
Невербальное общение как элемент кросс-культурного анализа весьма важно. Известно, что лишь около 7% информации в личных коммуникациях передается с помощью слов. Остальные сведения черпаются собеседниками из жестов, мимики, интонаций, ритуалов, то есть несловесных (невербальных) источников.
С.Ронен пишет, что "мы воспринимаем людей другой культуры через призму нашей собственной культуры" [8, с.318].
Однако чрезвычайно важным является то, что невербальные знаки в разных культурах и нациях имеют различное значение. Смысл знаков иногда даже является противоположным. Незнающего человека это не только может поставить в неудобную ситуацию, но и провалить переговоры, и даже сорвать бизнес. Не во время вставленная в разговор пауза, невинный с точки зрения другой культуры жест могут не только исказить сказанное, но и буквально оскорбить собеседника.
Культурные традиции страны-партнера имеют большое значение для делового общения и организаций бизнеса. Как фактор кросс-культурного анализа они состоят из трех элементов: деловая жизнь, обычаи и привычки, отношение к иностранцам.
Трудовые отношения,
Общие национальные традиции, связанные с такими качествами, как порядок и пунктуальность, прямо отражаются на деловом общении и ведении бизнеса. Если национальная традиция относится к этому легко, то таковыми будут и национальные бизнесмены. И наоборот, придание важности этим качествам в национальной традиции обязательно отразится в сфере бизнеса. Деловые партнеры сами будут точными и пунктуальными, и станут ожидать того же от других.
Национальные традиции во многом определяют даже, казалось бы, несущественные детали коммуникаций. Например, место для делового общения: офис, частный дом, нейтральная территория, ресторан или парк.
Например, в Италии вполне принято пригласить делового партнера в ресторан или бар. При этом там могут быть и другие гости, не имеющие никакого отношения к предмету переговоров. На них будут отвлекаться между прочим, прямо в ходе делового общения. В Италии это считается нормальным.
Отношение к иностранцам, восприятие делового партнера по национальному признаку часто связано с национальными штампами.
Например, английский бизнесмен сразу воспринимается через призму чопорности, постоянной озабоченности сохранением собственного достоинства, честного ведения дел.
Деловая национальная этика является третьим фактором кросс-культурного анализа. Она во многом определяется следующими элементами: трудовые отношения, социальные нормы, нравственные рамки рекламы и РR.
Например, в странах Ближнего Востока на телевидении совершенно недопустима реклама интимных вещей и препаратов, любых элементов эротики и даже поведенческой раскованности.
Эффективному международному деловому сотрудничеству часто мешает этноцентризм возвышение своей нации над другими. Международному менеджеру следует твердо осознавать, что непохожесть другой нации совсем не означает ее отсталость.
Бизнес-информация как элемент кросс-культурного анализа прежде всего означает ее доступность (кроме ноу-хау). В разных культурах и странах к деловой и управленческой информации отношение разное: доступность, закрытость, иерархическая дозированность, функциональная ограниченность.
Доступностью управленческой и деловой информации отличаются США. Здесь в Интернете можно получить подробные сведения о любой фирме или сфере деятельности
Закрытой является бизнес-информация в арабских странах. Здесь просто не принято "заглядывать за забор" к соседу. Поэтому открытыми являются лишь самые общие сведения.
Иерархической дозированностью деловой информации отмечается Китай. Здесь для каждого уровня менеджеров определен круг полагающихся им сведений. Топ-менеджеры знают все, фест-менеджеры имеют информацию лишь в рамках их полномочий.
Функциональная ограниченность бизнес-информации характерна для западноевропейских стран. В этом случае считается, что всей полнотой сведений должны обладать участники, т.к. это повысит эффективность их деятельности.
Так, в Англии внутри уровней менеджмента информация полностью открыта, между уровнями существуют ограничения. В Италии все сведения доступны кругу участников, для остальных информация дозируется.
Изучение столь сложного явления, каким является культура, провело к интересным и масштабным научным и практическим результатам. Возникла самостоятельная наука культурология. Сегодня она охватывает тысячи ученых из всех стран мира, издано огромное количество монографий, учебников, проблемно-научных статей.
Международный менеджер должен в достаточной мере обладать общими культурологическими знаниями. Что же касается страны делового партнера, то без точных и полных культурологических знаний о ней невозможно рассчитывать на эффективный бизнес.
2.3. Культурологические теории
Объективно востребованное практикой международных политических, экономических и социальных отношений создание науки культурология существенно облегчило работу международных менеджеров. И кросс-культурный анализ и последующее более глубокое изучение культуры страны-партнера получило хорошую научную базу и доступную и полную информацию.
Культурология это наука по изучению особенностей, динамики и тенденций культур различных народов.
Современная культурология имеет свою основательную теоретическую базу. Наиболее известными являются культурологические теории Мэрдока, Рокича, Оллпорта и соавторов, теория ценностей.
Культурологическая теория Мэрдока.
Дж.П.Мэрдок является автором одной из наиболее известных теорий. Для углубленного изучения и анализа феномена национальной культуры он ввел понятие культурные универсалии. Это своего рода характеристики культуры нации, которые:
Всего Мэрдок выделил около 70 культурных универсалий: от отношения к спорту до системы управления государством, от стилей причесок до характера торговли. В этой подробности и основательности одновременно заключаются преимущества и недостатки теории Мэрдока.
Основным преимуществом теории является то, что она дает обстоятельные ответы на самые неожиданные стороны жизни народа и его менталитета.
Недостатком теории является ее сложность и громоздкость. Поэтому она редко применяется на практике. Возможно, если ее многочисленные универсалии объединить в несколько групп, она стала бы более практичной.
Культурологическая теория ценностей.
Теория основана на системе ценностей, сложившихся у каждой нации, и определяющих поведение ее представителей. Она очень практична с точки зрения деловых коммуникаций и управления местным персоналом. Ведь поведение людей в этой или иной ситуации зависит от системы их ценностей, идеалов, принципов.
Различия в поведении в связи с разными ценностными ориентациями особенно заметны на глобальном уровне. Представители западной, восточной, исламской и мусульманской культур в сходных ситуациях могут повести себя буквально противоположным образом.
Так, в культурологических исследованиях Ситтарама и Когделла приводятся любопытные сравнительные данные. Безусловное лидерство в западной культуре занимают следующие ценностные качества: индивидуальность, искренность, эффективность, пунктуальность, успех. В то же время в других культурах они имеют достаточно скромное место. Индивидуальность как ценность в исламской культуре вообще отрицается. Для восточной культуры не является ценностью пунктуальности. Далее: мирное существование является первостепенной ценностью для восточной культуры, а для западной третьестепенной.
При этом существуют и общепризнанные ценности для всех культур: уважение к религии, почтение к иерархии, личная мужественность [см.8].
Культурологическая модель Рокича.
Дж. Рокич на основании изложенной выше теории ценностной в 1973 году предложил весьма практичную культурологическую оценочную модель. Он сформировал две группы ценностей: базовые (конечные) и инструментальные (средства достижения).В каждой группе Рокич выделил по 18 элементов. Это оказалось очень удобно для практики международного менеджмента. Именно тем, в какую группу отнесены те или иные ценности, можно понять мотивы поведения представителя той или иной культуры.
Например, такая ценность как "комфортная жизнь". Для одних она будет естествен ной конечной ценностью и целью существования. Для других же она будет лишь чисто ин струментальной ценностью, позволяющей быстрее и полнее достичь конечной цели, такой как творческая самореализация.
Другой пример, такая ценность как "логика и эстетика проекта". Для французов это будет базовая, то есть конечная ценность. С точки зрения англичан это лишь инструмент, а конечная цель заключается в практической реализации проекта.
Модель Рокича может успешно работать как в рамках отдельной национальной культуры, так и на глобальном уровне. При этом конкретные ценности могут перемещаться как из базовой в инструментальную группу, так и наоборот.
Так, на основании культурологических исследований Ситтарама и Когделла можно сделать интересные выводы о различных подходах в разных типах культур к такой ценно сти, как "равенство женщин". В западной культуре это базовая ценность. Любая попытка ее недооценки чревата серьезными потерями для международного бизнеса. В то же время в восточной культуре можно использовать эту ценность как чисто инструментальную: "если мы установим женщинам равную с мужчинами оплату, дела в фирме из-за женского боль шинства пойдут явно лучше". Однако в исламской культуре даже инструментальное ис пользование этой ценности может вызвать негативную реакцию, что отрицательно скажет ся на бизнесе [см.8].
Культурологическая модель Оллпорта-Вернона-Линдзи.
Трое соавторов создали свою модель в 1960 году с целью ее практического использования. Она также базируется на теории ценностей. В основе данной модели лежит разделение людей на шесть групп в зависимости от характера основной ценности, исповедуемой человеком в жизни и на работе:
Практичность данной модели не вызывает сомнений: отмеченные группы встречаются в любой нации. Но даже те, кто не может точно отнести себя к какой-либо группе, довольно точно указывают на ту, которая превалирует в их сознании и поведении. Международному менеджеру с представителями каждой группы по-своему надо строить деловые отношения и управление.
Обобщая краткое рассмотрение культурологических теорий следует отметить, что они должны рассматриваться как взаимодополняющие инструменты изучения национально-культурных особенностей страны-партнера и отдельных ее представителей. Изучение необходимо для обеспечения во внутренней и внешней среде фирмы национально-культурной гармонии и социального мира.
Распознавание типа культуры партнеров и кросс-культурный анализ страны имеет двоякую функцию. Во-первых, это важная задача международного менеджера. Во-вторых, это сильный инструмент в руках бизнесмена, который помогает добиться деловой эффективности и высокого качества жизни в фирме.
Выводы по главе 2.
1. Современное общество в своем развитии все больше ориентируется на творчество, самореализацию личности, развитие духовности.
2. Национальная деловая жизнь во многом зависит от культурной среды своей страны.