Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
В.Д. Мансурова
Журналистская информация
как фактор социальной детерминации
Информация как одна из форм самоорганизации жизни, связи живой и неживой природы, как фактор эволюционного развития общества, по мнению современных ученых (А.Д. Урсула, Н.Н. Моисеева, Р.Ф. Абдеева и др.), на каждой ступени развития общества формирует особый тип познания и отражения действительности - "информационную картину мира" [1, с. 182-189]. Изобретение печатного станка и особенно использование его для тиражирования информации во все более возрастающих объемах привели к появлению в достаточно логизированной и иерархически стройной информационной картине мира особого типа информации - журналистской.
Специфика ее обусловлена не только содержанием - наличием социально-культурного и политического контекста. Будучи социальной по своему статусу, она, в отличие от традиционной, входит в матрицу социокультурных ценностей не только в зависимости от логики и динамики развития общественных знаний и представлений. Произвол властей, подвижничество просвещенцев, прагматические, рыночные интересы складывающейся информационной индустрии становятся источниками и "фильтрами" своеобразных информационных потоков. Оформляясь в то или иное печатное издание, программы теле- и радиопередач, они создают определенную систему общественного знания о мире, организуют свой круг потребителей информации. Десятилетиями читая выпуски одной и той же газеты или журнала, человек тем самым идентифицирует себя с информационной картиной мира, создаваемой данным печатным органом. Этот "микрокоммуникационный мир" не только просвещает, наставляет и развлекает, но и создает своеобразную матрицу самоопределения социального субъекта.
К концу XX столетия стал очевидным факт трансформации характера детерминирующего воздействия журналистской информации на жизнь социума. Из фактора, способствующего социальному и культурному прогрессу, бытованию общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, она все больше становится средством рационализации и стандартизации поведения, унификации восприятия мира.
Журналистская практика обозначила и форму транспортации унифицированного содержания - стандартизованный, по нормам коммуникативной конвенции, организованный факт. Это явление было названо журнализмом.
Журнализм как способ интериоризации действительности, безусловно, самодостаточен: целью его является мгновенная картина события, фиксация факта в его пространственно-временном измерении. Оперируя конвенциональными стереотипами, журнализм подсказывает необходимую эмоциональную реакцию на факт. Журнализм предельно целесообразен как свод технологических приемов и правил по производству информации. Потребитель получает информацию, удобную для восприятия, но... не несущую нового, а потому не способствующую пониманию мира.
В противовес подобной апологетике факта, называющего, но не объясняющего мир, зарождается журналистика кануна XXI в., которую можно было бы назвать "феноменологической". Основой ее стала установка на экзистенциального субъекта, способного в ситуациях жесточайшего нравственного выбора найти способы самоопределения и разумной организации бытия в "со-бытии" (В.С. Библер) с другими. "Приметы" такой журналистики можно встретить в публицистике тех стран, где особо распространен журнализм. Но в полном и достаточно развитом виде "феноменологическая журналистика" представлена в практике русской журналистики.
С момента своего возникновения отечественная журналистика определяла свой статус как выразителя общественной философии своего времени. Информирование как самоцель не декларировалось ни одним претендующим на серьезность изданием. Журналистика как особое направление социальной философии базируется на иной, чем на Западе, модели познания - модели синтеза. Исследуя "нелюбовь" отечественного мыслителя к анализу, который разъединяет, не дает целостного восприятия жизни, русские философы В. Соловьев, С. Франк, Н. Лосский пришли к заключению, что гносеологизм не исчерпывает всей палитры познавательного интереса русского человека к действительности. Гносеологизм, по их мнению, неразрывно соединяется с внерациональными формами познания мира, такими, как интуиция, вера. "Интуитивистский реализм", "идеал-реализм", "всеобщий синтез" позволяют осуществить синкретическое восприятие внешнего мира, который и раскрывается не иначе, как "живой организм", а не части целого. Отсюда проистекает и другая онтологически значимая традиция русского понимания внешнего мира - панэтизм ("...выдвижение на первый план нравственной оценки людей, их деяний, событий, в том числе социальных и политических") [2, с. 21], то есть познавательно-нравственная парадигма русской журналистики имеет в своем арсенале средства, адекватные особенностям субъекта современного информационного коммуникативного процесса.
Перевод информационных потоков на язык новых технологий, интенсификация информационных процессов привели не только к разрушению динамических соотношений и взаимосвязей "микрокоммуникационных миров", информационной картины мира конкретного субъекта и общества в целом. Избыточный поток информации, обладающей к тому же формами синкретичного воздействия на познающего субъекта, изменил и характер познания, систему самоорганизации социума. На смену классическому, картезианскому, методу гуманитарного познания, где логическая дедукция и приемы формальных рассуждений структурировали и организовывали систему знаний и способ отражения действительности, пришел "Случай" - способ внелогической, хаотической, "мозаичной", по выражению французского социолога А. Моля [3, с. 119], актуализации бытия. На смену логической иерархии знаний пришла "нелинейная", дискретная, основанная на интуитивистско-ассоциативной связи понятий и образов, но не всегда конгениальная тезаурусу воспринимающего субъекта картина мира. Из процесса коммуникации все чаще и чаще "выпадает" привычно сканируемый глазом текст. Он логизировал, выстраивал мышление, создавал определенный алгоритм отношения к воспринимаемой действительности. Представленность человеческого бытия в других знаковых и символьных системах требует мобилизации не только гносеологических и рациональных способов постижения действительности. Определяющим условием "перевода" информации из одной знаковой модели в другую становится психологический механизм ассоциативной связи, обеспечивающий совпадение смысловых, социокультурных полей коммуникантов.
Литература
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург, 1995.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.