Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

зеленых водорослей до Homo Spiens

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 12.5.2024

          4. Структура природы человека

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная. 

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди. В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, возвышаясь, такие ступени: австралопитек ( ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. 

По показателям биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. 

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7%! – нейронов. В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Становление человека происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы приобретать природу социальную.

 Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

 Необходимо подчеркнуть, что в философии, начиная с Аристотеля, общественная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в структуре человека. Некоторые последователи Маркса, например, сущность человека видели только и исключительно в его общественной природе. В подтверждение своих утверждений они, так званные марксисты, приводили целый набор цитат из произведений Маркса и Энгельса. Вот эти гвоздевые цитаты: Сущность человека - это "не её абстрактная физическая природа, а его социальные качества" (Маркс). "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"(Маркс). Исходя их этих цитат, утверждалось, что марксизм определяет человека как совокупность общественных отношений. 

Никто не станет отрицать атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит биологической и духовной природам в определении сущности человека. К тому ж Маркс и Энгельс вовсе не замыкались на социальной природе человека. Вот несколько их высказываний: "Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа... он... наделён природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нём в виде задатков и способностей, в виде влечений" (т.42, стр.162-163); Мы, люди, "нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим природе и находимся внутри её" (т.20, стр. 496). "Мы должны исходить из "Я", из эмпирического, телесного индивида, но не для того, чтобы застрять на этом... а чтобы от него подняться к человеку" (т.27, стр. 12).

Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение. Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум. Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

 Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между собой в диалектической связи. У нормального человека между разумом чувствами и волей постоянно существует некоторая несогласованность. И пока мы "балансируем" между этим составными психики, до тех пор мы и живём духовно. 

В трактовке человека как личности следует иметь в виду несколько принципиальных положений. Во-первых, любая личность - это конкретный индивид, существующий в определенных природных и социальных условиях. Личность есть всегда продукт индивидуальной жизни и не только продукт, но и субъект индивидуальной жизни. За всякой личностью просматривается её неповторимый жизненный путь. Во-вторых, личность формируется не только посредством собственной жизнедеятельности, но и посредством влияния других людей, с которыми она вступает в социальные отношения. Личность есть не только свой собственный продукт, но и продукт своей социальной среды. В-третьих, личность нельзя рассматривать односторонне - либо только как продукт своей собственной жизнедеятельности, либо только как продукт своей социальной среды. 

Отношение личности к себе опосредовано отношением к ней её социального окружения. С другой стороны, личность относится к своей социальной среде с точки зрения своей позиции, т.е. как субъект, субъективно. Поэтому никакая личность не есть нечто непосредственное, необусловленное ничем внешним для неё, но и никакая социальная среда не есть нечто безличное. Среда есть условие для данной личности; другая личность воспринимает эти же условия по-другому. 

Рассмотрим основные аспекты трактовки личности, исходя из необходимости учёта вышеизложенных принципов. Что же такое личность как субъект и продукт собственной индивидуальной жизнедеятельности? Психологи и педагоги вполне основательно придерживаются такой точки зрения, что о личностной индивидуализации можно говорить только с того момента, когда у индивида появляется восприятие своего Я, т.е. формируется личностное самосознание. Субъект осознаёт своё личностное своеобразие, отделяет свою личность от личности других людей. Другими словами, человек только тогда является личностным субъектом, когда он делает свою личность объектом своей собственной жизнедеятельности. Личность как бы выстраивает себя, свою жизнь, свою линию социального поведения. Происходит то, что на философском языке обозначается как "индивидулизация". 

Для любого человека важно понимать законы личностной индивидуализации: это позволит избежать нежелательных деформаций характера, резких и разрушительных личных драм, жизненных неудач, ложных путей. Человек прежде всего сам отвечает за качество своей личности, за выбор жизненного пути. Но личность существует не замкнуто, не изолированно от других людей. Напротив, личность есть открытая система - система, открытая воздействию других людей, составляющих её социальную среду. Личность всегда находится в состоянии адаптации к своей социальной среде: приспосабливается к мнениям, привычкам, ожиданиям, требованиям окружающих её людей. Личность испытывает воздействие социальных условий, принимает социальные нормы, господствующие в данной среде. Происходит то, что на философском языке обозначается как "социализация". 

Социализация личности отличается от индивидуализации тем, что здесь личность сталкивается с внешними условиями своей жизнедеятельности, которые имеют для неё объективный характер. Личность никогда не выбирает внешние условия, как она может выбирать своё внутреннее состояние, она просто всегда пребывает в каких-либо внешних условиях. Социализация личности происходит через усвоение социальных ролей, функций, обретение социального статуса, привыкание к социальным нормам. Это всегда отношение к чему-либо внешнему, объективному. Здесь очень ощутимо воздействие других людей. Например, социальная норма не существует сама по себе - она утверждается и поддерживается самими людьми. 

Поскольку человек формирует свое личное отношение как к своей внутренней индивидуальности, так и к своей внешней социальности, личность есть как бы соотношение индивидуального и социального, их диалектическая взаимосвязь. Индивидуализация и социализация личности взаимообусловлены, опосредуют друг друга. Любое индивидуальное действие личности соотнесено с действиями других людей. В то же время любой социальный процесс имеет свое индивидуальное выражение, как бы персонифицирован в отдельных личностях. Индивид существует в поле общих социальных потребностей, улавливает требования своего времени. 

В то же время социальные явления возможны только через индивидуальные действия. Например, искусство как социальное явление создают своим трудом художники, скульпторы, режиссёры. Личность ищет в социальном целом свое особое место, но придает этому месту своё индивидуальное выражение. Немецкий философ М.Вебер видел сущность общественной жизни в социальных действиях, совершаемых составляющими данное общество индивидами. 

Понятие личности по своей сути конкретно-исторично. Личность всегда принадлежит как к определенной социальной структуре, так и к определенному историческому периоду развития этой социальной структуры. Личности присуща та или иная социальная определенность, в которой выражен характер общественных отношений данного общества. Общество своей структурой задает параметры этой социальной определенности личности, устанавливает программу социального наследования, позволяющего поддерживать внутреннее равновесие самого общества. Социальные нормы, требования реализуются конкретными индивидами в конкретных условиях. 

Понятие личности конкретно-исторично ещё и потому, что в нем выражено отношение индивида к определенной исторической эпохе. Личность и есть конкретно-индивидуализированное выражение определенного общественного состояния. В понятии личности фиксируется социальная индивидуальность человека, так как в любой общественной системе отдельный человек занимает свое неповторимое положение. Определенная личность - это конкретно-историческое соотношение данного человека с другими людьми, составляющими его непосредственное социальное окружение. Общество конституирует своё многообразие через формирование различных типов личности, в то же устанавливая основания своего единства через выработку социальных механизмов межличностного общения. Здесь можно говорить о диалектике обособления и общения в обществе, о соотношении между структурой личности и социальной структурой общества. Личность и есть способ связи человека и общества.




1. вступают в химические реакции потому что при этом уменьшается энергия системы т
2. Организация логистического управления
3. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Саратов
4. Экономический расчет производства слабой азотной кислоты с использованием данных по технологии неорганических веществ
5. РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ
6. Снизу должны были создаваться органы рабочего контроля первичные ячейки увязывающие разрозненные субъе
7. Основы логистической концепци
8. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Л
9. Ethernet
10. НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ОТДЕЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И ИС
11.  20 г лицензия Nо
12. устройство предназначенное для перевозки по дорогам людей грузов или оборудования установленного на нем
13. Строение и топография эпифиза
14. Введение Специальные нормы налогового права предусматривают возможность внутриведомственного обжаловани
15. Политико-философские трактаты Цицерона
16. Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУ
17. які помилка яка виникає в PL-pgSQL перериває виконання функції та зовнішні транзакції
18. а физикохимические свойства
19. темах которая анализирует природу свойства и функции знаков классифицирует виды знаков указывает пути их.html
20. Проблемы формирования банковских ресурсов