Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Недавно я подумал о том хочу ли я получить или пожелать чтотоот Бога; мне хочется над этим хорошенько поразм

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Майстер Экхарт, будучи монахом доминиканского ордена и
проповедником католической церкви, прорвал ее ограничиваю-
щую власть и вывел людей на прямой контакт с Богом, имеющим
все основания проявляться в природе не в меньшей степени, чем
в текстах Евангелия или же в решениях Вселенских соборов.

Папа Иоанн XXII после смерти Экхарта выпустил в 1329 г. бул-
лу, где проклял еретические изречения магистра. Среди них осо-
бенно примечательны изречения Экхарта, утверждающие боже-
ственную природу человека и его право на собственное достоинство:
«Недавно я подумал о том, хочу ли я получить или пожелать что-то
от Бога; мне хочется над этим хорошенько поразмыслить, — ибо
там, где я получал бы от Бога, я оказался бы под Ним или хуже
Него, словно какой-нибудь слуга или раб, а Сам Он в даянии был
бы, как господин, и так не должно быть между нами в вечной
жизни»
1.

Здесь сквозит гордость человека уже не средневекового мира.
От подобия Богу — к преображению в него. «Мы вполне преобража-
емся в Бога и преосуществляемся в Него. Тем же образом, как в
Таинстве хлеб преосуществляется в Тело Христово; я так преосу-
ществляюсь в Него, что Он объединяет меня со Своим бытием, а
не уподобляет ему... То, что Бог-Отец дал Своему единородному
Сыну в человеческом естестве, Он дал также и мне. Я не исклю-
чаю из этого ничего: ни единства, ни святости; но Он дал мне все
так же, как и Ему»
2. Это, действительно, уже иная религия. Атман
индийских ариев наполнял собой немецкую душу Экхарта.

Неудивительно, что при слиянии Бога с миром и человек, в
представлениях Майстера Экхарта, оказывается не отрешенной
от Бога тварью и даже не его слабым подобием, а реальным носи-
телем божественного начала.
Бог не уподобляет, а объединяет чело-
века с собой.
Не плотиновское стремление к далекому и недости-
жимому Благу, но возможность ощутить самого себя божественным
проявлением — вот право, открываемое человеку. «Человек дол-
жен внутренне преобразиться во всем в Господа нашего Иисуса
Христа, дабы в нем узрели отблеск всех Его дел и Его Божествен-
ного лика. И человеку надобно все Его труды в себе понести — в
совершенном уподоблении, на какое он только способен. Тебе —
действовать, а Ему — воплощаться... К сему приучай свой дух во
всякое время, еще же к тому, чтобы во всех делах преображаться
в Него»
3.

Экхарт был не просто великий мистик, но и тонкий психолог,
раскрывающий психологические условия приобщения человека к
Богу.
Отказ от локальных и частных суетных устремлений, «выход

1 Экхарт М. Об отрешенности. — С. 315.

2 Там же.

3 Там же. — С. 36.

 из себя самого» дает человеку возможность взаимодействовать со
своей нелокальной сущностью:
«Где человек в послушании выходит
из себя самого и отрекается от своего, именно там волей-неволей
должен снизойти на него Бог. Ведь когда кто-нибудь для себя ни-
чего не желает, Бог за него должен желать тем же образом, каким
Он желает для Себя Самого... Что есть свободный дух? Свобод-
ный дух есть тот дух, что ничем не прельщается и ни к чему не
прилеплен, чье благо не связано ни с каким представлением; [он]
вменяет свое ни-во что, скорей же погружен в любезную волю
Божью и отрешен от своего. Человек никогда не сумеет совершить
даже малого дела, если оно не будет здесь черпать своей силы и
своей мощи»
1.

Как точно указана здесь психология соединения человека с
верхними этажами, детерминирующими его личность. Потеря мо-
тивации на том или ином частном уровне развития человека, «вы-
ход из себя самого» и отрешение от прежней структуры своих
желаний и привязанностей — это то, что современный психолог
может обнаружить в любом существенном кризисе развития лич-
ности. То есть в тех ситуациях, когда человек начинает ощущать
более высокий уровень своей детерминации, а следовательно, и
более высокий уровень своей личности. В историческом процессе
этот «выход из себя самого» обеспечивался миграциями, потерей
связей человека с родовыми системами, выходом из привычных
мифов и традиций, из частных зависимостей.

На стыке XIII и XIV вв. М. Экхарт выражает в своих идеях каче-
ственный переход к психологии человека Возрождения и Нового
времени. Выше всяких молитв и стремления к личному спасению
он ставит
социальное служение человека, уже прошедшего через
«отрешенность» и ставшего «внутрьобращенным».

Выдающиеся психологи XX в. Э.Фромм и К.Г.Юнг видели в
Экхарте прямого предшественника своих идей. Э. Фромм постро-
ил на основании идей Майстера Экхарта свою почти гамлетов-
скую оппозицию «Иметь или быть?», а немец К. Г. Юнг верил,
что сам он живет как реинкарнация души этого великого средне-
векового мистика.

Николай Кузанский. Развертывание Вселенной

Развитие теоретической мысли идет по своей объективной ло-
гике. Формообразование человеческой души — происходит ли оно
на основе субстанции «коллективного разума» Ибн-Рушда или в
единстве Бога и мира Майстера Экхарта — в любом случае вбира-
ет в себя реальные логические формы, которые задаются общим

Экхарт М. Об отрешенности. — С. 13— 14.

180

 181




1. Юг; проблема бедности; продовольственная проблема; энергетическая проблема; проблема экологии
2. Реферат- Лапароскопічні методи хірургічного лікування захворювань товстої кишки
3. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Одеса ~20
4. Про охорону навколишнього природного середовища 25
5. Реферат- Понятие информационные ресурсы
6. Объект ДЭИР - возможности второй ступени
7. Получите информацию о показателях излечения от заболевании при возникновении языкового барьера
8. аДатаГруппа Алгорит
9. Алкалоиды и история их открытия
10. Тема 3 Здоровье и болезнь- подходы и понятия
11. тематике. Однако некоторые авторы учебников всё же предлагают следующие определения- Информатика наука о
12. Можливості використання краєзнавчої роботи в школі
13. Понятие и виды субъектов налогового правоотношения
14. Технология социальной работы это одна из отраслей социальных технологий ориентированных на социальное.html
15. вариантов направления проектируемой дороги используется ряд показателей- длина трассы сумма преодолев
16. Захват Армении арабами и попытки Армянских католиков соединится с Православной Церковью
17. БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОНСПЕКТ Первоисточника статьи С
18. Собеседники абоненты не видят друг друга поэтому из всех паралингвистических факторов в телефонном общени
19. ть напр на воздействие и изменение психической реальности
20. солетворні Це релементи