Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.
В образе Василия Теркина поэт сумел выказать главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослы-шит угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:
В чем-то я его богаче,
Я ступал в тот след знойный,
Я там был. Я жил тогда...
Вот перед нами первая глава "От автора". Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.
... А всего иного пуще
Не прожить наверняка
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании прочий Отечественной войны 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского русский солдат, наследник своих героических предков:
Тем путем идем суровым,
Что и двести лет назад.
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем":
Вслед за властью за советской,
Вслед за фронтом шел наш брат...
Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Обычное, "мирное" слово "переправа" приобретает трагическое звучание:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная влага,
Ни приметы, ни следа...
Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:
И увиделось впервой,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на днище основание, на днище основание, на днище основание...
В центре поэмы народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервой рассказывает о себе молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но. однако, жив вояка".
И вот приходит к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и простой:
Я одну политбеседу повторял: не унывай,
Не зарвемся, так прорвемся.
Будем живы не помрем.
Срок придет, назад вернемся.
Что отдали все вернем.
Тяжела битва, страшны убытки, но самый большой урон это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда" , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.
Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь это оставшийся от отца жилище, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".
Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") это не тщеславное стремление прославиться или выделиться. На самом деле это стремление увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее звук, восклицает от всей души:
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне Родина,.
Родная сторона!
Не раз смерть встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:
Ждут, молчат, глядят ребята,
Зубы сжав, чтоб дрожь унять...
Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот в данный момент тебе и крышка.
Вот тебя уже и нет.
Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.
Нет, товарищ, зло и высокомерно,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу...
Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это совершенно реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С прочий стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.
Богатырь не тот, что в сказке
Беззаботный великан,
А в походной запояске.
Человек простой закваски...
В муках тверд и в беда горд
Теркин жив и весел, черт!
Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал наружность Теркина, но тот самый боец узнаваем
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождик, что снег,
В бой, вперед, в огонь кромешный,
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.