Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РОССИЙСКОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Театр Древней Греции.
Курсовая работа:
студента дневного отделения
1 курса группы 071101
Гудова Дмитрия Сергеевича
Научный руководитель:
Доктор исторических наук, профессор
Болгов Н. Н.
БЕЛГОРОД 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.......................................................................................... 3
I . Происхождение драмы и театра Древней Греции ................. 4
II. Театр Афин в V веке до нашей эры ......................................... 6
1§. Эсхил .....................................................................................6
2§. Софокл................................................................................ .. 9
3§. Еврепид .......................................................................... ... 11
III. Архитектура театра Древней Греции................................... 12
IV. Заключение .............................................................................. 22
V. Список использованной литературы...................................... .. 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Слово «театр» происходит от греческого theatron основное значение
место для зрелищ. Для более полного раскрытия данной темы следует сказать, что же такое театр. Это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Театр это искусство синтетическое в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств.
Действенная природа театра находит отражение в драме, составляющей
содержание театрального представления.
В театре «…толпа, ни в чем не сходная между собою, … может вдруг
потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (Н. В. Гоголь). В театре зритель присутствует как бы при самом совершении событий и становится из нравственным соучастником, вовлекаясь в переживания действующих лиц.
Зарождение элементов театра происходит в древнейших обрядах и играх, отражавших трудовые процессы. В основе представлений лежали мифы сказания о богах и героях. Смена времен года, посев и всход зерна нашли поэтическое отражение в мотивах смерти и воскресения героя, составляющих главное мистериальных представлений, связанных с культом Осириса в Египте, Митры в Иране, Бела-Мардука в Вавилоне, Деметры и Диониса в Древней Греции.
Предмет исследования:
Предметом моего исследования является древнегреческий театр.
Цель исследования:
Целью моего исследования является изучение театра, как средства отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями.
Задачи
I . Происхождение драмы и театра Древней Греции
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на
протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которыепосвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.1
Дионис считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом
виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза.
На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры, т.к. Дионис изображался в виде козла.2
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра
древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия, названная так по хору, состоявшему из сатиров. Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавальную. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба,
комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которых
прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров.
Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова
трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов:
трагос - "козел" и одэ - "песнь", т. е. "песнь козлов". Это название вновь
приводит нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам,
прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса".
Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая
хорошо была известна каждому жителю Греции. Интерес зрителей
сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той
общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.3
Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного
развития. Античная история утверждает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.). Первая постановка его трагедиим (название ее осталось неизвестным) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.
Феспиду также приписывают усовершенствование театральных костюмов и масок. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли, гипокрит ("ответчик"), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.4
Таким образом, можно сказать, что ранняя греческая трагедия была
своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя главную роль играл хор, актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.
В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам
примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия, по-прежнему, считалась посвященной Дионису. Так, во время комедии стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит "подражание", "воспроизведение"; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т. д. Песни комоса и мимы - это главные
истоки древней аттической комедии.
II. Театр Афин в V веке до нашей эры
Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство
достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. - Эсхила,
Софокла, Еврипида. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только небольшие отрывки их произведений, а в некоторыхслучаях - лишь имена и скудные сведения.
1§. Эсхил
Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского
демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н. э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер.
Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли
полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились
небольшие отрывки. Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.5
Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действию закона мировой справедливости. Человек, нарушивший справедливый порядок, будет наказан богами, и равновесие восстановится. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила.
Эсхил верит в судьбу - Мойру, верит, что ей повинуются даже боги.
Однако к этому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды,порожденные развивающейся афинской демократией. Так, герои Эсхила - не безвольные существа, безоговорочно выполняющих волю божества: человек у него наделен свободным разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Почти перед каждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения. Моральная ответственность человека за свои поступки вот одна из основных
тем трагедий драматурга.6
Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность
более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.
Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к
дифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора.
Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором
содержится завязка действия. Затем следует парод - песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование писодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом -это песней,исполняя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречаются такжегипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора),
монологи героев.
Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и такого же количества
стасимов. Стасимы разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы, строго соответсвующие по структуре одна другой. При исполнении строф и антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и антистрофа - в другом. Таких пар в стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение).
Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами.7
Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо
выделяются следующие: "Персы"(472 г. до н. э. ), где прославляется победа
греков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н. э.); "Прометей Прикованный" - самая известная трагедия Эсхила, повествующая о подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н. э. ), в которой мастерство Эсхила достигло своего расцвета.
Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества, в государственном устройстве, в морали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.
2§. Софокл
Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейной
мастерской и получил хорошее образование. Его одаренность проявилась уже в раннем возрасте: с шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшем саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. Вообще вся драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными успехами: он ни разу не
получал третьей награды - занимал чаще всего первые и редко вторые места.
До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше 120. Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софокле говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев ощущается влияние богов, даже если они и не появляются по ходу действия, и эти боги также могущественны, как и у Эсхила, - они могут сокрушить человека. Но Софокл рисует прежде всего борьбу человека за осуществление своих целей, егочувства и мысли, показывает страдания, выпавшие на его долю.8
У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как и у героев
Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных колебаний. Борьбаввергает героев в величайшие страдания, и иногда они гибнут. Но отказатьсяот борьбы герои не могут, потому что их ведет нравственный долг.
Однако творчество Софокла сложно и противоречиво. Его трагедии
отразили не только расцвет, но и назревающий кризис полисной системы,закончившейся гибелью афинской демократии.
Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства.
Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части комедии
(эписодии) и уменьшил партии хора. Действие стало более живым и
достоверным, так как на сцене могли одновременно выступать и давать
мотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла продолжает играть важную роль в трагедии и число хоревтов было даже увеличено до 15человек.
Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отказаться от трилогий, где прослеживалась обычно судьба целого рода. По традиции онпредставлял на состязания три трагедии, но каждая из них была самостоятельным произведением.
Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это
"Антигона" (около 442 до н. э. ), "Царь Эдип" (около 429 до н. э. ) и "Эдип
в Колоне" (поставлен в 441 г. до н. э. , уже после смерти автора).
В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время,
лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет, узнав ужасную правду, он выкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Эта часть мифа легла в основу трагедии "Царь Эдип".
После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный богами, Эдип божественным образом умирает: его поглощает земля. Это происходит в пригороде Афин, Колоне, и могила страдальца становится святыней афинскойземли. Об этом рассказывается в трагедии "Эдип в Колоне".
Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее.Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.
3§. Еврепид
Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и
обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла - Еврипида.
От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до
92) и большое количество отрывков. Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по словам Аристотеля, изображал людей такими, "каковы они есть". Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей.9
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и боги
оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди.
По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умеренной демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстных целях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении и богатстве. Положительные персонажи Еврипида неоднократно
высказывают мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнутьчеловека на преступление.10
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными успехами соотечественников, но в целом относится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет война людям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том случае, если люди защищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мыслителей человечества. Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал
его самым трагичнымиз всех греческих драматургов.11
III. Архитектура театра Древней Греции
Первоначально место для представлений устраивалось очень просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке- орхестре (от глагола орхеомай - "танцую"), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал
наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре - до 10 тысяч.
В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - "смотрю") и скену (скенэ - "палатка", позже деревянное или каменное строение).
Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена
располагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены - проскений, имевший обычно вид колоннады, изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями, которые служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества. Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры.12
Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских местразмещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.
Заключение
Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театры Древней Греции стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни. Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мировой литературы. В ней затрагивались общественно-политические и философские вопросы, для нее характерна насыщенность идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.
Таким образом, можно сделать следующие общие выводы по рассмотренной нами теме:
1. Будучи по своему происхождению выходцем из религиозного культа, театр уже становился общественно значимым явление. А, получая поддержку на государственном уровне, являясь важной частью жизни полиса, театр также являлся неотъемлемым элементом общественной жизни, выразителем настроений граждан Древней Греции.
2. Организация театрального действия была хорошо отлажена, и хотя сам характер действия носил условный характер, костюмы и декорации были бедны, все это компенсировалось за счет игры актеров, включения в действие хора и наличие в пьесах нравственной составляющей: страдания, плача, которая определяла настрой публики и общий характер исполняемых произведений.
3. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. М.: 1996. Владос.- 285с.
2. Головня В.В. Древнегреческий театр., в кн.: История зарубежного
театра. Театр Западной Европы., т.1, М. 2002.- с. 11-54.
3. Гусейнов Г. Театр и социум., //Декоративное искусство СССР.,
1986., №7, с. 22-23.
4. Дмитреева Н.А. Античное искусство. М., 2004, : Просвещение.- 340 с.
5. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Элады и его значение
для совримености. М ., 2001. : Владос.-320 с.
6. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. М., 1993.: Владос.-279 с.
7. Колпинский Ю.Д. По Греции и Италии. М., 1996.: Просвещение.-270с.
8. Опочинская А.И. Греческий театр и римский амфитеатр
// Архитектура и строительство России , 1993 №314, стр. 43.
9. Полевой В.М. Искусство Греции. М. 1996.: Просвещение.-320с.
10. Дмитреева Н.А Театральная энциклопедия. Греческий театр т. 2, М., 2003.: с. 528-544.
1 Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. М.: 1996.- с.85
2 Дмитреева Н.А. Античное искусство. М., 2004,- с.40
3 Дмитреева Н.А. Античное искусство. М., 2004,- с.34.
4 Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. М.: 1996.- с.56
5 Дмитреева Н.А. Античное искусство. М., 2004, - с.40
6 Полевой В.М. Искусство Греции. М. 1996.-с.30
7 Полевой В.М. Искусство Греции. М. 1996.-с.67
8 Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Элады и его значение
для совримености. М ., 2001. : Владос.-с.54
9 Головня В.В. Древнегреческий театр., в кн.: История зарубежного
театра. Театр Западной Европы., т.1, М. 2002.- с. 11-54.
10 Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Элады и его значение
для совримености. М ., 2001. -с.32
11 Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Элады и его значение
для совримености. М ., 2001.-с.76
12 Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. М.: 1996.- с.27