Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра «Социально-политические науки»
Реферат на тему :
“1915 год и Армения”.
студ. группы К1-1
Суварян Р.Г.
Москва 2003
План
2. Совместная с Россией борьба армянского народа против Турции.
2.1 Восточная Армения
2.2 Западная Армения
3. Первая Мировая Война и Армения
3.2 Начало войны
3.1 События 1915 года
4. Результат Пантюркистской политики
5. Заключение
Введение.
И остановился Ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских….(Бытие гл.8:4)
Армянский народ один из древнейших среди современных культурных народов. Он пришел в наш мир из за такой отдаленной древности ,когда не только не существовали еще современные европейские народы, французы, итальянцы, англичане, русские…но едва выступили на историческую арену народы древности античной римляне и эллины.(В. Брюсов)
Совместная с Россией борьба армянского народа против Турции.
Восточная Армения
История Армении неразрывно связана с русским народом, но реальная возможность присоединения Армении к России появилась лишь в XIX веке. В 1801 году специальным манифестом российского императора Александра I Восточная Грузия и ряд северных районов Армении (в частности Лори-Памбакский и Шамшадинский районы, граничащие с Грузией) были присоединены к России. В 1805 году в состав империи вошли армянский Ширак и левобережье реки Ахурян.
В 1804-1813 годах с небольшими перерывами длилась война России с Персией, охватив почти всю Восточную Армению, а также Дербентское, Бакинское и Кубинское ханства. В 1813 году по Гюлистанскиму договору к России была присоединена часть исконно армянских областей, а Эриванское ханство и Нахичеванское ханство, вместе с городом Эчмиадзином, перешли к России после второй войны с Персией в 1826-1828 годах. В Россию тогда же переселилось более 90 тысяч человек из областей, оставшихся за Персией.
Русско-турецкая война 1828-1829 годов велась на Балканском и Кавказском фронтах, и результате которой русским оружием на Кавказе были завоеваны Анапа, Поти, Ахалцих и Ахалкалак, а на Балканах - устье Дуная. Значительная часть армянского народа была избавлена от физического уничтожения. Создались благоприятные условия для мирного экономического и культурного развития Восточной Армении. В результате Туркманчайского (1828 г.) и Андрианопольского (1829 г.) договоров России с Персией (Ираном) и Турцией свыше 140 тысяч армян, преимущественно крестьян и ремесленников, получили возможность переселиться из Персии и Турции в Восточную Армению, на которую была распространена административная система Российской империи. Так, в марте 1828 года была образована Армянская область, включающая Эриванский, Нахичеванский уезды и Ордубадский округ. В 1849 году была создана Эриванская губерния, в которую вошли Эриванский, Нахичеванский, Александропольский, Норбаязетский и Ордубадский уезды. Остальные районы Восточной Армении вошли в Тифлисскую и Елизаветпольскую губернии и в таком административном делении они сохранялись, в основном, до 1917 года.
С развитием капиталистических отношений и включением Восточной Армении в общерусский рынок значительно оживилась торговля, усилилось разложение натурального хозяйства и проникновение торгово-ростовщического капитала в деревню. Армянская буржуазия направляла свои капиталы в торгово-промышленные предприятия Баку, Тифлиса, Батума, городов Северного Кавказа. Во многие города России отправлялись армянские ковры, вина, коньяки, сыры, шелк, хлопок, кожи, изделия ремесленного производства.
Крестьянская реформа 1870 года в России способствовала развитию капиталистических отношений и в Армении. Здесь стала развиваться горнодобывающая и медеплавильная промышленность. Усилилась разработка медных руд Алаверди и Зангезура, которыми потом постепенно завладели французские концессионеры. Началось формирование промышленного пролетариата. В конце XIX - начале XX веков в Закавказье были построены железные дороги: Тифлис - Александрополь - Карс, Эривань - Джульфа, что еще более укрепило экономические связи Восточной Армении.
Западная Армения
По иному складывалась судьба Западной Армении, в которой во второй половине XIX века проживало около трех миллионов армян, оставшихся под игом Османской Турции. Правители турецко-османской империи продолжали осуществлять варварскую политику национального гнета и преследований армян, подвергая их жестокому насилию и погромам. Именно в правительственных кругах Османской Турции зародилась и получила свое оформление идея единственного решения армянского вопроса через поголовное истребление всего армянского народа.
"Сами боги не могут сделать бывшее не бывшим", - гласит греческая пословица. И разве можно передать словами те страдания, которые перенес в Османской Турции армянский народ, находившийся на краю моральной и физической гибели? Жизнь армян и их имущество были в постоянной опасности. Их ежедневно убивали, грабили, оскорбляли, разоряли. Лишенные на своей исконной родине элементарных человеческих прав, армяне желали обеспечить свое физическое существование, оградить себя от погромов и насилия, иметь возможность безопасно трудиться, не быть достоянным объектом ограбления со стороны турецких властей и разбойничьих банд. Они хотели также освободиться от существующего режима, по сравнению с которым жестокости рабовладельческих порядков для американских негров казались мелкими злоупотреблениями. И ответом на разбой турок были вооруженные восстания армянского населения в Зейтуне (горной области Киликии) в 1862 году, в провинции Муш в 1863 году и городе Ван в 1872 году, явившихся символом бесстрашия и самоотверженности армянских борцов за свободу.
В середине 1870-х годов усилилось освободительное движение балканских народов против турецкого ига. Россия, открыто выступившая в защиту восставших славянских народов, в начавшейся русско-турецкой войне 1877-1978 годов одержала полную победу. В ходе этой войны русские войска освободили значительную часть Западной Армении, заняли города Алашкерт, Ардаган, Баязет, Карс и Эрзрум. 3 марта 1878 года в местечке Сан-Стефано был подписан мирный договор, согласно которому Болгария, Сербия, Черногория и Румыния освобождались от турецкого владычества, а к России отходила часть Бесарабии и города Батум, Ардаган, Баязет и Каре. Остальная территория Западной Армении, освобожденная русскими войсками, возвращалась Турции. По требованию западно-армянской общественности в этот договор была включена специальная 16-я статья о предоставлении определенных гарантий и прав западным армянам в составе турецкого государства. Однако все требования России, включенные в условия Сан-Стефанского договора, о гарантиях для армян, живущих в Турции, были ликвидированы Берлинским конгрессом европейских стран, созванном по настоянию Англии и Австро-Венгрии. После этого конгресса Турция открыто заявила, что армянский вопрос нужно разрешить только путем физического уничтожения западных армян.
Решения Берлинского конгресса вызвали разочарование и недовольство общественно-политических кругов армян, убедившихся в необходимости осуществления организованной национально-освободительной борьбы. Стали возникать различные организации, общества и группы, выдвигавшие свои программы освобождения армянского народа. В 1885 году сформировалась первая из армянских партий - организация Арменакан, в 1887 году в Женеве была создана социал-демократическая партия Гнчак, в 1890 году в Тифлисе была основана самая влиятельная из армянских политических партий - Армянская Революционная Федерация (Дашнакцутюн). Она провозгласила методы вооруженной борьбы, воздействия на мировое общественное мнение.
Между тем правящие круги Османской Турции готовились расправиться с армянским населением и покончить с его освободительной борьбой. Бедственна судьба армянского народа в последние десятилетия XIX века. Чтобы покончить с армянами, проучить их, султан Абдул-Гамид и его правительство в середине 90-х годов устроили массовое избиение и резню армянского населения, отличавшиеся крайней жестокостью. Летом 1894 года с 12 августа по 4 сентября турецкие власти спровоцировали и организовали резню армянского населения Сасунской области Битлисского вилайета. Они опустошили армянский Сасун, вырезав более 10 тысяч человек, а осенью 1895 года массовой резне подверглось армянское население Константинополя, Трапезунда, Эрзерума, Себастии, Вана, Баязета и других мест. Новая волна массовых убийств, организованных султанским правительством, началась в конце сентября и завершилась лишь в январе 1896 года, унеся из жизни 41930 человек, по свидетельствам английских и американских источников. Местными властями было дано указание убивать в основном мужчин. "Убивайте мужчин - женщины и дети в конце достанутся нам", - призывали турецкие власти. Осенью 1896 года общее число жертв армянских погромов достигло 200 тысяч человек. В результате массовой резни 1894-1896 годов более 300 тысяч армян стали жертвами погромщиков. Многие армяне покинули свои родные места, спасаясь бегством в другие страны.
Плачьте, матери, плачьте
несчастные вдовы.
Чтобы звезды и те преисполнились
скорбью.
И оплачьте Зарю, на земле нашей
черной.
Ятаганом зарезанную без пощады.
(Даниел Варужан)
Наступивший XX век принес новые страдания западным армянам. Когда в Османской Турции началось антисултанское, младотурецкое движение за установление демократических порядков", самая влиятельная политическая организация армян - партия Дашнакцутюн - вошла в 1907 году в союз с младотурками, надеясь обрести в новой, уже демократической Турции спасение и для армянского народа.
В 1908 году после государственного переворота к власти в Турции пришла буржуазно-националистическая партия "Единение и прогресс" (партия "младотурок"), заявившая о своих претензиях на территорию мифической всетурецкой мировой державы Великого Турана, - от Балкан до Гималаев, включая Волжский бассейн и Кавказ. Поскольку Армения клином врезалась в вожделенное пространство, то населению Западной Армении, введенной в состав Османской империи, было предложено покинуть родину, иначе им будет положен конец.
Националистическая программа младотурок своей жестокостью превзошла даже кровавую политику Апдул-Гамида. Позиция, занятая ими в отношении резни армян в Киликийском Адане (1909 г.), где было вырезано 30 тысяч армян, а также лишение младотурками армянских представителей обещанных им мест в турецком парламенте (1911 г.), стали причинами отхода от них армянских лидеров.
Первая Мировая Война и Армения
Начало войны
Но исключительно чудовищные формы политика массового истребления армян приняла в Турции в годы первой мировой войны, которая принесла новые, неисчислимые бедствия армянскому народу.
В августе 1914 года Германо-австрийский блок, в который входила и Турция, развязал войну против стран Антанты (Англии, Франции и России). Восточные армяне, как граждане России, были призваны в русскую армию. Западные армяне должны были служить в турецкой армии. Турецкие власти, не доверяя армянам и не выдав им оружия, свели мобилизованных армян в строительные отряды. В феврале 1915 года Турция под давлением России была вынуждена подписать соглашение о проведении реформ в армянских областях, но уже в конце 1914 года, со вступлением Турции в войну на стороне Германии, по приказу высших властей были уничтожены в армии 60 тысяч армянских офицеров и солдат, призванных в турецкую армию. По существу, этим актом началось осуществление уничтожения армян в Турции, но своего периода кульминации и завершения истребление армян достигло в 1915-1922 годах.
События 1915 года
В апреле 1915 года правители Турции отдали приказ о депортации и уничтожении армян во всех уголках империи. Началась массовая депортация армянского населения в пустыни Сирии и Месопотамии. Часть из них была вырезана на месте, а другая часть погибла в пути. Эта резня армянских стариков, детей, женщин и мужчин продолжалась и в самих лагерях.
Бои,
Резня,
Пожаров красная стена,
В крови сердца людские
А была весна...
(Паруйр Севак)
В ночь на 24 апреля начались аресты армянской интеллигенции в Константинополе. Свыше 800 арестованных писателей, журналистов, врачей, представителей духовенства были высланы в глубь Анатолии. Часть из них была убита в пути, другая - замучена и убита в тюрьмах. Среди погибших были классики армянской литературы: Григор Зограб (1861-1915 гг.), Сиаманто (1878-1915 гг.), Даниел Варужан (1884-1915 гг.), Рубен Севак (1885-1915 гг.), Рубен Зардарян (1874-1915 гг.), Арташес Арутюнян (1873-1915 гг.), Тигран Чёкюрян (1884-1915 гг.), Тлкатинци (1860-1915гг.), и многие другие. Жертвами этого преступления стали также именитые ученые, общественные деятели, учителя, художники, музыканты, актеры. Гениальный музыкант Комитас, потрясенный зверствами турок, сошел с ума.
Встает передо мною тень
Моей Армении печальной,
Сиаманто и Варужан,
И Комитас многострадальный,
И боль и кровь армянских ран.
(Вера Звягинцева)
Турецкими погромщиками были разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, уничтожены тысячи уникальных рукописей, осквернены святыни армянского народа. Тем самым ими был нанесен громадный ущерб материальной и духовной культуре армян.
В 1915 году младотурки хладнокровно убили своих армянских друзей, которые еще в 1909 году спасали им жизнь, укрывая от преследований охранников Абдул Гамида, тем самым, доказав, что их обещаниям нельзя верить. "Турецкое правительство фактически преследует цель уничтожить армянскую нацию в турецком государстве", - писал немецкий посол в Константинополе Вангенгейм в своем донесении от 7 июля 1915 года канцлеру Бетману Гольвегу . В решении Джемиета (комитета) от 15 сентября 1915 года, которым руководствовались каратели и погромщики с его обязательным и беспрекословным выполнением, требовалось полностью уничтожать армян, проживающих в Турции, и положить конец их существованию, не обращая никакого внимания ни на женщин, ни на детей и больных, ни на угрызения совести. "Хотя вопрос уничтожения всего армянского народа давно решен, обстоятельства не позволили осуществить это святое дело. В настоящее время, когда все препятствия уничтожены, и настал момент освобождения нашей родины от этих опасных элементов, решительно поручается не прислушиваться к голосу совести... уничтожать всех... " - призывало турецкое правительство в 1915 году.
В 1916 году уничтожение армян, проживающих во всех частях Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи, было продолжено. Сохранилось много свидетельств очевидцев этих событий, описавших неимоверные страдания армянского населения. В 1916 году русский поэт, публицист, переводчик и общественный деятель Сергей Городецкий, ставший очевидцем погромов армянского населения, писал: "Невыносима мысль, что сотни тысяч мирных, беззащитных людей были подвергнуты людьми же неслыханным по зверству истязаниям, тончайшим пыткам тела и духа... Чувство, с которым стоишь на месте погрома, ни с чем не сравнимо по горю. Непоправимое несчастье, несмываемый позор, бессильный гнев за оскорбление души человеческой - вот... ощущения, которыми дарит Турция".
Несомненно, автором геноцида армян в Турции были младотурки и их правительство. Они преследовали явную цель - уничтожение одного из древнейших представителей человеческой цивилизации - армянского народа. Но их приказы и распоряжения, наряду с регулярными подразделениями армии, жандармерии и полиции, выполняли нередко и рядовые турки, жаждавшие легкой наживы. В ограблении и истреблении армян участвовали и им руководили чиновники всех рангов, офицеры высших и низших чинов, буквально почти все, перед кем открывалась возможность обогатиться за счет армян.
Массовая депортация и истребление армян в Турции в 1915-1922 годах, как по охвату территории, так и по методам исполнения вряд ли имели до этого аналоги в мировой истории. Армян - женщин, детей, стариков умерщвляли огнем и мечом, топили в реках, расстреливали группами, бросали со скал в бездонные ущелья, морили голодом и холодом, истязали до мученической смерти, расстреливали группами...
И льются, льются реки жгучих слез
Несчастного народа. Льется кровь
Среди мучений, казней и угроз.
И ужасы творятся вновь и вновь.
И обступила гибель нас кругом.
Измученные телом и душой,
Взывали мы: “За что же это? В чем
Мы, Боже, провинились перед
Тобой ?…”
(Ованнес Туманян)
Тысячи депортированных армян погибали на дорогах и в лагерях от эпидемических заболеваний. "...Трудно забыть набережные Смирны. Чего только не плавало в ее водах. Впервые в жизни я дошел до того, что такое снилось мне по ночам. Рожавшие женщины - это не так страшно, как женщины с мертвыми детьми...", - писал Э.Хемингуэй, ставший в 1922 году очевидцем зверств турок и страданий армян. И все это проводилось в рамках программы сплошной исламизаиии-османизации населяющих Турцию народов. Г.Фирбюхер в работе "Армения 1915. Предисловие к русскому изданию В.Микаеляна" отмечал, что "...истребление армян нельзя понять, не оглянувшись на историю развития Турецкой империи. Этот период истории своими ужасами и преступлениями превосходит любую другую главу мировой истории…
Насилие, насилие и еще раз насилие, - вот знамение турецкой истории ”.
Во многих местах армянский народ организовывал самооборону, а затем перешел и к вооруженной борьбе, оказывая туркам упорное сопротивление. В середине 80-х годов XIX века в Западной Армении для борьбы против турецких угнетателей сформировалось Армянское гайдукское движение - вооруженные группы гайдуков-фидаи из армянской молодежи. Первые отряды армянских гайдуков - группы Арабо (Аракела), Рубена Шишманяна, Тороса Царукяна (Челло), Ованнеса Минасяна (Минаса) и многих других возникли в Тароне, Васпуракане, Кесарии. Их действия отличались самоотверженностью и дерзостью. Они носили стихийный и разрозненный характер, но уже в 1894-1896 годах и в начале XX века гайдуки приняли активное участие в самообороне и борьбе армянского населения против турецких бесчинств в армянских местностях Османской империи.
На этом этапе в героической борьбе против многовекового турецкого ига и истребления армянский народ выдвинул целую плеяду борцов-фидаинов за свое освобождение. Широкой популярностью среди армянского народа пользовались фидаи (участники вооруженной борьбы) - Ахбюр Сероб, Андраник, Геворг Чавуш, Никол Думан, Жирайр, Грайр (Казарян Арменак) и другие. Среди них особо выделялся, гроза турецких погромщиков, герой Балканской войны Андраник Озанян (1865-1927 гг.), которого современники называли "Армянским Гарибальди", "Храбрым Андраником", "Армянским Ильей Муромцем", "Венцом борьбы армян за освобождение" и слагали о нем песни и легенды. Враг не только приходил от него в ужас, считая его храбрым и мужественным воином, но и уважал за доброту и справедливость. "Я солдат, - говорил о себе Андраник, - солдат армии угнетенных и порабощенных, и где борьба за свободу, где борьба с господами, там мой меч. Против мирного турецкого населения не имею никакой вражды. Я сражаюсь только против беков и их правительства... Армянские войска воюют только против турецких вооруженных сил, а мирное мусульманское население должно находиться под защитой армянских властей... Я боролся только за одно - за свободу и благополучие родного народа... и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу всю свою жизнь". Имя национального героя Андраника стало символом борющейся Армении. "На протяжении многих лет армянский зинвор высоко нес свое имя и честь. Со дня битвы в Сасуне до Балканской войны, и после нее до Зангезура, Сисиана, Кафана, до рек Забуги и Пекерлу, ваши битвы на Кавказском фронте восхитили мир. Ферих, Али, Явер, Али Исган, Халил, Вегиби Нурипаша и даже их самые последние солдаты увидели и почувствовали силу ваших ударов", - позднее обращался он к своим воинам. Однако борьба армянского народа против зверских деяний, погромов и мучений турок была неравной, с многочисленными жертвами и не смогла завершиться победой.
Результат Пантюркистской политики
Так, в результате пантюркистской политики правящей клики младотурок, был уничтожен и депортирован целый народ - западные армяне, а их родина - Западная Армения, 9/10 части Армении - превращена в руины. Вместе с изгнанным и уничтоженным народом были истреблены и уничтожены культурные ценности, создававшиеся веками. Опустело 12 армянских губернии, остались заполоненными величественный Арарат, горы Марута и Сипан, жемчужное озеро Ван. Лишь немногим армянам удалось избежать уничтожения и перебраться в страны Ближнего Востока, Европы, Америки. Свыше 300 тысяч армян нашли убежище в России. Западная Армения - колыбель армянской культурно-экономической жизни многих веков - перестала существовать.
Трагедия армянского народа потрясла весь цивилизованный мир и стала трагедией всего культурного мира. Прогрессивное человечество осудило действия турецких погромщиков. Многие общественные и политические деятели, ученые и деятели культуры разных стран заклеймили геноцид и приняли участие в оказании помощи армянскому народу. Геноцид армян в Османской империи в 90-х годах XIX - начале XX веков нашел свое отражение в произведениях не только армянских писателей и поэтов (Ваана Тотовенца, Запела Есаяна, Гургена Маари, Аксела Бакунца, Егише Чаренца, Наири Зарьяна, Паруйра Севака, Ованеса Шираза и многих других). Эта тема нашла отражение в произведениях русских писателей и поэтов (М.Горького, Ю.Веселовского, В.Брюсова, В.Язвицкого, С.Городецкого, А.Белого, И.Катаева, О.Мандельштама, В.Звягинцевой, А.Тарковского, Н.Тихонова, В.Гроссмана, М.Матусовского, Б.Чичибабина, М.Дудинаи т.д.).
На трагические события в Западной Армении откликнулись французские писатели и поэты (А.Франс, П.Кийар, А.Вандаль, Ж.Эгар, М.Жакоб, М.Фонтенели, Р.Дастарак, Ж.Геган и др.). Тема геноцида армян в Османской Турции представлена также в американской и английской литературе (Э.Хемингуэй, В.Сароян, М.Арлен, М.Перейра, О.Пиликян и др.); в произведениях немецких и австрийских писателей (А.Вегнер, И.Лепсиус, П.Рорбах, Ф.Верфель, Е.Зоммер); в болгарской польской литературе (П.Яворов, В.Стоматов, Т.Мицински, З.Налковска, В.Грабски, Б.Гембарски); сербской, югославской и испанской литературе (К.Миятович, Б.Пекич, М.Лалич, Х.Гуриаран).
Резня армян в Турции была признана Европарламентом и комиссией ООН первым геноцидом XX столетия, так как это был первый в истории XX столетия случай столь массового геноцида, унесший из жизни около 2 миллионов человек. За прошедшие с тех страшных страданий годы выросло уже не одно поколение армянских детей, но ежегодно, 24 апреля, армяне всего мира отмечают скорбную дату - День памяти своих соотечественников, ставших жертвами варварского преступления, в отношении которого не может быть срока давности.
С 1965 года День памяти отмечается в Армении на государственном уровне. В этот год пятидесятилетия геноцида в Эчмиадзине, на территории резиденции Католикоса всех армян, по решению всех армян, по решению Католикоса Вазгена I был сооружен памятник-хачкар молитвы и поклонения жертвам злодеяния 1915 года (архитектор Р. Исраелян). В 1965-1967 годах мемориал жертвам геноцида (архитекторы С.Калашян и В Хачатрян) был воздвигнут в Ереване на возвышенности Цицернакаберд.
Мемориалы, посвященные жертвам геноцида, сооружены во многих странах мира: в Сирии (Дамаске и пустыне Дер эз-Зор) Ливане (с.Бигфайя близ Бейрута), Египте (Александрии), а так же в Аргентине (Буэнос-Айресе), Уругвае (Монтевидео) и Бразилии (Сан-Пауло). В США большой монумент воздвигнут в Монтебло (Лос-Анджелесе), и небольшие - в Нью-Йорке и Филадельфии (в Вашингтоне, окало Белого Дома, открылся музей, где находятся документальные кадры). Во Франции 12 памятников жертвам геноцида имеются в районах Парижа, Лиона и Марселя. Памятники воздвигнуты также в Германии (Штутгарте), Австрии (Вене), Швейцарии (Женеве), Италии (Милане), Греции (Афинах), Болгарии (Софии), Австралии (Сиднее). Все эти памятники жертвам геноцида, участникам героической самообороны, героям национально-освободительной борьбы, сооруженные потомками во многих странах мира - свидетельство исторической памяти армянского народа своим предкам и в наши дни, хотя с момента страшной трагедии прошло уже почти восемдесять восемь лет. Однако до настоящего времени Республика Армения все еще не установила с Турцией дипломатических отношений. Как писал Н.Бердяев,- "За ошибки государственных деятелей расплачивается нация”
Заключение.
И в заключение хочу отметить , что трагических страниц в истории можно перечислить у многих народов .В вопросе армянских событий поражает размах, масштаб , государственность преступления .Однако будем верить и надеяться ,что больше в истории человечества таких драматических периодов не будет.
Список использованной литературы.
19