Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

статья- Эон философия В гностицизме- божественные самодовлеющие и совершенные сущности плод эманационн

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Гностици́зм (от (др.-греч. γνωστικός) — «познающий») — условное обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Заветавосточноймифологии и ряда раннехристианских учений, предложенное Генри Мором в XVII веке.[1]

Основная терминология[править | править исходный текст]

Эоны

Основная статья: Эон (философия)

В гностицизме: божественные самодовлеющие и совершенные сущности, плод эманационного творения изначального неименуемого бога; стоят несоизмеримо выше вещества.

Эоны являются продуктом эманации божества, по мере отдаления от которого они теряют свою силу. Примеры эонов: Демиург, София-Ахамот. Численность эонов может доходить до 360. Иногда они могут иметь гендерные различия и образовывать пары. Первоисточником термина Эон, скорее всего, служит герой Эон из орфического гимна к Мусею (ст.28).

Отождествляется также Эон и с половым членом Кроноса (см. Иоанн Лид. О месяцах IV 64 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996. — С.791). Образ встречается у Гераклита (фр.93 Маркович), который называет его «играющим ребёнком на престоле».

В системе Валентина пары эонов (среди которых один представляет мужское начало, а второй — женское) образуют сопряжения-сизигии, тем самым формируя завершенность Плеромы; отпадение одного из эонов (Софии) приводит к рождению Демиурга и созданию несовершенного материального мира.

Архонты

Основная статья: Архонт

В гностицизме: духи-мироправители. В гностических представлениях архонты рассматриваются как творцы материального космоса, а заодно и системы влечений и эмоций, делающих человека рабом материи.

Абраксас

Основная статья: Абраксас (гностицизм)

Абраксас или (более ранняя форма) Абрасакс — гностическое космологическое божество, Верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. В системе Василида имя "Абраксас" имеет мистический смысл, поскольку сумма числовых значений семи греческих букв этого слова дает 365 — число дней в году.

Согласно Каббале Вселенная разделена на 365 эонов, или духовных циклов; их сумма является Великим Отцом, которому дано каббалистическое имя Абраксас. Это символ числа Божественных эманаций.

Абраксаса изображали в древнем индийском, персидском, египетском искусстве, на античных геммах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит нож или плеть, в другой — щит, на котором начертано имя Йах (егип. Jah — молитвенный возглас, в Элевсинских мистериях превратившийся в имя божества Солнца).

Другие эманации этого божества — Ум, Слово, Мудрость, Сила. Считается, что своим происхождением Абраксас обязан древнейшим образам змея, дракона.

Демиург

Основная статья: Демиург

Демиург (др.-греч. δημιουργός — «мастер, ремесленник, творец» от др.-греч. δῆμος — «народ» и ἔργον — «дело, ремесло, промысел»). Первым в таком значении его использовал Платон. В гностицизме Демиург является одной из ключевых фигур. Правая рука создателя бессмертных душ, неспособный понять любовь. Стремится показать, что может создать лучший мир, чем Первый Бог.

Демиург создает материю и заключает души в материальных телах. Его незавершенность считается причиной всех бед и несовершенств мира.

Несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала. В гностических текстах — как ранних (Апокриф Иоанна), так и в поздних (Пистис София) обозначался именем Ялдабаоф (Иалдабаоф); происходил от эона Софии, возжелавшего творить без духовной половины, что привело к появлению Демиурга. Описывался как порочный, невежественный, ограниченый демон, одним из эпитетов которого был «Саклас» («глупый», «дурак»). Ялдабаоф, согласно Апокрифу Иоанна, стал богом над материей, создал ангелов и властей, совместно с ними сотворил из вещества тело человека по подобию божественного эона Человека, пребывавшего гораздо выше материи.

В гностических учениях Демиург воспринимался как «злой бог», сотворивший несовершенный и греховный материальный мир. Как правило отождествлялся с ветхозаветным Яхве, иногда с Сатаной.

Гнозис

Основная статья: Гнозис

Особое духовное знание и познание доступное только сознанию просветлённых.

Плерома

Основная статья: Плерома

Плерома — совокупность небесных духовных сущностей (эонов). По мнению гностиков, Иисус Христос был эоном, который передал людям тайное знание (гнозис), чтобы они смогли воссоединиться с Плеромой.

Основные черты гностических эзотерических учений[править | править исходный текст]

Гностики полагали, что у них есть сакральное знание о Богечеловечестве и остальной части Вселенной, которым остальные не владеют. Этот постулат стал одним из трёх главных систем веры в пределах христианства I столетия, и был отмечен четырьмя факторами, благодаря которым эта ветвь отличается от двух других ветвей христианства:

  1.  иные верования о Боге, Библии и мире, которые отличались от таковых у христианских групп;
  2.  вера, что спасение достигается через интуитивно постигаемое Знание.

Также к особенностям гностицизма относят:

  1.  идея Плеромы, известная, в основном, из текстов последователей Валентина[2].
  2.  концепция Демиурга[3]. Демиург является создателем материальной Вселенной, которой управляют его слуги — Архонты.
  3.  Докетизм — учение об иллюзорности материи. Гностики пошли ещё дальше античного скептицизма и их «учение о чистой кажимости материи не скептическое, но абсолютно догматическое в своём отрицании существования материи»[4]А. Ф. Лосев называл докетизм гностиков «гибелью античной мысли».[4]

Общим для гностических систем является резкое неприятие Яхве[источник не указан 630 дней] и дуализм (противопоставление духа и материи). В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворён либо злой, либо ограниченной в своем могуществе силой, которую гностики именуют Демиургом (гностический Демиург не имеет ничего общего с Демиургом (богом-ремесленником) Платона), а Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Также в основе систем верования лежит примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностическое мировоззрение отличается от всей дохристианской философии присутствием в нём идеи определённого и единого целесообразного мирового процесса. Жизнь материального мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (греч. σύγχυσις ἀρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (греч. διάκρισις) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.

Мир не спасается — спасается (то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия) только духовный элемент, присущий лишь некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере.

Существовало также либертинистское направление в гностицизме[5], которое профессор А. Ф. Лосев считал (наравне с докетизмом) «чудовищным символом всей античной философско-эстетической гибели»[4]. Целью гностиков было достижение знания, но поскольку знание о вещах само вовсе ещё не есть вещь, то, следовательно, тот, кто обладает знанием, тем самым свободен от подчинения вещам, а значит, и от подчинения каким бы то ни было запретам — в том числе социальным и нравственным.




1. Языческие верования смолян
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук
3. РЕФЕРАТ Расчетнографическая работа 15 с
4. Готовий продукт в кінці терміну придатності повинен містити життєздатні клітини мікроорганізмів в кількос
5. Образ и значение вина в текстах Пятикнижия Моисеева
6. 1 Таблица компонентов Таблица компонентов задачи 1 представлена на таблице 1
7. ВосточноСибирский институт МВД России кафедра уголовного права и криминологии ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩ
8. Святые мощи.html
9. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук ІваноФранківс
10. Операційний менеджмент у структурі менеджменту організації
11. Модели строения атомов в XIX и начале XX века Химия наука о веществах и закономерностях их превращений
12. Лента основные показатели деятельности предприятия 20 2
13. тема Особенной части уголовного права
14. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук2
15. Льготы для работающих на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к нему
16. Контрольная работа- Базовые стандарты технологий Web
17. Антиоксидантные свойства цитрусовых
18. Тема Изучение конструкции двухступенчатого цилиндрического редуктора
19. Сдерживайте их мы не должны пустить их на нашу территорию
20. 2012 Intermedite level How lucky re you 3 rd conditionl ssistnt professor Mngzin Zhnel Ruliyevn Red the questionnire nd mrk yo