Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Г.С. Серебрянников
Метод и методология: понятие и соотношение.
Вопросы методологии, применения методов исследования, их разработки и последовательного внедрения в практику являются ключевыми в наукоучении, теории управления, философии. Категории «метод» и «методология» постепенно входят не только в лексикон методологов, специалистов в сфере теории управления, но и физиков, и химиков, и математиков, и в особенности юристов. Однако зачастую адекватность понимания заявленных понятий оставляет желать лучшего. Именно поэтому название статьи отражает попытку разрешения поставленной проблемы. В рамках последующих рефлексивных рассуждений я попытаюсь изложить собственный взгляд на эти две столь сильные по своей идее конструкции «метод», «методология».
По мнению Г.И. Рузавина метод можно рассматривать как «систематическую процедуру, состоящую из последовательности определенных операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней»[1, с. 6]. Однако такое определение метода не может быть принято, поскольку обессмысливает само научное познание, как процесс, в который вовлечен объект интенции познавательных способностей и сам носитель этих способностей исследователь. Заявленное Г.И. Рузавиным понимание метода постепенно превращает ситуацию адекватной научной деятельности в описанный И.П. Павловым сюжет: «все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать многое. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных»[2, с. 21]. Таким образом, наличие метода рассматривается как атрибут научного исследования, в то время как наличие исследователя как нечто акцидентное, вторичное, неважное. Такая ситуация недопустима, кроме того, при таком подходе теряется (выпадает) идея синкретизма метода и методологии.
Притом аналогичное понимание метода присутствует в большинстве работ, посвященных изучению метода. Что бесспорно является серьезной теоретико-методологической проблемой научной доктрины. Один из подходов к разрешению возникшей проблемы я попробую предложить. Притом должен сразу оговориться, что принцип рассуждения чисто «фейерабендский» - «Все дозволено»[3], что должно в высшей степени насторожить читателя, притом при всем при этом это не должно настроить Вас на рассмотрение работы в залоге заведомо отрицательном.
Так, под методом я понимаю совокупность приемов, способов, средств, которые при употреблении их надлежащим субъектом в рамках надлежащего объекта способны принести полезный (ценный) для исследователя результат. Некоторое пояснение. Совокупность в рамках определения понимается в смысле «некоторое количество» (оснований думать иначе, пока что нет), поскольку метод это нечто пассивное, то над чем совершается действие, а значит именно ученый (его мышление) призван быть тем, кто сможет в этой «куче» отыскать (Ж.П. Сартр «прорываться»[4]) нужный метод. Нужный в рамках того предмета, который он исследует. Совокупность, повторюсь, есть не нечто соединенное во «что-то» одно большое непонятное, а лишь некоторое количество элементов (приемы, способы, средства), которые как могут быть связаны между собой, так и вполне свободно могут существовать автономно (умышленно не говорю о системе). В рамках данного подхода исследователь свободен в выборе того или иного приема или способа исследования. Методология исследования (узкий смысл) есть идейная установка, методы же это конкретные приемы и/или/либо способы и/или/либо средства, в которых реализуются идейные представления исследователя (т.е. методологическая установка).
Важно понимать, что мышление исследователя всегда рефлексивно в силу чего необходимо постоянно совершенствовать методологию, как принцип мышления, а не «идти» по парадигме, которая уже не способна приблизить к новым знаниям и даже чаще всего отдаляет от них.
Прежде чем продолжить развитие идей о методе и методологии, считаю необходимым обратиться к одной из идей замечательного отечественного методолога, человека очень внимательного и культурного в своем мышлении Георгию Петровичу Щедровицкому, который говорил о природе методологии следующее: «…нет онтологического изображения методологии, которое должно лежать в основе знаний о методологии, поскольку нет онтологии у методологии… Пока у нас нет представления методологии. Единственное, что удалось сделать, это представление ее как структуры кооперации, но тогда естественны ход к организации и вопрос о том, как организуется методология, а с другой стороны, когда мы начинаем организовывать, то единственное, что мы можем, это собрать псевдо-эмпирическим образом объекты, на которых методология работает (теория деятельности, теория мышления, системно-структурная онтология…)… Я вынужден строить онтологическое представление методологии в онтологии каких-то дисциплин, либо натуралистически например, на базе онтологии физики, - либо я должен воспользоваться научными дисциплинами, которые входят в состав материала методологии…»[5, с. 240-242]. В данном случае полностью присоединяюсь к идее о том, что методология неонтологична, поскольку, даже, этимологически методология определяется как «путь следования мысли», как некоторая «типизация мыслительной деятельности». Методология по своей природе и есть само мышление, притом, мышление «правильное» (достаточно спорное заявление).
Природа метода совокупность, природа же методологии идейное основание этой совокупности (либо иной другой, либо вовсе никакой), содержательный аспект, метод это только форма, притом форма «пустая».
Обратимся к генезису метода. Очевидным представляется тот факт, что метод формируется не в рамках предмета той или иной науки либо иного типа мировоззрения (даже идеологии), а в рамках и посредством мышления, поэтому методы и методологические подходы a priori отделены от предметов науки. Они итог мыслидеятельности, но не предметного исследования; они в рамках последнего, но данными рамками они не ограничиваются, поскольку их рамки это границы познания (самой мыслидеятельности).
Обратимся к вопросу о соотношении понятия метод и методология. Ни в коем случае не хочу «разорвать» или противопоставить данные понятия. Единственное о чем можно говорить, так это о том, что первично и что имеет определяющее значение. Методология главная вещь, метод вещь - принадлежность. В итоге без одной в принципе нет другой, однако главная вещь бесспорно способна частично восполнить пробел (через использование общих принципов), однако если метод основан не на принципах мыслительной научной деятельности, а на принципе волюнтаризма, тогда это не метод, а фикция.
Метод - инструмент - «путь в никуда».
Методология - принципы деятельности - «путь в направлении конкретного объекта».
В принципе прихожу к выводу, что методология не занимается изучением методов. Она изучает особенности организации принципов мыслительной деятельности, которые реципирует науковедение, философия науки и техники, методология науки, теория познания и т.д., создавая конкретные методы.
Считаю, что метод в принципе не способен «поставить» исследователя на определенную «дорогу», поскольку сам метод инструментален, его нужно брать с собой в путь, он есть, к примеру, лопата, беря в руки которую каждый использует ее по своему и именно тот, кто использует ее, задает функцию последней, а не назначение последней деятельность первого (такого назначения просто не существует). Назначение лопаты слишком многозначно, чтобы настолько очевидно утверждать, что она определит деятельность того, кто берет ее в свои руки. То же самое с методом.
В практике научной деятельности достаточно часто встречаются мнения по поводу того, что метод можно понимать структурно. Однако такое положение вещей не имеет ничего общего с адекватностью понимания самого метода. Метод нельзя понимать структурно, поскольку структура есть взаимосвязь элементов, метод же это есть онтологическая база познания, состоящая из совокупности как некоторого количества способов, приемов, средств.
А если мы скажем методически? Вот интересно, будет ли это рефлексивно? Не думаю. Но это определенно будет с использованием метода. Поэтому метод рефлексивен только в процессе его создания и применения, но не существования, в отличие от методологии, рефлексивность которой постоянна (это очень важно понимать и помнить).
В вышеприведенном примере лопата может быть рассмотрена не только как садовый инвентарь, но и как предмет искусства или орудие преступления. И определяя лопату как нечто большее, чем лопата, мы тут же мифологизируем ее социальную сущность. Если мы будем исходить из посылки о том, что носитель мифологического (пока мифологического) знания неспособен посмотреть на объекты мифологического понимания иначе, чем в русле той или иной традиции, тогда все научное знание можно сразу признать мифологичным по данному критерию, поскольку научная парадигма есть не что иное как «русло традиции», пусть и традиции научной.
Человек вообще имеет возможность видеть мир через миф, веру или разум. Притом каждый из элементов образуют свой уровень мировоззрения (это очевидный факт). Рациональная деятельность непосредственно отражается в философии, притом в ней же отражается и наука и много еще чего, что является итогом рефлексии и соответственно мыслительной деятельности. Рефлексия в данном случае является основание демаркации философии и мифологии. По данному вопросу достаточно нетривиально высказывался В. С. Соловьев[6].
С целью наиболее адекватного понимания того, о чем я пишу, позволю себе кратко представить концепцию «знание»-«вера в знание». Знание (а так нас учат с детства) это определенный багаж фактов, которые человек поглощает и усваивает в процессе социализации (в широком смысле слова). Однако природа такого знания всегда была и будет внешней, в отличие от «веры в знание», как системы принятых к действию установок, отрефлексированных, понятых, ценных для индивида. В данном случае необходимо понимать, что «вера в знание», как внутренняя структура всегда непосредственно связана с личностью, с его мышлением и сознанием, является частью последних, поэтому формирование такой структуры является первостепенной задачей. Только сформировав мировоззренческий, гносеологический уровень, можно использовать инструменты, методы, как онтологический уровень познания.
Метод в принципе не может существовать в сознании ученого (и это факт, стоит взглянуть на себя), т.е. быть имманентным ему. Метод находится там только тогда, когда конкретный субъект «берет» его с собой в «путь», и не иначе. Методология же в отличие от метода является частью сознания, поскольку является принципами, на которых строится вся мыслительная деятельность субъекта.
Напоследок вспомню упоминавшуюся уже не раз лопату.
Она постоянно находится в сарае, вместе с граблями, вилами и др. с/х инвентарем. Садовод о них не думает, притом они способны преобразовать старое в новое (чем не способ). У садовода в голове имеются навыки работы ими, притом не только ими, но он думает над навыками копания грядок, а не над самими инструментами и только если ему нужно вскопать последние, он о них вспоминает, однако последние постоянно находятся в сарае, а не в сознании садовода.
«Лишь размышляя куда безумнее, чем размышляют философы, возможно решить их проблемы» - так говорил один из гениальнейших философов XX века Людвиг Витгенштейн. Присоединяясь к его идее, должен в заключении сказать, что сознавая теоретический уровень рассмотрения вопросов и адекватность выдвинутых идей, я все же надеюсь, что тот, кто прочитает эту работу, будет увлечен размышлением, притом неважно в каком направлении поддержки либо критики. Ведь самое страшное, что может быть это не сделать ничего, когда ты мог сделать хоть что-то.
Список литературы:
1. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 287с.
2. Павлов И. П. Лекции по физиологии 19121913 / Под ред. И. П. Разенкова. М., 1952. 332с.
3. См.: Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 378с.
4. См.: Сартр Ж.П. Проблемы метода. Статьи. М.: Академический Проект, 2008. 222с.
5. Методологическая работа. Теория деятельности. (Анналы ММК 1969/70)/ Отв. ред. А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. М.: «Наследие ММК», 2009. 450с.
6. См.: Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т.2. М.: Мысль, 1990. 822с.