У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 6. Постклассическая западная философия

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Тема 6.  Постклассическая западная философия.

(второй половины XIX- начала XX века)

План:

1.Особенности и основные направления постклассической западной философии XIX в.

2. Проклассическое направление.

3. Марксистская философия

1. Среди направлений постклассической философии можно выделить:

1. Антиклассическое направление (Иррационализм).

Иррационализм — направление в философии, представители которого признавали ограниченность человеческого разума в познании. Иррационализм предполагает познание только через такие качества, как воля, интуиция, чувство, инстинкт, т.е. бессознательные процессы - иррациональные. С позиции иррационализма : «окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, чувствам, воле».

Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). Универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. По мнению Шопенгауэра, точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля вызывает внешние события в мире. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Экзистенциализм(existentia, с лат. - существование) - философия человеческого существования. Подлинная  экзистенция – это быть человеческой личностью. Центральные понятия (категории) этой философии: страх, смерть, свобода и выбор, вина и любовь (всего шесть понятий). В разных чувствах экзистенция проявляет себя с разной интенсивностью. С наибольшей интенсивностью она проявляет себя в чувстве страха. Страх есть выражение чисто человеческой природы. Значение страха в том, что лишь в прохождении через страх возможно достижение подлинного существования. (Тревога) Страх – это испытания (наряду со смертью), которое мы должны выдержать.

Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше считается основоположником "философии жизни".

Стержневым понятием является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля.  Ницше выделяет несколько видов воли человека:

  1.  "воля к жизни";
  2.  воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
  3.  неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
  4.  "воля к власти".

Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку.По Ницше, "воля к власти"- это право сильного, оно выше всех моральных, религиозных и других норм, установленных в обществе. Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти.

2. Проклассическое направление.

Позитивизм - направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу.

Представители позитивизма:

Огюст Конт (1798 — 1857) - основатель позитивизма , французский философ. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен.  Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным.  Для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук. Основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль и Герберт Спенсер.

Неокантианство - философское течение второй половины 19 – начала 20 века. Возникло в Германии и ставило задачу обновить и дополнить философию Канта. Вильгельм Виндельбанд (1848 -1915)-немецкий философ, один из основателей неокантианства. Опираясь на теорию Канта, он утверждал, что ни одна наука не может отобразить действительность  как "вещь в себе", но каждая наука преображает ее по-своему. Он разделил все науки на естественные и исторические. Первые являются идиографическими, т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые — номотетическими, они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия.

3. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей.

Главное в марксизме – учение о всемирно – исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системе крупного промышленного производства, которое порождено развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, в создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса с неизбежностью ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата – необходимого условия для построения социализма. Основоположники научной идеологии пролетариата Маркс и Энгельс показали, что рабочий класс существенно отличается от всех предшествующих и современных ему эксплуатируемых классов.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

• на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй; рабовладельческое общество; феодализм; капитализм; социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Закрепление.

1. В чём отличие постклассической философии от других направлений философии Нового времени?

2. Взгляды какого философа вам показались наиболее интересными и почему?




1. темами различных государств Нормы МЧП направлены на регулирование коллизий 2й группы
2. Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа
3. тянущаяся говорящая фамилия Андрей ~ жесткое имя все согласные звонкие
4. Фрэнсис Бэкон
5. 1С-БухгалтеріїПроф
6. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел
7. На тему- Уровень жизни населения и проблемы его измерения Выполнила студентка Гуманитарного фа
8. это химические вещества которые секретируются кровь или лимфу железистыми клетками и регулируют обмен ве
9. разному В первой группе ТЭС вырабатывает энергию сжигая природное топливо- уголь нефть газ торф
10. Какое счастье что я выбрался изпод земли Какое счастье что я вижу небо и солнце радовался он расправляя
11. Развитие института возмещения вреда в период формирования советского государства.html
12. геологическая характеристика разрабатываемого участка11 2 Технологическая схема отработки калийного плас.html
13. ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ Понятие производственного и технологического процессов Структура т
14. Op Jive это бесплатный танцевальный кооператив www
15. 03.2008 г. Виды измерений Национальные метр
16. по теме Обмен белков 1
17. Лабораторная работа1
18. ЗАТВЕРДЖУЮ Заст
19. К числу таких проблем относится социальная структура личности
20. Курсовая работа- Бухгалтерский управленческий учет на конкретном предприятии