Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА 3.3. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ТЕМА 3.3. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ. «ОБРАЗ Я» И ЕГО СТРУКТУРА.                                            

Требования к знаниям; студент знает понятия «сознание»,

«самосознание», «уровень притязаний», образ - «Я»; формы проявления

самосознания; структуру самооценки и образа - «Я».

Требования к умениям: студент умеет на основе наблюдений за людьми разных возрастов определять особенности развития у них компонентов самосознания.

Базовые понятия: сознание, самосознание, образ - Я, Я- концепция.

Вопросы для изучения:

1. Понятие самосознания.

2. Характеристика «Образа Я».

3. Я-концепция.

4. Понятие самооценки.

  1.  Понятие самосознания.  

                                   

Самосознание - процессы выработки человеком знания о себе (когнитивный аспект), отношения к себе (эмоционально-ценностный       аспект), а также результаты этих процессов. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но, поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение самосознания - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание -конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, то самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода "духовный свет, обнаруживающий и себя и другое ". Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значением самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать "просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я".

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. Формы проявления самосознания -самовосприятие, самопознание, самооценка, самоприятие.

  1.  Характеристика « Образа Я».

Для обозначения данного явления в психологической литературе используется целый ряд терминов: "идея Я", "образ Я", "понятие Я",  концепция". Одни авторы употребляют их как синонимы, другие пытаются установить их иерархию по степени обобщенности и устойчивости: "образ Я" обозначает нечто зависящее от ситуации, "понятие Я" мыслится как устойчивая структура самосознания и т. д.

Поскольку возможность строгого разграничения смысла этих терминов  представляется сомнительной, для обозначения представлений индивида о самом себе в дальнейшем изложении мы будем пользоваться собирательным термином "образ Я".

С раннего детства у человека начинает формироваться сложный и многозначный образ самого себя в сложном и многозначном мире. Это "образ Я", он продолжает развиваться и обогащаться на протяжении всей жизни. "Образ Я" - это центральная руководящая инстанция нашей личности, определяющая и отношение к миру, и все наше поведение. В процессе своего формирования этот образ вбирает в себя, как губка, все, что произвело на нас впечатление и затронуло наше воображение:

явления природы и культуры, образы и поступки других людей. Наш «образ Я» уникален, - он принадлежит только нам, но он не совсем автономен - неисчислимыми связями сплетается он с нашим образом мира, и чем больше этих связей, тем он богаче и многограннее, и тем сильнее у человека чувство вписанности в мир. Разумеется, особую роль в этом чувстве играют эмоциональные связи с другими людьми. Поэтому невозможно быть от них независимым. Мы всегда зависим от других людей, особенно близких, ибо эти люди участвуют в формировании нашего «образа Я» - своим отношением к нам и нашим отношением к ним. Это касается любых эмоциональных отношений - значимые для нас люди включаются в наш "образ Я" и без представлений о них, об их отношении к нам и ко всему что мы делаем и чувствуем мы были бы чуть-чуть другими, или даже совсем другими. И чем богаче и разностороннее связи с миром и, особенно с другими людьми, близкими и значимыми, тем больше у человека ощущение вписанности в мир и тем меньше зависит человек от каждой конкретной ситуации, от случайных обстоятельств. Чем больше волокон составляют канат, тем меньше его прочность зависит от каждого конкретного волокна.

Карен Хорни считала, что этот образ состоит из двух частей -знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитивной частью, то есть со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" - "Я" реальное, "Я" идеальное и "Я" в глазах других людей. В идеале эти три образа Я" должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное "Я" отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, то есть является основой его невротизации. К неврозу или депрессии ведет и несовпадение реального "Я" и образа Я" в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, также как и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным "образом Я" ребенка.

Структура "образа Я": когнитивный компонент (характеризует содержание представлений о себе); эмоционально-оценочный (отображает отношение к себе в целому или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в системе самооценок); поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении).

Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию «образа Я», могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных : "надежный", "общительный", "сильный", "красивый" и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, никак не связанными с конкретным событием; тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности «образа Я» правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

  1.  Я - концепция.

Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: " Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем". Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к

дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек          готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2 . Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения."

Я-концепцию можно представить в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Ме).                            

В Я-концепции выделяются следующие компоненты:

1. Образ Я - представления индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

  1.  Понятие самооценки.

   Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

      Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

       Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.

             Вид самооценки - вариант соответствия самооценки реальному

положению дел. Выделяются следующие виды самооценки:

- адекватная самооценка - соответствующая действительным способностям и возможностям человека;

- завышенная самооценка - переоценивание себя человеком;

- заниженная самооценка - недооценивание себя.

Склонность определенному виду самооценки является достаточно

устойчивым личностным качеством.

В качестве основных условий развития самооценки психологи    выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная

деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии      оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, заполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. "Наложение" друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами -когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворенности собой. В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знания о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г.Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря "личному участию" в ее производстве самого ребенка.

Контрольные вопросы:

1. Характеристика самосознания.

2. «Образ - Я», его структура.

3. Сущность Я-концепции.

4. Характеристика самооценки.

Литература:

1. Введение в психологию. /Под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1996.

2. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1998.

4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Т. 1. Основы общей психологии. - М.: Владос, 1998.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989.

6. Слободч^ков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - Новосибирск, 1996.

7. Крысько В.Г. психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999.

PAGE  7




1. Статья- Бухгалтер и финансовый менеджер - четыре отличия
2. Общественно-политические издания в репертуаре издательства АСТ
3. Министерство юстиции России мы переходим к понятию министерство юстиции1
4. 50 экз
5. Реферат- Архитектура и градостроительство эпохи Возрождения
6. Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии
7. История акционерного законодательства Советской России и Союза ССР На первоначальном переходном этапе.html
8. Роберт Винер и его концепция
9. я по Пятидесятнице святых отец Святителя Феоктиста архиепископа Новгородского
10. тематически гипотензивные средства на принимает
11. Только Уникальное глобально Г
12. Когнитивные парадигмы пространства культуры
13. Понятие международного экологического права. Международные экологические правоотношения
14. . Мягкий обезжиривательрастворитель для подготовки поверхности например Р12
15. Прогулки по Тациту
16. Статья- Теория и техники терапевтического анализа
17. больше всего он проявился в промышленности- валовое производство крупной промышленности сократилось до 13
18. Зарубежный опыт коллективного инвестирования - США
19. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Одеса 2004 Ди
20. Тема- Філософська антропологія План Історикофілософський аналіз походження людини