Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Интегрированный урок проект по изобразительному искусству и художественному труду во 2 классе учителя МОУ «Лиманская СОШ №2» Суриковой Наталии Георгиевны.
Тема: « Какая она гжельская роспись».
Цели проекта: изготовить и раскрасить под гжель бумажную посуду.
Задачи проекта: найти и изучить материал о гжельской росписи, дать детям представление о художественной ценности гжельских орнаментов; развивать графические умения и навыки в передаче элементарных цветочных росписей; воспитывать интерес к национальной культуре русского народа; развивать эстетический вкус; учить бережному отношению к изделиям старины.
Оборудование: презентация с материалом о гжельской росписи, компьютер, заготовки для изготовления чашки, краски, кисти, баночки с водой, ватные палочки, ножницы.
Ход урока.
Проверка готовности детей к уроку.
На уроках изобразительного искусства мы много говорили о хохломской, городецкой, фёдоровской, филимоновской росписях. Нам захотелось подробнее узнать о гжельской росписи. Мы создали несколько групп, которые получили задания:
- найти и прочитать книги, альбомы по теме исследования;
- найти информацию в библиотеке, в сети Интернет
- понаблюдать, как расписаны предметы посуды гжельской росписью;
- изготовить из бумаги чашки и расписать их.
Сегодня мы подведём итог наших исследований.
Знакомство с историей возникновения гжельской росписи.
Отчёт 1 группы.
Гжель расположена в Раменском районе Московской области. Это целый регион, который состоит из 27 деревень, который носит название «Гжельский куст». Впервые это место упоминается в завещании Ивана Калиты. В этой местности богатые залежи глины и поэтому здесь, издавна делали посуду. Слово «Гжель» произошло от слова «жечь», так как сделанную из глины посуду обжигали в больших печах.
Отчёт 2 группы.
В 18 веке в этом районе начали выпускать не просто бытовую посуду, а художественную керамику майолику. Эти изделия изготавливались из цветной глины, с толстым пористым черепком покрытые эмалью и многоцветной крестьянской росписью. В России такую роспись называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно.
В Европе майолика была известна как фаянс.
Отчёт 3 группы.
Гжельцы делали из майолики всю свою посуду: тарелки, чашки, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они очень ценились за белизну и чистоту. Но каждому мастеру хотелось создать вещь особой формы, раскрасить яркими красками.
Отчёт 4 группы.
В конце 18 века в Гжели стал появляться полуфаянс. Он был прочным, чем майолика. Потом появился фаянс. А в 19 веке его стали расписывать, используя два основных цвета белый и синий. В начале 20 века все изделия расписывали только гжельской розой цвета неба и полевых васильков.
Эта роспись остаётся и в настоящий момент.
Отчёт 5 группы.
Гжельскую розу часто называют и по другому агашкой. История этого названия такова. Изготовлением изделий из фарфора занимался и Дулевский фарфоровый завод. Роспись по фарфору выполняли только женщины, которые красиво умели рисовать. Многих из них звали Агафьями. Тогда это имя было очень модным. Отсюда и пошло название «агашка».
Отчёт 6 группы.
Изучив историю возникновения гжельской росписи, мы решили сделать на уроках художественного труда макеты посуды и расписать в стиле гжели. Для этого был составлен план работы. Сначала был составлен чертёж чашки. Чашка была сделана из плотной бумаги. Она состояла из трёх частей: бумажного цилиндра, днища и ручки. Для работы мы создали технологическую карту, по которой нам предстояло выполнять это изделие. (Чертёж прилагается).
Учитель.
Когда изделие было готово, мы приступили к оформлению декора чашки. У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно рисовать гжельскую розу. В росписи используется техника мазка. Каждый мазок отличается друг от друга. Главный секрет правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисточку при нанесении краски. Кисть плоско кладётся на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями» с постепенным переходом от тёмного к светлому. Такой приём получил название «мазок на одну сторону», «живописный мазок». Можно варьировать приёмы кистевой росписи: «усики», «завитки», «капельки», «листочки». Для того, чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около 5 лет.
Каждый из ребят попробовал расписать свою чашку гжельской росписью. Мы работали кисточкой, а где было трудно расписывать кисточкой, то использовали ватные палочки. Рисунки у нас получились разные. Работа увлекала. В конце урока была выставка наших поделок.
Звучит запись русской народной песни «Камаринская», выходят дети в костюмах и представляют посуду с гжельской росписью.
1 ученик.
Вот посуда расписная,
Славная, прекрасная.
2 ученик.
Всем посуда славится,
Вот и вам понравится.
3 ученик.
Подходите, не зевайте,
Всю посуду раскупайте.
4 ученик.
Расписали мастера в бело синие цвета
Самовары, чайники, кувшины, да блюда.
Вот, какая красота гжельская посуда.