Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

соц.ые организмы II Микроэтнический микроэтнич

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Структура этноса

I Этнический уровень (этнич.общности, этно-соц.ые организмы)

II Микроэтнический (микроэтнич.единицы – сами индивиды как носители этнич.признаков; семья)

 III Макроуровень (объединяет субэтнические подразделения. Общности, у которых этнические свойства с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических единиц, но осознающих этническую общность и имеющие специфические черты культуры

 IV Метоуровень – суперэтносы - этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающих этническими свойствами меньшей интенсивностью, чем каждая из таких общностей в отдельности)

Теория Этногенеза Гумилева

Этнос по Л.Н.Гумилеву – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

Принцип этнологии прост. Каждый этнос – или скопление этносов, суперэтнос, - возникает вследствие микромутации, изменяющей мотивацию поступков, на новую, непривычную, но жизнеспособную. Новый этнос часто не сменяет название, но стереотип его поведения и внутренняя структура отличаются от прежних. Возникающий этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет. В истории одной страны порой наблюдается несколько таких толчков этногенеза.

Этногенез – явление биосферное, и «толчком» в нем выступает мутация – появление признака пассионарности. Пассионарность человека – это его органическая способность к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой цели… Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового.

Для пассионарных личностей характерны посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни и повышенная тяга к действию. Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы.

большинство пассионариев находятся именно в составе «толпы», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент.

Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, пассионарии, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают, таким образом, новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории.

Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. Ведь пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения как индивидуального, так и видового. У подавляющего большинства нормальных особей оба эти импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную. Более того, безудержное сгорание другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жертву, таким людям чуждо и антипатично.

Наконец, в составе этносов почти всегда присутствует категория людей с «отрицательной» пассионарностью. Этот характерологический тип правильно назвать «субпассионариями». В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя без субпассионариев, то те без пассионариев - ничто. Они способны на нищенство или на разбой, жертвой которого становятся гармоничные люди, т.е. основная масса населения.

 Традиционные и современные родства и отношений

Племя – группа людей, ощущающих между собой родовую  близость.

Центром является один представитель или его потомок, который также считается родоначальником племени.

Племя делится на роды и группы (племя -> фила -> фратрия)

1 фила состоит из 3 фратрий (братств) – это форма сой.организации,  в которой есть общие органы самоуправления и культура также фратрии ( по Моргану)  - это формы сой.организации,  промежуточные между родом и филой, члены к-ой имели общую собственность, общий орган самоуправления и культуру.

(филы могут отсутствовать племя -> фратрии  -> роды)

Внутри фратрий есть роды

Свет фратрии

Тьма фратрии

Верх

Орел  (небо)

сокол

Сова

ворон

середина

Медведь (человек)

олень

волк

низ

Кролик \заяц  (земля)

крот

Змея

лягушка

Тотем (общий первопредок: животное, растение)

Обыно все эти миры объединяет дерево. Внутри фратрии запрещены брачные отношения.

Эдногамия – (греч.энда – внутри, гамос – брак) – брачные половые связи внутри опред.общественной группы.

Экзогамия – запрет брач.отношения между членами родственного или локального коллектива

Линидж – наиболее распространенное в сложных негосуд.-ых обществах форма, устройство родственных объединений, имеющих либо отцовскую, либо материнскую линейность, по которой ведется счет родства, основанная на генеологических принципах.

Агамия - отсутствие предписаний, требующих от членов группы вступать в брак только в пределах группы или запрещающих такие отношений.

Полигамия – многобрачие делится на: Полигинию (многоженство) полиандрию (многомужество)

Полигиния бывает сороральная (все жены сестры) и несороральная (нет родств.связей)

Полиандрия бывает фратернальная (несколько братьев) нефратернальная.

Биандрия – форма брачного союза при котором женщина имеет одновременно 2х мужей.

Сорорат – женитьба вдовца на сестре умершей жены.

Ливерат – вдова обязана или имеет право выйти замуж за брата мужа (брат не имеет права отказаться)

Групповой брак – вид брака при котором все мужчины одной кровно родственной группы, рода или фратрии могли иметь связи с другой такой группой.

Матрилинейность – счет происхождения и наследования по матер.линии

Патрилинейность – проявление родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с отцом

По месту населения

Патрилокальные – поселения около отца (поселяются в его род)

Матрилокальные – переселяются в род матери

Билокальность – поочередное поселение

Авункулокальность – поселение у дяди

Вирилокальность – супруги селятся там, где раньше жил муж

Уксорилокальность – супруги селятся там, где раньше жила невеста

Неолокальность – супруги селятся отдельно

Дислокальность – супруги живут каждый в своем родовом поселении

Амбилокальность – молодые по выбору селятся там, где жил жених или невеста

Конкубинат – длительная нескрываемая сексуальная связь вне брака. Женщины и дети не имели права на наследство. Отсутствовала свадебная церемония и претензии мужчины в случае, если женщина уйдет к другому.

Брачные платежи

Приданное – имущество, выделяемое невесте родителями и собранные ей самой для замужества

Колым – плата, выкуп, выплачивающийся за невесту первоначально роду, а позднее родителям или родственникам невесты

Махр – свадебный подарок невесте (в исламе) остается у жены в случае развода. Невеста сама говорит, что хочет.

Существуют браки:

Похищение невесты или брак с умыканием (не всегда признается родственниками)

ЭТНОНИМ — (от греческого ethnos племя, народ и onyma имя, название),название одного из видов этнических общностей: нации, народа, народности

Макроэтноним – название крупных этнич.общностей

Соотнесение макроэтнонима с этносом : прямое (название от этнонима Русские – русь) обратное (этноним от страны США – американцы)

Эндоэтноним – самоназвание

Экзоэтноним – как называют остальные

Классификация  этносов

Классификация по языку

1.антропологическая

В основе антропологической классификации лежит принцип деления народов по расам. В ней акцент делается на биологическом, генетическом родстве между различными этническими группами. Одним из создателей расовой (антропологической) классификации является французский ученый Франсуа Бернье (1684), которому принадлежит также авторство самого термина «раса».

1.европиодная

2. австралоидная

3. монголоидная

4. негроидная

Ритуалы

Эйбл Эйбим Фельдт

Функции ритуалов:

  1. Сплочение, создание дружеских уз, сотрудничества. Ритуалы синхронизации – выражение совместной агрессии против общего врага, обмен подарками
  2. Уменьш.агрессивности
  3. Стремление чрез ритуал победить страх перед неопознанным, необъяснимым явлением
  4. Поддержание организованности, сохранение дисциплины

Типы ритуалов:

  1. Отрицательные (разделение священного и обыденного например табу)
  2. Положительные (призваны приблизить сакральный и  профанный наприм.жертвоприношение)
  3. Магический (преследует ближайшие цели)
  4. Религиозный ритуал
  5. Кризисный
  6. Календарный
  7. Интенсификации (призваны противостоять нарушению равновесию жизни)
  8. Родства (мужские женские смешанные)

Синкрети́зм - нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития; это значение термина применяется к области искусства

система, которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий; разновидность эклектизма, отождествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия; это значение термина применяется к философским и религиозным учениям.

Религиозный синкретизм — соединение разнородных вероучительных и культовых положений.




1. Тема «отцов и детей» в русской классике
2. Виды монархий в современном мире
3. Единый расчетный центр
4. лист 28 октября на Монтажнико
5. археологом к экзотическому острову Южного моря они столкнулись со странными могущественными силами
6. 3
7. на тему- ldquo;Нові слова
8. Підвищення ефективності виробництва соняшникової олії
9. 2 Проблема критерия психического
10. а Факультет агрономический Кафедра растениеводства и луговых экосистем УТ
11. . Убедитесь что вы плотно вставили штекер в приставку
12. Герой и Дракон Значение и смысл Вызовы и соблазны Смена сценария Естественнонаучный подход Женск
13. Геоінформаційні системи як системи вивчення аналізу та оцінки впливу екологічних факторів на навколишнє середовище
14.  Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности
15. Конструктивна складність крил реактивних літаків
16. Тема- Школа і педагогіка України етапи УНР та національного комуністичного відродження- 20ті роки
17. тема- ldquo;ОРГАНИЗАЦИЯ PUBLIC RELTIONSrdquo; Студент- Группа- Преподаватель-
18. реферату- Підготовка матеріалу з науковою інформацією Індекс туманностіrdquo;Розділ- Журналістика Підгото
19. Реферат по курсу Источниковедение Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины
20. 1 Сущность предпринимательства