Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Собирание русской святости
Перевезенцев С. В.
В XV столетии Москва, ставшая столицей единого Русского государства, все более активно стремится занять и первенствующее место в духовном бытие Руси. Москва собирала вокруг себя не только русские земли, но и русскую святость. Это было непросто, ведь каждая земля имела свои традиции святости, в каждом городе были свои святые и чудотворные иконы, которые особо почитались как небесные покровители именно этих земель и городов.
Так, покровителем Псковской земли с конца XIV века стал считаться святой князь Довмонт (в крещении Тимофей). Это был вполне реальный исторический персонаж. Довмонт происходил из Литвы и бежал оттуда после убийства литовского князя Миндовга, опасаясь мести со стороны его сына. В 1266 г. он пришел во Псков, где принял православную веру под именем Тимофея и стал князем Пскова. Князь пользовался любовью псковичей, заботился о процветание города. Он укрепил Псков, возвел мощные стены, которые впоследствии получили название "Довмонтовых". Довмонт показал себя как блестящий полководец, неоднократно спасавший город и всю Северо-Западную Русь от крестоносцев и литовских набегов. В 1266 г. на реке Двине он разбил превосходящие силы литовского князя Герденя, потеряв всего одного человека. До нас дошли слова князя, сказанные им накануне решающей битвы: "Братья мужи-псковичи! Кто стар тот отец мне, а кто млад тот брат! Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Постоим, братья, за Святую Троицу и за святые церкви, за свое Отечество!"
В 1269 и 1273 гг. он отражал набеги немецких рыцарей на Псков. В 1299 г. произошел еще один набег и врагу уже удалось ворваться в город, но Довмонт, используя дома и тесные улицы, организовал оборону и разгромил крестоносцев. Однако через несколько недель он умер от мора. Князя хоронил весь город. Местное почитание князя, как святого, началось в Пскове в конце XIV в. в 1374 г. была устроена первая церковь в его честь. Вскоре святой Довмонт прославился как великий чудотворец: возле его гробницы происходили чудеса исцелений больных. Кстати, святой Довмонт и по сей день считается одним из небесных покровителей Пскова, а память о нем псковичи бережно хранят: часть города, окруженная стенами, до сих пор называется "Довмонтовым городом", в городе хранится меч, по преданию, принадлежавший князю.
В конце XV столетия во многих землях еще сохранялись местнические настроения, несогласные с возвышением Москвы и находившие свое выражение, в том числе, и в канонизации местных святых. Таким примером может служить церковное прославление во второй половине XV века в Ярославле князя Феодора Черного и его сыновей Давыда и Константина.
Федор Ярославский и Смоленский, по прозванию Черный (ум. 1299) князь ярославский с 1260 г., князь смоленский с 1280 г., православный святой. Он был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича. После смерти отца княжил в Можайске. В 1260 г. женился на дочери ярославского князя Марии и стал князем ярославским. В 1277 г. вместе с другими русскими князьями Федор участвовал в походе против ясов в составе монголо-татарского войска. В 1278 г. вместе с татарами воевал против волжских булгар, затем три года провел в Золотой Орде. За это время в Ярославле умерла его жена, а ярославским князем стал его сын Михаил. Возвратившегося из Орды Федора Черного не пустили в город. В 1280 г. после смерти своих братьев он стал князем в Смоленске, но сам продолжал жить в Орде. Здесь он женился во второй раз на дочери хана, которая приняла православие под именем Анны. Хан обласкал своего зятя, построил для него дом. В этом браке у Федора Черного родилось двое сыновей Давыд и Константин. Сам Федор продолжал оставаться истинным христианином, строил в Орде храмы.
В 8090-е годы XIII в. на Руси разразилась междоусобная война между потомками Александра Невского. Каждый из них привлекал на свою сторону татарские войска и рати других русских князей. Федор Черный поддерживал князя Андрея Александровича Городецкого, не раз вместе с ним ходил в походы на русские земли. В ходе войны Федор Черный вернул себе Ярославль, в 1293 г. участвовал в страшной для Руси татарской "Дюденевой рати", разорившей 14 городов.
В сентябре 1299 г. Федор Черный заболел. Перед смертью он принял иноческое пострижение, а затем и схиму в Спасо-Преображенском Ярославском монастыре. Здесь же был и похоронен. В одном гробе с отцом позднее были похоронены и его сыновья Давыд и Константин.
Во второй половине XV в. началось церковное прославление князя и его детей. 5 марта 1463 г. мощи князей были открыты и сразу же возле них произошли чудеса исцелились священник и его сын, прозрели две женщины. Мощи решили не опускать в землю, а положили открыто в Спасо-Преображенской церкви. После этого чудеса умножились. Вскоре было установлено местное почитание святых князей. Но причиной прославления были не только чудеса, свершившиеся у мощей, а и желание тогдашних ярославских князей обрести своих, местных небесных покровителей ярославской династии и тем самым подчеркнуть независимость от Московского княжества. Общерусская же канонизация ярославских князей произошла в середине XVI в. День памяти святых и благоверных князей Федора, Давыда и Константина 19 сентября (2 октября).
Своя и очень древняя традиция святости, независимая от московской, существовала в Новгороде Великом. Причем, в XV столетии, во многом в пику Москве, в Новгороде активно канонизируются местные святые, что должно было засвидетельствовать православному миру духовную и политическую независимость новгородских земель. Так, в XV в. в Новгороде начинается почитание древнего новгородского архиепископа Иоанна. Святитель Иоанн Новгородский (в иночестве Илия) (ум. 1186) первый архиепископ Новгородский, ибо до него новгородские владыки имели сан епископов. Его Житие настолько наполнено легендарными, сказочными мотивами и чудесами, что само напоминает скорее сказку, чем памятник агиографии
Родился Иоанн в Новгороде. Поздние редакции Жития называют имена его родителей Николай и Христина. У него был еще и брат Гавриил (в схиме Григорий), также воспитанный в православном духе и впоследствии ставший преемником Иоанна на новгородской архиепископской кафедре. Когда Иоанн вырос, он принял священнический сан и был поставлен священником в новгородскую церковь священномученика Власия.
После смерти родителей Иоанн принимает монашество. В Житии святого (а также в особой "Повести о построении Благовещенской церкви") приводится красочный рассказ о том, как Иоанн и его брат Гавриил решают создать монастырь на средства, оставленные им родителями. Но когда каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был достроен "до рамен", то есть до плеч, у братьев закончились деньги. Однако по молитве братьев свершилось чудо. В сонном видении к ним явилась Пречистая Божия Матерь и пообещала помощь. И в самом деле, наутро братья "уже не в мечтании, но наяву" увидели перед монастырскими воротами красивого коня, на котором была надета узда, выложенная золотом, также золотом было оковано и седло, по обеим сторонам седла были перекинуты два туго набитых мешка. В одном из мешков братья нашли золото, а в другом серебро. Возблагодарив Пречистую, Иоанн и Гавриил вскоре завершили строительство и украшение храма, а на оставшиеся деньги купили села для содержания монастыря. В этом монастыре братья и приняли иноческое пострижение, рассказывает автор сказания, причем Иоанн получил новое, иноческое имя Илия
Как отмечают современные исследователи, этот рассказ основан на реальных фактах. Действительно, новгородский Благовещенский монастырь и каменная церковь во имя Благовещения были поставлены братьями Иоанном (Илией) и Гавриилом. Правда, случилось это уже после того, как Иоанн стал новгородским архиепископом. Новгородская летопись сообщает об основании обители под 1170 годом, каменный же храм был построен девять лет спустя, в 1179 г. Так что где именно принял пострижение святой Иоанн, остается неизвестным.
Поставление Илии в сан епископа Новгородского произошло 28 марта 1165 г. в Киеве. Рукоположен на кафедру он был киевским митрополитом Иоанном. 11 мая того же года Илия приехал в Новгород. В том же году, повелением митрополита, новгородский владыка получил титул архиепископа. Илия возглавлял новгородскую кафедру более двадцати лет, до самой своей смерти в 1186 г. За это время, по свидетельству Жития, он построил в городе несколько церквей. При Иоанне, в 1170 г., произошло и чудо от Новгородской иконы Божией Матери "Знамение", во время осады Новгорода войсками суздальского князя.
Житие рассказывает еще об одном знаменитом чуде святого его победе над бесом. Однажды, когда святитель, стоял в полночь на молитве, бес, желая устрашить его, вошел в рукомойник, который висел в келье, и стал возмущать воду, производя шум. Святой понял, что это козни беса, подошел к сосуду и осенил его крестным знамением. Так бес оказался заперт в умывальнике и не мог вырваться оттуда. Сила крестного знамения так жгла его, рассказывает Житие, что бес не выдержал и стал молить святого выпустить его. В ответ Илия сказал: "За твою бесстыдную дерзость повелеваю тебе сею ночью отнести меня в Иерусалим и поставить у храма, где находится Гроб Господень, из Иерусалима тотчас же ты должен обратно перенести меня сюда в мою келью в ту же самую ночь, и тогда я отпущу тебя". В ту же ночь бес перенес Илию в святой город Иерусалим. Святитель поклонился Гробу Господню, а также и Животворному Кресту, и бес тотчас вернул его обратно в Новгород, в его келью. Уходя от святителя, бес умолял его никому не рассказывать о том, как он служил ему: "Если же ты расскажешь кому-либо о том, как ездил на мне, сказал нечистый дух, то я не перестану строить против тебя козни и наведу на тебя сильное искушение"
Спустя некоторое время святитель рассказал о своем путешествии в Иерусалим, правда, говоря как будто про кого-то другого, а не про себя. Слушатели удивлялись его рассказу, а бес скрежетал зубами на архиепископа, говоря: "Раз ты рассказал тайну, наведу на тебя такое искушение, что будешь ты осужден всеми своими согражданами как блудник". И с того времени бес начал мстить святому. Приходившие к архиепископу люди часто видели разные бесовские видения: то женские одежды, то монисто, то женскую обувь. А однажды бес превратился в нагую девицу, которая выбежала будто бы из кельи святого и побежала перед народом. Люди стали бранить и укорять Илию как блудника. И решили посадить его на плот, чтобы он уплыл из города по реке. Но произошло чудо когда плот спустили на реку, он поплыл не вниз по течению, а вверх, против течения, хотя никто не управлял им. И направился плот к Юрьеву монастырю, что находится недалеко от Новгорода. Так бес оказался посрамлен. Люди поняли, что они совершили неправедное дело и оклеветали невинного. Когда плот пристал к берегу и святитель сошел с него, люди бросились к нему с плачем и стали просить прощения Святитель простил их и рассказал о своей борьбе с бесом и о том, как бес захотел отомстить ему.
Перед смертью святитель оставил архиепископство и принял схиму, причем дано ему было новое имя Иоанн, то самое, которое он носил до пострижения. Тело его положили в соборе Святой Софии.
С течением времени гробница святителя была забыта, люди не знали даже, кто похоронен под надгробным камнем. Но в 1439 г., при новгородском архиепископе Евфимие Вяжищском, произошло обретение мощей святого. С того времени началось местное почитание святого. Общецерковное же празднование было установлено в 1547 г. митрополитом Макарием. День церковной памяти: 7 (20) сентября.
Во второй половине XV в. в Новгороде был прославлен еще один святой. Михаил Клопский (ум. 1453 или 1456) новгородский юродивый и чудотворец. Родился он в Москве в очень знатной семье. Некоторые современные исследователи считают его сыном князя Д.М. Боброка Волынского, героя Куликовской битвы и сестры Дмитрия Донского княгини Анны Ивановны. О жизни Михаила до появления в Новгороде ничего неизвестно.
Житие Михаила Клопского написано в 70-е гг. XV в. и представляет собой собрание чудес и пророчеств святого. Чудесным было и явление его в Новгородском Клопском Троицком монастыре в 1408 г. ночью, в канун "Иванова дня", отмечаемого 24 июня. Поп Макарий пришел в свою келью и вдруг увидел старца, который переписывает "Деяния апостола". Макарий испугался, позвал игумена и братию. Явившись, те обнаружили келью запертой, а в окно увидели пишущего старца. Трижды молился игумен и вопрошал старца: "Кто ты есть человек ли или бес? Как твое имя?" А старец отвечал теми же словами: "Человек ли или бес? Как твое имя?". Наконец, сломали дверь в келью, вошли и вновь вопросили. А старец ответил теми же словами. И молвил игумен: "Не бойтесь его. Бог послал нам этого старца".
Старец стал жить в монастыре, в отдельной келье, но имени его никто не знал. В 1414 г. в монастырь приехал сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич и опознал в нем своего родственника Михаила. С тех пор старец стал жить под своим именем.
Михаил Клопский прославился многими чудесами и предсказаниями. Предсказал Михаил Клопский гибель Дмитрия Шемяки. Князь Дмитрий просил блаженного: "Михайлушко, моли Бога, чтобы добиться мне великого княжения". Михаил же отвечал: "Добьешься, княже, трехлокотного гроба!". А в другой раз сказал Димитрию: "Княже, земля по тебе стонет". Вскоре Дмитрий Шемяка скончался.
Далеко неслучайным был тот факт, что в конце XV в. в Житии Михаила Клопского появляются его слова-пророчества, сказанные 22 января 1440 г., в день рождения будущего великого князя Ивана III Васильевича: "Родился у великой княгини сын Иоанн. Будет сей наследником отцу своему и захочет разорить обычаи земли нашей Новгородской, и будет граду нашему от него погибель; злата и серебра соберет много и будет страшен господарь всей земли Русской". Ведь в конце XV в. между Новгородом и Москвой шла жестокая война. Однако по прошествии полвека, в 1547 г., Михаил Клопский был включен в общерусский Собор святых. День памяти: 11 (24) января.
Но интересно, что уже во второй половине XV столетия московские мудрецы начинают осваивать духовный опыт других русских земель и включать местных святых в орбиту московского и общерусского почитания. К примеру, именно с XV в., усилиями именно московских властей начинается общерусское почитание новгородского святого, преподобного Варлаама Хутынского. Памятуя о давних политических и религиозных рознях между Москвой и Новгородом, особенно интересно рассмотреть причины, по которым Варлаам Хутынский стал почитаться как общерусский святой.
Преподобный Варлаам Хутынский (ум. в 1192/1193 или после 1200 гг., в миру звался Алекса Михайлович) родился в Новгороде. Довольно рано он избрал иноческий путь. Для этого он ушел из города и стал жить отшельником в 10 верстах севернее Новгорода, в местечке Хутынь, на правом берегу реки Волхов. Здесь он построил келью и принял монашеский постриг под именем Варлаама. Уже при жизни он прославился благочестием и строгостью монашеского бытия. Еще в XIX столетии сохранялись вериги Варлаама Хутынского, состоящие из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. А многих людей, приходивших к нему на Хутынь, привлекал его дар прозрения и чудотворения. Незадолго до смерти, в 1192 г., подвижник основал на Хутыне монастырь и устроил каменный храм в честь Преображения Господня.
Уже в конце XIII начале XIV вв. создаются первые варианты жития Варлаама Хутынского и начинается его прославление в новгородских землях. А в середине XV в. были обретены его нетленные мощи.
Вторая половина XV в. стала временем проникновения культа Варлаама Хутынского в Москву. Но церковное празднование в его честь началось в Москве и затем по всей России только с 1461 г. Это было связано с чудом, свершившимся с великокняжеским постельничим Григорием, во время пребывания великого князя Московского Василия II Темного в Новгороде.
Как гласит житие преподобного, Григорий тяжело заболел и был близок к смерти. Веруя в чудодейственную силу преподобного Варлаама Хутынского, Григорий попросил отвести его для молитвы в Хутынский монастырь. Во сне ему явился сам чудотворец и обещал исцеление. Обрадованный Григорий с верою говорил окружающим: "Если на пути меня застанет смерть, все равно и мертвого везите меня к преподобному".
Так и случилось по дороге в монастырь Григорий умер, но недалеко от обители вдруг ожил. А, прибыв в монастырь и поклонившись преподобному, он исцелился окончательно.
По уверению Григория, умерев, он узрел святителя Николая Чудотворца и Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам оградил Григория иконой Николая Чудотворца от бесов и сказал: "Григорий! Ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на помощь; молись ему и впредь, а я помощник твой". После чего вернул Григория в число живых.
Это чудо при гробнице Варлаама Хутынского настолько поразило великого князя, что он устроил первую в Москве церковь в честь чудотворца, и с этого началось его общерусское прославление. Так, уже в 1471 и 1480 гг. преподобный Варлаам числился в ряду чудотворцев русских в посланиях самого митрополита и собора русских иерархов.
Как можно заметить, общерусское прославление новгородского чудотворца началось с того момента, когда его чудотворная сила распространилась на московского жителя. Для религиозно-мистического сознания той поры это означало, что, несмотря на противоречия между Москвой и Новгородом, новгородский святой как бы благословил московского великого князя на дальнейшее собирание русской земли под своей властью.
Думается, что, во многом, именно эта причина стала главной при включении Варлаама Хутынского в число общерусских святых. Ведь факт чудотворного исцеления постельничего московского великого князя означал, что местночтимые святые включались в сонм небесных покровителей московских великих князей, создавая духовную поддержку и покровительство их деяниям.
Не случайно, чуду, случившемуся в 1460 г., начинает уделяться большое внимание в литературно-философской традиции. Уже в конце XV в. ему посвятили два "Сказания", авторами которых были Родион Кожух и Пахомий Логофет. А чуть позднее Пахомий Логофет, на основе какого-то ранее существовавшего текста, пишет житие Варлаама Хутынского.
Почитание Варлаама Хутынского продолжилось и в XVI столетии. Как сообщает Житие, образ преподобного Варлаама оказался очень близок великому князю московскому Василию III Ивановичу. Явившись в 15161517 гг. в видении князю с просьбой о поставлении игуменов в три монастыря, Варлаам стал очень почитаем Василием Ивановичем. Между ними установилась особая мистическая связь и преподобный часто являлся великому князю, укрепляя и обнадеживая его, он же возвестил князю о скорой кончине.
В 1515 г. по повелению московского великого князя Василия III Ивановича в Хутыне на холме был воздвигнут новый собор Преображения Господня, самый высокий из всех новгородских храмов. Житие Варлаама Хутынского включается в Великие Минеи Четьи, причем в него добавляются все новые и новые чудеса, совершенные новгородским святым. При этом Варлаам Хутынский, помимо заступника за Новгород, иногда выступает молитвенником и за всю Русскую землю.
В этом отношении, как заступник за Русскую землю, Варлаам Хутынский долгое время соседствовал с Сергием Радонежским, зачастую в патрональных видениях они являлись вместе. Особенно подчеркивался момент, когда в 1521 г., преподобный Варлаам Хутынский, вместе с преподобным Сергием Радонежским выступили в качестве заступников за Москву во время нашествия крымского хана Магмет-Гирея.
Причем это видение фиксировалось разными источниками. Например, Степенная книга сообщает, что некой престарелой монахине было видение: из Кремля, с иконой Божией Матери, стал уходить сонм святых, забрав иконы и святыни. По выходе из кремлевских ворот святители были встречены Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, которые умолили святых не уходить, а совершить совместный молебен за спасение Москвы. То же видение было еще трем бабам, о том же было поведано некому пономарю. Заступничеством Сергия и Варлаама отшествие святых, а значит и благодати, из Москвы не произошло, небесные силы вступились за Русскую землю и татары сами собой бежали из-под Москвы.
Таким образом, установление общерусского прославления преподобного Варлаама Хутынского может служить одним из примеров того, как московские церковно-политические власти в XVXVI вв. формировали в общественном сознании, с одной стороны, образ Москвы, как центра духовной жизни России, и, с другой стороны, образ России, как вместилища православной святости.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/