Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 4;Секстаккорды главных трезвучий |
Определение и обозначение.
|
Удвоение в секстаккорде и его расположение.
В секстаккордах главных трезвучий удваивается или основной звук, или квинта; удвоение терции нежелательно и применяется лишь в особых случаях.
Расположение секстаккорда может быть не только тесным или широким, но и смешанным Как видно из названия, при этом расположении одна пара верхних голосов (например, сопрано и альт) образует интервал, характеризующий тесное расположение (то есть унисон или кварту), а другая пара (в данном случае альт и тенор) интервал, свойственный широкому расположению (то есть квинту или октаву).
Применение секстаккордов |
По своей акустической природе секстаккорды менее устойчивы, чем основные трезвучия, поэтому они применяются, главным образом, внутри построения, способствуя естественной текучести изложения. |
Голосоведение |
Параллельные октавы (и унисоны) Благодаря увеличению количества возможностей в удвоениях и расположении секстаккорда приемы его соединения с трезвучием или с секстаккордом более многообразны. каждый из голосов, взятый сам по себе, движется как будто совершенно нормально, по всем правилам голосоведения, нормально так же как удвоение, так и расположение каждого из двух соединяемых аккордов. Однако если бас, альт и сопрано имеют каждый свое самостоятельное движение, то тенор дублирует, повторяет движение верхнего голоса (сопрано) октавой ниже. Эта дублировка образуется от параллельного движения двух голосов октавами (в иных случаях унисонами). |
Не допускаются гакже ни противоположные октавы, ни движение от унисона к октаве и наоборот:
Примечание: Наиболее распространенные исключения будут указаны своевременно
Не следует смешивать параллельные октавы с октавным дублированием того или иного голоса. В реальном четырехголосии, где каждый голос ведет свою самостоятельную партию (линию), внезапно возникающие параллельные октавы являются результатом небрежного голосоведения, художественно ничем не оправданного. Дублирующие же голоса, сознательно вводимые композитором, имеют своим назначением лишь усиление того или иного голоса.
Прием изложения, при котором в реальном четырехголосии один или два голоса излагаются в октавном удвоении, является очень распространенным. Следующие примеры ясно показывают, как происходит подобное октавное «обрастание» мелодии и баса:
Параллельные квинты |
При соединении трезвучий с секстаккордами (а также и в других случаях) возможно появление (по недосмотру) и другого запрещаемого исследования параллельных и противоположных квинт. Параллельные квинты образуются от перехода основного звука и квинты одного аккорда (трезвучия) соответственно в основной звук и квинту другого в той же паре голосов: |
Соединение секстаккорда с трезвучием кварто-квинтового соотношения |
Секстаккорд соединяется с трезвучием кварто-квинтового соотношения гармонически, в плавном голосоведении, то есть без скачков: |
Соединение секстаккорда с трезвучием секундового соотношения
В соединении S6D, независимо от удвоения основного Звука или квинты в первом аккорде, движение всех голосов плавное:
В соединении SD6 бас ведется на уменьшенную квинту вниз, а не на увеличенную кварту вверх. После скачка на уменьшенную квинту бас получает восходящее противоположное скачку движение, и это делает его мелодическое исследование более естественным; после же восходящего скачка на увеличенною кварту бас продолжает движение в том же направлении, что менее естественно и поэтому избегается при гармонизации мелодии:
Если в обороте SD6 субдоминантовое трезвучие дается в мелодическом положении квинты, то в доминантовом секстаккорде необходимо, во избежание параллельных квинт, удвоить квинту: