Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Ревизор состоялась 19 апреля 1836 г

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” (3)

У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди. Толкуют о добродетели, о Боге, а между тем не делают ничего
Из письма Гоголя к матери



Премьера комедии «Ревизор» состоялась 19 апреля 1836 г. на сцене Александринского театра в Петербурге. В зале собралась избранная публика, государь император Николай Павлович не только сам был на премьере, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех».

Вскоре после постановки комедии Гоголь отвечал своим недоброжелателям: «Великодушное правительство глубже вас прозрело высшим разумом цель писавшего». Какова же была эта благородная цель? Замысел Гоголя был рассчитан как раз на то, чтобы вовлечь зрителя в спектакль, дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует не где-то, но в той или иной мере в любом месте России, а страсти и пороки чиновников есть в душе каждого из нас.

По поводу Хлестакова сам автор высказался очень образно: «Пословица не бывает даром, а пословица говорит: «Хвалится черт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти». В этом описании так и видится Иван Александрович Хлестаков.

Хлестаков не просто фантазер. Он сам не знает, что говорит и что скажет в следующий миг. Словно за него говорит некто, сидящий в нем, искушающий через него всех героев пьесы. Хлестаков - щелкопер, весь состоящий из надуванья. Умеет запустить пыль, раскричаться, распечь. Если при нем струсишь - тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет.

Появление Хлестакова в комедии не случайно. Оно - как семя на взрыхленную почву. Эта почва - уездное чинопочитание, «электричество чина» рождало «силу всеобщего страха» в уездном городе. Персонажи сами «делают» Хлестакова. Городничий его боится, так как в нем «сидит» готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, что требует среда. А уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию. И чисто хлестаковская бесшабашность, безудержное вранье - все сходит с рук герою. Гоголь именно так характеризовал Хлестакова. Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают окружающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной. Он - крошечный винтик огромной машины, послушный исполнитель, обреченный в своей службе и жизни вообще на роль ведомого. Хлестаков занимает весьма скромное место на лестнице общественных отношений, разделенных чинами. Когда в провинции Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, а сочиняет небылицы. Лишь в первых словах хвастливой исповеди проскальзывает упоминание о настоящей роли героя в чиновничьем Петербурге: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет.». Стихия его стремительного движения обнаруживает себя в его рассказе очень любопытно: «И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткой: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, - говорит, - сапоги почищу» Еще нужно подчеркнуть, что у Хлестакова исключительность какого-либо явления, его привлекательность и неповторимость измеряется в количественной характеристике. Вспомним, как Хлестаков поражает воображение чиновников своими петербургскими обедами. Арбуз на его столе - «в семьсот рублей», а главное достоинство супа в огромном расстоянии - он «прямо на пароходе приехал из Парижа».

Этот количественный охват распространяется на всем стороны жизни («Я везде, везде.»). Так же и с литературой: «все написал, всех изумил».

Будучи неприметной, жалкой личностью, Хлестаков в воображении своей становится над другими, захватывая в минутное подчинение всех. Есть такое выражение: «Короля делает свита». Вот таким «королем на час» и стал Хлестаков в окружении персонажей комедии.

А ведь есть самое элементарное объяснение поведению этого героя. Дело в том, что Хлестаков очень голоден. Денег у него нет, и не предвидится, обед в долг не дают. Но он не производит впечатления несчастного. Хлестакова спасает приглуповатость. Лишь у человека инфантильного может быть такая логика: если я голоден, нужно пройтись. А в разговоре со слугой Хлестаков прибегает просто к ребячьей логике: «Ты растолкуй ему сурьезно, что мне нужно есть. Деньги сами собою.».

И не раз на протяжении комедии мы убеждаемся в инфантильности Хлестакова, его простодушном эгоизме, который он сам излагает в жизненном кредо: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Свои приключения по женской линии Хлестаков изображает как ребячьи выдумки. Его ухаживания за Марьей Антоновной и ее матерью воспринимаются как шарж. «Я готов на коленках у вас просить прощения (Падает на колени). Простите же, простите! Вы видите, я на коленях». Вскоре он бросается на колени перед матерью. Легко, с беззаботностью Хлестаков берет деньги у чиновников, ухаживает попеременно за дочерью и женой городничего, не задумываясь, делает предложение Марье Антоновне. Он постоянно манерничает, стремясь произвести впечатление, особенно на дам. «Рисуясь» - едва ли не самая характерная авторская ремарка применительно к Хлестакову. Смутная догадка о том, что его приняли за какого-то другого, нисколько его не озадачивает. Он нежится в потоке приятных ощущений и беззаботно отмахивается от совета Осипа уехать поскорее: «Нет, мне еще хочется пожить здесь». «Ревизор» стал той комедией, где выведены на сцену «русские характеры». Но это еще не все. Талант Гоголя выявил такое социальное явление, как «хлестаковщина». В чем же суть этого порока? Хлестаковщина - это внутренняя пустота, глупость, притворство, приспособление к обстоятельствам. Примитивность сознания, фразерство, инфантильность, себялюбие - тоже ее отличительные черты. Это явление очень опасно тем, что может быть в любом человеке в большей или меньшей степени, может скрываться за более или менее привлекательной маской. Явление хлестаковщины очень многолико. Это и манерность, стремление пустить пыль в глаза, простодушный эгоизм. И, что самое удивительное, оно исключительно живуче и передается «по наследству» из поколения в поколение, из века в век. Поэтому, несколько переиначив слова Гоголя, обратимся к человечеству с таким пожеланием: «Всмотритесь пристально в себя, не сидит ли хлестаковщина в каждом из нас?»




1. тема государственных органов Ауд
2. Швидкість виходу людини з небезпечної зони 3 км-год або 083 м-сек а безпечна відстань до потягу повинна бути
3. Cheerful Temper From my fther I received the best inheritnce nmely ldquo;good temper
4. Правовое регулирование договоров в сфере создания и передачи исключительных авторских прав
5. тематических логопедических занятиях ребёнок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику правильно
6. ТЕМА- Вакуумная печь для химикотермической обработки с газовым охлаждением под высоким давлением
7. сложная ситуация последовательность ситуаций представляющая узел сгусток проблем которые представляют
8. неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчётов между организациями при кот.html
9. 2 Год рождения образование 1
10. Тема 16 1
11. ТЕМА 1 МЕТОДОЛОГІЧНІ ЗАСАДИ СТАТИСТИКИ
12. на тему- Управление проектами Выполнил-ст
13. тематике для группы 11Г12н 1.
14. Поне предмет и метод УП
15. Управление развитием региона
16. Статья- Положение субъекта познания в контексте концепции глобального эволюционизма
17. Содержание и порядок учета издержек хозяйственной деятельности
18. Lectures if their schedule does not llow them to go home
19. Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта
20. История спортивной медицины