Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Захар Прилепин готовится к «прыжку». А пока раздает автографы поклонницам в Челябинске
16.10.2012
Модный российский писатель, лауреат национальных и зарубежных премий Захар Прилепин накануне вместе со своими коллегами встретился с читателями в челябинском ТРК «Фокус». Встреча состоялась в рамках II Литературного фестиваля «Открытая книга» и прошла в естественной для книжного супермаркета вдумчивой обстановке. Как водится в литературной среде, говорили о материях тонких, но фундаментальных. О счастье и верности, любви и свободе. О том, что кому-то всегда нужен кто-то. И о заботе, в том же контексте.
«Мне хочется, чтобы каждому человеку было о ком заботиться, и в молодости, и в зрелости, и в старости. Это не просто большое удовольствие, а, наверное, самая разумная форма существования. Потребность заботиться о ком-то одна из базовых потребностей человека», открыла встречу сценарист и прозаик Марина Степнова.
«Человеку нужно заботиться о ком-то, а критику нужно заботиться о писателе. Чтобы последний не закис или не зажирел. Прилепин сегодня обласкан критиками. С него, можно сказать, начался определенный этап в литературе, продолжил тему редактор отдела культуры журнала «Огонек» Андрей Архангельский. Прилепин очень открытый писатель, и проза у него такая же, открытая. Она приглашает к разговору, я бы даже сказал, к спору».
Коснулись инженеры человеческих душ и других насущных потребностей человека.
«Сегодняшние встречи с писателем превратились в раздачу автографов и комплиментов. Любой писатель нуждается в комплиментах. Но Захар Прилепин в большей степени нуждается в ваших советах. Прилепин, как автор, сейчас находится на перепутье и готовится к новому прыжку. Поэтому вы нужны нам не как статисты, но как активные соучастники», добавил А. Архангельский.
О своем авторском перепутье и ребрендинге подробнее высказался уже сам Захар Прилепин.
«Я вспоминаю нашумевшее «Письмо товарищу Сталину от имени либеральной интеллигенции», которое было опубликовано сначала в интернете, а затем растиражировано множеством сайтов и изданий. Потом было много объяснений. Как по поводу письма, так и меня самого. Веселая была история, вспоминает писатель. С моей стороны это был, как я сам его называю, радикально-эстетический жест. Он был не столько провокацией, сколько попыткой сбалансировать личное ощущение от происходящего в стране».
По мнению литератора, в стране наблюдается некоторый «перекос»:
«Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, Россия страна далеко не либеральная. И вместе с этим, мы находимся в формате «media», который, так или иначе, транслирует либеральные ценности. Мне всегда казалось странным, что главные государственные «головы», представители медиа и журналисты, одинаково негативным образом трактуют историю России XX века. Она, безусловно, сложная и во многом чудовищная. Но юродство и «пляски на гробах» всегда приводили меня в бешенство. Потом появилось это письмо, и я понял во мне включились процессы не политические, но личностные».
Анализируя эти процессы, автор допускает, что они могут иметь и возрастную природу, ведь Захар недавно отметил свои 37 лет. Пушкина, например, в этом возрасте уже застрелили. Маяковский застрелился сам. А теперь вот Прилепин вошел в роковой возраст русского литератора.
«И, видимо, подсознательно, у меня возникло желание полностью изменить своё присутствие в литературе. Сделать ребрендинг», подытожил писатель.
Что касается «послужного списка» Прилепина, то он придал бы уверенности для такого «прыжка» любому писателю. 16 литературных премий и признание в профессиональном сообществе («новый Горький», «мужик» в литературе и другие не менее лестные отзывы коллег) в какой-то момент стали чрезмерно сладкими. И естественно, писателю нужен был какой-то жест, способный прогнать эту приторную иллюзию. Тогда и возникло «Письмо товарищу Сталину». Возникло как протест, как реакция на фальшивое благополучие.
После публикации «Письма» все изменилось. Михаил Швыдкой, в недавнем прошлом товарищ и соратник, написал, что «Прилепин больше не русский писатель». И Шендерович обвинил Прилепина во всех смертных грехах. Жизнь писателя начала резко налаживаться. Однако сладковатое послевкусие прошлого в ней все еще наблюдается. А возникает оно, как и прежде, при получении комплиментов или раздаче автографов.
Фото и текст Алексея Турулёва.