Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лабораторное занятие 1 (в вузе)
Использование учебной картины.
Проведение занятия предполагает моделирование ситуации формирования исторических знаний и представлений с помощью событийной и типологической картин.
Цель занятия: закрепить и углубить знания студентов о процессе формирования представлений школьников об исторических событиях и явлениях , отработать умение работать с учебной исторической картиной на разных этапах урока.
План:
Задания:
Литература:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: практическое пособие. М., 2000. Тема 11.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. & 19.
3. Джон Никол. Ремесло учителя истории. Гл. 9 (рисунки визуальный образ),
гл. 10 (Предметы прошлого и муляжи)
4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Тема 15.
4. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Книга 1. & 18 (метод опорных конспектов)
5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. С.90-103.
Лабораторное занятие 2 ( в вузе)
Использование художественной исторической картины
Проведение занятия предполагает моделирование ситуации формирования знаний и представлений об исторических событиях и процессах на основе художественной картины
Цель занятия: закрепить и углубить знания студентов о использовании изобразительной наглядности на уроке, отработать умение работать с художественной картиной на разных этапах урока.
План:
Общее задание: определить этапы работы с художественной картиной на уроке истории, составить план анализа картины.
Задания по подгруппам:
1-я разработать и представить фрагмент урока с использованием картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» («Меньшиков в Березове») в качестве «завязки урока».
2-я - разработать и представить фрагмент урока с использованием картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» («Меньшиков в Березове») в качестве иллюстрации изложения учителя.
3-я - разработать и представить фрагмент урока с использованием картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» («Меньшиков в Березове») в качестве исторического источника.
Оформить презентацию в Power Point
Литература:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ.пособие. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. С.117-118.
2. Глоссарий «Художественные средства» Режим Доступа http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_exs2.cgi?RVzkumlxyiltt:l!xwlkxyig
Методические рекомендации для студентов:
Для организации работы с картиной используйте следующую схему анализа картины, при необходимости внесите свои дополнения и изменения:
2. Для выполнения задания используйте слова терминов для анализа художественных произведений:
Художественные средства все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, колорит, штрих, фактура и т.д.
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
К композиционному построению относится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения.
При этом выделяются контрасты и ритмическое расположение основных масс и силуэтов в картине. В композиционном решении произведения большое значение имеет выбор точки зрения на изображаемое. При работе с натуры к композиции относятся и поиски мотива для изображения, подбор и расстановка предметов и постановка живой модели. Работа над композицией включает также перспективные построения изображения, согласование масштабов и пропорций, тональное и цветовое решение произведения.
Средства композиции включают:
Формат. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток. Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиций.
Динамика и статика. Правило передачи движения:
если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;
эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Целостность. Необходимое важнейшее качество произведения искусства, способствующее его большей художественной и образной выразительности. Целостность изображения заключается в соответствии разных его частей друг другу, в подчинении частного общему, второстепенного главному, частей (деталей) целому, а также в единстве приемов исполнения.
Симметрию и асимметрию. Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией. Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.
Открытость и замкнутость. Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Если необходимо показать большой простор, то не следует перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции.
Пространство. Для изображения пространства используются композиционные схемы (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и т. п.).
Композиционный центр. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.
Контраст. Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст сопоставление светлого и темного. Светлый объект лучше заметен, выразителен на темном фоне и, наоборот, темный на светлом. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.
Равновесие. В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной или неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим.
Ритм это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Цвет (англ. colour, фр. couleur, нем. Farbe) свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передается посредством отношений цвета и цветовых оттенков. В натуре цвет всегда воспринимается в отношениях с окружающими его цветами, с которыми он находится в строгом взаимодействии и зависимости.
Цветовая гамма цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.
Полихромия многоцветность.
Монохромия использование одного цвета.
Монохромный одноцветный.
Хроматические цвета цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от другого. Хроматические цвета цвета солнечного спектра, создающиеся при преломлении солнечного луча. Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу». Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных цветов к теплым.
Ахроматические цвета белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.
К основным качествам цвета относятся:
цветовой тон особенность цвета отличаться от других цветов спектра (красный, синий, желтый и др.);
светосила (светлые и более темные цвета); насыщенность (интенсивность цвета);
выделяют теплые и холодные цвета:
теплые (в сознании человека ассоциируются с солнцем, огнем) красный, желтый, оранжевый, бежевый, коричневый и т.д. имеют свойство приближать предметы;
холодные (ассоциируются с прохладой, льдом, снегом) зеленый, синий и т.д. отдаляют предметы.
Большое значение в живописи имеют и отношения дополнительных цветов и оттенков. Находящиеся рядом дополнительные цвета усиливают друг друга. Эти же цвета являются и контрастными.
Цвет локальный это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную части, не принимая во внимание взаимодействия рефлексов и контрастов. В силу этого локальные цвета всегда несколько условны. Локальный цвет представляет собой плоское красочное пятно.
Контрастность цвета тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).
В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит), а цветовая композиция колористическое решение.
Колорит (от лат. Color цвет) понятие о взаимоотношениях цветов: об их сходстве и различии, согласии и несогласии. Колорит система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности. В зависимости от преобладающей цветовой гаммы он может быть холодным, теплым, светлым, зеленоватым и т.д.
Гармоничное сочетание цветов создает впечатление устойчивости, покоя. Контрастное сочетание ощущение тревоги, драматизма.
Нюанс, оттенок изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды, небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому фону, различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.
В понятие колорит входят так же и светотеневые отношения.
Светотень (ит., англ. chiaroscuro, фр. clair-obscur, нем. Helldunkel) градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.
В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
Свет в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства этот термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.
Тень элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Собственными называют тени, принадлежащие самому предмету. Размещение этих теней на его поверхности обусловлено формой данного предмета и направлением источника света. Падающие тени, отбрасываемые телом на окружающие предметы.
Полутень один из элементов светотени. Полутень как в натуре, так и в произведениях искусства это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.
Рефлекс в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; в рисунке отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.
Блик элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.
Моделировка передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном (светотенью), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая стороны неразрывно связаны между собой. Степень моделировки обусловлена содержанием произведения и замыслом художника.
Тон степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими другие качества цвета.
Перспектива (от латинского perspicio ясно вижу) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
Перспектива кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии; наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование законов перспективы помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве.
Основные виды перспективы:
Линейная перспектива способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины.
Воздушная перспектива кажущееся изменение некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды, изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления предмета от глаз наблюдателя.
Обратная перспектива способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а на зрителя; условная система построения пространства, в которой изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми с нескольких точек зрения и увеличиваются по мере их отдаления от зрителя, а пространство разделяется на самостоятельную зону.
Параллельная перспектива вид перспективы, в котором параллельные линии изображаются как параллельные; точка их пересечения (центр проекции) перенесена в бесконечность. Характерна для дальневосточной живописи.
Ракурс сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.
Точка зрения важнейший термин перспективы, определяющий место, где находится наблюдатель (художник). Например, точка зрения очень низкая, так называемая лягушачья перспектива, придает предметам и фигурам монументальный вид, очень высокая перспектива («с высоты птичьего полета»), дает эффект панорамной перспективы.
Точка схода мысленно определенная на линии горизонта точка, к которой сходятся линии параллельных граней или сторон прямоугольных предметов. В сложной композиции может быть несколько точек схода.
Пространственные планы при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя, части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства. Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний, средний и дальний. Их количество может быть различным и зависит от объекта, который изображают, и от творческого замысла.
Пропорция мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. В изобразительном искусстве пропорции многообразны. Художник имеет дело с различными видами пропорций. Они определяют не только построение форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, соотношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу и т.д.
Пластичность художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки.