Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

правовая философия формировалась в эпоху когда общая идея права переживала свое полное угасание

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

§ 4. Теократическая утопия Владимира Соловьева

Теократическая утопия В. Соловьева стала поворотным этапом в развитии русской консервативной мысли. Его политико-правовая философия формировалась в эпоху, когда общая идея права переживала свое полное угасание. Два крупнейших правоведа, один из старшего поколения (Б. Чичерин), другой из нового (Л. Петражицкий), единодушно заявили о разложении современного им правосознания. В это смутное для философии права время В. Соловьев выступил с обоснованием религиозной сущности права. Два мотива привели философа к новой для него.проблематике: разрыв со славянофильскими иллюзиями о ненужности права для «благословенных Богом народов» и критика учения Л. Толстого, утверждавшего, что право всегда и при всех условиях вредно и безнравственно.

В системе В. Соловьева этика явно превалирует над психологией и авторитарностью. Не государство создает право (хотя именно оно придает праву характер реальности и силы), а, напротив, само государство является воплощенным правом, так как только в государстве право находит условия для своего действительного осуществления. Государство должно основываться не на деспотизме власти, а на равновесии многих сил, на равновесии, выраженном в законе этом «общем для всех борющихся сторон пределе».

Власть как уравновешивающая сила играет в концепции Соловьева роль опоры человеческого общежития, противостоящей натиску стихийных сил как внешних, так и внутренних.

Чтобы не превратиться в левиафана, государство должно нести некую сверхзадачу: оно должно быть деятельно нравственным, подчинять себя религиозному началу. Государство, как и закон, есть только внешнее равновесие, высший идеал лежит в основе внутренних нравственных взаимоотношений

Тихомчров П. Там же. 4.3.-С. 223.

живых сил общества. Общество как организованная нравственность противопоставляется государству как воплощенному закону. Вместе с тем государство входит составной частью в общество. Структура же общества троякая: экономическое общество, государство, церковь. Как и в случае с правом, мерило совершенства государственной организации прежде всего в степени пронизанности ее той идеей, выразителем которой она является, т. е. степени идеальности, нравственного достоинства. С нравственной точки зрения все общество является объективно осуществляемым содержанием разумно-нравственной личности. «Дело не во внешнем охранении тех или других учреждений, которые могут быть хорошими или дурными, а только в искреннем и последовательном старании усовершенствовать внутренне все учреждения и отношения общественности, могущие стать хорошими, все более и более подчиняющему их единому и безусловному нравственному идеалу свободного единения всех в совершенном добре». Иерархия нравственного начала организуется прежде всего в церкви, откуда она нисходит на другие, низшие, ступени общественной системы.

По Соловьеву, основы любого общественного строя всегда сводятся к двум главным видам: суверенитету божественному и суверенитету народному. Философ определенно отдает предпочтение первому: только наличие высшей нравственной истины оправдывает власть;  количество же людей, «заявляющих притязание на власть» (отдельный человек, большинство народа или большинство всего человечества), само по себе не представляет никакого нравственного права. «Масса как масса не представляет никакого внутреннего преимущества».

Соловьев тщательно исследовал взаимоотношения таких категорий, как государство, общество ч индивид. Государство само по себе не может подменять высшую духовную власть. Государство, видящее цель лишь в самом себе, бесцельно и бессмысленно: таким было древнее языческое государство. «В современном мире существует несколько воззрений на взаимоотношение церкви и государства. Так, согласно восточному воззрению, христианство отодвигает государственную жизнь на второе место, ставя на первое место жизнь духовную или 'религиозную! С точки зрения Запада, христианство признает за государством положительную задачу и деятельно-прогрессивный характер. Западное христианство не только призывает государство к борьбе со злыми силами мира под знаменем церкви, но и требует от него также, чтобы оно

проводило в политике и международной жизни нравственные начала, поднимающие мирское общество до высоты мирского идеала»'.

В сво.ем анализе дохристианской государственности Востока и Запада Соловьев отмечал, что для восточных народов их деспотическая империя выявила себя как аппарат подавления, а для западных (с их гуманистической политикой) государство стало олицетворением всех человеческих достижений и истин: в нем видели высочайшую цель жизни и государство стало там всепоглощающей силой.

Для Соловьева общество не является простым механическим соединением индивидов: оно имеет собственный организм и собственное личностное бытие, христианская солидарность и братство суть жизни социального организма.

Социальная структура соловьевского общества делится на три класса, в целом совпадающих с платоновскими стратами: земледельческий, городской и класс «лучших людей» (в основе своей состоящий из воинов, чиновников и пророков). В древнем дохристианском обществе данные классы были объединены посредством государства. Христианство освободило их от этих пут и предложило взамен иной способ связихристианское государственное искусство как «образец леги-тимного союза церкви и государства».

Соловьев видит сущность правового государства не только в обеспечении прав индивида, но в значительно более сложном конгломерате межсубъектных отношений, конкуренции, конфликтов и в необходимости их справедливой координации. Коллективный опыт важнее для поиска истины, чем индивидуальный; нравственный идеал приобретается личностью только в общественной среде. По своему существу «общество не есть арифметическая сумма или механический агрегат, а нераздельная целостность общей жизни, отчасти уже осуществленной в прошедшем и сохраняемой через пребывающее в общественном предании, отчасти осуществляемой в настоящем посредством общественных служений и, наконец, предваряющей в личном сознании общественного идеала свое будущее совершенное осуществление»^

Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность сжатое или сосредоточенное общество. Различное соотношение обоих дает три восходящие ступени и формы жизненного и духовного развития: родовая, нацио-

1  Соловьев B.C. Собрсоч. Т. 2. - СПб., 1900. - С. 131-132; Т. 3. -С. 372-373.

2  Соловьев B.C. Собр.соч. Т. 8.-С. 230-231.

нально-государственная, всемирная. В этих сочетаниях религиозный (предание), политический (служение) и пророческий (идеал) факторы соответственно играют различную историческую роль. Возникновение всякого общественного союза происходит на основе нравственного принципа предшествующего ему союза: так, государство возникает (в результате войны или договора) на базе родового союза.

Исторический опыт дает нам богатое разнообразие существовавших ранее общественных форм, реализовывающих тот или иной нравственный идеал. Деспотическитеокра-тический строй обеспечил в свое время, считает Соловьев, консолидацию людей в борьбе с первобытной природой, организацию дисциплины, скрепленную самой могущественной санкцией религиозной.

Появление национального государства подготавливает почву для превращения его в правовое. Достигнутый уровень национального единства должен быть очерчен соответствующими границами, а национальная целостность скреплена обручами внутренней солидарности. Наиболее активные силы народа участвуют в формировании общественной жизни, в механизмах власти. Именно эти силы противостоят деспотизму государства. На этом этапе развития государственности стремительно возрастает значение индивида как личности и на первый план выдвигается проблема либерализма и социализма.

По убеждению Соловьева, несостоятельность либеральной идеологии заключена в том, что она принципиально отделяет хозяйственную область от нравственной, а несостоятельность «всякого социализма заключается в том, что он допускает между этими двумя различными, хотя и нераздельными, областями более или менее полное смешение или ложное единство»'.

Соловьев неодобрительно относится к Французской революции и европейскому либерализму. В ходе буржуазной революции власть феодалов была заменена властью буржуазии и капитала, что стало единственным и явно недостаточным для равенства следствием революционного переворота. По мнению философа, теоретические цели либерализма (свобода, равенство, братство) могут быть реализованы только в Христианстве. В теократической доктрине Соловьева категории «демократия», по-видимому, нет места, а сама свободная теократия является системой, отличной как от государственного и церковного абсолютизма, так и от аристократической и

1  Соловьев B.C. Собр. соч. Т. 3.-С. 372-373.

279

демократической республики. В этой системе основной акцент делается на власть божественную, но отнюдь не человеческую.

Демократия же, по Соловьеву, это участие народа в отправлении общественной власти через обладание и реализацию политических прав, обеспеченное волей государства. Демократия, в его понимании, противовес абсолютистским тенденциям государства.

Власть в теократическом государстве «само-дер-жавие совести» и не может вылиться в безнравственные и фальшивые нормы, поскольку она не нуждается (как в демократии) в контроле снизу. Теократия одновременно лишает государство его обычного абсолютистского характера и дает возможность обществу свободно себя реализовать в творческой деятельности.

Теократическое государство, в понимании В. Соловьева,это христианское государство. Неопределенность, существующая в социалистической идее по вопросу о соотношении духа и материи, на практике приводит к постепенному отчуждению от высших духовных интересов, когда за материальной стороной человеческой жизни начинает признаваться самостоятельное и принципиальное значение. «Господствующее положение в социализме естественно достается тому началу, под знаменем которого выступило все то движение, т. е. началу материальному, ему всецело подчиняется область отношений экономических, которая затем признается главной, основной, единственно реальной... В этом пункте исчезает внутреннее различие между социализмом и враждебной ему буржуазной экономией».

Две проблемы оказались современными духовному становлению Соловьева: революционное общественное движение и определенно националистические тенденции обе он пытался решить на путях религиозного переживания. Соловьев не отрицает позитивного значения национализма: будущее воссоединение церквей и народов должно произойти таким образом, чт^бы в процессе единения не были утеряны национальные черты каждой составной части целого. Но оправдывая сентименты национализма, Соловьев настаивает на их подчинении высшим целям и ценностям: «Универсальное выше национального». Неверно понятый национализм может превратиться в страшное зло: как эгоизм есть оборотная сторона личности, так и национализм есть только оборотная сторона национальности.

Национализм является перевернутым патриотизмом. Трагическая ошибка национализма заключается прежде всего в том, что он пытается реальное и относительное превратить

в абсолютное: заменить Бога и его универсальную церковь абсолютом национального государства.

По мнению Соловьева, три главных фактора определяют истинное христианское государство: духовный авторитет вселенского первосвященника, представляющего истинное непреходящее прошлое человечества; светская власть национального государства, олицетворяющего интересы, права и обязанности настоящего, и свободное служение пророков, открывающее начало осуществлению идеального будущего человечества. Гармоничное сотрудничество этих трех факторов важнейшее условие социального, национального и духовного прогресса.

Идея универсального единства особенно отчетливо проявилась в ходе полемики Соловьева с русскими националистами: он называл их национализм панславизмом и «фаталистическом исламом государства». Воссоздавая путь русской национальной идеи, Соловьев стремится к духовному воссоединению России и Запада, особенно перед лицом угрожающего им обоим «панмонголизма», фатально приближающего конец мировой истории.

Историю формируют три силы. Первая из них олицетворяется в деспотическом монизме и исламе. Идеал полного единства для нее заключается в уничтожении каких бы то ни было различий, в полной унификации.

Вторая сила идентифицируется с анархическим плюрализмом и западной цивилизацией, для которых характерна неопределенная степень индивидуальной свободы.

Наконец, третья, синтезирующая сила представлена в истории славянским миром, и русским народом в особенности. Мессианская идея проявляется здесь со всей очевидностью.




1. И тут же на его глазах с ветки оторвалось и упало на землю яблоко
2. Тема моей выпускной квалификационной работы Аудит операций с денежными средствами
3. Однако то что делается сегодня в сфере инвестиционной политики исполнительными и законодательными стр
4. Тема 8- Страхування та заміщення приватного нотаріуса припинення діяльності 1
5. Бюджетное право
6. тема и структура органов прокуратуры Выполнила студентка- Научный руководитель-
7. Норм и аномальные товары
8. Контроль результатов деятельности как главный элемент управления персоналом
9. Анализ послеоперационных осложнений при аппендиците
10. Классный час География Английский
11. Общие положения 1.html
12. Могилянська академія
13. Этническая картина мира
14. Я позитивный манипулятор Функции страхования- Рисково защитная ' это целевая функция страхован
15.  Однолинейная схема исследуемой системы
16. Общаться с ребенком.1
17. ТЕМА- Проектирование аспирационных и вентиляционных установок и сетей Группа Студент
18. 10 сентября 2006г
19. Музыкальная культура Астрахани
20. Этрусская мифология