Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Понятие педагогической техники

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

1. вопрос

Понятие педагогической техники

Педагогическая техника - это умение использовать собственный психофизический аппарат как инструмент воспитательного влияния. Это - владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в воспитательной работе. Понятие «педагогическая техника» содержит две группы составляющих его частей. Первая группа связана с умением педагога руководить своим поведением: техника владения своим организмом (мимикой, пантомимикой); управление эмоциями, расположением духа для снятия лишнего психического напряжения, пробуждение творческого самочувствия; овладение умением социальной перцепции (техника управления вниманием, воображением); техника речи (управления дыханием, дикцией, громкостью, темпом речи). Вторая группа связана с умением повлиять на личность и коллектив: техника организации контакта, управления педагогическим общением; техника внушения и т.п. Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия педагога, либо на умение это самочувствие адекватно проявить внешне. Поэтому мы, вслед за театральной педагогикой, условно будем разделять педагогическую технику на внешнюю и внутреннюю соответственно цели её использования.

Внутренняя техника - создание внутреннего переживания личности, психологическое настраивание учителя на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувства.

Внешняя техника — воплощение внутреннего переживания учителя в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике. Рассмотрим, как учитель может научиться руководить собою, какая внутренняя и внешняя техника помогает ему в этом.

Внутренняя техника учителя

Самочувствие педагога не является личным делом, так как расположение духа его отражается и на учениках, и на коллегах, и на родителях школьников. Каждое слово учителя не только несёт информацию, а и передаёт отношение к ней. Оценка ученику за ответ - это и проявление того, как воспринимает его работу педагог, который влияет на отношения в классе, создаёт определённую атмосферу в обучении.

Учитель должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого важно работать над выработкой такого синтеза качеств и свойств личности, которые дадут возможность уверенно, без лишнего эмоционального напряжения осуществлять свою профессиональную деятельность:

  •  педагогического оптимизма;
  •  уверенности в себе как в учителе, отсутствия страха перед детьми;
  •  умения владеть собою, отсутствия эмоционального напряжения;
  •  наличия волевых качеств (целеустремлённости, самообладания, решительности).

Все эти качества характеризуют психологическую устойчивость в профессиональной деятельности. В основе её - положительное эмоциональное отношение к себе, ученикам, работе. Именно положительные эмоции активизируют и вдохновляют учителя, придают ему уверенность, исполняют его чувством радости, положительно влияют на отношения с детьми, родителями, коллегами. Отри-цательные эмоции тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревогу, страх, подозрение. А.С. Макаренко считал, что в детском коллективе может быть «постоянная бодрость, никаких пасмурных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность действовать, радужное расположение духа, мажорное, весёлое, бодрое расположение духа». Мажорный тон коллектива помогает успешному продвижению к цели, преодолению трудности.

Учителю надо уметь играть, причём не только внешне. Доброжелательное выражение лица требуется не только для того, чтобы настроиться на мажор, но и для того, чтобы пробудить центры положительных эмоций и создать хорошее расположение духа. При такой игре приёмы поведения закрепляются и характер постепенно меняется. Учитель с искренней радушной улыбкой и сам ста-новится жизнерадостным. Если же плохое расположение духа не отступает, следует заставить себя улыбнуться, удержать несколько минут улыбку и подумать о чём-то приятном. Плохое настроение начнёт «размываться». Вы успокоитесь, и к вам может возвратиться присущий вам оптимизм. Если мы внешне не проявляем эмоций, это не исключает их отрицательного действия. На почве постоянных отрицательных реакций развиваются различные заболевания. Для их профилактики нужны не просто сдерживание, избегание ситуаций, которые вызывают отрицательные состояния, а и разрядка от отрицательных эмоций с помощью создания очагов защитного возбуждения, которыми могут быть музыка, общение с природой, трудотерапия, чтения книг (библиотерапия), юмор. Здесь поможет разумное увлечение спортом, что даёт «мышечную радость». [2, с.155 - 156] Влияние на эмоциональную сферу — процесс сложный, и не всегда учитель способен достичь равновесия, стремясь пробудить положительные реакции. Для регуляции самочувствия следует обратиться и к интеллектуальной (развитие саногенного мышления), и к волевой сферам.

Таким образом, руководить своим психическим состоянием можно. Для этого учитель имеет возможность воспользоваться определенным арсеналом средств развития внутренней техники.

Внешняя техника учителя

Важная предпосылка творческого процесса - гармоническое единство внутреннего содержания деятельности и внешнего его проявления. Педагогу следует научиться адекватно и эмоционально выразительно выражать своё внутреннее состояние, мысли и чувства.

Элементами внешней техники учителя есть вербальные (языковые) и невербальные средства. Именно через них педагог проявляет свои намерения, именно их «читают» и понимают ученики.

3. вопрос Внешний вид  учителя

Во все времена учителя передовики-новаторы задумывались над решением важных профессиональных вопросов: «Как построить диалог с классом? Что сделать для того, чтобы привлечь внимание учеников? Как завоевать уважение детского коллектива?». Практика показывает, что важный момент взаимодействия педагога с аудиторией – это внешний вид учителя. Разделить понятие «культура внешнего вида учителя» можно на две составляющие:

  •  стиль и манера одеваться;
  •  особенности поведения.

Одежда для урока

Аудитория встречает по одежке, поэтому в подборе костюма людей этой профессии важна любая мелочь. «Положение о вешнем виде учителя» говорит о том, что не стоит выбирать в класс ультрамодных, коротких, обтягивающих нарядов. Предпочтение отдается классическим, строгим, респектабельным костюмам. Для педагогов-женщин допустимо элегантное платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой.

При выборе одежды важную роль играет цветовая гамма. Не стоит проводить урок в платье огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. В этом случае ученики не будет отвлекаться на «яркую тряпку» и смогут сосредоточиться на излагаемом учебном материале. По этой же причине не нужно подбирать одежду с множеством драпировок, воланов, сложного кроя. Украшения необходимо ограничить минимальным количеством или оставить для вечера. Допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней. Внешний вид педагога не должен отвлекать учеников от урока, вместе с тем, важно, чтобы учитель чувствовал себя комфортно во время изложения материала. Поэтому одежда не должна сковывать движения и мешать перемещаться между рядами парт. Высокие каблуки для женщин могут оказаться настоящим испытанием, поскольку основное время урока преподаватель проводит стоя.

4. вопрос. Техника невербального поведения учителя.

Воспользуемся схемой О. Кузнецовой. Эта схема свидетельствует о широкой палитре средств выражения человеком своего отношения, и учитель должен работать над расширением и усовершенствованием репертуара влияния невербальными средствами. Конечно, не все они равнозначные, тем не менее, каждый из них «считывается» воспитанниками, усиливая или нейтрализуя впечатление от слов педагога.

К внешней технике учитель должен быть очень внимательным. Рассмотрим некоторые из её элементов. Имеем в виду внешние особенности и способы выражения своего «Я».

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным.

Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников.

И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному взаимодействию ради формирования личности воспитанника. И в украшениях, и в косметике - во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию. Эстетичная выразительность выражается в приветливости, доброжелательности лица, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке и походке. Недопустимы для педагога кривлянья, суетливость, искусственность жестов, вялость. В движениях, жестах, взгляде дети должны ощущать сдержанную силу, полнейшую уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Пантомимика — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка воспитателя передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, вместе с тем сутулость, опущенная голова, вялость рук — о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке (ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперёд). Все движения и позы должны быть обозначены утончённостью и простотой. Эстетика позы не предполагает плохих привычек: покачиваний назад, топтаний, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.

Следует обратить внимание на походку, ведь она также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто. Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство.

Основные требования к жестам: непринуждённость, сдержанность, целесообразность. Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.

Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приёмы: вообразить себя стоящим на цыпочках, постоять возле стены и т.п. Очень важный здесь самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, достигнут ли пятый уровень мобилизации (подтянутый живот, приятно напряжённая спина, активный взгляд).

Для того чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: стоять лицом к классу, не скрещивать рук, уменьшить дистанцию, которая создаёт эффект доверия. Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.

Мимика - выразительные движения мышц лица. Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц. Следует показывать лицом и жестами то, что касается де-ла, помогает выполнению учебно-воспитательных задач.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, которая свидетельствует о духовном здоровье и моральной силе личности. Важные выразители чувств — брови, глаза. Поднятые брови указывают на удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - покой, равнодушие, в движении - ув-лечение. Рассмотрим описание мимических реакций (схему 2).

Части и элементы лица Мимические признаки эмоциональных состояний

гнев презрение страдания страх удивление радость Положения рта открытый закрытый открытый закрытый Губы уголки опущены уголки подняты Глаза раскрытые или прищуренные суженные широко раскрытые прищуренные или раскрытые Яркость глаз блестят тусклые блеск не выражен блестят Положение бровей сдвинуты к переносице подняты кверху Уголки бровей Внешние уголки подняты кверху внутренние уголки подняты кверху Лоб вертикальные морщины на лбу и переносице горизонтальные морщины на лбу Подвижность лица динамическое застывшее динамическое

Схема 2. Описание мимических признаков эмоциональных состояний

Самыми выразительными на лице человека являются глаза. «Пустые глаза - зеркало пустой души» (К.С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Контакт глаз (визуальный контакт) - взгляд собеседников, фиксированный друг на друге, что означает заинтересованность партнёром и сосредоточенность на том, о чём он говорит.

Визуальный контакт выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие. Запомните: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь.

Стремиться держать в поле зрения всех учеников. Визуальный контакт - это техника, которую нужно сознательно развивать. Межличностное пространство (дистанция общения) — расстояние между общающимися, характеризующее взаимодействие. Дистанцию до 45 см принято считать интимной, 45 см - 1 м 20 см - персональной, 1 м 20 см - 4 м - социальной, 4 - 7 м - публичной. Большее расстояние не даёт возможности чётко воспринимать мимику, ещё большее (12 м) - жесты и движения корпуса. Это приводит к появлению барьеров в общении. Изменение дистанции - приём привлечения внимания во время урока. Сокращения дистанции усиливает влияние.

Во время общения важно учитывать и расположение собеседников. Если общаются соперники, они сидят друг напротив друга; если это обычная беседа, а в особенности случайная - наискосок за столом, если друзья - рядом.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.

Как именно достичь внешней выразительности? Мы видим такие пути:

  1.  научиться дифференцировать и адекватно интерпретировать невербальное поведение других людей, развивать умение «читать лицо», понимать язык тела, времени, пространства в общении;
  2.  стремиться расширить личный диапазон различных средств путём тренировочных упражнений (развитие осанки, походки, мимики, визуального контакта, организация пространства) и само-контроля внешней техники;
  3.  добиваться того, чтобы использование внешней техники происходило органично с внутренним переживанием, как логическое продолжение педагогической задачи, мысли и чувства учителя.

Таким образом, учителю следует не примерять образы, а проявлять внешнее содержание замысла педагогического действия, сняв «мышечные зажимы», скованность, чтобы внутреннее тепло мысли и чувства благородно сияли в его взгляде, мимике, слове. [2, с.160 – 164]

Конструктивный блок

5. Охарактеризуйте требования предъявляемые  к внешнему виду учителя .

Конечно, в любом случае исключается любая вульгарность в одежде и макияже. Никаких мини юбок, откровенных декольте и ярких тонов косметики. Преподаватель, прежде всего – лицо класса и пример для подрастающего поколения. Но все же элегантность и свой, индивидуальный стиль в одежде только приветствуется.

Придя впервые преподавать в учебное заведение, обратите внимание на то, как одеваются ваши коллеги. Конечно, их стиль в точности копировать не надо, но нужно найти некоторую золотую середину в их одежде, чтобы не выглядеть среди них белой вороной. Начнем с обуви. Очень важен небольшой удобный каблучок. Профессия учителя иной раз требует долгого стояния у доски, объясняя новый материал, поэтому, чтобы не перенапрягать мышцы ног, каблук не должен быть очень высоким или отсутствовать совсем.

Одежда. Важны неяркие, неброские тона. Как вариант – классика – черный низ, белый верх. Черные или темных цветов брюки или прямая до колен юбка. Блузка или светлая рубашка. Можно подобрать к такому комплекту какой-нибудь шарфик, или темных тонов жилет. Деловой костюм может быть как брючный, так и содержать в себе юбку, рубашку и пиджак. Важно, чтобы цвета были не «кричащие», а скорее пастельные. Конечно, очень женственно и элегантно будет смотреться на женщине платье. Наиболее подходящий материал для платья – это трикотаж. Такой наряд из этой ткани подчеркнет фигуру, не мнется и комфортен для тела.

Прическа и маникюр. В прическе главное аккуратность, в меру строгости. Хорошая укладка для коротких волос, коса или аккуратно собранные в высокую прическу длинные волосы. Хороший уход за руками – цвет лака для ногтей: пастельный, неброский, да и сама их длина не должна быть очень большой. И дело не только в скромности, но и для собственного удобства – работы с мелом у доски, или держания шариковой ручки.

Аксессуары к одежде тоже не должны быть чересчур яркими – нитка жемчужных бус небольшой величины и маленькие серьги всегда можно подобрать к строгому платью.




1. тема Возникновение понятие и признаки государства Сущность и типы государства Функции государств
2. тематики и информационных технологий ОТЧЕТ по предквалификационной практике
3. Введение 01
4. в отрезках Если в общем уравнении прямой Ах Ву С 0
5. Человек против природы
6. Княжество Андорра
7. тема физических упражнений направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня 100
8. Перечень тем для контрольных работ для студентов заочной форм
9. Энтальпия и ее отношение к теплоте химической реакции Типы химических связей
10. Гигиенические требования предъявляемые к школьной мебели
11.  Понятие демократизации
12. Детский сад компенсирующего вида 163 План работы кружка Лаборатория поче
13. Врачхирург для удаления зубов назначает всегда операцию утром время ~ от 9 до 13 часов
14. Тема- 3 родиною та друзями Підтема- Пишемо оповідання
15. Функционируя в процессе производства составные части производственных ресурсов не остаются статичными
16. Многообразие растений 1 класс программа Гармония Задачи-
17. Моделювання оптимального розподілу інвестицій за допомогою динамічного програмування
18. Концепции современного естествознания совместно с остальными сегментами интеллектуальной сферы культуры
19. Реферат- Деловое мышление
20. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь