Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

отсталость предпочитая другой термин задержка движения русской истории; соответственно центр исслед

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ВВЕДЕНИЕ

В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Историки-профессионалы, исходящие из той методологической посылки, как правило, избегают использовать применительно к, истории России понятие «отсталость», предпочитая другой термин - «задержка» движения русской истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России.

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков. По его мнению, в историческом результате различаются три главные группы производящих его условий: «Первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаковом. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Наконец, третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса. Первое условие сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном ходе развития; второе условие придает им характер разнообразия; третье, наиболее ограниченное в своем действии, вносит в исторические явления характер случайности». Внутренний ход развития России «видоизменялся под могущественным влиянием второго условия, исторической обстановки. Если бы можно было предположить, что это условие произвело только задерживающее влияние, что оно остановило рост России на одной из ранних ступеней жизни, тогда мы имели бы еще право сравнивать состояние России с состоянием Европы, как два различные возраста. Но нет, историческая жизнь России не остановилась; она шла своим ходом, может быть, более медленным, но непрерывным, и, следовательно, пережила известные моменты развития - пережитые и Европой - по-своему. Условия исторической жизни задержали развитие численности русского населения; но дальнейший процесс по необходимости будет заключаться в размножении и увеличении плотности этого населения. Условия обстановки задержали экономическую эволюцию на низших ступенях, но дальнейший ход ее у нас, как везде, пойдет одинаковым порядком, в направлении большей интенсивности, большей дифференциации и большего обобществления труда.

Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Тем не менее, все они признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории западных обществ. Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории: природно-климатический; геополитический; конфессиональный (религиозный); социальной организации.

Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - природу его страны. Влияние природно-климатического и географического факторов на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса.

 

1.1.  Географическое положение страны и его влияние на историю России.

Не раз уже указывали на то, что в судьбе России огромное значение имели факторы географические, ее положение на земле, ее необъятные пространства. Географическое положение России было таково, что русский народ принужден был к образованию огромного государства. На русских равнинах должен был образоваться великий Востоко-Запад, объединенное и организованное государственное целое. Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил русского народа

География - важнейший фактор, определяющий экономическое, политическое, культурное и историческое развитие того или иного народа. Понять, почему русские по характеру стали именно такими, какие они есть сейчас невозможно, не рассмотрев географический ландшафт, в котором мы живем.

География определила характер русского народа и исторический путь развития, которым пошла Русская Цивилизация.

Русские, в отличие от многих других народов, не были зажаты морями, непроходимыми горными кряжами, другими нациями и могли свободно осваивать новые территории. Такая географическая причина обусловила факт, что русские приняли экстенсивную цивилизационную модель, в отличие от, например, европейцев или японцев, которые, в силу географии места обитания, были вынуждены развиваться интенсивно.

Известно, что географическое положение страны оказывает влияние на характер народа, проживающего на ее территории. Южные народы, имеющие много солнца, по своему характеру темпераментны, в то время как северные народы - холодны, нордически выдержаны и спокойны. Россия, места, где формировался русский этнос, раскинулись с севера на юг от Архангельска до Кавказа, и, следовательно, в составе русского генотипа присутствуют как горячие казацкие нравы, выраженные в лихих танцах и джигитовке, так и степенность севера, выраженная в неспешных хороводах и протяжном народном пении. Географическое положение России обеспечило наличие в нашем народе такое сочетание черт характера, которое немыслимо у народов, умеющих небольшую географическую территорию расселения.

Огромная величина территорий, превосходство в численности населения, неисчерпаемые природные ресурсы - эти факторы не раз определяли политический и военные выбор, который делала страна. Такой тактический прием как сдача М. Кутузовым Москвы французским войскам не могла быть применена никаким другим государством, кроме России, в силу именно ее географических особенностей. Происходи эти события в любой другой, менее крупной стране, - тактическая схема была бы обречена на провал, а сама страна - на поражение.

Когда в 1936-1941 году Сталин готовился к войне с Германией, одним из залогов нашей Победы он видел именно геополитические особенности - СССР обладал преимуществом в человеческом потенциале, в запасе стратегических материалов, продовольствии и пр. Это понимали и немцы, разрабатывая план молниеносной войны на нашей территории. Длительная война на истощение гарантировала России Победу, но для этого нужно было вести войну вблизи границ, либо на чужой территории. Однако к лету 1942 года стало ясно что, что немцы оттеснили нас далеко от границ, оккупировали такую значительную часть русской территории, что стратегические преимущества, данные нам географией, исчерпаны. Понимание этого факта отражено в знаменитом сталинском приказе № 227 «Ни шагу назад»: «Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке, - говорится в приказе. - Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше - значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину».

Таким образом, географические особенности могут являться стратегическим преимущество и уникальными характеристиками для той или иной страны.

Геополитика подразделяет типы развития, которыми движется страна, в зависимости от своего географического местоположения. Принято считать, что страна может принадлежать либо к континентальному типу цивилизации, либо к морскому. Ярко выраженными морскими державами является современная Англия, ранее Британская Империя, или являлась древнегреческая цивилизация. Если для сухопутных стран море является непреодолимой преградой в экспансии, границей, то для морских цивилизаций море это незримый центр государства, пути коммуникаций, связующие расположенные по берегам города или колонии. Торговля для морских держав особенно важна, во всяком случае, значительно важнее, чем для сухопутных держав.

Россия, безусловно, относится к континентальному государству, пути сообщения у нас сухопутные. Такое географическое положение обуславливает целый ряд важнейших отличий России от Европы, как в политическом, так и экономическом плане. Так большинство сухопутных путей внутри страны часто недоступны в течение года (распутица весной-осенью, заносы зимой), то торговля в России менее развита и менее важна в жизни страны. Отсюда вытекает, что для поддержания единства страны, которое на Западе обеспечивается торговыми связями, в России должны быть применены иные способы. Роль скреп в России выполняет государство, административными мерами контролирующее территорию.

Из этих же оснований, можно видеть и различную роль городов в Европе и России. Если в Европе города чаще всего возникали как поселения вокруг мест для торга, а население городов были вольные самостоятельные деятели, то в России города чаще всего возникают по приказу Правителя, как оборонные или административные центры, населенные государевыми людьми. Города возникали как военные крепости, в которых под прикрытием стен и гарнизона могли безопасно селиться люди.

Особая роль государства в России, отличное от той роли, которое государство играет в Европе, определила всю политическую систему нашей страны с древнейших времен по сегодняшний день. А эта особая роль государства определена, в свою очередь, географическим положением России.

Под напором своей жизненной энергии русские ведут свою экспансию до естественных границ, которыми на востоке сегодня является Тихий океан, а на юге - Кавказ и Памир. Широкое географическое расселение русских обусловило включение в состав Российской империи других этносов и народов, и разбило территорию государства Российского на державные земли - Кавказ, Туркестан, Сибирь и другие, при этом сохранилась уникальная центральная часть России - край полей и березок.

Географические различия в быте державных земель, укладе, образе жизни нивелируются наличием единого центра управления, но вместе с тем, географические особенности регионов и населяющих их народов придают определенную уникальность и устойчивость России.

Географическое положение, размер государства, запас его стратегических ресурсов, развитость путей сообщения - важнейшие факторы, формирующие облик державы, ее исторический путь развития, цивилизационные особенности и тактические политические решения. Политическая география - важнейшая дисциплина, без понимания которой невозможно правильно представить ни характер народа, ни его историю, ни современность, невозможно спрогнозировать будущее.

1.2. Природно-климатические факторы, влияющие на историю России

Религиозный факторы и их влияние на характер исторического развития России.

Одним из последних по времени остановился на этой проблеме Л. В. Милов. По его мнению, в центральной России, составившей исторические ядро русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней.

Восточно-европейская равнина: климат резко-континентальный, суровый. И почва неблагоприятная - всего 3% чернозема, в основном - глинистые и другие неплодородные почвы. Соловьев говорил, что русская природа стала мачехой для русского человека. В чем тут недоброта? Во-первых, очень плохое качество почв. Однако качество почв еще не главное. У большинства из нас есть дачные участки, мы не любим туда ездить. Тем не менее, урожай зависит не столько от качества почвы, сколько от качества обработки.

Для качественной обработки у русского человека не было времени. Т.к. сельскохозяйственный год в среднем длился 135 -147 дней в году. С 12 по 18 века на территории Европы был так называемый малый ледниковый период. Среднемесячная температура была минус 37 градусов (в Москве).

В феодальную эпоху, сельскохозяйственных год был 140 дней в году. Поэтому было необходимо спешить, что привело к изменению, к своеобразию структуры хозяйства. Выращивали лишь самое необходимое. Поэтому основным становится злаководство. Т.е. выращивались культуры, которые устойчивы к засухе, не требуют ухода.

Огородничество не практиковалось. Сажали только то, что само вырастет: репу, брюкву, горох.

Города всегда были окружены садами (дачами). Горожане летом были огородниками - сами заботились о пропитании. Это повлияло на характер ремесла. На Руси летом огородник, а зимой - ремесленник.

В течение, по крайней мере, четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Пользуясь примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды.

Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожай даже семена. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда без сна и отдыха, днем и ночью, с использованием всех резервов семьи. Крестьянину на западе Европы ни при средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким (декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало гораздо более благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4-6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий.

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские "помочи" сохранились в России вплоть до 1917 года. Общинные уравнительные традиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации.

Три месяца в году он был крестьянином был, а в остальное время был ремесленником. Отсюда и качество, и характер ремесла. Торговля носила разносной характер. Лавки возникли лишь с конца 18 века. Т.е. до этого купцы ходили, меняли, разносили. Поэтому каждое ремесленное изделие изготавливалось на абстрактного потребителя.

В Европе же, если сделаешь плохой, некачественный товар, то ты опозоришь свой цех, марку.

Природно-климатический фактор оказал влияние и на убыточность животноводства. Начинается весна, сеять не на чем, крестьянин впрягается сам. Сельское хозяйство давало низкий прибавочный продукт. То есть был низкий прожиточный уровень.

Это породило особенность государственной структуры. За счет чего живет государство? За счет налогов. Если прибавочный продукт отсутствует, значит, налоги трудно взять, значит, должно быть, сильное государство, поэтому на Руси существовало деспотическое государство.

Меняется социальная структура. Отсутствует прибавочный продукт, следовательно, общество не может содержать интеллигенцию. Однако потребности в здравоохранении, искусстве, науке есть. А раз нет интеллигенции, то эти функции выполняет религия.

Поэтому в России, пока не начал расти прибавочный продукт, не было интеллигенции, не было светской литературы, музыки. Русская культура до 18 века имела религиозный характер.

Природно-климатический фактор повлиял и на социальную структуру. Страны первого эшелона от первобытности ушли к 11 веку, община была изжита, и пришло индивидуальное хозяйство. В России же общинное устройство сохранилось вплоть до 20 века. Даже реформа Столыпина не смогла ничего изменить. Иными словами в России существовала - общинная организация. В этих сложных условиях усилия наших реформаторов, направленных на создание фермерских хозяйств не привели ни к чему.

Также природно-климатический фактор повлиял на психологию - в России складывается общинная психология. Так в русской истории есть блат. Это со времен Киевской Руси. Все боролись с этим. Для этого явления есть подпитка - община психология. Грибоедов это выразил хорошо в "Горе от Ума".

Еще одно следствие общинной психологии - это уравниловка. Она была всегда. Уравниловка - рычаг к самосохранению общин. Община ломается, если сосед разбогател.

Так как русский человек был зависим от природы и погоды (можно было с утра до вечера работать на пашне, однако ранняя засуха или заморозки могли погубить все труды). Поэтому люди верили в чудо. Вера в чудо проявлялась и в фольклоре. Все русские персонажи сказок чудом получили жизненные радости. Эта надежда на чудо в общем-то характерна для русского характера, отсюда и уникальные, непереводимые на другие языки слова: авось, небось.

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п.

Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к "подрайской землице", к беловодью и т.д., чему не в последнюю очередь обязана Россия ее огромной территорией, и в то же время умножили в нем тягу к традиционализму, укоренению привычек. С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи. Можно сказать, что русское патриархальное, не по экономике, а по менталитету своему, крестьянство капитализма не приняло.

Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли), благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.

Слабая заселенность земель Восточно-Европейской равнины и Сибири, ставших объектом приложения сил русского народа, имела многообразные последствия для его истории. Обширные земельные резервы предоставляли благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России. Данное обстоятельство вынуждало государство усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода) . Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился контроль, приведя в XVII веке к закрепощению значительной массы русского крестьянства.

С другой стороны, из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе "место под солнцем" в борьбе с коренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало на всех. "Племена славянские раскинулись на огромных пространствах, по берегам больших рек; при движении с юга на север они должны были встретиться с племенами финскими, но о враждебных столкновениях между ними не сохранилось преданий: легко можно предположить, что племена не очень ссорились за землю, которой было так много и по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг другу".

Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Естественно, что данное обстоятельство использовали соседние народы и государства: католическая Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в 1 и 2 мировых войнах) и даже Франция (при Наполеоне I) , с одной стороны, кочевники Великой Степи, с другой.

Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении). Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти. Расположенность между Европой и Азией делала Русь открытой для влияния как с Запада, так и с Востока. До XIII века развитие шло аналогично и параллельно европейскому. Однако активное вторжение Запада с целью захвата земель и насаждения католичества, происходившее одновременно с татаро - монгольским нашествием вынудило Русь повернуть в сторону Востока, что представлялось меньшим злом.

Азиатская деспотия как форма государственного устройства общества складывавшегося Московского княжества была обусловлена внешними, военными обстоятельствами, а также и внутренними, природно-географическими и социально-политическими факторами. Поэтому при выборе форм правления такие демократические варианты как Новгородская республика или представительная монархия с Земскими Соборами, отбрасывались в пользу самодержавия.

Помимо неблагоприятных, были еще и благоприятные для исторического развития России геополитические факторы. Первый из них - специфика речной сети Восточно-Европейской равнины, на которой обратил внимание еще греческий историк Геродот: "Кроме множества огромных рек нет в этой стране больше ничего достопримечательного".

В самом деле - вторит ему Соловьев - обширному пространству древней Скифии соответствуют исполинские системы рек, которые почти переплетаются между собою, составляют, таким образом, по всей стране водную сеть, из которой народонаселению трудно было высвободиться для особой жизни; как везде, так и у нас реки служили проводниками первому народонаселению: по ним сели племена, на них явились первые города. Так как самые большие из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Русской государственной области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному и государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств. Таким образом, речная сеть сплачивала страну и политически, и хозяйственно.

Другой благоприятный для истории России фактор - через ее территорию проходила значительная часть "великого шелкового пути" из Китая в Европу. Данное обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности, т.е. в существовании Евразийской империи: вначале такой империей стало государство Чингиз-хана, затем - Россия.

1.3. Религиозный факторы и их влияние на характер исторического развития России.

Конец ХХ - начало XXI века ознаменовалось в истории России отходом от идеологии коммунизма и поиском новых ценностных приоритетов. Отход от идеологии коммунизма в сознании многих ныне живущих россиян связан с очень крупным историческим событием - разрушением СССР как советской империи и началом построения нового Российского государства, своими корнями уходящего в тысячелетнюю историю России.

Разрушение коммунистической системы ценностей поставило перед нынешним поколением проблему поиски новой системы ценностей, отвечающей запросам сегодняшнего дня и дающей перспективу на день завтрашний. И не случайно взор многих обратился к религии. Именно в религии многие видят залог успеха построения нового сильного Российского государства, способного стать преемником славной тысячелетней истории русского государства.

Почему же именно в религии часть нашего общества видит залог успешного государственного строительства?

По мнению Макса Вебера религия придает смысл социальному действию и тем самым вносит «рациональность» в объяснение мира и повседневную этику. Религия концентрирует смыслы, в своей основе не требующих дальнейшего объяснения и предложенных в качестве готовых истин. На этой основе переживание мира переходит в мироосознание, в котором фактам и событиям придается определенный смысл.

Религия, также, это особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше человека и подчиняют его себе. В таком понимании она представляет из себя систему идей, при помощи которых человек представляет себе общество, членом которого он является и с которым связан темными, слабоосознанными, но интимными связями. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической, образной форме и на своем языке, более понятном человеку, чем язык науки, пытается объяснить существо социальных отношений. В обществе религия выполняет ряд функций, главной из которых является создание и укрепление общественной солидарности. Посредством, прежде всего культа религия конституирует общество как целое: подготовляет человека к социальной жизни, воспитывает в нем послушание (дисциплинарная функция), укрепляет социальное единство через понимание единоверцы - иноверцы (сплачивающая функция), воспитывает понимание святости (ценностная функция), поддерживает традиции (воспроизводящая и транслирующая функции), развивает чувство прекрасного (эстетическая функция) и учит уважительному отношению к единоверцам (этическая функция). «Неверно, - писал Дюркгейм, - что наука с одной стороны, и мораль и религия - с другой, представляют собой виды… антиномий, поскольку эти две формы человеческой активности в действительности происходят из одного и того же источника». Через почтение к Богу религия стремиться научить человека поучению обществу и гармоничной жизни в нем. Общество одевается в наряд религии, прибегает к ее авторитету, чтобы сделать свои требования значимыми для ее членов. Религия, таким образом, становится душой общества, его необходимым структурным элементом. Она абсолютизирует общественные требования через их сакрализацию.

Конечно, в такой функции религию вполне может заменить идеология, которая также, как и религия отчасти предлагает ответы на онтологически значимые вопросы в виде готовых истин. Но на сегодняшний день российское общество еще не готово выработать такую идеологию, которая смогла бы лечь в основу Российского мироосознания. Образовался как бы период безвременья, период «разорванности времен». Отказавшись от недавнего прошлого, многие обращаются к прошлому досоветского периода истории и в нем ищут основы своего мироосознания, миропонимания и мироощущения. Но прошлое России теснейшим образом связано с религией. Это видно с первых же дней существования Русского и Российского государства: попытка князя Владимира Святославовича создать пантеон славянских богов, христианизация Руси при Княгине Ольге и Князе Владимире Святославовиче, перенос митрополичий кафедры из Владимира в Москву при митрополите святителе Петре, венчание русских царей на царство, упразднение патриаршества в абсолютистском государстве Петра I - это только не многие факты из тысячелетней истории России. Без ложного преувеличения можно сказать, что история России теснейшим образом связано с религией. Религия проникала во все уголки империи, пронизывала собой все слои общества, объединяла, создавала, воодушевляла, укрепляла и обличала. Она стала как бы совестью и голосом русского народа.

1.3.1  Христианство в России

Описание религиозной жизни России наверное следует начать с принятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее, наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль "Дранг Нах Остен" - поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать.

Слово "православие" - перевод греческого "ортодоксия". "Ортос" - "правильный", "докса" имеет два значения: "суждение", "мнение" и "слава", "славление". Таким образом, слово "ортодоксия" можно было бы перевести на русский язык и как "правомыслие", и как "православие", т.е. умение правильно славить Бога. Восточная церковь выбрала для себя второй смысл, тем самым подчеркивая преобладание этико-эстетического начала над рассудочным. В древней Церкви словом "ортодоксальность" обозначалось главное требование к вере и жизни христиан. Определение "православная" закрепилось за Восточной Церковью в позднем средневековье. Ранние церковные общины долгое время общались друг с другом практически "на равных". Однако церкви, у истоков которых стояли апостолы, пользовались большим авторитетом, особенно самые многолюдные из них, находившиеся в крупнейших культурных центрах. Например, Римская епископия, основанная апостолом Петром, была признанным центром для христиан Запада; Александрийская, созданная трудами апостола Марка, - для Египта; Антиохийская, ведущая свое начало от святых апостолов Петра и Павла, - для Сирии; Эфесская церковь апостола Иоанна Богослова - для Малой Азии; Кесарии Палестинской - для Палестины. По приблизительным оценкам, в 1996 в мире насчитывалось ок. 2 млрд. христиан; из них 981 млн. католиков, ок. 600 млн. протестантов и 182 млн. православных (в России 70-80 млн.). В целом численность приверженцев христианской веры превосходит численность приверженцев любой другой религии.

Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора. Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство. Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века. В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Начало жизни Церкви в славянском мире связано с деятельностью монахов-просветителей IX в. святых Кирилла и Мефодия .Оба брата тяготели к монашеской жизни и ученым занятиям в тиши монастырских келий. Однако Церковь и империя требовали от них другого служения. Так, Кирилла посылали с религиозно-дипломатическими миссиями к арабам и хазарам. Путешествие в Хазарский каганат он совершил вместе с Мефодием. В результате каган позволил своим подданным принимать крещение. Братья лично крестили 200 человек. По мнению некоторых историков, крестившиеся были преимущественно славянами. Земли и народы, объединенные именем "Русь", узнали христианство задолго до 988 г., когда его принял великий князь киевский Владимир Святославич (980-1015 гг.).

Дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения проложила княгиня Ольга, вдова князя Игоря. Около 955 г. она приняла крещение в Константинополе, откуда привезла греческих священников, и начала строить в своих владениях христианские храмы. Однако ее сын Святослав не видел нужды в христианстве и чтил старых богов. Так что заслуга утверждения православия на Руси принадлежит все же князю Владимиру, одному из сыновей Святослава.

Наиболее распространенная версия крещения Руси такова. Владимир разбил союзников Фоки - хазар, но греки не спешили выполнять обещания. Князь "поторопил" их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им в качестве "вена" - выкупа за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Он получал третьестепенный придворный титул, который как бы автоматически вводил его в иерархическую систему империи. "Дипломатический" брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых "русов" авторитетом Церкви.

Нашествие монголо-татар сильно отразилось на церковной жизни Руси. Многие города лежали в руинах, храмы и монастыри были разграблены и осквернены. Некогда блистательный Киев был опустошен настолько, что митрополиты Киевские и всея Руси с конца XIII века перенесли свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, а позже - в Москву, ставшую новым центром "собирания" русских земель в единое государство.

Правда, после вторжения на Русь захватчики проявили довольно терпимое отношение к Русской православной церкви. И все же нашествие повлекло за собой упадок церковной жизни: угасали монастыри, прекратилось строительство храмов, оскудевало духовное просвещение…

В годы правления Ивана III к его титулу иногда прибавляли формулу "Божиею милостью царь и великий князь". При его сыне Василии III идея "третьего Рима" обрела законченную форму в пророчестве старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: "..два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать". Иван IV Васильевич, вошедший в историю как Иван Грозный, в 1547 г. по образу византийских императоров венчался на царство. Примечательно, что эта церемония была совершена по совету митрополита Макария, возложившего царский венец на голову юного Ивана IV. Для полноты византийского теократического идеала - церковно-государственного тела с "двумя главами" (царем и патриархом) - недоставало только титула патриарха для предстоятеля Русской церкви.

Эпоха Петра I стала переломной и для Русской православной церкви. Драматический поворот в ее жизни, тесно связанной с жизнью государства, был обусловлен резким изменением государственной идеологии. Как отмечают историки Церкви, в Византии и Москве Церковь и государство "говорили на одном языке". Это был язык византийской теократической симфонии. Начиная с Петра I, государство усвоило язык западного абсолютизма и соответствующее ему мироощущение.

Начало XIX столетия отмечено тихой славой преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1759-1833). Его бесхитростные беседы с паломниками - пример некнижного просвещения, открывавшего понимание православной веры и простым людям, и ученым.

XIX век - время расцвета старчества. В церковной иерархии нет чина старца (учителя и наставника). Старца нельзя назначить, им невозможно притвориться; старец должен быть признан церковным народом. Такое признание получали единицы. Особую славу приобрели старцы Оптиной Пустыни, которая стала местом настоящего паломничества простонародья и интеллигенции. Старцы были преимущественно монахами, представителями черного духовенства. Однако известны старцы и из белого, женатого духовенства: например, московский священник Алексий Мечев (ум. 1923 г.).

Атеистическое государство развернуло планомерную борьбу против Церкви. Декрет 1918 г. об отделении церкви от государства лишал Церковь права юридического лица и права владения собственностью. В годы гражданской войны, в 20-30-е гг. убийства священнослужителей носили массовый характер. Сокрушительный удар по Церкви был нанесен в начале 20-х гг. Церковь обвинили в том, что она отказалась отдавать церковные ценности, чтобы спасти людей в Поволжье, страдающих от голода.

Выдающиеся деятели культуры, лучшие богословы России либо погибли в застенках и лагерях, как философ и богослов священник Павел Флоренский, либо оказались за рубежом, как С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, Н. О. и В. Н. Лосские, протоиерей Сергий Булгаков и многие другие.В 20-е гг. удар по Церкви был нанесен и изнутри. Часть священнослужителей поспешила отказаться от патриаршей Церкви. Активисты обновленческого движения объявили о создании "Живой церкви", сочувствующей идеалам советской власти и призванной обновить религиозную жизнь. Власти Советского Союза изменили свое отношение к Церкви лишь тогда, когда под угрозой оказалось существование страны. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. прямые гонения затихли. За короткое время открылось около 10 тыс. новых приходов. В 1943 г. Русская церковь вновь обрела патриарха. Им стал митрополит Сергий (Страгородский) (1867-1944). Своей патриотической позицией в годы войны Церковь на деле показала, что разделяет судьбу народа.

Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.

В мире, по данным, приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).

Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.

Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.

1.3.2 Ислам в России

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство население, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке

Ислам - вторая во значению и массовости после христианства религия в России. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучением началось в VIII в. Как и во многих других уголках мира, этому способствовал стремительный и успешный ход арабских завоеваний. К началу VIII в. северные границы завоеванной арабами территории проходили по Главному Кавказскому хребту до Дербента; в Средней Азии были подчинены Мавераннахр, Хорезм и Фергана.

В 737 г. более чем 120-тысячное арабское войско во главе с полководцем Мерваном продвинулось до границы прикаспийских степей, где в низовьях Волги жили хазары- подданные Хазарского каганата (одного из наиболее могущественных государств Восточной Европы). Процесс исламизации тюркоязычных племен Нижнего, а затем и Среднего Поволжья завершился в 922 г. когда ислам был провозглашен официальной религией волжских булгар- населения Волжской Булгарии, государства с центром в городе Булгар (ныне территория республики Татарстан)

Период с VIII по Х в. Можно рассматривать как начальный этап исламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием в тюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманской цивилизации. Распространяются популярные на Востоке научно-философские и литературно-художественные идеи, на основе арабской письменности складывается система обучения и образования, нравственные основы общинной жизни приводятся в соответствии с моральными нормами и требованиями Корана. Возникает и особая прослойка булгарской знати из числа образованных - факихи и улемы, которым принадлежала роль религиозных просветителей и наставников. Они же способствовали дальнейшей исламизации сопредельных с Волжской Булгарией языческих племен.

Из русских летописей известно, что в 986 г. великому князю киевскому Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять исламское вероучение. Отвечая на вопрос Владимира, в чем особенность их веры, послы разъяснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину, пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания... По утверждению летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не подходят, а относительно вина выразился так:"Руси есть веселие пити, не можем без того быти".

Какими бы небыли истинные причины отклонения ислама и выбора Владимиром через два года христианства в качестве религии Киевской руси, именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно- философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской государственности, а их тесное взаимодействие на протяжении многих столетий стало одним из главных факторов российской истории.

Начиная с XIII в духовную атмосферу этих центров наряду с уже признанными в булгарском обществе суннитского ислама стали определять и весьма популярные среди городского населения суфийские идеи ученого аскета из Бухары - Баха ад-дина Накшабанда (1318-1389). Накшабанд известен как проповедник аскетической идеи канагат - умения при всех жизненных обстоятельствах довольствоваться самым необходимым. Суфийское братство накшбандийа, существовавшее в Среднем Поволжье и Сибири в XIV-XV вв., явилось одним из главных форм бытования ислама.

С середины XIII до середины XV в. в период существования крупнейшего средневекового государства Евразии - Золотой орды, исламское вероучение, заметно расширяя свои позиции, становится идейной основой не только для булгарского общества, но и для других тюркских и тюркизированных народов Восточной Европы и Западной Сибири (кипчако, огузов, остатков хазар).

Господствующее положение ислама как официальной религии золотоордынских правителей не означало, однако, тотальной исламизации представителей других религий. В период правления самого могущественного ордынского хана Узбека (1312-1342 гг.) и его преемников приверженцы христианских конфессий - православия и католичества - имели гарантированное право не только исповедовать, но и активно распространять свои вероучения, в том числе и среди ханского окружения. Более того, любое оскорбление религиозных чувств не мусульман каралось смертной казнью, а христианское духовенство было освобождено от всех видов дани. О духе веротерпимости золотоордынских правителей говорит и такой показательный факт, как открытие еще в 1261 г. в столице Золотой Орды Сарае подчиненной митрополиту Киевскому православной епархии.

На протяжении долгого времени Русь существовала в качестве улуса Золотой Орды- подотчетного территориально-административного образования, что в определенной степени способствовало с исламом других народов, живших в Москве и близ нее (так , например в одной летописи о мусульманах Нижнего Новгорода впервые упоминается в 1365-1366 гг.) По мнению известного русского историка Н.М. Карамзина, Москва "обязана своим величием ханам".Русские давно знали об арабо-исламском мире. Однако подлинное знакомство с исламом, оставившее заметный след в истории Московской Руси, произошло в 1406 г. Именно тогда своевременная помощь татарского хана Шадибека и его войска позволила московскому князю Василию I отбить нападение литовских завоевателей. С этого времени и особенно со второй половины XV в. в Москве, а также в Кашире, Серпухове, Коломне, Звенигороде, Юрьеве-Польском и других городах начинали возникать поселения, жизнь в которых регламентировалась согласно мусульманскому укладу и традиционным предписаниям этого вероучения.

Одной из главных характеристик "татарского" периода Российской истории можно справедливо считать мирное сосуществование различных конфессий, основанное на взаимном уважении и широкой веротерпимости.

Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за этим завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Сибири мусульманской ойкумены - Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец, Крымского ханств - стали поворотным в истории народов этого огромного региона. Процесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще "собирателем земли Русской" Иваном Калитой, во второй половине XV в. завершается образованием Московского государства. Его официальной идеологией стала опирающаяся на антично-византийское наследие православно-церковная доктрина. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманской государственности (включая и религию), которая сопровождалась внедрением в христианскую среду идей борьбы с инаковерием. Например, в богословских трактатах писателя-публициста первой половины XVI в. Максима Грека содержалась изобилующая нападками и искажениями полемика с исламским вероучением.

С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 в котором нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной политической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношении ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения, уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов, некогда его исповедавших. Религиозные преследования заставляли мусульман искать спасения в бескрайних сибирских просторах, где они на освоенных землях пытались сохранить свою веру, либо переселяться по ближе к единоверцам - в Среднюю Азию (Бухару, Самарканд и Хиву) , на Северный Кавказ, в Крым и Малую Азию.

Через "окно, прорубленное Петром I в Европу", Россия кроме всего прочего, впервые ознакомилась с Кораном. По приказу Петра I в 1716 г. В Петербурге был напечатан первый перевод Петром Посниковым с французского перевода дипломата и востоковеда Андре де Рие, французского консула в Египте и Константинополе.

Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к "инородцам" магометанам. Первым, глубоко символичным шагом, свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства, стало строительство новой мечети в Казани. В 1784 г. восстановили в правах татарских вельмож - мурз и беков, затем всем татарским купцам, торговавшим с Туркестаном, Персией и др странами Востока, были представлены необходимые для ведения коммерческих дел полномочия. Императорским указом от 22 сентября 1788 г. было учреждено Магометанское духовное собрание в Оренбурге, аналогичное по своим функциям Синоду (в 1878 г. оно было преобразовано в Духовное Управление по заведованию лицами мусульманской веры). В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины был официально признан муфтий Бахчисарая. Фактически эти шаги означали признание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства Российской Империи.

Демократия и судьбы Ислама в России. Положительные изменения в жизни мусульманских организаций, непосредственно связанных с демократией:

1. Многократно увеличилось число мечетей. Сегодня практически во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане, действуют религиозные объединения. Действуют открыто, во многих случаях пользуясь поддержкой местных органов власти.

2. Религиозные деятели получили возможность свободно выступать с проповедями, вести пропаганду учения своей религии. Содержание их проповедей никем не контролируется, предварительно не рассматривается.

3. Религиозные организации, родители получили свободно воспитывать подрастающее поколение в духе ислама, обучать детей основам религии. С этой целью при многих мечетях организованы медресе, в которых обучаются многие десятки тысяч детей и подростков.

4. Мусульманские организации получили возможность готовить кадры служителей ислама. Давайте не будем забывать, что за последние 60 лет существования Советской власти на территории России не действовало ни одно мусульманское духовное учебное заведение. Сейчас имеется несколько учебных заведений, где готовятся служители ислама. Мусульмане России получили и другую возможность: высоко образованных служителей ислама готовить в мусульманских странах, где никогда не прекращалась деятельность религиозных учебных центров, постоянно развивалась богословская мысль. В настоящее время в Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Марокко, Турции, Пакистане, Малайзии и других странах обучается более 800 юношей

5. Немаловажное значение имеет и то, что мусульмане России, стали по- настоящему чувствовать себя частицей мусульманского мира. Это выражается не только в том, что они получили возможность направлять регулярно тысячи паломников к святыням ислама - в Мекку и Медину. Дело в постоянно растущих экономических, политических связях России с мусульманскими странами, возможность десяткам тысяч наших мусульман посещать эти страны. Дело в растущих научных и культурных связях на всех уровнях. И ,конечно, в связях между религиозными организациями.

Таков краткий перечень положительных изменений, которые произошли в жизни мусульман России за последние годы. Для повышения роли ислама в решении ряда актуальных для общества проблем, укрепления межнационального мира и межконфессионального согласия в стране необходимо совершенствовать отношения мусульманских организаций с органами власти, с другими религиями, средствами массовой информации. Начинать эту работу надо с того, чтобы общество имело правильное соответствующее действительности представление об исламе, характере его воздействия на умы и поведение мусульман. А пока, к великому сожалению, немусульманская часть населения страны, как правило имеет об исламе искаженные представления. К сожалению, и это является плохой, но традицией России. Как писал один из виднейших мусульманских реформаторов прошлого века Исмаил Гаспринский, в отношении русского мусульманства русское правительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, а действовало так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в данном месте. А данное время и данное место оказывались в основном связаны с завоеванием территорий, населенных мусульманами, борьбой последних за свою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильными действиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни его последователей. Немалое значение в формировании негативного отношения к исламу имели и геополитические интересы России, прежде всего ее длительное противостояние с мусульманской Турцией.

Если внимательно присмотреться к современной действительности, то увидим нечто схожее с прошлым: на отношение к исламу, в основном негативное, чувствуется явное влияние событий в Афганистане, Югославии, Алжире, Таджикистане и в других районах. И, конечно же, в Чечне. Выход из ситуации видится в одном - Россия должна иметь всесторонне обоснованную, учитывающую все реалии современной действительности политику по отношению к исламу и мусульманским организациям, политику, основу которой должны составить объективная оценка ислама, учет интересов и настроений мусульман, установления межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе. Причем совет муфтиев России готов принять самое активное участие в разработке в реализации такой политики. Ислам займет подобающее ему место в жизни общества лишь тогда, когда по достоинству будут оценены его духовно-нравственный потенциал, возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но и общества в целом. А потенциал этот огромен. И, что очень важно, в полной мере соответствует потребностям российского общества. Наше общество, как всем хорошо известно, страдает от бездуховности, засилья насилия и преступности, и многих других человеческих пороков.

1.3.3 Буддизм в России

Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно - конфессиональные и этно - государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддизм (ламанизм) распространился в России в 17 в., когда в низовья Волги и в Забайкалье пришли из Джунгарии (Китая) скотоводческие племена бурят и калмыков (Калмыцкое ханство). Исповедовали буддизм и тувинцы. Во второй половине 18 в. часть калмыков откочевала обратно в Джунгарию, оставшиеся поселились вдоль рек Урал, Терек и Кума. Их буддийская калмыцкая церковь подчинялась государству. В это время у бурят также существовало не менее 17 «ламских капищ» и отправляло культ 150 лам, число которых увеличилось в 19 в. до 285. Шел усиленный ввоз буддийской литературы из Тибета и Китая. Влияние буддизма стало особенно заметным после присоединения в 1914 к России Тувы с 22 монастырями (4 тыс. лам). После 1917 на буддийское духовенство начались гонения, ламы лишались права на землю, школы и монастыри закрыли, храмы подверглись разграблению, их материальные ценности передавались в музеи. Однако после того как во время Великой Отечественной войны буддисты выступили с патриотических позиций, в 1940-е в СССР было создано «Центральное духовное управление буддистов», ламы были выпущены из тюрем и лагерей, в Туве, Калмыкии и Ленинграде вновь начали действовать буддийские общины. В январе 2003 в РФ числилось 218 буддийских организаций. В Калмыкии действует Объединение буддистов Калмыкии, в Туве - Управление Камбу-ламы Тувы. Достижения буддийской медицины пропагандируются печатью.Главная религиозная организация буддистов РФ, правопреемница Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ), существовавшего в 1922-1996 гг. (в 1922-1945 гг. - ЦДУБ РСФСР, в 1946-1996 - ЦДУБ СССР). На территории современной России буддизм был традиционно представлен направлением Махаяны (""Большой колесницы"").Эта северная ветвь буддизма, известная также под названием ламаизма, получила также распространение в Монголии и Тибете.

Буддизм в России был официально признан в качестве религии российских подданых в 1741 г. Указом Императрицы Елизаветы. В 1763 г. был введен пост Пандито Хамбо-ламы, резиденцией которого до 1938 г. являлся Тамчинский (Гусиноозерский) дацан (монастырь).

В 1922 г. на XI Всероссийском съезде буддистов в Москве было образовано Центральное духовное управление буддистов РСФСР (ЦДУБ), которое в 1946 г. было реорганизовано и вновь утверждено как ЦДУБ СССР. С этого момента резиденцией Пандито Хамбо-ламы становится Иволгинский дацан.

На съезде буддистов России в 1997 г. было принято решение о переименовании ЦДУБ РФ в религиозное объединение "Буддийская традиционная Сангха России". В 1999 году был утвержден новый устав Сангхи России и подтверждено правопреемство Сангхи России от ЦДУБ РФ. Ныне в Буддийскую традиционную Сангху России входят дацаны и общины этнической Бурятии, буддийские общины Тувы и Алтая, Иркутска, Омска, Читы, Санкт-Петербурга, Москвы и т.д. Буддийская традиционная Сангха России признана в качестве одной из четырех традиционных религий РФ, широко развивает международные связи.

Формами и методами деятельности Буддийской традиционной Сангхи являются молебны (хуралы), проповеди по просьбе верующих, медитативные затворничества, передача разрешения на чтение текстов и выполнение практик, культ почитания местных божеств. Посты соблюдаются индивидуально каждым верующим при принятии некоторых обетов. Пищевых запретов в буддизме не существует. Курение, употребление алкоголя и развратное поведение осуждается.

Поощряются гармоничные отношения в семье. Обет безбрачия принимают монахи высших монашеских посвящений (гецулы и гелонги). Ограничений по отношению к гражданским правам и обязанностям для членов Буддийской традиционной Сангхи и верующих буддистов не существует.

В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее время главой Буддийской традиционной Сангхи России. За время его пребывания на этом посту был вновь возведен дацан на Верхней Березовке (г. Улан-Удэ) в качестве второй резиденции Пандито Хамбо-ламы, открыты два буддийских института (в Иволгинском и Агинском дацанах), где обучается более 150 студентов-хувараков. В них преподают бурятские, тибетские и монгольские учителя. Открыты новые дацаны на территории этнической Бурятии.

                                  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия - обладательница уникального геополитического пространства, которое соединяет ее со всеми мировыми цивилизациями, геостратегическими районами, крупными державами мира. В силу этих обстоятельств Россия навсегда встроена в мировой политический процесс и не может быть из него исключена.

В то же время страна за три с лишним столетия не смогла освоить это пространство, более равномерно его заселить, уменьшить разрыв в уровне развития между центром России и ее сибирскими территориями, создать там цивилизованные условия жизни.

Огромные просторы России предопредели преимущественно экстенсивный характер экономики, ориентацию на самообеспечение и приорететное развитие тяжелой промышленности, слабое участие в международном разделении труда.

Проблемы обеспечения безопасности страны, общественного порядка на обширном пространстве обусловили такие черты российской государственности, как сильная централизованная власть, наличие мощной военной силы, гипертрофирование первой личности страны и принципа единоначалия, слабость демократических институтов.

Большая зависимость экономических результатов хозяйства и благополучия населения от природно-климатических условий предопределила низкую производительность крестьянского труда, нищету основной массы населения, бедность государства. Крепостническая система, порожденная этими обстоятельствами, еще более затормозила заинтересованность крестьян в повышении эффективности своего хозяйства, сковала их иницативу и предприимчивость. В условиях бедности, частых недородов и голода в России сформировался традиционно большой государственный сектор экономики, и наметилась значительная регулирующая роль государства в экономической сфере. С другой стороны, тяготы суровой жизни было легче преодолевать общинным укладом жизни.

Геополитическое положение России на двух континентах и влияния двух цивилизованных миров на нее обусловили постоянную борьбу двух течений в политической элите 6 сторонников сближения с Западом и приверженцев национальной самобытности. Предпринятые с начала XVIII в. попытки модернизации страны по европейскому образцу, как правило, приводили к серьезным политическим и социальным кризисам, углублению раскола общества, деформация преобразований, неприятию большинством населения европейских ценностей.

Важнейший исторический урок для политиков и граждан страны: современное реформирование России невозможно без учета геополитического положения российского государства, его особенностей и традиций. Мировой опыт необходимо приспосабливать к национальным условиям. Понимание исторических особенностей геополитического развития России - важнейший источник формирования национального сознания населения страны. «Родиться русским мало. Им надо быть, им надо стать.» (И.Северянин).

Религиозное пространство современной России представляет собой достаточно пеструю и структурно сложную картину, что является результатом ее многовекового исторического развития как многонационального государства, одного из важнейших центров цивилизационного взаимодействия Запада и Востока. Количество религиозных направлений в стране сегодня достигает нескольких десятков с числом последователей от миллионов, сотен или десятков тысяч до нескольких сот человек. Участниками межрелигиозных отношений выступают: на низовом уровне - рядовые верующие; на среднем - духовенство (религиозные служители), а также религиозный актив из мирян; на высшем - духовно-административные органы управления религиозных организаций и их ответственные представители.

Очевидно, что с точки зрения интересов общества, его политической стабильности наиболее существенным является то, насколько конструктивно решаются вопросы взаимодействия, сотрудничества религиозных объединений во внерелигиозной, социальной сфере, а также их отношений с государством.

На характер реально складывающихся сегодня межрелигиозных (межконфесиональных) отношений влияют: историческая память, т.е. прошлый опыт их отношений; гармоничность, конкуренция или конфликт их интересов; вероисповедная политика государства; стремление политических партий разыграть «религиозную карту» для достижения своих целей. В настоящее время межрелигиозные отношения в России имеют значительный потенциал для корректного, бесконфликтного развития. Для этого существует ряд объективных предпосылок. Во-первых, у православных, мусульман, иудаистов и буддистов отсутствует почва для доктринальных разногласий, поскольку каждая из этих религий восходит к собственному источнику вероучения. Во-вторых, каждая из этих религий имеет традиционную национально-культурную среду бытования, поэтому их адептам не свойственны установки на привлечение в свои ряды последователей других религий. В-третьих, присущая им общность основных этических ценностей благоприятствует взаимопониманию их приверженцев, обеспечивает предпосылки к взаимодействию и сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере. В-четвертых, их сближают общие интересы и озабоченность общими проблемами. Среди них - содействие сохранению межнационального мира и согласия в многонациональной стране; противостояние угрозам национально-культурной самобытности народов, нивелирующим последствия процессов глобализации, экспансии массовой культуры; защита своих приверженцев от экспансии чуждых им религиозных движений.

Поскольку в России самой массовой религией является христианство, то, естественно, отношения между последователями его основных направлений во многом определяют общую картину религиозной жизни и оказывают существенное влияния на духовно-нравственную атмосферу в обществе. Так, при единстве источника вероучений - Библии и веры в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя их разделяют в большей или меньшей степени различия в догматических постулатах, богослужебно-культовой практике, в нормах организации религиозной жизни; сказывается также влияние опыта прошлого в их отношениях.

В 1998 г. был образован Межрелигиозный совет России (МСР). Его учредителями стали (перечень дан в алфавитном порядке): Буддийская традиционная сангха России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ.Как определено Положением о МСР, его целью является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в деле укрепления и развития их диалога, обеспечения и поддержания межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе, предотвращения возможных конфликтов на этноконфессиональной почве, утверждения в обществе традиционных духовных ценностей, диалога с государственной властью России. Вместе с тем необходимо отметить, что при всех доктринальных расхождениях, различиях национально-культурных традиций и даже национально-политических устремлений верующих и религиозных организаций России у них существуют фундаментальные предпосылки к взаимопониманию и взаимодействию - это принадлежность к общему Отечеству, единство духовно-нравственных ценностей и сознание ответственности за стабильность в стране. Вообще, каждая религия - форма мироощущения. Подавляющее большинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают ( если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы - т.е. народы - объединения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации - объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, белорусов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином.


Список использованной литературы:

1.Давыдова Р.И., Кочкина В.Г. Основы геополитики. - Н.Новгород., 2001.       2. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса.- М., 1992.

3. Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры. - М.: 1992.

4 Филиппов А.В., Уткин А.И. История России. - М.: Просвещение, 2008.

5. Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Л.А. Кцва; под научной редакцией В.Р. Лещинера. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2005.

6. Религиоведение: Учебное пособие / под ред. И.Н. Яблокова. М.; Гардарика, 1998

7. Очерки истории СССР: период феодализма IX-XV веков, в 2 частях / под ред. академика Б.А. Грекова. ч. I, М,: 1953.

8. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. проф. Г.Н. Манова. - М.: Издательство БЕК, 1995.

9. Ислаев Ф. Г Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. От конфронтации к терпимости. Казань. 2001

10. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования. Казань. 2002

11. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.




1. Право как социальное явление правосознание правоотношения правовые институты и организации
2. Региональная политика как слагаемое российского федерализма
3. Реклама и паблик рилейшнз
4. Subjective feelings brhm Mslow nd Crl Rogers Cognitivism Mentl function nd resoning Piget Ellis Experimentl reserch Studies- Descriptive studies Cse studies Correltionl studies Experiment
5. Демократия и свобода личности в современном государстве
6. Розрахунок силових приводів засобів автоматизації устаткування вагонів та технологічних процесів
7. Тема- Сучасна клітинна теорія
8. Детали машин, червячный редуктор
9. Тема 1 Организационное поведение- становление научной дисциплины Организационное поведение определяе
10. Державний кредит це економічні відносини які виникають між підприємством і державою внаслідок купівлі п
11. Определение зависимости цены товара
12. Реферат- Муниципальное образование- сущность и характеристика
13. . Мера неопределенности в состоянии поведении наблюдаемых или управляемых объектов в выборе управляющих ре.
14. Макроэкономическая политика Росси
15. на тему- Визначення характеристик сталей і параметрів процесу ручного дугового зварювання Варіант 3
16. Проектирование районной электрической сети
17. Лекция 9 Сбытовая политика фирмы Понятия функции и структура каналов распределения Действующие лиц
18. Болашак Юридический факультет Кафедра гражданского права и процесса Утверждаю Проректор п
19. Тема 4 Экономические отношения и социальная структура общества 1
20. Лекція Автоматизація внутрішньо банківських розрахункових кредитних і депозитних операцій