Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
13. Социально-философские теории Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Мора, Т. Кампанеллы.
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469-1527) и Жана Бодена (1530-1596) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы.
Н. Макиавелли: политический реализм. Исходный принцип Макиавелли: "нужно рассказывать о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать". Теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования, от теологических и религиозных представлений. Политика это автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках "фортуны" (судьбы, удачи). Политику определяют не Бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. По Макиавелли мотивы политической деятельности это реальные интересы людей, их корысть, стремление к обогащению. Поэтому во главе государства сможет находиться только человек нового типа абсолютный властелин, деспот. Такой правитель не должен быть связан ничем никакими правовыми предписаниями, религией или своим собственным словом. Он должен руководствоваться сложившейся ситуацией, может быть хитрым, грешным, беспощадным, лишь так он овладеет стихийным поведением людей, вытекающим из жажды богатства и инстинктов.
Ж. Боден: политическая теория абсолютизма. Теория Ж. Бодена также основана на идее главенства интересов государства над религиозными. В обществе должна существовать свобода совести, никого нельзя принуждать, чтобы он против своей воли, своих убеждений исповедовал какую-либо религию. Государство представляет собой содружество, которое решает проблемы общественной жизни, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности; имущественное неравенство это естественное и необходимое состояние общества. Монарх единственный, абсолютный источник права, суверенности.
Политические теории Макиавелли и Бодена имели актуальное значение: они должны были стать руководством для правителя, который во главе сильного государства освободил бы Италию от войн, раздробленности и влияния приходящего в упадок церкви.
В период образования первых зародышей капитализма, связанных с первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социальной дифференциацией и выражающие идеи социального равенства.
Т. Мор: остров Утопия. По мнению Мора, причины несправедливого общественного устройства коренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отношения. Идеал государственного он демонстрирует на примере отношений на выдуманном острове Утопия (дословно "место, которого не существует"). В этом государстве существует общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, полагая, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. Сам Т. Мор, будучи канцлером английского короля Генриха VIII, выступил против его финансовых махинаций и деспотизма, за что был казнен.
Т. Кампанелла: город Солнца. Кампанелла в произведении "Город Солнца" отстаивает идею единства церковной и светской власти, идею власти папы над всеми христианами. Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Люди всего света должны объединиться в город Солнца, во главе должен встать папа первый духовник, метафизик, отмеченный солнечным символом. Римский сенат, состоящий из представителей других государств, должен решать все спорные вопросы мирным путем. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в единении людей. В отличие от Мора Кампанелла был убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Кампанелла встал во главе заговора в Калабрии, оккупированной испанцами, был схвачен и осужден на пожизненное заключение.