У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

нравственной безопасности России

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Куликова Н.В.

Внешние угрозы духовно-нравственной безопасности России.

Духовно-нравственная безопасность России подвержена деструктивному влиянию, как внешних, так и внутренних факторов, которые к тому же взаимообусловлены. Если проблемы внутренней безопасности могут быть связаны с обеспечением единства культуры нации, ее самоидентификации, то внешние угрозы сегодня во многом определяются усилением влияния экономически развитых стран, и, прежде всего, США.

Более того, в стратегических планах этой страны в области ее внешней политики ставятся вопросы не просто обеспечения собственного превосходства и даже диктата в различных сферах общественной жизни, но и «распространения своего политического и духовного влияния»1. Подобное давление сегодня испытывают многие европейские страны, но Россия становится «самым главным и выгодным в перспективе, хотя и не очень удобным объектом американского внешнеполитического влияния»2.

Своеобразие американской политической культуры, понимаемой в данном случае в ее наиболее широком значении, состоит в присущей ей высокой степени патриотизма, который нередко может принимать свои крайние формы - национализма. Они не просто чтят собственную историю, национальные традиции, но и преданность государству ставят превыше любой иной. Любой американец не просто четко знает свои права и свободы, но и средства, которыми он может воспользоваться для их обеспечения.

Различные исследователи нередко отмечают развитость систем не только политического, по и социологического образования населения, позволяющий обеспечивать «самобытность» американской культуры, и этот опыт «действительно достоин восхищения и подражания»3. Наиболее значимые его черты могут определяться следующими подходами:

1 )  умением воспринимать общество как единое, живое и развивающееся целое;

2)  «человеческим измерением» или гуманизмом, которое можно определить, как способность управляющих среди всего многообразия проблем не потерять человека;

3)  высокое чувство ответственности за принятие решений, что обусловлено организованностью общественной жизни и необходимостью сохранения ее управляемости. Но сама специфика американской культуры здесь может быть определена именно тем, что управление общественной жизнью в наибольшей мере носит характер научно обоснованного подхода к ее осуществлению. С точки зрения национальных культур американскую культуру в лучшем случае можно отнести к «молодым» нациям. Более резкие критики именуют ее искусственной культурой, созданной на базе различных общественно-научных изысканий.

Но при этом американской культуре, а равно и всему американскому социуму, присуща определенная целостность и устойчивость, при которых, так или иначе, сохраняются возможности для их развития, а также, для обеспечения своего внешнего влияния. Американцы ощущают эту свою особенность, которая нередко приобретает своеобразные формы своего проявления.

Стороннему наблюдателю может показаться, что им принципиально неинтересен весь иной мир, выходящий за пределы американского понимания действительности, но в реальности это далеко не так. Осознание своей особенности в определенной мере сравнимо с русофобством, только в его крайних формах, где может проявляться даже определенная агрессия. Она воплощается в форме некоей «мессианской» деятельности, в которой каждый американец считает себя вправе быть учителем морали, если не наместником от Бога.

Об этом может свидетельствовать не только сама внешняя политика США, где под лозунгами «защиты демократии» предпринимаются действия по «наведению порядка в разных частях земного шара»4, но и восприятие такого рода деятельности ее практически любым рядовым гражданином. Это можно прочувствовать и в различных диалогах с ним, причем на любую избранную Вами тему.

Эта специфика общественного сознания (или говоря современным, в том числе, американским языком - менталитета), есть результат целенаправленной деятельности этого государства, «мощной идеологической машины», что реализуется в системе образования и воспитания, построения внешней и внутренней политики, включая систему национальной безопасности. При этом идея о «богоизбранности американского народа и его мессианской роли»5, можно сказать, выдвинута в качестве основной во взаимодействии с другими странами.

Но их «благие намерения» не столь уж безобидны, как это отмечалось ранее, - особенно если учитывать их стратегические планы в области внешней политики. Именно из-за осознания значимости духовной сферы для общественного развития в целом американское государство в своей политике ей уделяет максимальное внимание. И если большинство европейских стран сумело поставить преграды подобному давлению, то в России этот вопрос, как иногда кажется, даже не поставлен на повестку дня.

Даже если не придавать большого значения некоторым «внешним» атрибутам влияния американской культуры, к коим можно отнести «утечку умов», диктат собственных концептуальных построений при проведении совместных научных исследований, все же следует обратить более пристальное внимание на тот факт, что ее деструктивное воздействие имеет и более глубинные, если хотите, «внутренние» резервы.

Это выражается в насаждении американского образа мыслей и действий, что уже входит в серьезное противоречие с традиционными, базовыми культурными ценностями российского общества. Каналами такого воздействия могут выступать средства массовой информации, художественная, публицистическая и научная литература, аудио-, видео- и кино-продукция, разного рода семинары, симпозиумы, конференции, фестивали и др.

Особого разговора может потребовать тема многочисленных общественно-политических и религиозных деятелей, чья волна нахлынула в Россию, в том числе, с одобрения отечественных правителей. Но их миссионерская деятельность имеет наибольшую целенаправленность именно на разрушение основ российской культуры и внедрение в нее принципиально иных ценностей, по своей природе чуждых российскому народу.

Для российского общества, которое сегодня может характеризоваться крайней формой рассогласования системы духовных ценностей, такое влияние наиболее опасно. Наше «искалеченное», сначала атеизмом, потом «догматическим коммунизмом», а теперь уже всем комплексом перестроечных процессов общественное сознание фактически не имеет иммунитета к внедрению чуждых идеологий. И оно может воспринять любую из них, если с ее помощью хотя бы проглядывается возможность приобретения той или иной устойчивости.

В наиболее развитых странах сегодня создается довольно эффективная система защиты национальной культуры, которая включает в себя целый комплекс мер. Сюда входит «нормирование» объема показа американских фильмов по общественному телевидению, критический подход к оцениванию разного рода миссионерской деятельности, вплоть до запрета конкретных организаций. Но при этом используются и меры по поддержке и развитию национальных культур, их специфики.

И эти вопросы в том числе, в результате анализа соответствующей американской политики, были включены в обеспечение национальной безопасности стран в первую очередь. Пришло осознание, что без укрепления базиса нации, коим является его культура, невозможно достичь ни экономического, ни политическою, ни какого либо иного процветания государства, его народа.

Эти же проблемы уже нельзя откладывать «в долгий ящик» и в России, причем в определенной мере можно воспользоваться американским опытом, в той его части, которая обеспечивает реальную защищенность от внешних экспансий.

1 Неработающая концепция национальной безопасности России: причины и следствия. // Безопасность, информ. сб. Фонда Национ. и междунар. безопасности. - М., 1999, № 1-2.-С. II.

2 Тотьмянин Н.А. О влиянии американской политической культуры на российское общество. // Безопасность, информ. сб. Фонда Национ. и междунар. безопасности. - М., 1996. №1-2.-С. 41.

3 Кантонистом Е.Н., Лидяка АА., Покровский Н.Е. Преподавание социологии в США.//Социс., 1991, №1.-С. 37.

4 Тотьмянин Н.А. О влиянии американской политической культуры на российское общество. // Безопасность, имформ. сб. Фонда Национ. и междунар. безопасности. - М., 1996, №1-2.-С. 41.

5 Там же.




1. Тема- Аппроксимация функций методом наименьших квадратов Автор- студент гр
2. Еволюція Всесвіту
3. Создать сообщение ~~ралында ~ай команда жо~ - абзац Гиперм~тін б~л- Жеке б~ліктері ~р компьютерде болы
4. то раз гуляя по зимнему парку я незаметно для себя погрузился в мечту и мне словно в тонком сне привиделась
5. Контрольна робота з культури наукової мови для студентів заочної форми навчання Практична частина в з
6. Порівняння характеристик аналогового та цифрового фільтрів
7. Реферат- Контрольна по госпправу
8. Новосибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального разв
9. Реферат Іван Вишенський Вершиною української полемічної літератури кінця XVI і першої половини XVII ст
10. ы ж. Сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей
11. Нормирование загрязнений сельскохозяйственных почв
12. 1917 г. и способствовал двум революциям 1917 г.
13. Русь в X в Правление Святослава Игоревича.html
14. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Харків 2007
15. Характеристика усилителя низкой частоты
16. тема 1вариант Дайте определение планеты
17. здоровье означает отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического психического и социа
18.  Нижче наведений список зовнішньоекономічних операцій міжкраїною А та іншими країнами-
19. Курсовая работа- Участники хозяйственного процесса
20. На тему- Создание банка данных по оценке качества воздуха на примере