Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
10
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО.
Связующим звеном между Востоком и Древней Грецией являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (остров Крит, остров Фера (Санторин)), материковой Греции (города Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (город Троя). Расцвет этой древней культуры приходится на 2 тысячелетие до н. э. и примерно совпадает с подъемом искусства Нового царства Египта. Эта самобытная культура получила название крито-микенской, время ее существования почти тысяча лет.
ТРОЯ
Самым древним из центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера.
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА
Троянская война (поход греков против города Трои) произошла примерно на рубеже 13 - 12 вв. до н. э. Об этом событии сложено множество легенд и преданий, ему посвящены произведения изобразительного искусства и литературы, самым выдающимся из которых является поэма «Илиада» древнегреческого поэта Гомера.
Началась эта война по вине богов. На свадьбу внука Зевса Пелея и морской богини Фетиды пригласили всех богов, кроме Эриды богини раздора. Оскорбленная Эрида в отместку подкинула на пир золотое яблоко. Одно лишь слово было написано на нем: «Прекраснейшей». Жена Зевса Гера, воительница Афина и богиня любви Афродита тотчас же заспорили, кому оно должно принадлежать. Зевс поручил разрешить затянувшийся спор Парису сыну троянского царя Приама. Царевич не смог отдать предпочтение ни одной из богинь, и те решили прельстить его дарами. В результате яблоко досталось Афродите Парис не сумел устоять перед ее обещанием отдать ему в жены прекрасную дочь Зевса Елену.
Благодарная Афродита помогла Парису, преодолев все препятствия, добраться до Спарты, где со своим мужем Менелаем жила Елена, и уговорить ее бежать в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища. Разгневанный Менелай, поддерживаемый братом микенским царем Агамемноном, собрал войско и отправился к Трое, желая отомстить обидчику и вернуть супругу и сокровища.
Десять лет длилась осада Трои. За это время много доблестных воинов и с той, и с другой стороны погибло в сражениях. Но удача не улыбалась ни грекам, ни троянцам. Отчаявшись, греки решили победить врага хитростью. Они построили огромного деревянного коня и оставили его у стен Трои, спрятав внутри него отряд воинов. Остальное войско, сделав вид, что отправляется домой, укрылось неподалеку.
Троянцы, восхищенные и удивленные, собрались вокруг деревянного чуда. Они решили ввезти коня в город. Жрец Лаокоон предупреждал их о возможном коварстве врагов: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих! » Он был задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина, помогавшая грекам. (Скульптурная группа “Лаокоон” родосских мастеров Агесандра, Атенодора, Полидора. Ок. 50 до.н.э., музей Пио-Клементино, Ватикан)
Ночью случилась беда: спрятавшиеся воины вышли наружу и открыли ворота Трои. Греки ворвались в город и начали убивать ни о чем не подозревавших жителей. Все троянские мужчины погибли, за исключением Энея, сына Афродиты. Он получил от богов повеление бежать и возродить славу погибшего города в другом месте. Город погиб в огне пожара.
Археологами были обнаружены остатки вековых стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс, в замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама многочисленные предметы из золота и серебра.
ГЕНРИХ ШЛИМАН (1822-1890)
Выдающийся немецкий археолог Генрих Шлиман еще в детстве увлекся произведениями Гомера великими греческими эпосами “Илиада” и “Одиссея”. Найти древнюю Трою стало мечтой его жизни.
В 14 лет Шлиману пришлось пойти зарабатывать на жизнь. Он работал приказчиком в лавках, ворочал бочки с сельдью, топил печи. В 1841 г. Шлиман переехал в Голландию, в Амстердам. Начав работать в торговой фирме, он приступил к изучению иностранных языков. За два с половиной года, применяя собственный метод, юноша овладел семью языками.
В 1846 г. Шлиман был отправлен агентом своей фирмы в Россию. Прибыв в Санкт-Петербург, он поразил всех энергией, тщательностью ведения дел, коммерческим талантом. Все эти годы Шлимана не покидала юношеская меита посетить когда-нибудь места, где совершали подвиги герои Гомера. Он решил покончить с торговлей и заняться археологией. После совершенных в 1864 1868 гг. кругосветных путешествий (Европа, Америка, Египет, Сирия, Китай, Япония и др.) Шлиман в 18б9 г.женился на бедной красивой гречанке Софии Энгастроменос.
К серьезным поискам Трои Шлимаи приступил в 1872 г. Подобно ряду предшественников, он был уверен, что легендарный город скрывается под холмом Гиссарлык (по-турецки “Малый замок”) на северо-западе современной Турции древней Анатолии. Шлиман начал раскопки неумело, проложив громадную траншею с севера на юг, и снес все верхние слои холма, т. к. считал, что Троя времен царя Приама лежит на самом “дне” на голой скале. Он нашел древний город, относящийся, как оказалось, ко второй половине 3 тыс. до н. э., существовавший задолго до описываемых Гомером событий, маленький и бедный.
Однако именно здесь в мае 1873 г. ему удалось сделать великолепное открытие множество золотых, серебряных и бронзовых вещей уникальной ценности. Сокровища, названные Шлиманом “кладом Приама” (по имени легендарного царя Трои), он тайно вывез в Грецию. За этим успехом последовали неудачи. В дневниках Шлиман упоминал присутствие при обнаружении клада своей жены Софии, но было установлено, что она в это время уезжала в Афины к смертельно больному отцу. Шлимана сочли фальсификатором: подлинность сокровищ казалась сомнительной, их впоследствии не захотел принять ни один крупный музей Европы. Шлимана судили в Афинах по турецкому иску, т. к. фирман (лицензия) на раскопки предписывал ему отдавать Турции половину находок. Шлиман отделался штрафом в 50 000 франков, а пока шло разбирательство, добился разрешения на раскопки в самой Греции.
В Микенах, на родине легендарного участника Троянской войны Агамемнона, Шлиман нашел шахтовые могилы с сокровищами. Но все же выше он ценил троянские, осознавая их исключительную художественную и историческую значимость.
В 1890 г. ему посчастливилось найти еще один ценнейший клад, в котором были изумительные каменные ритуальные топоры. Как и “клад Приама”, они были тайно переправлены в Грецию.
Шлиман умер в декабре 1890 г. после перенесенной в Германии операции. Его тело перевезли в Афины, где похоронили в выстроенном еще при жизни мавзолее с надписью “Герою Шлиману”. Генриха Шлимана долгое время считали самовлюбленным, тщеславным самоучкой, который собственноручно организовывал похвальные отзывы на свои труды. Действительно, Шлиман начинал не как профессионал и мучительно изживал в себе хваткого, скупого коммерсанта. Но ему можно многое простить за безоглядную влюбленность в науку, за тяжкий труд и за то, что впервые благодаря ему слово “археология” перестало означать некую мертвую науку. За ним открылись глубины истории, культуры и человеческой памяти, о которых прежде задумывались лишь специалисты.
КРИТ.
В бронзовый век (начало 3 и 2 тыс. до н. э.) значительным культурным центром стал Крит богатая держава легендарного царя Миноса. Именно на Крите во 2 тысячелетии до н. э. на развалинах общинно-родового строя впервые на территории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города: Кносс, Фест, Гурния.
Критская держава в этот период достигает могущества на море. Расположение острова в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для расцвета торговли и мореходства.
Религия играла важную роль в жизни критян, но она не сковывала их мировоззрения в той мере, как это было в странах Древнего Востока.
КНОССКИЙ ДВОРЕЦ.
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделялся своими масштабами и свободной планировкой Кносский дворец.
В 1899 г. английский археолог Артур Эванс(1851 1941) приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате работ был открыт громадный дворец (площадью 8100 кв.м или 16 тыс. или 24 тыс. кв.м), многочисленные постройки которого окружали большой внутренний двор. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга рекой, с севера морем.
Западная стена дворца оказалась почти в два раза толще остальных. Здесь был парадный вход, а также, как полагают, “окно явлений”, в котором во время ритуальных праздников перед народом представал критский правитель.
Хотя Критская культура (2000 1400 гг. до н, э.) была открыта только на рубеже ХIХ ХХ вв. , ученые давно предполагали, что легенда о Лабиринте критского царя Миноса имеет историческую основу.
ЛЕГЕНДА. ЛАБИРИНТ ЦАРЯ МИНОСА.
Согласно греческим мифам, Европа, дочь финикийского царя, была похищена на берегу моря богом Зевсом, обратившимся в прекрасного белого быка, Он приплыл с нею к острову Крит, где Европа родила трех сыновей. Один из них Минос стал править на Крите. Супруга Миноса родила Минотавра человека с бычьей головой. Минос приказал выстроить для Минотавра Лабиринт громадный дворец со множеством помещений и путаными ходами. Случилось так, что другой ее сын, царевич Андрогей, отправился в Афины, где в честь богини города устраивались спортивные состязания. Поскольку он мог выиграть приз, то был из зависти убит афинским царем Эгеем. За это злодеяние Минос наложил на афинян дань: ежегодно присылать ему семерых юношей и семерых девушек, которых он отправлял и Лабиринт, где Минотавр их пожирал. Избавил афинян от страшной повинности Тезей сын царя Эгея. Под видом девушки он отправился в числе обреченных жертв на Крит. Дочь Миноса, Ариадна, дала Тезею клубок шерсти и светящуюся корону. Тезей, разматывая клубок за собой, добрался до Минотавра, убил его и выбрался из дворца.
Эванс решил, что Кносский дворец и был мифическим Лабиринтом. Выстроенный из камня и дерева (в основном, кедра), он имел сложную систему переходов, коридоров, лестниц, соединявших многочисленные маленькие и большие помещения. Попасть из одного зала в другой было нелегко.
О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали найденные в тронном зале изображения лабриса двойной ритуальной священной секиры, служившей своего рода эмблемой критян. Это дало повод назвать дворец Лабиринтом. Впоследствии лабиринт нарицательное название построек с запутанной планировкой.
Лабрис, как правило, соседствовал с букранием (в переводе с греч. “череп быка”) символической формой в виде бычьих черепов или же со стилизованными рогами. Названные Эвансом “священными” рога, скорее всего символизировали царя, супруга царицы, почитавшейся на праздниках как Великая богиня. Через каменные “священные рога”, стоявшие в западной части дворца, открывался вид на гору Юкту.
Восточная часть дворца включала, по предположению Эванса, апартаменты правителей Кносса и другие помещения (склады, разные по размеру жилые комнаты, парадные залы и пр.). Сохранилась так называемая “ванная комната”, в которой был найден удлиненный сосуд из обожженной глины, напоминающий ванну.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Многое из найденного на Крите археологи считали вершиной достижений критской цивилизации. Оказалось, что их мнение ошибочно. Так, «ванна» Кносского дворца имела перфорированное дно и, следовательно, не могла служить для санитарных целей. «Дренажные трубы», проложенные по наружным лестницам, не были связаны между собой в единую «канализационную систему»; микенские мегароны царя и царицы оказались слишком холодными, мрачными и сырыми, чтобы быть пригодными для повседневной жизни; сосуды с запасами продовольствия в «складах» неудобными для извлечения их содержимого. Принимая во внимание эти факты, а также ориентированность дворцов исключительно на запад (царство смерти, согласно представлениям критян), немецкий археолог Ханс Вундерлих предположил, что они целиком связаны с ритуалами погребения. Но, вероятно, истина находится где-то посередине. Критские дворцы, и в частности Кносский, служили и резиденциями правителей, и ритуально- культовыми и хозяйственными центрами города, и погребальными сооружениями.
С восточной стороны дворец имел четыре этажа, с западной, скорее всего, два. Исследуя остатки дворца, Эванс восстановил все, что было возможно, реконструировал фрагменты фресок и крашеных рельефов. За это его потом нередко упрекали, т. к., по мнению ученых, памятник перестал быть исторически достоверным.
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий (главное строительство относится к 16 в. до н. э.), и хотя в результате ряда катастроф сохранился лишь фундамент или кладка первого этажа, он производит грандиозное впечатление.
В центре его находился прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое назначение. Ко двору со всех сторон примыкали покои с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами и пандусами.
Многие помещения были расположены на разных уровнях: неравномерное освещение с помощью световых колодцев, декоративные стенные росписи сообщали им живописный характер.
Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены дворца. Здесь изображалась жизнь его обитателей, воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: торжественные процессии, ритуальные танцы полуобнаженных стройных женщин и юношeй, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы, плавающие среди водорослей.
Критские дворцы не просто служили для проведения многих годичных праздников они и выглядели празднично. На верхних этажах здания были устроены красивые лоджии, террасы, залы для пиршеств и приемов гостей. В открытых двориках, по-видимому, высаживались в горшках священные растения.
КОЛОННЫ.
В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли необычные деревянные колонны, получившие название иррациональных. Они утолщались не к основанию, а к верху, так что лежащее в основе образа колонны дерево представало как бы “растущим корнями вверх. Ствол колонны завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописности и динамики в решении пространства.
Во всех критских дворцах размеры внутренних дворов почти всегда одинаковы: 2852м. Это указывает на жесткую подчиненность двора некоей ритуальной системе.
При раскопках северо-западного угла здания Эванс наткнулся на дорожку, мощенную камнем. Продвигаясь по ней, он обнаружил Малый дворец; его центральный зал на втором этаже соединялся особым переходом с кухней. Здесь археолог нашел множество битых глиняных сосудов видимо, их использовали только один раз, на ритуальном пиру, а затем разбивали.
Тщательно вымощенная площадь перед западным фасадом дворца предназначалась, скорее всего, для проведения особо торжественных, массовых действ, в которых участвовали не только обитатели дворца, но и жители окрестных селений. На площади были обнаружены неглубокие, но довольно широкие ямы кулурас, Видимо, в них высаживали священные деревья. Критяне поклонялись божествам в образе растений, поэтому почитали деревья, травы, цветы весь растительный мир. Скорее всего, и в Кносском дворце существовал “священный сад”.
С северо-запада к зданию примыкали внушительная лестница и так называемые “театральные площадки” прототип будущих греческих театров. На ступенях располагались зрители.
Две миниатюрные фрески, некогда находившиеся в небольшой комнатке дворца на втором этаже, отображают такие действа. На одной представлен танец в честь богини, который исполняют в священной роще девушки-жрицы. На другой праздник, устраивавшийся внутри дворца. Зрители переданы на фресках множеством лиц, то смуглых, мужских, то розовых, женских.
Главный проход во дворец назывался Коридором процессий. По нему в дни великих праздников проходили ритуальные шествия. На стенах коридора изображены сцены подношения даров богине. Интересно, что дароносцами выступают только мужчины. Они несут дорогие красивые ритоны культовые сосуды в виде рога животного, изящные вазы, благовония и прочие дары. Участники процессии, идущие впереди, подносят богине, стоящей с двумя лабрисами в поднятых руках, критскую юбку-брюки со складками.
ТРЕХЧАСТНОЕ СВЯТИЛИЩЕ.
В западной части дворца были устроены “склады” с огромными сосудами (иногда чуть ли не двухметровой высоты), так называемое “Трехчастное святилище” и зал с каменным троном. По всей вероятности, здесь устраивали “праздники урожая, связанные с умиранием-воскресением богини природы. Тут находились не только запасы еды, но и все необходимое для совершения ритуалов, архив табличек, написанных критским письмом, самые большие “ священные рога”. Под полом был найден тайник, в котором хранились культовые вещи особой значимости: ракушки, равноконечный мраморный крест; ритуальные модели платьев богини; сделанные из фаянса плоские ажурные изображения коровы, кормящей теленка, и козы, кормящей козленка.
ЖИВОПИСЬ, ПЛАСТИКА, ПРИКЛАДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
Причудливая ассиметрия царит в критских дворцах-лабиринтах, и ту же ассиметрию, ту же любовь к извилистым, прихотливым формам находим мы в живописи, в орнаменте и в прикладных изделиях. В росписях преобладали яркие и светлые краски. Декоративность соединяется в них со свежестью восприятия мира. Однако общий характер критской живописи не выходит за границы древневосточной торжественности и зрелищности, сохраняя свойственную Древнему Востоку плоскостность и узорчатость.
ЦАРЬ - ЖРЕЦ.
В Кносском дворце найден большой раскрашенный рельеф - увенчанный лилиями юноша , держа в руке жезл, идет плавным широким шагом по цветущему лугу. Фигура юного царя-жреца, как назвали его археологи, построена по типу египетских фигур - плечи, грудь, глаз даны в фас, лицо и ноги в профиль. Плавная линия, красивый силуэт налицо и там и здесь, но у египтян линейный силуэт смотрится как отчеканенная графическая формула, а у критян он напоминает свободно вьющийся узор. Царь-жрец со своей сверхъестественно тонкой талией, змеевидными кудрями и произвольными пропорциями тела решительно не укладывается ни в какие правила. Он сказочный, но в самой сказочности живой.
“ПАРИЖАНКИ”
Еще интереснее изображения женщин, которые в критской живописи и мелкой скульптуре встречаются очень часто. В помещении царицы найдены изображения нарядных женщин, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующих. Этих критских женщин исследователи прозвали “парижанками”, “дамами в голубом”, “придворными дамами” (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей). Они в открытых, узорчатых платьях с пышными кринолинами голубого и гранатового цвета, их затейливые прически, перевитые жемчугом, с локонами, выпущенными на лоб, холеные обнаженные руки, тонкие носы с горбинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой. Живым и задорным дан образ молодой девушки в профиль, с огромным сверкающим черным глазом (так называемая “Парижанка”).
БОГИНИ СО ЗМЕЯМИ.
Мелкая пластика Крита, так же как и живопись, носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это и фигурки животных, и статуэтки изящных женщин со змеями в руках из цветного фаянса и слоновой кости, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого.
Одна богиня, большей высоты (34,2 см), изображена в высоком головном уборе типа тиары; другая (29,5 см) в небольшой цветочной короне, на которой сидит дикая кошка. Богини, с тонкими талиями и пышной обнаженной грудью, представлены в застывших позах; магический взгляд расширенных глаз устремлен на зрителя. На богинях длинные колоколовидные юбки со складками и ритуальные передники. Три громадные змеи обвивают руки и спину большей богини, взбираясь на тиару.
Меньшая держит в поднятых руках маленьких змеек головками вниз. Вероятно, эти богини символизируют единую богиню-змею в двух разных фазах ее существования. Вполне возможно, что змея, обвивающая тиару, была символом зимы, а кошка, восседающая на короне, лета.
ТАВРОКАТАПСИЯ.
Дворец украшали многочисленные вазы со священными символами, фрески и большие раскрашенные рельефы. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна в крито-микенском искусстве. На одном из восстановленных изображений представлена сцена таврокатапсии ритуального боя с быком. Свободно переданы стремительные движения в фресках с акробатами (16 в. до н. э., Гераклейон, Музей), прыгающими через быка. Бык принадлежал к наиболее почитаемым животным на Крите. Изображение быка встречается и в критской скульптуре. Об этом свидетельствуют найденные фигурки быков с человечками возле рогов или же с наброшенной на них сетью, т. е., прирученных.
КЕРАМИЧЕСКИЕ ВАЗЫ.
Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков вазы так называемого стиля Камарес ( по названию местности, где эти вазы были найдены) (ок. 1800 г. до н. э., Гераклейон, Музей) В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины.
Знаменитая ваза с осьминогом - произведение в своем роде уникальное по смелости художественного решения и вместе с тем очень характерное для эгейского стиля. Сама форма вазы ассиметрична - словно подчиняясь волнообразным движениям щупальцев осьминога, она как будто бы то расплывается, то сокращается, колышется и пульсирует. Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, плавные закругленные контуры приведены в соответствие с очертаниями изображенного на ней осьминога.
Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изысканных расцветок. Таковы вазы с лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней, ваза с тюльпаном из Филакопи (середина 2 тысячелетия до н. э., Афины, Национальный музей).
МАТЕРИКОВАЯ ГРЕЦИЯ. ТИРИНФ. МИКЕНЫ.
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 16 12 вв. до н. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе древнейших крепостях Европы. Как и в других городах Пелопоннеса и Малой Азии, культура Тиринфа и Микен сложилась в пору разрушения родового строя и образования ряда мелких государств во главе с басилевсами вождями.
Культура материковой Греции отличается от критской большей суровостью и мощью. Ярко выраженный крепостной характер получила дворцовая архитектура. На крутых высоких холмах, из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены города. Толщина стен доходила до 10 м, высота до 18 20 м. Такие стены были названы древними греками циклопическими, казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями.
ТИРИНФ.
Акрополь (укрепленный холм) в Тиринфе дает цельную картину планировки такого дворца. В отличие от критского дворца-лабиринта в тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами.
Центр Акрополя дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посредине так называемый мегарон. Он служил для торжественных собраний мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа храмовой постройки греческой архитектуры. В частности, так называемый “храм в антах” с двухколонным портиком непосредственно восходит к мегарону.
МИКЕНЫ.
Особое внимание в микенской архитектуре было уделено укреплению ворот. Центральные ворота крепости Микен “Львиные ворота” представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. Они сложены из двух колоссальных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, над которой в кладке оставлено отверстие, закрытое более легкой по весу плитой со скульптурным рельефом: две львицы стоят по бокам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя декоративную, так называемую “геральдическую” композицию.
Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику дворца. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезает свобода и непринужденность движений. Композиция приобретает замкнутый и статичный характер, колорит становится более пестрым такова фреска из Тиринфа “Выезд охотниц” (14 в. до н. э., Афины, Национальный музей).
Микенское изобразительное ис-во отказывается от схемы построения мира, созданной критянами. Ему чуждо все , что грозит неопределенностью, нестабильностью положения. Исчезает многоцветность, воздушность, разнообразие природы. Ис-во лишено всего случайного, как бы увиденного в “мгновение ока”. Изображения плоские и декоративные - пространство почти не ощущается. Но в этой сравнительной бедности микенского художественного языка заложены композиционная сила, порядок, логика.
ТОЛОСНЫЕ ГРОБНИЦЫ.
Особенно четко это прослеживается в микенских толосных гробницах, созданных около 14 в. до н. э., - похожих на ульи, покрытых курганными насыпями. Рядом с Микенами Шлиман нашел несколько таких толосов. Самый значительный из них (высотой 14 м) он назвал “Сокровищницей Атрея”. (Атрей - отец героев Троянской войны Агомемнона и Менелая)
К “Сокровищнице Атрея” ведет своеобразный коридор - дромос -длиной 36 м и шириной 6 м, обложенный грубо обработанным камнем. Внутри открывается полусферическое пространство - так называемый ложный свод, образованный выступами рядов камней друг над другом. К стенам прикреплялись позолоченные бронзовые розетки (декоративный элемент в форме цветка), создававший впечатление ночного звездного неба. Вход в гробницу был оформлен богато украшенными полуколоннами. Над ними на стене была изображена сцена укрощения диких быков. “Толос Атрея” - одно из самых величественных произведений микенского искусства - воплощает идею вечности и бессмертия. Но одна из самых больших загадок микенской цивилизации заключается в том, что толосы оказались пустыми. Кроме черепков битых сосудов, найденных перед входными порталами, археологи ничего (даже останков) не обнаружили.
Гомер называл Микены златообильными. Действительно, в микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра: кубков, ваз, чаш, бронзовых мечей с рукоятками из слоновой кости, кинжалов с инкрустациями. Их характер близок к критским, но в них можно видеть и восточные влияния.
В период Троянской войны (начало 12 в. до н. э.) ранние рабовладельческие государства Эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Наследие Эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественных ценностей, которые Греция и Рим передали современной Европе.