Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКЦИЯ 6 ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ XVII XVIII ВЕКА 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ЛЕКЦИЯ № 6

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ XVII - XVIII ВЕКА

1. Классицизм в литературе 17 века.

2. Европейская литература 18 века. Эпоха Просвещения. Литературные направления.

3. Эпоха Просвещения в Англии и в Германии.

1. Термин «классицизм» от латинского classicus – образцовый. Классицисты стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (прежде свего Аристотелем и Горацием). Сам термин дали писатели-романтики в 19 в., заметив приверженность классицизма к образцам. Расцвет к 16-17 вв. И продолжается в несколько ином ключе в 18 в., где обретает новую сущность и называется «просветительский классицизм».

Его истоки в итальянском Возрождении, в трудах итальянской Академии. 1515 г. – поэт Трессино создает трагедию «Сафонисба», где жестко придерживается канонов античной трагедии. Т.е. классицизм был рожден как искусство, почитающее лучшие образцы античности. Но на протяжении 16 в. классицизм развивается подспудно, во многом в трудах теоретиков, в итальянской поэзии и драматургии. В 16 в. Возрождение затмевало классицистические произведения. В начале 17 в. – кризис Возрождения, человеческое сознание оказалось перед непознаваемым хаосом мира, соответственно вспомнили об искусстве, где все было четким, все по правилам. Классицизм, в отличие от барокко, жестко структурировал мир.

В 17 веке достигает расцвета во Франции. Т.к. Франция – абсолютная монархия, то там она и являлась прогрессирующей силой. Если в Англии с монархией покончили, в Испании она тормозит развитие, то во Франции ведет вперед. Прогрессирующий абсолютизм: Людовики XIII, XIV делают главной идеологию ценностей государства. А государство во Франции централизованное, регламентированное. Кардинал Ришелье пытается через искусство внушить идею порядка и разума английской нации. Почва есть. Франция – страна рационалистической философии. Рационализм во всем ищет законы и правила. Рационалистическая философия становится основой французского классицистического искусства.

По представлениям рац-й философии разум в человеческой жизни проявляется через: умеренность и добропорядочность; в общественной жизни через государство, т.е. разум обрел форму законов и способен разрешить все противоречия времени. Государство – главное в идеологии и искусстве.

Соглашение между дворянами и буржуазией: недолгое, но важное для Франции. Т.О., на время оказались решены противоречия, у всех передовых людей есть надежда на будущее страны, соответственно, классицизм – это очень оптимистичное искусство. Именно государство активно развивает классицистическое искусство. Ришелье основывает в 1643 г. Французскую Академию. Цель: создание образцовых произведений. Французская литература должна была преумножать и укреплять славу государства. Но фр-я литература в последствии «перерастает» этот заказ и становится настоящим литературным искусством.

Цель искусства – познание истины. Создавали много теоретических произведений, где формулировали особенности своего развития. Классицизм – это единственное направление, когда и создание произведения, и критическое осмысление происходит одновременно. Соответственно, класс-м был более стилистически однородным, чем барокко (в разных странах близки).

Три основания для своей эстетики:

– РАЗУМ: проверять произведения с т.з. разума, а не вдохновения;

– ОБРАЗЕЦ: равняться на лучшие образцы;

– ВКУС: равняться на мнение избранной ученой части общества, что свидетельствует о классовой общественной узости класс-ма, а значит, искусство класс-ма забывает многие темы и проблемы важные для искусства. Великие произведения – это плоды упорного следования велению разума и образцов. Часто сближают искусство с наукой, а иногда и с ремеслом.

Рене Декарт – великий ученый 17 в., на философии которого базировался класс-м: разум чел-ка обладает некими врожденными идеями, основываясь на которых можно познать истину путем логических доказательств. Эти врожденные идеи стали важными, соответственно, классицисты воспринимали мир как нечто неизменное и статичное. Прекрасное также неизменно, идеалы красоты вечные. Это является слабой стороной класс-ма, то, что класс-м уклоняется от изображения развития жизни. Во многом это можно объяснить: цель барокко – запечатлеть хаос и таким образом преодолеть его, класс-м хотел не замечать этот хаос и создать свой космос.

Класс-м много берет от Возрождения. И одно из главных приобретений – деятельный, активный герой. Но этот герой отличается от героя Возрождения. В нем нет той полноты жизни, которая била через край у возрожденцев. Герои класс-ма ограничены рамками, но главное, в них остаются силы для достижения цели. Если герои барокко сохраняют верность себе вопреки несчастьям, то герои класс-ма способны действовать. Лучшие герои класс-ма похожи на героев Возрождения.

Часто класс-м понимают как борьбу государственных и личных интересов в душе героя. Но герой класс-ма с рождения впитывает идеалы государства: дворянскую честь, любовь к государю. Это не навязанные из вне требования, это внутренние идеалы героя. В герое класс-ма два начала: 1. общественные нравственные законы и 2. его интересы как личности. У положительных героев два этих начала всегда совпадают (Корнель «Сид»), у злодеев два этих начала распадаются. Т.о. в основе характера героя лежит субъективное осознание объективного нравственного закона. Зачастую конфликт в душе героя становится столкновением возвышенного и заурядного.

Нравственные критерии, которыми руководствуются герои, естественно определились интересами аристократии и дворянства, соответственно были очень узкими в исторической перспективе, поэтому и произошло разрушение класс-ма в начале 18 в. и перерождение его в просветительский класс-м.

Класс-м уделял внимание не частному, а общему, типическому, т.к. в нем лучше всего выражен идеал, а частности – проявление дурного вкуса. Во Франции 17 века понятие человека – это стиль. Поэтому герои класс-ма – это персонификация определенных черт характера: злодей, скупой, тщеславный и т.д. В драматургии резкое разделение на положительных и отрицательных героев (в барокко было сложнее). У Расина и Корнеля изображаются острые конфликты между разумом, долгом перед государством и чувством. Но классицисты считают, что эти конфликты можно побороть, так как они оптимистично смотрят на человеческую натуру.

Так как класс-м основан на рац-й философии, то и системе жанров, и худож-му творчеству свойственна некая схематизация. Особое внимание уделяли разграничению жанров. Существовала иерархия жанров. Взгляд на действительность и оценка ее были привязаны к жанрам. В Трагедии обычно изображались монархи, герои древности и боги. На низ писатель смотрит снизу вверх, их считает идеалом. Героями комедии являлись крестьяне, простолюдины, буржуазия; чаще всего автор смотрит на них сверху вниз, над ними он насмехается. Также на «высокие» и «низкие» жанры были поделены остальные жанры литературы и искусства.

Высокие: трагедия, ода, парадный портрет, дворец (архитектура).

Низкие: комедия, сатира, жанровая сцена (в живописи).

В эту иерархию жанров не попадает роман. Этот жанр не рассмотрен в «Поэтике» Аристотеля, а классицисты во многом шли за античными авторами. Принцип иерархичности распространился и на роды литературы: поэзию ставят выше прозы, а литературу ставят выше всех искусств, так как в ней разум выходит на первый план. Главное требование – требование чистоты жанра. Высокие жанры могут рассматривать государственную и историческую тематику; низкие – бичевать пороки. Смешения быть не должно. Вся система жанров могла всесторонне отобразить действительность; показать все классы и сословия.

Рационализм проявлялся и в теории драмы, наиболее полно разработанной теоретиками класс-ма. Принцип единства: был выдвинут Возрождением, но никогда до 17 века не являлся определяющим. Единство действия, времени и места. То есть, действие не может переноситься на большое расстояние; должно укладываться в 24 часа; должна быть одна сюжетная линия + единство тона (не смешивать трагедию и комедию); единство стиля. Эти единства на первый взгляд сковывают драматургию, но в 17 веке они были определенным прогрессом по сравнению с предыдущей драматургией. Театр класс-ма делал одним из главных требований правдоподобие.

Представители: Корнель (1606-1684, «Сид»), Николя Буаллё Д’епрео (1636-1711, «Поэтическое искусство», Жан-Батист Мольер (1622-1673, «Дон Жуан», «Скупой», «Тартюф», «Мизантроп»), Жан Лафонтен (1621-1695, «Любовь Психеи и Купидона»)

2. Европейская литература 18 века. Эпоха Просвещения.

В конце 17 века в европейских литературах назревают тенденции, которые разовьются в 18 веке. Так у Жана-Батиста Расина (1639-1699) в поздних произведениях; в «Самсон-борец» Мильтона, и в эпистолярном жанре синтезируются черты барокко и классицизма. В Англии появляются романы, которые потом назовут просветительскими романами (Дефо, Свифт). Философ Джон Локк свои основные произведения создает в 90-е годы 17 века. Многие художественные открытия 17 века в 18 будут забыты. Это связано с новой философией – оптимистической, рационалистической. Все художественные открытия барокко были забыты в 18 веке.

18 век – дальнейший кризис феодализма. Великая франц-я революция была во многом подготовлена литературой Просвещения. Буржуазия еще прогрессирующая сила, выражающая интересы широких масс 3-го сословия. 18 век формирует свою собственную философию и идеологию – борьба против феодального строя и церкви, которая освящала феодальный строй. Для философии Просвещения важными понятиями становятся: «естественный человек», Разум, Природа, общественный договор. Происходит утверждение идеала будущего. Во многом повлияла философия Локка (tabula rasa). На этой чистой доске опыт пишет свои письмена, т.о. спорит с тем, что человек рождается с врожденными идеями и жизнь его соответственно предопределена. Локк утверждает, что все люди рождаются одинаковыми, и только среда и воспитание влияют на человека. Его последователи сделали выводы, что если все одинаковы от рождения, то почему тогда одни бедны, а другие богаты, сами законы природы осуждают феодальные порядки. Естественное состояние есть состояние свободы. Просветители борются за личное освобождение человека. В Европе 18 в. существовало крепостное право. Философия Прсвещения борется за дальнейшее развитие буржуазного общества.

Европейское Просвещение – литература, живопись, театр и даже стиль жизни. Именно в 18 в. разные сферы искусства и человеческого сознания очень тесно связаны друг с другом. Литература как бы опытная площадка, где проявляются взгляды философов (повести Вольтера).

Просветительство было неоднородно. Руссо – атеист, Вольтер верил в Бога и т.п. Однако было много общего в понимании искусства: активная жизненная позиция и понимание искусства как силы, преобразующей мир. Царит дидактический пафос, уже производится расчет на аудиторию просвещаемых, которая в 18 веке резко увеличилась, т.к. стали общедоступными книги + латынь вытесняется национальными языками.

В 18 веке в литературе происходили изменения в системе жанров. Стираются границы между художественными жанрами. Многие жанры, ранее не считавшиеся художественными, становятся достоянием литературы: эссе, мемуары, путешествия, роман в письмах, роман-воспоминание (Гете), роман-путешествие, философская повесть. Если в 17 веке роман был средством достоверного изображения человека и среды, то в 18 веке роман начинает осмыслять реальность в целом, место человека в жизни. Писатели стараются придать повествованию гибкость посредством авторских отступлений, элементов общения с читателем.

Просветители имели общие воззрения на «естественного человека» и на искусство. Искусство должно преобразовывать мир, поэтому возрастает идеал будущего. Дидактическая роль искусства – литература Просвещения всегда рассчитывает на аудиторию. Театр – трибуна просветителей. Развивается классицистическая трагедия (Вольтер), развивается новый жанр мещанской драмы («Эмилия Галотти» Лессинга). Очень важен образ положительного героя. Расцветает сатира в творчестве Свифта, Вольтера, Бомарше.

Но ведущую роль играет роман. Родоначальник романа 18 века – Даниель Дефо. Выведен обычный человек, обычная проблема, это уже просветительский реализм. Поэзия отходит на задний план, т.к это эпоха господства разума, рационализма, то человеческие чувства отдельной личности не очень важны. И только к концу 18 века появляются Гете, Шиллер, Бёрнс, Чаттертон.

Литературные направления: еще живо барокко в испанской литературе и в творчестве итальянского драматурга Карло Гоцци.

Рококо1 – искусство, где отразился кризис феодального строя. Погоня за наслаждением, «игра любви и случая». Прозы в этом направлении практически нет. Поэты воспевают беззаботность, чувственные наслаждения, но в то же время понимают, как все это мимолетно: поэт Парни, художники Фрагонар, Ватто. Изысканность формы, игры слов. Поздним просветителям рококо близко как эмансипация чувственности.

Продолжает развиваться классицизм, Нои под влиянием Просвещения меняет идеологию и форму. Если класс-м 17 века был антропоцентричен, то в 18 веке переносится акцент на общество, частью которого является герой. Появляется тип мудреца, который пытается просвещать других. Меняется структура у трагедии: она перестает быть только декламацией. Изменяется понимание античности. Теперь она воспринимается как ступень в развитии человечества, а не как вечный застывший идеал.

Сентиментализм. Во многом вырос из понимания недостаточности философии Просвещения. Сентименталисты к разуму добавляют чувство, не отвергают разум, а пытаются создать некую норму, гармонию человека, где сплетутся разум и чувство – «Природа разумна, а разум естественен». Сентименталисты по-своему разоблачает феодальный строй. Они апеллируют к чувствам «естественного человека» и показывают, как эти «естественные» чувства вступают в противоречие с противоестественными нормами государства и общества.

Сентиментализм в Англии. Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе. Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя « кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью. С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон, который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения). Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита. В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).

Сентиментализм в Германии. В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу. Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток, который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией. Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград. В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Близки к сентименталистам по своей художественной практике предромантики. Предромантизм рождается в Англии. Они отвергают разум как некую ценность, уходят в причудливое, таинственное, потустороннее. Появление готических, черных романов. Таким образом, предромантизм окончательно свидетельствует о кризисе просветительских идеалов.

Просветительский реализм наиболее ярко проявился в английской литературе и у французских романистов второй половины 18 века. Пользуясь установками Просвещения, «Монахиня» Дидро показывает всю гнилость религиозной жизни Франции того времени. За просветительским реализмом стоит будущее.

3.Просвещение в Англии

Раннее Просвещение – английская эстетическая мысль (в частности, Шефтсбери, Поп и др.) возьмет под защиту права остроумия и воображения. В художественном творчестве писателей Просвещения многообразно проявляется разрыв с этим рационалистическим ригоризмом Локка (начиная со Свифта и Дефо), а потом выльется в «Тристраме Шенди» Стерна в форму своего рода грандиозной полемической пародии, составляющей основу целого романа.

Призыв Локка о ясности мысли и слова был услышан в равной степени и писателями-классицистами, и первыми реалистами в литературе Просвещения: ясность мысли и ясность словесной формы ее выражения составили общий эстетический принцип, который отстаивали и Поп, и Свифт, и Дефо, и Филдинг, и Годвин.

Учение Локка послужило исходным пунктом для многих представителей эстетической мысли раннего Просвещения в Англии. Его ближайшим последователем был, в частности, Антони Эшли Купер, граф Шефтсбери (1671—1713), большинство сочинений которого было им объединено под общим названием «Характеристики людей, нравов, мнений и времени» (1711). Шефтсбери в отличие от Локка облек свои сочинения в более живую и непринужденную форму дружеских писем или диалогов, и его произведения имели широкую известность в кругах образованных читателей не только в Англии, но и за ее пределами. Огромное значение Шефтсбери придает в своей эстетике смеху; расходясь в этом отношении с Локком, он посвящает защите комического начала в искусстве особый трактат «Sensus communis: опыт о свободе остроумия и юмора» (1709). «Насмешка, — утверждает он, — способствует выяснению истины, так как истинно только то, что не боится проверки смехом».

Всеобщая гармония бытия, по мнению Шефтсбери, основана на единстве частного интереса и добродетели. Порок представляет собой случайное отклонение от этого общего принципа — своего рода уродство или болезнь. Что же касается нормального, человека, то в нем от природы заложено «естественное нравственное чувство», бескорыстно влекущее его к добру, истине и красоте. Единство добра, истины и красоты составляло один из главных пунктов просветительской эстетики Шефтсбери (опиравшегося здесь и на Платона).

Философско-дидактическая поэма молодого Александра Попа (1688—1744) «Опыт о критике» (1711) была своего рода манифестом эстетики просветительского классицизма. Написанная под явным влиянием Буало, она не отличалась особенной глубиной мысли. Но в своих отточенных до блеска, остроумных афористических двустишиях Поп популяризировал основные принципы, уже разработанные его предшественниками. Во имя разума он настаивал на гармонизирующей задаче искусства и требовал от художника, чтобы он не воспроизводил природу во всей ее «дикой свободе» и хаотичности, а следовал издревле установленным правилам, которые, впрочем, также являются природой, но «природой упорядоченной». По характерному определению Попа, «истинное остроумие — это природа, одетая к лицу».

Просвещение в Германии

Германия раздроблена. В ходе просветительского движения региональность сохраняется, но выдвигаются новые центры. В первой половине века ими становятся Лейпциг, в известной мере Гамбург. Немаловажное значение приобретает и швейцарский город Цюрих. Однако усилия просветителей были направлены на создание единой национальной культуры и на утверждение языковой нормы. В отличие от литературы Франции и ряда других стран немецкая литература XVIII в. по мере включения в просветительское движение порывает связь с традицией XVII в. Если в дворцовом и церковном зодчестве, в живописном оформлении резиденций еще продолжал господствовать стиль барокко (в XVIII в. были построены такие шедевры барокко, как Цвингер в Дрездене и Сан-Суси в Потсдаме), то в литературе традиция барокко была оборвана раньше и прежде, чем были найдены самобытные формы. Раннее Просвещение прежде всего обратилось не к национальной традиции XVII в., а к эстетике французского классицизма.

Наиболее устойчиво традиция барокко, имевшая при этом народные корни, держалась в австрийском театре, хотя и не вышла за его пределы. Деятельность Йозефа Антона Страницкого (1676—1726), актера и драматурга, носила весьма локальный характер. Для венского театра он создал ряд сценических компиляций, в которых программным комическим персонажем выступал Гансвурст. Существенно, однако, что эта барочная традиция оставалась живой и получила дальнейшее развитие в австрийском театре XIX в., в творчестве выдающихся драматургов Фердинанда Раймунда и Иоганна Нестроя. 

В немецком Просвещении философская и эстетическая мысль предшествовала художественной практике. При этом преобладали идеалистические концепции. В Германии в отличие от Франции не сложилась философская школа материализма. Формирование черт материалистического мировоззрения у немецких писателей, начиная с Лессинга, будет протекать под влиянием не столько французских материалистов, сколько Спинозы.

На пороге немецкого Просвещения возвышается фигура Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716). Автор «Новых опытов о человеческом рассудке» (1694) и «Теодицеи» (1710), оказавших существенное влияние на развитие европейской философской мысли, ученый-энциклопедист, Лейбниц вместе с тем являл собой новый тип общественного деятеля. Философия Лейбница была компромиссной попыткой примирить бога и науку. Знаменательная примета эпохи: наряду с княжескими резиденциями (в которых действовал, например, Лейбниц) постепенно выдвигаются новые литературные центры — торговые и университетские города.

В Лейпциге развертывается деятельность самого влиятельного из ранних немецких просветителей — Иоганна Христофа Готшеда (1700—1766). Готшед энергично пропагандировал просветительскую идею разума, ориентируясь на нового, третьесословного зрителя и читателя. Теоретическая программа Готшеда была изложена им в объемистом труде «Опыт критической поэтики для немцев» (1730). Это педантично подробный свод правил, в котором автор строго регламентирует, ссылаясь на авторитет Аристотеля, Горация, Опица, Буало, все жанры. Перед литературой Готшед ставит дидактические цели. Художественный образ мыслится им не как отражение жизненного явления, а как воплощение определенной разумной идеи, морального принципа. В подчеркивании рационалистического начала сказывается просветительский характер нормативной эстетики Готшеда, выраженный, правда, весьма прямолинейно. Исходя из принципов просветительского рационализма, Готшед замыслил широкую литературную реформу Он считал, что немцы прежде всего нуждаются в воспитании вкуса. И, как это было характерно для XVIII в., ареной такой реформы становится театр.

Формирование немецкого национального театра было делом нелегким и потребовало усилий нескольких поколений. Готшед первым вступил на этот трудный путь и, несомненно, расчистил почву для Лессинга, хотя тот и отверг его исходные принципы. Сам Готшед написал три классицистические пьесы. Некоторый успех имела трагедия «Умирающий Катон» (1732), прославляющая римского республиканца.

Борьба против барокко на сцене сочеталась у Готшеда с борьбой за чистоту немецкого литературного языка. Стремление обосновать единство общенемецкой языковой нормы отвечало потребностям времени, но Готшед вносил и сюда свойственный ему педантизм. Существенно и другое: рядом с ним не было крупной художественной индивидуальности, писателя, который бы выдающимися произведениями мог воплотить эту литературную норму; в частности, среди немцев не было великого драматурга, чтобы продемонстрировать значимость тех классицистических норм, в спасительность которых верил Готшед.

1 Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко — стиль в искусстве (в основном, в архитектуре), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время правления Регента Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо сменился неоклассицизмом. Эпоха рококо принесла моду на бледные, маловыразительные (по сравнению с эпохой барокко) цвета: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.


В литературе рококо, особенно в ее малых формах — галантных поэтических миниатюрах, постоянно звучали оппозиционные мотивы, вплоть до откровенно атеистических и антифеодальных, но эта оппозиционность и бунтарство не были глубокими и последовательными. «Языком рококо», живым и острым, охотно пользовались и просветители: Монтескье (например, «Книдский храм», отчасти «Персидские письма»), Вольтер («Орлеанская девственница» и лирика малых форм), Дидро («Нескромные сокровища»). Таким образом, следует отличать писателей, которые использовали — чаще всего в сатирических, разоблачительных целях — привычные формы и темы литературы рококо, от тех, чье творчество ограничивалось этими формами и темами. У истоков поэзии рококо стоят два поэта, чьи творческие принципы сложились еще в предшествующем столетии, Гийом-Амфри де Шолье (1639—1720) и Шарль-Огюст Лафар (1644—1712). Их стихи — это в основном небольшие дружеские послания, в меру иронические, в меру гривуазные, прославляющие сельское уединение, любовь и вино. Их пронизывает гедонизм, звучат призывы наслаждаться мгновениями бытия. Веселость, ироничность, шутливость были характерными приметами этой «поэзии мимолетностей». Для поэзии Шолье, Лафара и их последователей характерно пристрастие к пасторальным травестиям в духе «Отплытия на остров Киферу» Ватто. Вся жизнь представляется Шолье и Лафару как нескончаемое веселое «галантное празднество». Эта «вторичность» отражаемой действительности, изображение изображения чрезвычайно типичны для искусства и литературы рококо. Отсюда — обилие в последней галантного маскарада, изысканных иносказаний и перифраз, порой мало оправданных неологизмов. Через стихи поэтов рококо настойчиво проходит противопоставление чувств и разума, причем с явным принижением последнего. Но чувства, страсти у поэтов рококо носили такой же искусственный, вторичный характер, как и воспроизводимая ими действительность. Даже воспевание женских прелестей оставалось лишь галантным маскарадом, превращалось в литературный штамп.




1. 292002 СЕМЬ СМЕРТОНОСНЫХ СЕКРЕТОВ FLLOUT Это седьмое обновление Библии Fllout ~ если вы пропустили предыд
2.  Статистическое изучение производственных показателей организации на основе метода группировок на пример
3. Экономический рост и структурные сдвиги в экономике1
4. Промысловая подготовка газа Подготовка газа на газовых и газоконденсатных месторождениях имеет ряд осо
5. Целью коммуникационного процесса является обеспечить понимание информации которую можно называть сооб
6. Тематика докладов и сообщений Дискуссии о происхождении славян современное состояние проблемы
7. . Гипертоническая болезнь
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора хімічних наук Донецьк1998
9. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление
10. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Центральный филиал Кафедра
11. Строение и функции желудка Желудок непарный орган желудочнокишечного тракта пищеварительной системы
12.  Имя было скользкое и хрусткое как льдинка или карамелька
13. БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра философии и политологии
14. Шпора по экскурсоведению.
Ответы к экзамену по экскурсоведению.

15.  Башилов В А 1969
16. Контрольная работа.html
17. Современные геополитические процессы на постсоветском пространстве
18. во голов Условная голова На 100 га с-х угодий На 1 трудосбособ
19. Эмоциональный интеллект
20. В таких условиях особое значение приобретает разработка теории монетарной политики кризисных периодов на