Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

История развития политической мысли

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Лекция № 2.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В истории развития политической мысли классически выделяют несколько основных периодов:

  1.  Античный период
  2.  Эпоха средневековья
  3.  Эпоха Возрождения
  4.  Эпоха Просвещения (Новое время)
  5.  Современный период
  6.  Политическая мысль в России

История формирования политических взглядов и учений насчитывает века. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.

  1.  Античный период

Древние политические учения возникли в Египте, Двуречье, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока, где возник самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному. Наиболее развернутые политические концепции сложились в Древней Индии и Древнем Китае. Брахманизм возник в середине 1-го тысячелетия  до н. э. и был направлен на обоснование кастового строя и привилегий знати; государство понималось им как продолжение карающей силы богов; основная его функция виделась в обеспечении стабильности существующих порядков. Идея наказания выступала как фундамент политических воззрений, а главным методом осуществления власти считалось принуждение.

В борьбе против жреческой религии в 6–5 веках до н. э. сформировался буддизм. Он, как и брахманизм, признавал существование четырех каст, а его социальные требования сводились, по существу, к уравниванию каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя.

Одним из самых влиятельных течений общественной мысли Древнего Китая было конфуцианство, основанное Кун Фу-цзы (551–479 гг. до н. э.). Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено, но выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. В конфуцианстве содержится также одна из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства (император – отец, подданные – дети) и меритократическую форму правления (у власти должны стоять самые достойные).

Начала научного знания о политике в Европе были заложены в древней Греции Платоном (424–347 гг. до н. э.) и Аристотелем (384–322 гг. до н. э.).

Социально-политические учения Древней Греции в ходе своего исторического развития обособились от религии и стали относительно самостоятельной частью философии, сохранив при этом во многих своих чертах связь с морально-этическими представлениями.

Теорию идеального государственного устройства развивает в диалоге «Государство» Платон. Он подробно обосновывает положение о том, что для общих потребностей не обходимо разделение труда между гражданами государства. Идеальное государство Платона – это справедливое правление лучших, правление философов, руководствующихся справедливыми законами. В работе «Законы» Платон считает, что если закон не будет иметь силы и находиться под  чьей-либо властью, то такое государство погибнет. Поэтому на страже законов должно стоять правосудие, без которого всякое государство перестает быть государством. Он писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон  не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги.

Платон считал, что в государстве возможны три основные формы правления: монархия, аристократия и демократия. Идеальная форма правления государством, по Платону, – аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному». Демократия – власть бедных, где господствует  неограниченная свобода, равнозначная полной неурядице,  стихии наглости и анархии.

Дальнейшая разработка политических идей античности связана с именем Аристотеля. Он предпринял попытку все сторонней разработки науки о политике. Аристотель рассматривал государство как сложную организацию, возникшую из естественного, присущего свободным людям политического общения, В своей работе «Политика» он определяет функции государства и считает его не просто средством обеспечения безопасности граждан и регуляции общественной жизни с помощью законов, но и достижения счастливой жизни. Так же Аристотель высказал ряд основополагающих мыслей о демократии. В частности, о социальной основе демократии, выборности правителей и избиратель ном праве, о необходимости сообразования государственных учреждений с состоянием народа и другие.

Аристотель подчеркивал, что «самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

2.Эпоха средневековья

Мировоззрение Средних веков было в своей основе теологическим  (все науки выступали как разделы богословия), а притязания  католической церкви на решающее участие в политике основывалось теократическими теориями, суть которых сводилась к тому, что государство должно занимать подчиненное по  отношению к церкви положение. Так, Августин (354–430 гг.), христианский теолог, один из «отцов церкви», считал, что только церковь является истинным государством,  и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Согласно его учению, изложенному в работе «О  граде божием», бог наделил человека свободной волей, то есть способностью жить или по-своему, или по божьему. Выбор способа жизни зависит от веры и любви, т.е. Бог не отвечает за зло в мире, он как авторитет, в конечном счете, способствует возобладанию добра и справедливости согласно предусмотренному вечному порядку. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии, то все формы правления, согласно Августину, равно  как авторитет и полномочие власти, становятся достойными того, чтобы им подчинялись. Августин считал, что церковь, как сообщество верующих, выше, чем «земной град».

Средневековый итальянский католический теолог, монах-доминиканец Фома Аквинский (1225–1274 гг.) считал власть божественным установлением. Рассматривая те же формулы власти, что и Аристотель, он отдавал предпочтение монархии. Власть по Аквинскому есть неизменное добро, всегда нечто хорошее, благое. Однако властью может овладеть и зло. Насколько действия правителей отклоняются от воли бога, утверждал Аквинский, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление.

  1.  Эпоха Возрождения

Намеченное в древности политическое знание было обогащено и развито виднейшим политиком и ученым эпоху Возрождения Никколо Макиавелли (1469–1527), который определил политическую науку как науку о государстве. Главное исследование Макиавелли – государственная власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Он являлся сторонником республиканской формы правления, считая, что республика – лучшая форма правления, так как она делает каждого ответственным за судьбу правления. Но республиканская форма правления не всегда возможна, нельзя сохраню свободные политические учреждения, если в народе не развиты гражданские добродетели. Макиавелли обосновал необходимость государства эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания. В политической борьбе Макиавелли считал допустимым пренебрегать законами морали и применять любые Средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Он подходит к политике как к опытной науке, считая, что в основе политического поведения лежит выгода и сила.

В работе «Государь» Н. Макиавелли отмечал: «Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого

Для эпох Возрождения  характерны идеи основоположников раннего утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы. В их трудах дается упрощенная модель будущего общества и государства, которая представлена элементами всеобщего аскетизма, уравнительностью, законодательной регламентацией отношений.

  1.  Эпоха Просвещения (Новое время)

Научные идеи Платона, Аристотеля, Макиавелли и других ученых нашли свое дальнейшее развитие в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна и других.

В своем главном произведении «Левиафан» Томас Гоббс (1588–1679 гг.) отбросил теории божественного происхождения государства, рассматривая его возникновение как результат общественного договора между гражданами в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. Благо народа, полагал Гоббс, высший закон государства. Согласно Гоббсу может быть три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Симпатии Гоббса были на стороне монархии.

В этот период формируется идеология либерализма, окончательно закрепленного английской революцией 1688 года. Ее основатель – Джон Локк (1632–1704) – английский философ – просветитель и политический мыслитель. Свою социально-политическую концепцию Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Цель государства, по Локку, сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может быть произвольной. По Локку она делится на законодательную,  исполнительную и союзную (федеративную). Он устанавливает четкие границы власти, при безусловном подчинении всех закону. Это исключает произвол, абсолютизацию  власти и конституционно защищает права граждан. Свобода граждан в обществе рассматривается философом как законодательно зафиксированная свобода: свобода во всем, что не запрещено или не ограничено законом. При этом, гражданин, по Дж. Локку, на первом месте, а не государство. Основная функция государства – защита неотчуждаемых, естественных прав человека. Политическая организация ограничивает свободу от дельного человека, но одновременно государство гарантирует равные права и возможности всех граждан.

Шарль Луи Монтескье (1689-1775 гг.) в работе «О  духе законов» обосновывает идеал политической свободы, объясняя ее независимостью каждого индивида от произвола властей. Свобода, по мнению Монтескье, означает право делать все, что не запрещено законом, и может быть обеспечена в рамках такой формы государства, как демократическая республика. Республика есть государство, где власть принадлежит всему народу. Монтескье развивает идею Д. Локка о разделении властей и подразделяет государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

Анализ политического устройства общества, соотношение народа и власти проводил в своих трудах Жан Жак Руссо (1712–1778). Основной принцип его политического учения – идея народного суверенитета, обоснованная в труде «Об  общественном договоре». Руссо разработал теорию общественного договора, в которой развитие общества рассматривалось им от естественного состояния равенства людей («золотой век») через их способность к совершенствованию до появления частной собственности и возникновения имущественного неравенства. В результате общественного договора образуется гражданская община (республика). Верховную власть в ней представляет народ. Участие в управлении является гражданским долгом каждого человека. Среди форм правления Руссо различает монархию, аристократию и демократию.

Европейские идеи демократии начали свое первоначальное практическое воплощение в США и были закреплены в Конституции США. Демократия в Америке была исследована французским ученым и политологом А. Токвилем. Социально-политические взгляды Томаса Джефферсона, Томаса Пейна опирались на принцип естественного права. В декларации независимости Джефферсон заявлял, что все эти люди сотворены равными и все они одарены очевидными правами, к числу которых – принадлежат жизнь, свобода, стремление к счастью. Декларация независимости США – первый в истории государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни.

Немецкая классическая философия представляет собой высокое достижение философской мысли. Ее теоретики – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Основной идеей философско-исторической концепции классиков немецкого идеализма является идея постепенного, поступательного развития, осуществления правового строя, понимаемого как буржуазно-демократическое государство. Таково учение Иммануила Канта (1724–1804) о республике. Государство, по Канту, это объединение людей в рамках правовых законов, имеющее своей целью соблюдать и обеспечивать действие принципа справедливости для всех граждан. Демократическому идеалу власти народа у Руссо Кант противопоставляет идеал Гоббса – принцип неограниченных полномочий действующей верховной власти, считая, что большинство человечества зло по природе. Взгляды Канта на форму управления государством претерпевали существенную эволюцию. Его учение о праве и государстве основывалось на формальном понимании права, выраженного в трех принципах: свобода каждого члена общества, равенство всех подданных, самостоятельность каждого гражданина. Однако свобода понимается Кантом с либеральных позиций как добровольное подчинение народа властям, не зависимо от ее происхождения. В этой связи он подчеркивает, что «Моральный закон снят (ненарушим). Человек, правда, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе. Именно он субъект морального закона, который снят в силу автономии своей свободы. Именно поэтому каждая воля, даже собственная воля каждого лица, направленная на него самого, ограничена условием согласия ее с автономией разумного существа, а именно не подчиняться никакой цели, которая была бы невозможна по закону, какой мог бы возникнут из воли самого подвергающегося действию субъекта; следовательно, обращаться с этим субъектом следует не только как со средством, но и как с целью».

Георг Гегель (1770–1831) рассматривает идеи о социально-исторической жизни людей, проблемы права и государства. Гегель утверждает принцип буржуазной частной собственности и право на неравенство в собственности. Это основа свободы, но сама свобода оказывается здесь правом личности на присвоение. Государство у Гегеля есть осуществленная свобода, его назначение охранять семью и руководить гражданским обществом, снимать противоречия между семьями и сословиями, между индивидами и родом (обществом). Наилучший общественный строй, по Гегелю, конституционная монархия. В теории права Гегеля важное место занимает понятие «гражданское общество». Это становящийся или зрелый буржуазный социально–экономический строй в разных ею частных модификациях.

Интересно замечание Гегеля по поводу компетентности «специалистов» и «неспециалистов». Он писал: «Сословие юристов, обладающее особенным знанием законов, считает часто это знание своей монополией и полагает, что тому, кто не из их среды, не следует вмешиваться в их дела. С подобным же недоверием физики отнеслись к учению Гете о цветах, поскольку он не был специалистом в данной области, а к тому же еще и поэтом. Однако так же, как не надо быть сапожником, чтобы знать, годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать знаниями о предметах, представляющих собой общий интерес. Право касается свободы, самою достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его».

Важно отметить, что политико-правовые взгляды, идеи и концепции ученых и философов мировой политической мысли оказали значительное влияние на современную науку о политике.

  1.  Развитие политической мысли на современном этапе характеризуется обособление самостоятельной науки – Политологии со своим собственным научно-исследовательским аппаратом, школами и научными направлениями. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов (Международная Ассоциация Политической Науки), где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения.

  1.  Политическая мысль в России

Политические идеи, зародившиеся и получившие развитие в Европе, находили определенное отражение в общественном сознании и политической практике царской России. Здесь они инициировались определенной частью политической элиты или же интеллигенции. Вопреки довольно распространенному мнению, в России, несмотря на много вековое господство монархии, постепенно пробивалась тенденция к демократии, накапливались элементы демократического управления и сформировались отдельные демократические взгляды. Однако народное представительство, как отмечает В. О. Ключевский, возникло у нас «не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства».  Главным образом эта тенденция находила свое выражение в скорме развития местного самоуправления. Объяснение тому – объективные условия существования российского государства: огромные пространства, занимаемые им, удаленность областей, губерний от столицы, царского двора.

«Российская империя, – писала Екатерина II, – есть столь обширная, что кроме самодержавного государя, всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлительны в исполнении...». И, тем не менее, сама же Екатерина II под давлением объективных обстоятельств, ввела губернские и со словные учреждения – дворянское и городское самоуправления. Они вырабатывались под заметным влиянием политических идей, заимствованных императрицей из западноевропейской политической литературы.

Объективная потребность в той или иной демократизации российского государства давала о себе знать при Александре 1. Этому подтверждение – активное обсуждение либеральных проектов Сперанского, которые были отвергнуты. Смелый реформатор в духе политических идей ХVIII в. исходил из принципа о воле народа как источнике власти; предлагал введение трех родов властных учреждений: законодательных, исполнительных и судебных. В качестве законодательного учреждения предполагалась Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий. Но самодержавие и Россия оказались не готовы ми к реализации проектов Сперанского. К либеральным идеям реформатора Россия и ее правители обратились вновь во второй половине ХIХ века при Александре II Реформы 60-х гг., как отмечал крупнейший русский историк В.О. Ключевский, продвигали русскую жизнь к тем основаниям, на каких держится жизнь западноевропейских обществ. В то же время выявилось, что западноевропейские идеи не могут быть приложимы полностью к русской действительности. «Мы начали критически относиться, – продолжал В.О. Ключевский – и к идеям запад цивилизации». С другой стороны, нужно было приспосабливать к западноевропейским идеям русские обычаи.

Отмена крепостного права и введение земских учреждений составляли содержание реформ 60-х гг.

Под воздействием развития рыночных отношений и социально-классовых конфликтов в начале ХХ в. объективная потребность в переходе от самодержавия к демократии обострилась. Однако государство стремилось быть тоталитарным, где продолжалось господство харизматического лидера – «самодержца». И все-таки бурные события 1905 г. заставили самодержавие пойти на некоторые уступки. Манифестом 19 октября 1905 года Николай I объявил о введении гражданских свобод в России; была учреждена Государственная дума, которая провозглашалась законодательным органом власти. Все это могло привести к установлению конституционного строя в стране. Могло, но не привело. Война и революции (Февральская и Октябрьская) помешали формированию в России гражданского общества. Октябрьская революция провозгласила демократию для большевиков и диктатуру для меньшинства.

В России сталкивались монархическая, антидемократическая традиция и демократическая тенденция, стимулируемая, главным образом, западноевропейской политической мыслью. Первая находила свое воплощение в программных установках консервативных партий и движений. Вторая формулировалась либералами, революционными демократами и социалистами, включая большевиков. Взгляды либералов на демократию были далекими от идей социалистов, ориентирующихся на насильственные революционные методы борьбы за ликвидацию самодержавия и установление строя, свободного от эксплуатации человека человеком. Тем не менее и либералы и социалисты сходились в требовании ликвидации монархии и установлении в России государства иного типа.

Монархическая традиция шла из глубин русской истории и подпутывалась господствовавшей тогда идеологией православия. Последняя представляла российского самодержца наместником Бога на земле.

В российском обществе складывалось отрицательное отношение к демократии. Философ Н. Бердяев осуждал большевиков в годы революции не за отказ от демократии, а, наоборот, за то, что они вводили народовластие. «Демократ – писал Н. Бердяев, – ... есть... самодовлеющая отвлеченная идея, ничему высшее не подчиненная, есть человекообожествление, отрицание божественного источника власти». «Демократия есть нездоровое состояние народа». «Народовластие есть человековластие». «Демократическое общество хотело бы быть обществом совершенно упрощенным и смешанным. Это и было бы самой горшей из тираний». Другой русский теоретик-философ и правовед И. Ильин даже после второй мировой войны продолжал утверждать, что не демократия, а только «твердая, национально-патриотическая и по идее либеральная диктатура» может спасти Россию.

Обобщив исторический опыт развития российских политических идей, можно выделить их характерные черты:

– Преобладание крайностей – радикализма и консерватизма.

– Односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма.

– Своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов.

– Чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого – консерваторами, будущего – радикалами).

– Тесная взаимосвязь (неотделимость) политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций.

– Недостаточная экономическая и политическая обоснованность выдвигаемых идей и путей их практической реализации.

С самого начала российская демократическая мысль отличалась от западноевропейской тем, что она ориентировалась на социальное освобождение народных масс от гнета эксплуатации (в частности, крепостного права), от господства привилегированны классов (помещиков-крепостников, бюрократического чиновничества). Требование равенства и справедливости относилось в первую очередь к уравнению классов и сословий по отношению к участию в управлении общественными делами.

Политическая демократия для российских мыслителей была, как правило, на втором месте, рассматривалась как средство социально освобождения, даже большевики оценивали свою борьбу против режима исключительно в плоскости задач ликвидации классового неравенства и по строения общества социальной справедливости и социальной свободы.

В российской политической мысли не обсуждались так активно, как в западноевропейской, проблемы парламентаризма, разделения властей и другие, связанные с технологией политической демократии. Здесь не доминировала индивидуалистическая концепция демократии. Российская политическая мысль не могла не отражать российского менталитета, включавшего традицию обычности и соборности. Общинность, коллективизм для многих политических мыслителей, если не большинства, оставались отправными пунктами осмысления российских идей применительно к российским условиям. Во многом эти недостатки не изжиты до сих пор.




1. человекrdquo; в древнееврейском оригинале написано как.html
2. Intel Pentium 4
3. Пенсионная система России
4. Генералы МакКлеллан и Фремонт
5. Варіант 5 1Охарактеризуйте фази мейозу його біологічне значення
6. реферату- VitmineРозділ- Журналістика Vitmine Ds Wort Vitmin Lebensmin wurde zum ersten Ml von dem Londoner Biochemiker K
7. а. Истинный господин текста тот кто его толкует а не автор
8. нии белые серые и черные цвета принято называть ахроматическими т
9. 00 мин. Выберите правильный ответ и впишите его в таблицу в конце блока заданий максимум 15 баллов
10. Страноведческая характеристика Японии
11. Всенаправлений азимутальний радіомаяк VOR-4000
12. 1этапы развития вычислительной техники ручной до 17 века механический ~ с середины 17 века электромехани
13. 1Сущность магнитопорошкового метода контроля 2Порядок проследованеия проходного светофора с погашенным о
14. Тема 9. Двигательные качества План Общая характеристика двигательных качеств
15. і 02 Дезинфекциялаушы ерітінді бар ыдысты ж~не арнайы таза дайындайды
16. Победители живут среди нас среди учащихся образовательных учреждений г
17. по теме Гимнастика Цели и задачи- формировать у учащихся интерес к занятиям физической культурой;
18. 10-30 2 10-4512-15 10
19. Братья Харрис контора которой находится около кладбища собора Св
20.  Научное исследование в педагогике