Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 22.
Место искусства в системе культуры.
«Искусство форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения».
Но можно ли сказать, что этого определения достаточно, чтобы представить все многообразие смыслов, содержащихся в искусстве, чтобы уловить неповторимую специфику этого явления… Безусловно, ответ будет отрицательным. Никакое определение не сможет всех удовлетворить, в принципе, так как каждый человек имеет собственное представление об искусстве, его ценности и назначении. Любая попытка рассказать о том, что есть искусство, будет выражением предельно субъективной точки зрения. И в этом одно из самых существенных отличий искусства от других феноменов культуры. Искусство, несмотря на кажущуюся неопределенность и субъективность восприятия, однажды вошло в жизнь человека и уже не покидает его. Из века в век, несмотря на возрастающий прагматизм человека, все еще волнует бескорыстная красота живописи или музыки.
Сегодня невозможно однозначно ответить на вопрос, для чего человеку нужно искусство. Одни утверждают, что искусство существует для украшения жизни эти люди упорно стремятся к открытию Красоты как вечного закона бытия. Действительно, Красота волновала человека: он пытался уловить ее в природе, в окружающих людях, выявить какие-либо критерии, а затем зафиксировать ее. В истории искусства можно найти миллиарды «свидетелей» (картин, скульптур, миниатюр, стихотворений, песен) таких встреч с Красотой. Другие считают, что искусство должно воспитывать человека они ищут в произведениях Добро, Пользу, Справедливость. А третьи убеждены, что искусство является способом познания мира, поэтому их цель в искусстве открытие и фиксация Истины. Так получается, что искусство способно удовлетворить весьма разнообразные интересы.
В чем же отличие искусства от других феноменов культуры, которые также предоставляют человеку возможность реализовать свои потребности? Ответ на этот вопрос следует искать в неразрывной связи искусства с реальностью. Жизнь человека полна изменчивости: человек оказывается втянутым в это вечное изменение внешней действительности и внутреннего мира. Человек может искать способы приспособления или преодоления этой изменчивости: накапливая и применяя знания, он выстраивает вокруг себя мир культуры, защищающий его от непредсказуемости природы. Так деятельность человека превращается в борьбу за выживание. Но человек открыл для себя иной способ существования не приспосабливаться и бороться с окружающей реальностью, но играть с ней. Умение играть, присущее даже животным, человек начинает использовать не только как способ научения чему-то или передачи знания и т.д., но как универсальный способ сосуществования человека с миром и другими людьми.
Искусство является универсальной формой мировосприятия, которая присуща только человеку. Поэтому, можно сказать, что искусство является уникальным способом выражения именно человеческого бытия. В чем специфика такого способа реализации человека мы и попытаемся выяснить.
Критерии определения искусства различны: они зависят от специфики культуры, в рамках которой творит художник, от места и времени создания и восприятия произведения.
В самом широком смысле понятие «искусство» употребляется в двух значениях:
1. Искусство это искусность, мастерство, умение, ловкость, высокая оценка способности выполнять какую-либо работу. Часто так оценивают человека, который не просто профессионально выполняет свою работу, но делает это красиво, легко или как-то особенно вдохновенно. Поэтому и дворник, разметающий листья, может сам себя чувствовать или восприниматься другими как поэт.
2. Искусство это творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, эстетически выразительных форм.
Если соединить эти два значения, то получится следующее определение:
Искусство это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении.
Традиция понимания искусства как мастерства и умения сложилась уже в Античности, когда были сформулированы такие фундаментальные понятия как Poesis, Mimesis, Techne.
Первое понятие, Poesis, означает акт творческого действия, основанный на вдохновении. Важнейшим условием создания или восприятия произведения искусства является особое состояние. Не случайно в мировой художественной культуре так распространен сюжет посещения поэта или художника Музой, символическим образом вдохновения:
Прилежно я внимал урокам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
А. С. Пушкин «Муза» Таким образом, состояние вдохновения, переживаемое как появление «из ниоткуда» чего-то нового, характеризуется особой открытостью по отношению к миру и готовностью к творческому диалогу, как с реальностью, так и со своим ощущением этой реальности.
Диалогичность искусства нашла выражение и во втором понятии. Mimesis означает «подражание природе». По мнению древних греков, человек не может придумать ничего, чего не было бы в природе, поэтому в искусстве он только и может подражать ей.
Третье понятие, Techne это ремесло, наука, ловкость, сделанность, завершенность. Идея находит выраженность, воплощенность, только когда мастер воплотил ее в материале, приложил к созданию произведения искусства физические усилия.
информация движется однонаправлено от автора к зрителю, а в диалоге обе стороны участвуют в обмене идеями.
Художественный диалог отношения, возникающие между участниками в процессе художественного сотворчества и художественного восприятия, своеобразный диалог, в котором передается художественная информация. При этом произведение искусства становится посредником между автором и зрителем, одновременно являющимся соавтором.
Художественное общение может быть «непосредственным»: когда автор и зритель «общаются» напрямую, а время создания и восприятия произведения совпадают. Например, театр является искусством, которое творится только на глазах зрителя, которое ежесекундно зависит от настроения актеров и сиюминутной реакции зрителей, что и обеспечивает «непосредственность» [2] художественного общения. Между актером и зрителем может быть только рампа и несколько рядов впереди сидящих людей; а в условиях театра на малой сцене рампа уничтожается, и зритель получает возможность максимально приблизиться к художественной реальности спектакля и даже оказаться внутри нее. Время создания и восприятия произведения объединены также в цирке, на концерте, на различного рода перформансах, когда зрители непосредственно присутствуют в момент рождения чего-то нового и могут повлиять на процесс.
Но также художественное общение может быть более опосредованно: автора и зрителя разделяет время и пространство. Например, как бы нам, живущим в XXI веке, ни хотелось пообщаться с великим безумцем Винсентом Ван Гогом это невозможно!
Как можно заметить, художественное общение определяется не только временем и пространством, но и спецификой различных видов искусства, каждый из которых подразумевает свой язык, свой способ организации диалога и пространства.
В рамках таких видов искусства как архитектура, скульптура, кинематограф, живопись художественный образ жестко фиксируется в материале. И здесь можно наблюдать как плюсы, так и минусы такой привязанности к материалу. С одной стороны, чем более произведение искусства зависит от материала, тем менее оно изменяется. Невозможно предложить режиссеру Андрею Тарковскому изменить что-то в его фильме, поспорить с ним не только потому, что этого режиссера уже нет в живых, но и потому, что фильм уже был смонтирован и озвучен. Также мы не можем потребовать изменить пропорции фигуры Венеры Милосской «в связи с изменившимися эталонами красоты женского тела» это было бы абсурдно. Но с другой стороны, разрушение материала приводит к гибели и самого художественного образа. Сколько мировая культура насчитывает невозвратных потерь: картин, погибших в военных конфликтах и от рук психически ненормальных людей, разрушенных храмов, уничтоженных скульптур. В этом смысле фраза «Рукописи не горят!» становится очень условной.
Есть произведения искусства, у которых привязанность к конкретному материалу практически сведена до минимума, они могут меняться в зависимости от зрителя. Но и они оказываются беззащитными перед временем. Так, например, вложить новый смысл в пьесу «Гамлета» Шекспира возможно: и, как правило, каждый режиссер, когда-либо бравшийся за постановку этой пьесы, выражал современные и актуальные для него, его времени и страны идеи. Он мог переодевать Гамлета в джинсы, заставлять его играть на саксофоне, но при этом ни одна строчка шекспировского текста им не менялась. Как пьеса «Гамлет» может существовать в виде письменного или устного текста, который может быть воплощенным в спектакле или фильме.
Одним из самых «нематериальных» видов искусств является музыка. Звук прозвучал, и его уже нет! Поэтому музыка, не переложенная на ноты, может и не сохраняться во времени. Но у музыки есть и преимущества по сравнению с той же скульптурой. Так скульптор в материале «раз и навсегда» фиксирует собственную трактовку образа. Зритель, созерцающий эту скульптуру, сталкивается с готовым зримым образом и его фантазия оказывается подчиненной видению скульптора. В одном и том же музыкальном произведении два слушателя могут услышать совершенно разные идеи или настроения, их фантазия ограничивается только их же личностью. Поэтому абстрактная музыка зачастую более трогает человека, чем готовый зримый скульптурный образ. Можно привести и такой пример: человек отправляется в кинотеатр на экранизацию прочитанной недавно книги и понимает, что он совершенно все не так представлял. Дело в том, что чем больше произведение искусства дает возможность додумать зрителю, тем большее удовольствие зритель получит.
В рамках художественной культуры человек овладевает различными приемами художественного общения. И одновременно у него формируются:
1. Потребность в художественном общении, своеобразная привычка, которая формирует мотив общения. Мотивом может быть желание пережить какие-либо эмоции: в результате реализации этого желания у человека появляются «привязанности», предпочтения в искусстве, человек собирает в домашнюю видеотеку любимые фильмы или коллекционирует музыкальные записи любимой группы и отправляется на каждый новый концерт этой группы. Мотивом может быть не только желание получить что-то (эмоции, новые идеи), но и желание выразить себя, создав какой-либо художественный объект с воплощенным в нем идеи или чувства, и таким образом зафиксировать себя в культуре. Оба описанных мотива являются актуализирующими творческий потенциал, заложенный в каждой личности;
2. Установку на общение, которая складывается до начала художественного контакта. В процессе художественного диалога установка может сыграть положительную роль, настроив зрителя на определенный художественный язык и способ общения, но может и помешать. Достаточно представить такую условную ситуацию: пожилая любительница классической музыки отправляется на концерт, в программе которого обещано исполнение сочинений Вагнера. Но случайно она попадает на концерт группы «Неприкасаемые». Возможно, если бы она была подготовлена к такому изменению, то смогла бы воспринять и эту музыку, но из-за определенной установки на Вагнера наша героиня, скорее всего, будет шокирована;
3. Коммуникативные навыки, которые основываются на овладении языками искусства: умении использовать язык в зависимости от жанра и вида искусства + понимание авторской мотивировки;
4. Гибкость сознания и художественная память;
5. Формирование ценностно-смыслового отношения к произведению искусства;
6. Способность установить общность своего духовного мира и мира автора.
Искусство, являясь уникальным способом реализации творческих способностей человека, наполняет бытие человека в культуре ценностью и смыслом. За счет разнообразия видов и жанров каждый может найти в искусстве то, что сделает его жизнь богаче. Нужно только развивать способности, необходимые для общения с искусством, ведь оно может дать человеку ровно столько, сколько он способен «взять» - понять, пережить, прочувствовать. Р. Успенский сказал: «Целью искусства является поиск прекрасного, также как целью религии является поиск Бога и Истины». Можно дополнить это утверждение: искусство помогает не только найти прекрасное в окружающем мире и в самом себе, но и создать его, сотворить…Художественное творчество позволяет человеку максимально выразить себя, оставив в культуре прекрасный след.
Вопрос 23.Место религии в системе культуры.
Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения. Таким образом, объясняют возникновение политеистических религиозных систем, в которых множество богов олицетворяют разные природные стихии, например, Бог Грома и Молнии принимался за Верховное божество и древними грекам (Зевс), и римлянами (Юпитер), и древними славянами (Перун).
Долгое время считалось, что религия плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым. Следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире. На этом строилась материалистическая критика религии, идущая от французских материалистов, и широко развернутая в марксистской философии. Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания. Что продолжает и в наши дни порождать религиозную веру? Какое место религия занимает в системе культуры? И как она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием: они противоречат или дополняют друг друга? Вот, пожалуй, самый интересный вопрос для современного человека, который воспитывался на резком противопоставлении одного и другого. Именно поэтому, выясняя место религии в системе культуры , она постоянно будет сравниваться с наукой. Что такое религия? Основным вопросом для каждого человека всегда был и оста¨тся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание. Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа, бессмертие личности, природа добра и зла, истина и др. Религия - производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом вс¨ то, что было связано с почитанием (культом) богов. Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Религия - это представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о всеобщих мировых связях. Научный метод познания религии. Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога, в которых применяются соответствующие научные и иные критерии: наличие подтверждающих факторов и возможности экспериментальной проверки основных положений теории. Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза. Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следующую структуру: 1.Вера в Бога. 2.Догматическое богословие. 3.Нравственное богословие и соответствующий ему морально-нравственный императив поведения. 4.Историческое богословие. 5.Система культовой практики. 6.Наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей. В таком научном контексте религия и атеизм предстают в следующем виде. Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъестественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, то есть предлагает путь проверки истинности своих утверждений. К мировым религиям религиоведы относят буддизм, христианство, мусульманство, т. е. такие религии, которые наднациональны по характеру и развиваются вне специфики мононационального самосознания определенной этнической группы. Складывание народностно-национальных религий - иудаизма, конфуцианства, синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества (не более 10-15 процентов инородцев) вследствие наличия в общественном сознании данной этнической группы людей национальной исключительности. Атеизм же не располагает фактами, подтверждающими небытие Бога и мира духовного. При бесконечности познания мира и вширь, и вглубь небытие Бога никогда нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому даже если бы Бога не было, это оставалась бы вечной тайной для человечества.
ЛИБО ещё вариант.
Место религии в системе культуры.
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, выполняла две основные социальные функции - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Первая из них - функция познавательная, которую реализуют в системе духовной культуры наука и отчасти искусство, а вторая - общелогическая, регулятивная, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство и др. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практически-духовное» освоение действительности.
Какое место в этом освоении занимает религия? Рассмотрим этот вопрос в плане взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.
Религия и искусство
Религия - многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.
В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма в VI в. до н. э., христианства в 1 в. н.э. и ислама в VII в. н. э. Эти религии внесли существенные изменения в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.
Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Религия предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент - различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако стержнем, основой любой религии является вера в Бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.
Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения к миру, без развитой образности, фантазии. Но искусство имеет более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.
Как взаимодействовали искусство и религия на протяжении человеческой истории? Для первобытной культуры характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью. Все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности - охоты, земледелия, собирательства. Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов, затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.
Огромное влияние религия оказала на античную куль-туру) одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, об общественной жизни и быте греков архаического периода. Гомеровский эпос («Илиада» и «Одиссея») является важным источником для изучения древнейшего периода истории Греции, о котором нет других письменных свидетельств.
Кроме того, древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь популярного и любимого во многих областях Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, исполнявших особые гимны - дифирамбы (от греч. diphyrambos- «песня козлов»); в этих празднествах, так называемых дионисиях - истоки греческой трагедии. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась комедия.
Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубене, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.
Библейские мифы, в том числе главный миф - о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными для искусства. Основными сюжетами живописи на протяжении многих веков были евангельские сюжеты, художники по-разному трактовали Рождество и Крещение Христа, Тайную Вечерю, Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Эта нравственная доминанта преобладает во всей христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.
Храм - это не только место богослужения, это - крепость, эмблема силы и независимости государства или города, исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области - церковь Св. Георгия в Старой Ладоге - была построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена Святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова - Троицкий собор (1365-1367 гг.) - был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятником утверждения Киевского государства был Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом Мудрым в XI в. на месте одержанной над печенегами победы. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства, на фоне великолепных фресок здесь происходили торжественные церемонии вокняжения великих князей, назначения высших чинов, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. При Софийском соборе в Киеве собиралась первая на Руси библиотека, велось летописание.
Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели и большое культурное значение; в них воплотились история страны, традиции и художественные вкусы народа.
Для каждого храма древнерусские мастера находили свое, единственно верное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались гармоничного сочетания храма с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества - церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимирско-Суздальской земле.
Религия оказала большое влияние на литературу. Три основные мировые религии - буддизм, христианство и ислам - дали миру три великие книги - Веды, Библию и Коран*.
Веды - четыре главные книги древних индийцев (Риг-веда, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа), были созданы в течение XII - VII в. до н. э. Словом «Веды» (от санскритского; «ведение, знание») называют также и относящиеся к данным книгам брахманы (книги, излагающие и трактующие ведические обряды), араньяки («лесные книги», где объясняется мистический смысл ведических обрядов и раскрывается их символика), а также созданные позднее, в VII - III вв. до н. э., Упанишады - книги, в которых культ и мифология Вед получают философское обоснование и где на первый план выступают общие рассуждения о боге, человеке и природе.
Веды - это ценнейший источник древнеиндийской философии, обширный фонд идей и знаний в самых разных областях. Здесь рассказывается о творении мира, вводятся понятия космологии, теологии, гносеологии, мировой души, определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Характер толкования Вед определил различные направления древнеиндийских философских школ (веданты, сан-кьи, йоги и др.). На почве Вед возникла не только индийская философия, она послужила философской основой древнейшего индийского эпоса - Махабхараты и Бха-гавадгиты, где в поэтической форме идет речь о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости.
Библия (от греческого «библос» - книга) состоит из двух частей. Первая из них - Ветхий Завет является богослужебной книгой иудаизма (под названием «Тора»). Она была записана в 1-II вв. до н.э. и является памятником древнееврейской литературы. В Ветхий завет включены законоучительные книги (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические хроники (книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, 4 книги Царств, 2 книги Парали-помемнон, 2 книги Ездры, книга Есфирь), сочинения проповедников (так называемые учительные книги), религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаст), любовная лирика (книга Притчей Соломона) и др.
Согласно христианскому вероучению, главное в Ветхом Завете - это пророчества о пришествии Мессии - богочеловека Иисуса Христа. Земная жизнь Иисуса Христа, его смерть и воскресение, чудеса, явленные им миру) деяния его учеников описаны в Новом Завете, или Евангелии, являющемся памятником раннехристианской литературы (1 - начало II вв. н. э.). В канонический текст Нового Завета входят 4 евангелия («благовествования» о земной жизни Христа, написанные его учениками Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном), «Деяния апостолов», «послания» и «письма» апостолов разным народам и представителям разных христианских общин Средиземноморья, а также «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис),
В Библии нашли отражение все стороны жизни народов Древнего Средиземноморья - войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени, поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы.
Коран (VII-VIII вв. н. э.) - главная книга исламского вероучения, излагающая основы представлений мусульман о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлений, назидательные рассказы и притчи. В Коране, кроме того, представлены древ-неарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.
Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству эти священные книги - источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов.
Так, христианство воздействовало на русскую литературу. В древнерусской литературе (жития) подробно описывалась жизнь святых, подвижников, праведников-князей, а сам Иисус Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу Спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в это время появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского - князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых», у Л. Н. Толстого - Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых идти на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду на очищение и покаяние. Позднее Христос появился в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака - в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова - в «Плахе», у Ю. Домбровского - в «Факультете ненужных вещей».
Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира. Кроме того, обращаясь к земной жизни Христа, на долю которого выпали предательство, преследование, неправый суд, русские писатели XX века проводили тем самым параллель с теми муками, которые переживали многие их современники на протяжении советского периода истории России.
В сложную эпоху «коммунистического перевоспитания» человека, эпоху сталинской диктатуры и лагерей многие люди уставали жить, разуверивались в «вечных ценностях». Обесценивание жизни, страх перед физической гибелью порождали в людях такие черты, как трусость, лицемерие, покорность, предательство.
Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными интересами, заботясь лишь о материальном (пище, одежде, жилье), тогда культура и общество в целом неизбежно оказываются в кризисном состоянии. Так было на закате античности, это происходит и сейчас. Выход из тупика - в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной, основе.
Религия и мораль
Принятое Киевской Русью в конце Х в. христианство (в восточной, византийской форме - православие) является господствующей религией на территории нашей страны на протяжении уже десяти столетий.
Образ Христа всегда был символом духовного поиска и служения добру, а религия служила, в частности, утверждению высоких моральных ценностей. Церковь утешала, успокаивала одиноких и отчаявшихся, давала примеры подвижнической жизни. Кроме культа Христа и Богоматери, в православии широко развито почитание святых - подвижников, святителей, столпников, юродивых, - людей, которые поднялись над житейской суетой, посвятив себя служению Богу и бескорыстной помощи людям. Наряду с местными святыми, почитание которых происходит в отдельных городах и местностях, церковью канонизировано и множество общероссийских святых, таких как преподобный Сергий Радонежский, святитель Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербуржская, святой благоверный князь Александр Невский и др.
Христианская религия как учение, наставляющее своих адептов на путь спасения, дающее примеры духовного подвига, требующее исполнения нравственных законов и заповедей, неразрывно связана с моралью.
Однако религиозность не является мерилом нравственности человека. Нельзя сказать, что все верующие являются нравственными людьми, а атеисты - наоборот. Среди тех и других были и есть и безнравственные, и высоконравственные люди.
Библия говорит о том, что человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен, поэтому все зависит от того, каким путем в жизни он пойдет; ему предоставлен свободный выбор.
В Библии говорится, что для каждого человека всегда открыты два пути: узкий «путь вечной жизни» и широкий «путь гибели». Многие идут последним путем ~ путем соблазнов и удовлетворения плоти, путем потребительства и мирской суеты. Тогда главным становится удовлетворение материальных потребностей, любовь человека обращена только на него самого, и это ведет к погибели души. Человек становится эгоцентричным, он руководствуется только своими прихотями и желаниями и тем самым делает зло не только окружающим, но прежде всего самому себе, поскольку в результате этого разрушается его личность. Жажда самоутверждения, самомнение и гордыня могут привести к преступлениям. Примером такого ослепления и нравственного падения может служить судьба главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.
Только в служении людям, в любви к ним и к природе человек обретает истинный смысл жизни. Узкий путь, «путь жизни» - это путь духовного совершенствования, нравственного очищения, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния.
Нравственные идеалы, достойные человека, были изложены Христом в его Нагорной проповеди (Мф. 5-7). То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне естественным действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего своего и ненавидь врага», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливом воздаянии, сколько о любви.
Первая и главная заповедь - о любви к Богу, вторая заповедь - о любви к человеку. Эти две заповеди связаны между собой, потому что Бог создал человека по образу и подобию своему, значит вера в Бога невозможна без веры в человека, без высоких требований к нему («Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - Мф. 5,48).
Такой путь нравственного самосовершенствования требует любить не только близких людей, но и врагов. «Любить любящих вас» и «приветствовать братьев ваших» - «что особенного делаете»? - спрашивает Христос. Он заповедает: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 45). Выполнять эту заповедь в повседневной жизни очень сложно, но стремиться к этому, как к высшему идеалу, необходимо. В любви к другому человеку человек становится нравственнее, чище: либо на земле установится царство любви, «красота спасет мир», либо человечество погибнет. Третьего пути нет.
Весьма удивительным для слушателей Нагорной проповеди стало и то, что если ранее считалось, что праведность вознаградится земными благами - здоровьем, долголетием, богатством, то Христос не обещал благ, наоборот, он говорил, что праведные в земной жизни будут гонимы и нищи, потому что их богатство не в материальных вещах, а в духовности. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе... Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше пребудет» (Мф. 6,19-21).
Для чего нужны нравственное совершенствование, высокая духовность? Ведь жизнь конечна, все тленно, все заберет смерть. Может быть, надо спешить и брать от жизни все, что можно? Однако богатство, слава и власть преходящи. Потребительство неизбежно приводит личность к деградации, наступают разочарование и душевная пустота.
Главное в проповеди Христа то, что он пришел в корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия.
Читая Нагорную проповедь Христа, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, необходимо постоянное нравственное самосовершенствование, отказ от соблазнов и мелочей земной жизни. Во-вторых, нравственного самосовершенствования самого по себе, без активного преобразования материального мира, недостаточно. Необходимы активные поиски новой духовной природы.
Это направление человеческой деятельности было глубоко осознано и развито русским религиозным мыслителем-утопистом Н. Ф. Федоровым (1828-1903) в его «Философии общего дела». Разработанный им проект «регуляции природы», сознательного управления эволюцией предусматривал овладение силами природы, переустройство человеческого организма, а в итоге - достижение бессмертия и воскрешение предков. Свое учение Федоров назвал «активным христианством», обнаружив в учении Христа «космический смысл»: призыв к активному преображению природного смертного мира в иной, бессмертный, божественный тип бытия. Он Пытался спроектировать реальный мост от земли к небу, от естественного к сверхъестественному, то есть восхождение к высшей природе.
Этому учит Нагорная проповедь. Заповеди, изложенные в ней, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества, без них невозможна и наша цивилизация.
В IV веке н. э. христианство становится государственной религией и тем самым приобретает статус «охранительной» идеологии Римской империи. В этом качестве религия подчиняла себе и философию, и искусство, и мораль, и науку. Религиозная вера, обеспечившая определенную цельность средневековой культуры, представляла собой высшую истину, с которой соотносились культурные ценности. Вместе с тем следует отметить, что по мере развития культуры мораль постепенно начинала оспаривать монополию религии на решение «вечных» проблем человеческого бытия. Ведь Бог мыслился одновременно не только как создатель всего «сущего», наличного мира, но и как творец «должного», источник моральных ценностей и норм. А это поставило перед теологами проблему теодицеи, «оправдания Бога». Иначе как было объяснить наличие зла, раз Бог вершит только добро?
Но если отношения религии и политики, морали, искусства были обусловлены решением задач идеологического, регулятивного порядка, то отношения религии и науки необходимо рассматривать d иной плоскости.
Религия и наука
Анализ взаимоотношений религии и науки должен осуществляться, очевидно, не в плане сопоставления высказываний (истинных или ложных) о мире и человеческом бытии, а как сопоставление элементов духовной культуры, которые обслуживают различные объективно-исторические потребности общества.
В системе духовной культуры наука выполняет познавательную функцию. Роль науки в жизни общества чрезвычайно широка и многообразна. Наука может рассматриваться как: 1) форма общественного сознания, 2) вид человеческой деятельности, 3) социальный институт и 4) производительная сила. Остановимся несколько подробнее на этих функциях.
Во-первых, наука предстает в качестве одной из форм общественного сознания, возникшей на определенном этапе человеческой истории; при этом главной задачей науки является выработка обобщающего теоретического знания. В то время как религия основана на вере в сверхъестественное, наука создает систему достоверного знания, которое, в силу своего внелйчностного характера, может быть использовано как во благо, так и во зло.
После трагедии Хиросимы и угрозы глобальной ядерной катастрофы, возникшей в результате открытий ученых, авторитет церкви начал возрастать. Современная ситуация характеризуется негативным отношением к науке на уровне общественного сознания и ростом авторитета церкви, когда она не только реализует свою идеологическую функцию в обществе, но и претендует на выполнение познавательной функции, выработку своей системы знаний*.
Во-вторых, наука предстает как определенный вид человеческой деятельности, разновидность умственного труда, нацеленного на выработку теоретического знания. В данном случае и религия, и наука выполняют гносеологическую функцию. Открытия Дж. Бруно, Н. Коперника, Г. Галилея, Ч. Дарвина и др. вызывали во все времена резкий протест церкви. Причем, например, протест против учения Н. Коперника был вызван отнюдь не тем, что оно опровергало геоцентризм Клавдия Птолемея в собственно теоретическом плане, а потому, что учение Птолемея представляло собой важный элемент христианской картины мира. Поэтому Ф. Энгельс и назвал открытие Коперника «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости», охарактеризовав его как «вызов церковному авторитету в вопросах природы». Однако многие выдающиеся научные открытия были сделаны и деятелями церкви. Здесь можно назвать имена Н. Кузанского, Г. Менделя, Пьера Тейяр де Шардена, П. Флоренского и др.
Таким образом, являясь, с одной стороны, творцом культуры, с другой стороны, человек выступает в качестве ее потребителя, создавая свою картину мира либо на основе научного знания, либо строя ее на основе религиозных представлений. Происходит опредмечивание того, что уже представляет собой достояние культуры. И здесь наблюдается парадоксальная ситуация. Растет число последователей харизматического движения как в мире в целом, так и в нашей стране, что в современных прогнозах рассматривается как предтеча религиозного возрождения третьего тысячелетия.
Вместе с тем в нашей стране, по данным социологических исследований, число людей, которых безоговорочно можно отнести к убежденным верующим, составляет не более 20%. Приводя эти данные, Л. Н. Митрохин пишет о том, что если раньше печать пестрела высказываниями, оскорблявшими чувства верующих, то «теперь впору, кажется, говорить о защите достоинства неверующих, поскольку единственным основанием подлинной нравственности все чаще объявляется вера в Бога». Суть трансформации в отношениях между научным знанием и религиозной верой хорошо охарактеризовал известный американский религиовед Д. Хант. «Вопреки всеобщим ожиданиям, - пишет он, - что прогресс науки приведет к отмиранию религии, наука сама поворачивается к религии и допускает сверхъестественное в форме психических явлений, - многие мистические силы, которые когда-то были торговым знаком колдовства и волшебства, ныне демонстрируются физиками под строгим лабораторным контролем и принимаются от имени науки».
Современный человек в своей деятельности активно использует научные знания, вытесняющие традиционные, донаучные представления об окружающей действительности. К тому же на протяжении жизни современный человек, как правило, вынужден несколько раз менять сферу приложения своих творческих способностей, осваивать вновь возникающие отрасли знания, приобретать новую квалификацию. В такой ситуации религия выполняет своего рода компенсаторную функцию: за ней закрепляется сохранение традиционных, вековечных начал в человеческой деятельности и отношениях. И если стремительное развитие науки в последнее время интенсивно содействует техническому прогрессу и освоению человеком нового, то религия обращена в прошлое, сохраняя это прошлое в настоящем.
В-третьих, науку следует рассматривать в качестве социального института. Научные знания и научная деятельность в любом обществе институализуются, т. е. закрепляются в систему получения знаний (академии, научно-исследовательские институты), их воспроизводства, хранения и трансляции (университеты, научные библиотеки, центры научно-технической информации) и т. д. Государство формирует научную политику (подготовка кадров, развитие сети научных учреждений, связь науки с производством и другими сферами общественной жизни).
Важное значение в данном случае имеет вопрос о том, как в рамках той или иной духовной культуры, а более широко - в недрах цивилизации, происходило и происходит продуцирование нового знания. Так, научный эксперимент зародился в процессе отрицания средневекового типа мышления и схоластической науки, а позитивное знание касалось главным образом внешнего по отношению к человеку мира. Уже эта установка исключала какое-либо взаимодействие науки нового времени и религии.
Вместе с тем обращение европейской науки к освоению «донаучного» знания индийской культуры показало, что ею аккумулированы знания о человеке, которые еще не стали или только становятся предметом освоения современной науки (например, такие нетрадиционные методы лечения, как акупунктура и пр. и методы овладения силами человеческого организма - йога, медитация и т. д.).
Впрочем, из того, что эти формы знания, связанные во многом с религиозными верованиями, мистическими представлениями и обрядами, в чем-то оказываются прогрессивнее представлений, свойственных современной, западной науке, отнюдь не следует, что каждая культура порождает свою науку - западную или восточную, православную или мусульманскую. Такое суждение справедливо по отношению к религии, но не к науке.
Первый проект государственной организации науки составил Ф.Бэкон в своем труде «Новая Атлантида» (1627). Ставший впоследствии прообразом научных обществ и академий, «Дом Соломона» был предложен Бэконом как центр организации и планирования научных исследований и технических изобретений, а также распоряжения производством и техническими ресурсами. Вместе с тем Бэкон разграничивал области научного знания и религиозной веры, полагая, что религия не должна вмешиваться в вопросы науки. «Храм науки» - это) скорее, образное понятие, выражающее трепетное отношение к науке, нежели уподобление ее церковному храму.
Наконец, в-четвертых, наука на определенном этапе исторического развития приобретает еще одно качество - она становится производительной силой, овеществленной в орудиях и продуктах труда. В этом качестве наука выступает силой, объединяющей знания, навыки организации человеческого труда и производственного коллектива.
Таким образом, продуцируя достоверное теоретическое знание,, наука пронизывает все сферы человеческой деятельности, общественной жизни. Религия также претендует на подчинение себе этих сфер, но в более узком плане - идеологическом. Поэтому постоянная конфронтация науки и религии является следствием их направленности на подчинение себе различных сфер культуры, в том числе в господстве над духовно-познавательной сферой жизни человека.
Л. Мень, например, пишет о том, что так называемые «вечные вопросы», которые не поддаются экспериментальной проверке с помощью методов науки, г. е. вопросы о смысле жизни, конечных причинах, духовном бытии высшей Реальности являются прерогативой религиозной веры. Эти вопросы «опираются на иной опыт, отличный от научного. Здесь спорят не осязаемые факты, а различные убеждения и формы веры. Эволюция культуры немыслима без этого диалога, дискуссии мировоззрений». Религия претендует нарешение познавательных задач, тогда как наука, опираясь на рационалистический метод, претендует на «практически-духовное» освоение бытия природы и человеческого бытия, что изначально было подвластно искусству, морали, религии. Признавая право на существование каждого из видов духовной культуры, необходимо учитывать их познавательное и идеот логическое назначение, сферы взаимодействия в современном мире.
Вопрос 24. Наука и техника.Человек и машина.
Человек и машины.
Наука- сфера человеческой деятельности , направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать.
Наука неразрывно связана с освоением природы, пониманием природных явлений и постоянным расширением человеческих знаний обо всем, что нас окружает. Но наиболее полные практические результаты приносит внедрение научных знаний в повседневную жизнь. Конечным итогом
Ранняя техника
История техники началась с изготовления грубого каменного топора более миллиона лет назад. К доисторическим временам относится и умение использовать огонь для придания твердости деревянным инструментам и оружию. К концу палеолита несколько десятков тысяч лет
Современная техника
Глубокие социальные изменения, происшедшие в XVIII в. (Великая французская революция и Промышленный переворот в Англии), направили науку и технику по пути ее современного развития. Век революций Французская революция поставила разум во главу человеческих взаимоотношений.
Каменный век
Судя по самым последним находкам, древнейшие предки чело века австралопитеки жили около 3 млн. лет назад. Эти создания ростом всего 1,2 м отличались от человекообразных обезьян в основном вертикальным положением тела при ходьбе, а также некоторыми анатомическими
Огонь и бронза
Впервые человек стал использовать металл около 6000 лет назад, в эпоху, положившую начало современной цивилизации. До этого он пользовался камнями, которые подбирал с земли и вначале просто бросал при нападении. В период неолита он научился обрабатывать камни, заостряя их
Железный век
По всей вероятности, впервые человек познакомился с железом как с «даром небес»: примерно до 3000 г. до н. э. для оружия и украшений использовали железные метеориты. Лишь тысячу лет спустя начали выплавлять из железной руды загрязненное железо. Высокая температура,
Стальной век
десять тысяч лет назад наши предки научились обрабатывать камень; три тысячи лет назад выплавлять бронзу, две тысячи лет назад получать железо. Говорят о каменном, бронзовом и железном веках, но назвать какой-либо период времени веком стали археологи не могут.
Цветные металлы
Железо и его сплавы, или черные металлы, доминируют в современной технике. Все остальные металлы обычно называют «нежелезными», или цветными. Но хотя их объединяют в одну группу, они мало похожи. В промышленности используется свыше 20 металлов; главные из них медь,
Алюминий и его сплавы
До 1890 г. очень немногие, кроме специалистов, слышали об алюминии. Сегодня же алюминий и его сплавы занимают место среди наиболее широко применяемых металлов. Особую ценность они представляют для авиации и космонавтики благодаря сочетанию легкости, прочности и стойкости
Материалы новейшей техники
Развитие современной цивилизации тесно связано с возросшей способностью людей изменять окружающую среду и приспосабливать ее к своим нуждам. Первобытные люди могли рассчитывать только на природные материалы камень и дерево. Позднее они научились видоизменять
Ручные инструменты
Ручные инструменты, как об этом свидетельствует их название, приводят в действие руки человека. Любой ремесленник имеет их в изобилии. Сейчас появляются новые ручные инструменты, но и в них легко распознаются традиционные формы. Весь арсенал инструментов ремесленников
Ручная обработка металла
Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Многие из них могут сплавляться друг с другом и образовывать сплавы, свойства которых отличаются от свойств исходных металлов. Сплавы весьма ценный материал для практического использования. В глубокой древности люди
Машины для обработки металлов
Некогда Хирам из Тира поставил в храме Соломона металлические колонны. С тех пор люди постоянно пользуются литыми и коваными изделиями из металла. При литье расплавленный металл заливается в литейную форму. При ковке он приобретает форму под ударами молота. К литью и
Керамика
Производство гончарной посуды из глины, изделий из стекла и эмалей один из самых древних видов ремесла. По сей день керамика находит очень широкое и разнообразное применение в технике; среди последних изделий из керамики можно упомянуть высоковольтные изоляторы,
Строительные материалы
Человек всегда нуждался в защите от непогоды. Первобытный человек жил в пещерах; позднее люди стали строить жилища. Характер жилищ зависел от климатических условии и от наличных материалов. Так, в жарком сухом климате дома строили с толстыми глиняными стенами и
Строительство высотных зданий
До 1975 г. самым высоким зданием в мире была 110-этажная башня фирмы «Сире Робак» в Чикаго высотой 443 м. В здании работают 16 500 человек, которых перевозят 103 лифта и 18 эскалаторов. По подсчетам конструкторов, технически возможна постройка зданий высотой до 3 км.
Индустриализация за счет местных ресурсов
На протяжении веков люди неустанно искали пути улучшения своих бытовых условий. Древние римляне не знали современной техники, но создали водопровод, который снабжал Рим почти 1 млрд. л воды в сутки; систему отопления жилых домов теплым воздухом, протекающим подполом .
Бытовая техника
Человек испытывает постоянную потребность в еде, одежде и крыше над головой, причем последняя наиболее ценное и долговременное имущество семьи. Она необходима африканскому пастуху и европейскому служащему. В развитых странах оборудование жилищ обеспечено
Каучуки и пластмассы
Каучуки и пластмассы широко используемые материалы. Они представляют собой сложные молекулы, так называемые полимеры. Молекулы полимеров состоят из мономеров, которые, постоянно повторяясь, связываются друг с другом, как звенья в цепи или сетки.
Волокна для тканей
Когда-то словом «ткань» называли любой материал, сделанный из шерсти, шелка, хлопка или других нитей животного или растительного происхождения. С появлением искусственных и синтетических волокон выбор тканей значительно увеличился. Синтетические ткани относительно
Производство ткани
Почти все ткани для одежды, мешков, ковров и покрытий изготовлены путем связывания или сплетения вместе отдельных скрученных нитей из шерсти, шелка и хлопка или химических волокон. Натуральные и синтетические нити часто сплетают вместе, как в лавсаново-хлопчатобумажной
Производство бумаги
Бумагу изобрели около 2000 лет назад, но и в современном промышленно развитом обществе она остается одним из самых распространенных материалов. Бумага служит людям не только для письма и печати, она находит самое широкое применение везде. Бумага это не только газеты и
Основные типы двигателей
Двигателя это машины, которые преобразуют другие виды энергии в механическую энергию, способную совершать работу. Энергия может получаться при сжигании топлива нефти, керосина, бензина или угля. Работа, совершаемая двигателем, может быть использована
Паровые двигатели
Паровые двигатели величайшее достижение техники. На протяжении последних двух столетий их освоение, широкое производство и промышленное использование шли эффективнее, чем за все предшествующее время. Паровой двигатель относится к числу изобретений, которые
Энергия пара
Паровые машины, послужившие причиной Промышленного переворота, сейчас практически не употребляются. Но для выработки электрической энергии пар, вращающий турбину, по-прежнему является основным рабочим телом для привода электрогенераторов. Современные силовые
Двигатели на жидком и газообразном горючем
В традиционных паровых машинах и даже в современных паровых турбинах, для того чтобы нагреть воду, получить пар и привести машину в движение, топливо сжигается вне двигателя.
Однако эффективнее сжигать топливо в самом двигателе и использовать расширение образующихся
Энергия ветра и воды
Ветряная мельница и водяное колесо древнейшие двигатели. Водяные колеса использовались в Древнем Риме в 70-е гг. до н.э. для помола зерна, а ветряные мельницы впервые появились в Персии в 644 г. н. э. Современное водяное колесо в виде гидротурбин для привода
Солнце и Земля прямые источники энергии
Значительное количество энергии, потребляемой человеком, косвенно связано с Солнцем, поскольку и уголь, и нефть, и вода-продукты жизнедеятельности растений и животных или круговорота воды в природе, которые невозможны без Солнца
Ядерная энергия
Ядерная энергия (энергия атомных ядер) наиболее концентрированная форма энергии, используемой человеком.
Уголь: производство и использование
Уголь это не что иное, как отложение горючих углеводородов, способных быть источниками тепловой энергии. Он залегает слоями («пластами»), чаще под землей, реже у самой поверхности земли под слоем почвы. Обычно уголь твердый, непрозрачный, черного цвета. До XVI в. его
Нефть и природный газ
Первая в мире нефтяная скважина была пробурена в Тайтесвилле (шт. Пенсильвания, США) в августе 1859 г. полковником Дрейком. Он нашел сырую нефть на глубине 21 м и тем самым заложил основы самой крупной в мире промышленности. К 1975 г. на Земле насчитывалось свыше 600 тыс. нефтяных
Очистка нефти
Сырая нефть, раньше называвшаяся петролеумом (каменным маслом), сырье для производства пластмасс, лекарственных веществ, косметических, средств, клеев, лаков, красок, взрывчатых веществ и ядохимикатов. Сырая нефть вязкая, горючая жидкость желтого, зеленого.
Экономия топлива и энергии
Эффективность, с которой человек использовал энергетические источники, была очень низкой. Паровой двигатель, один из «краеугольных камней» промышленного переворота, превращал в полезную мощность всего несколько процентов подаваемой в него энергии.
Выработка и распределение электроэнергии
Электрическая энергия, которой снабжается огромное количество потребителей в домах, учреждениях и предприятиях, вырабатывается на электростанциях. В зданиях электростанции расположены генераторы, вращающие их двигатели, трансформаторы и распределительные системы.
Рычаги и клинья
Современный человек окружен самыми разнообразными машинами от часов, стиральных машин и другой бытовой техники до компьютеров, летательных аппаратов, в том числе космических ракет. Все машины в известном смысле механизмы, «экономящие труд».
Блоки и зубчатые передачи
Шкивы, блоки и зубчатые передачи не что иное, как колеса, предназначенные для передачи движения. Это одни из древнейших механизмов, изобретенных человеком. Зубчатые передачи на деревянных шпильках приводили в движение мельничные жернова в средние века, работали на
Измерительные приборы и инструменты
Люди занимались измерением массы» времени и расстояний с древнейших времен. Однако инструменты для измерения температуры, давления, точного местоположения объекта и скорости разработаны только за последние четыре столетия. Современная жизнь нуждается в еще более
Часы
Первые механические часы с подвижными деталями были выполнены около 700 лет назад, но первые инструменты для измерения дневного времени существовали гораздо раньше свыше 3000 лет назад. Египетский гномон датируется серединой 15 в. до н. э.
Фабрика и сборочная линия
В современном промышленно развитом обществе почти все товары широкого потребления производятся на фабриках. Фабричная система опирается на разделение труда, сформулированное Адамом Смитом (1723-1790) в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776).
Подъемные механизмы
Даже сильнейшие тяжелоатлеты едва ли могут приподнять груз в 425 кг; не всякий человек способен поднять свыше 50-60 кг. Поэтому механизмы для подъема больших камней и стволов деревьев были созданы уже в древности. Простейшим приспособлением был блок, используемый как таль.
Механизмы для перемещения грунта
Укрепленные поселения железного века, каналы, железные дороги, современные автомагистрали требовали и требуют перемещения сотен тонн грунта. Люди, начиная с железного века и по сей день, создают разнообразные машины и механизмы для перемещения грунта. Одно из первых
Перемещение тяжелых грузов
Обычные строительные или портальные краны поднимают до 200 т груза. Что же делать, если надо поставить на место предварительно собранную корабельную секцию или нос массой 1500 т? Как переместить 6000-тонную ракету на 5 км на пусковую позицию? Как развернуть 7000-тонную секцию
Электронные приборы
Электроника имеет дело с электрическими токами, циркулирующими в электронных лампах, электроннолучевых трубках, транзисторах, диодах и других элементах электронных цепей. Для решения конкретных задач отдельные электронные компоненты собирают в электрическую цепь.
Автоматическое управление
В 1788 г. Джеймс Уатт изобрел центробежный регулятор для поддержания постоянства хода паровой машины вероятно, первый механизм, управляющий процессом автоматически. 80 лет спустя Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) создал математическую теорию регулятора основу науки
Как работают ЭВМ
Большинство людей смотрит на ЭВМ как на чудо, но принцип ее работы прост. Сердце ЭВМ арифметическое и логическое устройство (которое складывает, вычитает, умножает, делит и
История транспорта
Средства передвижения вероятно, одно из древнейших открытий человечества появились до строительства жилищ и развития сельского хозяйства. И в каменном веке людям приходилось переносить поклажу в руках,на спине, на голове;
Парусные суда
Никто не знает, когда и где был изобретен и впервые применен парус, но он, видимо, был одной из первых попыток человека приручить силы природы и заставить их работать на себя. Самое раннее свидетельство о парусных судах восходит к Древнему Египту (3-е тыс. до н. э.). Древние
Современные суда
С тех пор как «Великобритания», первый пароход с железным корпусом, оснащенный гребным винтом, в 1843 г. пересек Атлантику, суда сильно изменились. В конце XIX в. железо было вытеснено сталью, которая стала обычным материалом для корабельных корпусов.
Суда на подводных крыльях и транспорт на воздушной подушке
В судах на подводных крыльях (СПК) и судах на воздушной подушке (СВП) нашли отражение потребности современного человека в высоких скоростях. Подобно самолетам и вертолетам, этот вид транспорта развивает подъемную силу и силу тяги. Поскольку корпус СПК поднимается из
Подводные лодки и спускаемые под воду аппараты
Изобретение подводной лодки приписывается англичанину Уильяму Боурну. В1578 г. он описал судно, которое могло набирать и выгонять воду для изменения собственной плавучести и было снабжено воздухоподводящей трубой. Однако плавало ли когда-нибудь такое судно, мы не знаем.
Повозки, кареты и экипажи
Еще древний человек, занимаясь охотой, обнаружил, что гораздо легче переносить добычу не на собственной спине, а погрузив ее на некое подобие саней. Позднее стало ясно, что если бревна использовать как катки, можно перемещать более тяжелые грузы. История велосипедов
Велосипеды с педальным приводом появились в 60-х гг. XIX в., и с тех пор эти машины пользуются популярностью во всем мире, особенно в европейских странах. Велопехота участвовала в первой мировой войне.
История мотоциклов
Мотоцикл появился раньше автомобиля, Первый мотоцикл паровой «костотряс» был сконструирован братьями Пьером и Эрнестом Мншо в Париже в 1869 г., за 16 лет до того, как Бенц и Даймлер создали свои первые автомобили.
История автомобилей
«Крестными отцами» современного автомобиля считаются немецкие изобретатели Карл Бенц и Готлиб Даймлер, которые построили свои первые экипажи с бензиновыми моторами с разницей в несколько месяцев (1885-1886).
Классические модели автомобилей
История автомобиля насчитывает менее сотни лет от экспериментов пионеров автомобилестроения Бенца, Даймлера и Панара до массового производства экономичных машин 70-х гг. XX в. В период между двумя мировыми войнами были определены фундаментальные принципы.
Автомобиль и общество
Автомобили с двигателями внутреннего сгорания вошли в обиход около 70 лет назад. Легковые автомобили и грузовики совершили переворот в мировой экономике и социальной жизни общества. С внедрением дешевых автомобилей, впервые осуществленным Генри Фордом (модель Т, 1908),
Железные дороги
Первые рельсовые дороги были деревянными и появились не позднее XIV в. Строительство их было вызвано ограничениями, присущими другим видам наземного транспорта. Только рельсовая дорога позволила преодолевать различные рытвины, ухабы и распутицы.