Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
В.И. Скрыпник
Русское православие
и российская национальная идея
Светлейшему Князю |
Российская национальная идея целостного гармоничного общества представляет собой систему действий, обусловленную единством общего начала, и включает множество идей. Общая идея есть самостоятельное существо, и чем больше идей она объединяет, тем многообразнее и определеннее она себя реализует. При этом члены общества, вступая во взаимодействие друг с другом и взаимоопределяясь, с большей полнотой реализуют собственную идею, формируют ее целостное мировоззрение. Это противоречит формальной логике, утверждающей, что объем понятия обратно пропорционален содержанию: чем шире понятие, тем беднее его содержание.
Двухполюсная социально-экономическая система развития общества1 является одной из важнейших составляющих российской национальной идеи целостного гармоничного общества. Она способна стать социально-экономической основой выживания и развития общества и обеспечить достойный выход России из духовного и социального кризиса, а представленное в ней сочетание рыночной экономики и планово-распределительной системы поможет найти новые механизмы эффективного хозяйствования, построенные на основе усовершенствованной финансовой системы естественного монополизма в сочетании с торгово-финансовой системой.
Двухполюсная социально-экономическая система развития России основывается на истинно духовном нравственном мировоззрении, подразумевающем духовную общность людей, понимание ценности каждой человеческой личности и творчества. Вместе с тем она поддерживает материалистическое понимание мира, обеспечивающее разумную достаточность бытия. Бытие есть только покров, под которым скрывается истинно сущее как абсолютное единство. Бытие предполагает взаимообщение, оно всегда относительно, сущее же безусловно. Сущее есть субстанция всего, оно глубже и выше всякого бытия.
Переоценив значение логического способа познания и рациональности, Запад нарушил целостность жизни и христианские идеалы. Поэтому ради сохранения единства в католицизме был усилен централизм в управлении римско-католической церковью и тем самым ограничена свобода верующих. Это вызвало раскол христианства, выразившийся в крайней форме проявления религиозного рационализма протестантизме.
Эгоизм и анархия, распространяемые Западом, отрицают значение общих единых начал и их внутренней связи и искажают идею гармоничного развития общества.
Православие благодаря богатству мистического созерцания примиряет единство высшего начала со свободой и множеством частных форм и поддерживает целостность общественного организма. Это формирует внутреннюю гармонию личности, обеспечивая ей соединение с вечным божественным началом.
Великий русский мыслитель С.Н. Булгаков в трудах “Философия хозяйства” и “Трагедия философии” соединил общую философию с высшей ее формой религией. Эта связь религии и философии утвердила жизненную силу, которая поможет обществу и власти управлять хозяйственными процессами, избегая крайних проявлений экономического материализма и идеалистического субъективизма.
Общая философия, получившая в своем развитии религиозный опыт, способна разрешить проблему познания в единстве развивающейся жизни, снять антагонистические противоречия в обществе и преодолеть кризис общей философии и кризис научного сознания. Преодолевается воинствующий экономизм, одновременно разрешается суровая жизненная действительность забота о хлебе насущном, обеспечиваются условия жизнедеятельности и экономическая свобода, реформи-руются экономическая система в духе социальной справедливости. Исчезает антагонизм между хозяйствованием и искусством, преображается мир и достигается единство искусства и хозяйства путем постижения истинной красоты жизни.
Русская идея зародилась в Древней Руси. Вера, смирение и истинное религиозное служение считались всегда призванием россиян. Русскому человеку присущи положительные поведенческие черты, которые носят ярко выраженный альтруистский характер: ограничение потребностей до разумной достаточности, осуждение накопительства и стяжательства. Как говорится: сначала для Бога, Отечества, общины, матери и отца, а потом уж для себя. Свою свободу человек ограничивает во имя Бога, Отечества, собственной совести, которая не позволяет причинять зло другим.
Русский народ хорошо понимает, что интерес интересом, а честь России превыше всего, и не позволит мошеннические аферы делать предметом государственной политики.
Россиянин не мыслит себя вне общества, поэтому, сохраняя общественно-общинный труд, Россия сохраняет истинную человеческую ценность. Обществу необходимо преодолеть оторванность проводимых реформ от традиций и культуры народа, рассматривать труд не только как совокупность результативных или безрезультативных действий, но и как проявление духовной жизни.
Русское Православие во все времена служило объединительной идеей, признавая в общественных явлениях приоритет общего и целого перед частным, заботясь о том, чтобы не нарушались гармоничные системы развития общества, многообразие человеческого рода и его взаимодействие с природой, что делает мир целостным и гармоничным.
Соблюдение гармонии в соотношении идеального и материального в российском обществе и их взаимодействие в развитии должны патронироваться Русским Православием неиссякаемым источником христианского духа. На современном этапе развития российского общества установление временных границ между познанием разумным и мистическим придаст россиянам силы для борьбы с привнесенным извне эгоизмом и анархией, поможет, опираясь на мистический опыт, двигаться к сущему Богу.
Русская идея как производимое сущим есть сущность, необходимость, а бытие, или действительность, есть живое произведение сущего и сущности, и в этом смысле русская идея и несет в себе российскую национальную идею целостного гармоничного общества. Она становится истинной идеей, помогая человеку избежать тяготы внешнего мира и соединиться с сущим с Богом, что делает человека свободным, гармоничным, разумно достаточным в бытие.
Преобразования в России следует проводить на основе богатой русской национальной культуры, никоим образом не принижая ценность культур других народов, населяющих Россию. В нашей стране национальные культуры не просто соседствуют, а находятся в процессе постоянного взаимопроникновения и взаимообогащения.
Духовным и социальным фундаментом согласия и примирения россиян может стать Совет России высокоавторитетная этическая инстанция, внегосударственная и надгосударственная. Совет России будет одухотворять и гармонизировать власть, преображать ее, и она будет остро чувствовать динамику мировой жизни.
Совет России, представленный всеми традиционными конфессиями и общественными движениями, будет определяющим в становлении российского общества в XXI веке. Именно духовный потенциал Русского Православия способен стать фактором гражданского согласия, породить целостное гармоничное общество, используя культурный и духовный потенциал народов России.
________________________
1 В.И. Скрыпник. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. - М.: ВНТИЦ, 1997.