Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

век быстро меняющихся социальных систем динамических культурных процессов давать однозначные оценки разв

Работа добавлена на сайт samzan.net:


XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры 

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни. 

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности. 

В истории культуры XX в. можно выделить три периода: 

1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций); 

2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической), 

3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
 

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни. 

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература — декадентские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс. 

Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» - итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты —«дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы. 

Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры XX в. 

В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в. — романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм — «новый, современный». В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой. 

В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Сущность модернистского направления — в расчеловечивании человека, о чем писал в «Философии культуры» X. Ортега-и-Гассет.

К понятию «модернизм» близко другое понятие — «авангард» (фр. передовой отряд), объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма. 

Модернизм — характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств. 

Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего — как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос. 

Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом, формирование которого связывают с именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда. 

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить: 

• политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями, 
• усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию, 
• отрицание литературных традиций, 
• интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу, 
• слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей, 
• стремление к жанру эссе. 

Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, которое вытесняет объект изображения. 

Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации. 

Сюрреализм связан с творчеством французского поэта Г. Апполинера, который впервые использовал этот термин. Ведущим эстетическим принципом сюрреализма было автоматическое письмо, основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое письмо — творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов. Авангардизм продолжал существовать и во второй половине XX в. 

В целом для литературы XX в. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях. 

В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились: 

• в заметном увеличении стремления к обобщенности образа, 
• исчезновении детализации, 
• возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей, 
• перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа, 
• сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника 

Фрагмент лекции по Женину конспекту (все вопросы к ней):

Эпоха модерна – 1886-1914

Основные тенденции:

-урбанизация, окружение городов, появление первых мегаполисов

- превращение сельского населения в городское

-развивающиеся коммуникации – телеграф, телефон

- массовая культура

- специфический городской образ жизни – новый тип человека-горожанина, который размышляет над своей жизнью

Этот человек породил два новых типа культуры:

-дендизм – линия крайнего эстетизма

- примитивная рекреационная лобовая??? культура

Декаданс – специф. Образ жизни, направленный на эстетизацию современности

Декаданс – культура сумеречная

Эзотерический поиск

Символизм призван воспитывать чувства. Символ – видимое и переживаемое одновременно, большое значение придается энергетике, тому, что брезжит за формой

Символ лежит вне эстетический категорий

Поиск способов бегства от действительности.

Массовая культура

Глобализация

Культура привыкает, что изменения естественные

Товаропотребление

-активно формируется индустриальное развлечения

-все вертится вокруг коммерческого успеха

Новый тип горожанина – фланер (человек, гуляющий без дела)

Философия архитектуры определяется философией потребления (универмаг, пассаж)

Большое значение придается интерьеру и частной жизни. Интерьер-место, где живут иллюзии, там можно укрыться




1. Лекция 1 ~ 10.11.11 Назначение и состав пакета 1С предприятие В состав пакета 1С включаются следующие компоне
2. Региональная политика как слагаемое российского федерализма
3. Готическая архитектура и скульптура Франции
4. це феноменальний процес при якому інформація закладена в лінійній структурі ДНК реалізується в тривимірн
5. Характеристика и языковые особенности публицистического стиля
6. Причины сокращения лесов на планете
7. Основные социологические понятия
8. на МО Куприянову В
9. Теслакомпрессор
10. а 1 Зайчонок Евгения Шепида 2 Зайчонок Курбанова Саида Медвежонок Алексанян Анна Лисенок Лилия Ю
11. Kazakhsta
12. 30 децибелов практически безвреден для человека это естественный шумовой фон
13. Лекция 10 Квадратичные формы
14. варианта контрольной работы Ф
15. а и начинающееся с той же буквы что и его имя
16. Возникновение и совершенствование педагогики в России
17. Первичные параметры однородной длинной линии Электрические свойства длинной линии характеризуются перви
18. Суббота Сова сидела на самой макушке невысокой сосны
19. На тему- Сущность и особенности позиционирования зубных паст на рынке г
20. Тема занятия- Глава 2