У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Ведь эта цифра по своему порядку сопоставима с нашими потерями в годы второй мировой войны

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 5.4.2025

Назад в Содержание

Иван Николаевич КУЗЬМИН
Ведущий научный сотрудник Центра Европы
ИАМП МИД РФ, доктор политических наук

ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАСКОЛА НЕМЕЦКОЙ НАЦИИ
В РАЗДЕЛЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Когда речь заходит о том, что сегодня свыше 20 миллионов русских внезапно остались за пределами своей страны, каждый раз испытываешь своего рода шок. Ведь эта цифра по своему порядку сопоставима с нашими потерями в годы второй мировой войны. Вместе с тем сама абсурдность положения, когда миллионы людей стали вдруг иностранцами, не меняя места своего проживания, порождает наивные представления о том, что такое не может долго продолжаться, что интеграция в рамках СНГ приведет к нормализации и в этом вопросе. К сожалению, эти представления не подтверждаются общим развитием. Напротив, раскол русской нации закрепляется, а положение русскоязычных на постсоветском пространстве за пределами России неуклонно ухудшается. Примечательно, что эти болезненные для нас процессы встречают полную поддержку извне.

В данных условиях крайне негативным является отсутствие у России общей государственной концепции в национальном вопросе, ибо подобное положение порождает неуверенность в отношении общих принципов нашей политики в этой области, снижает эффективность шагов российского руководства в защиту русскоязычного населения в ближнем зарубежье. Следует учитывать и внутреннее измерение данной проблемы - распространение отрицательного (и даже на грани враждебного) отношения со стороны российского населения к беженцам и переселенцам.

Необходимость разработки общей концепции в национальном вопросе обусловлена для нас соображениями как внешнеполитического, так и внутриполитического порядка. Подготовка такой концепции потребует тщательного учета самых различных факторов - юридических, политических, экономических, социальных, психологических и т.д. Представляется полезным изучение опыта других государств, сталкивавшихся с проблемой разобщения титульной нации.

Особый интерес для нас может представить опыт ФРГ, в политике которой проблема сохранения национальной общности и восстановления единства немцев занимала приоритетное место. Именно последовательное проведение правительством и основными политическими силами ФРГ единой концепции в национальном вопросе с учетом постоянного стремления германского народа к воссоединению сыграло первостепенную роль в создании предпосылок для восстановления государственного единства Германии.

Конечно, в нынешнем положении русских как нации и в прежнем положении немцев существуют значительные различия. Назовем некоторые наиболее существенные из них.

Во-первых, немцы как в ФРГ, так и в ГДР были носителями государственности. В отличие от этого россияне вне Российской Федерации, в республиках СНГ и в странах Балтии, не имеют такого статуса, являясь национальными меньшинствами, и нередко подвергаются дискриминации именно по национальному признаку.

Во-вторых, в отличие от немцев в ФРГ и ГДР статус русских в самой Российской Федерации также является иным. Хотя русские составляют свыше 80% населения России, носителями государственности, согласно существующему ныне положению, являются россияне, то есть граждане страны независимо от их национальной принадлежности. Попутно следует отметить, что россияне как народ еще не стали сложившейся величиной. Будет ли эта категория устойчивой или же ее постигнет судьба категории "советский народ", остается пока открытым вопросом.

В-третьих, и в ГДР и в ФРГ принадлежность немецкому народу территории проживания немцев не вызывала сомнений. В отличие от этого русские на постсоветском пространстве за пределами России проживают на территории чужих государств, даже в тех случаях, когда области их проживания являются исконно русскими.

В-четвертых, в отличие от существующего у нас положения государственное и конституционное право ФРГ применительно к проблеме единства своей нации имело изначально прочную юридическую базу, опираясь на договоренности Четырех держав в вопросах о продолжающемся существовании "Германии как единого целого" до их урегулирования в мирном договоре.

В-пятых, чувство принадлежности к единой нации, чувство необходимости сохранения идентичности своей нации, то есть позитивное националистическое начало, развито у немцев в гораздо большей степени, чем у русских и, тем более, чем у россиян. Антироссийская идеология, насаждавшаяся все годы после Октябрьской революции, создание отрицательного имиджа у самого понятия Россия ("Россия - тюрьма народов") способствовали размыванию чувства национальной идентичности у русских. (Кстати сказать, подобные подходы используются некоторыми политическими силами в России и сегодня, отражением чего является введение в оборот негативного понятия "национал-патриотизм").

Несмотря на эти и другие различия, в главном вопросе существует общность ситуации: раскол единой нации, затронувший судьбы миллионов соотечественников.

Разумеется, ряд аспектов, связанных с положением разобщенной нации в Германии до 1990 г., имел совершенно специфический характер и вряд ли сравним с нашей собственной ситуацией. Вместе с тем рассмотрение этой проблематики в достаточно широком аспекте даст более наглядное представление не только об общих принципах ФРГ в национальном вопросе, но и о подлинных масштабах наших собственных задач, требующих своего разрешения.

Прежде всего следует отметить, что принципиальная позиция ФРГ в национальном вопросе имела солидное законодательное закрепление. Так, преамбула Основного закона ФРГ содержит призыв ко всему германскому народу "добиться единства и свободы Германии на основе свободного самоопределения", а статья 116 Основного закона, определяющая германское гражданство, автоматически распространялась и на жителей ГДР. Принципы единства немецкой нации и требование воссоединения Германии неизменно подтверждались ФРГ в ее законодательных актах и документах международно-правового характера. В качестве примеров можно назвать Германский договор ФРГ и трех западных держав от мая 1952 г., письмо о германском единстве в связи с подписанием договора между СССР и ФРГ в сентябре 1970 г., решение федерального конституционного суда ФРГ от 31 июля 1973 г. по поводу договора об основах отношений между ГДР и ФРГ.

Первостепенное значение придавалось и пропагандистскому обеспечению этой позиции западногерманскими СМИ. Для ее закрепления, в частности, федеральный канцлер специально выступал ежегодно с посланием "О положении нации", в котором неизменно повторялись основные принципы Бонна в национальном вопросе и которое широко использовалось для развертывания соответствующей кампании в СМИ ФРГ.

Для обеспечения политики в национальном вопросе в ФРГ была построена солидная организационная основа. Во многих западногерманских министерствах и ведомствах были созданы структурные подразделения, которым было поручено решение конкретных задач в рамках общей концепции. В этих же целях были развернуты многочисленные комиссии, комитеты, центры, бюро, фонды, институты и т.п., наделенные различным статусом. В рамках политических партий и общественных организаций также существовали разного рода структуры для содействия проведению в жизнь официальной концепции по обеспечению единства немецкой нации ("ХДС в изгнании" - на правах земельной организации ХДС ФРГ, "Восточное бюро" СДПГ и другие). Заметную роль в плане привлечения широкой общественности играли и немецкие землячества, характеристика которых у нас на протяжении многих лет исчерпывалась одним словом: реваншизм. Нельзя, однако, не видеть, что землячества проводили и проводят большую позитивную работу по сохранению национальных культурных традиций, поддержанию сознания национальной общности, воспитанию чувства солидарности с соотечественниками.

Спектр деятельности упомянутых выше учреждений и организаций был чрезвычайно широким: от благотворительности и до оказания жесткого психологического давления на представителей властей ГДР, особенно ее правоохранительных органов. В этом ряду заслуживают внимания государственное Бюро регистрации в Зальцгиттере и Следственный комитет свободных юристов. Бюро в Зальцгиттере брало на учет незаконные, с точки зрения ФРГ, случаи применения насилия властями ГДР, особенно применение оружия ее пограничниками. Следственный комитет свободных юристов пытался проводить в таких случаях следственные действия.

Общее руководство многоплановой деятельностью в данной области и ее координация осуществлялись на двух уровнях.

Во-первых, эта задача была возложена на руководителя ведомства федерального канцлера ФРГ, который опирался на соответствующий отдел внутри своего учреждения и возглавлял межведомственный "Рабочий штаб по политике в германском вопросе". На этом уровне в оперативном порядке принимались решения по возникавшим крупным проблемам, в частности, по проблемам германо-германских отношений.

Во-вторых, для конкретного повседневного обеспечения правительственной политики в национальном вопросе уже в первом федеральном правительстве ФРГ (1949 г.) было создано федеральное министерство по общегерманским вопросам (с 1972 г. - федеральное министерство по внутригерманским отношениям). Его основные задачи, как они вытекали из "ответственности правительства ФРГ за политику в германском вопросе", состояли в том, чтобы способствовать "достижению единства нации" и "укреплять узы", связывающие германский народ. К компетенции министерства относились задачи по "консолидации уз" между Западным Берлином и ФРГ, по развитию приграничных районов ФРГ и другие. Активность министерства в ряде областей оставалась скрытой от общественности. Она обозначалась наименованием "Особые усилия". Сюда относилась, в частности, "помощь гражданам ГДР, попавшим в беду", воссоединение семей, выкуп политических заключенных в ГДР.

В непосредственном подчинении министерства находился Общегерманский институт с весьма широким спектром задач от "подготовки анализов и содержания архивов" и до "передачи информации и проведения мероприятий по содействию".

Одним из важных направлений деятельности министерства по общегерманским вопросам и поддерживавших его учреждений была разработка и реализация программ, направленных на поддержание у немцев в обеих частях страны сознания единой нации. Существенная роль здесь отводилась программе молодежных обменов, в рамках которой особенно эффективными были поездки в ГДР целых школьных классов из Западной Германии. Наряду с этим осуществлялись программы обменов между высшими учебными заведениями, между определенными профессиональными группами и даже между населенными пунктами ГДР и ФРГ.

Особое значение имела программа "обмена информацией", точнее доведения до жителей ГДР информации в интересах ФРГ, прежде всего с помощью радио и телевидения. В законах западногерманских земель, регламентировавших деятельность электронных СМИ, и в уставах западногерманских радио- и телевизионных станций неизменно содержалось обязательство учитывать в своих передачах требование Основного закона ФРГ об обеспечении единства германской нации. Для усиления работы в этом направлении была специально создана радиостанция "Дойчланд-функ" в Кельне. Весьма активно использовались в этом плане другие радиостанции, особенно в Западном Берлине.

Министерство по общегерманским вопросам ежегодно присуждало высокодотированные премии радио- и тележурналистам за лучшие передачи в поддержку правительственной политики ФРГ в германском вопросе.

Выше уже отмечалось, что чувство необходимости сохранения идентичности своей нации у немцев развито в большей степени, чем у русских. Об этом наглядно свидетельствуют масштабы межличностного общения в разделенной Германии. Так, в предпоследний год существования ГДР общее число взаимных посещений граждан ГДР и ФРГ достигло 12 миллионов 300 тысяч (общая численность населения ГДР составляла в 1988 г. 16 миллионов 675 тысяч человек). Количество телефонных переговоров между ГДР и ФРГ, включая Западный Берлин, в пересчете на пять минут, составляло около 35 миллионов в год, обмен письмами и открытками - 300 миллионов в год, а посылками и бандеролями - от 35 до 50 миллионов. Понятно, что столь всеобъемлющие контакты между людьми оказывали мощное психологическое воздействие, поддерживая и развивая сознание единства немецкой нации.

У нас вряд ли возможен какой-то учет интенсивности контактов между соотечественниками в России и за ее пределами, поэтому нет и отправных данных для сравнения с положением в этой области в разделенной Германии. Однако, исходя из наблюдений и из опыта на бытовом уровне, можно с достаточной уверенностью предположить, что мы намного уступаем немцам в этом отношении.

Естественно, что правительство ФРГ уделяло первостепенное значение развитию связей между восточными и западными немцами, стремилось увеличить их интенсивность и повлиять на их содержание в выгодном для себя плане. В частности, со стороны Бонна постоянно прилагались усилия к тому, чтобы, с одной стороны, улучшить условия для поездок западников в Восточную Германию, а с другой - расширить категории жителей ГДР, которым разрешались посещения ФРГ и Западного Берлина. Любые позитивные шаги властей ГДР в этой области имели своим последствием экономические поощрения со стороны Западной Германии. Напротив, меры по ограничению контактов с западниками, предпринимавшиеся иногда руководством ГДР, немедленно влекли за собой экономические санкции с западной стороны.

Значительные средства расходовались на усовершенствование инфраструктуры, обеспечивавшей поддержание германо-германских контактов. В качестве примера можно привести усовершенствование телефонных сетей и введение автоматической связи на линиях между городами ГДР и ФРГ, между ГДР и Западным Берлином. К автоматической связи с Западом постепенно были подключены 1220 населенных пунктов ГДР.

Вполне понятно, что взаимные посещения немцев и другие виды таких контактов широко использовались министерством по общегерманским вопросам и иными учреждениями Бонна для целенаправленной обработки граждан ГДР в духе концепции единства германской нации.

Политический курс Бонна, ориентированный с самого начала на воссоединение немецкой нации, последовательно учитывал общегерманские тенденции в ГДР и ФРГ, способствовал расширению и укреплению германской национальной общности и в конечном итоге увенчался полным успехом.

В противоположность этому наша линия, линия советского государства, претерпевшая поспешную корректировку лишь в последние месяцы существования ГДР, на протяжении четырех десятилетий была направлена на противодействие объединительным устремлениям восточных и западных немцев. Всемерную поддержку с советской стороны получила абсурдная теория существования двух германских наций, появившаяся в начале 70-х гг., одним из разработчиков которой был видный советский дипломат В.С. Семенов. В соответствии с подобной установкой любые проявления естественного стремления немцев к сохранению своего единства нередко рассматривались у нас как опасный национализм и реваншизм.

Развитие ситуации в Германии показало ошибочность этих подходов. Более того, наш собственный статус сегодня, когда русские, россияне оказались, подобно немцам, разделенной нацией, подсказывает необходимость не только пересмотра наших прежних оценок, который практически уже состоялся, но и осмысления опыта ФРГ в этих вопросах. Одна из наиболее очевидных сторон этого опыта состоит в том, что преодоление разобщения нации не может быть обеспечено простым принятием заявлений и деклараций. Это - огромная по своим масштабам работа, охватывающая самые различные области нашей жизни и требующая полной поддержки главных политических сил России на основе их консенсуса.

В заключение нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство. При восстановлении государственного единства Германии принципиально важную роль сыграла положительная позиция высшего советского руководства во главе с М.С. Горбачевым. Несмотря на массированную критику в адрес последнего советского лидера в связи с уступками в вопросах обеспечения безопасности нашей страны, его мнение о необходимости удалить все препятствия на пути воссоединения Германии, безусловно, разделялось значительной частью российской общественности. В наших СМИ, в отличие от некоторых западных стран, не было ни одной публикации, в которой бы ставилась под сомнение правомерность восстановления национального единства немцев.

Вместе с тем, изучая отношение в федеративной Германии к современному положению русских как разделенной нации, нельзя не видеть, что оно не является благожелательным. Во всех конфликтных ситуациях со странами ближнего зарубежья, в том числе и когда затрагиваются интересы наших соотечественников, немецкая сторона, как по шаблону, поддерживает наших оппонентов. Весьма сдержанной является германская позиция по отношению к интеграционным процессам в СНГ, которые, как мы надеемся, могли бы способствовать нормализации положения в национальном вопросе. Примечательно и то, что немецкие СМИ, столь ревностно относящиеся к защите прав человека, довольно равнодушны к ущемлению прав русскоязычного населения в отдельных государствах СНГ и в республиках Прибалтики.

Хотелось бы надеяться, что в ходе дальнейшего развития российско-германских отношений положительные сдвиги произойдут и в этой области.

Назад в Содержание




1. тема делится- на теорию познания; метафизику онтологию философскую антропологию космологию теологию фило
2. Тема Год
3. Документационное обеспечение деятельности государственного учреждения
4. Классификация сигналов- Все сигналы разделяют на две крупных группы- детерминированные и случайные
5. Удивительный мир вепсов
6. на тему Застосування магнітнорезонансної томографії у ветеринарії Викон
7. Тема- Робота з вбудованими об~єктами схемами формулами Мета- Вивчення графічних можливостей Word
8. Реферат Работу выполнил Нелин Александр Алексеевич Курс 2 группа
9. О.В. ВИШТАК МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ ВИШТАК Ольга Васильевна ' ка
10. до 20х0 года 571 Проект разработки Программы улучшения работы министерства предприятия организации