Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Аленушка. По местным преданиям усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки князь E

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

1.Ахтырка была единственной в Подмосковье усадьбой, целиком выдержанной в духе ампира. По замыслу архитектора А.С. Кутепова, на берегу Вори должна была быть устроена Египетская пристань. В Ахтырку приезжал П.И.Чайковский. В.М. Васнецов написал здесь много этюдов и работал над своей известной картиной «Аленушка». По местным преданиям усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки — князь E.H. Трубецкой (1863—1920), когда уезжал из России. Осталась церковь и несколько деревьев на склоне к реке Воря.

Знаменитая в XVIII – начале XX века усадьба Ахтырка известна с 1450 г. как пустошь Дудкино Инобожского стана Дмитровского уезда, владение Троице-Сергиева монастыря. Смотрите внизу карты 1797 года.

2. Ампи́р (от фр. empire style — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.

Дудкино тоже, и впервые она упоминается в грамоте великого князя Ивана III в 1504 году. В 1694 году Дудкино принадлежало И.А.Панину, а затем ее владельцем стал В.Н.Татищев (1686—1759) — знаменитый историк и горный деятель, президент Берг-коллегии, основатель Екатеринбурга и ура уральских горных заводов.

3. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.

 

В 1734 году у В.Н.Татищева поместье купил князь И.Ю. Трубецкой, и с той поры до 1879 года оно оставалось во владении Трубецких.

4. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры.

 

В 1772 году, при Н.И.Трубецком, здесь была построена церковь во имя иконы Ахтырской Богоматери, после чего и село стало именоваться Ахтыркой.

5. Колонна – памятник былой владелице, не стерлась и выбитая на ней надпись: «Княгине Наталии Сергеевне Трубецкой сооруженъ сыномъ ея князем Петром Ивановичем 1859 года августа 26 дня».

 

Вероятно, в эти же годы или несколько ранее в Ахтырке были сооружены деревянные усадебные постройки и разбит небольшой сад. Но настоящее большое строительство здесь началось только в первой трети XIX века.

6.Колонна раньше стояла на берегу реки Воря. С трудом, но можно еще прочесть выгравированные на нем стихотворные строки – посвящение в духе сентиментального восемнадцатого столетия:

Тебе, мать нежная, драгая,

Я памятник воздвигнул сей,

Чтоб ум твой, доблесть вспоминая,

Излить здесь глас души моей.

Ты местность эту сотворила,

Храм Божий, воды, дом и сад,

Сама природу победила,

Всему дав стройный, дивный лад.

Вся жизнь твоя была сплетенье

Забот семейных и трудов,

А здесь нашла ты развлеченье

У милых Вори берегов…

Да будет в век же вспоминанье

Сей памятник делам твоим,

А мне то сладостно сознанье,

Что сын воздал достойно им.

Усадьба князей Трубецких некогда была одной из красивейших в Подмосковье. Главные ее постройки созданы в 1820-х годах блестящим мастером московского ампира архитектором A.C. Кутеповым.

7. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.Это была единственная в Подмосковье усадьба, целиком выдержанная в духе ампира. Дом-дворец, увенчанный куполом, горделиво высился на холме над запруженной речкой Ворей.

8. Колонны.

Парадный фасад усадебного дома украшал шестиколонный портик. Противоположный фасад был обращен к реке и саду. По сторонам главного дома стояли два флигеля, выстроенные в тех же ампирных формах, что и главный дом.

1940-1950 гг. Разгромленная в 40-х годах XX в. Ахтырская церковь.

Там написано: Подмосковная кн. Трубецких. Ахтырка.

Дико старая карта. Раньше Ахтырка называлась Дудино.

Аллея от главного дома к пруду.

Скромный деревянный особняк с мезонином в Абрамцеве выстоял в лихие годы войн и революций, а величественный дворец в Ахтырке, творение забытого ныне зодчего Кутепова, ученика великого Жилярди, исчез с лица земли, словно и не было вовсе этого архитектурного чуда.

Уже давным-давно не отражаются в водной зеркальной глади дворцовые портики, пилоны, башни, колонны…

 

Кроме церкви об усадьбе в Ахтырке напоминают лишь подъездная аллея, обсаженная липами и елями, да сильно одичавший пейзажный парк.

Здесь Васнецов увидел "Аленушку".

И самый большой мечтатель - Дмитрий Сергеевич Ганешин. Он стучал во многие двери, и было принято решение о реставрации церкви. Большую работу провели сотрудники Абрамцевского музея-заповедника во главе с директором И.А.Рыбаковым. Ими у вдовы Сергея Ивановича Матвеева, сына мирового судьи, были обнаружены несколько цветных слайдов начала этого века, на которых предстала дореволюционная Ахтырка.

Начались реставрационные работы по восстановлению церкви. А в 1991 г. по просьбе верующих села Ахтырка возрождающаяся церковь была передана им. 15 июля 1991 г. после 53 лет "мерзости запустения" под сводами возрождающегося храма вновь зазвучали молитвы и церковное пение.

Где--то на этом месте, чуть правее белого дома стоял главный дом усадьбы, а слева и справа флигели.А сам памятник ныне стоит в Уфе на берегу реки Белой, а силуэт его украшает герб республики Башкоторстан. Но были люди, помнившие былую красоту Ахтырки, мечтатели, верившие в невозможное.

В начале 1920-х страшный пожар уничтожил все – главный дом, флигели, парковые беседки и гроты, да и сам старый парк, являвший собой подлинное произведение садово-паркового искусства.

 

К счастью, художники из Абрамцева выпросили развалины для своих целей, а здание бывшей церковно-приходской школы было приобретено скульптором Тавасиевым. Вскоре в здании церкви он начал ваять героя башкирского народа, Салавата Юлаева. Огромная фигура верхом на коне разместилась под куполом храма! Но нет худа без добра. Может быть, если бы не она, то мы не имели бы сейчас и самой церкви.

Безымянный художник, то ли желая польстить заказчику, то ли сообразуясь с собственной фантазией, изобразил никогда не существовавшую каменную пристань с двумя египетскими пилонами по краям. За дворцом виднеются колокольня и главка храма.

Постепенно развалилась плотина и исчез водоем, был вырублен парк, сломаны оранжереи и парники. В 1937 г. закрыли Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, и в 60-х-70-х годах лишь ее руины с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебенку.

Год постройки церкви 1821 - 1825.

Несмотря на внешний блеск, жить в этом доме, по воспоминаниям E.H. Трубецкого, было тесно и неуютно. «Как и все старинные усадьбы того времени, она больше всего была рассчитана на парад, чем на удобства жизни, — писал E.H. Трубецкой про ахтырскую усадьбу. — Удобства, очевидно, приносились тут в жертву красоте архитектурному стилю.

Парадные комнаты — «зало», «биллиардная», «гостиная», «кабинет» были великолепны и просторны, но рядом с этим — жилых комнат было мало и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные.

На входе в церковь стоит часовня Новомучеников и Исповедников Российских.

Казалось, простора было много — большой дом, два флигеля, соединенные с большим домом длинными галереями, все это с колоннами «ампир» и с фамильными гербами на обоих фронтонах большого дома, две кухни в виде отдельных корпусов ампир, которые симметрически фланкировали с двух сторон огромный двор перед парадным подъездом большого дома. И, однако, по ширине размаха этих зданий помещение было сравнительно тесным.

Отсутствие жилых комнат в большом доме было почти полное. А флигеля с трудом помещали каждый небольшую семью в шесть человек. Когда нас стало девять человек детей, мы с трудом размещались в двух домах...»

В здании церкви скульптор Тавасиев создавал героя башкирского народа, Салавата Юлаева. Сейчас эта скульптура находится в Уфе.

Дом окружал обширный липовый парк. К нему примыкал так называемый Верхний, пейзажный парк, а точнее — просто лес, который расчистили, устроили лужайки, а над оврагами перекинули легкие березовые мостики. Искусственных насаждений в нем почти не было. В глубине парка стояла двухэтажная беседка «Эрмитаж», увенчанная эоловой арфой, издававшей при порывах ветра мелодичные звуки.

Внутри стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились.

 

По замыслу архитектора, на берегу Вори должна была быть устроена Египетская пристань — в духе древних пристаней на Ниле в «стовратных Фивах». Но этот замысел так и не был осуществлен, несмотря на то что на одной из старинных литографий можно видеть Египетскую усадьбу как существующую. Но это было, увы, всего лишь мечтание...

Колоннады боковых портиков храма сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни, соединенной с храмом крытым переходом.

Достаточно назвать имя декабриста Сергея Петровича Трубецкого, одного из потомков первых владельцев Ахтырки.

Чудотворный образ явлен был в городке Ахтырка Харьковской губернии. И случилось то знамение в 1730-х годах.

Последний владелец усадьбы из рода Трубецких — князь Н.П.Трубецкой — был председателем Российского Музыкального общества. При его участии и его материальной помощи была создана Московская консерватория.

Подъездная аллея.

По аллеям парка гуляли и М. Нестеров, и С. Аксаков, и П. Чайковский, и Н. Рубинштейн.

В 1980 г. Музей-заповедник в Абрамцеве добился решения о реставрации храма по проекту архитектора-реставратора Н. В. Шемшуриной).

Аллеи старинного парка выводили к оригинальным небольшим мостикам через ручьи с грациозными перилами в березовой коре или к круглой беседке, или княжеской скамейке, на которой любил отдыхать Иван Петрович Трубецкой.

Господский дом стоял прямо напротив ворот в храм.

И если в таких усадьбах, как Архангельское, Кусково, обелиски, памятные колонны, павильоны владельцы усадеб сооружали в честь пребывания в этих местах великих князей и императоров, то здесь, среди скромных аллей парка, на небольшом холмике, возвышающемся над берегом спокойно-задумчивой и нежно-гладкоструйной речки Вори, вдруг возникает силуэт совсем небольшой, скромной колонны. Это памятник, посвященный одним представителем рода другому. На нем трогательное стихотворное послание.

Все дороги от храма спускаются вниз к реке Воря.

Оно далеко от пиитических изысков XIX столетия да и не претендует на отточенность форм, но по-своему доброе и милое. Чисто семейного, альбомного склада. Поставлен знак Петром Ивановичем Трубецким в память о своей матери (это был всего лишь кенотаф, поскольку сама княгиня Наталия Сергеевна Мещерская, по мужу Трубецкая, похоронена в Лавре).

В 1879 году, чтобы выручить брата — Ивана Петровича Трубецкого, проигравшегося и попавшего в долговую яму — Н.П. Трубецкой был вынужден продать свое имение, которое затем переходило из рук в руки.

В Ахтырке был развит промысел — художественная выделка бытовых предметов, начало которому было положено столярной мастерской в Абрамцеве.

Трубецким пришлось продавать это таинственно-музыкальное имение, они, сохраняя память об одном из представителей рода — Наталии Сергеевне Трубецкой, переносят колонну к церковной ограде.

Близость Троице-Сергиевой Лавры и Покровского Хотькова монастыря – святых мест, связанных с подвижничеством Сергия Радонежского, красота здешней природы, настраивало обитателей усадьбы на мирный, созидательный лад.

Последний хозяин Ахтырки — СИ. Матвеев — превратил усадьбу в процветающее хозяйство с оранжереями, где круглый год выращивались цветы.

Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.

Старый кустарник на спуске к реке.

В 1921 году Д.С. Ганешин (1904 – 1979, первый исследователь усадьбы Ахтырка) еще застал усадьбу почти целой, в то время здесь находился детский дом. Позднее А.Н. Греч в своем знаменитом «Венке усадьбам» утверждал, что усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки — князь E.H. Трубецкой (1863—1920), чего не могло быть хотя бы потому, что E.H. Трубецкой к тому времени никакого отношения к Ахтырке не имел.

Благодаря музыкальным пристрастиям хозяина вся Ахтырка была словно напоена музыкой.

В юношеском возрасте Ганешин впервые увидел Ахтырку, и она настолько поразила его, что с конца 1940−х годов, когда усадьбы Трубецких уже не существовало, постоянно жил  в селе. Уйдя на пенсию, вел кропотливую работу по воссозданию облика «дворянского гнезда» и его обитателей.

Вид на партер усадьбы.

Усадебный дом действительно сгорел, но позднее — в 1920-х годах. Постепенно разрушились и были разобраны флигели. «Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном, — с горечью писал А.Н. Греч. — Одиноко и оголенно стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот... Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище».

Дом в Ахтырке строил Кутепов. Он превосходно воспроизвел здесь тот тип усадебного зодчества, который был найден и осуществлен отцом и главой московского классицизма М.Ф.Казаковым в безвременно погибших Кузьминках.

От всего комплекса усадьбы уцелела только церковь Ахтырской Божьей Матери с трехъярусной колокольней, построенная по проекту A.C. Кутепова в 1821 — 1825 годах. Она принадлежит к числу выдающихся произведений московского ампира. Сейчас церковь снова действует, но в предыдущие годы она была разорена и первоначальное убранство ее — лепнина, живопись в технике «гризайль», окраска стен под серый мрамор — в значительной мере утрачено. Погибли иконы, роспись купола, белый с золотом иконостас.

Живописную усадьбу в Ахтырке не раз изображали художники.

Чудотворный образ явлен был в городке Ахтырка Харьковской губернии. И случилось то знамение в 1730-х годах. Благочестивый священник Василий Данилов косил на лугу траву и увидел необычный свет, исходивший от лежавшей на земле иконы. Святой образ был внесен в дом, но только через три года и три месяца проявил свою благодатную силу – исцелил больную девочку, дочь священника. Молва о явленных иконой чудесах разлетелась по необъятной Российской империи.

Сама императрица Елизавета Петровна повелела церковным иерархам провести надлежащие расследования, что и было незамедлительно исполнено. И в 1751 году Святейший Синод постановил почитать обретенный образ чудотворным и совершать память ему 2 июля (15-го – по новому стилю). День этот исстари почитался в подмосковной Ахтырке как престольный праздник. Незримая связь родового гнезда Трубецких с образом Ахтырской Богоматери существовала всегда.

Изящнейший дворец с развевающимся на флагштоке стягом красуется на высоком берегу Вори, – к запруженной реке сбегают дорожки и кудрявые аллейки, а на противоположном берегу, у мостика, меж живописных куртин, прогуливаются дамы и господа… (сравните эту фотографию со старой литографией, которая находится ниже)

Было

Стало

 

В книге, издания 1862 года, об истории чудотворной иконы приводится назидательный рассказ: однажды отец Василий поручил некому иконописцу, по имени Иоанн, обновить образ. Иоанн, помолясь, готовился приступить к работе, как вдруг услышал глас: «Встань! Настало время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь». Иоанн тотчас исполнил высшую волю.

С тех стародавних пор к иконе не прикасалась кисть живописца. Но однажды святой завет был нарушен: в 1905 году образ из Покровского собора в украинской Ахтырке отправили на реставрацию в Санкт-Петербург. Тогда-то и исчезла храмовая чудотворная икона. Где она ныне – не знает никто. Все известные иконы Ахтырской Богоматери – лишь списки с образа, обретенного некогда в Малороссии и утраченного при злосчастных обстоятельствах.

Безымянный художник, то ли желая польстить заказчику, то ли сообразуясь с собственной фантазией, изобразил никогда не существовавшую каменную пристань с двумя египетскими пилонами по краям. За дворцом виднеются колокольня и главка храма.

Постепенно развалилась плотина и исчез водоем, был вырублен парк, сломаны оранжереи и парники. В 1937 г. закрыли Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, и в 60-х-70-х годах лишь ее руины с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебенку.

НУ А ДАЛЕЕ КАРТЫ, МОЖТ НЕ ПОНАДОБЯТСЯ, НО ДУМАЮ ЕСЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ, ТО С.Ю. ТОЧНО ЗАЦЕНИТ.(ОНИ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)*

*даты карт находятся внизу под фото

1797 год.(СВЕРХУ)

Внизу 1860 год.

Внизу 1925 год.

1931 год.

1939 год.

1942 год.

1957 год

Инфа из Википедии

«Ахтырка» — усадебно-парковый комплекс, стоявший на берегу реки Воря в одноимённой деревне Сергиево-Посадского района Московской области. Классический памятник московского ампира, единственный по чистоте стиля во всём Подмосковье[1][2]. С 1734 по 1879 гг. принадлежал князьям Трубецким. Основная часть построек, включая деревянный господский дом, уничтожена в советское время.

История

Село «Денисово, Дуткино тож» близ Хотькова, в XVII веке владение рода Паниных, стало собственностью Трубецких в середине XVIII века, когда князь Иван Юрьевич приобрёл его у Василия Татищева. В 1772 г. в селе была выстроена деревянная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери и оно стало называться по храму — Ахтыркой.

В первой четверти XIX века по заказу князя И. Н. Трубецкого был выстроен новый усадебный комплекс в стиле московского ампира: дворец, флигели, новый каменный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, который был освящен 20 сентября 1825 года митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). В те же годы были выстроены плотина и пристань на реке Воря, разбит парк с эоловой арфой в беседке «Эрмитаж»; возведены многочисленные служебные здания. Соседний лес получил наименование верхнего (пейзажного) парка.

Храм Ахтырской иконы Божией Матери

Ахтырский храм спроектировал А. С. Кутепов, один из учеников Жилярди. Ему же приписываются и остальные усадебные строения:

   Кутепов превосходно воспроизвел здесь тот тип усадебного зодчества, который был найден и осуществлен отцом и главой московского классицизма М. Ф. Казаковым в безвременно погибших Кузьминках. Не слишком выдающийся мастер, Кутепов в доме Ахтырки создал тот meisterwerk, который всё же хоть раз в жизни выпадает на долю и малого мастера[3].

Наиболее полное представление о виде усадебного комплекса даёт литография середины XIX века, впрочем, не вполне точно отражающая действительность. «Верно, нравилась усадьба её владельцу и устроителю, раз решил он увековечить её <…> изобразив и то, чего не было в действительности, то, что еще только рисовалось мысленно владельцу как будущее украшение любимой подмосковной» (А. Греч)[1]. Изображённая на литографии пристань с обелисками в египетском стиле в реальности не была построена.

В 1852 году родительское имение унаследовал генерал Пётр Иванович Трубецкой, здесь родились его сын Николай Петрович и внуки — Сергей и Евгений, впоследствии религиозные философы, описавшие быт Ахтырки в своих мемуарах[4]. Генерал Трубецкой запомнился жителям Ахтырки своим крутым нравом. Он требовал, чтобы при въезде барина над куполом усадьбы тотчас же взвивался флаг, а в память о матушке установил на территории усадьбы колонну.

Деревянная вилла в Ахтырке была не оштукатурена, а обшита досками

Следующий владелец, Николай Петрович, был человеком гораздо более мягким. При нём Ахтырка превратилась в место встреч московской дворянской интеллигенции. Поскольку Н. П. Трубецкой стоял у истоков Московской консерватории, к нему в гости часто наведывался его коллега Н. Г. Рубинштейн. Часто бывали там и другие профессора консерватории — виолончелисты Бернгард Косман и Фитцвенгаген, скрипачи Лауб и Гржимали[5]; в 1867 г. имение посетил П. И. Чайковский[6][5]. По замечанию А. Греча, «Ахтырка никогда не славилась роскошью празднеств, великолепием убранства, причудами владельцев, — здесь жизнь текла ровно и покойно, в атмосфере истинной культурности»[1].

Широкая благотворительность привела к истощению состояния Н. П. Трубецкого. Чтобы поддержать проигравшегося в карты брата Ивана, Николай Петрович был вынужден продать Ахтырку московскому мировому судье И. М. Матвееву. Последним хозяином усадьбы был его сын Сергей Иванович Матвеев, учёный-цветовод[6][5], при котором в оранжереях Ахтырки круглый год пестрели цветы. Стиль ампир создавал неповторимый образ старины, который привлекал в Ахтырку режиссеров из киностудии Ханжонкова, снимавших здесь фильмы с участием Веры Холодной («Лунная красавица», «Дети века»).

В 1922 году дворец сгорел, подсобные сооружения постепенно разрушились. Матвеевых выселили в 1927 г. Храм сохранился, он был закрыт с 1937 года, а в 1941 г. разграблен; некоторое время он использовался под овощехранилище, а в 70-х годах XX века был востребован художниками из Абрамцева: скульптор С. Д. Тавасиев создавал в нём конную скульптуру Салавата Юлаева[6].

В 1980 г. Абрамцевский музей-заповедник добился решения о реставрации храма (проект архитектора-реставратора Н. В. Шемшуриной). В 1991 церковь была передана общине верующих, возобновились службы[6][7]. Храм отнесен к памятникам архитектуры федерального значения. Существовал и проект восстановления усадьбы, однако от него пришлось отказаться, так как ее место занято несколькими строениями.

Дом-вилла Трубецких

Храм Ахтырской иконы Божией Матери

Двухэтажный усадебный дом с шестиколонным портиком ионического ордера, крытый большим куполом, был удачно поставлен на холме, откуда по склону можно было спуститься к деревянной пристани на запруженной реке. Противоположная сторона дома была обработана полукруглой колоннадой с балконом и террасой. Оба одноэтажных флигеля, соединённые с главным домом низкими галереями, в миниатюре повторяли мажорные ампирные мотивы главного дома:

«  Лепной фриз узкой полосой обрамлял карниз портика и полуротонды; лепной герб Трубецких, увитый лентами, заполнял поле фронтона; лепные венки украшали стены над окнами первого этажа, а барельефные медальоны с гирляндами и факелами, помещенные на стене за торжественной колоннадой, завершали убранство центральной части этого дома[8].  »

Краевед Д. С. Ганешин, посетивший Ахтырку в 1921 году, описывает «главные въездные ворота в виде двух рустованных кирпичных столбов, увенчанных каменными шарами» и «длинную прямую аллею, обсаженную вековыми липами». По его словам, «вид через пруд с правого берега реки на величественный усадебный дом-дворец с замечательной жилярдиевской верандой-полуротондой, на садовые портики флигелей, на изящную пристань и прекрасно разделанный парк был запоминающе красив».

Вместе с тем Евгений Трубецкой отмечал, что дом его предков был плохо приспособлен для повседневной жизни, а для многочисленного семейства его отца и попросту тесен, ибо «жилых комнат было мало и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные»[9].

Типо вид сзади

Материалы с ссылки 4

«...по дороге, делавшей поворот направо вдоль границы усадьбы, дошли до главных въездных ворот в виде двух рустованных кирпичных столбов, увенчанных белыми каменными шарами и, пройдя налево между ними, очутились в начале длинной и прямой аллеи, обсаженной вековыми липами. Мы медленно пошли по ней мимо парников и протяженного здания оранжереи с левой стороны и ряда служебных построек, домиков и дач — с правой и, выйдя на просторный парадный двор, в плане почти квадратной формы, с фонтаном посредине, остановились. Справа мы увидели красавицу церковь с белыми колоннами портиков и белым же декором на темно-вишневым фоне основных стен здания, а слева — большой, широко раскинувший свои крылья главный усадебный дом с торжественным фасадом и куполом над его центральной частью. С боков двор завершали, с одной стороны кухня — здание с колоннами, с другой — большая дача. Все постройки — в стиле «ампир».

Вид через пруд с правого берега реки на величественный усадебный дом-дворец с замечательной «жилярдиевской» верандой-полуротондой, на садовые портики флигелей, на изящную пристань и прекрасно разделанный парк был запоминающе красив».

Так описывал свое посещение Ахтырки в 1921 году Д.С. Ганешин, много лет спустя поместивший в сборнике «Панорама искусств» большой очерк, посвященный этой подмосковной усадьбе.

В прошлом Ахтырка именовалась Денисово, Дудкино тоже, и впервые она упоминается в грамоте великого князя Ивана III в 1504 году. В 1694 году Дудкино принадлежало И.А.Панину, а затем ее владельцем стал В.Н.Татищев (1686—1759) — знаменитый историк и горный деятель, президент Берг-коллегии, основатель Екатеринбурга и уральских горных заводов. В 1734 году у В.Н.Татищева поместье купил князь И.Ю. Трубец-кой, и с той поры до 1879 года оно оставалось во владении Трубецких.

В 1772 году, при Н.И.Трубецком, здесь была построена церковь во имя иконы Ахтырской Богоматери, после чего и село стало именоваться Ахтыркой. Вероятно, в эти же годы или несколько ранее в Ахтырке были сооружены деревянные усадебные постройки и разбит небольшой сад. Но настоящее большое строительство здесь началось только в первой трети XIX века.

Усадьба князей Трубецких некогда была одной из красивейших в Подмосковье. Главные ее постройки созданы в 1820-х годах блестящим мастером московского ампира архитектором A.C. Кутеповым. Это была единственная в Подмосковье усадьба, целиком выдержанная в духе ампира. Дом-дворец, увенчанный куполом, горделиво высился на холме над запруженной речкой Ворей. Парадный фасад усадебного дома украшал шес-тиколонный портик. Противоположный фасад был обращен к реке и саду. По сторонам главного дома стояли два флигеля, выстроенные в тех же ампирных формах, что и главный дом.

Несмотря на внешний блеск, жить в этом доме, по воспоминаниям E.H. Трубецкого, было тесно и неуютно. «Как и все старинные усадьбы того времени, она больше всего была рассчитана на парад, чем на удобства жизни, — писал E.H. Трубецкой про ахтырскую усадьбу. — Удобства, очевидно, приносились тут в жертву красоте архитектурному стилю. Парадные комнаты — «зало», «биллиардная», «гостиная», «кабинет» были великолепны и просторны, но рядом с этим — жилых комнат было мало и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные. Казалось, простора было много — большой дом, два флигеля, соединенные с большим домом длинными галереями, все это с колоннами «ампир» и с фамильными гербами на обоих фронтонах большого дома, две кухни в виде отдельных корпусов ампир, которые симметрически фланкировали с двух сторон огромный двор перед парадным подъездом большого дома. И, однако, по ширине размаха этих зданий помещение было сравнительно тесным. Отсутствие жилых комнат в большом доме было почти полное. А флигеля с трудом помещали каждый небольшую семью в шесть человек. Когда нас стало девять человек детей, мы с трудом размещались в двух домах...»

Дом окружал обширный липовый парк. К нему примыкал так называемый Верхний, пейзажный парк, а точнее — просто лес, который расчистили, устроили лужайки, а над оврагами перекинули легкие березовые мостики. Искусственных насаждений в нем почти не было. В глубине парка стояла двухэтажная беседка «Эрмитаж», увенчанная эоловой арфой, издававшей при порывах ветра мелодичные звуки.

По замыслу архитектора, на берегу Вори должна была быть устроена Египетская пристань — в духе древних пристаней на Ниле в «стовратных Фивах». Но этот замысел так и не был осуществлен, несмотря на то что на одной из старинных литографий можно видеть Египетскую усадьбу как существующую. Но это было, увы, всего лишь мечтание...

Живописную усадьбу в Ахтырке не раз изображали художники.

Последний владелец усадьбы из рода Трубецких — князь Н.П.Трубецкой — был председателем Российского Музыкального общества. При его участии и его материальной помощи была создана Московская консерватория. В Ахтырку приезжали П.И.Чайковский, Н.Г.Рубинштейн.

В 1879 году, чтобы выручить брата — Ивана Петровича Трубецкого, проигравшегося и попавшего в долговую яму — Н.П. Трубецкой был вынужден продать свое имение, которое затем переходило из рук в руки. Последний хозяин Ахтырки — СИ. Матвеев — превратил усадьбу в процветающее хозяйство с оранжереями, где круглый год выращивались цветы.

Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.

В 1921 году Д.С. Ганешин еще застал усадьбу почти целой, в то время здесь находился детский дом. Позднее А.Н. Греч в своем знаменитом «Венке усадьбам» утверждал, что усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки — князь E.H. Трубецкой (1863—1920), чего не могло быть хотя бы потому, что E.H. Трубецкой к тому времени никакого отношения к Ахтырке не имел. Усадебный дом действительно сгорел, но позднее — в 1920-х годах. Постепенно разрушились и были разобраны флигели.) «Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном, — с горечью писал А.Н. Греч. — Одиноко и оголенно стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот... Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище».

От всего комплекса усадьбы уцелела только церковь Ахтыр-ской Божьей Матери с трехъярусной колокольней, построенная по проекту A.C. Кутепова в 1821 — 1825 годах. Она принадлежит к числу выдающихся произведений московского ампира. Сейчас церковь снова действует, но в предыдущие годы она была разорена и первоначальное убранство ее — лепнина, живопись в технике «гризайль», окраска стен под серый мрамор — в значительной мере утрачено. Погибли иконы, роспись купола, белый с золотом иконостас.

Кроме церкви об усадьбе в Ахтырке напоминают лишь подъездная аллея, обсаженная липами и елями, да сильно одичавший пейзажный парк.

С ссылки 6

"Усадьба Ахтырка и князья Трубецкие" - таково название только что вышедшей из печати книги старшего научного сотрудника музея-заповедника Татьяны Васильевны Смирновой. Много лет автор посвятила разработке темы судеб русских аристократических семей, в годы великих революционных потрясений нашедших себе пристанище в нашем городе.

Трубецкие стоят в этом ряду особняком. Они владели селом Денисово-Дудкино, что возле Хотькова, с 1739 года, купив его у известного русского историка графа В. Н. Татищева. По имени иконы Ахтырской Божьей матери, очень ценимой Трубецкими, его переименовали в Ахтырку. Представители славного рода создали в усадьбе неповторимую не только в эстетическом, но и в общегуманитарном смысле атмосферу.

Из книги мы узнаем о том, какие традиции были в семье, как воспитывали молодое поколение, как все это отразилось на представителях рода. Отдельная часть посвящена судьбе жившего в нашем городе В. С. Трубецкого и его близких - во многом уже известной нам по многочисленным публикациям Татьяны Васильевны.

Не забывает автор и другие имена, связанные с Ахтыркой. Первые в этом списке - энтузиаст Дмитрий Сергеевич Ганешин, неутомимый исследователь прошлого усадьбы, и Татьяна Николаевна Манушина, заслуженный работник культуры, один из "столпов" нашего музея-заповедника (ее детские годы прошли в родной Ахтырке).

Книга великолепно иллюстрирована, в ней содержится не один десяток редких репродукций и фотографий. Изданная небольшим тиражом, она представляет настоящую ценность для профессионалов и любителей истории.

Презентация книги Т. В. Смирновой "Усадьба Ахтырка и князья Трубецкие" пройдет в библиотеке им. В. Розанова 8 октября.

С ссылки 7

История

Село Ахтырка неподалеку от Хотькова известно с 1504 года. До конца XVIII в. оно носило название Дудкино (Дуткино). С середины XVIII в. селом владели дворяне из рода Трубецких. В 1772 г. в селе была выстроена деревянная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери и оно стало называться по храму — Ахтыркой.

В первой четверти XIX века по проекту архитектора А. С. Кутепова, ученика Доменико Жилярди, был выстроен новый усадебный комплекс в стиле московского ампира: дворец, флигели, новый каменный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, который был освящен 20 сентября 1825 года митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Также были выстроены плотина и пристань на реке Воря, разбит парк с беседками; возведены многочисленные служебные здания. Некоторые современники называли Ахтырку подмосковным Павловском. В Ахтырке провели ранние детские годы известные русские религиозные философы братья Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Их отец Николай Петрович Трубецкой покровительствовал музыкантам, главным делом его жизни стало участие в создании Московской консерватории. Он был другом Н. Г. Рубинштейна, который часто гостил в Ахтырке. Часто бывали там и профессора Московской консерватории, известные виолончелисты Бернгард Косман и Фитцвенгаген, скрипачи Лауб и Гржимали; в 1867 г. в имение посетил П. И. Чайковский. Широкая благотворительность привела к истощению состояния Н. П. Трубецкого. Из-за материальных затруднений в 1879 году Ахтырка была продана московскому мировому судье И. М. Матвееву. Последним хозяином усадьбы был его сын Сергей Иванович Матвеев, учёный-цветовод.

В 1922 году дворец сгорел, подсобные сооружения постепенно разрушились. Матвеевых выселили в 1927 г. Храм сохранился, он был закрыт с 1937 года, а в 1941 г. разграблен; некоторое время он использовался под овощехранилище; в 70-х годах XX века храм использовался художниками из Абрамцева, скульптор С. Д. Тавасиев создавал в нем конную скульптуру Салавата Юлаева. В 1980 г. Музей-заповедник в Абрамцеве добился решения о реставрации храма (проект архитектора-реставратора Н. В. Шемшуриной). В 1991 церковь была передана общине верующих, возобновились службы . Храм отнесен к памятникам архитектуры федерального значения. Существовал и проект восстановления усадьбы, однако от него пришлось отказаться, так как ее место занято несколькими строениями.

В конце XIX века административно Ахтырка относилась к Митинской волости Дмитровского уезда. В 1852 г. в ней проживало 156 человек. С середины 20-х годов XX века село входило в состав Хотьковской волости Сергиевского уезда. В 1924 г. в нем насчитывалось 78 дворов и 330 жителей. Крестьяне сбывали молоко в Москву, пользуясь близостью железной дороги.

В Ахтырке был развит промысел — художественная выделка бытовых предметов, начало которому было положено столярной мастерской в Абрамцеве. В 1931 году в Ахтырке был образован промколхоз — смешанная артель с ведением сельского хозяйства и кустарничеством. Артель делала шкатулки, шкафчики, декоративные тарелки, лоточки; детские стульчики. Электричество в Ахтырке появилось после сооружения на реке Воря собственной малой гидроэлектростанции в 1947 году.




1. М.- РГУ нефти и газа им
2. Зенит именуемое в дальнейшем Товарищество создано в соответствии с положениями Гражданского кодекса Р
3. ТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА подготовила учител
4. конституция происходит означает
5. младенчестве при неверном воспитании
6. реферату- Ідейнотеоретичні основи інституціоналізму етапи його розвиткуРозділ- Історія економічних вчень
7. воспитательная работа представляет собой систему специальных психологопедагогических социокультурных и
8. Электронный учебник - текущее состояние
9. Толстопленочные интегральные микросхемы- общие сведения, резисторы, полупроводники, топология
10. Методы исследования в педагогике
11. ти лет Значение физического воспитания и его средства Но если в эту пору детства невозможно ни обучение
12. О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ инфицированных в Российской Федерации ВИЧин
13. Понятие о буровом инструменте
14. Тушнова В
15. Бразильское нагорье
16. Тема самостоятельной работы Форма контроля Количество часов 1
17. Статья будет напечатана в сентябрьском номере
18. доклад Исполнительного комитета касающийся этических критериев продвижения лекарственных средств на рыно
19. Новые композиционные материалы на основе промышленных отходов химических волокон.html
20. тема ТО и ремонта автомобилей принята в нашей стране 1