Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Учение Джона Локка о государстве и его формы.
Введение.
В период XIV-XVIII вв. в Западной Европе происходит становление современных национальных государств. Эти государства, победив в войне с церковью, сосредоточили свою власть в пределах своей территории. Государство как централизованная структура властных органов становится предметом изучения. Именно в это время складывается понятие “государства” и разрабатываются теории государственного суверенитета. В связи с этим законотворческая деятельность государства привлекает все большее внимание мыслителей.
В это же время складывается два направления в политико-правовой мысли: либерально-индивидуалистическое и этатистско-коллективистское. Джон Локк один из основоположников классического политического либерализма. Формирование либеральных политико-правовых концепций связано с осознанием нарождающегося конфликта между абсолютистским государством и складывающимся гражданским обществом. В русле этой традиции идет поиск средств, с помощью которых можно было бы обеспечить частную сферу жизни от произвольного вмешательства в нее государства. Поэтому речь идет об ограничениях, накладываемых на государственную власть, о порядке ее организации и функционирования, способах легитимации и т.д2.
Цель моей работы показать влияние свободомыслия данного мыслителя на политическое положение Англии в XVII и последующих веках, какую роль сыграли его идеи в развитии правовых и политических теорий других философов и просветителей.
Глава 1. Джон Локк.
§ 1. Краткая биография Джона Локка.
Джон Локк (1632-1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу в то время ведущее учебное заведение страны. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса.
В возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе к взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери).
Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра “Опыта о человеческом разумении” (An Essay Concerning Human Understanding). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.
После событий 1688 года, Локк возвращается на родину после длительного пребывания во Франции и Голландии. Вскоре он опубликовал работу “Два трактата о государственном правлении” (Two Treatises of Government, 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по словам ее автора, в «оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем». В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание.
Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а именно первого “Письма о веротерпимости” (Letter for Toleration, написано в основном в 1685). В нем Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) это обязанность не государства, а церкви.
Я могу без преувеличения сказать, что Джон Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Ум Локка отличался практичностью и эмпиризмом. Его политическая философия оказала существенное влияние на деятелей французского Просвещения.
§ 2. Научные труды Локка.
Джона Локка К. Маркс ставил в ряд всесторонне образованных людей XVII-XVIII веков3. Кроме своего основного сочинения “Опыт о человеческом разуме”, в котором обоснованы материалистические принципы Бэкона, Гоббса и Гассенди о происхождении человеческих знаний и идей из мира чувств и нанесен сокрушительный удар схоластике и теологии, Локк написал также ряд ценных работ по вопросам политической экономии, политики, права, педагогики, “Два трактата о государственном правлении”, несколько писем о веротерпимости, “Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости денег государством”, “Мысли о воспитании” вот далеко не полный перечень этих работ.
Так же как и его философские произведения, эти работы Локка были предметом пристального внимания основоположников марксизма. В “Немецкой идеологии” К. Маркс и Ф. Энгельс называют Локка «одним из doyens (старейшин) современной политической экономии»4. Также Маркс подчеркивал большое значение его правовых воззрений. Наконец в рецензии на книгу Гизо, отмечая прогрессивный характер защиты Локком принципа веротерпимости, К. Маркс называет его отцом свободомыслия5.
Глава 2. Учение о государстве.
§ 1. Политические взгляды Локка.
В 1668 году в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, который проводил абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский6. С этого момента в Англии установилась конституционная монархия. Буржуазия и новое дворянство получили доступ к власти, они получили возможность направлять деятельность правительства через парламент. Однако “Билль о правах” сохранял королевскую власть и участие короля в законодательстве, а также все еще действовала существовавшая избирательная система с «гнилыми местечками». Джон Локк приветствовал переворот 1688 года. Для его оправдания и теоретического обоснования нового общественного и политического строя он выпускает в свет свой труд “Два трактата о государственном правлении”, в котором изложил свои политические взгляды. Первый из них был целиком посвящен критике доктрины о всемогуществе короля и божественном происхождении его власти, виднейшим выразителем которой в XVII веке в Англии был Роберт Филмер. Во втором трактате Локк развивает свою политическую теорию.
Он твердо отклонил концепции абсолютности и неограниченности власти государства. Локк в своих сочинениях развивает аргументы против всяких защитников абсолютизма, в том числе и Гоббса. Один из исследователей взглядов Локка замечает: «Трактаты Локка оружие с двумя стволами: один направлен против Филмера и его божественного права, другой против Гоббса»7. Им также были сочтены неприемлемыми республиканско-демократическая программа левеллеров и социалистическая утопия диггеров. Однако он полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана т. д. Но, я считаю, что он не просто повторил идеи, высказанные до него, а развил и включил их в целостное политико-правовое учение доктрину раннебуржуазного либерализма.
§ 2. Учение о государстве.
Эта доктрина, упомянутая в первом параграфе данной главы, начиналась с вопроса о возникновении государства. По Локку, до его возникновения люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственной общине нет «войны всех против всех», как это наблюдается у Гоббса. Индивиды свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Но как известно, в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д8. Все это порождает обстановку неуверенности, жизнь людей оказывается нестабильной, становится возможным покушение на естественные права людей. Для решения этих целей люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Особенно Джон Локк акцентирует момент согласия, высказывая мнение, что «всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». Иное подчинение государственной власти Локк объявляет насилием, которое не порождает никакого права. Поэтому он не признает в качестве первопричины возникновения государства завоевание. «Без согласия народа никогда нельзя создать новый строй»9.
Опираясь на представления Локка, государство мне видится как совокупность независимых лиц, соединившихся в одно целое под защитой ими же установленного общего закона, создавших судебную инстанцию для улаживания конфликтов между ними и политическую власть для сохранения своей собственности. В этом определении ярко виден характерный для либералов индивидуализм, отражавший характер буржуазного государства. От всех прочих форм коллективности государство отличается тем, что воплощает политическую власть, т.е. право во имя общего блага создавать законы. Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место в учении Т. Гоббса) у Джона Локка нет. Государство получает ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы каждый человек мог сохранить и обеспечить свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и т. д. Все перечисленное Джон Локк называл одним словом собственность. Особое внимание он уделял частной собственности, считая ее естественным правом. Локк разрабатывал идею права буржуазной частной собственности с тем, чтобы оградить это право и от государственных посягательств, и от посягательств неимущих классов.
Согласно точке зрения Локка, государство должно управляться по воле большинства. Из этого следует, что каждый вступивший в государство передает принадлежащую ему власть большинству. Это условие он считает важным элементом общественного соглашения. Только при условии представительства возможно существование правительства. Это большинство может решать и действовать за весь народ.
Очень большие надежды Джон Локк возлагал на законность и закон. В нем он видел главное средство к обеспечению собственности и инструмент сохранения свободы личности. Но закон является не любым предписанием, исходящим от гражданского общества в целом. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Локку, закону обязательного должны быть присущи стабильность и долговременность действия10. Все без исключения должны подчиняться закону, который является основой свободы, равенства и порядка.
В своем учении о государстве Джон Локк берется за разработку теории «разделения властей», выдвигавшейся в период революции 1640-1660 гг. левеллерами. Но их теория основывалась на принципе безусловного разделения и соподчинения властей, а Локка больше привлекал принцип обособления и взаимного равновесия11. Теория создавалась для предотвращения злоупотреблений государством своими полномочиями и упорядочение взаимоотношений между различными органами. Разделением властей Локк преследовал ту же цель взаимного равновесия и предотвращения злоупотреблений властью со стороны правителей, о которой говорил Монтескье: различные власти должны взаимно сдерживать друг друга12.
По Локку мы различаем три власти в государстве: законодательную, исполнительную и федеративную.
Законодательную власть он считает верховной, неприкосновенной, но никак не абсолютной. Она обладает правом создавать законы. Другие власти должны подчиняться ей, но это не значит, что они должны быть пассивными и не оказывать на нее никакого влияния. При этом всякая власть должна править согласно законам, провозглашенным народом. Законодательная власть должна принадлежать высшему законодательному органу парламенту, который должен периодически собираться для принятия законов. Он не должен работать постоянно, а только по мере надобности. Сам парламент состоит из палаты общин и палаты лордов, и такая структура законодательной власти закрепляет компромисс буржуазии с дворянством.
В противоположность законодательной исполнительная власть по своему назначению должна действовать постоянно13. Локк считал, что она должна принадлежать королю. Король руководит исполнением закона, назначает, судей, министров и других должностных лиц. Его деятельность подчинена закону, но у него есть определенные прерогативы в отношении парламента для того, чтобы не дать возможности последнему захватить власть и нарушить естественные права граждан.
Федеративная власть тоже сосредотачивалась в руках короля. Она менее способна руководствоваться постоянными законами, потому что внешние взаимоотношения зависят от действий иностранцев и трудно поддаются регулированию законом. Локк отмечал, что федеративная власть отделяется от законодательной, но вместе с исполнительной властью они почти всегда объединены и их вряд ли следует разделять и передавать одновременно в руки различных лиц14.
О судебной власти Джон Локк конкретно ничего не говорит, хотя вопрос об ее организации очень остро стоял в его время. Можно только предположить, что судебная власть поглощается исполнительной властью.
Мне хотелось бы упомянуть еще об одном важном открытии Локка о народном суверенитете. Он ставил суверенитет народа значительно выше суверенитета созданного ими государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным15.
Глава 3. О формах государства.
Вопрос о государственной форме тоже представлял для Джона Локка большой интерес. Но он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных форм. Его личные симпатии склонялись скорее к монархии (единовластию). Ее он считал наиболее приемлемой и простой формой государства, и она соответствовала простой жизни людей. У государства были простые функции, люди казались более добродетельными, единовластие было не развращено. Не исключая возможности существования и промежуточных форм, для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех16. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления. Абсолютный монарх посягает на свободу и собственность и никто не защищен от нарушений своих прав. Для охраны естественных прав наиболее пригодна, по учению Локка, конституционная монархия.
Он не возражал и против наследственной монархии при условии ограничения власти короля, превращения его в символ государства. Локк также понимал, что нет таких форм, которые были бы застрахованы от преобразования их в тиранию форму правления, установленную насильственным путем. Власть начинает действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя установленные в государстве законы. Из-за этого страдает народ и прекращается нормальное управление страной.
Заключение.
Учение Джона Локка о государстве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Многие его идеи были использованы идеологами американской и французской революции. «Два трактата о государственном правлении» стали настольной книгой американской революции»17, - свидетельствует В. Л. Паррингтон. Американская «Декларация независимости» составлена Джефферсоном языком второго трактата Джона Локка. Большое влияние на развитие буржуазной идеологии и конституций оказала также теория «разделения властей», которую вслед за Локком развивал Монтескье и другие теоретики. Многие теоретические формулировки Локка были развиты в «Общественном договоре» Руссо. У него Руссо берет идею общественного договора и идею неотъемлемых естественных прав. Отправляясь от них, Руссо пришел к гораздо более демократическим выводам.
2 И. Ю. Козлихин, А. В. Поляков, Е. В. Тимошина, История политических и правовых учений, СПб, 2007, стр. 128.
3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, стр. 413.
4 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, стр. 527.
5 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 220.
6 В. С. Нерсесянц, История политических и правовых учений. Учебник для вузов, М., 1995, стр. 269.
7 C. E. Vaughan, Studies in the History of Political Philosophy before and after Rousseau, vol. I, New-York, 1960, p. 130.
8 В. С. Нерсесянц, История политических и правовых учений. Учебник для вузов, М., 1995, стр. 271.
9 Д. Локк, Избранные философские произведения, т. II, М., 1960, стр. 100.
10 В. С. Нерсесянц, История политических и правовых учений. Учебник для вузов, М., 1995, стр. 273.
11 Д. Локк, Избранные философские произведения, т. II, М., 1960, стр. 62.
12 Ш. Монтескье, Избранные произведения, М., 1955, стр. 289.
13 Д. Локк, Избранные философские произведения, т. II, М., 1960, стр. 88.
14 Д. Локк, Избранные философские произведения, т. II, М., 1960, стр. 85.
15 В. С. Нерсесянц, История политических и правовых учений. Учебник для вузов, М., 1995, стр. 276.
16 В. С. Нерсесянц, История политических и правовых учений. Учебник для вузов, М., 1995, стр. 275.
17 В. Л. Паррингтон, Основные течения американской мысли, т. I, М., 1962, стр. 257.