Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Становление государственности у племен Восточноевропейской равнины в период с VI до конца X века

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

1.Становление государственности у племен Восточно-европейской равнины

в период с VI до конца X века.

Отношения управления-подчинения предки человека унаследовали от высокоорганизованных  животных вместе со стадным образом жизни. Еще в эпоху присваивающего хозяйства предводитель первобытной общины исполнял функцию распределения сообща добытого продовольствия, пользуясь престижем у членов своей общности. Функция распределения и перераспределения – редистрибуции, приобретает все возрастающее значение после того, как окончательно устанавливается половозрастное разделение труда с появлением Homo sapiens – человека разумного (200 тыс. лет назад).

Славяне начали переходить к производящему хозяйству не ранее  III в. н.э. Этот переход сопровождался зарождением и укреплением родовых отношений, предпосылкой чему служит осознание супругами права собственности на своих детей. Первобытная община превращается в род – союз (общность), основанный на кровных связях и предназначенный обеспечить своим членам совместное выживание.

В IV - VI вв. н.э. славяне, находясь на ранней стадии родовых отношений, осуществляют расселение (экспансию), в том числе и на территорию Восточно-европейской равнины. В VI в. славяне переходят к оседлости, но еще не знают рабства, допуская пленников в свой состав.

Оседлость способствует укоренению и развитию родовых отношений. Запрещение кровосмешения и рост численности населения вели к укреплению межродовых связей, на основе которых складывается большая общность – племя. С появлением в структуре племени единоличного предводителя – вождя, взаимодействующего со старейшинами родов, племя превращается в простое протогосударство.

В VI в. н.э. на территории Восточно-Европейской равнины ее население осуществляло переход от родовых отношений к родоплеменным. На этой стадии каждый мужчина выполнял 2 социальные функции -  труженика и воина. Существовала всеобщая и примерно одинаковая вооруженность населения.

В VIIIX вв. у племен Восточно-Европейской равнины происходят коренные сдвиги  в хозяйственной деятельности и идет завершение перехода к производящему хозяйству. Это сопровождалось появлением устойчивого наличия излишка над необходимым продуктом - прибавочного продукта.

Это в свою очередь имело целый комплекс следствий:

1. Внутри родов обособляются большие семьи, уже способные вести самостоятельно свое хозяйство и имевшие преимущественное право собственности на произведенную ими пищу. В большой семье под главенством старшего по возрасту мужчины – патриарха, были соединены как боковые ветви, так и нисходящие, то есть вместе с патриархом проживали и вели общее хозяйство его младшие братья, его дети, братья детей и так далее. Члены большой семьи размещались внутри нее  на различных уровнях старшинства в силу случайности рождения (коническая структура).

Между семьями внутри рода старшинство определялось путем предъявления всем принадлежащей семьям пищи и реализации института дарения  –  отдаривания. /Do ut des – даю тебе, чтобы ты дал мне/. Патриарх - глава семьи, располагавшей наибольшим количеством пищи, становился старшим среди старших - старейшим, то есть старейшиной. Те семьи, которые, не имея права уклониться от угощения – не принять дар, оказывались не в состоянии отдариться, себя признавали обязанными, морально зависимыми, а главу самой обеспеченной семьи – обладателем не только престижа, но и авторитета. Принадлежащая ему функция распределения дополнялась функцией распоряжения.

Усиление неравенства между семьями внутри рода и между родами внутри племени; социальное неравенство закреплялось и дополнялось имущественным расслоением – одни обладали большим богатством, чем другие и этим были известны всем остальным внутри рода или даже внутри племени. Их все знали – они составляли родовую или племенную знать.

2. Функции распределения были перенесены с пищи на ее источник – землю. Распределение земли и разрешение споров по поводу этого становилось той деятельностью, которая расценивалась как дар, а потому предполагала отдаривание в виде доли урожая (предпосылка возникновения налогообложения).

3. Внутри племени старшинство между родами устанавливалось так же, как и между семьями внутри рода. Знать становилась родоплеменной.

4. Общественное положение семей в составе рода, родов внутри племени, а также старейшин и вождей племен становится наследственным (тенденция в специализации в управлении).

5.С появлением прибавочного продукта становится экономически оправданной эксплуатация человека.

6. Располагая излишками пищи, общность - род и особенно племя – обретает способность и потребность высвободить из производства часть соплеменников, которая принимает на себя занятие только одним видом деятельности – войной и военным управлением, что необходимо для выполнения функции защиты – нападения.

Т.о., происходит второе общественное разделение труда: в составе каждой общности – рода и племени формируется своя военно-профессиональная группа, которую общность содержит добровольно.

На северо-западе Восточно-Европейской равнины процесс выделения военно-профессиональных групп у местных племен был ускорен набеговой эксплуатацией со стороны варягов. Устраняя эту угрозу, племена, во-первых ,пережили процесс внутреннего сплочения; во-вторых, сформировали собственное военно-профессиональное управление; в-третьих, закрепили старшинство между родами их территориальным размещением и строительством городов. Такое размещение населения явилось основой позднейшего территориально-административного деления, которое основывалось на принципе «округа тянет к городу» и ввиду его естественного происхождения называется историческим. Такое деление являлось вместе с тем и системой территориального представительства в обществе и государстве: «Что в городе порешат, на том и пригороды станут».

После победы над варягами между племенами – победителями начинается то усиливающаяся, то затухающая борьба за превосходство. Военное противостояние было чревато взаимоистреблением  и ослаблением перед лицом внешней опасности.

Военные столкновения удалось прекратить на основе договора между племенами о призвании Рюрика – князя, которому предоставлялось полномочие «ряд - ить ны (нас) по праву» - помогать договариваться конфликтующим на основе права ради предотвращения вооруженного проитвоборства.

Рюрик принял на себя посредническую функцию и мог ее исполнять потому, что не принадлежал ни к одному из местных племен (непредвзятость есть основополагающий принцип древнерусского судоустройства до середины XVI в.).

В конце IX в. князь Олег, возглавив надплеменную военно-профессиональную верхушку, строит в результате военных походов составное протогосударство с центром в Киеве. Располагая военным превосходством, Олег подчиняет себе окрестные племена, взимая с них дань. Те племена, которые ещё не знали уплаты дани, «примучивались» - приучались ее платить с помощью пыток (государственного террора). Даннические отношения из добровольных были превращены в принудительные. Тем не менее, в рамках этих отношений обязанные платить дань подданные располагали правом на предоставление им военной защиты теми, кто взимал с них дань. Составное протогосударство естественным образом уже принимало на себя обязанность исполнять функцию внешней  защиты своего населения. /Сказание об Олеге и радимичах/

До середины X в. князья сами осуществляли сбор дани, ежегодно отправляясь в «полюдье» и исполняя в ходе него посредническую функцию. После убийства князя Игоря в 945 году княгиня Ольга проводит реформу, установив «уроки» и «погосты» - размеры и места сбора дани. Территории, на которых проживали отдельные родовые общины, становились единицами территориально-административного деления, имевшими налоговое предназначение. Их населению предоставлялась функция первичного сбора дани, которую свозили на погост – одноименный с налоговым округом центр принадлежащей роду территории. Именно туда прибывали «погостить» - ненадолго побыть без права разъезжать по окрестностям, сборщики дани. Им надлежало собранную населением погоста дань отвезти в Киев. Полюдье было заменено повозом.

К концу X в. на Руси сложились три важнейших признака государственности:

1. публичная власть ( в лице князя и его воинского окружения) над обществом

2. Налоги в виде упорядоченной дани.

3. Государственная территория, определявшаяся расселением подданных.


Киевское государство в конце XXI вв.: его органы и характерные черты.

Князь – высший государственный орган, глава государства, обладавший универсальными синкретическими (понимавшимися в качестве нераздельных) функциями.

Его ближайшее окружение семья и родственники.

В конце X в. власть князя существует в составе семейно-родового управления: старший в княжеском роду потомок Рюрика признается «великим князем Киевским» и поручает управление отдельными регионами страны своим младшим братьям и сыновьям. Складывание семейно-родового управления означает появление новой тенденции в государственном развитии – конструирование государства сверху – вниз, исторический процесс приближения власти к обществу.

Дружина – непосредственно подчиненный князю государственный орган, представлявший собой профессиональную и наилучше вооруженную часть войска. Именно дружина была способна, действуя среди вооруженного населения, осуществлять функции сбора налогов, следствия и исполнения наказания. Таким образом, для ранней государственности характерна неотделенность аппарата управления от аппарата принуждения.

В конце X в. князь Владимир наделил дружину функцией « думать с князем» - правом совета князю. Вместе с тем, дружинники, будучи вольными людьми, находились на обеспечении князя. Следовательно, роль дружины в обеспечении обратной связи государства с обществом была ограничена материальной зависимостью от князя.

«Старцы градские» - старшие в городе, родоплеменная знать, наиболее богатые и наиболее авторитетные представители населения, за которыми признавалась функция: выражать и защищать запросы общества. Для исполнения этой функции старцы градские  пользовались правом возражения князю – «ремонстрации» и правом совета князю.

Церковь – государственный орган, имевший территориально-иерархическую организацию, высшие представители которой рано получили и долго сохраняли право совета князьям. При наличии такой организации и по силе закрепленных в обрядовости социальных функций церковь участвовала в обеспечении обратной связи государства с обществом.

Киевское государство конца XXI в. имело форму семейно-родовой (патримониальной) монархии, обладавшей признаками федеративного устройства. Органами этого государства помимо князя служили высшие социальные группы, сформировавшиеся в обществе благодаря разделению труда, социальному неравенству и имущественному расслоению. Таким образом, характерной чертой Киевского государства являлось то, что оно уже было обособлено от общества, но еще не было отделено от него. (Перед нами - неразвитое, раннее, архаическое государство.)

В таком государстве власть князя имела открытый характер и не была абсолютной.


Становление права и закона в Древней Руси ( до начала XI в.).

От животного мира человек наследует набор бессознательно соблюдаемых – инстинктивных, установок (запретов и предписаний). В процессе формирования разума бессознательные установки осознаются, а затем, с появлением у человека сознания, зарождается нормотворчество. Оно становится возможным тогда, когда человек существует в составе локальных общностей, вне которых его жизнь невозможна. При таких условиях общности присущ инстинкт коллективного самосохранения. Руководствуясь этим инстинктом, члены общности осознают последствия для нее отдельных поступков. Те поступки, которые ослабляли общность, а особенно сокращали ее численность, с общего согласия – по взаимной договоренности, по договору, подвергались полному запрету. Соблюдение запрета естественно приводит к забвению породивших его причин. Соблюдение нормы обеспечивалось давностью применения и культом предков. Следование норме становилось социальной привычкой – обычаем. Становясь системой, обычаи складываются в обычное право.

Субъектом обычного права чаще всего выступал коллектив ( общность - род или семья).

Важнейшими институтами обычного права были:

1. кровная месть, как средство предупреждения роста преступности ( главная - общественная - функция наказания как юридического института)

2. Ее более поздняя альтернатива – возмещение за убитого (вира).

3. Изгойство, как средство поддержания норм самой общностью, без участия государства.

Переход от родовых к родоплеменным отношениям, а затем развитие связяй между племенами, ускоряющееся в составном протогосударстве, затрудняют применение изгойства. Вместе с тем обнаруживается, что норма может иметь частный характер, тогда как для племени и особенно для составного протогосударства, требуются универсальные нормы – нормы, обязательные для всех членов большой общности. Для придания норме всеобщего характера требуется стоящая над племенами, внешняя по отношению к ним инстанция, за которой признается монополия на легитимное насилие – сила принуждения. Такой инстанцией, обладающей не столько престижем и авторитетом, сколько уже властью, становится зарождающееся государство, которое превращает норму в правило, а правила соединяет в закон, законы составляют законодательство (как обозначение совокупности законов). /Закон имеет всеобщий характер в отличие от нормы права/.

Первоначально государство издает закон в устной форме, обнародуя их посредством «из уст в уста». (Образец устного законодательства – реформа князя Владимира, как неудавшаяся попытка установления на Руси смертной казни).

С появлением письменности общественная потребность в установлении законов государство удовлетворяет посредством издания письменных публичных актов. Благодаря этому: во-первых,   законодательство приобретает большую стабильность; во-вторых, поданные получают в сое распоряжение средства для противодействия произволу государственной власти и ее агенту.


« Русская правда»: становление светского письменного законодательства

в XIXII вв.

Светское письменное законодательство на Руси зарождалось и эволюционировало под воздействием открытых социальных конфликтов.

Правда Ярослава была составлена в начале XI в. и заключала в себе 18 статей, большинство которых относилось к уголовному законодательству. В них объектами преступлений выступали только личность и личное имущество. Состав преступления понимался как нанесение ущерба, вреда. Причем в законодательстве материальный и моральный ущерб присутствовали в неразрывном единстве. В соответствии с этим, в Правде Ярослава понятие преступление есть «обида». Следовательно, законодательство XI в. расценивало преступное посягательство прежде всего как унижение человеческого достоинства. Согласно этому, наказание в большинстве случаев состояло в денежном возмещении причиненного ущерба.

В Правде Ярослава были узаконены процедуры установления события преступления и виновности лица:

1. Показания свидетеля, как очевидца.

2. Общеизвестность, присущая малым локальным общностям и предполагавшее полное доверие к показаниям потерпевшим. В начале XI в. преступность еще сохраняет открытый характер и поэтому преобладает обвинительный процесс, в котором нет нужды представлять обвиняемому право защиты.

3. Свод – выполнявшаяся самим потерпевшим процедура установления добросовестности приобретения украденной вещи. Длительное применение данной нормы закрепило квалификацию присвоения находки как кражи.

 Правда Ярославичей была издана во второй половине XI века как дополнение к уже действовавшим законоположениям и существенно расширила круг объектов преступления за счет хозяйственного имущества и занятых его обслуживанием лиц (распространение голодной преступности). Те из них, кто дорого стоил (имел наибольшую цену), возмещались особо значительными выплатами, которые в случае укрывательства убийцы (невыдачи) или необнаружения его производились всей общиной. Ответственность общины определялась по месту нахождения головы убитого.

Таким образом, была узаконена как в сфере следствия, так и в сфере наказания коллективная ответственность с целью обеспечить неотвратимость наказания, являющейся главным средством предупредить рост преступности.

Вместе с тем, узаконение коллективной ответственности свидетельствует о слабости государства так же, как и узаконение права собственника на защиту своего имущества вплоть до убийства посягнувшего.

«Правда Ярославичей» вводила в состав наказания наряду с возмещением ущерба, продажи – штрафы в пользу князя, а также плату за следственные действия и принуждение к наказанию.

Таким образом, наказание становится сочетанием выплат – композицией, а правоохранительная деятельность – прямым источником дохода. Одновременно возникает тенденция к фиксации в письменном законодательстве размеров штрафов и судебных пошлин («Покон вирный»).

В XII веке изменения в обществе потребовали переработки письменного законодательства, результатом которой было составление Пространной Правды. Она расширила коллективную ответственность общины, как в сфере следствия, так и в сфере наказания, узаконив институт круговой поруки. Она, несмотря на еще добровольный характер, способствовала развитию полицейских функций общины по отношению к ее членам.

В Пространной Правде менялись процедуры установления событий преступления и виновности лица: обнаружение скелета или неопознанного трупа уже не влекло за собой ответственность общины. В процессе очевидцы заменялись по-слух-ами, которые, выступая свидетелями, защитниками и поручителями, могут отвести обвинение в убийстве. Узаконивались ордалии.

Таким образом, при закрытом характере преступности естественным образом возникает и узаконивается состязательность процесса, при которой действовало право обвиняемого оспорить и снять с себя обвинение.

В Пространной Правде значительно расширяется регулирование гражданско-правовых отношений, прежде всего - отношения из займа. Упорядочивалось и ограничивалось взимание процентов. Ответственность по долгам возлагалась на человека – личность, а не на имущество. Ответственность состояла в обязательстве неисправного должника отрабатывать долг – купу. Это сопровождалось ограничением правоспособности неисправного должника, его превращением в полусвободного – за-купа.

Ст. 52 и ее юридические следствия: в статье устанавливалась обязательность присутствия свидетелей при заключении сделки крупного займа. На основании духа этого законоположения XII века должно помнить:

  1.  Сфера права свободна от эмоций;
  2.  Всякое правоотношение должно быть объективировано.

Таким образом, Пространная Правда, как итог становления светского письменного законодательства, представляла собой комплекс норм, относящихся к нескольким отраслям права.


Эволюция древнерусской государственности во второй половине
XIXII вв.

Еще в начале XI века семейно-родовое управление обнаружило признаки кризиса, которые усиливались по мере роста как численности Рюриковичей, так и числа столов на территории государства.

К концу XI века сделалось невозможным установить старшинство среди Рюриковичей, поэтому семейно-родовое управление превратилось в династический союз с признаками федеративности.

Вместе с тем, Рюриковичи образовали малочисленный пополняемый только по наследству социальный слой, в котором великий князь был лишь первым среди равных. Киевская государственность сохраняла монархическую форму правления, но в ее структуре сложился коллегиальный высший орган власти – съезд князей, полномочный решать военно-дипломатические, законодательные и судебные дела, действуя при этом публично.

Федеративность была закреплена в 1097 году, когда съезд князей узаконил наследование по отцу – вотчинный право. Однако наследственное право на Руси XII  века еще не стало определяющим в междукняжеских отношениях.

Еще в XI веке наметилась консолидация (сближение, движение к соединению) двух социальных групп – старших дружинников и старцев градских. Они составили в XII веке еще одну высшую социальную группу бо-яр: наследственно богатых людей, сохранявших военные отряды и собственные хозяйства. Сохраняя функцию социального представительства, бояре обретали независимость от князей и при этом отстаивали свое право на участие в государственном управлении. Это нашло свое выражение в русской пословице: «Без правды боярской князь Бога гневит».

Борьба с преступностью в XI веке привела в действие «пресс вир и продаж», что в свою очередь вело к распространению ростовщичества, ускорявшего социальное расслоение – на бедных и богатых. Формировавшийся последними элитный спрос удовлетворялся ремесленниками и торговцами. Они становились лично свободными, зажиточными и вооруженными людьми, образуя средний слой общества.

Ремесленники, как и бояре, стремились расположить свое имущество за о-град-ой, защитить его, поэтому составляли население городов, бедные образовывали сельское население.

Таким образом, увеличилось число княжеств на Руси, что способствовало завершению территориально-административного деления, в котором имелось три уровня: волость (село) – пригород – город. Соотношение между этими элементами основывается на принципе «окрỳга тянет к городу». Такое территориально-административное деление является и называется естественно-историческим, т.к. порождается военно-защитными функциями города в центрально-периферийной системе размещения населения в стране.

Князь, бояре и горожане нуждались в труде и доходах сельских жителей, поэтому особенно корыстолюбивых князей с их тиунами бояре и горожане стремились изгнать. Так складывалась практика изгнания и призвания князей, в свою очередь, порождавшая договорные отношения городов с князьями.

Следовательно, наследственное право в междукняжеских отношениях данная практика нарушала и вместе с тем формировала ответственность княжеской власти. Взаимодействие князей и бояр, исход которого определяло участие горожан, было направлено на сохранение целостности общества и его производственных возможностей.

 




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Харків Дисерта
2. заданием его структуру
3. I1982 Студентка Условия труда хорошие профессиональных вредностей нет В женскую консультацию впер
4. ЗАДАНИЕ по учебной практике Для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет п
5. Модели социально-экономического развития общества на примере Японии
6. комунікаційні технології ІКТ
7. рукодействие древняя область медицины занимающаяся лечением болезней посредством ручных приемов хиру
8. 20г
9. ЛЕКЦИЯ 3 маркетинговые исследования
10. Адам Иоханн фон Крузенштерн
11. Контрольная работа- Відображення на рахунках витрат по створенню підприємства
12. Так что же такое сейсморазведка
13. Расчет электрических цепей при импульсном воздействии
14. ВАРИАНТ 5 Инструкция к вопросам 01 ~ За вопросом или незаконченным утверждением приведенными ниже следу
15. Папоротеподібні, занесені до Червоної книги України
16. Поняття і форми реалізації норм права
17. Логика динамических систе
18. Тема 14 Этика И Канта Вопросы- 1
19. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Герман Гессе Петер Каменцин
20. экономических условий