Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Художественно ~ теоретическая часть

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Содержание

   Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Художественно – теоретическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.1 Научно – исследовательский раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.2 Проектно – композиционный раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2. Конструкторско – технологическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

2.1 Описание внешнего вида модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

2.2 Выбор материалов и обоснование выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

2.3 Конструкторско – технологический раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

3. Экономическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

5. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70

   Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

 Введение

Первое упоминание слова «дизайн» встречается в эпоху Возрождения, в 16-ом веке. Тогда в одном из своих трудов итальянец К. Скьер употребил следующее выражение – «designo intero». Оно означало идею, которая родилась у художника как внушенная ему богом. Так объясняли в те времена концепцию произведения любого искусства. Достаточно быстро слово «дизайн» распространилось в Европе и довольно односторонне понималось. В 1588 году в Оксфордском словаре значилось такое определение этого слова: «Дизайн – задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».

Но, как таковой, дизайн появился гораздо позже – в 19-ом веке и был тесно связан с научно-техническим прогрессом и развитием производств. Под словом «дизайн» начали понимать, прежде всего, дизайн в промышленности – проектные работы, проектирование, воплощение инженерной мысли.

Со временем дизайн все больше стирал грани между искусством и техникой, сочетая в себе красоту и пользу. Основной интерпретацией термина «дизайн»  в 1-ой половине 20-ого века, которой пользуются и в наши дни, стало английское слово «design», означающее «инженер-конструктор» (от лат. designare – отмерять). Т.е. под дизайном понимали творческую деятельность, цель которой определять формальные качества промышленных изделий.

И действительно, современный дизайн очень многогранен в своем проявлении и давно применим не только в промышленности, но и во многих других отраслях созидательной деятельности человека.

Дизайн одежды (в том числе обуви и аксессуаров) – один из самых распространенных видов современного дизайна. Главная цель его – проектирование одежды как одной из составляющих предметной среды. Иными словами такая одежда призвана удовлетворять соответствующие духовные и материальные потребности общества. Объектом дизайна выступает вещь, необходимая человеку не только для физической потребности, но и для эстетического удовольствия.

Ведь дизайнер – это художник, ремесленник, философ. И модельер – давно востребованная во многих странах профессия, в том числе и в России. Благодаря модельерам и их искусству современная дизайнерская одежда – это разнообразие фасонов и покроев, множество индивидуальных стилей, порою самых фантастических идей и задумок, с блеском, а иногда просто гениально, воплощенных. Их одежда, как правило, создается и демонстрируется тематическими коллекциями, т.е. комплектами одежды, объединенными одной тематикой, одной творческой идеей.

Откуда же черпают вдохновение дизайнеры одежды? Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера.

Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений. Творческими источниками могут быть: произведения архитектуры, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно-прикладного искусства (стекло, металл, керамика, дерево), растительные формы; форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне — все это дает пишу для придумывания. Правда, для этого необходима постоянная профессиональная тренировка, для того чтобы мыслительный аппарат дизайнера был настроен в определенном направлении. Кристиан Диор признавался: «Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья.

Каждый дизайнер одежды пользуется своими излюбленными творческими источниками. Одни  используют народный костюм, другие — возвращаются к истории костюма. Некоторые известные дизайнеры одежды, такие как Пьер Карден (Pierre Cardin), Пако Рабанн (Paco Rabanne), Иссей Мияке (Issey Miyake), Рэи Кавакубо (Rei Kawakubo), исповедуют принцип «не оглядываться назад». Они не используют в качестве творческих источников ни исторический костюм, ни ретромоду2, ни классику, а изобретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления, новый подход к ношению одежды. Например, Пако  Рабанн с 1960-х гг. предлагает одежду из пластика, металла, стекла, пленок (рис.1).

Рис.1. Металлическое платье от Пако Рабанна

Пьер Карден вдохновлялся космической эрой 1960-х гг. и новыми материалами. Иссей Мияке, создавая одежду для всех и каждого, предложил трикотажные готовые изделия в рулонах, как ткань. Можно было отрезать себе любую готовую вещь.

Для меня источниками вдохновения являются и этнические мотивы, и потрясающие архитектурные сооружения, ручная работа, различные фактуры и даже образ жизни и мыслей интересного мне человека. Главным моим стремлением является движение к свободе, свободе человека от стереотипов и ложных убеждений.

И все эти источники вдохновения прекрасно объединились в одном стиле – стиле богемы. Это очень эклектичный стиль, совмещающий в себе свободный, не стесняющий движений крой, ручную работу, сочетание разных по расцветке и фактуре материалов, обилие аксессуаров и отсутствие границ самовыражения – ведь это стиль творческих и свободных людей.  Согласно опросам, проведенный на сайте Lookatme.ru3  на тему «Какой стиль одежды вы предпочитаете?» более 50% респондентов выбрали ответ «богемный» (рис.2).

Это означает, что в современном мире все больше людей стремится творчески подойти к созданию своего гардероба. Им надоели рамки, границы и старые убеждения, что одеваться нужно только в одном стиле. Они начинают прислушиваться к себе, а не к советам модных журналов; они ищут уникальные вещи или создают их сами. Потому что у них есть стремление – быть собой, а значит быть свободным и уникальным во всем, даже в одежде.

      Рис.2. Богемный стиль

Поэтому целью моей дипломной работы является создание коллекции женской одежды в эклектичном богемном стиле с использованием ручной работы, которая отразит мое стремление к свободе и творчеству, и найдет отклик у ценителей авторской уникальной одежды.

Рис.2 Богемный стиль

1. Художественно-теоретическая часть

1.1. Научно-исследовательский раздел

Богемный стиль: история возникновения

Художник так или иначе всегда противостоит обществу, являя собой  символ протеста как в идеологическом смысле, так и в плане внешнего облика.

Анри Мюрже. «Сцены из жизни богемы»[6]

Первым богемным творцом  по праву считают знаменитого поэта Байрона4 (рис.3). Уникальная красота его лица послужила темой для множества изображений, начиная с миниатюр и кончая парадными изваяниями. Внешнее совершенство облика было в глазах поклонников непременным атрибутом кумира, и Байрон благодаря своей красоте оправдывал культурные ожидания публики. Но, будто подтверждая известный тезис романтической эстетики, гласящий, что одухотворенная красота неизбежно связана с легкой деформацией пропорций, Байрон сочетал в своей внешности божественную красоту лица и тайный телесный недостаток – хромоту.                                                             Рис.3. Поэт Байрон

Именно благодаря Байрону сложился и поныне актуальный образ богемного поэта – романтического индивидуалиста, харизматического творца-визионера, ведущего вольный образ жизни. В первые десятилетия XIX столетия быть красивым означало быть похожим на Байрона – иметь глубокий выразительный взгляд и бледный цвет лица, культивировать меланхолию. Болезненность облика здесь уже прочитывалась как эстетическая привилегия.

Однако по-настоящему образ богемного художника оформился еще в эпоху позднего романтизма во Франции. Слово «богема» приобрело популярность в 1845 году благодаря сборнику «Сцены из жизни богемы»  Анри Мюрже5, по которой позднее была создана опера «Богема» Пуччини. В этот период и возникает богемная мода как особый стиль, включающий несколько основных вариантов. 

Слово «богема» имеет очень интересную этимологию. В 1427 году Париж был оккупирован. На этот раз не свирепыми норманнами в устрашающих рогатых шлемах, не ордами кривоногих диких всадников-гуннов, не жестокими англичанами в стальных доспехах. В городе поселилось племя, предпочитавшее жить не в домах, а под открытым небом, в кибитках -  цыгане (рис.4).

Рис.4. Цыгане

Это был народ странников, и это был воистину странный народ. Их языка никто не понимал. Они не промышляли торговлей, но в искусстве обмана превзошли признанных тогда по всей Европе купцов-хитрецов: венецианцев, евреев и даже греков. Они брались предсказывать будущее, и у них это получалось. Англичане считали, что эти смуглые пришельцы владеют тайнами египетских жрецов и явились из Египта. Потому-то по-английски и прозвали их джипси (gipsу), т.е. египетские. Но французам было известно: цыганское племя пришло с восточного края Европы, из Богемии  (Чехия). Вот и стали по-французски их звать богемцами (les bohémiens).

Первоначально термин «богема» использовался для определения стиля жизни кочующего народа. А жили цыгане совершенно неустроенной, но вместе с тем беззаботной и веселой жизнью. Впоследствии «богемой» стали называть людей творческих (и, как правило, молодых), чьи таланты еще не  востребованы обществом, а значит, заработки их случайны и мизерны. Живут они более чем скромно, зато приобщены к «высокому миру искусства».

Расцвет богемной моды в Париже начинался с пестрой карнавальной избыточности, вполне соответствующей «цыганскому» духу: молодые люди праздновали свою свободу, черпая источники вдохновения и в историческом костюме, и в творениях литературных кумиров. На улицах, в салонах и на театральных премьерах можно было наблюдать столь редкое доселе разнообразие костюмов: по свидетельству очевидца, «феминистки ходили в мужских костюмах а-ля Жорж Санд6 (George Sand); ученые дамы – в тюрбанах а-ля мадам де Сталь7. Обожатели лорда Байрона отличались нарочитой бледностью и буйными шевелюрами. Любители романов Вальтера Скотта покупали себе шотландские вещи, своим детям и женам – клетчатые юбки. Почитатели Дюма носили бархатные береты и шпаги в средневековом духе.

Рис.5. Шарль Бодлер

Романтический образ художника-бунтаря породил и другой, более сдержанный вариант богемного вкуса – глухой черный костюм с головы до пят. Впервые подобный стиль зародился среди британских денди; самым ярым его поклонником в середине XIX века был французский поэт Шарль Бодлер (Charles Baudelair) (рис.5). Черный цвет в ту эпоху символизировал отказ от земных радостей, духовность и аскетизм. В самом      простом случае черный цвет в богемных кругах означал заявку на оригинальность, нежелание следовать общепринятым стандартам.

Увлечение черным не миновало и богемных дам: не только подруги вольных художников XIX века, но и позднее французские интеллектуалки с левого берега в середине XX века облачились в черные водолазки, подражая богемному классу. Это уже воспринималось не как «отказ от гедонизма8», а скорее как претензия на утонченный строгий вкус.

Позднее черный костюм перекочевал и в гардероб академических гуманитариев, став своего рода знаком профессии. До сих пор униформа искусствоведов – черные костюмы, нередко асимметричных деконструктивных фасонов, в сочетании с оригинальными аксессуарами: так достигается искомый «утонченный, изысканный образ». Историки костюма, подбирая свои туалеты «на выход», всегда балансируют на очень тонкой грани, ибо, занимаясь одеждой, они не могут по определению быть жертвами моды. Так черный костюм обрел новый смысл: отказ от цвета при таком ракурсе подчеркивает заявку на позицию свободного критика, стоящего «над схваткой». К сходным приемам, кстати, часто прибегают и дизайнеры, которые никогда не носят вещи из собственных коллекций, а после показа появляются на поклон в чем-нибудь черном, чтобы подчеркнуть различие между художником и моделью.

Рис.6. Нищий поэт Томас Чаттертон

Уже в изначальном богемном стиле во Франции был налицо не только эстетический, но и социальный аспект: установка на программную бедность.

Не случайно знаковой фигурой для юных и необеспеченных творцов стал семнадцатилетний английский поэт Томас Чаттертон (рис.6), погибший в нищете. Классический облик бедных студентов подразумевал не только широкополые шляпы и длинные волосы, но и потертый сюртук, и живописные прорехи и пятна на износившихся блузах, и шотландские пледы, заменяющие теплые пальто. Небрежная смелость ансамбля вновь напоминала о цыганской «родословной» богемного стиля, однако смешение разнородных компонентов здесь во многом имело вынужденный характер. Эклектика богемной моды нередко возникала из необходимости, когда человек просто надевал на себя все, что было пригодно к носке в его гардеробе, – а уже позднее это стало переосмысляться как особый шик, протест против надоевших буржуазных условностей.

Как видно, основные приметы богемного стиля – увлечение старинными костюмами, черный цвет, подчеркнутая бедность облика, эклектика – сложились уже в XIX веке и затем с незначительными изменениями повторялись в истории моды.

В конце XIX века в рамках богемного стиля на волне романтического культа Средневековья развилось особое направление – «эстетический» костюм. Это было связано с прерафаэлитизмом9, а чуть позднее – с культурой европейского декаданса10 и экзотической модой в духе начала XX века, когда артистические дамы увлекались Востоком, тюрбанами, многослойными свободными одеждами и глубокими оттенками лазурного, бордового и фиолетового бархата. Красивая драпировка складок считалась делом чести. «Эстетический» костюм возник как часть женского движения за реформу платья в Англии в конце XIX века. В 1881 г. Rational Dress Society (Движение за рациональную одежду) наконец отменило обязательное ношение корсета.

Особый вариант реформированного костюма был принят в артистических кругах – группа художников и литераторов во главе с одной из писательниц романисток пропагандировали  «эстетические» платья свободного покроя с широкими проймами, пышными рукавами и высокой талией, которые носились без корсетов. Материи для этих нарядов отличались насыщенными цветовыми оттенками естественной гаммы – темно-зеленый, индиго, коричневый, – поскольку эстеты были против искусственных анилиновых красителей. На таких платьях хорошо смотрелись украшения из янтаря.

Рис.7. Богемный Оскар Уайльд

Пылким пропагандистом «эстетического» костюма был Оскар Уайльд (рис.7), сам с удовольствием практиковавший «старинный» богемный стиль. Костюмные воззрения Оскара Уайльда нередко находили воплощение в туалетах его жены Констанс. По настоянию мужа она отказалась от турнюров и корсетов, традиционных для обычных нарядов модниц того времени, и предпочитала свободные струящиеся платья  из узорчатых набивных шелков . Сохранились описания костюмов Констанс в уайльдовском вкусе: «На Констанс было греческое одеяние, сочетавшее в себе нежно-желтый цвет примулы и темно-зеленый цвет яблоневого листа» – это попытка воспроизвести античный образец, а в другой раз ее видели в большой широкополой шляпе.

Вариации на тему «эстетического» костюма до сих пор можно постоянно видеть в художественных и искусствоведческих кругах, как в России, так и на Западе. Среди интересных дизайнеров, работавших в этом русле, на первом месте стоит, разумеется, Поль Пуаре; любопытны и эскизы костюмов художника Василия Кандинского, которые он делал для своей возлюбленной в 1900-е годы. Наиболее яркий образец практического богемного стиля – «сельские» наряды обитательниц нью-йоркской Greenwich Village11 в 1920-е годы: расшитые льняные блузы, пышные юбки, серые хлопчатобумажные чулки, сандалии.

Сочетание программной бедности с демонстративным презрением к буржуазным потребительским страстям оказалось очень плодотворным для альтернативной моды. Американские битники12 1950-х дополнили образ богемных интеллектуалов кожаными куртками, джинсами и клетчатыми рабочими рубашками, что недвусмысленно свидетельствовало о левых политических взглядах. Другой традиционный мотив богемной моды, популярный в тот же период – пестрые этнические юбки, жилетки и рубахи в цыганском духе, самодельные украшения, – уже предвещал стиль хиппи семидесятых.

Не столь популярный в последующие три десятилетия, богемный стиль обрел новых последователей после мирового экономического кризиса 1998 года. Представители творческих профессий, впрочем как и обычные люди, вынуждены урезать свои расходы по всем статьям. Обновки теперь приобретают в секонд-хендах и сочетают со своим «докризисным» гардеробом. Теперь «налет бедности» не вычурный, а вынужденный. Чтобы оставаться модным, представитель богемы вручную доводит свой образ до совершенства – вышивка, аппликация, переделка старой одежды – все идет в ход.

Рис.8. Кейт Мосс

В начале 2000-х богема начинает вставать на ноги. Чуть позже появляется и первая икона современного богемного стиля – модель Кейт Мосс (рис.8). Она являет собой пример человека из мира моды, следовательно, и искусства; человека,  свободного в поведении, нравах, характере и манере одеваться. Мосс сочетает несочетаемое – кружево и кожу, смешивает вместе джинсу, замшу, набивной атлас, и все это вкупе с внутренней расслабленностью и растрепанной прической. Дизайнеры, которые и сами являются богемой, возрождают стиль, опираясь на историческое прошлое  и учитывая новые требования своих клиентов – быть творческими, беззаботными и шикарно одетыми13.               

О богеме прежней и современной

Богема - эксцентричный стиль жизни, характерный для определенной части художественной интеллигенции: прослойка между интеллигенцией и другими общественными классами, театральные, литературные круги; круг театральных и артистических деятелей, обычно ведущих образ жизни в условиях нестабильных доходов.

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона поясняет: «Богема  - интеллигентная беднота, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным» [2].

Несмотря на свое недовольство окружающим миром, богема не стремится что-то менять вокруг себя, в обществе, в котором живет, у нее нет склонности к бунту, критике, изменениям, революции. Впоследствии оказывается, что мир меняется, в том числе и благодаря богеме, ее пассивному нонконформизму, без всяких сознательных целенаправленных усилий с ее стороны, просто благодаря ее заразительному примеру и таланту.

Можно сказать, что с богемой происходит нечто подобное тому, что происходит с некоторыми произведениями искусства в истории: первоначально они могут быть никем не понятыми и не принятыми, а спустя какое – то время объявляются шедеврами, в том числе и в том обществе, которое первоначально их безапелляционно отвергало. 

Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX века – эпоху французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX века, когда новое слово европейской мысли и искусства рождалось в транснациональной богемной среде, обосновавшейся в Париже. К 1870 году сфера влияния богемы ограничивалась Латинским кварталом, затем в нее попал весь Париж. С наступлением ХХ века из явления чисто французского богема превратилась в феномен мировой культуры.                        

Люди богемы (рис.9) – люди с ярким внутренним миром и яркие внешне. Одевается богема необычно, эпатируя тем самым общество и сразу выделяясь из него. Анри Мюрже в своей книге писал, что «богема - это непременный этап в жизни каждого художника, предисловие к академии, больнице или к моргу». Т.е. богемность – некий жизненный этап, присущий некоторым людям искусства в молодости, когда свобода внутреннего мира у них сочетается со свободой действий.

                                                                                       Рис.9. Богема

Искусство для богемы – это самовыражение, но не инвестиция, если это - инвестиция, то исключительно в создаваемый образ. Если дальнейший процесс социализации проходит успешно, то богемная личность понемногу переоценивает нормы окружающей среды и начинает действовать в ожидаемой манере поведения, иногда вообще отходит от искусства. Поэтому вряд ли можно говорить о преемственности, о поколениях в богеме. Богемная личность мало реагирует на внешние факторы, такие как наличие или отсутствие покровительства, сеть распространения, возможности заработка и т. п. Богема никогда не бунтует активно. В результате любви к творчеству может возникнуть настоящий продукт художественного творчества. Для богемы процесс художественного творчества так же важен, как и результат, это - возможность выразить внутренние порывы.

В начале своего творческого пути истинный художник руководствуется исключительно своими внутренними ощущениями, невозможностью существования вне искусства. Начальная мотивация для творчества – само творчество, а не материальные ценности. Позже многие артисты отказываются от богемного образа жизни и стремятся сделать свое творчество доходным, но это потом, позже.

Примечательно, что для появления богемы необходимо наличие некоторых условий. Например, богема никогда не появляется в сельской местности, где человек очень зависим от природы и, следовательно, от общества, в котором живет и которое помогает ему существовать.

Однако условия в ходе истории человечества меняются. Постепенно появляются предпосылки к тому, что человек может выжить и в относительном одиночестве, отпадает жизненно необходимая доселе потребность существовать в обществе, которое регламентирует образ жизни каждого и контролирует его. Само общество становится более свободным. Это происходит в первую очередь в городах (рис.10). Кроме того, по мере развития средств производства человек получает возможность заботиться не только о хлебе насущном и трудиться на радость себе, а, вообще, творить свою судьбу.

Творческий процесс богемной личности не ограничен ничем: ни мнением обывателей, ни заботой о надлежащем положении в системе социальных отношений. Богемный художник мало думает о назначении своего творчества, он творит, не умея жить по-другому, это тот самый случай, когда целью процесса является, главным образом, сам процесс, а не его результат. Результат труда богемной личности не известен заранее, творчество в данном случае – жизненная необходимость, средство самореализации и самоидентификации. Богема – особый тип чувствования, внешний и внутренний мир богемы сливаются в единое целое.

          Рис.10. Студия 54 в Нью-Йорке

Несмотря на всю размытость понятия, богема обладает собственными опознавательными признаками. Среди черт, органически присущих богемной личности, можно выделить:

- особый стиль жизни, характеризующийся свободой или поиском ее границ;

- культурная просвещенность (имеется в виду не только прекрасное высшее образование, но и знания, полученные самим человеком; представители богемы были людьми крайне любопытными и заинтересованными в получении новых знаний и опыта);

- индивидуализм14;

- уверенность в том, что именно свобода творчества  занимает наивысшее место на шкале человеческих ценностей;

- демонстративно презрительное отношение ко всему, что составляет «толпу»;

- неприятие сложившихся в обществе художественной иерархии и системы литературных авторитетов, однако, это пассивный нонконформизм15;

- легкомысленность, авантюризм, театральность существования;

- независимость от материального;

- установка на оригинальность;  

- жизнь сегодняшним днем;

- как правило, молодость, пора безвестности и крайностей во всем, максимализма. 

Богемность может уходить постепенно, когда искусство из образа жизни превращается в ремесло, когда художник исходит из того, что спрос рождает предложение и начинает ориентироваться на этот спрос в своем творчестве. Происходит опредмечивание богемы, богема начинает стремиться к наличию материального в первую очередь. Технический прогресс ведет к тому, что общество все больше начинает стремиться к символически значимым вещам и это преподносится как богемный образ жизни.

С началом эпохи промышленного переворота предметы, выполненные вручную, заменяются их механическими копиями, а история искусств вытесняется историей успеха. Культура становится заложницей экономики. Сама история искусств пережила свой богемный период. Богема исчезает, когда желание быть меняется на желание иметь.

К концу XX века с богемой произошло невиданное: она срослась с буржуазией, которую отвергала и презирала, появился на первый взгляд противоестественный термин «бобо», возникший из сочетания «буржуазно-богемный» (bourgeois-bohemien). Обычные серьезные люди, увлеченные идеями порядка, строгости, морали и натуры творческие, оторванные от реальности объединились. Бобо двояки по своей сути: от богемы они взяли свободолюбивый дух, а от буржуа переняли любовь к комфорту и власти. Бобо в равной степени заботятся об умственных способностях и физической форме.

Сегодняшние творцы испытывают потребность быть услышанными, увиденными, «продаваемыми». У богемы «исторической» подобных амбиций не было. Современная псевдобогема представлена в большей степени блюстителями ритуалов, когда внешние черты, присущие богеме, например, стиль одежды или стиль жизни берутся за основу поведения, а о подлинном искусстве, которым живет богема, забывается. Богемное поведение становится игрой, а не выражением  внутренней сущности. Богемное сообщество превращается в обычную тусовку16.

Хватит этого с меня! Ведь поэзию можно черпать не только в беспутстве, мимолетных радостях и любовных увлечениях, …, не только в эксцентричной борьбе с предрассудками, которые все равно будут вечно царить на земле. Легче свергнуть монархию, чем привычку. Ходить в летнем пальто в декабре еще не значит обладать талантом, можно быть настоящим поэтом или художником и быть хорошо обутым, есть три раза в день. Что бы там ни говорили и что бы ни вытворяли, но если хочешь чего-нибудь добиться, надо идти проторенной дорогой.

Анри Мюрже. «Сцены из жизни богемы» [6].

Современный богемный стиль

Современный богемный стиль — это стиль избыточности деталей, пестроты, это причудливое эклектичное сочетание множества других стилей: хиппи, этнический стиль (цыганские, азиатские, восточные, африканские, индейские мотивы), стиль милитари. Но все же он имеет четкое деление на два основных подстиля: богемный винтаж (приложение 7) и богемный шик (приложение 1).

Основой богемного шика считаются ткани. Бархат, велюр, жаккард, вельвет, органза, шифон, трикотаж. Различные принты и вышивка по ткани добавляют неповторимости образу. Стилю присуща комбинация вещей разных фактур..

Базовые цвета (рис.11) – черный, коричневый , кремовый, бежевый, цвет слоновой кости, хаки, оливковый, бордовый, цвет вина, фиолетовый, горчичный, темно-синий.                                                                               

    Рис.11. Базовые цвета

Одежду в стиле богемного шика отличает комфорт свободного кроя и правильно подобранные облегающие силуэты. Сочетание широкого свитера и узких этнических брюк - азбука стиля. Прозрачность и пайетки в стиле бохо недопустимы. Если необходимо надеть блузку или платье, которое показывает лишнее, стоит подумать о футляре для платья или топе под блузку. 

Этнические мотивы( африканские, азиатские, восточные, индийские), цветочные и сошедшие из психоделических17 картин, винтажные рисунки и ткани в мелкий цветочек (приложение 2) - все это можно сочетать. Как раз подобные сочетания и являются отличительной особенностью богемного стиля. Но подбирать расцветки все же стоит с умом, чтобы не получить нежелаемый визуальный эффект и не перегрузить образ в целом (рис.12).

Рис.12 а, б, в. Сочетание различных этнических мотивов в одном комплекте

Для повседневного стиля (приложение 3) характерны объемные фасоны, плавные линии и натуральные оттенки. Широкие или расклешенные брюки с высокой талией, подчеркнутые ремнем, будут отлично смотреться с кашемировой водолазкой, иногда с дополнением жилета. Романтичные блузки с рюшами, воланами или объемными рукавами богемно сочетаются с вещами в мужском стиле или ультракороткими шортами. Значительными элементами являются плиссированная юбка, болеро и ниспадающая туника. Максимально богемный образ - это длинное струящееся платье с глубоким декольте или откровенным разрезом (рис.13).

  Рис.13. Струящееся платье

Одно из направлений в стиле - цыганский мотив (приложение 4). Время года, когда его можно раскрыть во всем великолепии, - лето или во время путешествий по жарким странам. Широкие платья и юбки безумных расцветок, сандалии, украшенные бахромой и бисером, обилие бус и браслетов и развевающиеся волосы от морского ветра. Только так можно быть по-настоящему свободной!

Рис.14. Обувь в богемном стиле

Обувь, подходящая для бохо , – полусапожки или ботинки коричневого, бордового или темно-зеленого цветов. Главное, чтобы они не были черными. Обувь должна быть удобной и из натуральной кожи. Шпилька и высокий каблук не приветствуются. Для летнего сезона подходит обувь на деревянной подошве, босоножки, сандалии-гладиаторы и сабо (рис.14). 

Стилю присуще некоторое излишество в аксессуарах. Но ведь именно они добавляют пикантности. Украшения (приложение 5) также должны быть базовых цветов, но привлекающие внимание. Хорошо, если они будут сложными: множество браслетов, нитей, переплетений. Этнические, винтажные или современные, они должны быть сделаны из натуральных материалов. Кость, дерево, медь, камень… Их количество может быть большим, при условии, что выполнены они в одном стиле и цветовой гамме.

Сумки (рис.15) делают образ завершенным. На каждый день лучше выбирать большие и кожаные. Сумки с бахромой, тканевые, скомбинированные с кожей, а также с деревянными ручками (приложение 6). Вечерний вариант – маленькая сумочка на длинном ремешке.      

                      Рис.15. Богемные сумки 

Шарфы – неотъемлемая часть стиля. Яркий палантин, с узором или однотонный, лучше с растительным узором или этнической расцветкой, шелковый или шерстяной. Выбирать его стоит особенно тщательно, так как он находится ближе всего к лицу. Еще один аксессуар, очки - частый спутник богемного шика. Их должно быть несколько, разных форм и оттенков. Небрежный шик всего образа подчеркивают прически. Волосы, как правило, слегка растрепаны, заплетены в косы или свободно лежат (рис.16).

Рис.16 а, б, в. Прически в богемном стиле

   

В отличие от богемного шика богемный винтаж тяготеет к более «исторической», пастельной гамме. Здесь представлены приглушенные оттенки серого, молочного, дымчато-голубого, зеленого, бежевого и черного. Ткани из хлопка, льна или шерсти, поскольку приверженцы этого подстиля выступают за экологичность и естественность во всем. Отсюда и некоторый налет небрежности в манере одеваться – часто одежда мятая.

Этому подстилю присуща многослойность, обилие рюш, вязанных элементов, кружев . И силуэт, в отличие от прямого в богемном шике, практически всегда представляет объемную, сильно расклешенную к низу трапецию.

Вообще, верхняя одежда этого подстиля выглядит достаточно объемной, но легкой, небрежной, но приятной и уютной, она не стесняет движения, позволяет почувствовать себя свободной, поэтому подходит женщинам с разными фигурами, она напоминает о бедном сословии конца XIX в и о сказке, воплощенной в жизнь взрослыми людьми (рис.17).

Рис.17 а, б, в. Винтажный богемный стиль

Поскольку на этот подстиль сильное влияние оказывает историческое прошлое, женщин носят такой элемент одежды как панталоны (рис.18). Возможно, в современном жизни они могут показаться излишне вычурными, даже лишними, но все же женщины в панталонах выглядят женственно и очень уютно.

  

                                        Рис.18 а, б, в. Панталоны

Аксессуары в богемном винтаже (приложение 8), как и силуэт, должны быть объемными. Это различные шарфы, палантины, пледы, подобно верхней одежде, обильно украшены рюшами, вязанным кружевом, тесьмой. Очень часто носят бусы и украшения, сделанные вручную.

Чтобы одеваться в богемном стиле и не превратиться в «модное пугало», нужно иметь вкус, чувство меры и быть в душе чуточку поэтом и свободным художником.

Приверженцы стиля богемы

Популярность богемного стиля сегодня связана с тем, что известные актеры, певцы и художники несут этот стиль в массы, а молодежь по всему миру изо всех сил стремится к свободе и творчеству, стремится быть оригинальной и модной!

Рис.19. Образы Кейт Мосс

Самой известной представительницей и законодательницей современного богемного шика является Кейт Мосс (рис.19). Именно в интерпретации ее стиля прослеживалась непринужденная элегантность, которой пытаются подражать многие девушки.

Хелена Бонем Картер ( Helena Bonemh Carter) (рис.20) – еще одна яркая представительница и мира искусств, поскольку свое призвание нашла в актерской деятельности, но и богемного стиля, только на сей раз винтажного. К нему она пришла не сразу, а постепенно. Повлияли и атмосфера на съемках  исторических фильмов об эпохе декаданса, и смелый стиль ее матери, и собственный бунтарский характер.                                        Рис.20.

Вот что говорит Хелена: « К моде сегодня все относятся так серьезно, что из нее под конец уходит вся свобода и веселье. Все эти безжалостные правила и тенденции приводят к тому, что женщины практически  не самовыражаются. Они становятся безликими ».

Среди мужчин найти любителей богемной жизни много, а вот любителей стиля маловато. Связано это с большей закрепощенностью мужчин в выборе одежды, даже среди творческих людей. Однако находятся смельчаки, свободные духом и сердцем, готовые выставить свою богемную душу напоказ.

Джонни Депп (Johny Depp) (рис.21) – актер, музыкант, режиссер, писатель. Он, пожалуй, самый известный представитель  богемной культуры среди актеров. Любовь к творчеству у него в крови – его предками были коренные индейцы.

                        Рис.21. Джонни Депп

        Рис.22. А. Васильев

Александр Васильев (рис.22) – известный за пределами нашей страны историк моды, декоратор, коллекционер и писатель. Помимо всего прочего является ведущим телевизионной программы о моде. Являясь модным теоретиком, свой гардероб он выверяет стилистически точно, при этом свободно сочетая в своем  образе различные фактуры, этнические мотивы и аксессуары. « Мой стиль  Бо-бо, то есть Буржуазно-богемный. Иногда немного аристократический. Шарфы стали моей визитной  карточкой в России ».

Быть внутренне и внешне свободным, творческим человеком – удел не только молодых. Пожалуй, самая известная пожилая богемная личность – это Айрис Апфель (Iris Apfel) (рис.23). Сейчас ей 90 лет. А она по-прежнему заигрывает со своим индивидуальным стилем, она по-прежнему бунтует против несвободы самовыражения.

Айрис – одна из самых экстравагантных женщин в мире. Когда-то она пробовала заниматься дизайном одежды, в итоге возглавила семейный бизнес – ткацкую фабрику, которая поставляла ткани для обивки Белого дома. Она виртуозно сочетает этнические наряды с одеждой с блошиного рынка. И получается у нее это просто потрясающе. Она единственная женщина, удостоившаяся персональной выставки в Музее истории костюма, причем выставлялись наряды из ее собственного гардероба.                                       Рис.23. Айрис Апфель

Она, пожалуй, все-таки бобо, т.е. богемная и буржуазная. Но все равно творческая, ироничная, свободная и молодая душой. Вот что Айрис говорит о себе:     « Я – самый старый тинейджер18 мира. А все эти иконы стиля слишком совершенны для меня».

Богемный стиль чем дальше  отходит от своего начала, тем больше видоизменяется. Неизменным остается лишь его характер: смелость и гармония в сочетаниях, уверенность и протест против обыденности, ирония и молодость душой. Чтобы одеваться в этом стиле нужно быть художником или поэтом, творцом, не по профессии, а по духу.

1.2. Проектно – композиционный раздел

Одежда — это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от холода и палящего солнца; от дождя и ветра; от укусов насекомых и т.д. Одежда защищает человека не только  физически от неблагоприятных климатических условий, воздействий на его тело, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту (особенно это относится к древнему костюму). Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье.

Основная функция одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды — это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — украшает человека, как и в любой вещи, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы.

С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм». Костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность.

Ансамбль (франц. ensemble - целое, совокупность; набор, комплект; костюм; вместе, сразу, в одно время) - в моде обозначает сочетание одежды и предметов, дополняющих ее, подобранных как единое художественное целое. До второй половины 50-х годов этот термин использовался лишь в узком смысле 'гарнитур' в тех случаях, когда речь шла о гармоничном подборе комплекта, состоящего из одежды, обуви, головного убора и других дополнений, связанных одной общей художественной идеей[3].

Коллекцией принято называть несколько моделей одежды различного назначения которые объединены определенной идеей, отвечают некоторой тематике, имеют похожее цветовое решение и созданы для определенного сезона (весна-лето или осень-зима). Различаются авторская дизайнерская коллекция и коллекция определённого Дома моды или фирмы, которая может создаваться несколькими дизайнерами. Коллекции могут быть созданы для двух основных линий - от-кутюр и прет-а-порте. Под коллекцией костюмов понимается завершенная в своей композиционной целостности совокупность комплектов или ансамблей одежды, объединенных общим стилистическим и художественно-тематическим замыслом. Создавая коллекцию, дизайнеру необходимо учитывать, что композиционное единство должно отличать не только коллекцию в целом, но и каждый составляющий ее костюмный ансамбль.

Формирование коллекции моделей одежды определяется условиями внешней среды, пластическими и фактурно-колористическими свойствами швейных материалов, культурно-историческими, социальными и возрастными факторами. Таким.образом, коллекция может строиться на основе самых разнообразных объединяющих отдельные костюмные ансамбли признаков, важнейшими из которых являются следующие:

1) ассортиментная группа — например, речь может идти о коллекции демисезонных пальто, коллекции вечерних платьев, мужских костюмов и т. д.;

2) возрастной признак — например, коллекция молодежной одежды, коллекция одежды для детей младшего школьного возраста и т. п.;

3) сезонность — примером может служить коллекция осенне-зимних костюмов или коллекция летних нарядов;

4) назначение — например, коллекция вечерних туалетов, коллекция повседневной деловой одежды, коллекция одежды для активного отдыха и т. д.;

5) стилевая направленность — например, коллекция одежды в фольклорном стиле (определенного этноса), коллекция классических костюмов и т. п.;

6) швейный материал — например, коллекция изделий из трикотажа, коллекция меховых изделий и т. д.;

7) образно-ассоциативный источник (образная тема) — например, коллекция костюмов, выполненных по мотивам древнерусской архитектуры, или коллекция костюмов по мотивам дикой природы Африки и т. п.

Стиль одежды — это определённая акцентированность ансамбля, продиктованная следующими признаками: возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом человека, эпохой жизни общества, национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью, образом жизни и индивидуальными особенностями.

Мода – это форма проявления культуры, это отражение действительности, проявляющееся в манере поведения, а главным образом, в одежде. Мода меняется очень часто. Мода задает определенные правила поведения и манеры одеваться, а человек, не соблюдающий эти правила, рискует прослыть «немодным». При этом существуют правила, которые никогда не выходят из моды, например, классический стиль в одежде. Можно даже сказать, что мода представляет собой некую систему знаков, при помощи которых общаются между собой разные люди. Ведь по сути своей мода не в зависимости от того, на что она направлена, персонализирует личность человека, идентифицирует ее[3].

Ниже я представляю модные тенденции сезона весна – лето 2012, которые нашли отражение в моей дипломной коллекции, основанной на философии богемного стиля.

В основном эти тенденции относятся к материалам, используемым в коллекции, которые влияют на силуэт и крой, относятся к выбору той или иной отделки. Потому что от этого зависит внешний вид представляемой модели, соответствено это влияет на композиционный цент и другие композиционные приемы. А так же влияет на процент ручного труда при изготовлении данного комплекта одежды.

Этника - в этом  сезоне «поиграть в индейцев» или же примерить на себя наряд в стиле мексиканского национального костюма нам предлагают и Proenza Schouler, и Anna Sui, и даже относительно консервативный Burberry. Из всего многообразия принтов хочется выделить пейсли, именно его использовала в своей летней коллекции Stella McCartney (рис.24).

Рис. 24 а, б, в. Тенденция - этника

Материал – кожа (рис.25). Традиционно одним из главных летних материалов считается демократичный деним, но в новом сезоне его потеснила кожа, именно из нее выполнены брюки-скинни, костюмы и летние куртки. Это зимой в фаворе был цветной мех, поэтому неудивительно, что грядущим летом на пике популярности цветная кожа: синяя под деним, конфетно-розовая, ярко-желтая или же бледно-зеленая, - световой спектр самый разнообразный. Так же широко используется в этом сезоне и замша, особенно цветная или даже с принтом. Из нее были изготовлены платья, брюки и различные аксессуары.

Рис. 25 а, б, в. Тенденция - кожа

Декор – вышивка, аппликация, камни (рис.26). В новом сезоне дизайнеры уделили декору не меньше внимания, чем силуэтам. Вышивка украшает не только одежду, но и обувь, а пайетки и сияющие камни красуются даже на купальниках.

Рис. 26 а, б, в. Тенденция - аппликация, вышивка

Подобный декор использовался дизайнерами в коллекциях haute couture.

Кружево (рис.27). Из декоративного элемента кружево в новом сезоне снова преобразуется в основной материал. Такую тенденцию мы уже неоднократно наблюдали в сегменте haute couture, теперь же его перенимает и ready to wear. Черные и бордовые кружевные платья в пол - для вечерних выходов, коктейльные мини-платья - для клубных вечеринок, кружевные летние пальто и юбки-карандаши простого силуэта - для официальных встреч.

Рис. 27 а, б, в. Тенденция - кружево

Все эти приемы в одежде нужно использовать грамотно и со вкусом, чтобы не нарушить гармонию – композицию ансамбля.

Композиция костюма

Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.

В первую очередь воспринимается общая форма одежды, затем – цвет и составные элементы формы, и лишь в последнюю очередь детали и подробности. Форма изделия оказывает сильное психологическое воздействие. Так, прямоугольные формы всегда подразумевают стабильность, рациональность и деловитость. Овал и круг олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость и легкость. Треугольные формы изделия – это ощущение движения, динамики, легкомыслия, романтики.

Внешнюю выразительность формы изделия создает ряд ее свойств: геометрические характеристики, конструкция и конструктивные членения, масса, цвет и фактура поверхности.

Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.

Средства композиции

Целостность. Важным принципом придания костюму целостности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам — контраста, нюанса или подобия. Неделимость, наличие конструктивной объединяющей идеи, связь и взаимная согласованность всех элементов- все это создает целостность композиции.

Контраст— это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала.

Нюанс — своего рода переходная величина от контраста к подобию. Нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме.

Подобие — повторение в костюме элемента, который встречается в различных вариациях.

Наличие композиционного центра. Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) в решении композиции модели, разделяются на два вида: главные, т.е. формообразующие (объемная форма с контурными очертаниями лифа, рукавов, юбки, брюк и т. д.) и декоративно-конструктивные компоненты (декоративные отделки, фурнитура и украшения).

Ритм - закономерное чередование, повторение, последовательное изменение сопоставимых элементов. Ритм существует во всех видах искусства: в музыке это сочетание звуков, в поэзии — чередование рифм, в архитектуре и прикладном искусстве — разнообразное повторение и чередование форм или их свойств на плоскости или в пространстве.

Ритм сообщает композиции динамичное развитие, причем для создания выразительного ритмического движения большое значение имеют не только характер и размещение элементов, но и их количество. Ритмическая организация появляется в том случае, если происходит чередование не менее трех элементов.

Симметрия и асимметрия. Очень действенные композиционные средства, определяющие статичность и динамичность костюма, — это симметрия и асимметрия. Симметрия во всех ее видах утверждает идею полного равновесия и устойчивости, а значит и статики. В том случае, когда основным приемом организации формы становится асимметрия, которая может проявиться в характере силуэта, в конструктивной основе, в тоновом и цветовом расположении пятен, в использовании материалов с различными фактурами, в размещении декора и т. д., композиция приобретает динамичность и напряженность.

При проектировании костюма очень важно найти верное соотношение статичности и динамичности в композиции. Тождественная мера, или одинаковость, и того и другого в одном изделии может вызвать противоречие в прочтении идеи, привести к утрате целостности и выразительности.

Большое значение при проектировании одежды имеют знание возможностей статики и динамики и умение пользоваться ими как основными средствами композиции, помогающими организовать форму современного костюма для различных функций и видов деятельности человека, а также влияющими на образное звучание композиции в целом.

Композиция цвета

Цвет — самое сильное средство в композиции костюма. Недаром смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма.

Теплые и светлые цвета обладают свойством как увеличивать форму, а холодные и темные – ее уменьшают. Плотные фигуры в изделиях холодного темного цвета будут казаться меньше, а изделия светлого теплого тона будут зрительно увеличивать форму. Следует отметить, что белый цвет всегда зрительно увеличивает форму, а черный – предельно ее уменьшает.

Так как светлые, насыщенные, теплые цвета способствуют увеличению размеров тела, поэтому их не следует применять для полных женщин, особенно в тех ее частях, к размерам которых не следует привлекать внимания.  Наоборот, детали темных холодных цветов, расположенные вверху и внизу светлого изделия, подчеркивают высоту.

На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета.

Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные - с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине - холодные (синий, голубой, фиолетовый).

Монохромные - цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого. Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).

Родственно-контрастные цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.

Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.Чем больше цвета отличаются, друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.

            Рис.28. Цветовая тенденция от Pantone сезона весна – лето 2012

В своей коллекции я использовала родственно-контрастные цвета для основных материалов – оливковый, светлый и темный оттенки серого, приглушенный черный, неяркий пурпурный. Во-первых, эти цвета являются модными в этом сезоне (рис.28), во-вторых, они являются основными для выбранного мною богемного стиля. А для аппликации и аксессуаров я использовала насыщенные оттенки бирюзового, лайма, цвета индиго и фуксии, для того чтобы сделать коллекцию более выразительной и подчеркнуть ее динамичность и молодежную направленность.


2. Конструкторско – технологическая часть

2.1. Описание внешнего вида модели

Плащ женский, замшевый, подойдет как для повседневной носки, так и для торжественных случаев. Предназначен для девушек и женщин от 18 до 30 лет. Плащ трапецевидного силуэта, длинной до колен, без застежки, с поясом из боковых швов. Имеет цельнокроеный рукав на полочке и спинке. На рукаве имеет декоративный шов и кулиску. Плащ без подкладки, без воротника, борта украшены декоративной перфорацией, а полочка и спинка – аппликациями.

Рекомендуемые размеры от 40 до 46 (рис.29). 

Рис. 29

2.2. Выбор материалов и обоснование выбора

К швейным изделиям предъявляется комплекс некоторых требований, первые обусловлены взаимодействием и контактом одежды и человека в процессе носки швейных изделий, а вторые - взаимодействием одежды с орудиями труда и рабочей силы, организацией труда в потоке.

К потребительским требованиям относятся функциональные, экономические, эстетические, экологические, социального назначения, надежности и безопасности потребления. Промышленные требования включают в себя конструктивные, технологические, экономические и стандартизацию.

Рассматриваемый мною комплект относится скорее к нарядной одежде, но так же может быть и в повседневной жизни, так как грань между нарядной и повседневной одеждой сейчас несколько размыта.

Основным материалом моей коллекции является натуральная замша, ее же я использую для изготовления плаща. Сам материал сейчас применяется как в повседневной одежде, так и для нарядов к торжественным случаям. Материал благородный, достаточно тонкий, чтобы драпироваться (свиная кожа), но сложный в обработке и дорогой. Но ведь одежда для торжественных случаев - это чаще всего дорогостоящая одежда и цена на нее впрямую зависит от затраты на ее производства. К уникальным моделям разрабатывают специальные дорогостоящие материалы, используется ручная отделка, как в моем изделие.

Таблица 1

Характеристика предлагаемых материалов

Наименование материала

Волокнистый состав

Расцветка

Переплетение

Ширина

Поверхностная плотность г/м2

1.

Материал верха: велюр одежный

-

Цветная

-

100дм

410г/м2

2.

Отделочный материал: велюр одежный

-

Цветная

-

50дм

410г/м2

3.

Нитки

х/б №60

Серые

-

-

-

Таблица 2

Технологические свойства тканей

Наименование материала

Скольжение ткани

Сопротивляемость резанию

Раздвижка нитей в швах

Осыпаемость ткани

Усадка

Повреждение нитей иглой

Пластичность

Велюр одежный19

-

Высокая сопротивляемость

-

-

-

Возможна прорубаемость материала иглой

Пластичен

Таблица 3

Механические свойства тканей

Наименование материала

Прочность на разрыв

Удлинение или растяжимость

Сминаемость

Драпируемость

Износостойкость

Велюр одежный

Прочный

-

-

Драпируется

Износостойкий

Таблица 4

Гигиенические свойства тканей

Наименование материала

Гигроскопичность

Водоупорность

Воздухопроницаемость

Паропроницаемость

Теплозащитность

Пылеемкость

Электризуемость

Велюр одежный

Гигроскопичен

Водоупорен

-

-

Теплозащитен

Пылеемок

-

2.3. Конструкторско – технологический раздел

Для разработки чертежа конструкции платья была выбрана немецкая методика построения «JANSEN RUDIGER». Эта методика отличается легкостью расчетов и быстротой построения, но при этом отличается очень хорошей посадкой на фигуру.

Разработка конструкции основных деталей проектируемой модели

Таблица 5

Исходные данные для проектирования основного чертежа конструкции изделия

по ОСТ

Наименование размерного признака

Условное обозначение

Величина, см

1

Рост

Р

170

8

Обхват груди третий

Ог3

 88

9

Обхват талии

От

 64

10

Обхват бедер

Об

 94

16

Ширина плечевого ската

Шп

    13,5

20

Высота груди

Вг

 27

21

Длина талии спереди

Дтп

 45

26

Расстояние от талии до точки основания шеи сзади

Дтс1

 41

Таблица 6

Построение чертежей базовой конструкции (БК) изделия

Наименование участка

Обозначение

Расчетная формула

Показатели расчета

Положение линии груди

А-В

А-В=1/10Ог3+12

20.8

Положение линии талии

А-С

А-С=Дтс1

41,0

Положение линии бедер

A-D

A-D=А-С+20

61,0

Положение линии низа

А-Е

А-Е=Ди(по модели)

Отведение средней линии спинки

С-Са

D-Da

Е-Еа

С-Са=2,0

D-Da=2,0

Е-Еа=2,0

Const

Const

Const

Ширина спинки

Ва-F

Ва-F=1/8Ог3+6,0

17,0

Ширина проймы

F-H

F-H=1/8Ог3

11,0

Ширина полочки

H-J

H-J=1/4Ог3-2,5

19,5

Ширина изделия по линии груди

Ba-J

Ba-J=Сг3+3,5

47,5

Положение вершины бокового шва

F-G

G-H

F-G=1/2H-f+1,0

G-H=1/2H-f-1,0

 6,5

 4,5

Положение вспомогательной точки К

J-K

J-К=1/10 Ог3+1,0

 9,8

Положение вершины горловины полочки

M-N

M-N=Дтп2-1,0

44,0

Положение выступающей точки грудных желез

N-Y

N-Y=Вг2

27,0

Ширина горловины спинки

A-L

A-L=1/6 Ог3-0,5

 6,8

Отведение средней линии полочки

P-Q

P-Q+1/10 Сг3-1,0

 3,4

Ширина горловины полочки

Q-R

Q-R=A-L

 6,8

Глубина горловины полочки

Qa-S

Qa-S=Q-R+1

 7 ,8

Ширина плеча полочки

R-T

R-T=Шп

13,5

Контрольная надсечка

Н-AE

3,0

Const

Сумма вытачек по талии

∑В

∑В=W-Ca-(Ст+Пт)

∑В∙ 0,3

∑В∙ 0,3

∑В∙ 0,4

10,0

 3,0

 3,0

 4,0

Баланс изделия по бедрам

((Сб+2,0)-Ва-J)/2

   2,75

 

(чертеж 1)

Конструктивные прибавки определяются в зависимости от моды, вида одежды, ее покроя, силуэта и модели.

Таблица 7

Конструктивные прибавки

Наименование прибавки

Условное обозначение

Абсолютные величины, см.

1

2

3

4

Рекомендуемая

Принятая

Прибавка по груди

Пг

4,5…10,0

4,5

Прибавка по ширине горловины

Пшг

0,5…1,0

1

Прибавка на свободу проймы

Пспр

1,5…2,0

1,5

Прибавка по талии

Пт

3

3

Прибавка по бедрам

Пб

1,0…3,5

3,5

Чертеж 1. Базовая конструкция изделия

Разработка модельных особенностей, построение ИМК

(чертеж 2)

Построение чертежей шаблонов(лекал) деталей изделия.

(чертеж 3)

Таблица 8

Расчет величин технологических припусков

Места припус-ков

Величина припусков на:

Общая величина припусков

Соеди-ни-тель-ные швы

Крае-вые швы

Подгиб-ку

Уработ-ку

Обмелку, обрезку

Примечания

1

2

3

4

5

6

8

9

Боковые швы

1,5см

-

-

-

0,2см

-

1,7см

Плечевые швы

1,5см

-

-

-

0,2см

-

1,7см

Шов соединения обтачки горловины, проймы с изделием

1,0см

-

-

-

-

-

1,0см

Низ изделия

-

1,5см

-

-

0,2см

-

1,7см

Имк изделия


Шаблоны


Таблица 9

Спецификация лекал и деталей кроя.

Наименование детали

Количество

Примечания

лекал

деталей

1

2

3

4

Полочка цельнокроеная с рукавом

1

2

-

Спинка цельнокроеная с рукавом

1

2

-

Пояс

1

2

-

Выбор режимов обработки и оборудования.

Необходимо выбирать наиболее прогрессивные методы обработки, обеспечивающие высокое качество изготовления изделий при малой затрате времени. Оценку выбранных методов обработки можно дать, сравнивая данные проекта с данными на действующих фабриках по затрате времени, по качеству, которое может быть обеспечено при данных методах обработки и применяемом оборудовании, повышению уровня механизации и автоматизации проектируемого потока и по облегчению условий труда рабочих и др. Выбор методов обработки производится по каждому узлу изделия. Для одного-двух узлов нужно дать расчет снижения затрат времени на обработку данного узла по сравнению с фабричным. Для этого составляется последовательность обработки узла по неделимым операциям существующими методами и проектируемыми с указанием разряда, специальности и затраты времени по каждой неделимой операции. Аналогично определяют снижение затраты времени и повышение производительности труда по всему изделию.


3. Экономическая часть

В этом разделе составлена калькуляция затрат на обработку и изготовление коллекции. Она включает в себя определение постоянных и переменных
расходов и оформлена в виде таблиц.

Таблица 10

Затраты на материалы и покупные изделия для проведения дизайнерской и конструкторской разработок


п/п

Наименование

Расход

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1

Карандаши (м, тм, т)

1 уп

 40,0

  40,0

2

Ластик

1 шт

   8,0

    8,0

3

Фломастеры цветные

2 уп

200,0

400,0

4

Бумага офисная

1 уп

 85,0

   85,0

5

Краски «гуашь»

1 уп

250,0

250,0

6

Кисти

2 шт

 60,0

120,0

7

Линейка 30 см

1 шт

 20,0

  20,0

9

Ножницы

1 шт

120,0

120,0

10

Пенокартон для ламинирования

2 шт

520,0

1040,0

11

Калька

1 рулон

100,0

100,0

13

Журнал «Burda»

2 шт

160,0

 320,0

Итого: 2503,0руб                                                                                                                                     

Таблица 11

Затраты на оплату труда за проведение дизайнерской и конструкторской разработок


п/п

Этап работы

Время
(час)

Стоимость 1 часа
работы (руб.)

Зарплата
(руб.)

1

Ознакомление с современными тенденциями моды

2

120,0

  240,0

2

Поиск идей

4

120,0

  480,0

3

Разработка эскизов

10

120,0

1 200,0

4

Подбор материалов

6

120,0

  840,0

Окончание таблицы 11

5

Конструкторские разработки

4

90,0

360,0

6

Изготовление лекал

4

90,0

360,0

7

Пошив макетов основных изделий

7

90,0

630,0

8

Подгонка по фигуре

4

90,0

360,0

Итого:                                                                                                                                         4470,0руб.

Расчет затрат на изготовление коллекции.

Таблица 12

Расчет стоимости основных материалов

(ткань верха, подкладочная ткань)

№ п/п

Наименование материала

Расход (м)

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

1

Велюр натуральный (серый)

6,0

650,0

3900,0

2

Велюр натуральный (пурпурный)

6,0

650,0

3900,0

3

Велюр натуральный (бирюзовый)

1,5

650,0

 975,0

4

Велюр натуральный (лайм)

1,5

650,0

 975,0

5

Платьевая (розовая)

3,0

400,0

1200,0

6

Платьевая ( с принтом)

3.0

850,0

2550,0

7

Сорочечная (синяя)

1.0

200,0

 200,0

8

Замша искусственная (оливковая)

3,0

500,0

1500,0

Итого:                                                                                                                                        15200,0 руб.

Таблица 13

Расчет стоимости вспомогательных материалов и фурнитуры

№ п/п

Наименование

Расход

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

1

Нитки

6 шт

20,0

120,0

2

Молния потайная

1 шт

25,0

 25,0

8

Булавки портновские

1 уп

150,0

150,0

Окончание таблицы 13

11

Иглы ручные

1 уп

40,0

 40,0

12

Иглы машинные

2 уп

85,0

170,0

Итого:                                                                                                                                         505,0руб.

Транспортно-заготовительные расходы составляют 10% от стоимости материалов: (15200,0+505,0)*0,1 = 1570,5 руб.

Таблица 14

              Расчет заработной платы за изготовление коллекции                                     


п/п

Наименование операций

Время
выполнения (час)

Разряд
работы

Ч.т.с.
(руб.)

Заработная плата (руб.)

1

Декатировка ткани

1

2

40,0

 40,0

2

Раскрой

6

4

55,0

360,0

3

Смётывание

7

2

40,0

280,0

4

Примерка

2

2

40,0

 80,0

5

Стачивание вытачек; стачивание и
обмётывание рельефов, боковых,
плечевых, средних, локтевых швов

5

3

48,0

240,0

6

Стачивание воротников и мелких деталей

3

4

55,0

165,0

7

Втачивание воротников и рукавов

1

4

55,0

 55,0

8

Втачивание молний

1

4

55,0

 55,0

9

Притачивание декоративных элементов (рюши, воланы, фактура)

8

2

40,0

320,0

10

Обработка низов изделия

4

3

48,0

192,0

11

ВТО (окончательное и межоперационное)

4

3

48,0

192,0

Итого:                                                                                                                                        1979,0руб.

Дополнительная заработная плата, связанная с оплатой отпусков и выполнением государственных обязанностей составляет 10% от основной – 197,9
руб. Начисления на заработную плату составляют 30,2% от фонда заработной
платы – (1979,0 + 197,9)*0.302 = 657,42руб.

Стоимость технологического топлива

Затраты на силовую энергию рассчитываются по формуле:

Сэп.с. = Wуст. * п * Т * Ки * Ц;

Где: Wуст – мощность оборудования – швейная машина: 0,6 кВт/час;

                                                                     утюг: 0,24 кВт/час;

п – количество оборудования – 2;

Т – время фактической работы (час) – 42;

Ки – коэффициент полезного использования оборудования – 0,9;

Ц – цена 1 кВт/часа электроэнергии – 3,80 руб.

Сэп.с. = (0,6+0,24)*42*0,9*3,8 = 120,65 руб.

Затраты на тепловую энергию рассчитываются по формуле:

Сэн. тепл. = Wуст. * Т * Ц;

Где: Wуст.  – мощность тепловых установок – 0,25 кВт/ч;

Т – время работы установок – 8ч;

Ц – цена пара – 4 руб.

Сэн. тепл.  = 0,25*8*4 = 8 руб.

Таблица 15

Калькуляция на изготовление коллекции


п/п

Статьи затрат

Сумма (руб.)

1

Основные материалы

15200,0

2

Вспомогательные материалы

   505,0

3

Транспортно – заготовительные расходы

 1570,5

4

Топливо и энергия

     120,65

5

Зарплата основная производственных рабочих

 2176,9

6

Начисления на заработную плату

     657,42

7

Итого переменных расходов

  20230,47

Окончание таблицы 15

8

Постоянные расходы

6973

9

Полная себестоимость

  27203,47

10

Прибыль (30%)

  13601,73

11

Цена реализации

 40805,2

Цена реализации коллекции с предприятия составит 40805,2руб.

НДС = 40805,2*18% =7344,9 руб.

Цена реализации с учетом НДС: 40805,2+7344,9 = 48150,13 руб.

 


4. Заключение

В ходе работы над  дипломом я глубже узнала историю выбранного мною богемного стиля, проанализировала его актуальность в современном мире, установила те факторы, которые влияют на создание цельной и гармоничной коллекции одежды.

В современном мире человек хочет одеваться не просто модно, но еще и уникально. Он хочет одеваться не только для того, чтобы подчеркнуть свой социальный статус, но и для того, чтобы выразить себя, свое образ жизни и вечное стремление к свободе. Поэтому я разработала коллекцию в богемном стиле в соответствии с современными модными тенденциями, а сделать ее уникальной и неповторимой мне помог такой прием, как использование ручной работы – кожаное кружево и бахрома, вырезанные вручную, аппликации и т.д.

А поскольку эклектичный стиль богемы и ручная работа сейчас востребованы как никогда, то этот факт позволяет сделать вывод, что данная коллекция непременно найдет своего покупателя.


5. Список использованной литературы

1. Бабаджанов С.Г., Доможиров Ю.А., Экономика предприятия легкой промышленности, Академия.- М. – 2001

2. Гусейнов Г.М. и др., Композиция костюма, Рипол. – М. – 2003

3. Пармон Ф.М., Композиция костюма, Легпромбытиздат – М.- 1997

4. Першина Л.Ф., Петрова С.В., Технология швейного производства – М. – 2004

5. Вайнштейн Ольга, О костюмах бунтарей, художников, эстетов и денди, Наша Газета – Антракт.- М. – 2012 – №9 – С.13

2010

6. Мюрже Анри, Сцены из жизни богемы, АЗБУКА-Классика.- М. – 2008

7. Султанова А. Н. Богема: история и социокультурное значение, Молодой ученый. – М. — 2011. — №6. Т.1. — С. 186-189

8. http://antrakt.ng.ru/kolonki/2010-02-12/9_boheme.html

9. http://kulturologia.ru/23674/o_bogeme

10. http://style.com

11. http://burda.com 


Приложение 1. Богемный шик

Рис. 1,2,3,4. Roberto Cavalli

Рис. 5,6,7,8. Kenzo

Приложение 2. Этнические мотивы в богемном стиле

Рис.3.4,5. Kenzo

Рис.1,2. Anna Sui

Риc.9,10. Balmain

Риc.6,7,8. Etro


Приложение 3. Повседневный богемный стиль

Рис.1,2,3,4,5,6,7,8. Isabel Marant


Приложение 4. Цыганский стиль

Рис.1,2.3.4. Emilio Pucci

Рис.5,6,7,8. D&G


Приложение 5. Украшение в стиле «богемный шик»


Приложение 6. Сумки в стиле «богемный шик»

     

  


Приложение 7. Богемный винтаж

Приложение 8. Сумки в стиле «богемный винтаж»

Приложение 9. Мои работы


Нормоконтроль

Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Библиография________ наименований.

Количество страниц________

Отпечатано в 1 (одном) экземпляре, копия работы на электронном носителе.

«_____» _____________2012 г.

Подпись        _____________ (Ф.И.О.)________________________

                                    

Нормоконтролер _____________ Щербакова С.В.

                                      (подпись)

2 Ретромода – мода на одежду разных периодов 20 века

3 Lookatme.ru – самый посещаемый портал о моде, искусстве, музыке и о современной жизни

4 Джордж Гордон Байрон (George Gordon Byron) – английский писатель и поэт-романтик 19 века

5 Анри Мюрже – французский писатель конца 19 в., первый ввел в употребление термин «богема»

6 Жорж Санд – французская писательница, феминистка

7 Мадам де Сталь –  французская баронесса и писательница

8 Гедонизм – учение об удовольствии как о высшем благе и цели жизни

9 Прерафаэлитизм – движение 1850-х г. в поэзии и живописи против академических традиций и слепого подражания классике

10 Декаданс  – явление в искусстве конца 19 в. – начала 20 в., характеризующееся настроениями уныния, пессимизма, безнадежности, субъективизмом и символизмом

11 Greenwich Village – Гринвич Виллидж – жилой район в Нью-Йорке, в конце 20 в. являвшийся пристанищем для богемы и радикальных политических деятелей

12 Битники – представители «Разбитого поколения» середины 20 в., т.е. поэты, музыканты, творившие в условиях нищеты и безнравственности

13 Вайнштейн Ольга, «О костюмах бунтарей, художников, эстетов и дэнди», 2012, Наша Газета-Антракт №9

14 Индивидуализм – мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость исповедует принцип «полагаться на самого себя»

15 Нонконформизм - стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе

16 : Султанова А. Н., «Богема: история и социокультурное значение», Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 186-189.

17 Психоделические картины – т.е. картины, содержащие графику, «расширяющую и изменяющую» сознание

18 Тинейджер (teenager) – на американский манер, подросток в возрастном промежутке от 13 до 19 лет.

19 Велюр одежный - кожа из свиной шкуры хромового дубления, полученная шлифованием лицевой поверхности или бахтормы (поверхность выдубленной кожи, противоположная лицевой поверхности). Лицевая сторона имеет бархатистый вид, густой ровный ворс.




1. Ревизор Валерий Худящев Постановочный план пьесы Н
2. коэффициент учитывающий плановый рост производства труда и равен 105 2
3. Реферат на тему- Процесс принятия управленческого решения
4. Тема 11 Развитие буржуазного государства в США в XXв
5. модульного контролю для студентів 3 курсу фармацевтичного факультету з навчальної дисципліни rdquo;Гігієна
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук Київ 2002 Д
7. тематизированные данные о научноисследовательской работе описывает состояние научнотехнической проблемы
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора філософських наук Київ 1999 Д
9. Соединяет предложения или члены предложения выражая противопоставление сопоставление
10. Ложные друзья переводчика
11. МОДУЛЬ 9 УЧЕТ РАСЧЕТОВ УЭ ~ 1 Учет расчетов Раздел 1 Общие положения и задачи учета расчет
12. На тему- Компьютерные методы проектирования и исполнения рекламной печатной продукции
13. ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В 60 70х гг
14.  Литературный обзор 1
15. Почему а аргументы отвечают- Потому что
16. Основные разделы и технико-экономические показатели производственной программы
17. Реферат- Логика как наука о мышлении
18. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11 Создание макросов в EXCEL Цель работы
19. Лабораторна робота 2 типи та Особливості кострукції паяльників Мета роботи- вивчити типи особливості
20. 28 Состояние потока автомобилей и условия движения на дороге характеризуются уровнем удобства движения явл