Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
21. Симфоническое и фортепианное творчество Балакирева.
Черты стиля. Ведущее значение в его творчестве сыграли народно-жанровое и живописно-колористическое начала. Своих музыкально-эстетических убеждений никогда не менял. Был страстным поклонником Глинки. В мировоззренческих взглядах прошел сложную эволюцию от нигилизма к духовности, от атеизма к религиозности. Создал православные песнопения «Херувимская», «Достойно есть». Как артист и педагог, дирижер и пианист раскрылся в 60-е годы. Конец 60-начало 70-х - творческий кризис. С 1883 года в течение 10 лет возглавляет Придворную певческую капеллу. Среди «кучкистов» выделяется приверженностью к симфонической, а не оперной музыке.
Симфоническое творчество. Характерные черты. Тяготение к симфонизму жанрово-картинного типа. Программность - характерная черта симфонизма Балакирева. Преобладание тематизма народно-песенного и народно-танцевального склада, частое использование народных мелодий. Развитие изобразительной стороны музыки, блестящее мастерство звукописи. Большое значение вариационности, взаимодействие вариационных и мотивно-разработочных методов развития. Красочность гармонии и инструментовки.
Центральное место в наследии Балакирева заняли крупные одночастные симфонические произведения увертюры и поэмы. «Увертюра на темы трех русских песен» - типичный образец балакиревского симфонизма: народно-жанровый склад музыки, народная тематика, сочетание сонатности и вариационности, конкретно-характерные черты оркестровой фактуры. Использовал песни «Во поле береза стояла», «Во пиру была» и былинные напев «Что не белая береза к земле клонится».
По совету В.В. Стасова сочиняет увертюру (сонатная форма) и четыре антракта к трагедии Шекспира «Король Лир». Принцип обобщенного программного симфонизма.
Симфоническая поэма «Тамара» один из первых примеров литературной программности в русской классической музыке. В произведении ярко проявляются романтические черты, картинность, живописность музыкального языка. Глубоким и тонким оказалось постижение Балакиревым особенностей восточной народной музыки. Вариационность - основной принцип развития. В произведении наблюдается образно-жанровая трансформация тем, используются черты сквозной драматургии в связи с программным замыслом. Форма сонатного аллегро. В центральном разделе использовал наброски раннего сочинения «Лезгинка».
Симфоническая картина «1000 лет» («Русь»). Завершена в 1884 г. Свободная форма. Использованы три русские песни, олицетворяющие «три элемента нашей истории». Языческий период характеризуется свадебной песней «Не было ветру». Песня «Подойду, подойду под Иван-город» воплощает «московский уклад». Напев «Катенька веселая» - образ казацкой вольницы.
Фортепианное творчество. Балакирев - один из основоположников русской концертной фортепианной музыки. Фантазия «Исламей» близка в образном содержании и в отношении выразительных средств симфоническим произведениям Балакирева жанрово-картинного типа. «Исламей» - название кабардинской народной пляски. Другие крупные фортепианные сочинения Балакирева концертно-виртуозного плана транскрипции, фантазия на темы из оперы «Иван Сусанин», Соната си-бемоль минор, Концерт ми-бемоль мажор, камерно-лирические миниатюры.
В жанре романса преобладает созерцательная лирика, картины природы, восточные мотивы. Основные жанры: лирический монолог, картинно-описательный и национально-характерный романс. Напевная мелодия с элементами декламационности - основной тип вокальной партии. «Песня разбойника» (слова А.В. Кольцова), «Песня Селима» (слова М.Ю. Лермонтова из поэмы «Измаил-бей»).
Для более углублённого прочтения рекомендую следующие ссылки:
http://jenyabril.livejournal.com/39007.html
https://sites.google.com/site/hisofrusmus/hisofrusmus3