Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 9: Древнегреческая философия
Вопрос 1: Космоцентризм античной философии и основные этапы ее развития
Древнегреческая культура сформировала собственные идеалы, нормы и ценности жизни, а также свои способы познания, общения и обучения. Для Древней Греции было характерно публичное обсуждение проблем повседневной жизни на городских площадях, произносилось множество речей. Если в Египте и Вавилоне элементы арифметики и геометрии имели вид чисто опытных знаний и правил, то древние греки уже начали строить соответствующие теории и изобрели способы дедуктивного умозаключения. Древние греки стали обозначать на письме не только согласные звуки, но и гласные. Стали писать слева - направо и число знаков было сокращено на каждый звук.
В Греции в отличие от Востока между знаком и предметом было утрачено сходство.
В древнегреческой культуре складывается рационалистический дух в отличие от иррационалистического на Востоке. Античность отличалась от Востока тем, что здесь знали, что люди не равны.
В античности появилась гражданственность и благодаря этому эллинская демократия.
Специфической чертой древнегреческой философии является стремление поменять сущность природы и космоса в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало. Для ранних греков характерно стихийная динамика мышления и рассматривает космос как непрерывное целое. Философия космоцентрична.
Основные этапы развития философского сознания:
период ранней античной философии (VII-VI в. До н.эр.). милетская школа(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр); Пифагор, Гераклит, Парминид)
период расцвета античной философии (V-IV в .до.н.эр.) (Демокрит, Протагор(школа софистов), Сократ, Платон, Аристотель)
закат античной философии (2-ая половина IV до н.эр.-Iв) Философия утрачивает свой творческий характер. Древнегреческая культура растет вширь и распространяется и на Запад в Рим( школы киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков) и на Восток;
период упадка античной философии и зарождение христианства (I-VI вв)
Вопрос 2: Ранняя греческая философия
Фалес был 1из7 мудрецов, учился у др.греч. мудрецов. Установил времена равноденствия, открыл годовое движение солнца на фоне звезд, определил продолжительность года, 365 дней и разделил на 12 месяцев, первый из мыслителей, который предсказал солнечное затмение 28 мая 585.Фалес вписал треугольник в круг, установил равенство углов треугольника, предпринимал опыты разобраться в строении вселенной, говорил, что все возникло из воды, все вещества возникают из воды и, разрушаясь, в нее же превращаются. Источники воды питают небесное светило, солнце во время дождя возвращается на землю, а из земли опять появляется источники в виде воды. Фалес считал, что земля держится на воде.
Анаксимандр считал, что все состоит из апейрона, обладающего свойствами бесконечности, вневременности, вечности. Первый картограф, утверждал, что земля имеет форму цилиндра, который лежит в центре шаровидного космоса.
Анаксимен принимал за первооснову воздух, ввел идею о процессе разряжения и сужения по средством которого из воздуха появляется все вещества. Душа из воздуха, огонь - разряженный воздух, сгущают воздух превращается в воду, потом в земля, потом в камень и в вечном движений воздуха и есть причина всего существующего.
Гераклит в качестве первоосновы видел огонь, мир, по его мнению, -упорядоченный космос, до и бесконечен, не создан ни богами ни людьми, а всегда был есть и будет вечным обмен который закономерно воспламеняется и потухает. Гераклит - стихийный материалист и наивный диалектик исходил из того что все абсолютно изменчиво: все течет все изменяется. Гераклит считал в мире существует единство, образующееся сочетанием противоположностей. На ряду с идеей изменчивости мира в учении Гераклита содержится так же понятия, законы предопределения или судьбы. Душа-смесь огня и воды.
Пифагор, в отличии от натуралистических философских представлений милетцев, Гераклита о физических первоосновах мира, настаивал на том что все в мире состоит из чисел, весь мир построен на основе числовых пропорции и геометрических формул. В качестве главного мирового закона - принцип гармонии. Числа у пифагорейцев:
1 существует у всех вещей
2 нечто вещественное, материальное
3 числа принимают геометрически пространственные образы
4 числа священны, божественны и обладают таинственными силами.
Священным числом была 1.Пифагорейцы разработали систему мира, состоящую из 10 сфер. Все 10 сфер, в том числе земля, вращались вокруг некой точки(огня),находящейся в центре вселенной.они первыми отказались от геоцентрической точки зрения на мир.
Парменид входил в число пифагорического союза. Заслуга-введение понятия бытия в философии. Бытие - субстанция, которая неделима и неподвержена отвергая изменчивость бытия в мире ничего не изменяется, т.е.
Парменид ставит 2 проблемы:
1) отношение бытия и небытия - бытие есть, небытия нет
2) отношение бытия и мышления - мышление и бытие это одно и то же.
Вопрос 3: Период рассвета древнегреческой философии
Демокрит считается основателем атомостического течения (все состоит из атомов) пустоты, которая находится между ними. Атомы все неодинаковы, они отличаются по весу, положению, форме. Атомы движутся и сцепляются друг с другом, т.о. образуются тела.
Все движения тел обусловлены строгой необходимостью. Всевозможные колебания атомов образуют материальную вселенную. Существует очень много миров, одни их них разрастаются, а другие разрушаются. Каждый мир имеет свое начало и конец. При столкновении миров меньший мир может быть разрушен большим миром. Из маленьких, шаровидных атомов состоит огонь и душа, причем жизнь возникает из столкновения атомов. Движение живых тел обеспечивается огненными атомами. (Прим. Это же надо так обкуриться)
Душа чем-то схожа с действиями огня и теплоты. Душа шарообразна и поэтому она может беспрепятственно проходить через другие тела, т.е. душа означает и дыхание, и жизнь, и движение тела. Тело никак не может быть темницей для души. Душа смертна и гибнет вместе с телом. Человеческие способности восприятия и мышления аналогичны физическим процессам, т.е. атомостическое образование теории ощущений Демокрит связывал с ролью осязания. Восприятие процесс истечения атомов от чувственно воспринимаемых нами вещей. Работа органов чувств обусловлена движением атомов, которые различаются по форме и размерам. Демокрит не соглашался с софистами в их отрицании не приходящих ценностей. Он считал, что ценности существуют и выделял 3:
-- истина
-- справедливость
-- честность
Высшее благо для человека заключается в гармонии, невозмутимости и твердости души. Демокрит был сторонником демократии. Жители обязаны следовать закону, но и государство должно заботиться о народе и, прежде всего, о бедных.
Софисты.
Сначала слово софист не носило отрицательного оттенка и было равнозначно слову наставник.
Софисты учили детей из богатых семей, чтобы они могли становиться участниками судебных процессов. Их учили: публичной речи, играть на предрассудках, искусству споров. Но мудрость софистов не всегда была подлинной, часто их интересовала не истина сама по себе, а выгода от нужного положения. Поэтому слово «софист» приобрело негативное значение. Главный постулат философии софистов (Протагор) «Человек есть мера всех вещей»:
1 все в мире относительно
2 мера относительности человек
3 представление, знание идеалы человека тоже относительны.
В этике и теории софисты руководствуются субъективным мнением, т.е. объективная истина отрицается софистами. Софистами очень часто использовались особые логические ухищрения, которые назвали софизмы.
Сократ подверг критике многие положения школы софистов. Спор нужен не ради спора, а ради достижения истины, и понятие, являющееся главным компонентами знания не должны быть противоречивыми. «Познай самого себя» Объективное знание общее для всех, оно не зависит от мнений человека, но знание невозможно принести из вне, оно рождается в душе, сознании человека.
Майевтина метод Сократа. С помощью иронии, наводящих вопросов в диалоге надо было подвести собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения, а затем подводить человека к открытию, рождению истины.
После ответа на поставленный вопрос, задается дополнительный с целью отыскания логического противоречия, затем вносилась поправка и это противоречие снималось. И так шло до полного выяснения сущности понятия. Сущностью человека Сократ считал душу. Душа разум.
Существуют основные 3 благодетели:
Умеренность знание того, как обуздать страсть
Храбрость знание того, как преодолеть опасность
Справедливость знание того, как соблюдать божественные и человеческие законы.
Сократ выделил 5 форм политической власти:
Монархия
Тирания
Аристократия (самый лучший)
Плутократия
Демократия (самый худший)
Философия Платона связывается с его теорией идей. По Платону каждая вещь имеет свою сущность и прообраз. Идея эйдос. Идея Платона не просто субъективные, умственные представления человека, они существуют объективно, т.е. СМИ по себе. Идеи существуют вечно, т.е. не рождаются и не умирают. Количество их ограничено, хотя и очень велико. Вместе идеи образуют особый, идеальный мир, который называют сверхъестественным, метафизическим. Он находится выше, чем обычный мир.
Антология (наука о бытие)предполагает наличие 2-х миров (физического и метафизического).
Мир людей подлинное бытие, оно воспринимается только разумом, а мир чувственных вещей мир становления.
Идеальный мир имеет сложную иерархическую структуру. Высшие идеи благо, ниже двойственность, на следующих уровнях существуют различные другие идеи.
Человек состоит из души и тела. Важнейший долг человека забота о душе, т.е. её очищение.
Душа человека имеет 2 основных начала:
-- разумное
-- неразумное
А) страстное (яростное) начало
Б) Чувственно- вожделеющее начало
Какое начало души более развито таков и человек по своим способностям.
3 группы людей:
1) правители философы (способны созерцать)
2) воины (мужество и отвага)
3) работники
Не признавал демократии.
Душа за период странствий из тела в тело много раз прикасается с физическим и идеальным миром.
Аристотель работал и сочинял работы по физике, логике, психологии. Он раскрыл логическую природу доказательства в форме силлогизма.
Силлогизм доказательство, в котором из 2 посылок, больше и меньше, с помощью среднего термина, делится заключение.
В своём учении о бытие Аристотель ведущую роль отводит форме, т.е. бытие определяется по своим материальным и формальным признакам и свойствам. Материальные признаки выражают значение возможности и формально выражает бытие в действительности.
Аристотель выделил 4вида причинной связи в природе:
2222222 вещи по Аристотелю соединение сущности или форма, как активного начала и материи как пассивного. Представления о мире у Аристотеля строятся на основе механистических принципов понимания природы. Аристотель выделил 3 вида движения в природе:
У каждого предмета 3 состояния:
1. неподвижность
2. естественное движение (самодвижущиеся предметы)
3. искусственное движение
Каждая вещь стремится к порядку. Идеалом является совершенное состояние космоса в форме большого, конечного размера, шара. Шар делится:
В совершенном состоянии у каждой преум. есть своё место, пр-ва и кот. Оно стремится. Стремление к своему месту осущ-ся либо к центру (вниз) центром в этой системе является земля, либо от него вверх.
В подлунном мире происходят постоянные изменения. В надлунном мире царит постоянство и нерушимость. Пространство по Аристотелю место. Природа не терпит пустоты. Пространство конечно, ограничено, неоднородно, есть центр.
Время мера движения. Мера круговорот равномерного движения. Картина мира основывалась на 22222222 вечности движения, отрицание возможности эволюции космоса и его возникновения во времени, положение о вечности и неизменности. Познанием управляет душа. Аристотель отрицает 22222222222 и субъективный идеализм и что объективное познание возможно. Обыкновенное познание чувственное и рациональное. Обсуждая соц-политич проблемы, Аристотель обращает внимание на необходимость добродеятельной жизни в соответствии с этическими нормами. Учение о добродетеле строится на принципе меры («» золотая середина).
Формы гос устройства:
НЕ_ПО_НЯТ_НО!!!!!!!!!!!
Вопрос 4: Период заката и упадка античной философии
Школы кийников, скептиков, эпикурийцев, стойков.
Основоположником кийнизма является Антисфен. Антисфен испытал душевный кризис, стал призирать всё, что ценил раньше, стал выставлять напоказ бедность, весь антисоциальный образ жизни. Порвал со всеми правилами нормы морали. Он демонстрировал естественный уклад жизни, не должно быть ни государства, ни частной собственности, ни брака, ни религии. Протестовал против роскоши и наслаждения. Главное личная свобода, достигнуть ее можно любой ценой, вплоть до отказа от жизни. Жизненное кредо разрушить всё, на чем держится общество.
Скептики. Пиррон. Скепсис колебание, неуверенность в чем-либо, сомнение в достоверности знания. Скептицизм может быть полным или частичным. Полный вообще отрицание всякого достоверности знания, частичный отрицание достоверности какого-либо знания. Отношение скептиков к возможности разума переносилось и на отношение к жизни, т.е. жизнь была лишена всякой ценности.
Эпикурейцы. Главная ценность жизни наслаждение плата, которую нужно извлекать из всей жизни. Страх перед прирородными катаклизмами. Страх перед богом. Страх перед смертью. Человек радостное существо.
Стойки основоположник Зенон. Главная роль добродетель, воля, находящаяся в согласовании с природой. Здоровье, счастье, богатство не должны приниматься в расчет.
Сенека человек должен всю жизнь бороться с ленью и рассеянностью, найти своё место в жизни и оставаться самим собой, стремиться к самосовершенствованию, не стремиться к лишнему.
Марк Аврелий призывал к добродетельной жизни, придерживаться строгих принципов, утверждал равенство людей по рождению.