Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

судьбоносных парламентских и президентских выборов 19992000 годов

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

РОССИЯ НА ПОРОГЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИЛИ ФРАГМЕНТАЦИЯ? (о политическом сознании в России)^ ©1999 г. Г.Дилигенский

Идейно-политическая дифференциация российского общества, ее динамика - один из важнейших факторов и компонентов социально-политического развития страны и в ближайшем и в более отдаленном будущем. Естественно, что исследование этой дифференциации занимает одно из центральных мест в проблематике отечественной политической науки. Столь же естественно, что интерес к ней еще более возрастает в канун "судьбоносных" парламентских и президентских выборов 1999-2000 годов. Представляется, что довольно значительный опыт исследования данной проблемы, накопленный за последние годы, требует какого-то осмысления и обобщения. В данной статье я не ставлю своей задачей сколько-нибудь исчерпывающий обзор и анализ соответствующих работ: мне хотелось бы главным образом обсудить лишь некоторые теоретико-методологические проблемы, возникающие (но не всегда четко осознаваемые) в ходе исследования, попытаться на этой основе в какой-то степени "структурировать" его проблематику и соотнести между собой наиболее существенные выводы опубликованных работ и обзоров эмпирических (опросных) данных, что, возможно, позволит несколько прояснить отображенную ими достаточно сложную и противоречивую картину идейно-политического облика российского общества.

ЗАТОРМОЖЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Первая из такого рода проблем связана, на мой взгляд, со смыслом-самого понятия "идейно-политическая дифференциация" и его применимостью к условиям сегодняшней России. Суть ее можно описать следующим образом. В процессе перестройки и постперестроечных реформ в России сформировался конституционный порядок, по своим формальным признакам более или менее аналогичный тому, который давно уже утвердился в странах представительной демократии.

ДИЛИГЕНСКИИ Герман Германович, главный редактор "МЭ и МО", профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований ИМЭМО РАН.

' Статья подготовлена в рамках проекта № 97-63-04138 РГНФ.

И здесь и там существуют свободные выборы органов власти, многопартийность и свобода прессы, идейно-политический плюрализм и публичная политическая конкуренция. Все это побуждает российских политологов применять при анализе политической дифференциации без особой коррекции методы, выработанные западной политической наукой. В необходимости опоры на ее опыт вряд ли могут быть какие-то сомнения. Нельзя, однако, не учитывать, что на Западе эмпирическое и теоретическое исследование политической дифференциации общества началось в период, когда все эти демократические институты давно уже сложились и укоренились, образовали прочную опору господствующей политической культуры и вместе с тем институциональную ^

почву идейно-политической дифференциации. В современной же России такая почва отсутствует, демократические институты и демократическая культура находятся в лучшем случае на одной из начальных стадий своего генезиса. Эта ее специфика нередко недостаточно учитывается, а некоторыми авторами начисто отрицается. "Консерваторы и реформаторы, либералы и социалисты, - пишет, например, А.Б. Зубов, - являются постоянными коллективными агентами политического процесса. Сегодняшнее российское

общество в этом отношении вполне подобно ^

французскому, английскому или американскому (курсив мой - Г.Д.).

Подход к идейно-политической дифференциации в России как к анализу западных реалий отражается и в концепциях конкретных исследований.

Показателен в этом отношении пример статьи Г. Голосова, посвященной межпартийной конкуренции на думских выборах 1995 г. Используя оригинальный метод анализа эмпирических данных (сопоставление электората и "субэлектората" партий), автор убедительно анализирует эффективность пропагандистской тактики партий

О связи западных исследований политического поведения с итогами процесса демократизации в период "модерна" см. Данливи П. Политическое поведение: институциональный и демократический подходы. В кн. Политическая наука. Новые направления. М 1999, с. 283. ^ Зубов А.Б. Границы разломов и уровни единства в сегодняшней России: уроки социологического исследования. Полития, № 2(8), 1998, с. 95.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 9 1999

66

во время предвыборной кампании. Но называет он эту пропагандистскую тактику "идеологической стратегией", фактически принимая в качестве "единиц анализа", с одной стороны, идеологически ориентированных избирателей ("левых", "правых", "националистов"), а с другой - обладающие определенными, четко дифференцированными идеологическими платформами партии. Думается, что оба эти допущения нуждаются в доказательстве так же, как нуждается в нем и постулируемый автором процесс выбора избирателями партий, соответствующих их идеологической ориентации. Во всяком случае в эту картину никак не вписываются приводимые автором данные об избирателях, в той или иной мере одновременно симпатизирующих партиям с прямо противоположными "идеологическими" ориентациями - "левой" КПРФ и

либеральному "Яблоку" или правой ЛДПР. Ниже мы еще вернемся к этому кругу вопросов.

Важнейшей особенностью того фона или социального контекста, в котором в России развертываются процессы политической дифференциации, является далеко зашедшая деинституциона-

лизация общества^. Она не равнозначна ситуации тотального хаоса (или "смуты"), полного отсутствия каких-либо сложившихся и относительно устойчивых структур экономических и политических отношений. Напротив, как отмечают многие исследователи, далеко не все, что происходит в России, можно свести к феноменам "переходности", к незавершенным структурообразующим процессам; за фасадом всеобщей неустойчивости, "текучести" кристаллизуются и своеобразная разновидность рыночной экономики, и система власти бизнес-бюрократических элит, основанная на патрон-клиентских отношениях, и "правила" межгрупповой внутриэлитной конкуренции.

Деинституционализация выражается в дис-функциональности государственной власти, особенно ее законодательной и правоохранительной функций, в отсутствии реального разделения властей (законодательной и исполнительной, центральной и региональной), подменяемого постоянным "перетягиванием каната", в слабости центральной власти, в отсутствии сколько-нибудь последовательной политической стратегии государства и даже ясно осознанных стратегических альтернатив, в фактической множественности режимов власти (более или менее соблюдаемый после кризиса 1993 г. конституционный порядок на федеральном уровне, авторитарные режимы в ряде регионов), в стабилизации нелегитимных,

ДИЛИГЕНСКИЙ криминальных форм хозяйственной и государст-

^ Голосов Г. Идеологическое развитие партий и поля межпартийной конкуренции на думских выборах 1995 г. (МЭиМО, 1999, № 3).

^ См. подробнее. Дилигенский Г.Г. Политическая институ-ционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты (МЭиМО, 1997, № 7, 8).

венно-управленческой деятельности. Но, пожалуй, наиболее существенное проявление деин-ституционализации - отсутствие в российском обществе легитимных "правил игры" - единой идейно-ценностной и нормативной системы, которая позволяла бы гражданам ориентировать свое поведение, или соглашаясь (полностью или частично) с той системой, или - в случае частичного или полного несогласия с ней - противопоставлять ей альтернативные системы норм и ценностей.

Более или менее четкая идейно-политическая дифференциация общества может осуществиться только на основе определенного отношения различных групп людей к существующей институциональной системе и к ориентации (стратегическим приоритетам) действующей в рамках этой-си-стемы политической власти. Это отношение может включать как социетальный консенсус по поводу определенных "базовых" принципов общественного устройства, так и стремление к изменению, коррекции или оптимизации практического воплощения этих принципов, альтернативные позиции по поводу конкретных актуальных проблем функционирования и развития общества -позиций, собственно, и определяющих линии идейно-политического размежевания. Без той "точки отсчета", которую представляют собой более или менее понимаемые общественным сознанием институциональная система и реальные или эвентуальные варианты ее политической практики, невозможна и идейно-политическая дифференциация. Но именно эта "точка отсчета" отсутствует или крайне слабо выражена в российском обществе.

Разумеется, и в обществах с развитой демократической институциональной системой идейно-политическая дифференциация не означает тотальной "идеологизации" граждан, четкого распределения их политических позиций по определенным идеологическим квартирам". По наблюдению американских политологов, "идеологическое мышление в США осталось исключением из правила"^ Тем не менее именно "идеологические сигналы", поступающие от соперничающих политических сил являются для рядовых граждан

^ По данным эмпирического исследования "силовые методы в качестве нормального (обычного) элемента вплелись в ткань российских хозяйственных отношений, ... отношения организованного насилия ... рутинизируются... Формируется гибкая система неформальных связей государственных и окологосударствеиных органов с криминальным миром, своего рода государственно-уголовный паритет" (Радаев В.В., некоторые институциональные условия формирования российских рынков. Социологический журнал, 1998, 3/4, с. 84, 89).

^ Паппи Ф.Х. Политическое поведение: мыслящие избиратели и многопартийные системы. В кн.: Политическая наука: новые направления, с. 271.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 9 1999

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИЛИ ФРАГМЕНТАЦИЯ?

67

необходимым средством ориентации и самоопределения в политическом пространстве. Так, схема "левые-правые" рассматривается как "механизм упрощения, который служит в первую очередь для обеспечения функции ориентации индивидов и функции коммуникации в политической системе"^. Ниже я коснусь вопроса о том, в какой мере обеспечены такими "идеологическими сигналами" рядовые россияне.

Как показывают данные опросов российского общественного мнения, утвердившийся в нем доминирующий политический приоритет, главное требование, предъявляемое рм к государственно-политической сфере, не вписывается в рамки каких-либо альтернативных идеологических парадигм. Это - требование преодоления анархии, восстановления порядка в обществе. Так, в рейтинге ценностей россиян, составленном В. Лапки-ным и В. Пантиным на основании опросов Фонда "Общественное мнение", ценность порядка занимает одно из высших мест, превосходя по доле разделяющих ее респондентов (57%) ценности денег, справедливости, гуманизма, социальных прав личности, равенства, демократии, патриотизма. Эта ценность объединяет самые различные социальные слои - самых бедных (61%) и самых богатых (55%), предпринимателей (58%) и рабочих (62%), имеющих начальное (38%) и высшее образование (55%)^.

Требование порядка, представляя собой естественную реакцию на деинституционализацию, образует основу специфического для России негативного политического консенсуса, отличного от характерного для демократических стран консенсуса по поводу утвердившихся в них базовых принципов общественно-политического устройства. Питающая его потребность в работающих институтах в принципе а-(или до-)идеологична, ибо она носит чисто инструментальный характер и не затрагивает альтернативных целей или приоритетов общественного развития. Российское общество вопреки популярному образу - это не просто витязь на распутье, но витязь на распутье и на охромевшем коне: прежде чем ехать по выбранному пути, надо обеспечить средство передвижения.

Приоритет порядка является фактором, тормозящим идейно-политическое размежевание общества, в то время, как консенсус по поводу принципов демократического общественного устройства стимулирует такое размежевание: само функционирование демократической институциональной

^ Fuchs D., Klingeman H.-D. The Lift-Right Scheme: Theoretical framework. In: Continuitioes in Political Actions. Berlin, 1990, p. 205.

^ Лапкин B.B., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека. В кн. Человек в переходном обществе. М., 1998, с. 29-31.

системы включает в качестве своего органического компонента выбор между альтернативными политическими курсами и решениями. И если в российском обществе существуют разногласия по поводу того, каким должен быть столь желанный порядок (демократическим, авторитарным и т.п.), то стремление к установлению хоть какого-то порядка в значительной степени отводит на задний план эти разногласия.

Авторы, исходящие из предпосылки о наличии в российском обществе сложившихся идейно-политических ориентаций, часто недостаточно учитывают (или не учитывают вовсе) такого важного условия их дифференциации, каким является необходимый минимум всеобще доступных общественно-политических знаний. Например, знаний о том, чем конкретно различаются идейно-ценностные и, главное, практические ориентации различных политических сил. Между тем можно утверждать, что крайний дефицит знаний о собственном обществе, происходящих к нем процессах, о возможных, определяющих вектор его развития политических альтернативах составляет одну из важнейших особенностей российского общественного сознания. Сознания как Шссового, так и профессионально-политического, "элитарного". Опыт всех российских правительств при всем разнообразии их персонального состава - от либеральных реформаторов до традиционных советских хозяйственников - "государственников", - как и опыт парламентской законодательной деятельности, -выявил неспособность "политического класса" к выработке стратегии, отвечающей объективной ситуации, сложившейся в стране. Что же касается рядовых россиян, то они живут в условиях идейно-ценностного и информационно-когнитивного вакуума.

К сожалению, информационные и когнитивные потребности населения весьма мало изучаются отечественной эмпирической социологией. Некоторое представление об их интенсивности дает проведенное автором при содействии ВЦИОМ эмпирическое исследование ментальности жителей крупных городов, основанное на серии углубленных интервью^. Хотя такой тип исследования не обладает качеством квантитативной репрезентативности, полученные данные позволяют по меньшей мере сформулировать довольно правдоподобную гипотезу: данная, очевидно, наиболее информированная в силу условий урбанистической среды группа населения испытывает чувство бессилия понять смысл происходящего в обществе, особенно в его политической сфере. Причем это бессилие респонденты объясняют не только качеством информации, но и отсутствием

^ Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца 90-х: генезис постсоветского сознания. М ИМЭМО, 1998.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 9 1999

68

ДИЛИГЕНСКИИ

смысла в действиях политической элиты. Приведем некоторые характерные высказывания:

"Сейчас практически никто ничего не понимает".

 ... не могу пользоваться никакой информацией, вся информация неизвестно какая. А самому ничего не выяснить". "Люди недостаточно информированы". "Сейчас я даже не знаю, как устроено государство".

"Если бы кто-нибудь в этой стране знал, что должно быть на самом деле, мы бы сразу туда и пошли. Мы ведь топчемся, сделаем шаг вперед, два назад. И неизвестно, куда мы больше идем. Мельтешение какое-то".

"Архитектор, который лепит эту страну, по-моему, сам не знает, чего он хочет вылепить".

Подобное состояние осознанного незнания общественно-политической сферы, взаимосвязанного с ощущением ее неструктурированности, алогичности, бессмысленности, весьма остро ставит вопрос об адекватности распространенных методов социологического исследования массовых идейно-политических ориентаций и их дифференциации. Чаще всего эти методы сводятся к выяснению отношения респондентов к тем или иным ценностным абстракциям и идеологемам (демократия, социализм, капитализм, реформы, права человека и т.д., и т.п.) и соотдесению их ценностных предпочтений с предпочтениями электоральными (голосованием или намерением голосовать за того или иного кандидата в президенты или партию и их сравнительной оценкой).

Возникает вопрос: каким образом рядовой россиянин может соотносить смысл абстрактных ценностей с той социально-политической действительностью, которую он воспринимает как бессмысленную, недоступную пониманию и формировать исходя из этих ценностей свой политический выбор? Иными словами, как ценностное сознание коррелируется и коррелируется ли оно вообще с политическим выбором и политическим поведением? Очевидно, что без наличия той или иной степени такой корреляции вообще не приходится говорить о каких-либо идейно-политических ориентациях. Как, например, можно обосновать постулируемое во многих работах размежевание российского общества на сторонников и

противников продолжения реформ^, если не только рядовые граждане, но и профессиональные экономисты и политологи вряд ли могут с уверенностью сказать, какие реформы проводились, проводятся или предположительно будут проводиться в России после того, как была разрушена командно-административная система (ди-

^ ^Прекратить или продолжать реформы? - стандартный вопрос, фигурирующий в опросах ВЦИОМ.

рективное планирование, централизованное распределение ресурсов, государственное регулирование цен и т.д.), осуществлена массированная приватизация и введен формально-демократический конституционный порядок? Если неизвестно, что именно предполагается остановить или продолжать, респонденты, отвечая на этот вопрос, очевидно, вкладывают в свои ответы, совсем не тот смысл, который подразумевается в его формулировке.

Подобные теоретико-методологические и практически-методические вопросы, очевидно, требуют значительно большего внимания к когнитивио-пси-хологической и мотивационно-психологической составляющим политической дифференциации российского общества и политического поведения его граждан. Одни лишь традиционные социологические методы, использующие абстрактно-символические понятия в качестве самодостаточных характеристик сознания индивидуальных и социальных субъектов и пренебрегающие имплицитным психологическим смыслом этих понятий, вряд ли могут - при всей их необходимости - дать адекватную картину этой дифференциации.

МЕХАНИЗМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Для уяснения содержания и развитости в российском обществе различающихся между собой идейно-политических ориентаций стоит хотя бы кратко и предельно обобщенно напомнить о выявленных наукой факторах и механизмах их формирования.

В качестве основы типологии таких факторов и механизмов, на мой взгляд, могут быть использованы четыре типа действий, выделенных М. Вебером (хотя политическая ориентация не всегда выражается в каком-либо активном действии, она может рассматриваться как основа политического поведения, например, электорального и, следовательно, в определенном смысле соотносится с веберовскими категориями). Соответственно политическая ориентация может быть целе-рздирнальной, то есть мотивироваться трезвым расчетом, интересом; ценностно-рациональной, тоже подчиненной рациональному расчету, но направляемому не прагматическим материальным интересом, а идеологическими установками субъекта; его личностной идентификацией с идеологической платформой определенной политической силы, лидера или общественного движения. Политическое поведение может также направляться главным образом эмоциями (веберовское аффективное действие) и быть в соответствии с классификацией немецкого социолога привычным, то есть диктоваться традиционным стереотипом, укоренившимся в определенной социальной среде.

Понятно, что каждый из этих типов поведения может проявляться и в более или менее чистом

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 9 1999

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИЛИ ФРАГМЕНТАЦИЯ?

69

виде, или - что бывает гораздо чаще - сочетаться у одного и того же индивидуального или группового субъекта с другими типами (например, человек, поддерживающий какую-либо партию по идеологическим мотивам, может в то же время рассчитывать, что ее приход к власти улучшит его положение, его позиция может быть также эмоционально окрашенной и соответствовать

1 ^

традициям его среды).

Очевидно, что основой более или менее устойчивых 'пoлитичecкиx ориентаций могут быть главным образом оба рациональных и привычный типы поведения. Аффективный тип, если он является для данного субъекта доминирующим, может порождать только неустойчивое, изменчивое поведение, выражающее реакцию на актуальную ситуацию или податливость тому или иному внешнему влиянию (пропагандистскому, личности политического лидера, политического события и т.д., и т.п.).

В какой мере названные типы политического поведения представлены в современной российской действительности?

Наибольшую сложность представляет та часть этого вопроса, которая относится к рациональному политическому поведению. Здесь сразу же возникают значительные трудности, связанные с выделением критериев рациональности, применимых именно к политическому поведению и ориентациям, да и само понятие рациональности далеко не однозначно: в послевеберианской научной мысли оно подверглось различным интерпретациям и значительной дифференциации.

Определенную методологическую помощь здесь может оказать политологическая концепция рационального выбора, перекочевавшая в политическую науку из политэкономии и в определенной мере развивающая теорию Бебера. По-

12

Веберовская типология построена на основе мотивации действия. Автором данной статьи ранее была предложена когнитивная типология социально-политических представлений, основанная на типе познания, и используемого субъектом политического сознания и действия: миф, стихийно-рациональное, рефлективное познание, не предполагающее собственной познавательной активности инертное поведение (Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.. 1996, с. 5463). К этой типологии близка предложенная Р. Громовой: она выделяет рациональное, мифологическое и аполитичное сознание (Громова Р. К типологии политического сознания россиян. ВЦИОМ, Мониторинг, 1999, № 2, с 11-16). Можно констатировать взаимосвязь обоих способов типологизации (поскольку мотивы взаимосвязаны со знаниями): целера-циональное действие совпадает с рациональными когнитивными типами, ценностно-рациональное может быть мифологическим по пониманию целей политики и рациональным по избираемым средствам их достижения. Эмоциональные реакции могут испытывать влияние как мифологических, так и рациональных (но не осмысленных рационально самим субъектом) представлений; привычное поведение совпадает с познавательной инертностью (или аполитичностью).

литологи и политические социологи, создавшие эту концепцию, выработали "понимание гражданина как существа целенаправленного и инструментально мотивированного"^. Конкуренция с иными парадигмами политического поведения (культурологической, социально-психологической, психоаналитической) и научная критика теории рационального выбора привели к уточнению ее исходных тезисов, в частности к попыткам определить условия - в рамках которых она способна объяснять реальные процессы.

Важнейшим из таких условий является доступность информации: как отмечается в одной из новейших работ, "при доступности информации люди более способны к расчетам, предписываемым теорией рационального выбора, чем когда последствия принимаемых ими решений неизвестны или известны лишь приблизительно". Другое условие относится к институциональным предпосылкам рационального политического поведения: оно возможно лишь тогда, "когда установлены идентичности и цели акторов, а правила взаимодействия между ними точны и известны им самим. Если цели акторов теряют определенность, а правила взаимодействия становятся переменчивы и неточны, то применять теорию рационального выбора становится труднее"^. Понятно, что осознание массовым актором политических целей, соответствующих его интересам, прямо зависит от первого условия - его информированности о возможных политических альтернативах, а правила взаимодействия между такими акторами и субъектами политики действуют лишь в том случае, если они институционализированы, то есть твердо установлены, общеизвестны и социально легитимированы.

Нетрудно убедиться в том, что существующие в России "фоновые" условия - деинституционали-зация, когнитивно-информационный и ценностный вакуум - крайне ограничивают возможности осознания социальных интересов, социальной идентичности людей и, следовательно, рационального политического поведения и выбора. Вместе с тем вывод об отсутствии каких бы то ни было рациональных начал в политическом сознании и поведении российских граждан, об его иррациональном характере был бы явным искажением действительности.

Во-первых, иррациональные мотивы - слепая вера в харизматического лидера или в идеологические мифы, - как показывает вся постсоветская

Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: общие проблемы, в кн. Политическая наука: новые направления. С. 236.

^Tsehelis G. Nasted Games: Rational Choice in Comparative Political science. University of California, 1990. Цит. по: Цебе-лис Дж. В защиту теории рационального выбора. В кн. Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М., 1997; с. 66, 67.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 9  1999

ДИЛИГЕНСКИЙ

история России, не является доминирующим мотивом в массовом политическом поведении. Во-вторых, наиболее "судьбоносные" решения, которые приходилось принимать российским избирателям, были скорее рациональны. Это относится прежде всего к президентским выборам 1996 г.: победа Ельцина, как почти единодушно признают отечественные аналитики, объяснялась не позитивным восприятием избирателями личности президента, но принятой ими теорией "наименьшего зла", то есть своего рода "негативной рациональностью". Кстати, теория рационального выбора вовсе не предполагает полностью рационального поведения, она лишь утверждает, что "люди стараются вести себя в соответствии с ее (теории - Г.Д.) предписаниями". Вопрос, который будет нас интересовать в дальнейшем, состоит в том, как рационалистические тенденции политического сознания и поведения, ограниченные информационной и институциональной средой российского общества, соотносятся с его идейно-политической дифференциацией.

Разумеется, способы (рациональные или нерациональные) определения политического выбора сами по себе не обусловливают всецело содержания этого выбора, то есть позиции акторов по главным вопросам экономического и политического устройства и политического курса страны. Эти позиции в конечном счете отражают объективную, хотя и ограниченную индетерминиро-ванность человеческого действия вообще, действия политического в частности. Как справедливо отмечает К.С. Гаджиев, "монополия, монизм, отсутствие свободы выбора противоречат самой

природе человека". На уровне социетальном и политическом выбор стимулируется неоднородностью потребностей различных индивидов и социальных групп, возможностью различного определения ими "предметов" этих потребностей и способов их удовлетворения, их воплощения в различных ценностных ориентациях и политических целях, причем эти разнонаправленные тенденции политического мышления и действия выражаются как в соперничающих течениях общестенно-политической мысли и политических платформах, так и в стихийном массовом поведении по отношению к социальным институтам. Содержание вопросов, разделяющих общество, определяется конкретно-историческими характеристиками его экономики, социальных и политических отношений, а особенности исторического развития каждого общества придают некоторым из этих вопросов относительно устойчивый, традиционный характер.

Классик французской политологии М. Дювер-же констатировал биполярный характер тенден-

ций общественного мнения по всем крупным фундаментальным проблемам и анализировал политический плюрализм современных обществ как взаимное наложение различных дуальных оппозиций. Опираясь на эту методологию, К.Г. Хо-лодковский выделил и обстоятельно исследовал четыре линии размежевания ("кливажа") политического выбора, традиционных для российского общества, и их модифицированные формы, образующие основу его современной идейно-политической дифференциации. Это выбор между модернизацией и традиционализмом, авторитаризмом и демократией, элитарностью и социальностью (социальной справедливостью), западничеством и самобытностью (почвенничеством)^. Соглашаясь с этими выводами, я хотел бы уяснить, в каких - когнитивных, ценностных и институциональных -формах проявляются названные размежевания и насколько эти формы способствуют или препятствуют становлению устойчивых и развитых идейно-политических ориентаций.

Хорошо известно, что идейно-политические ориентации общественного мнения (или массового сознания) не вырабатываются стихийно им самим, но возникают в результате распределения индивидуальных и групповых симпатий между различными комплексами целей и ценностей, предлагаемыми политической и интеллектуальной элитой. Для того, чтобы эти цели и ценности вошли в сознание граждан, они должны приобрести качество социальных представлений, "объективирующих" ценностно-идеологические и политические понятия, превращающие их в символы определенных реалий, конкретной социально-политической практики. Если, например, какая-либо политическая партия в одной из западных стран выдвигает лозунги социальной справедливости и солидарности, избирателям более или менее понятно, что она обещает провести перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев. Французский социопсихолог С. Московиси, обстоятельно исследовавший механизм формирования социальных представлений в современном обществе, показал, что они возникают в результате превращения понятий, выработанных наукой или идеологией, в конкретные образы действительности и приобретения этими образами субъективного смысла, способного ориентировать и направлять практическую деятельность людей^.

Окончание следует.

^Тамже.с. 67. Гаджиев К.С. Политическая философия,.М., 1999, с. 325.

^Холодковский К.Г. О корнях идейно-психологической дифференциации российского общества. В кн. Человек в переходном обществе. ИМЭМО, М 1998. ^Psychologie sociale. Sous la direction de S. Moscovici. Paris. 1984.




1. і Адже ці речовини здебільшого є цінними матеріальними ресурсами
2. Шесть вопросов об отпуске без сохранения зарплаты
3. Злочинні доходи як обєкт оподаткування
4. Екологічна освіта на уроках біології
5. Дом молодежи Железнодорожного района О
6. Действий нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
7. жизни проводит именно на хранении
8. мы Министерства кры РБ имеют в качестве правовой основы для своей деятельности положение о детской муз худ ш
9. Центурий Нострадамус известен как Е астрологпредсказатель
10. биохимических исследований- Электрофорез белков на пленках из ацетата целлюлозы Определить общий б
11. тема і передумови її успіху слід виявляти у зовнішньому середовищі оперативно адаптуючи та оптимізуючи мік
12. Задание 1 вариант - составьте статусный портрет героев данного отрывка
13. Процесс усвоения и восприятия римского права в Западной Европе
14. тема Но прежде всего имеются ввиду то что связано с массовыми репрессиями политического характера
15. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
16. Йяйяйя ~ В чем ~ дело ~ Я ~ Нойтан ~ всеми ~ любимый ~ симпатичный ~ талисман ~ ldquo;Битвы за тронrdquo; Э ~
17. Вариант 1 1. Фирма имеет 100 предприятий причем каждое предприятие выпускает хотя бы одну продукцию вида А
18. Римское гражданство высший социальный и юридический статус римской античности означающий возможнос
19. князя Сарматії та України володаря Війська Запорізького
20. Тема- Мышцы живота Выполни